Исследовательские работы учеников

Сагадатова Юлия Фаритовна

В XXI веке трудно представить подростка, который бы не слышал об Интернете. Интернет повсюду - он стал частью повседневной жизни людей. И, особенно, подростков, которые уже не могут представить свою жизнь без компьютера, подключённого к сети.

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.rab_.vzglyad_molodezhi.docx76.77 КБ
Файл issled.rab_.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Салаватский районный отдел  образования

                                                  МОБУ СОШ с.Турналы

Взгляд молодёжи на Интернет.За или против.

/Исследовательская работа/

                                                                  Выполнила:   ученица 11 класса

                                                                  Садыкова Рида

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  Сагадатова Юлия Фаритовна

                                                                     Учитель истории и обществознания

Турналы-2019

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………

2.История возникновения сети Интернет……………………………5-6

3. Подростковая интернет-зависимость: Интернет помощник или

враг молодёжи?......................................................................................7

4. Интернет - это помощник…………………………………………….8

5. Интернет - это враг…………………………………………………9-13

6.Результаты опроса среди учащихся и учителей МОБУ СОШ

с.Турналы……………………………………………………………...14-16

заключение………………………………………………………………….

Введение

В XXI веке трудно представить подростка, который бы не слышал об Интернете. Интернет повсюду - он стал частью повседневной жизни людей. И, особенно, подростков, которые уже не могут представить свою жизнь без компьютера, подключённого к сети.

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.

И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто - нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Мы не научились правильно использовать свое время в Интернете.

Почему же мы так любим проводить время за компьютером и в социальных сетях? Как на нас это влияет? И сможем ли мы остановиться?

Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.

О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.

Я считаю, что подросток и социальная сеть - это одна из актуальных тем нашего времени. Социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Сейчас наиболее сильное влияние оказывает Интернет.  Цель данной исследовательской работы заключается  в том, чтобы проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков, раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение и найти способы решения проблем, связанных с времяпровождением подростков в социальных сетях.

В ходе работы реализованы следующие этапы:

1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.

2 этап – обобщение полученного материала.

3 этап – проведение опроса.

4 этап – фиксация результатов работы.

5 этап – анализ и объяснение результатов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание и проведение опросов.

Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов, создание брошюры (памятки), рекомендованных для детей и взрослых.

Данная работа будет интересна психологам и педагогам, интересующимися затронутой тематикой, и, непосредственно, самим подросткам.

История возникновения сети интернет?

История Интернета началась в конце 50-х годов ХХ века, а именно, когда в 1957 году в СССР запустили первый искусственный спутник. В разгар холодной войны «захват» Советским Союзом космического пространства представлял серьезную угрозу для США.

Необходимо было ускорить темпы разработок новейших систем защиты. С этой целью в 1957 году было создано Агентство перспективных исследований Министерства обороны США - ARPA. Эту организацию интересовал вопрос, можно ли соединять расположенные в разных местах компьютеры с помощью телефонных линий. Их целью являлась организация сети передачи данных, способной функционировать в условиях ядерного конфликта. В январе 1969 года впервые была запущена система, связавшая между собой 4 компьютера в разных концах США. А через год новая информационная сеть, названная ARPAnet, уже приступила к работе.

С каждым годом ARPAnet росла и развивалась и из военной и засекреченной сети становилась все более доступной для различных организаций.

В 1973 году сеть стала международной.

В конце 80-х годов терпению военных пришел конец, так как сеть превратилась из секретной в общедоступную. Поэтому они отделили от сети часть для своих нужд, получившую название MILNet.

В конце 90-х годов стало возможным передавать по сети не только текстовую, но и графическую информацию и мультимедиа.

Одной из первых российских сетей, подключенных к Интернету, стала сеть Relcom (Релком), созданная в 1990 году на базе Российского центра «Курчатовский институт». В создании сети принимали участие специалисты кооператива «Демос» (сейчас это компания «Демос-Интернет»). Уже к концу года к Интернету было подключено 30 организаций. В 1991 году в компьютерной сети Relcom появился первый сервер новостей (электронных конференций). И очень скоро она объединила многие крупные города России (Екатеринбург, Барнаул и др.), а также некоторых других стран СНГ и стран Балтии.

Сегодня Интернет состоит из миллионов компьютеров, подключенных друг к другу при помощи самых разных каналов, от сверхбыстродействующих спутниковых магистралей передачи данных до медленных коммутируемых телефонных линий. 

Подростковая интернет-зависимость: Интернет помощник или враг молодёжи?

