Консультации для педагогов

Шакирова Алесья Владимировна

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации использования тематического стенда «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия), для работы с детьми дошкольного возраста.

 Индивидуализация РППС в ДОУ способствует развитию у детей социальных навыков, инициативности, самостоятельности, стимулирует общение, любознательность, творчество. Не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности, способности, состояние психического и физического здоровья. Именно поэтому мы реализуем в работе с детьми интересные развивающие дидактические игры и пособия, витрины и ширмы. Одним из них является тематический стенд «Здравствуйте, Я пришёл!». Он должен использоваться в работе ежедневно и играет большую роль в социализации ребёнка - помогает детям радоваться каждому своему приходу и приходу сверстников в детский сад, а в адаптационный период – представить себя, как новичка.

 Цель игрового стенда – создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Методика, технология работы стенда: приходя в детский сад, ребёнок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом, заявляя о своём присутствии в группе.

 При разработке стенда необходимо учитывать педагогические принципы:

 - содержательность;

 - насыщенность;

- полифункциональность;

- вариативность (съёмность и перемещение плоскостных фигур);

- доступность;

 - безопасность;

 - соответствие возрасту детей.

Роль тематического стенда в развитии детей:

 - помогает ребёнку всесторонне включаться в общество, строить партнёрские отношения, развивать диалог между сверстниками и воспитателем;

 - формирует собственную позицию личности ребёнка;

 - регулирует и помогает усвоить малышу общественные нормы и ценности;

- даёт возможность самовыражения каждому воспитаннику;

 - стимулирует активность, самостоятельность, свободу выбора детей.

Ребята прикрепляют свои фотографии к той капельке, к тому цветочку, которая соответствует настроению, с которым они пришли в детский сад.

Игровой стенд представляет собой:

- интерактивную доску на магнитной основе;

 - паровозик с двумя окошками из фоамирана на магнитах;

- вагоны с одним, двумя, тремя окошками из фоамирана на магнитах и колёсиками с липучками;

 -сопутствующие съёмные (на прищепках, липучках) элементы ко «Дню именинника» (плоскостные воздушные шары, корона именинника, бАнты подарочные – плоскостной и объёмный, возрастные цифры «4, 5, 6»), разноцветные листья, снежинки;

- пиктограммы-смайлики, показывающие: грусть (печаль), радость (веселье);

 - фотографии детей, воспитателей, помощника воспитателя, размером 5x6 см., с небольшим прозрачным кончиком сверху фотографии, для удобного пользования.

Методические рекомендации: Ребёнок, придя утром в группу и размещая свою фотографию в любом из вагончиков, подчёркивает себя как личность, членом сообщества детей и взрослых. «Ехать» в поезде – замечательная возможность получить бодрое состояние, приветствие друг друга, желание общаться, быть вежливым. Вагончики ни за кем из детей не закреплены, т.е. сегодня в этом вагоне может «ехать» один ребёнок, а завтра другой. Дети свободны в выборе места, соседей. Педагогу необходимо обращать внимание на всех детей: будь то активный или пассивный, мальчик или девочка и т.д. Увидев, в каком вагоне ребёнок выбрал место: «садится» он один или к кому-либо из детей, воспитатель делает вывод - кто с кем желает провести сегодня день или кто кому отдаёт предпочтение и если есть необходимость - ненавязчиво направляет. Для того, чтобы в течение дня дети не теряли интерес к стенду, вагоны нашего поезда не статичны и детям предоставлена возможность в любое время самостоятельно менять своё место в вагоне и соседей, а также переставлять фигурки вагонов с одного места на другое (например: последний вагон поставить в начало состава и т.п.).

С помощью стенда можно определить - есть ли сегодня в группе именинник (будь то ребёнок или взрослый). Именинник сам выбирает подарки и прикрепляет их к вагону где «едет». Дополнительно, с помощью некоторых элементов (листья, снежинки), дети с успехом закрепляют знания о текущем времени года и лучше запоминают, в какое время года дни рождения.

