ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания

Федяева Юлия Петровна

В данном разделе представлены:

1) методический материал для работы с родителями обучающихся

2) обучающий интерактив с родителями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал для работы с родителями

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

· Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

ϖ Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Памятки для родителей!https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2011865/1c413bc3-b816-4023-b867-f6ada3607aca/s1200?webp=false

http://xn---8-6kca5erdb0a9a.xn--p1ai/doc/news/2016/1%20-%200005.jpg



Предварительный просмотр:

Задание №1.

        На уроке истории 2 мальчика, которым был не интересен урок, решили  подшутить над своей одноклассницей. Когда девочка встала с места отвечать на вопрос учителя, мальчики на её стул положили воздушный шар, ответив на вопрос, девочка села и этот шар лопнул. Учительница испугалась, все в классе засмеялись. В этой ситуации непосредственно есть ошибочные действия педагога. Во-первых, учительница пересказывает учебник (позы учащихся говорят о скуке урока), во-вторых, учительница не работает с классом и не реагирует на реакцию и, в-третьих, выделение любимчиков, что неизбежно породит конфликт. Тем не менее, необходимо с первых минут урока захватывать всё внимание учеников. Для этого существуют специальные приёмы. Например, на данном уроке истории можно было использовать "интригующую" лексику типа "загадка", "тайна", "секрет", "разгадка", "путешествие", "странствие" и т. п. Для привлечения и активизации внимания используется такая человеческая слабость, как любопытство. Или такой приём как «Эхо». Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого обучающегося повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». Если ученик справился, следует поощрение. Представленные приемы активизации внимания учащихся не требуют дополнительных материальных затрат, применяются с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся класса на любом этапе урока.

Но основная проблема в классе – это насмешки над одноклассниками. Причины данной проблемы могут быть следующими:

1.  Желание привлечь внимание сверстников к себе;

2. Зависть;

3. Внешние особенности;

4. Скучный, неинтересный урок.

На основе анализа и определение проблемы и их причин, можно выделить педагогическую задачу – познакомить родителей с предпосылками детских насмешек, обучить способам предотвращения детских насмехательств.

Способы решения проблемы могут быть разнообразные. Например, просмотр совместных фильмов дома с родителями такие, как  Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные,  по секрету всему свету, про Витю, про Машу и морскую пехоту, и многие другие. Беседа родителей с детьми на тему «что такое хорошо, что такое плохо» и непосредственно игры.

Задание №2

Интерактив с родителями

Добрый день, дорогие родители! Очень рада вас видеть. Сегодня родительское собрание будет посвящено актуальной теме. Предлагаю вам посмотреть на пословицу и определить тему нашего собрания.

-Всякую насмешку на себя примеряй-

-Как вы понимаете эту пословицу?
- О чём же мы будем с вами говорить?
- О травле, насмехательств одноклассников
- Совершенно верно! Тема нашего собрания звучит
«Школьная травля как один из подводных камней школьной жизни»

Школа – сложный социальный механизм, где ребенок не только получает знания, но и учится устанавливать контакты с окружающими людьми. Но нередко возникает проблема общения между сверстниками, которая является одним из подводных камней школьной жизни. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, которые становятся объектом насмешек и презрения. Наверное, каждый из нас может вспомнить какого-нибудь своего одноклассника, над которым все дети в школе подсмеивались. И не важно, носил он очки, был полноват, заикался или просто не был общительным. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Попробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, нейтральные наблюдатели. Парная работа - сейчас рассмотрим психологические особенности основных действующих лиц. Для этого я вам предлагаю разбиться на 3 группы. 1 группа будут зачинщики, 2 группа жертвы и 3 группа нейтральные наблюдатели.

1 группа-зачинщики. Обычно один - два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать.

Итак, инициаторами травли могут стать:

- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания.

2 группа – жертвы. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:

- с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.);

- страдающий энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала);

- тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

- неопрятно одетый;

- часто пропускающий занятия;

- неуспешный в учебе,

- слишком опекаемый родителями;

- не умеющий общаться.

3 группа- наблюдатели. Это :

• Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны.

• Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).

• Не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других).

• Часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители очень требовательны, склонны применять физические наказания).

• Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).

• Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).

• Трусливы и озлоблены.

Чаще всего непопулярный ребенок подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства).

Обзывание является наиболее частой причиной обид и драк. Ученики пятых классов, в которых был проведен анонимный опрос «За что вы не любите некоторых одноклассников?», чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Именно на «обзывательства» со стороны одноклассников чаще всего жалуются отвергаемые дети.

Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание.

«Идеальный родитель» 

Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка. По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». Поскольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему положено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Разыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, получив «двойку». Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обращают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения тела, мимику. После окончания упражнения участники диалога отвечают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Техники, как помочь ребенку быть устойчивым к травле

Воспитывайте детей в любви, тем самым повышая их доверие к миру и ощущение безопасности.

Помогите детям научиться смеяться над собой.

Научите не бояться того, что скажут другие дети. 

Если унижения, оскорбления или насмешки не прекращаются, родителям лучше вмешаться.

Научите правильно отвечать обидчикам

Способ 1: Игнорирование

Забияки почти всегда сдаются, когда понимают, что их игнорируют. Оставшись без желанного внимания и эмоциональной подпитки, они прекращают нападки.

Кроме того, ребенок может защищаться словами вроде: “Твои слова не могут мне никак навредить, говори что хочешь и сколько хочешь – меня это вообще не волнует”. Предупредите детей, что хулиганы могут не сдаваться сразу же и продолжат провоцировать бурную реакцию, поэтому очень важно в любом случае сохранять спокойствие, не переживать и действительно пропускать все слова мимо ушей.

Способ 2: Лаконичный мудрый ответ

Отвечая обидчику, важно не переходить на грубость, оскорбления или насмешки. Быстрые, четкие и мудрые слова способны выбить из колеи хулиганов, например: «Я знаю, что ты просто хочешь меня разозлить, но у тебя ничего не получится».

Совет 1: для тренировки сыграйте в ролевую игру

Родители могут практиковаться с детьми, играя в ролевые игры. Примерьте на себя роль хулигана, говорящего некоторые гадости. А дети пусть тренируются отвечать так, как вы их учили. Чем больше дети будут выполнять это упражнение, тем больше шансов, что они на самом деле не растеряются и сумеют противостоять настоящим хулиганам.

Совет 2: дарите своим детям много понимания и любви

Когда дети рассказывают вам о проблемах со сверстниками, о запугивании, насмешках или оскорблениях, важно показать им максимум понимания, поддержки и любви. Лучше всего в этом случае рассказать ребенку историю о похожих издевательствах со счастливым финалом.

Детям очень важно понять, какую гордость за них испытывают родители, когда им удается достойно противостоять обидчикам.

Рефлексия: Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и перетащить стикер в то место, где результат встречи совпадает с личным ощущением.

  1. Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей. 
  2. Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Детское воровство
  3. может быть вызвано острым желанием  обладания, которое охватывает ребёнка и бывает
  4. непонятно взрослым

Итог: Уважаемые родители, подводя итог нашего родительского собрания, хочется поблагодарить Вас за совместное сотрудничество, что вы не безразличны к своим детям!