ПМ 03. ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

Бродзянская Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю по самостоятельной познавательной деятельности и индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе обучения.

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время. А это предполагает, что учитель займет позицию координатора, инструктора детской деятельности.

“Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности”, - говорил В.Д.Иванов. Действительно, суть самодеятельности следует искать в семантике слов – “сам делаю, собственно моя деятельность”. Значит, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, а самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребенка к самодеятельности и развитию самостоятельности возраст 6–9 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. И в силу присущих ему психологических новообразований, особенностей социального развития этот возраст является сензитивным для развития самодеятельности и самостоятельности. Эффективность развития самодеятельности и самостоятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей на основе индивидуального подхода.

Цель рекомендаций состоит, в том, чтобы ребенок с малых лет понимал, что все достигается трудом, что нет легких путей. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, учителю очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках, еще в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить, применять знания в практической деятельности.

Как известно в последние годы отмечается факт, стремительного роста общего объема знаний, которым располагает человечество. Сам процесс приобретения знаний, активный, творческий не сводится к простому изучению, усвоению информации, исходящей от учителя, а чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. Самостоятельность, прежде всего, сводится к разрешению противоречий между знакомым и незнакомым. Наиболее эффективно разрешение этого противоречия в форме самостоятельной деятельности учащихся. Как установили психологи, самостоятельное разрешение проблемы имеет ряд преимуществ:

1. Оно учит мыслить логично, научно, творчески.

2. Делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания – убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

3. Содействует формированию прочных знаний, так как, материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если и забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения и аргументации.

4. Формирует элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся, весьма важно, чтобы в учебном процессе, наряду с внешней связью, существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую ученик сам получает о ходе и результатах создания внутренней обратной связи во время самостоятельной работы - использование элементов самооценки. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Только реальные и достаточные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личность. Если самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, раздумий, она наполняется подлинными знаниями. Такая самооценка – реальный помощник ребенку в определении своего пути в будущее, в успешных шагах по этому пути.

Ученик переписывает задание из учебника, кто-то из родителей стоит рядом, за спиной, и следит за каждым движением, (знакомая картина), родители пытаются предотвратить возможную ошибку. Ребенок напряжен и оттого делает ошибку за ошибкой, последствия известны: детские слезы, не желание учиться и другое. А всего этого можно было избежать. Строгий надзор вовсе не способствует развитию самостоятельности, ответственности и внимания.



Предварительный просмотр:

Диагностика исследования по выявлению личностных и социальных качеств младших школьников. (Сборник методик)

Методики диагностики исследования личности младшего возраста

Для диагностики личностных и социальных качеств младших школьников можно использовать следующие методики.

Изучение личности младших школьников.

Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"

Методика "Цветик-семицветик"

Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Методика "Кем быть?"

Методика "Мой герой"

Методика "Выбор"

Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Методика "Паровозик"

Методика «Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося»

Цель: изучение уровня духовно-нравственного развития личности учащихся; определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года.

Метод: наблюдение.

Инструкция: мониторинг рассчитан на учащихся 1-6-х классов и проводится в конце каждого года обучения.

Учителям предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика («В» - высокие, «С» - средние, «Н» - низкие) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу:

1. Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"
Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика "Цветик-семицветик"

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мульти- диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...". 
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 
4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

4. Методика "Кем быть?"

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". 
Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 

5.Методика "Мой герой" 
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах. 
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 
3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как..."

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. 
6. Методика "Выбор"

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

7. Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего. 

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

8. Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто... 
2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто... 
3. Больше всего я люблю, когда учитель... 
4. Больше всего я не люблю, когда учитель... 
5. Больше всего мне школа нравится за то, что... 
6. Я не люблю школу за то, что... 
7. Мне радостно, когда в школе... 
8. Я боюсь, когда в школе... 
9. Я хотел бы, чтобы в школе... 
10. Я не хотел бы, чтобы в школе... 
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе... 
12. Если я невнимателен на уроке, я... 
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я... 
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я... 
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я... 
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я... 
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я... 
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я... 
19. Мне всегда интересно, когда на уроках... 
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках... 
21. Если нам не задают домашнего задания, я... 
22. Если я не знаю, как решить задачу, я... 
23. Если я не знаю, как написать слово, я... 
24. Я лучше понимаю, когда на уроке... 
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда... 