Многофункциональный стенд можно использовать для обучения дошкольников понимания эмоционального состояния не только своего, но и окружающих людей. Придя в детский сад, у детей есть возможность рассказать о своём настроении, с которым пришли и прикрепить на колёсики вагонов пиктограммы настроения в виде смайликов: грустный ребёнок или весёлый (в старшем возрасте можно использовать больше эмоций). Можно отслеживать эмоциональное состояние детей в течение дня, ведь оно может меняться. Ребёнок прикрепляет другой смайлик, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения. Данное пособие имеет большой педагогический аспект.

Использование этих стендов формируют у детей положительный эмоциональный настрой на посещения детского сада, культуру поведения, желание и умение устанавливать положительные взаимоотношения с людьми.

 

 



Предварительный просмотр:

Задачи формирования основ гражданственности и патриотического воспитания

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку, городу и к родной стране.

От 2 лет до 3 лет.

  • формировать элементарные представления  о семье и ДОО.

(Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.

Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям ориентироваться в пространстве группы.

 От 3 лет до 4 лет.

  • обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности;

(Педагог регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с близлежащим окружением дошкольного учреждения (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.

Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).

От 4 лет до 5 лет. 

  • воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
  • воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
  • развивать интерес детей к основным достопримечательностям населенного пункта, в котором они живут.

(Педагог продолжает знакомить детей с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.

Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).

Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

От 5 лет до 6 лет.

  • воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
  • знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
  • поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;

      (Педагог продолжает расширять представления детей о государственных символах России - гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.

Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.

Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры). Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).

От 6 лет до 7 лет.

•        воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;

•        знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;

•        развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;

(Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства. Рассказывает, что Россия - самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте. Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети. Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).

Педагог вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей (законных представителей) включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте.

Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью населенного пункта, - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.

Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Учит детей действовать с картой, создавать коллажи и макеты локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного населенного пункта.



Предварительный просмотр:

Использование робототехнического набора Matatalab Tale - bot

в процессе обучения дошкольников.

Для того, чтобы Tale-bot начал работать на любом поле, необходимо, чтобы он определил тему поля. Ставим робота на изображение слева. Он сканирует (опознает) интерактивное поле и говорит, что нужно делать дальше.

  1. Показ интерактивного поля «Зоопарк».

а) робот самостоятельно выполняет движения. По ходу движения робота мы можем расширять информацию (задавать вопросы: Где живут? Чем питаются? Видели ли вы этих животных и т.д.).

б) движения робота программирует воспитатель по инструкции робота. Перед каждым началом движения, мы нажимаем на кнопку «Сброс» - сбрасываем предыдущую программу и программируем следующий путь.

Просмотр полей «Органы чувств», «Мой город», «Жизненный цикл лягушки».

  1. Нарисуем маршрут робота (схему движения). – 2-3 раза.

На столе лежат распечатанные на листе А4 поля (поле «Счет») и карандаши двух цветов. Сейчас мы попробуем нарисовать маршрут (дорогу) нашего робота. Включаю презентацию (робот движется по определенному маршруту). Правильно ли вы нарисовали, ответ в презентации.

Можно предложить детям нарисовать схемы к тем ил иным предметам на полях. А потом запрограммировать по ним робота.

  1. Рисунки робота. 

Робот умет рисовать, как с одним маркером, так и с двумя. Давайте посмотрим, как он рисует. Нажимаем на кнопки, в зависимости от того, что мы хотим нарисовать.

 На что похож рисунок? (+ другие рисунки робота).

Можно предложить детям, повторить рисунок робота или дополнить какими-либо элементами (т.е. дорисовать рисунок).



Предварительный просмотр:

Требования к содержанию оборудования для организации игровой деятельности на прогулке.

  Развивающая предметная среда выступает основой реализации основной  образовательной программы ДОУ. Построение развивающей среды на  участке основывается на тех же самых принципах, что и в группе, и предполагает целенаправленную работу по её использованию для развития у детей интеллектуально-творческих способностей, физического и психического здоровья.

