Консультации для педагогов
На странице представлены консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации использования тематического стенда «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия), для работы с детьми дошкольного возраста.
Индивидуализация РППС в ДОУ способствует развитию у детей социальных навыков, инициативности, самостоятельности, стимулирует общение, любознательность, творчество. Не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности, способности, состояние психического и физического здоровья. Именно поэтому мы реализуем в работе с детьми интересные развивающие дидактические игры и пособия, витрины и ширмы. Одним из них является тематический стенд «Здравствуйте, Я пришёл!». Он должен использоваться в работе ежедневно и играет большую роль в социализации ребёнка - помогает детям радоваться каждому своему приходу и приходу сверстников в детский сад, а в адаптационный период – представить себя, как новичка.
Цель игрового стенда – создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Методика, технология работы стенда: приходя в детский сад, ребёнок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом, заявляя о своём присутствии в группе.
При разработке стенда необходимо учитывать педагогические принципы:
- содержательность;
- насыщенность;
- полифункциональность;
- вариативность (съёмность и перемещение плоскостных фигур);
- доступность;
- безопасность;
- соответствие возрасту детей.
Роль тематического стенда в развитии детей:
- помогает ребёнку всесторонне включаться в общество, строить партнёрские отношения, развивать диалог между сверстниками и воспитателем;
- формирует собственную позицию личности ребёнка;
- регулирует и помогает усвоить малышу общественные нормы и ценности;
- даёт возможность самовыражения каждому воспитаннику;
- стимулирует активность, самостоятельность, свободу выбора детей.
Ребята прикрепляют свои фотографии к той капельке, к тому цветочку, которая соответствует настроению, с которым они пришли в детский сад.
Игровой стенд представляет собой:
- интерактивную доску на магнитной основе;
- паровозик с двумя окошками из фоамирана на магнитах;
- вагоны с одним, двумя, тремя окошками из фоамирана на магнитах и колёсиками с липучками;
-сопутствующие съёмные (на прищепках, липучках) элементы ко «Дню именинника» (плоскостные воздушные шары, корона именинника, бАнты подарочные – плоскостной и объёмный, возрастные цифры «4, 5, 6»), разноцветные листья, снежинки;
- пиктограммы-смайлики, показывающие: грусть (печаль), радость (веселье);
- фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, размером 5x6 см., с небольшим прозрачным кончиком сверху фотографии, для удобного пользования.
Методические рекомендации: Ребёнок, придя утром в группу и размещая свою фотографию в любом из вагончиков, подчёркивает себя как личность, членом сообщества детей и взрослых. «Ехать» в поезде – замечательная возможность получить бодрое состояние, приветствие друг друга, желание общаться, быть вежливым. Вагончики ни за кем из детей не закреплены, т.е. сегодня в этом вагоне может «ехать» один ребёнок, а завтра другой. Дети свободны в выборе места, соседей. Педагогу необходимо обращать внимание на всех детей: будь то активный или пассивный, мальчик или девочка и т.д. Увидев, в каком вагоне ребёнок выбрал место: «садится» он один или к кому-либо из детей, воспитатель делает вывод - кто с кем желает провести сегодня день или кто кому отдаёт предпочтение и если есть необходимость - ненавязчиво направляет. Для того, чтобы в течение дня дети не теряли интерес к стенду, вагоны нашего поезда не статичны и детям предоставлена возможность в любое время самостоятельно менять своё место в вагоне и соседей, а также переставлять фигурки вагонов с одного места на другое (например: последний вагон поставить в начало состава и т.п.).
С помощью стенда можно определить - есть ли сегодня в группе именинник (будь то ребёнок или взрослый). Именинник сам выбирает подарки и прикрепляет их к вагону где «едет». Дополнительно, с помощью некоторых элементов (листья, снежинки), дети с успехом закрепляют знания о текущем времени года и лучше запоминают, в какое время года дни рождения.
