Мои презентации

Ровкина Лидия Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников Выполнила: Педагог-психолог Ровкина Л.В. МАОУ ДОД детский сад «Сказка» с. Омутинское

Слайд 2

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Слайд 3

Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов: утреннее расставание с родителями; большое количество детей в группе; регламентированный и насыщенный распорядок дня; необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя; низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Слайд 4

Приемы расслабления Наши помощники тактильной стимуляции: Вода; Песок; Изотерапия; Расслабляющий массаж; Ароматерапия; Дыхательная гимнастика; Музыка; Релаксация.

Слайд 5

Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребёнку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), просто дать две-три баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребёнок будет готов идти в кровать. Вода Игры с водой –способствуют релаксации. Создают благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей.

Слайд 6

Песок Простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.

Слайд 7

Игры и упражнения, а также техника и материалы, которые используются на занятиях, учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства.

Слайд 8

Массаж помощник тактильной стимуляции Массаж - это классический способ снять напряжение. Важной особенностью детского массажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы- всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Перед сном вы можете сделать ребенку расслабляющий массаж, включить тихую мелодичную музыку, шум моря или звуки дождя.

Слайд 9

Ароматерапия Тёплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Для спокойного сна можно использовать небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы, положив его под подушку или прикрепив к изголовью кровати.

Слайд 10

Дыхательная гимнастика Комплекс дыхательных упражнений поможет справиться со стрессом. Существует множество дыхательных техник: Медленно вдыхать воздух через нос, задержать дыхание на несколько секунд, выдыхать ртом. В процессе можно визуализировать, как с каждым выдохом уходят негативные эмоции. Зевание поможет в борьбе с нервозностью. Для того чтоб его спровоцировать, необходимо закрыть глаза, поднять руки вверх, широко открыть рот и вдохнуть. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). В положении сидя или лежа максимально расслабиться. Одну руку положить на живот, другую – на грудь. При вдохе грудь должна остаться неподвижной, а живот приподняться. Дышать в течение минуты, а затем сделать перерыв. Выполнить несколько подходов. Для снятия стресса и успокоения нервов, психологи также советуют дыхательную гимнастику. Дыхание непосредственно связано с сердечным ритмом. Изменяя его темп, мы можем контролировать сердцебиение, которое реагирует на раздражители. Кроме того, дыхательные упражнения обогащают организм кислородом.

Слайд 11

Музыка При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.

Слайд 12

Релаксация Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Слайд 13

Уголки уединения – это, прежде всего ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Там должно быть полутемно, тесно и мягко.

Слайд 14

"Уголок уединения" в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи: помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе положительный микроклимат; предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Слайд 15

Наполнение «Уголка уединения» Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой. На стену можно повесить колокольчики издающие умиротворяющие звуки. Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения». Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать спокойную мелодию. Полезно положить в уголок уединения игрушки антистресс.

Слайд 16

Предметы для эмоционально-психологической разгрузки «Игрушки –антистресс» Игрушки- антистресс недаром называют «антидепрессантами», ведь поднять настроение с их помощью можно за считанные минуты. Антистрессовые игрушки бывают мягкими и твердыми, выполненными из дерева, пластика, металла. Антистрессовые подушки.

Слайд 17

Подушки: - «Подружки» - для примирения - «Колотушки» Когда ребенок дерется, нужно объяснить ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно.

Слайд 18

Мягкие, забавные игрушки-антистресс В коллекции изделий есть смешные бабочки, красочные зверушки-цифры, змеи, матрешки, монстры, барашки и так далее. Некоторые из них продаются целыми «семьями». Такие игрушки развивают мелкую моторику благодаря массажным шарикам.

Слайд 19

Игрушка-антистресс Mokuru Новинка приехала к нам из Японии. Mokuru дословно переводится как «дерево» и «поворот». Японский антистресс выглядит как цилиндр с прорезиненными наконечниками по обеим сторонам. Именно резиновые части превращают его в неваляшку. Смысл неваляшки заключается в поиске способа перевернуть ее так, чтобы она приняла вертикальное положение. Это развивает фантазию. Самые «опытные» игроки заставляют игрушку переворачиваться в воздухе, подбрасывая над столом, крутят одновременно несколько штук, используя одну или две руки.

Слайд 20

Антистрессовые брелоки Примерно год назад рынки и интернет-магазины заполонили мягкие зайчики-антистресс. Сшиты они из натурального кроличьего меха и выглядят привлекательно, а главное − мило. Дотрагиваясь до нежной меховой шерстки зайчишки, хочется зарыться в нее, забыть обо всем на свете.

Слайд 21

Мячик антистресс «FUNNY BUBBLES» Игрушка «Виноград». Силиконовый мячик, упакованный в сетку с круглыми отверстиями, но стоит сжать его в руках, как он превратится в гроздь ярких пузырьков.

Слайд 22

Сквиши Слайм («лизун») Игрушка-антистресс «Капитошка» Мяч с орбизами

Слайд 23

Забавные рожицы Caomaru Рожицы, которые можно сминать. Они снимают моральное напряжение, быстро поднимают настроение. Представляют собой изготовленные из полиуретановых смол небольшие головы, удобно размещающиеся в руках. Отличаются они друг от друга выражением лиц, изменяющимся при растягивании, а также цветом (бывают светлыми и темными).

Слайд 24

Мешочки с крупой для метания, мишени тоже являются способом безопасного проявления агрессии. Коврик для злости. Дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет. Ведёрко для страхов. Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко. Банки, стаканы для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

Слайд 25

Альбом с фотографиями с яркими, волнительными моментами из жизни ребенка

Слайд 26

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Стенд «Герой дня»

Слайд 27

Пиктограммы с разными настроениями. Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.

