Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста

Алиева Анна Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему

«Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

                                                                                       Алиева Анна Викторовна

 

 

 

2020 г.

 

 

Книга-это воспитатель человеческих душ...

 

 

  1. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д.  Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Для того, чтобы собрать все эти функции воедино, при оформлении книжного уголка, необходимо использовать определенные требования. Такие как:

  • доступность;
  • художественность;
  • разнообразие;
  • постепенность усложнения;
  • учет национальных и культурных особенностей произведений;
  • учет читательских предпочтений дошкольников;
  • сюжетная занимательность;
  • простота и ясность композиции;
  • близость содержания опыту ребенка.

Также следует отметить, что выбор литературных произведений, педагог должен осуществлять исходя из разных оснований, что позволит сформировать у детей широту читательских интересов, избирательность, индивидуальность литературных предпочтений:

  • жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица, повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
  • формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярковыраженной рифмой);
  • тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзажная лирика и пр.);
  • настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и пр.).

 

  1. Выбор книг

    Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.   С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Рекомендации по приобретению литературы:

  • Обычно в первый круг книг для детей входят издания с народным творчеством, особенно со сказками.  Но важно не только с русскими сказками знакомить детей, но и с другими близкими к России народами, да и со всемирно известными произведениями.
  • Второй круг книг для детей составляют обычно русские классические произведения, которые были написаны специально для дошкольников, либо те, которые перенесли со временем из книг для взрослых в книги для детей. Например, это могут быть произведения известных русских классиков, таких как Пушкин А.с. , Чехов А., Тютчев Ф., Л. Толстой и другие.Согласно многим авторам. очень важно включать классические произведения в книги, которые вы читаете со своими детьми. Это позволяет детям испытывать новые мысли и чувства, переживать новые настроения и пробовать на прочность новые идеи.
  • Третий круг книг для дошкольников – это другие известные произведения, написанные специально для детей.

 

 

  1. Читательские особенности у детей.

   Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребёнку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность.  Подводя итог, хочется сказать о том, чтобы при выборе детской книги воспитатели ориентировались бы не только на её воспитательное и развивающее значение. Тем более что в самых лучших образцах детской литературы нет прямого нравоучения. Важно, чтобы книжка была ребёнку «по душе», а необходимые выводы он сделает сам. К тому же стоит отметить, что дошкольники имеют следующие характерные особенности:

  • детям очень интересно содержание литературно произведения, они любят устанавливать различные связи;
  • дети учатся воспринимать читаемое произведение, его форму и содержание;
  • детям интересно обращать внимание на выразительные языковые средства;
  • они воспринимают героев книг, как очень близких и понятных им персонажей;
  • они проявляют искреннее сочувствие персонажам книг, по-настоящему волнуются за них;
  • они могут воспринимать скрытые мотивы персонажей книги;
  • в этом возрасте дети испытывают уже достаточно глубокие чувства при чтении книги, они по-разному могут их выражать. Некоторые дети громко смеются, другие просто улыбаются. Кто-то начинает смотреть на своих товарищей. Другие же наоборот тормозят свою внешнюю активность и неподвижно сидят, слушая чтение;
  • дети уже могут вполне осознанно проводить элементарный анализ прочитанной книги.

И конечно же не стоит забывать, что литературный вкус ребёнка будет во многом зависеть от состава семейной библиотеки, общения с ребёнком по поводу книг, традиций семейного чтения и просто от того, трепетного и нежного внимания к душе ребёнка, который и называется любовью.             

    

  1. Главный принцип выбора книг

Принципы отбора литературных произведений для детей являются основным фактором в формировании круга детского чтения. Воспитатель дошкольного учреждения сам должен быть образованным, любящим и понимающим литературу, следящий за современным состоянием детской литературы. Наряду со знаниями о принципах формировании круга детского чтения, следует знать и о критериях отбора литературы для детей.                        Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания. Умение организовать и отвечать на вопросы, спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика.

Одним из главных принципов является рекомендация подбирать такие книги, которые удовлетворяют задачам воспитания. Причем здесь речь идет и о воспитании интеллектуальных способностей ребенка, его эстетического восприятия, его нравственной культуры. Только при соблюдении этого условия чтение книги с ребенком будет нести определенную педагогическую ценность. Книга должна через конкретные образы показывать дошкольнику идеалы справедливости и добра. Ребенок должен знать, как проявляется мужество. Он учится правильно относиться к другим людям и к самому себе. Он учится правильно оценивать собственные поступки. При этом нужно учитывать особенности детей в дошкольном возрасте.

С.Я. Маршак писал о том, что возрастные особенности учитываются не тем, что нужно упрощать сюжет книги и сюсюкаться с малышом.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки разных народов), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал.

Разработано несколько критериев отбора книг:

  • идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
  • высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
  • доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • конкретные педагогические задачи.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

 

  1. Используемая литература:

 

  • З.А. Гриценко «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению»;
  • Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_alieva._a.v_prezentatsiya.pptx443.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Принципы отбора литературных произведений для чтения детям дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №7» Алиева Анна Викторовна

Слайд 2

Книга-это воспитатель человеческих душ..

Слайд 3

Основные принципы отбора произведений: 4 Художественная литература 1 2 3 5 Выбор книг Читательские особенности у детей . Главный принцип выбора книг

Слайд 4

Основные требования при отборе книг: доступность ; художественность ; разнообразие ; постепенность усложнения; учет национальных и культурных особенностей произведений; учет читательских предпочтений дошкольников; сюжетная занимательность; простота и ясность композиции ; близость содержания опыту ребенка.

Слайд 5

Основные принципы литературных произведений Жанр; Формальные признаки; Тематика; Н астроение и характер .

Слайд 6

Выбор книг Народное творчество (сказки). Р усские классические произведения И звестные произведения, написанные специально для детей.

Слайд 7

Читательские особенности у детей. интересное содержание литературного произведения; у мение воспринимать читаемое произведение, его форму и содержание; внимание на выразительные языковые средства; герои книг, как очень близкие и понятные им персонажи; искреннее сочувствие персонажам книг; умение воспринимать скрытые мотивы персонажей книги; глубокие чувства при чтении книги; умение осознанно проводить элементарный анализ прочитанной книги.

Слайд 8

Главный принцип выбора книг идейная направленность детской книги; высокое художественное мастерство, литературная ценность; доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.

Слайд 9

Используемая литература: З.А. Гриценко «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению»; Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников ». https:// www.myunivercity.ru

Слайд 10

Спасибо за внимание!