Многофункциональный стенд можно использовать для обучения дошкольников понимания эмоционального состояния не только своего, но и окружающих людей. Придя в детский сад, у детей есть возможность рассказать о своём настроении, с которым пришли и прикрепить на колёсики вагонов пиктограммы настроения в виде смайликов: грустный ребёнок или весёлый (в старшем возрасте можно использовать больше эмоций). Можно отслеживать эмоциональное состояние детей в течение дня, ведь оно может меняться. Ребёнок прикрепляет другой смайлик, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения. Данное пособие имеет большой педагогический аспект.
Использование этих стендов формируют у детей положительный эмоциональный настрой на посещения детского сада, культуру поведения, желание и умение устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.
Предварительный просмотр:
Задачи формирования основ гражданственности и патриотического воспитания
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, городу и к родной стране.
От 2 лет до 3 лет.
- формировать элементарные представления о семье и ДОО.
(Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.
Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы.
От 3 лет до 4 лет.
- обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;
(Педагог регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с близлежащим окружением дошкольного учреждения (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.
Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
От 4 лет до 5 лет.
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
- развивать интерес детей к основным достопримечательностям населенного пункта, в котором они живут.
(Педагог продолжает знакомить детей с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
От 5 лет до 6 лет.
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
(Педагог продолжает расширять представления детей о государственных символах России - гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры). Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).
От 6 лет до 7 лет.
• воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
• знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
• развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
(Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства. Рассказывает, что Россия - самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).
Педагог вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей (законных представителей) включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте.
Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью населенного пункта, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой, создавать коллажи и макеты локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного населенного пункта.
Предварительный просмотр:
Использование робототехнического набора Matatalab Tale - bot
в процессе обучения дошкольников.
Для того, чтобы Tale-bot начал работать на любом поле, необходимо, чтобы он определил тему поля. Ставим робота на изображение слева. Он сканирует (опознает) интерактивное поле и говорит, что нужно делать дальше.
- Показ интерактивного поля «Зоопарк».
а) робот самостоятельно выполняет движения. По ходу движения робота мы можем расширять информацию (задавать вопросы: Где живут? Чем питаются? Видели ли вы этих животных и т.д.).
б) движения робота программирует воспитатель по инструкции робота. Перед каждым началом движения, мы нажимаем на кнопку «Сброс» - сбрасываем предыдущую программу и программируем следующий путь.
Просмотр полей «Органы чувств», «Мой город», «Жизненный цикл лягушки».
- Нарисуем маршрут робота (схему движения). – 2-3 раза.
На столе лежат распечатанные на листе А4 поля (поле «Счет») и карандаши двух цветов. Сейчас мы попробуем нарисовать маршрут (дорогу) нашего робота. Включаю презентацию (робот движется по определенному маршруту). Правильно ли вы нарисовали, ответ в презентации.
Можно предложить детям нарисовать схемы к тем ил иным предметам на полях. А потом запрограммировать по ним робота.
- Рисунки робота.
Робот умет рисовать, как с одним маркером, так и с двумя. Давайте посмотрим, как он рисует. Нажимаем на кнопки, в зависимости от того, что мы хотим нарисовать.
На что похож рисунок? (+ другие рисунки робота).
Можно предложить детям, повторить рисунок робота или дополнить какими-либо элементами (т.е. дорисовать рисунок).
Предварительный просмотр:
Требования к содержанию оборудования для организации игровой деятельности на прогулке.
Развивающая предметная среда выступает основой реализации основной образовательной программы ДОУ. Построение развивающей среды на участке основывается на тех же самых принципах, что и в группе, и предполагает целенаправленную работу по её использованию для развития у детей интеллектуально-творческих способностей, физического и психического здоровья.
Выделяются несколько принципов построения и использования развивающей среды на участках детского сада. В первую очередь, развивающая среда обязательно должна учитывать такие базовые педагогические принципы, как:
- Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих элементов и т.д.);
- Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды должны быть доступны детям для активного пользования;
- Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармонизировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому воспитанию и развитию;
- Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способствовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
- Принцип вариативности (полифункциональности), – который заключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей территории детского сада
Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
-участки групп с теневыми навесами,
-спортивную площадку,
-размеченную дорожку для занятий бегом,
-площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения,
-цветочные клумбы, цветники,
-огород.
