Лепка и аппликация.

Шишкова Анна Леонидовна


Календарно-тематическое планирование

непосредственно образовательной деятельности c детьми старшей группы

в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

 

Лепка / аппликация

НЕДЕЛИ

ТЕМА НЕДЕЛИ

(в соответствии с КТП)

ТЕМА НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

 

Мир вокруг нас.

 

Первичный педагогический мониторинг.

 

 

Лепка

«В детском саду».

Закреплять умение детей лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки человека из конуса (фигурка девочки). Показать возможность передачи движений лепной фигуры путем небольшого изменения положения рук и ног. Формировать умение согласованно выполнять общую работу.

Пластилин, стеки, дощечки для лепки(на каждого ребёнка). И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/саду. Старшая группа, стр.16

1

 

 

 

2 неделя

 

 


 


 


 

Город, в котором мы живём.

Первичный

педагогический мониторинг.

 

 

Аппликация «Наш город» (коллективная композиция).


 

Закреплять умение детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши), по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

 

Ножницы, цветная бумага, клей карандаш. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа», с.30,

1

3 неделя


 

Моя семья

Лепка

«Овощи и фрукты для магазина»

Познакомить со способом пластилиновой растяжки. Развивать чувство формы и композиции. Развивать умение детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами получения вмятин, сужения формы, характерных для овощей(фрукты)

Муляжи овощей, фруктов, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе», стр. 37

1

4 неделя


 

Игры и забавы

Аппликация

Солнышко улыбнись»

Учить детей, вырезать солнце из бумажного квадрата, сложенного дважды по диагонали…. (см.апрель 1 неделя)

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр. 150

Цветная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; цветные квадраты разной величины и расцветки, простые карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенки.

1

ОКТЯБРЬ

1неделя

 

 

Осенняя пора

(природное явление)

Лепка

«Осенний натюрморт».

Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и прием лепки). Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху и сбоку).

И. А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.40

Солёное тесто, дощечки для лепки, стеки, тарелки пластиковые .

1

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

Осенняя пора

(животный мир)

 

 

Аппликация из осенних листьев

 

«Осенние картины»

(портреты, сюжеты и букеты)


 

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение у природе, вызвать желание сохранить ее красоту в аранжировках и флористических композициях.

 

 

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа», с.56

Красивые по форме и окрасе листья разных деревьев и кустарников (клён, береза, ива, дуб, рябина…) семячки тыквы, арбуза…), клей, салфетки. Варианты копозиций из засушенных осенних листьев ( портреты, букеты и сюжеты)

1

3 неделя


 

Осенняя пора

(птичий мир).

 

Лепка.

по замыслу

Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызвать желание дополнять созданное изображение соответствующим по содержанию деталями, предметами.

Иллюстрации «Животные Африки», пластилин, дощечки для лепки (на каждого ребёнка) стеки.

Т.С.Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в ст. группе» стр.87

1

4 неделя

 

Дары осени

 

 

Аппликация

«Чтобы я не был простужен, не пойду гулять по лужам».

 

 

 

 

 

 

Учить детей вырезать двойные силуэты парных предметов (сапожки, туфли, башмаки и т.д.). Совершенствовать и разнообразить аппликативную технику (вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое). Учить точно передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (вырезать обувь по нарисованному контуру, один предмет из пары оставлять без изменений, второй общипывать по краю, чтобы передавать особенности нечеткого отражения в луже). Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес познанию окружающего мира.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.47

Пластилин, картонные или керамические формы для бедующих лепных композиций, стеки, салфетки.

Календари, художественные открытки с изображением осенних листьев и деревьев.

1

НОЯБРЬ

1 неделя

 


 


 

Мебель.

 

Лепка

по замыслу.

Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызвать желание дополнить созданное изображение деталями, соответствующими содержанию работы.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.81

Пластилин, доска для лепки, стека( на каждого ребёнка), подставка в форме круга, прямоугольника и др.