Подростковая интернет-зависимость ещё более страшна, чем зависимость взрослого человека, т.к. взрослый человек, по большому счёту, осознаёт тот факт, что он часами просиживает за компьютером, в то время как подросток мало задумывается о том, что он стал интернет-зависимым. Уже с малых лет ребёнка приучают к работе на компьтере. Сейчас уже ходят слухи о том, что скоро школьники  вместо учебников будут носить компьютеры. Да, идея хорошая, школьник будет меньше носить тяжести в школу. Но, всё же, по сути, ещё даже не подростка, первоклассника, «приковывают» к монитору.

Стоит ли удивляться, что от интернет-зависимости сейчас страдает каждый третий ребёнок в стране. Пришёл со школы или с университета и  сразу же за компьютер. Правда не всегда молодые люди заходят в Интернет, чтобы «убить» время. Сейчас современное обучение, как выше было сказано, строиться практически исключительно с использованием IT-технологий (IT - информационные технологии). Интернет выполняет роль помощника, который помогает учащемуся выполнить домашнее задание.

И всё же, Интернет - это помощник или враг для подростка? Мы рассмотрели этот вопрос с разных сторон и предлагаем вам наше видение на эту ситуацию.

Интернет - это помощник.

Что сейчас будет делать ученик, если ему зададут подготовить доклад к n-му дню? Пойдёт в библиотеку? Вряд ли. Да и порой в библиотеке нет необходимой информации по заданной теме. Поэтому главной палочкой-выручалочкой для учащегося является Интернет. Практически любая информация сейчас доступна в открытом доступе, т.е. любой может узнать практически обо всё на свете, в том числе, и найти материал для своего доклада. Конечно, такой возможности позавидовали бы школьники 90-х гг., когда про Интернет слышали лишь немногие.  В те времена практически единственным источником информации была библиотека. Люди часами сидели там, переписывая скучные книжки. Кстати сегодня некоторые родители современных подростков говорят, что они получали более глубокие знания, т.к. они же все доклады от руки писали, и, следовательно, лучше усваивали информацию.

Они служат глобальным коммуникационным каналом - мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить интересующие нас вопросы.

Для этого имеются ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками.Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги . Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы - на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. 

Интернет - это враг.

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира - результаты исследований довольно неутешительные.

Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети.

Однако, всё больше и больше молодёжь использует возможности Всемирной паутины в отрицательном аспекте. Говоря по-русски, попусту просиживая свою жизнь за компьютером.

Подростковая интернет-зависимость в таком проявлении - это уже сравни беде. Пустая трата времени становится нормой для молодого поколения. «Ещё несколько минут» практически всегда превращаются в несколько часов. Причём многие родители не понимают, чего такого интересного можно найти в компьютере, чтобы часами сидеть и смотреть в экран.

Ведь Интернет -это как улица, где можно делать всё что захочется и, при этом тебя практически никогда не осудят. Такая свобода опьяняет, стремящегося к этой свободе подростка, и он становится частью этого виртуального братства любителей посидеть часами за компьютером.

Сейчас даже существуют специальные клиники для интернет-зависимых подростков, где молодых людей избавляют от пагубной привычки тратить свою жизнь впустую. Лучше вмешаться в текущие течение дел пока не поздно и отключить Интернет на месяцок-другой.  Может быть это не совсем решение проблемы, т.к.  дети  могут  найти доступ в сеть у своих друзей. Активный образ жизни победит любую хроническую подростковую интернет-зависимость. Изначально, как планировалось, социальные сети должны помогать людям общаться на просторах виртуального мира. Однако, сейчас – это уже не просто общение, а для многих - смысл их жизни, их, так сказать, философия. Молодёжь практически повально сидит не в Интернете, а именно в соц. сетях.

Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны. Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?

Почему же подростки все таки регистрируются в социальных сетях? Просто практически все их ровесники делают тоже самое, т.е. только придя со школы, сразу же садятся за компьютерный стол и заходят на свои странички в социальные сети. Сейчас, уже многие замечают, что подростков стало меньше на улице не из-за того, что в стране демографический кризис, а всё потому, что очень их большая часть отдают предпочтение Интернету и социальным сетям, чем простому человеческому общению на улице.

Что это такое - бич современности или модное явление? По-моему, это второе, т.е. просто модное течение. Ну ведь правда, это относительно ново для людей, быть всегда рядом со своими друзьями и коллегами. Ещё несколько лет рост популярности соц. сетей будет стабильно высоким, но лет через 5 молодёжь успокоиться и все будут воспринимать социальные сети просто как обыденную вещь, помогающую людям быть всегда в близком контакте.

Мы слишком много тратим время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире.

Такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в соцсетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном - обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».

Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами - все это негативно отражается на реальном общении.

Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире.. Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше. Основные вредные факторы при частом нахождении за компьютером и нахождении социальных сетей:

– Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

Сидя за компьютером, учащийся (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.

– Воздействие электромагнитного излучения.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение...

– Утомление глаз, нагрузка на зрение.

Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у учащихся возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

– Перегрузка суставов кистей.

Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

– Стресс при потере информации.

Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

 -Зависимость от виртуального мира.

Пожалуй, это самая распространенная проблема.

Общедоступность информации.

Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.

– Психические расстройства.

При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.

Результаты опроса среди учащихся и учителей МОБУ СОШ с.Турналы.

В рамках данной работы мною было проведено исследование (анкетирование старшеклассников), целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашей школы. В анкетировании участвовало 10 учеников и 6 учителей.

Я предложила подросткам максимально честно ответить на опрос. Вопросы были следующими:

  1. Сколько часов проводите ? интернете в сутки?
  2. Часто ли вы заходите на сайты новостей, позновательные сайты?
  3. Часто ли вы заходите на развлекательные сайты?
  4. Что для вас интернет?
  5. Считаете ли вы что интернет давно заменил все возможные книги?
  6. Как долго вы можите провести за чтением книг?
  7. Можете ли вы сказать что интернет стал частью вашей жизни?

Результаты исследования:

Мной были использованы два метода выведения результатов: составление диаграммы и выведение среднего ответа.

В результате, я узнала, что все опрашиваемые мною ученики зарегистрированы в социальных сетях. В основном в Одноклассниках и Вконтакте. Но лишь небольшая часть учителей имеет свой аккаунт в социальных сетях. У подростков на посещение интернета уходит в среднем от 2-до 5 часов. Подростки реже посещают сайты новостей и позновательные сайты, напротив обстоит ситуация с развлекательными сайтами. Но при этом подростки противоречат сами себе утверждая, что интернет вписался в их жизнь, но не значительно. Опрос учителей говорит о том, что в интернете они проводят менее 2 часов в день,  для них интернет является всемирным источником знаний. Каждую неделю посещают сайты новостей, на развлекательных сайтах практически не бывают, для них интернет также вписался в их жизнь но незначительно.

В среднем все опрашиваемые проводят в Интернете от часа в день. У учеников, естественно, время провождения колеблется в пределах 2-5 часов в день, а учителя проводят 1-1,5 часа.

Ответы на вопрос «Сможете ли вы прожить без социальных сетей» отражен в диаграмме:

  1. Да        (опрос среди учителей МОБУ СОШ с.Турналы)
  2. нет
  3. Да
  4. Нет   ( опрос среди учащихся МОБУ СОШ с.Турналы)

1.Все зарегистрированы в социальных сетях.

2.Посещение развлекательных сайтов.

3.Проводят в интернете от 2-5 часов.

4.Реже посещают познавательные сайты.

Заключение.

Каким же вырастет это новое поколение? Примитивными существами или неким новым типом человека? Ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь мы не знаем, мы можем только предполагать, что будет потом. Но одно можно сказать точно, что след от влияния Интернета отразиться на нашем «завтра». Так как дети – это наше будущее.

Мы - это результат воспитания наших родителей. Но все больше времени вы проводим в социальных сетях. Мы нашли аналогию реальным друзьям, прогулкам и реальному общению. Подрастающее поколение теперь воспитывается Интернетом. Ведь ребенок больше будет похож на свое время, чем на своих родителей.

Многие родители думают, что если ребенок сидит дома, за компьютером, то это убережет его от опасностей. Но они глубоко ошибаются, проводя время в социальных сетях, ребенок подвергается еще большему риску. То, что соц. сети негативно влияют на подростка – это доказанный факт. Но столько времени, сколько «сидим» мы за каким-нибудь «контактом» - это немыслимо. Мы сами уничтожаем свое будущее.

Ведь все зависит от нас: какими будем мы – таким и будет наше продолжение. О ближайшем будущем и страшно думать.

Просто нужно вовремя остановиться и принимать соответствующие меры.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.

Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-либо соц. сети. И что самое плохое, так это то, что почти все и зависимы от этих самых сетей. Хотя они отнимают кучу реального времени, за которое человек мог успеть сделать и повидать много всего интересного.

Подростки не представляют уже свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе.

Я сама зарегистрирована в соц. сетях, и я с уверенностью могу сказать что там «зависают» уже и тысячи детей. Я думаю, это уже можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Хотя это относительно. И все зависит лишь от нас самих: как мы решим сами прожить эту жизнь: ”реально” или ”виртуально” решать нам…

Используемая  литература:

 1.Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2005. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Диалектика, 2007. - 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова- М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

4. Кент П. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма «Яуза», 2006. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог .



