Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества преподавания географии (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)

Старченко Марина Геннадьевна

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества преподавания географии (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_2017.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Администрация Суджанского района

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества преподавания географии (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)

        Подготовила:

 учитель географии

1 квалификационной категории

МКОУ «Гончаровская СОШ»

Старченко М.Г.

2017


         Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение видами педагогической культуры.  Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. 

        Современная профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет индивидуальности, способность гибко перестраивать содержание и направление своей деятельности в связи со сменой социальных ориентаций.

         Учитель  реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности. 

            Задача  проведения мониторинга обученности учащихся, направленного на объективную оценку труда педагогов – прерогатива педагогической и управленческой деятельности, так как одним из главных критериев результативности деятельности школы и каждого учителя является все более широкое участие в развитии общероссийской системы независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников,  формой которой стали государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов и Единый государственный экзамен. Основным результатом деятельности школы является выполнение государственных образовательных стандартов. Именно ГИА и ЕГЭ, а начиная с прошлого года – это и всероссийские проверочные работы, пока в 11 классе, на сегодняшний день являются основными показателями компетентности педагогических работников.    Проблема оценки труда учителя давно находится в центре внимания педагогической науки. Ей посвящен широкий круг исследований, в которых подняты и проанализированы вопросы о сущности и структуре профессиональной компетентности педагога, влиянии профессиональной компетентности и ее составляющих на характер и результаты деятельности учителя.

          Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка обученности  учащихся. Этот  показатель  важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

         Обученность– это не что иное, как уровень учебных достижений. Уровень предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Для ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности, для учителя – оценка эффективности его работы и одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика. Традиционно мерой обученности является отметка по предмету, преимущество её – в традиционности, доступности, понимание и детьми, и родителями. Обученность каждого ученика оценивается отметкой по предмету в течение года, начиная с контрольно-методического среза на определение уровня обученности, проводимого в сентябре и определяющего  актуальный уровень обученности. Следующие данные в мониторинге обученности - это результаты контрольных работ, зачетов, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, всероссийских проверочных работ и ЕГЭ.

               Данные результаты предоставляют возможность:

  • получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;
  • оценить степень овладения выпускниками средней школы проверяемым на экзамене содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников;
  • определить направления по совершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов;
  • выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий);
  • получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;
  • определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками;
  • сравнивать результаты ГИА  по годам и др.
  • Результаты ГИА являются
    индикаторами качества образования
  • число сдававших экзамен по предмету – показатель востребованности предмета среди выпускников ОО;
  • средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;
  • решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;
  • решаемость заданий с развернутым ответом – показатель качества углубленной подготовки и др.

При подведении итогов выполнения работ следует обязательно учитывать следующие принципы:

  • объективной оценки деятельности школ
  • Нельзя   требовать   одинаковых   результатов   от   школ, функционирующих в разных условиях.
  • Нельзя требовать одинаковых результатов от школ, располагающих разными ресурсами и возможностями развития.

Из прошлогоднего опыта своей работы (написание ВПР по географии в 11 классе, сдача ОГЭ в 9 классе) я могу сделать следующие выводы:

Необходимо:

1. формировать навыки работы с тестами различных видов;

2. усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися, организовать повторение пройденного материала;

3. обратить особое внимание на формирование географической компетентности:

  • владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
  • умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
  • умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
  • умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ;

4. формировать географические компетенции на основе имеющегося у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география.

         Так, при подготовке  к сдаче ОГЭ дети испытывали наибольшие трудности в работе по таблицам со статистическим материалом (на определение прироста населения, доли от общего числа и т.д.), возникали трудности при ответе на вопросы экологического характера, многие изначально не решали вопросы по профилю, но в процессе подготовки дети стали справляться с этим заданием, сложности были и остались при работе с климатограммами, и с заданием № 28, где нужно было по таблице перепроверить выводы, сделанные школьниками. Таким образом, подготовка к экзамену позволила выявить пробелы в знаниях школьников и усилить работу по их устранению.

       ВПР в 11 классе показала, что трудность вызвало определение региона России по его описанию (я связываю это с тем, что география России изучается в 8-9 классе, и прошло много времени с этого момента), решение задач на определение часовых поясов, на определение динамики темпов роста (в % к предыдущему году). Таким образом, я для себя сделала вывод, что несмотря на ограниченное количество времени  на изучение географии в 11 классе, нужно находить его для подготовки к ВПР и наибольшее внимание уделять конкретным вопросам.


        Кажется совершенно естественным, что учебные достижения учащихся должны служить критерием оценки деятельности учителя, его профессионализма. Однако существуют аргументы, ограничивающие прямое увязывание внешних результатов с качествами учителя. При измерении учебных достижений не учитываются багаж, который приносят сами ученики, и целый ряд факторов, которые содержатся в учебном достижении какого-либо ученика.