Выделяются несколько принципов построения и использования развивающей среды на участках детского сада. В первую очередь, развивающая среда обязательно должна учитывать такие базовые педагогические принципы, как:  

  1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих элементов и т.д.);  
  2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды должны быть доступны детям для активного пользования;  
  3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармонизировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому воспитанию и развитию;  
  4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способствовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;  
  5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка; 
  6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который заключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей территории детского сада

 Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
-участки групп с теневыми навесами,
-спортивную площадку,
-размеченную дорожку для занятий бегом,
-площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения,
-цветочные клумбы, цветники,
-огород.

Рассмотрим содержание оборудования на участке в теплое время года по образовательным областям:

Образовательная область

Физическое развитие 

Задачи:

– продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств

(ловкости, быстроты, силы, гибкости);  

– формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;

 - знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.

Выносной материал

  • спортивные атрибуты (скакалки, городки, обручи,  мячи разные по размеру, кегли, кольцеброс),

- самокаты, качалки;  

  • воротики для прокатывания мяча;
  • маски-шапочки для проведения подвижных игр;

- машины – каталки для развития двигательной активности детей

Познавательное развитие 

Задачи:

– содействовать налаживанию  общения детей в совместных играх;

  • стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;
  • воспитывать у детей интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим, к природе

- наборы для игры с песком и водой (песочные наборы, емкости для переливания воды в разные сосуды, водяная мельница, водоплавающие игрушки, мыльные пузыри) Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. Для игр с водой  можно использовать надувные бассейны, ванночки, тазики.  

- контейнер для экспериментирования

(приборы-«помощники»:  весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья,  листья деревьев, мох, семена и т. д.;  утилизированный материал:  кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь;  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи).

  • конструктор разного размера для построек;
  • материалы для игр с ветром (вертушки, султанчики, ленточки и пр.);

пирамидки, стаканчики, вкладыши (для сенсорного развития)

Речевое развитие 

Задачи:

  • продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;
  • развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

– пополнить и активизировать словарь детей. – развивать социально-коммуникативные навыки детей при общении друг с другом;

  • книги для чтения и рассматривания;
  • сюжетные картинки по теме недели;
  • игры на развитие мелкой

моторики (бусы, мозаика и

т.д.)

  • настольно-печатные игры - альбомы с картинками по теме недели.
  • ширма с красивыми яркими занавесками и столик для игрушечных декораций и персонажей

Социально-коммуникативное развитие Задачи:

  • формировать правила безопасного поведения

в быту, на природе, на улице;

  • способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей
  • знакомить с правилами безопасного поведения;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной игре.

  • машины разные
  • трудовое оборудование (веники, грабли, лопатки, лейки)
  • куклы и пупсики разных размеров, для сюжетно – ролевых игр;
  • коляски и кроватки для кукол (постельные принадлежности к ним, запакованные в полиэтилен);
  • посудка и другие атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Семья», «Больница» и др.
  • легкие ширмы и покрывала для домиков

Художественно-эстетическое развитие Задачи:

  • продолжать развивать у детей способность к изобразительной деятельности, воображение, творчество;
  • формировать у детей запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности
  • формировать у детей театрально-творческие способности;

создать условия для развития творческой активности детей.

  • реквизиты для творчества (бумага, цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, клей карандаш, салфетки); - природный материал (шишки, веточки, желуди, камешки и т. д.) и бросовый материал (баночки, крышечки, брусочки, пакетики, кусочки ткани)
  • раскраски для девочек и мальчиков, трафареты; - игрушечные музыкальные инструменты, погремушки; - мелки для рисования на асфальте

Прогулки в детском саду зимой – это прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, когда дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к

труду.

Чтобы зимняя прогулка прошла интересно, важно не только создавать условия для организации различных видов деятельности детей, но и подготовить необходимое оборудование и инвентарь, которые дети могут использоваться на улице.

Атрибуты для игр со снегом

- лопатки и совочки,

- емкости для формовки снега,

- печатки (это могут быть плоскостные или объемные формы, которые оставляют отпечатки от снегу в виде силуэтов цветов, животных, растений и т.д.),

- ведерки, ящики, корзинки для переноски и перевозки снега,

- крупные формочки,

- сито с крупными ячейками,

- разноцветные крышки, шишки для выкладывания узоров на снегу,

- палочки для рисования на снегу,

- емкости для пересыпания снега и др.

