Урок литературы в 6 классе. Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Литвиненко Яна Алексеевна

Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_6klasse_matteo_falkone.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 6 классе.

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Цели:

1.Познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме.

2.Дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе

3.Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы

4.Воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.

Ход урока.

I.Организация урока.

II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.

     Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.

     Родился он в Париже в 1803 г.Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.

      Творческий путь писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой. Герои Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.

      Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.

       Мериме знал русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался.

       Творчество Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.

III.Работа над понятие новеллы.

 - Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.

Новелла-небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

-Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придётся прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

IV.Тест по прочитанному.

Выполнение теста на выявление знания текста учащимися.

  1.Действие новеллы происходит:

      А)на побережье моря

      Б)на крутом возвышенье

      В)в ущелье гор

  2.Маки – это:

      А)цветы красного цвета

      Б) плантация,для выращивания товара контрабандистов

      В) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

  3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными,как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» - это портрет:

      А)Маттео Фальконе

      Б)Джаннетто Санпьеро

      В) Теодора Гамба

  4.Фортунато спрятал бандита:

      А)в погребе

      Б)в доме

      В)в копне сена

  5.Желтые Воротники – это:

     А)пастухи

     Б)корсиканские солдаты

     В)бандиты, которые прятались в маки

  6.Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

     А)в просторном одноэтажном доме со множеством комнат

     Б)в двухэтажном особняке

     В)жилище его состояло из одной квадратной комнаты

  7.Фортунато был мальчик:

       А)корыстный

       Б)бескорыстный

    В)очень трусливый

  8.Солдаты:

    А)сразу пристрелили пойманного бандита

    Б)перевязали ему рану

    В)заковали его в кандалы

  9. Маттео Фальконе

    А)был связан с бандитами общими незаконными делами

    Б)был зол на бандитов

    В)уважительно относился к ним за их мужество и смелость

  10.Джаннето:

    А)смертельно оскорбил Маттео,задел его родовую честь

    Б)сочувственно покачал головой,увидев появившегося Маттео

    В)кричал и ругался на Маттео последними словами

  11.Маттео:

    А)похвалил сына за полученные от сержанта часы

     Б)вдребезги разбил их

     В)не обратил на часы внимания

  12.Маттео заставил сына перед смертью молиться:

    А)чтобы дать себе время остыть,простить ребёнка и изменить своё страшное решение

    Б)чтобы дать сыну умереть христианином

    В)чтобы сын,помолившись,раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью,и тогда бы отец его простил.

   13.Поступок Маттео вы объясняете:

     А)великой любовью к родине

     Б)эгоизмом

     В)чувством собственного достоинства и чести.

КОД:1-б,2-в,3-а,4-в,5-б,6-в,7-а,8-б,9-в,10-а,11-б,12-б,13-в.

(Ответ на 13 вопрос выявляет личное восприятие героев учащимися,поэтому иные ответы не расценивать как неправильные).

   V.Словарная работа.

-В тексте вам встретились слова, значение которых было не понятно. Давайте поработаем с ними.

 Изучение сносок учебника и составление комментариев, например:

Маки-участок,покрытый густым кустарником.

Экю-старинная французская монета.

Обыватель- здесь: мирный житель,не участвующий в военных действиях.

Прогалина- место, свободное от зарослей.

Панихида – поминальная молитва.

  VI.Анализ новеллы.

Класс делится на группы и каждая  получает задание. Даётся немного времени на  его обсуждение, далее заслушивается выступление каждой группы.

Группа1.Перескажите отрывок с начала до слов «….как ему пришлось в этом раскаяться». Озаглавьте его. Ответьте на вопросы 2-3 и з раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Прошло уже несколько часов…» до слов «…как ни в чём не бывало растянулся на солнцепёке». Озаглавьте его. Как разговаривал Фортунато с бандитом? Докажите, что мальчик был сообразительным и находчивым.

Группа 3. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до слов «Искушение было слишком велико…».Озаглавьте его. Как вёл себя Фортунато с полицейскими? Почему он оказался предателем?

Группа 4. Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов «…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает каждый из них?

Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов «…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?

Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы. Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?

VII.Подведение итогов.

-Кто же виноват в смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому и сержант Гамба,подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

-Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца?  ( В фигу4ре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни. Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки зрения он убийца,совершивший тяжкий грех. А сточки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну толкает Фальконе на убийство.Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

Мы убедились, насколько сложении инеоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.

И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит «удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.

 Домашнее задание.

Выполнить «Творческое задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:

1.В чём вина и беда Фортунато?

2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?

Прочитать сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».