Методическая работа

Сагадатова Юлия Фаритовна

В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных. Важной частью работы любого учителя является подготовка и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей. Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде – это хороший шанс расширить свои знания. Задания, над которыми работают учащиеся, развивают навыки творческой и научной деятельности. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-podgotovka_k_olimpiade.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников, другим олимпиадам и конкурсам различного уровня по истории, обществознанию, праву

                                                                 Сагадатова Юлия Фаритовна,

                                                                учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ им.А.Ф.Ахметханова с.Турналы

                                                                                       Салаватского  района

Республики Башкортостан

В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных. Важной частью работы любого учителя является подготовка и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей. Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде – это хороший шанс расширить свои знания. Задания, над которыми работают учащиеся, развивают навыки творческой и научной деятельности. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы.

Конечно, все вы знаете, что основными целями и задачами конкурсов, олимпиад являются:                                                                        

- пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к той или иной деятельности;

- создание необходимых условий для выявления одаренных детей;                                                                          

-организация работы факультативных занятий, кружков                                                                                

- активизация (мотивация, привлечение) к деятельности учащихся в научном обществе учащихся (в средних и старших классах)

Способный ребенок, участвуя в конкурсах, олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед. Опыт работы подсказывает, что к конкурсам и олимпиадам нужно готовить системно и интенсивно. Так школьный этап ВОШ обычно проходит - в сентябре-октябре, районный - в ноябре-декабре, поэтому в этот период идет активная подготовка учащихся к олимпиадам.  

На теоретических и практических занятиях учащиеся получают возможность подготовиться к олимпиадам различного уровня, к конкурсам, прорешать проблемные экзаменационные задания, получить навыки исследовательской и проектной деятельности.

Основными направлениями деятельности данной секции является:

- выявление способных и одаренных учащихся;

-индивидуальная и групповая работа с учащимися по подготовке к олипиадам и конкурсам различного уровня;

-Организация исследовательской и проектной деятельности;

-проведение мероприятий;

-выдача домашних заданий творческого характера;

Задания, которые предлагаются на олимпиадах по истории и обществознанию можно разделить на четыре типа:

  • задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
  • задания с открытым кратким ответом;
  • анализ письменного источника;
  • задания с открытым развернутым ответом (эссе).

При работе с первыми двумя типами заданий ребята учатся использовать метод исключения (отбросить заведомо неправильные ответы), метод ассоциаций (какие образы, сюжеты, имена, факты «всплывают» в вашем сознании, когда вы читаете варианты ответов).

Приемы запоминания.

На занятиях учащиеся овладевать хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания – мнемоника (мнемотехника) – зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики – искусство сочинять и произносить речи. Мненомика носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие образные выражения.
Используем разные приемы мнемотехники.

Тренинг.

  • № 7. Слово гоплит означает «древнегреческий тяжеловооруженный воин». Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть?

    Алгоритм действий выпускника при написании эссе

Данные памятки раздаю ребятам, они их используют и для подготовки к ЕГЭ.

К счастью, данные формы и методы работы уже приносят свои положительные плоды.

Результаты школьного этапа ВОШ, участие в конкурсах различного уровня.

Но к сожалению, встречаются и трудности. Это сокращение желающих участвовать в олимпиадах и конкурсах, участие в них одних и тех же учащихся, несоответствие результатов школьного и муниципального этапов ВОШ. Для выявления причин данной ситуации я провела анонимный опрос среди учащихся 6-9 классов. Из анализа данного опроса, мы видим, что интерес и желание участвовать у учащихся есть, но в этом им мешают различные причины. Так, большинство опрошенных таковыми назвали отсутствие поддержки взрослых и отрицательный опыт предыдущих олимпиад.

Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были в дальнейшем реализованы.

Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней, ставшие обязательным атрибутом школьной жизни. Для растущего человека важно сравнить себя с другими, чтобы повысить самооценку и лучше понимать себя, окружающих.

Первое правило, считаю я,- участие в конкурсах должно быть добровольным и привлекательным для ребят, чтобы они становились событием в их школьной жизни и чтобы участвовать в них было престижно.

Второе правило: Детям обязательно нужно видеть результаты своего труда, необходимо, чтобы эти результаты были приняты и сверстниками, и взрослыми. Проведение конкурсов и олимпиад является удачной формой подведения итогов, отслеживания результатов и формирования такого важного качества как результативность.

В какой бы форме и какими бы методами не проводились данные виды работ, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".

Одаренного ребенка, несомненно, должны поддерживать все: родители, педагоги, друзья. Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем. Даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним.