Методические разработки

Брагина Галина Анатольевна

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Доброта спасёт мир»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_spaset_mir.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

  МАОУ «Молчановская СОШ №2»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Доброта спасёт мир»

                                                                           

                                                                        Учитель:

Брагина Галина Анатольевна

                                                 

                                                              2018 год.                                        

Познавательное  внеклассное мероприятие, посвящённое  Международному Дню инвалидов «Доброта спасет митр!»

 Занятие для средних классов, в рамках центра гражданского образования «Социальное проектирование»

«Доброта спасёт мир»

Цель: формировать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

-Познакомить с некоторыми проблемами  людей-инвалидов.

-Формировать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

-Развивать познавательную сферу через коррекцию внимания, памяти, устной связной речи.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, разноцветные воздушные шарики, примерные пожелания, книга Валентина Катаева « Цветик- семицветик», практические упражнения.

Ход беседы.

I.Оргмомент.  Сообщение темы занятия:

Мне очень приятно видеть сегодня и взрослых, и детей. Я пригласила вас на мероприятие « Твори добро» или «Доброта спасет мир!»!

"Здравствуйте!" – именно с этих слов принято приветствовать друг друга любому вежливому и культурному человеку!

Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это самый большой подарок, данный человеку богом.  Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Уже маленький ребёнок учится у взрослых  желать людям здоровья. Желая здоровья другим -  желаем мы его и себе.

II. Основная часть.

Но мы знаем, что здоровье иногда зависит  не только от нас. Оно зависит от многих обстоятельств. Прежде чем поговорить об этом, я хочу, чтобы вы вспомнили сказку писателя Валентина Катаева "Цветик- семицветик"

«Цветик-семицветик» начинается, как история о самой обыкновенной маленькой девочке, которая шла в магазин и вдруг встретила волшебницу, подарившую ей волшебный цветок с красивыми разноцветным лепестками.

Вот с этого момента и начинаются удивительные приключения, вызванные неразумными желаниями девочки. Любые желания сбываются благодаря волшебному цветку, но их количество строго ограничено количеством лепестков на цветке, которых было всего семь.

Приговаривая волшебное заклинание (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели), девочка Женя начала осуществлять свои желания. Чего же она хотела?

  1. Для начала Женя проверила, как работают волшебные лепестки и пожелала оказаться сразу дома, что и произошло.
  2. Дальше Женя заставила склеиться разбитую ею нечаянно вазу.
  3. Чтобы досадить мальчишкам во дворе, девочка оказалась на Северном Полюсе и страшно замерзла.
  4. Следующий лепесток Женя израсходовала на то, чтобы вернуться домой с Северного Полюса.
  5. К Жене слетелись все игрушки мира, что ее страшно напугало.
  6. Ей пришлось остановить поток игрушек, израсходовав драгоценный лепесток.
  7. И только последний лепесток был потрачен на то, чтобы возвратить больному мальчику возможность бегать и прыгать, которой он был лишен. Он  отказался бегать с Женей, потому что у него больные ноги и передвигался он с помощью костылей, он  инвалид.

3 декабря все страны отмечают Международный День инвалидов. Это напоминание нам, всем людям Земли, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Этот праздник по решению ООН был официально оглашён в 1992 году.

- Кто такие эти люди, которых мы бережно называем «инвалидами»? (ответы детей)

-Инвалиды - это люди, которые по состоянию своего здоровья испытывают затруднения при передвижении, не видят или не слышат, не всегда могут сами позаботиться о себе.

Показ видеофильма «Мы просто другие»

- Давайте рассмотрим причины, которые могут привести людей к инвалидности.

• Ребята, как вы думаете, бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (ответы детей).  

- Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Но некоторые виды профессий связаны с большей опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

• Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (ответы детей).

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

• Кроме этого, в мире происходят автоаварии авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

• Случается, что человек сильно заболел. Но, не все болезни пока еще подчинились врачам.

• А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

- В нашей стране инвалидов немало. Это и взрослые и дети.

Согласитесь, никто бы из вас никогда не согласился отдать за миллион долларов свою ногу, руку, глаза! Ни за какую сумму вы не согласились бы потерять свой слух!   Некоторые могут посчитать, что  такие люди выглядят необычно и это смешно, а другие  наоборот,  по возможности предложат им свою помощь.

