Разработка пособий, аналитический отчёт, обобщение педагогического опыта

Кинжибалова Мария Константиновна

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении ​пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи.

 
Аналитический отчёт - обязательный документ, в форме ежегодного отчёта образовательной деятельности педагога, включающий аналитическую часть и результаты анализа деятельности, подлежащей самообследованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Родничок», г. Советский

Педагогический проект «Детская метеорологическая станция как средство познавательных действий у детей среднего возраста»

 

Воспитатели:

Таничева Наталья Анатольевна

Тимошенко Мария Константиновна

Актуальность проекта: Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.

Данный проект направлен на формирование любознательности, огромное желание и стремление экспериментировать, поиск новых сведений об окружающем мире. В связи с модернизацией дошкольного образования и переходом на ФГОС, предполагающим создание в дошкольных учреждениях условий для развития проектной деятельности, необходимости поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, возникла идея создания в детском саду переносимой метеостанции.

Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия. Наблюдения на метеостанции можно проводить ежедневно.

Чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время необязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Цель проекта: создание мобильной, переносной метеостанции для познавательного развития и исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-Обучить дошкольников элементарным навыкам и умениям работы с переносной метеостанцией для систематических наблюдений за погодой;

-Развивать у детей любознательность и исследовательскую деятельность в процессе наблюдений за погодой;

-Воспитывать основы экологической культуры;

-Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- Формировать представления о четырех частях света (север, юг, запад, восток);

-Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды;

-Познакомить с профессией метеоролога.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: исследовательский, информационный, игровой.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Этапы проекта: 

- Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

подбор оформления переносной метеостанции;

- Основной:

просмотр интернет ресурсов по теме проекта;

изготовление и приобретение приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

- Заключительный:

подготовка отчета с презентацией.

Ожидаемый результат: Проект по познавательному развитию, воплощённый через создание переносной метеостанции позволит:

- развить умение детей работать с приборами;

- овладеть простейшими представлениями о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

- повышение уровня развития исследовательских умений;

- формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы;

- внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.

Методическое обеспечение: 

Интернет ресурсы

Образовательная программа «От рождения до школы»

Перспективы проекта: распространение опыта

Заключение: Поставленная цель и задачи для её выполнения были успешно выполнены. Дети очень увлечены работой на метеостанции, принимая на себя роль метеоролога. Проделанная работа не оставила в стороне родителей, которые активно помогали в оснащении метеостанции.

Разработанный проект «Метеостанция» имеет образ домика, оснащённого приборами – помощниками для измерения погодных явлений и наборы для опытной деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский

Проект

по созданию дидактического пособия

для развития мелкой моторики

«Марьин Сундучок»

Воспитатель: Тимошенко Мария Константиновна

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/459/793/original/box-with-retro-toys-vector.jpg

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

(В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

    Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода.

Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте  интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в  познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка.

Таким образом, актуальность нашего дидактического пособия обусловлена:

  • Выбором игр, наиболее эффективных для развития мелкой моторики как одного из важнейших средств познания мира, развития творческих способностей и развития речи ребёнка;
  • Важностью проблемы разностороннего развития ребенка.

При организации деятельности в центре мелкой моторики столкнулась со следующим проблемами: материалы центра статичны, однотипны, быстро теряют интерес при многократном пользовании детьми и, соответственно, не в полной мере поддерживают детскую инициативу, желание ребенка играть, развиваться. Решение проблемы нашла в создании дидактического пособия «Марьин сундучок».

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

- Индивидуализация дошкольного образования;

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- Партнерство с семьей;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Главное достоинство этого пособия заключается в том, что в процессе дидактических игр:

  • Активирует пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи детей;
  • Развивает уверенность в своих силах, решениях, способах выполнения заданий;
  • Совершенствует ранее полученные навыки самообслуживания;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает аккуратность, самостоятельность;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель проекта: развитие у дошкольников мелкой моторики через использование дидактического пособия «Марьин сундучок».

Задачи проекта:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
  • Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;
  • Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;
  • Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.

Тип проекта:

  •  По составу участников – групповой (педагоги, дети, родители)
  •  По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее).

Срок реализации: долгосрочный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение темы проекта;

- Формулирование цели и задач проекта;

-_Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II. Основной этап (практический):

- Расширение детских представлений;

-_Накопление и закрепление полученных знаний о разнообразии игр для развития мелкой моторики;

- Стимулирование и активизация детской фантазии;

- Осуществление грамотного педагогического руководства;

- Работа с детьми, игры (совместная деятельность).