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

9. Методика "Паровозик"

Диагностирующий материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий - основные; фиолетовый, серый коричневый, черный - дополнительные). Вагончики беспорядочно расположены на белом фоне.

Цель: Определение позитивного и негативного психического состояния ребенка.

Ребенку предлагалось построить "волшебный поезд" из разноцветных вагончиков. Сначала нужно выбрать самый красивый. Потом самый красивый из тех, которые остались и тому подобное.

Фиксируются: позиция цвета вагончика, высказывания ребенка.

Обработка результатов проводилась следующим образом: один балл присваивается если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую. Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую позицию; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий на восьмую. Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончики поставлены на первую позицию; синей - на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

По результатам исследований М. Люшера установлено такое значение цветов: красный - жизненная сила, драйв; желтый - несдержанность, экспрессивность, релаксация, зеленый - "легко ослабленное напряжение", "контроль", синий, - выдержанность, сенситивнисть, фиолетовый - идентификация, коричневый - чувственность, защищенность, серый - незадействованность, черный - отказ, подавленность, кумуляция (накопление) чувств.

Если любой из основных цветов оказывается на одном из 3-х последних мест, это свидетельствует о наличии тревоги, вызванной неудовлетворением субъективно-значимых потребностей.

Учитывая высокую достоверность ошибочных интерпретаций непосредственно по критериям М. Люшера в этом возрасте, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные, а фиолетовый коричневый, серый и черный - как эмоционально-негативные.

О характере тревоги говорит цвет, который находится на одном из последних мест, а об ее выраженности - его положении (6-я, 7-я, 8-я позиции ряда).

Наличие тревог побуждает к выработки компенсаций, характер которых устанавливается по цвету, который занимает 1-ю позицию в ряде цветных преимуществ.

Конфликты диагностируются также в случаях, когда на первых 3-х позициях ряда цветных преимуществ находятся дополнительные цвета.

С каждым ребенком было проведено по 4 серии индивидуальных опытов.

В первой серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка утром во время его прихода в школу.

Во второй серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка во время режимных моментов и занятий, в которых ребенок выполнял указания взрослого.

В третьей серии выявляли эмоциональное состояние детей во время совместной игровой деятельности и прогулки.

В четвертой серии исследовалось эмоциональное состояние детей перед возвращением домой.

Психическое состояние ребенка оценивалось как позитивное, если сумма баллов не превышала - 3.

При 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7-9 баллов - как НПС средней степени;

Больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Рядом с полученными индивидуальными результатами можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.

Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делящаяся на количество детей и умножающаяся на 100%.

70% и выше - высокая ступень благоприятности психологического климата (сБПК);

42-69% - средняя сБПК;

26-41,9% - незначительная сБПК;

0 0 к 25% - начальная ступней неблагоприятности психологического климата (сНПК);

1 к - 25% - средняя сНПК;

26% и ниже - сильная сНПК.



Предварительный просмотр:

Протокол наблюдения за деятельностью и поведением обучающихся

Дата: с 23.03.2020 г. по 28.03.2020 г.

Время: 9:30 - 10:15

Урок (мероприятие): математика

Учитель: Чижова Людмила Николаевна

Класс: 2 «А»

Количество обучающихся присутствующих на уроке:30

Студентка: Бродзянская Татьяна Владимировна

Цель: выявление уровня сформированности волевых качеств у обучающихся посредством метода наблюдения.

Задачи:

  • провести наблюдение за динамикой работы школьников на уроке;
  • осознанно ли выполнение установленного в данной деятельности порядка;
  • добровольно ли выполнение правил, установленных коллективом;
  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.);
  • соблюдаются ли правила поведения при изменении обстановки;
  • выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля;
  • умение организовать свою деятельность;
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности;
  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности;
  • планирование своих действий и разумное их чередование;
  • рациональное расходование времени с учетом обстановки;
  • умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

По длительности проведения: кратковременное.

По охвату: выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов).

По степени участия исследователей: опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Объект: деятельность и поведение младших школьников в образовательной деятельности.

№ п/п

Обучающийся (имя и начальная буква фамилии)

Волевые качества. Оценка силы признаков волевых качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — достаточно развито, 2 —слабо развито, 1 — отсутствует у обучающегося

Дисциплинированность

Самостоятельность

Организованность

осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.)