1

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

Бытовая техника

Аппликация
«Дома на нашей улице»

Учить передавать в аппликации образы дома. Учить отрезать прямые полоски

Закреплять приемы обрывной аппликации., вырезания по прямой и косой. Мелкой моторику, чувство формы и композиции.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.53

 

1

3 неделя


 

Посуда

Лепка

 

«Стол и стул».

Учить детей лепить из пластилина предметы знакомых форм, соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. Развивать мелкую моторику, воображение.

 Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина « Лепка с детьми 5-6 лет» стр.29

1

 

 

4 неделя

 

 


 

Одежда, Обувь и головные уборы

 

Аппликация

 

«Белка и знайка».

Учить вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, обрывать салфетку, сминать в комочек, и наклеивать в заданном листе.

Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 56 лет» , стр.30

1

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

 

 

Зимушка-зима.

(природное явление)

 

Лепка

«Снегурочка»

 

 

Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительные решения изображения.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.64

Игрушка Снегурочка. Пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребёнка)

 

1

2 неделя

 

Зимушка- зима

(животный и птичий мир)

 

 

 Аппликация по замыслу

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить самостоятельно выбирать содержание поделки, подбирать сочетание бумаги и составлять композицию.

Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 56 лет» , стр.46

1

 

 

3 неделя

 

 

 


 


 

К нам шагает Новый год

 

 

 

Лепка

 

«Кошкин дом».

Закреплять умение лепить из пластилина плоские изделия методом барельефа. Закреплять умение лепить мелкие детали.

 

Картинки с изображением домов. Пластилин, стеки, дощечки на кадого ребёнка)Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 56 лет» , стр.47

1

4 неделя

 

К нам шагает Новый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация

 

«Новогодняя поздравительная открытка».

Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующие празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе

3-4 новогодние открытки. Половина альбомного листа, согнутая пополам, - открытка, белого или любого мягкого тона (на выбор), набор цветной бумаги.

1


 

ЯНВАРЬ

2 неделя

 


 


 


 

Народная культура и традиции.

 

 

Лепка

«Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

Учить детей в лепке создавать образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групестр.103

Пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребёнка)

 

1

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

Комнатные растения

Промежуточный пед.мониторинг

 

Аппликация

«Заморский натюрморт»

 

 

Совершенствовать технику вырезания округлых форм. Развивать композиционное умения.

 

И.АЛыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа» стр.188

Квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для самостоятельного вырезания ваз и фруктовниц , а также для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, салфетки.

Муляжи, незавершённых композиций, подготовленных воспитателем (см. рисунок)

1

4 неделя


 

Неделя здоровья

Промежуточный пед.мониторинг

 

 

Лепка

«Свитер для Хрюши»

 

Учить детей применять графическую технику рисунка в лепке, выполнять методом контррельефа свитер и украшать при помощи стеки.

Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» ; стр.31

1

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

 

 

Мир профессий

 

Аппликация

«по замыслу»

(коллективная композиция)

Закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать самостоятельность, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей групе, стр.53

Набор цветной бумаги, ножницы, клей, , салфетка (на каждого ребёнка)

1

 

 

2 неделя

 

 

 

 

Российская армия

 

Лепка

по замыслу

Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создавать условия для творческого применения освоенных способом и приёмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.87

Пластилин, стеки, доска для лепки.

1

3 неделя

Российская армия

Аппликация

«Параход»

Учить создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки. Упражнять в вырезании одинаковых частей.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.77

Цветная бумага для вырезания кораблей, бумага разного цвета для моря, ножницы, клей, салфетка (на каждого ребёнка)

 

1


4 неделя

 

Транспорт.

Лепка

«Клоун»

 

Учить дете использовать в своей работе комбинированный способ лепки; пропорциональное соотношение частей. Учить использовать смешанный пластилин, показывать особенности яркой необычной одежды.

 

Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» ; стр.32

Пластилин, стеки, доска для лепки.

1


 

МАРТ

1 неделя

 

Праздник мам и бабушек

 

Аппликация

«Весенний букет» (настенная открытка).

Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; показать разные приемы декорирования цветка (накладная аппликация, раздвижение, мозаика, прорисовка пятнышек, прожилок); создавать коллективную композицию из отдельных элементов; развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать желание поздравить мам с праздником открыткой, порадовать их.

И.АЛыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа», стр.146

Цветная бумага, готовые бумажные формы - цветные квадраты и прямоугольники; фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, дощечки.

1

 

 

 

2 неделя

 

 


 

Весна – красна

(природные явления)

Лепка

«Косматый мишка».

Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Учить лепить медведя в стилистике богоодской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам народного искусства.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.64

Богородские игрушки(желательно, медведь), альбом «Деревянные игрушки»; пластилин коричневого цвета, стеки, поворотные диски( можно заменить плотным картоном), клеёнки, салфетки.

1

3 неделя

Весна –красна

(животный и птичий мир)

 

 

 Аппликация

«Сказочные птицы»

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения.

 

 И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр.162

 

1

 

 

4 неделя

 

 

Во саду ли в огороде

 

Лепка

«Ваза с цветами».

Учить детей создавать изображение вазы с высоким горлышком из целого куска пластилина ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.88

Пластилин, стеки, доска для лепки.

1

 

АПРЕЛЬ

1 неделя

 

 

В мире насекомых


 

Аппликация из бумаги

«Весёлые портреты»

».

 

Учить составлять портрет из отдельных частей. Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги сложенные вдвое.

И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду , стр.18

Цветная бумага, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

1

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

Космос

 

Лепка

«Радуга на небе»

 

Учить составлять предмет на плоскости (метод барельефа) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционным решениями ( солнце, облака)

 

Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» ; стр.62

1

3 неделя

 

 

 

Подводный мир

 

Аппликация

«Овощи на тарелке».

 

Отработать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.40

Цветная бумага, клей, салфетка на каждого ребёнка,ножницы.

1

4 неделя

 

 

Экология

Лепка

«Грибы»

Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.12

Картинки с изображением грибов( или муляжи) , пластилин, доска для лепки.

1

 

1 неделя

 

 

 

Этот День Победы

Аппликация

по замыслу

 «Пригласительный билет на празднование Дня Победы».

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. Учить красиво подбирать цвета, правильно передавать соотношение по величине. Развивать эстетические чувства, воображение.

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр.97

Разнообразные поздравительные открытки с простыми, доступными детям изображения. Цветная бумага, нарезанные прямоугольными и полосками, ножницы, клей, салфетка (на каждого ребёнка)

1

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

Этот День Победы

Лепка

по замыслу

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

Учить детей создавать в лепке фантазийные композиции. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание разных способов и приемов работы в зависимости от характера образов). Развивать творческое воображение, пространственное мышление.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа»стр..82

Пластилин, стеки, цветная бумага, картон , ножницы, трубочки для коктейля, зубочистки, спички, пуговицы, бусины, бисер, лоскутки, нитки, верёвочки.

 

1

3 неделя

 

 

 

 

 

Правила безопасности


 

Итоговый педагогический мониторинг.

 

Аппликация

 

 «Что за животное».

Продолжать учить обрывать по контуру неопределённые формы, дополнять силуэт графическими изображениями..

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 5-6 лет» стр.29

1

4 неделя

 

 

 

 

 

Лето-чудная пора

Итоговый педагогический мониторинг.

Лепка

 

«Муравьишки в муравейнике».

Познакомить детей с новой техникой создания объемных образов – папье-маше. Учить лепить мелких животных (насекомых), передавая характерные особенности строения и окраски. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков использовать проволочку, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Развивать согласованность в работе глаз и рук. Воспитывать интерес к природе.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа» стр.128

Мягкая рыхлая бумага, пригодная для утилизации (старые газеты, салфетки, тетради и..) пластиковые ванночки или коробочки для вымешивания бумажной массы, баночки с водой, клейстер (из муки или крахмала) дощечки, бисер, пуговицы, проволока , зубочистки, столовые ложки.