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультации, памятки, папки-передвижки по теме проекта.

III. Заключительный этап:

- Разработка и создание сундука для хранения дидактических игр;

- Оснащение сундука дидактическими играми для развития мелкой моторики;

- Презентация проекта на районном конкурсе «Есть идея».

Ожидаемый результат:

Мой проект «Марьин сундучок» направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования «Марьиного сундучка».

Использование с дошкольниками игры для развития мелкой моторики позволяет повысить интерес детей к индивидуальной деятельности, а также способствует развитию речи, творческого воображения, подготовленности руки ребёнка к овладению письмом в более старших группах детского сада, а далее школы. Родители получат необходимые знания по данной теме и станут больше уделять внимание развитию мелкой моторики своих детей.

Методическое обеспечение.

Интернет сайты:

Трансляция проекта.

Участие в конкурсе «Есть идея».

Перспективы проекта: распространение опыта.

Заключение

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Поэтому дальнейшая работа по развитию мелкой моторики рук ребенка будет продолжена, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжить работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.

А также воспользоваться моей идеей могут воспитатели детских садов района и педагогические колледжи, готовящие молодые кадры для работы в дошкольных учреждениях. Так как оно не несёт больших финансовых влияний, а лишь желание педагогов и родителей творить для всестороннего развития детей. На сегодняшний день идея создания такого пособия востребована и актуальна, она развивает детей.

«…С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом».

М. Монтессори

Список использованных источников

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От Рождения до школы». Издание 5-е (инновационное), дополненное и переработанное. Н.Е. Вракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2019
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24
  3. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений»: Новые педагогические технологии, 2017
  4. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)»: Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва, ВЛАДОС, 2017
  5. URL:_https://www.youtube.com/watch?v=CZoZn8Gh-Ss_Вебинар  «Мелкая моторика как средство речевого развития детей».
  6. URL:_ https://www.labirint.ru/books/688710/ Электронный мини-альбом "3+ Мелкая моторика и воображение"



Предварительный просмотр:

Алгоритм написания аналитического отчета:

1.                 Общая характеристика группы, в которой велась работа. (Указываются данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года; уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков; описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе.

2.                 Анализ плана за прошедший учебный год. (Описание работы с детьми, взаимодействие с родителями, повышение уровня квалификации самого педагога; сочетание задач плана работы воспитателя и задач годового плана ДОУ, удалось ли его выполнить, а если нет, то указываются причины невыполнения; поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году.

3.                 Краткая характеристика мероприятий, проведённых в течение учебного года с целью решения каждой из задач.( название мероприятия, дата проведения, статус (групповое, общесадовское, выездное), участники(дети, родители, сотрудники), результаты, отражающие положительные и отрицательные стороны.

4.                 Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т.п., можно поместить отзывы родителей.

5.                 Работа с родителями. (Акции, анкетирования, собрания и т.д. На что были направлены, какие результаты принесли).

6.                 Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах. (Оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.

7.                 Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.

8.                 Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога (курсы повышения квалификации, участие в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, наличие печатных работ, ведение страницы на сайте или собственного профессионального сайта и т.д.).

9.                 Общий вывод о проделанной работе. (Указать, насколько успешно были решены определённые задачи перспективного плана)

10.             Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

Аналитический отчёт о работе за 2020 - 2021 учебный год.

Воспитателя средней группы №3 «Ягодка» Тимошенко Марии Константиновны.

1.                 Общая характеристика группы.

Состав группы:

Всего человек: 28 детей. Возраст детей от 4  до 5 лет на начало года.

Мальчиков - 15. Девочек – 13.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.

2.                 Анализ плана за прошедший учебный год.

Работа группы  №3 « Ягодка» осуществлялась (проводилась) исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МДОУ "Детский сад «Родничок" на 2020- 2021 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

  1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие.
  2. Обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребенка независимо от места, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей.
  3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  4. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  5. Формировать общую культуру личности воспитанников, способствовать развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
  6. Обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательной работы в группе за счет формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
  7. Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  8. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.

С детьми систематически проводились занятия в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности по пяти образовательным областям: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное развитие.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения основной образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.

3.                 Краткая характеристика мероприятий.