Рассмотрим содержание оборудования на участке в теплое время года по образовательным областям:
Образовательная область Физическое развитие Задачи: – продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости); – формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности; - знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья. | Выносной материал
- самокаты, качалки;
- машины – каталки для развития двигательной активности детей |
Познавательное развитие Задачи: – содействовать налаживанию общения детей в совместных играх;
| - наборы для игры с песком и водой (песочные наборы, емкости для переливания воды в разные сосуды, водяная мельница, водоплавающие игрушки, мыльные пузыри) Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Для игр с водой можно использовать надувные бассейны, ванночки, тазики. - контейнер для экспериментирования (приборы-«помощники»: весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и т. д.; утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи).
пирамидки, стаканчики, вкладыши (для сенсорного развития) |
Речевое развитие Задачи:
– пополнить и активизировать словарь детей. – развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом; |
моторики (бусы, мозаика и т.д.)
|
Социально-коммуникативное развитие Задачи:
в быту, на природе, на улице;
|
|
Художественно-эстетическое развитие Задачи:
создать условия для развития творческой активности детей. |
|
Прогулки в детском саду зимой – это прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, когда дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к
труду.
Чтобы зимняя прогулка прошла интересно, важно не только создавать условия для организации различных видов деятельности детей, но и подготовить необходимое оборудование и инвентарь, которые дети могут использоваться на улице.
Атрибуты для игр со снегом
- лопатки и совочки,
- емкости для формовки снега,
- печатки (это могут быть плоскостные или объемные формы, которые оставляют отпечатки от снегу в виде силуэтов цветов, животных, растений и т.д.),
- ведерки, ящики, корзинки для переноски и перевозки снега,
- крупные формочки,
- сито с крупными ячейками,
- разноцветные крышки, шишки для выкладывания узоров на снегу,
- палочки для рисования на снегу,
- емкости для пересыпания снега и др.
Атрибуты для подвижных и спортивных игр
- санки, ленточки, султанчики, флажки, вожжи, ледянки, маски, кегли и др.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- куклы, одетые по сезону, саночки, наборы игрушечной посуды, руль и др.
Оборудование для исследовательской деятельности:
- различные емкости для снега и воды (использование воды допустимо только под руководством взрослого),
- формочки для заморозки,
- снегомер (палочки разной длины или мерная линейка для измерения глубины снежного покрова)
Важно помнить:
- Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к
хранению и размещению выносного материала;
- За состоянием выносного оборудования необходимо постоянно следить: оборудование должно быть безопасным в использовании, для этого необходимо регулярно мыть все игрушки и проверять их на наличие сломанных деталей, острых краев и т.д.
Предварительный просмотр:
Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации старших дошкольников.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть
Развивающая предметно-пространственная среда должна:
• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- Материалы для дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Подбор демонстрационного материала - «Профессии»
- Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями
- Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
- Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, в том числе с использованием ИКТ-технологий.
- Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
- Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, необходимо использовать такие игры:
- с предметами - подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых;
- настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам.
2) подбор картинок по общему признаку. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
- словесные игры помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы.
Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – дети должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.
К профориентационным играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).
Дидактические игры по теме «Профессии»
- Деревянная головоломка «Профессии» для детей от 2-х лет.
- Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
- Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
- Развивающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
- Обучающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
- Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
- Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.
- Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
- Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
- Настольная игра «Все профессии важны» для детей от 4-х лет.
- Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.
Таким образом, работа по профориентации с помощью дидактических игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Перечень игрового материала и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр :
Тематические строительные наборы
- Конструктор.
- Куклы крупные и средние
- Кукольные коляски, соразмерные куклам.
- Комплект постельных принадлежностей для кукол.
- Кукольные стол, стул, кровать, диванчик, кухонный шкафчик и плита.
- Набор посуды.
- Набор продуктов (объёмные муляжи).
- Весы. Касса.
- Сумки, корзины, рюкзачки.
- Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
- Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расческа, фен).
- Гараж.
- Светофор
- Грузовые машины. Спецмашины.
- Полицейский набор.
- Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолет)
- Штурвал на подставке. Руль автомобильный.
- Бинокль (подзорная труба).
- Машины общественного транспорта.
- Машины – строительная техника.
- Каска строительная.
- Набор инструментов.
