Зрительное изложение 3 класс

                  Ход урока.

  1. Подготовительная беседа.

 

      Идёт холодная, суровая зима. Но за зимой всегда приходит весна. Очень интересно наблюдать за поведением птиц в это время. Как называется время, когда среди зимы пригреет солнышко и станет теплее?

   - оттепель

    Очень интересно в это время наблюдать за воробьями. Есть даже такая народная примета: «Воробьи расчирика-

лись - к  оттепели».

      Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Николая Сладкова «Воробей

который он написал, наблюдая за жизнью птиц.

    - А что вы знаете интересного о жизни воробьях?

 

  1. Чтение текста учителем. У детей перед глазами тоже текст.

                       

                         Воробей.

    Всю зиму воробей прожил около печной трубы. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.

    Наконец солнце заглянуло к воробью. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей клювом ловил капельки.

    От солнца и воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга и стал трепать его, как собака кошку, даже вырвал клок перьев.

    Вечером все воробьи слетелись на дерево. Дружным чириканьем провожали они день.

 

  1. Беседа по содержанию.

  - О ком этот рассказ?

  - Что сказано о воробье?

  - Какая главная мысль текста? (Воробью трудно жить зимой и он с нетерпением ждёт весны.)

  - Надо ли помогать птицам зимой и как?

4. Языковой анализ текста. Словарно-лексическая работа.

А) Чтение первой части текста про себя.

- Где живёт воробей? ( у печной трубы)

- Как вы думаете это сельский или городской воробей? (сельский, т.к. там печная труба)

- Почему автор говорит «тянулась зима»

(долгая была зима)

- А как жилось воробью зимой?(зябли ножки, иней покрывал пёрышки)

- Подберите синонимы к слову «зябли»

( мёрзли, стыли, дрогли)

- Как относится автор к воробью? Можно это понять из первой части? (Ему жаль воробья, поэтому он говорит: ножки, пёрышки. Воробей и сам очень маленький)

- Как можно озаглавливать 1-ую часть? (запись заголовка на доске)(Долгая зима.)

Б) Чтение 2-ой части про себя.

- Какие изменения произошли в природе?

- Почему автор говорит, что солнце «заглянуло» (быстро, украдкой посмотрело)

- Как вёл себя воробей? Что он делал? Подберите синонимы к слову «ловил» (хватал, глотал, пил).

- Почему автор говорит «капельки, а не капли»? (с любовью о воробье, он маленький)

- Озаглавьте 2-ую часть текста.(запись на доске)(Оттепель)

В) Чтение 3-ьей части про себя.

- Какие странности стали происходить с воробьём?

- Подберите синонимы к слову «странные» (удивительные, необычные, непонятные, интересные)

- Обратите внимание на слово «загривок»

Что это? (задняя част шеи)

- Подберите синоним к слову «трепать» (трясти, дёргать, тормошить)

- как вы думаете, почему с воробьём произошли такие странности? (обрадовал

ся солнышку, теплу.)

- Озаглавьте 3-ью часть (запись на доске).

(Странные вещи.)

Г) Чтение 4-ой части про себя.  

- Куда слетелись воробьи вечером?

- Что они делали на дереве?

- Какое настроение было у воробьёв? 

- Подберите синоним к слову «воробей»(он, птичка, воробушек, воробьишка)

- Озаглавьте 4-ую часть. (запись на доске)(Воробьям весело)

5. Орфографическая подготовка. (на доске запись подготовлена заранее)

    Написать изложение мы должны без ошибок. Для этого вспомним правописа-

ние некоторых слов. Они записаны в столбики.

- Какая орфограмма объединяет слова первого столбика (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

1столбик         2столбик

печная              воробей

тянулась          карниз

зима                 иней

наконец           сосулька

вода                 собака

ловил

схватил

трепать

вечером

слетелись

дерево

весна

провожали

заглянуло

- Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (непроверяемая безударная гласная)

- Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)

В_ трубе, с_воробьёв, к_воробью, на_дерево,с_сосулек, от_солнца.

6. Повторное чтение текста учителем.

7. Письмо изложения.

8. Редактирование. (Прочитайте свои работы с карандашом в руках и проверьте.)