 В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:  

  • Неделя безопасности;
  • День матери;
  • Масленица;
  • Театральная постановка;
  • Утренники к праздникам: «Новогодняя сказка», 8 Марта (изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек);
  • Флешмоб -23 февраля (изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек);
  • Участвовали в мероприятиях, посвящённых Дню Победы: поход к памятнику «Наказ матери», возложение цветов, флешмоб «Гвоздика памяти»;
  • Участие во Всероссийских конкурсах рисунков;
  • Посещение мобильного планетария;
  • Посещение минизоопарка;
  • Сбор пластика в благотворительный фонд;
  • Оформление «Огород на окне»;

Конкурсы

  • «Покормите птиц зимой! 2021»;
  • «Мой папа –герой!»;
  • «Лесов таёжных красота»;
  • «Сила России – в единстве народа!»;
  • «Зимние забавы»;
  • «В кадре Мой питомец»;
  • «8 марта – День чудес!»;
  • «Весна идёт – весне дорогу!»;
  • «Бережём планету»;
  • «Путь к звёздам»;
  • «Золотой ключик»;
  • «Безопасная дорога»;
  • «Победный май»;
  • «Интернет – конкурс стихов и песен военных лет «О той весне…»;

4.                 Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях

(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)

В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты.

+ положительные: дети научились работать в коллективе, эмоционально воспринимать друг друга они с большим удовольствием участвовали в мероприятиях;

- отрицательные: Не все из родителей воспринимают просьбу педагога о участии в мероприятиях.

В результате анализа полученных результатов были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на сплочение и привлечение родителей к активному участию в жизни группы

5.                 Работа с родителями

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в нем указаны все совместные мероприятия, консультации, наглядно-стендовая информация: расписание НОД, режим дня, музыкальный стенд, медицинский стенд, информация психолога, стенд по технике безопасности.

 Для родителей были изготовлены следующие информационные буклеты:

 «Возрастные особенности детей 4-5 года жизни»

  «Об ответственности родителей за жизнь и здоровье детей»

  «С пальчиками играем - речь развиваем»

  «Советы ответственным родителям»

  «Читаем детям про войну»

  «О речевом развитии ребенка»

 «Развитие речи и мелкая моторика»

В течение года для родителей были изготовлены стенгазеты-плакаты:

 Ко дню матери;

  К новому году;

  К Масленице;

  К 8 марта;

  Ко Дню Победы;

В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ.

6.                 Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Плодотворной оказалась и работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Были дополнены новым материалом ранее оформленные центры: математический центр, центр ИЗО, центр природы, больница, парикмахерская, магазин. Были куплены игрушки, игры, пособия. Так же были изготовлены дидактические игры. Появился «Метеоцентр», макет дерева « Четыре сезона», напольное полотно «Дорога».

Группа разделена на несколько центров:

« Речевой центр»

  • дидактические игры,
  • наборы для развития мелкой моторики,
  • зеркало на стене для индивидуальной  работы с детьми,
  • настольная игра «Подбери нужное»
  • лото «Ассоциации»

Развивающий центр «Наша библиотека»:

  • художественная  литература,
  • портреты поэтов и писателей,
  • материал о их биографии
  • домино «Герои мультфильмов»

Игровой центр  «Для девочек»:

  • детская посуда,
  • куклы
  • сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Строитель», «Пожарный», «Инспектор ГИБДД», «Парикмахерская», «Больница».

Игровой центр  «Для мальчиков»:

  • машинки,
  • инструменты
  • набор спец.техники
  • 2 набора машин
  • настольная игра «Дорожные знаки»

Центр конструктивно-модельной деятельности:

  • конструкторы разных видов,
  • конструктор «Лего»,
  • строительный материал,
  • схемы для строительства и конструирования
  • пирамидки деревянные
  • деревянный конструктор

Развивающий центр художественного творчества:

  • краски, карандаши, кисточки, мелки, фломастеры, глина, пластилин,
  • альбомы, трафареты, шаблоны, салфетки, клей, ножницы, цветная   бумага, картон,
  • стаканы-непроливайки,
  • природный и бросовый материал,
  • образцы для детских работ,
  • детские работы.

Центр математического развития:

  • развивающие игры,
  • счетный материал,
  • математические наборы,
  • дидактические игры,
  • рабочие тетради разных видов,
  • литература по теме,
  • цифры,
  • геометрические фигуры,
  • математические пособия
  • логическая мозаика
  • развивающее лото
  • домино «геометрические фигуры»
  • Центр экспериментирования:
  • приборы для проведения опытов,
  • сыпучие материалы,
  • бросовый материал,
  • сосуды разной формы,
  • палочки,
  • трубочки.