- Домашние и дикие животные и птицы.
- Телефон.
- Набор бытовой техники.
- Набор музыкальных инструментов.
Список демонстрационного материала для ознакомления детей с профессиями
- Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях.
Издательство: Детство-Пресс, 2009 г. В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих представительниц типично женских профессий («профессий мам»). Иллюстрации выполнены на картонных вкладках.
- Нищева Н.В. Все работы хороши.
Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
В пособии представлены 8 сюжетных демонстрационных картин, изображающих труд представителей разных профессий, дидактическая игра и методические рекомендации по обучению дошкольников старших возрастных групп рассказыванию по картине.
- Строительство: специальности, техника, материалы. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.
Издательство: Весна-Дизайн, 2008 г.
В комплект входят 18 демонстрационных картин, изображающих строительную технику, строительные инструменты и материалы. Комплект предназначен для формирования у детей первоначальных представлений о процессе строительства жилья и промышленных зданий.
- Профессии, спорт. Демонстрационный материал для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство: ТЦ Сфера, 2012 г
Пособие содержит 40 рисунков с изображением представителей разных профессий и спортсменов.
Перечень иллюстраций: 1. Агроном. 2. Аптекарь. 3. Балерина. 4. Строитель. 5. Ветеринар. 6. Воспитатель. 7. Водитель. 8. Геолог. 9. Бадминтонист. 10. Баскетболист. 11. Велосипедист. 12. Волейболист. 13. Пловец. 14. Теннисист. 15. Фигурист. 16. Футболист. 17. Косарь. 18. Повар. 19. Врач. 20. Лесничий. 21. Лѐтчик. 22. Маляр. 23. Машинист. 24. Милиционер. 25. Учитель. 26. Пекарь. 27. Парикмахер. 28. Пианист. 29. Проводник. 30. Программист. 31. Продавец. 32. Садовник. 33. Скрипач. 34. Скульптор. 35. Слесарь. 36. Певец. 37. Столяр. 38. Стюардесса. 39. Плотник. 40. Токарь.
- Шипунова В.А. Профессии. Беседы с ребенком. Комплект карточек.
Издательство: Издательский дом «Карапуз», 2012 г.
Комплект содержит 24 картонные карточки размером 22,7x16,6 см. Комплект карточек поможет знакомить детей с трудом взрослых; расширить и уточнить представления о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; дать представление о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; формировать системные знания детей о преобразовании человеком предмета труда в продукт (результат труда); развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях.
Перечень картин по теме «Труд человека»
- Базылев Н. «Экскурсия на завод»
- Белых А. «Мостостроители»
- Дега Э. «Танцовщицы на репетиции»
- Дельфтский Я. «Кружевница»
- Жанков Г. «Следователь»
- Жемерикин В. «Дорожники»
- Заринь И. «Какая высота»
- Кузнецов Н. «На винограднике»
- Маковский В. «Дети в мастерской художника»
- Мальцев М. «На вахте»
- Пластов А. «Ужин трактористов»
- Попова З. «Хороший улов»
- Проказов Б. «Сенокос»
- Рыбин П. «На молочной ферме»
- Середин И. «Пограничник»
- Харитоненко Е. «Электросварщица»
- Цветков В. «Птицеферма»
- Яблонский Т. «Хлеб»
Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
- Малышам о профессиях. Аудио CD. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой для детей от 3-х лет.
- Стихи: 1. Профессии. 2. Учитель. 3. Врач. 4. Автоинспектор. 5. Архитектор. 6. Домохозяйка. 7. Водолаз. 8. Дирижер. 9. Астроном. 10. Кондуктор. 11. Космонавт. 12. Кинолог. 13. Библиотекарь. 14. Повар. 15. Писатель. 16. Парикмахер. 17. Банкир. 18. Продавец. 19. Регулировщик. 20. Программист. 21. Ветеринар. 22. Портной. 23. Сапожник. 24. Радист. 25. Геолог. 26. Лесничий. 27. Дворник. 28. Фармацевт. 29. Комбайнер. 30. Фотограф. 31. Лесоруб. 32. Строитель. 33. Шахтер. 34. Экскурсовод. 35. Шофер.
