ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Юрченко Полина Витальевна

Целью работы является формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx87.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. 

Игровые приемы

Прием 1 «Индивидуальная консультация»: Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в  семье ;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
1.Когда он родился, то ………
2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было …..
3.О здоровье можно сказать следующее …….
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ……..
5.Его отношение к школе было …….
6.Трудности воспитания связаны с …….
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….]

Прием 2 Дискуссиякруглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Прием 3 «Испорченный телефон»: Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.
Выбирать разные типы текстов:
Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами
Известное четверостишие
Пословицу.

Прием 4 «Ромашка эмоций и чувств».

( Звучит спокойная музыка).

Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Приемы 5 Ролевая игра «Услышать ребенка»:
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.». 
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: 
• «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.; 
• «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.); 
• «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); 
• «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). 
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми. 
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. 

РЕФЛЕКСИЯ:

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»: 
1. Что вы чувствуете сейчас? 
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль? 
3. Какие выводы вы для себя сделали? 

Прием 6 «Аквариум» - форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название - «аквариум». Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Прием 7  «Большой круг». Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа. Первый этап - участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап - по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием 8  «Клубок проблем». В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы. Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.

Прием 9 «Case-study»(анализ конкретных практических ситуаций).

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения родители получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретных эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера родитель вживается в конкретные обстоятельства, понимает ситуацию, оценивает обстановку, определяет, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения.

Прием 10 «Круг ответственности» - это упражнение было разработано нами для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного процесса («Пусть учителя работают, они за это деньги получают» или «Это проблема родителей, пусть они и занимаются»), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность и т.п.). Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3. Родителям предлагается такая инструкция: «Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность ребенка… (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема). Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность». Это упражнение можно проводить двумя способами: А) родители получают готовые варианты ответа. Например, при составлении «круга ответственности» по теме «От чего зависит интерес ребенка к чтению?» родителям учеников четвертого класса предлагались такие варианты: от родителей, от бабушек и дедушек, от работы учителя, от работы школьного библиотекаря, от сверстников, от окружающей среды, от братьев и сестер. Б) варианты ответов родителям не предлагаются, им нужно подумать над этим самостоятельно. Возможны два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой. В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму. В групповом варианте в зависимости от количества Интерактивные технологии на родительском собрании 21 участников, либо группа составляет диаграмму совместно, либо делится на мини-группы (по 5–7 человек). Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы и комментируют их. При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.


Памятка для родителей: "Организация помощи первокласснику в учебе"

  1. Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня первоклассника.
  2. Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.
  3. Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах, например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй аккуратно написать новую букву" и т. д.
  4. Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный настрой, атмосфера успеха, в которой обязательно будет достигнут качественно новый результат.
  5. Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он – личность. Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его успехов и роста относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у тебя все получится".
  6. Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным предметам.
  7. Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Памятка для родителей: "Организация рабочего места ученика"

  1. Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и разложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.
  2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону, чтобы основной свет проникал через верхнюю треть окна.
  3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных принадлежностей – книжные полки.
  4. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

Попробуйте соблюдать несколько правил,

которые помогут Вашему ребенку:

  1. Поддержите в ребенке его стремлении стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  10. Школа – это служба, на которую ходит ребенок. Вот и относитесь к ней, как к работе. Ваши отношения с ребенком не должны портиться из-за неудач на его «работе». Постарайтесь не раздражаться на своего ребенка, а поддержите его в этот сложный период – будьте ему хорошим другом.

Примерные темы для беседы с родителями

Для родителей учащихся 1 класса.

  1. Как подготовить ребенка к школе. Возрастные особенности детей 6-7 лет
  2. Режим дня в жизни первоклассника. Регламентация труда, отдыха, занятий ребенка в течение дня. Охрана нервной системы.
  3. Как помочь первокласснику учиться. Игра в жизни школьника.
  4. Воспитание у детей честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, требовательности к себе, друг к другу.
  5. Закаливание, профилактика простудных заболеваний.
  6. Как лучше организовать летний отдых детей.
  7. Что такое тестирование? Как разобраться в уровне развития и подготовки вашего ребенка?
  8. Цели и задачи первой ступени образования в школе (по Типовому положению об образовательном учреждении и уставу данной школы).

Для родителей учащихся 2 класса.

  1. Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашнего задания. Воспитание у детей интереса к чтению.
  2. Роль личного примера родителей в воспитании у детей потребности соблюдения выбранного режима дня. Личная гигиена школьника.
  3. Трудовая атмосфера семьи – важнейший фактор воспитания детей. Семейные традиции в труде. Домашние праздники и участие в них детей. Воспитание бережного отношения детей к природе.
  4. Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка.
  5. Воспитание у детей взаимопомощи в семье, чувства коллективизма.
  6. Как помочь ребенку в овладении основами здорового образа жизни.
  7. Приемы словесного воздействия на сознание детей в народной педагогике.