Центр наблюдений за природой:

  • календарь природы,
  • наглядный материал,
  • комнатные растения и предметы ухода за ними,
  • муляжи фруктов и овощей,
  • природный материал,
  • лейки,
  • иллюстративный материал по временам года,
  • набор животных

Музыкально-театрализованный центр:

  • музыкальные инструменты (металлофоны, дудки, гитара, ложки, бубны, гармонь, свистульки),
  • портреты композиторов,
  • литература по направлению,
  • пальчиковый театр,
  • настольный театр по сказкам,

Физкультурный центр:

  • мячи,
  • скакалки,
  • маски,
  • кегли,  
  • кольцеброс,
  • обруч,
  • ростомер,
  • атрибуты к подвижным играм,
  • мешочки с песком,
  • массажные мячи
  • настольный баскетбол

Патриотический центр «Югра в России»:

  • символика,
  • наглядность,
  • литература
  • демонстрационные картинки «Народы России»

Учебный центр для занятий:

  • учебная доска,
  • пособия по темам,
  • столы, стулья;
  • раздаточные материалы.

Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли посильную  активность, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д, так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для укрепления глаз)

Чётко организованная работа по преобразованию РППС в группе оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявили большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

7.                 Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 2021-2022 учебный год показал следующие результаты: (можно дополнить диаграммой)

Социально – коммуникативное развитие

Уровни

Сентябрь 2020 г.

(25 детей)

Май 2021 год

(26 детей)

Высокий

Выше-среднего

15% (4 детей)

Средний

16% (4 детей)

54% (14 детей)

Ниже - среднего

72% (18 детей)

31% (8 детей)

Низкий

12% (2 детей)

Познавательное развитие

Высокий

Выше-среднего

15% (4 детей)

Средний

16% (4 детей)

73% (19 детей)

Ниже - среднего

80% (20 детей)

12% (3 детей)

Низкий

4% (1 ребёнок)

Художественно – эстетическое развитие

Высокий

Выше-среднего

12% (3 детей)

Средний

12% (3 детей)

73% (19 детей)

Ниже - среднего

80% (20 детей)

15% (4 детей)

Низкий

8% (2 детей)

Физическое развитие

Высокий

Выше-среднего

31% (8 детей)

Средний

40% (10 детей)

65% (17 детей)

Ниже - среднего

56% (14 детей)

4% (1 ребёнок)

Низкий

4% (1 ребёнок)

Речевое развитие

Высокий

Выше-среднего

23% (6 детей)

Средний

24% (6 детей)

61% (16 детей)

Ниже - среднего

68% (17 детей)

8% (2 детей)

Низкий

8% (2 детей)

8% (2 детей)

Итог

Высокий

Выше-среднего

19%

Средний

22%

65%

Ниже - среднего

71%

14%

Низкий

7%

2%

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям обучения, воспитания и развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе занятий, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской  деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

8.                 Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога

(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)

9.                 Общий вывод о проделанной работе

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.

Проблемы:

- с родителями: не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, что неблагоприятно сказывается на их физическом развитии. Некоторые родители не воспринимают всерьез домашнее задание, которое дает педагог по данной теме. Не все родители прислушиваются к рекомендациям воспитателя (не пропускать детский сад без серьезной причины).

- по результатам мониторинга

самой проблемной оказалась образовательная область "Речевое развитие": освоение не всеми детьми данной области; в связи с другой национальностью ребенка.

Успехи:

+ дети научились решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; получили первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладели умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

+ улучшили навыки самообслуживания (самостоятельно одеваются и раздеваются, убирают игрушки по своим местам);

+ Успешно освоены новые нетрадиционные методы работы с пластилином - «пластилинография», с красками «ладошки», «кляксография», «рисование нитками»;

Вывод: результаты деятельности группы №3 «Ягодка» за 2020-2021 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

1.                 Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

С учётом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2021 - 2022 учебный год:

1.  Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.

2.  Продолжить работу с детьми с использованием проектных технологий.

3.  Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями.

4.  Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС – дополнять материалами игровые зоны.

5.  Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, конкурсах.

6.  Углубление работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие».



Предварительный просмотр:

Алгоритм написания аналитического отчета:

1.                 Общая характеристика группы, в которой велась работа. (Указываются данные о количестве и возрасте детей на начало и конец года; уточняется, сколько среди них девочек и мальчиков; описываются особенности развития и взаимоотношений воспитанников в группе.