Стихи читают: Л. Чекмарева, Ю. Некрасова, С. Комарова, О. Тищенко.
- Аудиоэнциклопедия на CD. Замечательные профессии. Для детей 4 - 7 лет.
- Вступительная песенка 1:29
- Путешествие начинается 3:09
- Комбайнер, тракторист 4:14
- На молочной ферме 3:18
- Педагог 2:47
- Врачебные специальности 4:26
- Пожарные. Юристы 3:47
- Профессии военных 3:12
- Транспортные профессии 4:14
- Авиаконструкторы 2:18
- Какая работа у лесника 3:11
- В кафе. Повар 4:19
- Строители. Архитектор 3:19
- Промышленность. Геологи 3:52
- Автоматическая линия 2:27 16.
- Программисты 1:54
- Творческие профессии 5:03
- Где работает дядя Кузя 4:24
- Учtные 2:47
- Вот мы и дома! 1:31
- До новых встреч! Заключительная песенка 1:10
Общее время звучания 66:52
Мультипликационные фильмы:
«Каменные музыканты»
«Молочный Нептун»
«Самый главный»
«Кем быть» (по стихотворению В. Маяковского).
«Каникулы Бонифация»
«Весёлая карусель» Выпуск №15. Сюжет «Всё для всех» (по стихотворению Ю. Тувима «Всё для всех»).
«Боб-строитель»
«Приключения Компаса и Будильника»
«Фиксики»
«Поликлиника кота Леопольда»
«Доктор Айболит и его звери»
Перечень стихотворений по теме «Профессии»
- Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
- Маршак С.Я. «Мастер-ломастер», «Пожар». «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу»
- Маяковский В. «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»
- Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник».
- Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке. Художник»
- Мошковская Э. «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Я тоже буду шофером»
- Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»
- Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель»
- Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
- Собакин Т. «Будущая профессия»
- Усачев А. «Поливальная машина»
- Чуковский К. «Айболит»
- Чертков С. «Ветеринар», «Конструктор», «Летчик», «Моряк», «Музыкант», «Парикмахер», «Повар», «Пограничник», «Столяр», «Фокусник», «Художник»
Таким образом, правильно созданная предметно-развивающая среда является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.
При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей.
Направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность: для этого надо:
- внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;
- формировать интерес к профессиям взрослых;
- развивать интерес к окружающей действительности;
- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.
В статье 18 «Закона об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка»
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.)
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку.
Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.
Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.
Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями.
- Оформление родительских уголков.
В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профориентации дошкольников.
Необходимо предусмотреть работу с родителями в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.
- Проведение родительских собраний. Например: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Как знакомить детей с миром профессий?»;
3. Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
4. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов. Главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.
5. Совместно с родителями можно организовать фотовыставки, оформить альбомы.
6. Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей старшей группы, например «Я работаю»
Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Данная презентация расширяет представления воспитанников о мире профессий, развивает творческое мышление, внимание, ориентировку в пространстве. Например, открывается первый слайд, родитель загадывает загадку, а дети должны внимательно посмотрев на изображения, называть в каком углу находится правильный ответ, и т. д. Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…
7. Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
8. Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;
- выставка фотографий о профессиях родителей группы;
- Выпуск семейных газет «Наш папа – токарь», «Моя мама – повар»
- Оформление альбомов «Семейные династии»
-Проектная деятельность;
- Изготовление лэпбуков;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях;
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
И самое главное, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Педагогический коллектив должен стремиться достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Предварительный просмотр:
Создание среды для формирования первоначальных представлений о социокультурных ценностях у детей II младшей группы.
Дошкольный возраст - это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.
Приобщение к социокультурным ценностям - важное направление образования детей дошкольного возраста. Социокультурные ценности - это общепринятые нормы, которые раскрывают главные стороны жизни общества, активизируют и направляют оценочные действия, поведение ребенка;
- это уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к традициям семьи и своего народа, отношение к себе и к другим людям, умение устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека.
И программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка -дошкольника, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.
В младшей группе главными целями воспитательной программы являются:
- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).
Для этого возраста разработаны книги: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга», которые предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. И одной из особенностей данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.