Атрибуты для подвижных и спортивных игр

- санки, ленточки, султанчики, флажки,  вожжи, ледянки, маски, кегли и др.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

- куклы, одетые по сезону, саночки, наборы игрушечной посуды, руль и др.

Оборудование для исследовательской деятельности:

- различные емкости для снега и воды (использование воды допустимо только под руководством взрослого),

- формочки для заморозки,

- снегомер (палочки разной длины или мерная линейка для измерения глубины снежного покрова)

Важно помнить:

-  Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к

хранению и размещению выносного материала;

- За состоянием выносного оборудования необходимо постоянно следить: оборудование должно быть безопасным в использовании, для этого необходимо регулярно мыть все игрушки и проверять их на наличие сломанных деталей, острых краев и т.д.



Предварительный просмотр:

Создание полноценной предметно-развивающей среды по ранней профориентации старших дошкольников.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • Материалы для дидактических, сюжетно-ролевых игр. 
  • Подбор демонстрационного материала - «Профессии» 
  • Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями
  • Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»
  • Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, в том числе с использованием ИКТ-технологий.
  • Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
  • Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.  Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, необходимо использовать такие игры:

- с предметами - подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых;

- настольно-печатные игры.

 Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам.

2) подбор картинок по общему признаку. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

 - словесные игры помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – дети должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

К профориентационным играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Дидактические игры по теме «Профессии»

  • Деревянная головоломка «Профессии» для детей от 2-х лет.
  • Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
  • Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
  • Развивающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
  • Обучающая настольная игра «Профессии» для детей от 3-х лет.
  • Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
  • Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.
  • Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
  • Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
  • Настольная игра «Все профессии важны» для детей от 4-х лет.
  • Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.

Таким образом, работа по профориентации с помощью дидактических игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира.  Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Перечень игрового материала и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр :

Тематические строительные наборы

  • Конструктор.
  • Куклы крупные и средние
  • Кукольные коляски, соразмерные куклам.
  • Комплект постельных принадлежностей для кукол.
  • Кукольные стол, стул, кровать, диванчик, кухонный шкафчик и плита.
  • Набор посуды.
  • Набор продуктов (объёмные муляжи).
  • Весы. Касса.
  • Сумки, корзины, рюкзачки.
  • Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
  • Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель). Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расческа, фен).
  • Гараж.
  • Светофор
  • Грузовые машины. Спецмашины.
  • Полицейский набор.
  • Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолет)
  • Штурвал на подставке. Руль автомобильный.
  • Бинокль (подзорная труба).
  • Машины общественного транспорта.
  • Машины – строительная техника.
  • Каска строительная.
  • Набор инструментов.
  • Домашние и дикие животные и птицы.
  • Телефон.
  • Набор бытовой техники.
  • Набор музыкальных инструментов.

Список демонстрационного материала для ознакомления детей с профессиями

- Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях.

Издательство: Детство-Пресс, 2009 г. В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих представительниц типично женских профессий («профессий мам»). Иллюстрации выполнены на картонных вкладках.

- Нищева Н.В. Все работы хороши.

Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

В пособии представлены 8 сюжетных демонстрационных картин, изображающих труд представителей разных профессий, дидактическая игра и методические рекомендации по обучению дошкольников старших возрастных групп рассказыванию по картине.

- Строительство: специальности, техника, материалы. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально.

Издательство: Весна-Дизайн, 2008 г.

В комплект входят 18 демонстрационных картин, изображающих строительную технику, строительные инструменты и материалы. Комплект предназначен для формирования у детей первоначальных представлений о процессе строительства жилья и промышленных зданий.

- Профессии, спорт. Демонстрационный материал для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство: ТЦ Сфера, 2012 г

Пособие содержит 40 рисунков с изображением представителей разных профессий и спортсменов.