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Салаватский районный отдел  образования

                                                  МОБУ СОШ с.Турналы

Боевой путь моего прадедушки.

/Исследовательская работа/

                                                                  Выполнил:   ученик 9 класса

                                                                  Садыков Эльмир

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  Сагадатова Юлия Фаритовна

                                                                     Учитель истории и обществознания

Турналы-2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………...

1.Детство и юность……………………………………………………………5

2. Участие прадедушки в Первой мировой войне………………………6-7

3.В годы Гражданской войны……………………………………………..8-9

4.Появление деревни Язги-Юрт………………………………………….  10

5.Коллективизация………………………………………………………….11

6.Строительство дороги…………………………………………………….12

7.Великая Отечественная война………………………………………..13-14

8.Послевоенные годы………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

Первая мировая  война, именуется как один из широкомасштабных и страшных конфликтов в истории всего человечества. Событие, унесшее огромное количество жизней и сломавшее вековые устои многих стран.
«Великая война», так именовалось это событие в межвоенный период, в Российской империи ее называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной», «Великой Отечественной». И   лишь   после Второй мировой войны, в тысяча девятьсот   тридцать девятом году, в историографии утвердилось такое название как «Первая мировая война».
Событие, перевернувшее мир началось с Сараевского убийства. В тысяча девятьсот  четырнадцатом году двенадцатилетним сербским террористом был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд. Двенадцатилетний участник террористической организации «Млада Босна»,  которая боролась за объединение всех южнославянских народов в одно государство. Убийство послужило началом страшного, кровопролитного и ужасного события.
Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу». Действительно, так и было, из-за одного события не могла бы развернуться такая страшная и кровопролитная война, причиной этому событию послужили накопленные годами неприязни и столкновения.

 Что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через нее прошел.

Мне всегда была близка эта тема, потому, что это история моей семьи и моей страны. Мне стало важно собрать и систематизировать документы семейного архива и факты военной биографии из жизни моей семьи в годы Первой Мировой войны. Более четко представить события тех лет мне было трудно. Поэтому я решил изучить эту тему со слов близкого мне человека, моей бабушки, постараться более четко воспроизвести в своем сознании события тех лет.

Цель: Изучить события автобиографии  моего прадедушки  Шарипова Мирсаяпа Шариповича, связанные с первой мировой войной.

Объект исследования: Семейный архив

Предмет исследования: События моей семьи, связанные с историей первой мировой  войны

Методы исследования: интервьюирование, сбор и анализ архивных источников, изучение интернет источников.

В ходе научного исследования мы опирались на воспоминания моей бабушки  Садыковой Фатимы Мирсаяповны, 1924г.р., старшей дочери моего прадедушки[1] Она бережно сохранила до наших дней бесценные документы о своем отце, дополнив их собственными рассказами.                                      

Задачи:
1. Составить историческую справку   участника войны  Шарипова  Мирсаяпа  Шариповича. 
2.   Выявить семейные реликвии военных лет.

3. Систематизировать семейный фотоархив.

 

                                                   

Детство и юность

Мирсаяф Шарипов родился 15 августа 1888  года [2]. Он был любимцем у своей матери Фархиямал, так как был младшим ребенком в семье и также тем, что своими внешними данными пошел в её сторону, отличался не только крепким здоровьем, но и сильным волевым характером. С малых лет Мирсаяф стал помогать отцу по хозяйству, брался за самую тяжелую работу. Одновременно посещал местную начальную школу, где тоже делал успехи. Подростком он нанялся пасти лошадей лагеревскому богачу Низаметдину Сиражетдинову. Вскоре подошло время службы в Русской Императорской армии. В память от армейской службы осталась фотография, сделанная в 1909 – 1910 годах. Три солдата стоят по стойке смирно, готовые умереть за «Царя и Отечество»[3]. После возвращения из армии Мирсаяф женится, но молодые совсем недолго радовались своему счастью. Начинается Первая Мировая война.

                                 

Участие   Прадедушка в первой   мировой  войне.

