Главные вкладки

    Развитие речи. Звуки Р, РЬ

    Глинкина Алина Михайловна

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе.

     Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ    

    «Поможем Чебурашке»

     

    Задачи:

     - Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках,  в словах и предложениях.- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

    - добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания);

    - развивать фонематический слух;

    - продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;

    - воспитывать чувство взаимопомощи

    Оборудование:  конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк), красивая коробканаборы карточек с предметными картинками.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Стихотворение «Напоминалочка»

    Воспитатель:

    Говорим всегда красиво:

    Тихо и неторопливо.

    Ясно, чётко говорим,

    Потому что не шумим!

    Наши ушки слушают,

    Наши глазки смотрят,

    Ручки нам помогают,

    Ножки нам не мешают.

     

    В.: Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт.  Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

    Этот маленький зверек,
     Не волчонок, не хорек,
    В телефонной будке жил,
    И со всеми он дружил.
    У него большие уши,
    И у Гены друг он лучший,
    И смешной, как неваляшка,
    Кто же это? ...

    Д.: Чебурашка.

    В.: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути,  Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

                              Показать  детям  карту.

    Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

     

    В.: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
    - Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
    - Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
    - Водички: с-с-с-с-с…
    - Комарика: з-з-з-з-….

     

    В.: Все молодцы! Пора в дорогу.

    В:  Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р

    - Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.

    - Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».

    - При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

     

    В.: Слов со звуком  «Р» много.

    Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

                   Красный глаз его горит –

                   Ехать дальше не велит!

    - Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)

    - Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

    а)  Чистоговорки:

    Ра, ра, ра — вот высокая гора.

    Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

    Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

    Ру, ру, ру — много ягод наберу.

    Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

    б) – Следующие задание, я буду  читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова со звуком Р:

    Утром присев на зелёном пригорке

    Учат сороки скороговорки:

    Картошка, картонка, карета, картуз,

    Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

    Дети называют слова со звуком «р».

    в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

    Слова:  Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

    В.: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит,  можно двигаться дальше.

                           Знак «Подарок»

    В.: Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

    Д.: Подарок.

    В.: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для  Чебурашки.

     

    Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.

    *Наборы картинок:

    ракета                ромашка                  машина                      барабан

    роза                    книга                        карандаши                  пирожное

    самокат            ручка                        мороженое                 фотоаппарат

    робот                гитара                     шары                             пирамидка

     

    Физминутка «Бабочка».

    В.: Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

    Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

    Утром бабочка проснулась, 

    Улыбнулась, потянулась.    

    Раз –росой она умылась, 

    Два – изящно покружилась.

    Три – нагнулась и присела

    На четыре – полетела.

    В.: Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

     Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется  Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

     В.: Ребята, вы  знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться  до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

    Расцвели на клумбе козы.

    В огород забрались розы.

                                     У слона огромный робот.

                                      На заводе сделан хобот.

    Ползает у речки мак.

    Расцветает в поле рак.

    В.: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому  Старуха Шапокляк  решила сама  освободить дорогу. Двигаемся вперед.

    Воспитатель машинкой  на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её  вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется  Чебурашка.

     

    В. и Д.: С Днем рождения, Чебурашка!!!

    В.: Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке  с каким звуком вы сегодня знакомились.

    Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».

    Рыбки плавали, ныряли

    В прятки весело играли.

                               Роет землю серый крот

                               Разоряет огород.

    Галка села на забор

    Грач завел с ней разговор.

    VIII.  Итог занятия

    • Какой звук сегодня мы закрепляли?
    • С кем и чем мы встречались на пути?
    • Что вам понравилось на занятии?