Перечень иллюстраций: 1. Агроном. 2. Аптекарь. 3. Балерина. 4. Строитель. 5. Ветеринар. 6. Воспитатель. 7. Водитель. 8. Геолог. 9. Бадминтонист. 10. Баскетболист. 11. Велосипедист. 12. Волейболист. 13. Пловец. 14. Теннисист. 15. Фигурист. 16. Футболист. 17. Косарь. 18. Повар. 19. Врач. 20. Лесничий. 21. Лѐтчик. 22. Маляр. 23. Машинист. 24. Милиционер. 25. Учитель. 26. Пекарь. 27. Парикмахер. 28. Пианист. 29. Проводник. 30. Программист. 31. Продавец. 32. Садовник. 33. Скрипач. 34. Скульптор. 35. Слесарь. 36. Певец. 37. Столяр. 38. Стюардесса. 39. Плотник. 40. Токарь.

- Шипунова В.А. Профессии. Беседы с ребенком. Комплект карточек.

Издательство: Издательский дом «Карапуз», 2012 г.

Комплект содержит 24 картонные карточки размером 22,7x16,6 см. Комплект карточек поможет знакомить детей с трудом взрослых; расширить и уточнить представления о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; дать представление о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; формировать системные знания детей о преобразовании человеком предмета труда в продукт (результат труда); развивать диалогическую речь детей, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о профессиях.


Перечень картин по теме «Труд человека»

  • Базылев Н. «Экскурсия на завод»
  • Белых А. «Мостостроители»
  • Дега Э. «Танцовщицы на репетиции»
  • Дельфтский Я. «Кружевница»
  • Жанков Г. «Следователь»
  • Жемерикин В. «Дорожники»
  • Заринь И. «Какая высота»
  • Кузнецов Н. «На винограднике»
  • Маковский В. «Дети в мастерской художника»
  • Мальцев М. «На вахте»
  • Пластов А. «Ужин трактористов»
  • Попова З. «Хороший улов»
  • Проказов Б. «Сенокос»
  • Рыбин П. «На молочной ферме»
  • Середин И. «Пограничник»
  • Харитоненко Е. «Электросварщица»
  • Цветков В. «Птицеферма»
  • Яблонский Т. «Хлеб»


Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»

  • Малышам о профессияхАудио CD. Сборник стихов детской поэтессы Н. А. Кнушевицкой для детей от 3-х лет.

  • Стихи: 1. Профессии. 2. Учитель. 3. Врач. 4. Автоинспектор. 5. Архитектор. 6. Домохозяйка. 7. Водолаз. 8. Дирижер. 9. Астроном. 10. Кондуктор. 11. Космонавт. 12. Кинолог. 13. Библиотекарь. 14. Повар. 15. Писатель. 16. Парикмахер. 17. Банкир. 18. Продавец. 19. Регулировщик. 20. Программист. 21. Ветеринар. 22. Портной. 23. Сапожник. 24. Радист. 25. Геолог. 26. Лесничий. 27. Дворник. 28. Фармацевт. 29. Комбайнер. 30. Фотограф. 31. Лесоруб. 32. Строитель. 33. Шахтер. 34. Экскурсовод. 35. Шофер.

Стихи читают: Л. Чекмарева, Ю. Некрасова, С. Комарова, О. Тищенко.

  • Аудиоэнциклопедия на CD. Замечательные профессии. Для детей 4 - 7 лет.
  1. Вступительная песенка 1:29
  2. Путешествие начинается 3:09
  3. Комбайнер, тракторист 4:14
  4. На молочной ферме 3:18
  5. Педагог 2:47
  6. Врачебные специальности 4:26
  7. Пожарные. Юристы 3:47
  8. Профессии военных 3:12
  9. Транспортные профессии 4:14
  10. Авиаконструкторы 2:18
  11. Какая работа у лесника 3:11
  12. В кафе. Повар 4:19
  13. Строители. Архитектор 3:19
  14. Промышленность. Геологи 3:52
  15. Автоматическая линия 2:27 16.
  16. Программисты 1:54
  1. Творческие профессии 5:03
  2. Где работает дядя Кузя 4:24
  3. Учtные 2:47
  4. Вот мы и дома! 1:31
  5. До новых встреч! Заключительная песенка 1:10

Общее время звучания 66:52

Мультипликационные фильмы:

«Каменные музыканты»

«Молочный Нептун»

«Самый главный»

«Кем быть» (по стихотворению В. Маяковского).

