Песочные фантазии

Лазарчева Елена Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnye_fantazii.docx918.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Песочные фантазии»

Цель: Знакомство детей со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

                                           Чтение стихотворений

Нас сегодня ждет песочек
Чистый, свежий, золотой.
Залезай сюда, дружочек:
Хочешь рой, а хочешь строй.        

 Изучаем песенку « Я пеку, пеку, пеку»

                             Пальчиковая гимнастика «Колобок»

https://gimnastikasport.ru/wp-content/uploads/2019/07/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-1.jpg     

                               

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0813/00039e0a-1fe00b72/img21.jpg


                                     
Игры с песком.

1. Игра «Чувствительные ладошки»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Воспитатель: «Ребята предлагаю вам поздороваться с песочком»

(Дети погружают руки в песок)

2. Игра «Здравствуй песок»

Цель: Снижение психофизического напряжения.

По – разному «Поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка (пальчиками, ладошкой внутренней или тыльной стороной и пр.)

3. Игра «Необычные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Воспитатель: «А теперь покажем как … .»

- «Идут медвежата» - кулачками надавливаем с силой на песок.

- «Прыгают зайчата» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

4. Игра «Песочный дождик»

Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Устроим необычный дождик – песочный. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или на свою ладонь.

Воспитатель: «Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (ответы детей словами или жестами) Мы сыплем песочек.

Какой же красивый дождик у нас получился! »

 

                        НОД на тему: «Поиграем с песочком»

Задачи:

- знакомить детей со свойствами песка;

- развивать мелкую моторику рук;

- обогащать словарный запас слов;

- формировать коммуникативные навыки.

Материал: песок в песочнице.

Правила игры с песком:

1. береги песчинки, не выбрасывай их из песочницы;

2. песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

3. после игры с песком помой руки.

Воспитатель: Ярко солнышко сияет

И ребяток приглашает,

Поиграть в «Песочный дворик»

И в волшебный наш песочек.

Это очень интересно,

Увлекательно, чудесно!

Игра «Чувствительные ладошки» 

Воспитатель: Нас сегодня ждал песочек –

Чистый, свежий, золотой.

Подходи сюда, дружочек,

Хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра: «Здравствуй, песочек»

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем как… .

(«идут медвежата», «прыгают зайчата», «ползут змейки»)

Игра: «Необыкновенные следы» 

Воспитатель: Устроим необычный дождик – песочный.

Игра: «Песочный дождик» 

Воспитатель: Я предлагаю вам порисовать на песке пальчиком или палочкой: дорожку, травку, солнышко, дождик и пр.

Сегодня мы с вами играли с песочком: здоровались с ним, оставляли следы,

рисовали. Ребята, а вам понравилось играть с песочком? (ответы детей).

 

Занятие – экспериментирование на тему: Песок сухой и мокрый. Свойства песка. Изготовление пирожков.

Цель: выяснить, из какого песка можно лепить. Насыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получается. Затем песок намочить и проделать те же самые операции. Из какого песка получились фигурки? Вывод: из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет.- формировать умение лепить пирожки;

Оборудование: совочки, формочки, лейка с водой.

Воспитатель: Ребята, потрогайте песок. Какой он? (ответы – сухой, сыпучий). Сухой песок светлого цвета (проговаривание вместе с детьми) .

Насыпьте песочек себе на ладошку. Из состоит песок? Из песчинок. Они очень мелкие (проговариваем вместе с детьми) .

У вас лежат формочки, насыплем туда песок и сделаем куличики, пирожки. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки (дети выполняют задание). Получились пирожки? (ответы) .

Почему не получились? Песок сухой, он рассыпается и пирожки не получились.

Подвижная игра «Песчинки»

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Вокруг себя повернись и в песчинку превратись. Присели все на корточки. Сколько у нас много песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полет песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки). Превращаются обратно в ребяток.

Воспитатель: Кто знает, что будет, если полить песок водой? Проверим?

(Воспитатель поливает песок из лейки) .

Потрогайте песок, какой он? (ответы)

Правильно, если налить в песок воду он станет мокрым. Песок сырой, мокрый – он холодный, темного цвета.

Ребята, а мокрый песок так же сыплется как и сухой? (показать детям)

Вывод: мокрый песок не сыпучий.

Из сырого, мокрого песка можно делать куличики, пирожки.

Предлагаю взять формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок.

Вот так постучите совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку, что получилось? (пирожки, куличики)

Вот такие красивые пирожки мы с вами сделали, слепили, молодцы! Рассматриваем пирожки.

 

Экспериментирование на тему: «Песок. Свойства песка. Рисуем палочкой на песке».

Задачи: Развивать у детей представление о свойствах песка. Формировать умение рисовать палочкой на песке. Обогащать словарный запас.

Оборудование: песок сухой и мокрый, палочки, лейка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас в песочнице? А как вы думаете, можно ли на песке рисовать? Я предлагаю вам стать настоящими художниками.

Уточнение правил безопасности: не брать песок в рот; не обсыпаться, не бросать в других детей; не тереть глаза грязными руками.

Выполнение эксперимента.

Воспитатель: Ребята возьмите палочку и попробуйте провести по влажному песку. Что получилось? А теперь попробуйте провести палочкой по сухому песку. Что получилось?

Вывод: На влажном песке палочкой рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.

Проводится подвижная игра «Песчинки» (см. выше)

Итог занятия: Сегодня мы с вами были художниками. Давайте мы еще раз посмотрим, где мы рисовали палочкой. На влажном песке рисуется лучше. Сухой песок рассыпается.



Песочная «терапия»

Консультация для родителей

☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.

☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

☻На песке детей учат рисовать (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективна “терапия глиной”.

Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт — основу мышления.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором” окупает все затраты.