6.ОРКСЭ

Ирина Петровна Стемплевская

Тест по основам мировых религиозных культур

Дополнительный материал по модулю "Основы православной культуры"

Урок по модулю Основы светской этики "Что значит быть моральным?"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иудаизм

Христианство

Буддизм

Ислам

ФИ обучающегося ____________________________________________________________________________________________________

.Определите, что из перечисленного относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу.

Ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, лама, семисвечник, диакон, скрижали, Иерусалим, Храм Единого Бога, Иисус Христос, Мессия,   Мухаммад, Аллах, Сиддхартха Гаутама, Нирвана, Библия, Коран,  епископ, священник,   Крещение, синагога,   алтарь,   пагода, искусство арабесок.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что значит быть моральным?

Слайд 4

Задание : вставить слова Кража - ... поступок. Помощь ближнему -... поступок.

Слайд 5

Кража - плохой поступок. Помощь ближнему – хороший поступок.

Слайд 6

плохой поступок- безнравственный хороший поступок- нравственный

Слайд 7

Цветик-семицветик

Слайд 10

Света своевременно выполняет домашние задания, учится на совесть. Она вежлива с учителями и учащимися, может объяснить товарищу материал, который он не понял, но никогда никому не дает списывать

Слайд 11

Опишите как поступает Света, используя слова: моральный, нравственный, аморальный, безнравственный

Слайд 12

Малыш "вылечил" Карлсона вареньем, которое родители не разрешали трогать

Слайд 13

Препятствие : прослушайте текст и оцените, как поступил тот или иной персонаж

Слайд 14

Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно. Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой. Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил из ее рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее. Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей. Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло : человек издевается над человеком.

Слайд 15

Ночью была метель. Намело сугробы снега. Рано утром в школу шли трое детей – Юра, Миша и Нина. Во всех дворах мужчины, женщины и дети отбрасывали лопатами снег, прокладывали дорожки. Вот хата бабушки Марии. Она живет одна-одинешенька. Остановились дети возле бабушкиного двора. Никого не видно. – Как же бабушка к колодцу пройдет? – сказал Юра. – Снега столько… – Давайте протопчем дорожку от хаты до колодца! – предложил Миша. Дети пошли во двор к бабушке Марии по глубокому снегу. От ворот до хаты идти было очень трудно. А от хаты до ворот немного легче. Прошли два, три, четыре раза. Протоптали дорожки от ворот до хаты и от хаты до колодца. Вспотевшие, уставшие, радостные, дети шли в школу. Они думали: вот сейчас бабушка Мария вышла во двор, увидела дорожки. Радуется бабушка, благодарит нас… Детям было приятно думать об этом.

Слайд 16

Самостоятельная работа : Задание: Придумайте название для рассказа Дайте оценку героям рассказа Как бы вы поступили на их месте?

Слайд 17

сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… было трудно… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 18

Домашнее задание Написать сочинение на любую из тем: 1. Россия наша Родина 2. Что такое добро и зло. 3 . Кто такой добродетельный человек. 4. Дружба в моей жизни.

Слайд 19

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Pictures\2019-11-06\008.BMP

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;
  • об основателях религий мира,
  • о священных книгах религий мира;
  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,
  • имена основателей религий мира,
  • названия основных праздников религий мира,
  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять творческую деятельность;
  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
  • Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
  • Блок 2. Основы религиозных культур
  • Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
  • Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
  • Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
  • Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
  • Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
  • Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
  • Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
  • Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
  • Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
  • Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
  • Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
  • Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
  • Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
  • Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
  • Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
  • Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
  • Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
  • Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России
  • Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

УЧЕБНИКИ

Основы Мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразават. учреждений / [ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А Ярлыкапов]. – М.: Просвещение, 2012.

        

        

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

итого

Контрольная работа

0

0

0

0

0

итого

0

0

0

0

0

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во ч-ов

Дата

Примечание

по плану

по факту

1 четверть

1

Россия - наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Возникновений религии

1

4

Религии мира и их основатели

1

5

Священные книги религий мира: христианства и ислама

1

6

Священные книги религий мира: буддизма и иудаизма

1

7

Хранители предания в религиях мира

1

8

Добро и зло

1

9

Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

2 четверть

1

Человек в религиозных традициях мира

1

2

Священные сооружения. Христианские храмы, мечети

1

3

Священные сооружения буддизма и иудаизма

1

4

Искусство в религиозной культуре: христианство, ислам

1

5

Искусство в религиозной культуре: буддизм, иудаизм

1

6

Творческие работы учащихся: проекты христианство, ислам

1

7

Творческие работы учащихся: проекты буддизм, иудаизм

1

3 четверть

1

История религии в России.  Православное христианство. Ислам в России

1

2

История религии в России. Иудеи и буддизм в России.

1

3

Религиозные ритуалы

1

4

Обычаи и обряды

1

5

Паломничества и святыни

1

6

Праздники и календари: христианства и ислама

1

7

Праздники и календари: буддизма и иудаизма

1

8

Религия и мораль

1

9

Нравственные заповеди в религиях мира

1

10

Милосердие забота о слабых, взаимопомощь

1

4 четверть

1

Семья

1

2

Долг, свобода, ответственность, труд

1

3

Любовь и уважение к отечеству

1

4

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма

1

5

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма

1

6

Российские православные, исламские, буддистские, иудаистские и светские семьи

1

7

Отношение к труду и к природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме

1

8

Подведение итогов года

1



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету ОРКСЭ

В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются:
•    Основы мировых религиозных культур
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014.

Учебно-методический комплекс: Беглов Е. В., Саплина. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс. М.: Просвещение

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
  • Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
  • Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики, основами православной культуры.
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных основ в жизни человек

 Количество часов на изучение дисциплины:

4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.

Основные разделы дисциплины:

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
  • Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
  • Блок 2. Основы религиозных культур
  • Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
  • Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
  • Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
  • Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
  • Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
  • Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
  • Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
  • Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
  • Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
  • Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
  • Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
  • Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
  • Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
  • Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
  • Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
  • Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
  • Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
  • Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России
  • Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Периодичность и формы контроля: Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей,  подготовка и презентация проекта. По предмету отметки не выставляются.

  • Формы контроля и возможные варианты его проведения: 
         индивидуальный контроль (контроль учителем): 
        — устный опрос, 
         — домашняя работа (поисковая, творческая), 
        — самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
  • Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
  • Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.