«Каникулы Бонифация»

«Весёлая карусель» Выпуск №15. Сюжет «Всё для всех» (по стихотворению Ю. Тувима «Всё для всех»).

«Боб-строитель»

«Приключения Компаса и Будильника»

«Фиксики»

«Поликлиника кота Леопольда»

«Доктор Айболит и его звери»

Перечень стихотворений по теме «Профессии»

  • Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
  • Маршак С.Я. «Мастер-ломастер», «Пожар». «Почта», «Цирк», «Как печатали вашу книгу»
  • Маяковский В. «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?»
  • Михалков С. «Воздушные гимнасты», «В парикмахерской», «Дядя Степа-милиционер», «Жонглер», «Канатоходцы», «Фокусник», «Холодный сапожник».
  • Мориц Ю. «Билет на дачу», «В цирке. Художник»
  • Мошковская Э. «Капитан», «Клоун», «Кондитер», «Пассатижи», «Поэт», «Пускай они скучают», «Рубанок», «Я тоже буду шофером»
  • Олифирова Л. «Кем хотите стать вы, дети?»
  • Пожарова М. «Маляр», «Водитель», «Воспитатель»
  • Родари Дж. «Пожарный», «Человек на подъемном кране», «Шесть тысяч поездов», «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
  • Собакин Т. «Будущая профессия»
  • Усачев А. «Поливальная машина»
  • Чуковский К. «Айболит»
  • Чертков С. «Ветеринар», «Конструктор», «Летчик», «Моряк», «Музыкант», «Парикмахер», «Повар», «Пограничник», «Столяр», «Фокусник», «Художник»

Таким образом, правильно созданная предметно-развивающая среда  является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Роль семьи в ранней профориентации дошкольников»

 Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

При построении работы по ознакомлению детей с трудом взрослых надо опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей детей.

 Направлять детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараясь придавать им устойчивость и нравственную направленность: для этого надо:

- внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы;

- формировать интерес к профессиям взрослых;

- развивать интерес к окружающей действительности;

- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.

 В статье 18 «Закона об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка»

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Работа по ранней профориентации дошкольников  должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.  

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.)

Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.

У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку.

Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.

Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.

Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями.

  1.  Оформление родительских уголков.

В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профориентации дошкольников.

Необходимо предусмотреть работу с родителями в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.

  1. Проведение родительских собраний.  Например: на тему "Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Как знакомить детей с миром профессий?»;

     3.  Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.

       4. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов. Главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

      5. Совместно с родителями можно организовать фотовыставки, оформить альбомы.

      6. Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей старшей группы, например «Я работаю»

Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Данная презентация расширяет представления воспитанников о мире профессий, развивает творческое мышление, внимание, ориентировку в пространстве. Например, открывается первый слайд, родитель загадывает загадку, а дети должны внимательно посмотрев на изображения, называть в каком углу находится правильный ответ, и т. д.  Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…

7. Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов для   сюжетно-ролевых игр.

  8. Привлечение родителей к участию в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;

- выставка фотографий о профессиях родителей группы;

- Выпуск семейных газет «Наш папа – токарь», «Моя мама – повар»  

- Оформление альбомов «Семейные династии»

-Проектная деятельность;

- Изготовление лэпбуков;

- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях;

Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

И самое главное, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда

Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.

Педагогический коллектив должен стремиться достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.



Предварительный просмотр:

  Создание среды для формирования первоначальных представлений о социокультурных ценностях у детей II младшей группы.

Дошкольный возраст - это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

  Приобщение к социокультурным ценностям - важное направление образования детей дошкольного возраста. Социокультурные ценности - это общепринятые нормы, которые раскрывают главные стороны жизни общества, активизируют и направляют оценочные действия, поведение ребенка;

 - это уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к традициям семьи и своего народа, отношение к себе и к другим людям, умение устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека.

И программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка -дошкольника, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного, деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.

  В младшей группе главными целями воспитательной программы являются:

- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

Для этого возраста разработаны книги: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга», которые предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. И одной из особенностей данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.

Большую роль в формировании представлений о социокультурных ценностях имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика; то есть среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, в которых отражается и воспроизводится культура и индивидуальный опыт ребенка.