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.)

недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.)

соблюдение правил поведения при изменении обстановки

выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.)

умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.)

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав

умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.)

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки

умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки

1

Артем А.

3

4

3

4

3

3

3

3

3

3

3

2

Андрей А.

4

4

5

4

4

4

5

5

4

4

3

3

София Б.

5

5

5

5

5

4

3

4

4

4

4

4

Татьяна Б.

3

3

3

2

3

3

2

3

2

2

3

5

Арина Б.

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

6

Максим В.

3

3

4

4

3

3

3

3

3

3

3

7

Евгения В.

4

4

4

3

3

2

2

3

3

3

3

8

Анастасия Г

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

9

Елизавета З.

3

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

10

Яна И.

4

4

4

3

3

3

4

3

4

3

3

11

Дарья И.

4

4

4

4

3

3

3

4

4

3

3

12

Екатерина И.

4

4

4

3

3

3

3

4

4

3

3

13

Никита К.

5

5

5

5

5

5

2

5

5

5

5

14

Алексей К.

4

4

3

3

5

5

4

4

4

4

3

15

Анастасия К.

4

4

5

5

3

3

2

4

4

3

3

16

Владислав К.

4

4

4

3

3

3

3

3

4

3

3

17

Никита К.

5

5

5

5

2

3

2

3

2

2

2

18

Никита Л.

4

4

3

3

3

3

2

3

3

3

3

19

Виолетта М.

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

20

Анастасия М.

4

4

4

4

3

3

2

4

4

3

3

21

Алексей М.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

Анастасия Н.

5

5

5

5

5

4

5

5

4

4

4

23

Василий Н.

5

5

5

5

3

3

3

3

3

3

3

24

Диана П.

5

5

5

5

4

4

4

4

3

3

3

25

Никита П.

3

3

4

4

3

3

3

3

3

3

3

26

Дмитрий С.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

27

Артур Т.

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

28

Владимир Т.

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

29

Матвей Т.

3

2

3

3

3

3

2

3

3

3

3

30

Артем Ш.

3

3

3

3

4

4

2

4

4

4

4

3,9

3,8

3,9

3,7

3,4

3,4

3

3,6

3,4

3,2

3,2

Средний балл

3,8

3,4

3,3

Студентка – 23шк. Бродзянская Татьяна Владимировна

I. Дисциплинированность

1) осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.) – 4 (высокий уровень)

2) добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.) – 4 (высокий уровень)

3) недопущение проступков (уход без разрешения с занятий и т. п.) – 4 (высокий уровень)

4) соблюдение правил поведения при изменении обстановки – 4 (высокий уровень)

II. Самостоятельность

1) выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.) – 4 (высокий уровень)

2) умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.) – 4 (высокий уровень)

3) умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав – 3 (средний уровень)

4) умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности – 4 (высокий уровень)

III. Организованность

1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.) – 3 (средний уровень)

2) планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки – 3 (средний уровень)

3) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки – 3 (средний уровень)

Советы для развития организованности:

Для школьника хороший способ выработки организованности – это развитие умения планировать и ориентироваться во времени. Планируйте день, распределяйте время вместе с ребенком, совершенствуйте вместе с ним собственное умение планировать и организовываться. План должен быть реальным, с учетом сил и возможностей ребенка. Важен не столько сам план, а сколько процесс планирования. Ведь в процессе планирования ребенок как раз и учиться организовывать свое время, находит оптимальный способ выполнения дела, познает свои реальные возможности.

Для развития организованности важно также развитие умения достигать цели. Для достижения главной цели требуется выделить промежуточные цели, достижение которых приближает к достижению главной цели. Еще важные правила цель должна соответствовать возможностям ребенка или подростка. Ребенок должен представлять себе реальный результат в случае достижения цели и что этот результат ему даст. Также ребенку необходимо понимать, что текущие неудачи бывают у всех и это не повод для уныния и отказа от достижения цели, хотя что-то откорректировать, возможно, придется. Ну, и конечно, главные помощники и учителя для ребенка в развитии умения достигать своих целей это родители. Именно добрые помощники, а не придирчивые критики.