2.                 Анализ плана за прошедший учебный год. (Описание работы с детьми, взаимодействие с родителями, повышение уровня квалификации самого педагога; сочетание задач плана работы воспитателя и задач годового плана ДОУ, удалось ли его выполнить, а если нет, то указываются причины невыполнения; поясняется, в какой мере достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные в прошедшем году.

3.                 Краткая характеристика мероприятий, проведённых в течение учебного года с целью решения каждой из задач.( название мероприятия, дата проведения, статус (групповое, общесадовское, выездное), участники(дети, родители, сотрудники), результаты, отражающие положительные и отрицательные стороны.

4.                 Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях и т.п., можно поместить отзывы родителей.

5.                 Работа с родителями. (Акции, анкетирования, собрания и т.д. На что были направлены, какие результаты принесли).

6.                 Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах. (Оформление, изготовление пособий, проведение выставок, оформление уголков и т.д.), какое влияние это оказало на детей, впечатление на родителей и педагогов.

7.                 Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.

8.                 Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога (курсы повышения квалификации, участие в семинарах, круглых столах, методических объединениях, профессиональных конкурсах, наличие печатных работ, ведение страницы на сайте или собственного профессионального сайта и т.д.).

9.                 Общий вывод о проделанной работе. (Указать, насколько успешно были решены определённые задачи перспективного плана)

10.             Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

Аналитический отчёт о работе за 2021 - 2022 учебный год.

Воспитателя младшей группы №4 «Бусинки» Тимошенко Марии Константиновны.

1.                 Общая характеристика группы.

Состав группы:

Всего человек: ___34______ Возраст детей от_3_ до _4_ на начало года.

Мальчиков    18       Девочек 16

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.

2.                 Анализ плана за прошедший учебный год.

Работа группы   №4 «Бусинки»_ осуществлялась (проводилась) исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы МАДОУ «Детский сад «Родничок» на 2021 - 2022 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи (перечислить):

 1.        Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие.

2.        Обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребенка независимо от места, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей.

3.        Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4.        Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5.        Формировать общую культуру личности воспитанников, способствовать развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

6.        Обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательной работы в группе за счет формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

7.        Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

8.        Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану, проводились медицинское, педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.

С детьми систематически проводились занятия в соответствии с основной образовательной программой ДОУ и утверждённым расписанием непосредственной образовательной деятельности по пяти образовательным областям: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-личностное развитие.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения основной образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы.

3.                 Краткая характеристика мероприятий.

 В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:

- Неделя безопасности;

- День матери;

- Масленица;

- Новогодний утренник;

- Неделя здоровья;

- День народного единства;

- День заповедников;

- Изготовление поздравительных открыток ко «Дню Защитников Отечества» и «8 марта»;

- Подготовили наряды ко Дню смеха (1 апреля);

- Изготовление стенгазет «День работников леса», «С Днём Рождения, Детский сад», «Масленичное солнышко», «Салют Победы», «Аквариум»;

- Участие во Всероссийских конкурсах рисунков, фотографий, поделок; олимпиадах;

- Тематические беседы согласно календарно – тематическому планированию.

Конкурсы:

- «Сила России – наш народ!»;

- «Синичкин день»;

- «Сказочный город»;

- «Милая мама»;

- «Открытка в радость»;

- «Зимние узоры»;

- «Фантазии из солёного теста»;

- «Мой сказочный мир»;

- «Мастерская Деда Мороза»;

- «День Снеговика»;

- «Лего БУМ»;

-«Галерея пушкинских героев»;

-«Обитатели рек, морей и океанов»;

-«23 февраля – День Защитника Отечества»;

- «Весенний праздник – 8 марта»;

- «Весенний перезвон»;

- «Мир фантастических животных»;

- «Мой любимый питомец»;

- «Мир сказок К. И. Чуковского»;

- «В мире птиц»;

- «Просто космос»;

- «Сквозь года».

4.                 Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, кружках, фестивалях

(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)

В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты.

+ положительные: дети научились работать в коллективе, эмоционально воспринимать друг друга они с большим удовольствием участвовали в мероприятиях;

- отрицательные: Не все из родителей воспринимают просьбу педагога о участии в мероприятиях.