  Важно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в группе должна ежемесячно меняться в зависимости от темы итогового занятия.

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе должна включать в себя:

- Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных художников-классиков по темам итоговых занятий («Доброе слово сказки»,  .«Дружная семья», «Мать и дитя», «Детские забавы», «Образ Солнца- образ Добра и Света», «Добрый мир», «Любимая книга»).

- Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по  теме: «Семья», «Дом».

- Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; образцы предметов декоративно – прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа.

- Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр:

1) сюжетно-ролевых:( «Семья» - Дадим имена куклам, День рождения куклы, Кукла заболела, Укладываем куклу спать, «Праздник в семье», «Наш дом», «Книжный магазин», «Расскажем кукле любимую книгу»).

2) театрализованных (по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Золотое яичко», «Маша и медведь», «Репка»).

3) подвижных, включая народные  (Заинька, Жили у бабуси, Заморожу, Курица и цыплята, Репка –репонька, Солнышкино платьице и -Игры:  кубики-сказки («Сложи сказку»), разрезные картинки по темам итоговых занятий, домино «Сказки», «Наш дом» и др., пазлы по темам сказок «Теремок», «Репка», «Золотое яичко», «Маша и медведь» и др.,.

- Детская литература:  книги с народным фольклором и яркими образами, подборки книг нравственной направленности, книги с народными и авторскими сказками, портреты отечественных писателей-классиков и поэтов писателей своего региона, музыкантов, художников и др..

- Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей (Любимое имя, Доброе слово, Ласковая песня, Праздничная песня, Солнышко для мамы, Образ света книги, Добрый мир книги), все виды изобразительных материалов, природный и бросовый материал для творчества.

В развивающую предметно-пространственную среду необходимо включить   картотеку дидактических, хороводных, подвижных, имитационных игр; альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д.

Таким образом, грамотно сформированная  социокультурная образовательная среда способствует детям выделить для себя ценностно-значимое в культуре и в жизни, создает условия для партнерских взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге благотворно влияет на социокультурное и духовно-нравственное становление личности.

 



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Слайд 2.

Не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.  В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики и пространства.

 Что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

Каждый «мини - музей» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Слайд 3

Цель  мини-музеев - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувства любви к своей родине.

 Организация мини-музеев в ДОУ решает несколько задач:

-познакомить детей с народными промыслами, рассказать о древних ремеслах, быте, традициях Руси;

- вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности;

- создать условия для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений;

- развивать навыки общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали);

- формировать навыки взаимного общения по поводу музейных экспонатов;

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

небольшие размеры экспозиции;

определенная ограниченность тематики;

участие в их создании детей и родителей;

в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.

в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Слайд 4

 Формы организации детской деятельности в мини-музее:

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

Исследовательская деятельность

Беседы, чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыкальная деятельность

Совместную деятельность с детьми с использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любое занятие можно включить музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятия.

В группе младшего возраста можно знакомить детей с названиями предметов быта и демонстрировать способы действия с ними. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

Слайд 5

Создание мини-музеев можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап:

коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап:

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по  музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап: открытие мини-музея в ДОУ, подведение итогов работы.

Слайд 6

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными:

фольклорные, исторические, краеведческие, литературные (мини-музей сказки, мини-музей писателя (поэта), мини-музей книги, мини-музей букваря(азбуки), географические, природы, искусства (музыкальные мини-музеи, мини-музеи театрального искусства, мини-музеи декоративно-прикладного искусства) и т.д.

Слайд 7

Например, фольклорные мини-музеи  могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов. Фольклорные мини-музеи помогают решать многие задачи – это и воспитание ребенка в традициях народной культуры, и формирование бережного отношения и любви к ней. В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать старинную мебель, национальные костюмы и их элементы, кукол в национальных костюмах, народные музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, книги народных сказок, сборники потешек, старинные фотографии.

Слайд 8

Мини-музей сказки. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, царская корона, волшебный клубочек, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Слайд 9

 Организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности  предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детском саду периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Слайд 10

Также можно определить и правила поведения в мини-музее:

- Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

- Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. Содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».

В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других существующих музеях.