Слайд 28

Обучение бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр «Коврик примирения» Коробка «Мирилка»

Слайд 29

Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде «Твистер»

Слайд 30

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчёт по самообразованию на тему: « Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии» Выполнила: Педагог-психолог Ровкина Л.В. МАОУ ДОД детский сад «Сказка» с. Омутинское

Слайд 2

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленький набор Возьмем в игру…Подобно Богу Мы создадим свой мир Чудес, Пройдя познания Дорогу. Д.Фролов .

Слайд 3

Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии , которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Карл Густав Юнг. (1875-1961)

Слайд 4

«Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии» Актуальность темы самообразования Тема по самообразованию Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Слайд 5

Работая с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому они могут быть использованы в развивающих и обучающих занятиях. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Поэтому я выбрала тему самообразования: «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»

Слайд 6

Цель : Повысить уровень собственной компетенции о применении метода песочной терапии в работе с дошкольниками. Изучение возможностей метода песочной терапии для работы с проблемами детей дошкольного возраста. Задачи : Изучить формы и приемы песочной терапии с учетом нового оборудования. Изучить методическую литературу и интернет - ресурсы по теме.

Слайд 7

Этапы реализации Задачи Сроки Подготовительный Изучение и анализ психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования. Сентябрь 2019г. – Январь 2020г. Практический Введение в практику коррекционной работы методов песочной терапии. Разработка цикла занятий. Февраль 2020г. - Февраль 2021г. Заключительный Оценка результативности использования данного метода. Март-май 2021г. Этапы реализации программы

Слайд 8

Анализ литературы . Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Наибольший интерес у меня вызвала книга Т.М.Грабенко , Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой "Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры" ( Издательство: Детство-пресс, 2004.) В издании раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги для меня состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития. Большую помощь мне также оказала книга М.А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует снятию у детей психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.

Слайд 9

Оборудование. Для работы с песком в нашем ДОУ созданы все необходимые условия. Здесь есть несколько световых столов имеющих стеклянное дно и подсветку снизу, чтобы дети могли создавать изображения на песке. Мною был подобран набор игрового материала: лопатки, кисточки , сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки. Также миниатюрные игрушки (человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры ). Большую помощь оказывают природный и бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, одноразовые соломки для коктейля.

Слайд 10

Структурная особенность использования метода песочной терапии . 1. Приветствие. Здесь я, как правило, с помощью игры мотивирую детей на предстоящую деятельность. Очень часто это бывает путешествие для выполнения какого-либо задания: помочь жителям Песочной страны, найти подарок для кого-то и т.д. 2. Повторение правил безопасности при работе с песком. 3. Упражнение «Здравствуй песок» . Дети обязательно здороваются с песком как с живым существом: гладят его, сыпят из кулачка в кулачок и т.д. Все зависит от тематики занятия. 4 . Непосредственно обучающая часть . По теме занятия создаются благоприятные условия для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. 5. Упражнение «До свидания песок». Дети теперь уже прощаются с песком. 6. Рефлексия. Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника - Песочная Фея, через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Слайд 11

Работа с детьми. План работы по самообразованию разработан на основе авторской программы М.А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Срок введения в практику программы по самообразованию февраль 2020г. Используя песочный стол, мною проводились коррекционные, развивающие и обучающие занятия с элементами песочной терапии в сочетании со сказкотерапией . Занятия проводились в естественной для детей обстановке, создавая творческую атмосферу, позволяли раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети проявляли интерес, естественную активность. Взаимодействуя с песком у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, улучшалось настроение. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Слайд 12

Итоги работы В результате проведенной работы я наблюдала положительные изменения у детей: Игры в песок позитивно повлияли на эмоциональное самочувствие детей: снизились стрессовые состояния, нервно-психическое напряжение. Песочные игры позволили получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей. Игры с песком позволили развить познавательный интерес , способность к логическому мышлению . Песочница дала дополнительные возможности для развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности. Таким образом, результаты наблюдения за эмоциональным состоянием детей, позволяют сделать вывод, что системное использование метода песочной терапии имеет положительное воздействие на эмоционально – волевое развития детей дошкольного возраста.

Слайд 13

Занятия с детьми Тема: «Знакомство с песком»

Слайд 14

Тема: « Знакомство с Песочной страной »

Слайд 15

Тема : «В гостях у Песочной Феи»

Слайд 16

Тема: « Путешествие Золотой рыбки »

Слайд 17

Тема: « Солнечный мальчик »

Слайд 18

Тема: « Принцесса и дракон »

Слайд 19

Тема : « Пчелка в темноте » Рисование страхов на песке

Слайд 20

Вебинары

Слайд 22

Источники информации: Большебратская Э.Э. «Песочная терапия» - Петропавловск, 2010. 2. Валиева А.В. «Игры на песке» программа по песочной терапии для дошкольников . 3. Грабенко Т. М. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с . 4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А.Качанова . 5. Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Для детей 3-7 лет. ФГОС ДО, 2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики. Педагог-психолог Ровкина Лидия Валерьевна

Слайд 2

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя. Почти никогда Иногда Часто Почти всегда 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Слайд 3

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1балл, часто-2 балла, почти всегда-3балла. Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Слайд 4

Фаза напряжения Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания

Слайд 5

специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности. Внешние факторы, провоцирующим выгорание

Слайд 6

коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий. Внутренние факторы

Слайд 7

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

Слайд 8

Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница физические симптомы

Слайд 9

Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

Слайд 10

желание отдохнуть безразличие к еде поведенческие

Слайд 11

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

Слайд 12

низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы

Слайд 13

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

Слайд 14

I. Способы, связанные с управлением дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась. БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Слайд 15

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Слайд 16

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

Слайд 17

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, вкус клубники).

Слайд 18

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Выводы

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!