В    связи   с     вступлением    России     в    войну    18  июля  1914  года       (по старому стилю) началась всеобщая мобилизация.                                                                                                                                Мобилизованные   из  Златоустовского уезда Уфимской губернии (в том числе и Мирсаяф Шарипов) прибыли в город Уфу, где на базе 190го Очаковского полка 48й  кадровой пехотной дивизии шло формирование 330го Златоустовского полка 83й второочередной пехотной дивизии. Еще дивизия формировала: 331й Орский и 332й Обоянский пехотные полки (Оренбург), 329й Бузулукский пехотный полк и 83ю артиллерийскую бригаду (Самара). Формирование 83й пехотной дивизии (штаб которой располагался в Самаре)   было поручено генерал-майору Константину Лукичу Гильчевскому. Недостатков было хоть отбавляй. Дивизия уже отправилась на фронт, а командование дивизии продолжало выбивать станковые пулеметы для дивизии. Солдатам выдали винтовки Мосина (трёхлинейка),  которых  не успели модернизировать. Эти винтовки не могли стрелять принятыми на вооружение в 1908 году новыми патронами с остроконечной  пулей,  и  в вагонах    полки   занимались    их     переделкой (ставили   новые    прицелы     системы    В.П. Коновалова,     подвергся замене отсечка-отражатель в механизме подачи патронов).                                                                                                                               К 18 - 20 августа 1914 года полки 83й дивизии прибыли в город Люблин в разгар Галицийской битвы и вошли в подчинение 16го корпуса 4й армии Юго-Западного фронта. В это время австрийцы находились всего в 20 километрах от города. В целях приобретения боевого опыта командование Юго-Западного     фронта      распределило необстрелянные полки 83й дивизии по разным корпусам фронта,   при   этом 330й    Златоустовский полк оказался в составе Гренадерского корпуса 4й армии.                                                                               Только 28го августа около деревни  Полихна,    получившие   боевое крещение   полки   дивизии,   сосредоточились    вместе    и    вошли    в состав     Гвардейского   корпуса    4й   армии.   Надо отметить, в осенних боях 1914 года 330й Златоустовский и 332й    Обоянский   полки,   в    отличие    от    двух     других полков,      проявили      себя      как        наиболее    подготовленными    и   стойкими    полками, имевших храбрых командиров.                                                                                                                                          В   эти    август-сентябрские     дни        Галицийской        битвы     полки    83й дивизии    ведут   наступательные   бои   в    юго-западном       направлении на Нижний Сан и занимают город Уланув.                                                                                                          В середине   сентября    83я   дивизия    двигается   на   север,   входит в состав 18го корпуса 9й армии и держит оборону на восточном берегу реки Висла.                                                                                                                                            В ходе Варшавско - Ивангородской операции, 10 - 15 октября, 83я дивизия   подручными средствами форсирует реку Висла около деревни Петравин и ведет наступление на юго-запад в направлении Кракова.                                       С 1го ноября участвуя в Ченстохово - Краковской операции 83я дивизия ведет бои на подступах к городу Кракову. В ходе встречных боев 7го ноября австрийцы нанесли удар на Вольбром. Фронт был прорван, но ответный удар Гвардейского корпуса позволил ликвидировать прорыв. Правый фланг 9й армии отошел назад, и поле боя остался за австрийцами. В этом бою 7го ноября рядовой Мирсаяф Шарипов получает тяжелое ранение в обе ноги и в суматохе происходящих событий был оставлен на поле боя.                                                                                                            В результате его подобрали австрийцы и отвезли в город Краков. Потом он попадает в Вену, где находится 9 месяцев. Затем его отправляют в город Игер, где пребывает до конца 1915 года. В дальнейшем при помощи Красного Креста через Швейцарию, Швецию и Финляндию возвращается в Россию. Через Петроград попадает в Москву, где военно-врачебная комиссия отправляет его домой.

                                       

В  годы Гражданской войны.