Для родителей учащихся 3 класса.

  1. Общая характеристика данного возраста. Физиологические особенности школьника и их учет в воспитании. Особенности развития познавательных интересов детей и интеллектуальной сферы: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
  2. Роль родителей в воспитании у детей ответственного отношения к учебному труду. Что нужно знать родителям, чтобы помочь школьникам учиться.
  3. Педагогические требования к организации труда детей: посильный труд ребенка, овладение разнообразными трудовыми навыками. Поручения и их виды.
  4. Организация свободного времени. Поведение детей в общественных местах, гостях, дома. Формирование интересов и разумных потребностей в системе досуга.
  5. Забота о здоровье детей. Роль ежедневных занятий физкультурой. Совместные занятия физкультурой и спортом родителей и детей. Спортивные игры и их роль в укреплении здоровья младших школьников. Особенности режима дня детей в летний период.
  6. Воспитание честности и правдивости в народной педагогике.
  7. Альтернативные образовательные программы и их реальная ценность в судьбе ребенка.

Для родителей учащихся 4 класса.

  1. Младший подростковый возраст и его особенности. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требованиями к нему – условия успешного воспитания подростков в семье.
  2. Развитие познавательной активности и культуры умственного труда подростков в семье. Формы стимулирования родителями самостоятельности четвероклассников в учебной деятельности. Единство требований семьи и школы к учебному труду подростков.
  3. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам народных промыслов.
  4. Содержание нравственного воспитания детей в семье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей, формирование культуры поведения. Согласованность родителей в выборе целей и методов воспитания.
  5. Занятие – практикум. Как помочь детям учиться.
  6. Разбор педагогических ситуаций в семейном воспитании.
  7. Примеры эмоционального воздействия на чувства и сознание детей в народной педагогике.
  8. Как помогать ребенку в составлении его склонностей и интересов.

Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников»


Вид консультирования: тематическое.
Участники мероприятия: родители учащихся младших классов.
Цели консультирования: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.
Задачи консультирования:
1. Активизировать работу родителей.
2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Оборудование: Бланки для проведения приемов коучинга, ручки, чистые бланки для телеграмм.
Этапы проведения консультации:
1. Организация консультации.
Приветствие родителей.
2. Определение повестки.
Прием коучинга «Колесо»
- Уважаемые родители, как вы думаете, зачем Ваш ребенок посещает школу?
Обозначьте в секторах круга цели посещения Вашим ребенком учебного заведения:


- А теперь обозначьте значимость каждой цели по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности.
- Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из области круга. Теперь у Вас есть наглядная картина целей посещения Вашим ребенком школы.
- Проанализируте полученный результат. Что за фигура у Вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированы цели. Теперь вы можете составить план мероприятий по достижению каждой цели. Но я Вам сейчас предлагаю определить наиболее значимую цель посещения ребенком школы.

- Распределите цели посещения школы ребенком по степени важности по десятибалльной шкале от 1 до 10. По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.
- Как по вашему связаны понятия «получение знаний» и «успеваемость»?
- Вот сегодня мы и поговорим, об актуальном для Вас вопросе, об успеваемости.
3. Основная часть консультации.
- Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
- Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.
- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.
Примерный перечень:
1) неправильно организованный режим дня;
2) дети не вникают в суть выполняемого задания;
3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;
4) лень;
5) нет интереса к некоторым предметам;
6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;
7) не умеют сосредотачиваться;
8) не прислушиваются к мнению старших.
- Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными. Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Анализ их работ позволил построить следующую схему:


- А можно ли преодолеть эти причины неупеваемости и повысить успеваемость в целом?
Прием коучинга «Масштаб цели»
Табличка заполняется родителями, затем ведется общее обсуждение цели и способов ее достижения.


- Предупреждение неуспеваемости (повышение успеваемости) предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
- Хотели бы Вы, чтобы успеваемость Вашего ребенка улучшилась? Возможно ли это?
Обсуждение с родителями заполненной таблички.
4. Осмысление итогов консультирования.
- Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей. Родители должный быть сами деятельны, активны, помогать детям, рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня, научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь, оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания и т.д.
5. Рефлексия.
Методика «Телеграмма»
Родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.
Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.
Примерные телеграммы:
• «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.»
• «Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.»
• «Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают»
- Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к учебе и труду.
- Хочется поблагодарить присутствующих на собрании родителей за их активное участие в жизни своих детей, класса и школы. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.