Большую роль в формировании представлений о социокультурных ценностях имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика; то есть среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, в которых отражается и воспроизводится культура и индивидуальный опыт ребенка.
Важно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в группе должна ежемесячно меняться в зависимости от темы итогового занятия.
Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе должна включать в себя:
- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных художников-классиков по темам итоговых занятий («Доброе слово сказки», .«Дружная семья», «Мать и дитя», «Детские забавы», «Образ Солнца- образ Добра и Света», «Добрый мир», «Любимая книга»).
- Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом».
- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; образцы предметов декоративно – прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа.
- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр:
1) сюжетно-ролевых:( «Семья» - Дадим имена куклам, День рождения куклы, Кукла заболела, Укладываем куклу спать, «Праздник в семье», «Наш дом», «Книжный магазин», «Расскажем кукле любимую книгу»).
2) театрализованных (по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Золотое яичко», «Маша и медведь», «Репка»).
3) подвижных, включая народные (Заинька, Жили у бабуси, Заморожу, Курица и цыплята, Репка –репонька, Солнышкино платьице и -Игры: кубики-сказки («Сложи сказку»), разрезные картинки по темам итоговых занятий, домино «Сказки», «Наш дом» и др., пазлы по темам сказок «Теремок», «Репка», «Золотое яичко», «Маша и медведь» и др.,.
- Детская литература: книги с народным фольклором и яркими образами, подборки книг нравственной направленности, книги с народными и авторскими сказками, портреты отечественных писателей-классиков и поэтов писателей своего региона, музыкантов, художников и др..
- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей (Любимое имя, Доброе слово, Ласковая песня, Праздничная песня, Солнышко для мамы, Образ света книги, Добрый мир книги), все виды изобразительных материалов, природный и бросовый материал для творчества.
В развивающую предметно-пространственную среду необходимо включить картотеку дидактических, хороводных, подвижных, имитационных игр; альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д.
Таким образом, грамотно сформированная социокультурная образовательная среда способствует детям выделить для себя ценностно-значимое в культуре и в жизни, создает условия для партнерских взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге благотворно влияет на социокультурное и духовно-нравственное становление личности.
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Слайд 2.
Не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики и пространства.
Что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
Каждый «мини - музей» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Слайд 3
Цель мини-музеев - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувства любви к своей родине.
Организация мини-музеев в ДОУ решает несколько задач:
-познакомить детей с народными промыслами, рассказать о древних ремеслах, быте, традициях Руси;
- вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности;
- создать условия для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений;
- развивать навыки общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали);
- формировать навыки взаимного общения по поводу музейных экспонатов;
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
небольшие размеры экспозиции;
определенная ограниченность тематики;
участие в их создании детей и родителей;
в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Слайд 4
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
Исследовательская деятельность
Беседы, чтение художественной литературы
Художественное творчество
Музыкальная деятельность
Совместную деятельность с детьми с использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любое занятие можно включить музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятия.
В группе младшего возраста можно знакомить детей с названиями предметов быта и демонстрировать способы действия с ними. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Слайд 5
Создание мини-музеев можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап:
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап:
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап: открытие мини-музея в ДОУ, подведение итогов работы.
Слайд 6
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными:
фольклорные, исторические, краеведческие, литературные (мини-музей сказки, мини-музей писателя (поэта), мини-музей книги, мини-музей букваря(азбуки), географические, природы, искусства (музыкальные мини-музеи, мини-музеи театрального искусства, мини-музеи декоративно-прикладного искусства) и т.д.
Слайд 7
Например, фольклорные мини-музеи могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов. Фольклорные мини-музеи помогают решать многие задачи – это и воспитание ребенка в традициях народной культуры, и формирование бережного отношения и любви к ней. В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать старинную мебель, национальные костюмы и их элементы, кукол в национальных костюмах, народные музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, книги народных сказок, сборники потешек, старинные фотографии.
Слайд 8
Мини-музей сказки. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, царская корона, волшебный клубочек, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Слайд 9
Организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детском саду периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Слайд 10
Также можно определить и правила поведения в мини-музее:
- Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
- Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. Содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других существующих музеях.