25 июня 1919 года 5я армия Красной Армии (Командующий М.Н. Тухачевский) начала Златоустовскую операцию, началось освобождение Южного Урала от войск Колчака. Главный удар наносили: 26я стрелковая дивизия (Начдив Г.Х. Эйхе), наступавшая вдоль реки Юрюзани и 27я стрелковая дивизия (Начдив А.В. Павлов), которая наступала по Бирскому тракту. В ходе боев 26я дивизия легко опрокинула стоящую против них 6ю Уральскую горных стрелков дивизию колчаковцев (Командир генерал-майор В.М. Нейланд, 21й Челябинский и 22й Златоустовский полки) и, развивая наступление, пошла в деревню Насибаш. А 27я дивизия также успешно развивала наступление в направлении деревни Киги. В результате в центре, в междуречье  рек   Ая  и   Юрюзани, не оказалось войск Красной Армии. В этот вакуум, который «бутылочным горлом» заканчивался в деревне Лагерево, устремились отступающие полки 6й Уральской дивизии.                              Деревню Лагерево вмиг заполонили колчаковцы. Командир колчаковцев, скорее всего это был генерал В.М. Нейланд, потребовал от лагеревцев выделить подводы  для   эвакуации своих войск. По свидетельству очевидцев, он был сильно напуган, ему казалось, что кольцо окружения красных вот-вот сомкнется поэтому, угрожая расстрелом, торопил всех.                                                                                                   В   результате   телеги,   запряженные лошадьми, потянулись в район соборной мечети. Вскоре обоз тронулся в путь, в его составе оказались: Мирсаяф Шарипов, Мухаметдин Ситдиков, Шарифулла Гирфанов, Аюп Байрамов, Байрас Исламгулов, Гилемхан Казыханов, братья Ахат и Хабир Галимовы и многие другие жители деревни Лагерево. К сожалению, большинство имен мы просто не знаем, но известно, что в этом обозе кроме мужчин были и подростки. Обоз двинулся по маршруту: Лагерево - Мухаметово -Тугузлы - Кулбаково - Кусинский завод - Златоуст. Обоз еще не добрался до Кулбаково, а группа молодых людей, среди которых находился Шарифулла Гирфанов, совершает дерзкий побег и возвращается в Лагерево. Взрослым  решиться на побег оказалось гораздо труднее.                                                                    Тем временем началось отступление колчаковских войск по всему фронту. Красная Армия 13 июля вступила в Златоуст, а 24 июля вошла в Челябинск.                                            Возле  Челябинска среди лагеревцев  появился башкир из аргаяшской волости, которого Мирсаяф вспоминал всю свою жизнь. Он сразу начал вести разговор о побеге, о необходимости бежать как можно раньше, пока не ушли слишком далеко: За рекой Тобол уже начиналась Сибирь, где шансы на побег непременно усложнятся. В конце разговора он многозначительно добавил: «Эти места я хорошо знаю, проведу как надо!».                                                         Начался август месяц, по ночам стало прохладнее, обоз стал накрывать легкий туман. И вот в один из августовских дней, поздно ночью под утро, Мирсаяф и еще несколько человек бесшумно покинули обоз и двинулись в обратном направлении. Организатор побега не подвел, он уверенно вел беглецов по едва различимой лесной дороге. Временами дорога совсем исчезала среди лесной травы, но непременно появлялась вновь,    грея   сердце    беглецов.   Это   были   земли    курганских    башкир,   но беглецы не рисковали   показываться   в    деревнях.  «Аргаяшовец»    уходил    один,    приносил    еду  и   рассказывал   новости.    Наконец    около   Челябинска Мирсаяф и его спутники  тепло    попрощались   с    ним   и    вскоре благополучно вернулись домой, начинался сентябрь  1919 года.                                                                                                                                    Как выяснилось впоследствии, лагеревцы продолжали уходить из обоза и позже.. Другие, совершив побег, вступали в Красную Армию и возвратились только через несколько лет.                                                                                                          

                                       

Появление  деревни  Язги-Юрт.

В целях оживления экономики в годы НЭПа в стране была восстановлена система кредитной кооперации. Начали функционировать кредитные кооперативы. На основе Декрета СНК СССР от 20 мая 1924 года «О порядке регистрации потребительских обществ и союзов» была создана Лагеревская потребительская сельскохозяйственная, кредитная кооперация (в народе ее называли просто «Кредит»).  Она   располагалась    в     двухэтажном     здании синего цвета.    Сегодня    на     этом    месте    находится   жилой    дом Марса Фахретдинова. При помощи «Кредита» создаются сельхозкредитные товарищества и потребительские общества.                                                                                                                   Весной 1926 года недалеко от деревни Ново-Куркино лагеревцы Мирсаяф Шарипов, Мухаметдин Ситдиков, Фасхетдин Ситдиков, Мажит Закиров, братья Афтах и Латиф Муфтаховы получили землю и начали ее обрабатывать, затем, построив хозяйственные постройки и весенние дома (язги-юрт), перенесли домашнюю скотину и переехали жить постоянно. Постепенно начали возводить и жилые дома. Практически к началу 1929 года новая деревня Язги-Юрт из нескольких жилых домов, которые еще продолжали строиться, уже была возведена. Сегодня это место называется «Старый Язги-Юрт

В   эти   годы   семья    Мирсаяфа     Шарипова    состояла    из    таких   людей   дети   Ахтар,  Закир,   Фатима,   Хайрулла  и  Рахимьян.   Старшие дети   Ахтар  и   Закир  1   сентября   уезжали в Лагерево, где осталась бабушка Яубатырова Фархиямал Аллаяровна и посещали школу.                                                                               Однако такое положение дел продолжалось совсем недолго, в 1929 году началась коллективизация, и семья Мирсаяфа Шарипова вернулась в Лагерево, а хозяйственные постройки, построенные Мирсаяфом, были оставлены его шурину Наби Исламгазину.        