В результате анализа полученных результатов были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на сплочение и привлечение родителей к активному участию в жизни группы

5.                 Работа с родителями

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, согласно которым были проведены следующие мероприятия:

  • Консультации и папки-передвижки по темам:

- «Адаптация в детском саду»;

- «Времена года – осень/зима/весна/лето»;

- «Что должен уметь ребенок 3 лет, поступающий в детский сад»;

- «Правильная одежда и обувь для дошкольников»;

- «Профилактика простудных заболеваний»;

- «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «День матери», «День народного единства», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы»;

- «Играем в театр»;

- «Полезные витамины»;

- «Безопасность в зимнее, весеннее и летнее время года».

  • Лепбуки и фотоальбомы:

- «Мы за Здоровый Образ Жизни», «Дружим с Правилами Дорожного Движения»;

- «Азбука Здоровья», «Спорт», «Азбука безопасности».

  • Подготовка в оформлении и оснащении группы: «Новый год», «Сюжетно-ролевые игры», «Уголок безопасности и спортивный уголок».
  • Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций.

В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях ДОУ и группы.

6.                 Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

Плодотворной оказалась и работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды:

- оснащение центра сюжетно-ролевых игр (муляжи продуктов, кассовый аппарат, медицинский халат, накидка парикмахера, рули, полицейский жезл, светофор, макет машины);

- создание дидактических пособий на развитие мелкой моторики рук («Чистим зубы», «Коварные микробы», тянучки, ёжики, шнуровки, тактильные шарики, снежные комки, липучки);

- создание макета из сантехнических труб для работы с детьми (как уголок уединения, как место для сюжетно-ролевых игр, как место успокоения), а, также,

- создание мини-музея «Морская сказка»;

Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д, так и нетрадиционные методы работы (например, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для укрепления глаз).

Чётко организованная работа по преобразованию РППС в группе оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявили большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

7.                 Результаты мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ за 2021-2022 учебный год показал следующие результаты: (можно дополнить диаграммой)

Социально – коммуникативное развитие

Уровни

Сентябрь 2020 г.

(34 ребёнка)

Май 2021 год

(31 ребёнок)

Высокий

Выше-среднего

Средний

9%

Ниже - среднего

18%

71%

Низкий

82%

20%

Познавательное развитие

Высокий

Выше-среднего

Средний

19,4%

Ниже - среднего

24,3%

71%

Низкий

75,7%

9,6%

Художественно – эстетическое развитие

Высокий

Выше-среднего

Средний

Ниже - среднего

5,9%

48,3%

Низкий

94,1%

51,7%

Физическое развитие

Высокий

Выше-среднего

Средний

3,2%

Ниже - среднего

11,8%

83,8%

Низкий

88,2%

13%

Речевое развитие

Высокий

Выше-среднего

Средний

19,3%

Ниже - среднего

26,4%

67,7%

Низкий

73,6%

13%

Итог

Высокий

Выше-среднего

Средний

11%

Ниже - среднего

17%

68%

Низкий

83%

21%

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям обучения, воспитания и развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе занятий, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

8.                 Анализ работы по повышению квалификации и распространению педагогического опыта педагога

(Приложение: «Эффективность деятельности педагога за учебный год»)

9.                 Общий вывод о проделанной работе

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи.

Проблемы:

- с родителями: не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, что неблагоприятно сказывается на их физическом развитии. Некоторые родители не воспринимают всерьез домашнее задание, которое дает педагог по данной теме. Не все родители прислушиваются к рекомендациям воспитателя (не пропускать детский сад без серьезной причины, вовремя оплачивать за детский сад).

- по результатам мониторинга: самой проблемной оказалась образовательная область "Художественно - эстетическое развитие": освоение не всеми детьми данной области, в связи с тем, что родители не прислушивались к рекомендациям педагогов по предстоящей работе и ожидаемым результатам.

Успехи:

+ дети научились решать личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту; получили первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладели умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

+  улучшили навыки самообслуживания (самостоятельно одеваются и раздеваются, убирают игрушки по своим местам);

+ успешно освоены новые нетрадиционные методы работы с красками «ладошки», «кляксография», «штампы».

Вывод: результаты деятельности группы №4 «Бусинки» за 2021 - 2022 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

10.                 Определение цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направлений работы по реализации намеченных стратегий.

С учётом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году намечены следующие задачи на 2022 - 2023 учебный год:

- Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

-  Усовершенствование работы с детьми по образовательной области «художественно – эстетическое развитие»;

-_Совершенствование работы по взаимодействию с родителями в соответствии с календарно – тематическим планированием;

- Продолжение совершенствования РППС в группе в соответствии с ФГОС по всем уголкам, расположенным в группе;

- Повышение уровня педагогического мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.