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе? В других местах? (ответы)

- Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Но так не должно быть. Мы должны всячески помогать им, оберегать их. Таким людям живётся не просто, их жизнь - каждодневная борьба. Чтобы вы могли хоть чуть-чуть понять состояние слепого человека, мы проведём такие эксперименты:

ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ

Мне необходимо 2 человека, выйдете пожалуйста ко мне!

  • С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

- Легко ли вам было справиться с этим заданием? (Ответы детей)

- Что испытывали, при выполнении, этого задания?    Хотелось ли вам снять повязку и  открыть глаза?

  • Внимательно слушая меня, выполните мои команды

Откройте глаза. Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?

- А вы знаете, как эти люди передвигаются? (Ответы детей)

Одним из способов передвижения таких людей являются собаки-поводыри, обученные собаки, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире. Чаще всего дрессируют немецких овчарок, иногда боксёров и лабрадоров. Тренировка начинается с выполнения простых команд: сесть, встать, лежать, стоять и т.д.

Затем на собаку надевается специальная упряжка, конец которой держит в руках тренер. Собака учится идти слева от тренера на полшага впереди. Она должна выбирать дорогу, чтобы хозяину не приходилось наталкиваться на препятствия.

Обученная собака–поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут. Обычно такую собаку тренируют в присутствии хозяина и примерно в течение месяца они как бы привыкают друг к другу.

Хозяин управляет упряжкой, посредством которой они передают сигналы друг другу. Вскоре они уже могут путешествовать по городским улицам, сначала под присмотром тренера, а затем и самостоятельно. Обычно собака становится не только незаменимым помощником, но и другом. И с этих пор они неразлучны.

- Как читают слепые люди? (Ответы детей)

Для слепых людей издают специальные книги, где шрифт напечатан объёмными буквами. Читают такие книги с помощью пальцев.

А ещё существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями  точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете,  могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея  зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки).  

- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

Все вы знаете прекрасную певицу Диану Гурцкую . Она живёт полноценной жизнью, если конечно это так можно назвать, она не сидит дома, а поёт и даёт возможность людям слышать её прекрасный голос. У ней семья, заботливый муж.

ПРОБЛЕМЫ СО СЛУХОМ

- А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?

А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе.

 Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда?

А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Можно узнать близкого родного человека наощупь. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой.

-
Попробуйте сами!

Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

ЧЕЛОВЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

- Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

- Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, помогут следующие упражнения. 

  • С помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
  • Надеть одной рукой варежку.

- Что почувствовали? О чём подумали? Трудно ли было выполнять задания? (Ответы детей)

- Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи. Они вам будут очень благодарны!   Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи. Среди них есть много  мужественных, крепких духом людей, которые в жизни достигают больших высот.

- А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?  И зря не верите. Посмотрите! Могут! И рисовать красивые картины, и одеваться без помощи других людей, и готовить обед своей семье! Почему? Да потому, что они  любят жизнь.

- Вы слышали о параолимпийских играх? (Ответы детей)

Люди с ограниченными возможности достигают больших спортивных побед! За счет силы духа, любви к жизни и большому стремлению жить!

- А вот и ещё  примеры людей, которые, несмотря на большие отклонения в здоровье, добились больших успехов в творческой и профессиональной деятельности и стали легендами для последующих поколений, людьми, на которых надо равняться.

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – немецкий композитор. В 24 года, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит – воспаление внутреннего уха. А в 32 года Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения.

Алексей Маресьев (1916 – 2001) – легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь – после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Франклин Рузвельт - 32-й президент США - также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории США.

Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

Подведение итогов: 

- По вашим глазам мне стало понятно, что всё услышанное, я надеюсь, увиденное  тронуло ваши сердца. Думаю,  многие  из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а, наоборот,  по возможности предложат им свою помощь. И пусть 3 декабря - Международный день инвалидов - это еще один повод вспомнить о том, что рядом с нами живут люди такие же, как и мы, но всё-таки чем-то отличающиеся от нас, и что в наших силах помочь этим людям.

-Итак, мы узнали сегодня что означают слова:  инвалид, "люди  с ограниченными возможностями здоровья", "особый ребенок». Такие дети есть в нашей школе.  Я,  надеюсь, что вы будете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им.

- Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.