                                       

Коллективизация.

В феврале 1929 года жители деревни Лагерево и жители только что появившейся деревни Чебаркуль на общем собрании образовали сельскохозяйственную артель «Большевик». Были обобществлены хозяйственные постройки, домашний скот, тягловые лошади и сельскохозяйственный инвентарь. Создаются три бригады в деревне Лагерево и одна бригада в деревне Чебаркуль

Мирсаяф    Шарипов    с   момента   создания   вошел   в   состав   правления артели,  и   работает    бригадиром   бригады   №3,   затем работает бригадиром бригады №4 и бригадиром бригады №1 (Чебаркуль).                                                                Большую помощь в организации и работе артелей и колхозов в это время оказали двадцатипятитысячники, один из которых человек по фамилии Алтайский в начале 1930 года появился в деревне Лагерево.         Одновременно с коллективизацией в республике началась ликвидация кулачества как класса. Были осуждены и высланы в город Черемхово Иркутской области несколько семей из деревни Лагерево. Соборная мечеть была закрыта, а ведение службы было запрещено.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Председатель колхоза  «Большевик».

А новым председателем колхоза «Большевик» становится Мирсаяф Шарипов, в этой должности он работает до февраля 1936 года.                                                                                      Это был исторический год. Так в январе 1935 года был образован Малоязовский район, который позже стал носить имя Салавата Юлаева.  

Строительство дороги.

В колхоз стала поступать техника, трактора и автомобили. Эти первые трактора были без кабины, сильно дымили, громко рычали и пугали окружающих Появился в Лагерево и первый автомобиль, знаменитая «полуторка». Появление тракторов и автомобиля выявили новую проблему для лагеревцев, это отсутствие дороги для проезда на юг в сторону железнодорожной станции Мурсалимкино. Необходимо было расширить имеющуюся тропинку, по которой могли проходить  только телеги, запряженные лошадьми.              

 Организация работ по строительству были  возложены на Мирсаяфа Шарипова, работавший в это время бригадиром по строительству (одновременно он был и бригадиром по ремонту сельскохозяйственных машин) и на Гаяза Сафина, который работал мастером по строительству непосредственно на объекте. Были созданы две бригады, которые шли навстречу друг другу. Работы производились вручную, главными орудиями труда были кирка и лопата, наряду с мужчинами работали также и женщины. Как   вспоминала  впоследствии   Мадина   Ахметова (1917 года рождения): «Из   всех моментов строительства вспоминается собака, которая курсировала между двумя бригадами. На неё был одет подсумок, где мы находили соль, спички, чай и другие необходимые вещи».                                                                                                                                                                       16  июля 1939 года.

В этот день случилось несчастье. Мирсаяф Шарипов попал под колеса единственного в деревне автомобиля (за рулем в это время был Барый Галимов) и получил тяжелые переломы правой ноги выше колена. Кости не срослись или срослись плохо, в результате до конца своих дней он был вынужден ходить, опираясь на палку. Чтобы прокормить свою семью он освоил профессию сапожника и портного, стал заниматься пчеловодством. К этому моменту в семье родились младшие дети Арслан и Фарида, а в 1940 году - младшая дочь Назира.  

Великая Отечественная война.

На фронтах Великой Отечественной войны из семьи воевали трое, это Ахтар и Закир Шариповы и Хайрулла Алтынбаев.  

Лейтенант Ахтарьян Мухамедьянович Шарипов.

Сын погибшего  брата  Мирсаяфа Ахтар Шарипов родился в 1916 году. После окончания семилетки работал актером Кигинского колхозно-совхозного театра. Пятого октября 1938 года был призван в ряды РККА, после чего служит на Дальнем Востоке. Учится на курсах младших лейтенантов, затем слушатель учебного офицерского артиллерийского полка.                                       С октября 1944 года на 3м   Белорусском  фронте,   командир   взвода управления,  затем    командир   огневого   взвода батареи 76 мм орудий 379го  отдельного пулеметно-артиллерийского батальона, 152го Укрепрайона. Участвует в   Мемельской  и Восточно - Прусской наступательных   операциях,  освобождает   населенные   пункты    Шилленен  и Лазденен, ведет бои в районе города Лётцен. В  феврале-марте   участвует  в ликвидации Хайлигенбайльского   котла на берегу залива Фришес-Хафф Балтийского моря.  Награжден орденом Отечественной   войны   II   степени,   медалями «За боевые заслуги»,   «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга» и юбилейными медалями.                                                                                            После демобилизации в 1946 году работал на различных должностях в родной деревне, активно участвовал в художественной самодеятельности. Вместе с женой Миндигаян вырастил и воспитал трех дочерей.                       Умер в 1987 году.    

Гвардии лейтенант Закирьян Мирсаяпович Шарипов.

Старший сын Мирсаяфа Закир Шарипов (сын Гилмиязы Исламгазиной) родился в 1918 году. После окончания семилетки живет и работает в поселке Давлеканово, откуда в 1939 году призывается в ряды РККА.                                            С сентября 1941 года на Закавказском фронте. В начале января 1942 года в составе     Керченско -     Феодосийского   десанта    высаживается   в    Керчи.     Командиром      взвода     связи   846го отдельного  батальона   связи,    398й стрелковой   дивизии   воюет  на   Крымском   фронте.   Был    ранен   и    находился на излечении в эвакогоспитале № 3211 в городе Кисловодске.                                                

 С декабря   1942    года    командир   взвода    связи   1 стрелкового батальона,   29го   Гвардии   стрелкового полка, 7й   Гвардейской   Черкасской  Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого II степени воздушно- десантной     дивизии.   Участвует   в   боях   под    Старой   Руссой, Белгородско - Харьковской    операции     Курской    битвы,   в     боях   за левобережную Украину.   После    тяжелого    ранения    находился   на  излечении   в   эвакогоспитале   № 3652   в   Казани.    

После     выздоравления  работает старшим инструктором 4й  части Ржищевского райвоенкомата Киевской области.  Награжден  орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией» , «За оборону Кавказа» и юбилейными медалями. После войны проживал в станции Кульдуразы Апастовского района Татарской   АССР.                                      

Рядовой Хайрулла Мирсаяпович Алтынбаев.

Второй сын Мирсаяфа Хайрулла Алтынбаев (сын Салимы Алтынбаевой) родился в 1925 году. К сожалению, про него практически нет никаких сведений.                                                                                                                  Рядовой Хайрулла Алтынбаев пропал без вести в апреле 1942 года.  

                                       

Послевоенные годы.

После   несчастного   случая,   когда    Мирсаяф    Шарипов    стал инвалидом и   уже    не   мог работать на производстве, он,   по   возможности,   стал работать   на   дому:    стал   шить и ремонтировать сапоги, также шил одежду. Однако самым любимым делом стало пчеловодство, это занятие приносило ему удовлетворение, работал он с вдохновением.                                                                           Участник Первой мировой войны, один из основателей деревни Язги-Юрт, член правления колхоза «Большевик» со дня его основания Мирсаяф Шарипов умер в результате болезни 28 января 1962 года и был похоронен в                                       деревне Лагерево.        

В настоящее время есть две дочери одна живет в с.Лагерево, вторая живет в с.Турналы и является долгожителем деревни.

Заключение

Исследуя историю моей семьи, через призму истории моей страны ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история складывается из малых крупиц, судеб простых людей, порою забытых. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась победа нашей страны. Для меня очень ценным оказалось, что бабушка сохранила важные архивные документы военных лет. Теперь память о своей семье буду хранить я. В ближайшее время я планирую продолжить работу над комплектованием семейного архива, изучить военное детство моей бабушки. Сколько всего пережили наши ветераны. Бились, не жалея себя. Да. Война закончилась давно. Но мы всегда должны помнить о ней, о тех страданиях, которые пережили люди, побывавшие на ней, и которые не вернулись, остались в сырой земле. Об этом было сказано уже сотни раз, но я не боюсь повториться, ведь память о тех жестоких, тяжких годах должна жить в нас вечно. Мы должны научиться ценить мирную жизнь, ведь именно ради неё бились, отдавали жизни все те, кто был на войне. И вечный огонь не должен потухнуть в наших сердцах никогда. Вечная память вершителям большого подвига. Пусть спасенной будет земля наша от войны. К сожалению, сегодня молодежь совсем забыла, что такое война, забыла свою историю, перестала ценить то, за что боролись наши дорогие ветераны, потеряла всякое уважение к этим великим людям. Что нас ждет после этого? Хочется достучаться до сердца каждого: « Не забывайте о тех, кто подарил нам спокойную жизнь!»

Список используемой литературы:

  1. Мировая война в цифрах. - М.: Военгиз, 1934. - 128 с.
  2. История Первой мировой войны 1914-1918 гг. / под редакцией И. И. Ростунова- в 2-х томах.
  3. Бэзил Лиддел Гарт. 1914. Правда о Первой мировой. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.
  4. Семейный архив.
  5. Воспоминания бабушки.
  6. Семейный фотоархив.