Проект " Широкая Масленица"

Соловьева Мария Александровна

Данный проект осуществляется в рамках детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели- с педагогами- в условиях проведения методической работы; с родителями- в совместной деятельности.

Актуальность: Тема проекта «Широкая Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детям, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Широкая Масленица» Познавательно-творческий краткосрочный.

Данный проект осуществляется в рамках детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели- с педагогами- в условиях проведения методической работы; с родителями- в совместной деятельности.

Актуальность: Тема проекта «Широкая Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детям, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Знать:

  • Народные песни, потешки, сказки;
  • Узнавать народные мелодии;

Уметь:

  • Играть в народные игры;
  • Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей;
  • Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков;
  • Использование народного опыта непосредственно в жизни детей;

Вид: групповой, краткосрочный.

Тип:

  • Познавательный
  • Речевой
  • Творческий

Цель: Способность общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Задачи:

  • Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
  • Приобщение детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ 56, воспитатели Соловьева М.А., Минеева Ю.С., музыкальный руководитель В А.И., родители.

Этапы проекта:

  • Подготовительный
  • Практический

Формы работы:

  • Занятия по изодеятельности
  • Познавательно-игровые занятия
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром
  • Музыкальные занятия

Средства:

  • Художественное слово
  • Творчество художников (Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»)
  • Рассматривание игрушек народных мастеров
  • Знакомство с лоскутным рукоделием
  • Музыка

Новизна проекта: Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать представление об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизации словаря.

Предварительный результат:

Паспорт педагогического проекта.

Структура

Содержания

Тема проекта

Широкая Масленица

Адресация проекта

Педагогам образовательных учреждений

Автор проекта

Соловьева М.А., Минеева Ю.С. МБДОУ № 56

Участники проекта

Воспитатели группы Соловьева М.А., Минеева Ю.С., дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный работник Варкентин А.И.

Возраст воспитанников

Дети старшей группы

Особенности проекта

Направленность: познавательный, творческий, речевой.

Количество создателей: коллективный.

Проект по количеству детей: групповой.

Проект по продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта

Способность общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Задачи проекта

1.Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.

2.Приобщение детей к традициям и обычаям своего народа.

3.Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье

Ожидаемые результаты

Дети узнают больше о

Этапы работы над проектом

1 этап- подготовительный.

2 этап- практическая реализация проекта.

3 этап- заключительный (подведение итогов; оформление материалов по проекту).

I этап подготовительный.

  1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
  2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла- веселая Масленица?»
  3. Чтение детям сказок, рассказов.
  4. Беседа по содержанию прочитанных текстов.
  5. Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.
  6. Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.
  7. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший рецепт блинов.
  8. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошадей, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
  9. Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.

II этап практический.

Понедельник «Встреча Масленицы».

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

«Масленица-кривошейка,

Состречает тебя хорошенько!

Блинцами, с кравайцами, с варенничками!»

  • Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла- веселая Масленица?»
  • Изготовление чучела Масленицы.
  • Изготовление куколок-закруток.

Вторая половина дня:

Чтение стихотворений, рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.

  • Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
  • Консультация для родителей «Широкая Масленица»

Вторник «Заигрыш»

Цель: Дать детям представления о русских народных играх-забавах.

Первая половина дня.

  • Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идешь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русских народных игр «Заря- Зарница, красная девица»
  • « Широкая Масленица,

                  Мы тобою хвалимся,

                  На горах катаемся,

                  Блинами объедаемся!»

Вторая половина дня.

  • Аппликация
  • Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики.

Среда «Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

«Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка, масляный кусок!

Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!»

Первая половина дня.

  • Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
  • Интегрированное занятие на тему: «Хлеб всему голова!»
  • Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет.»
  • Лепка «Угощение для Матрешек»

Вторая половина дня.

  • Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.

Работа с родителями:

«Выпечка баранок, пирогов, пряников.» Подобрать рецепты блюд из старинной кухни. Создание книги рецептов.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке.

«Наша Масленица годовая!

Она гостика дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комонях разъезжает!

Чтобы коники были вороные

Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй Масленица!»

Первая половина дня.

  • Интегрированное занятие « Кони на ладони».
  • Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьева «Тройка».
  • Чтение стихотворений, рассказов о русской тройке.
  • Квест-игра «Потерянный рецепт блинов».

Вторая половина дня.

  • Рисование
  • Рассматривание игрушек народных мастеров.
  • Рисование и роспись «Дымковские игрушки».

Работа с родителями:

Изготовление игрушек из соленого теста.

III этап. Заключительный.

Пятница «Тещины вечерки».

Цель: Приобщать к  истокам народных традиций.

«Зять на двор- пирог на стол».

  • Наблюдение за трудом повара.
  • Знакомство с лоскутным рукоделием.

Конспект по рисованию «кукла-Масленица».

Образовательная деятельность « Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  • Познакомить детей с народным праздником Масленицей.
  • Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.
  • Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.
  • Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.

Демонстрационный и раздаточный материал: картина «Масленица», краски акварельные, белая бумага формата А4, «непроливайка», салфетка тряпочная, кисточка, простой карандаш.

Ход НОД:

В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).

Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой грустный?

Мишка: (воспитатель говорит за Мишку) я шел к вам и видел, как на улице все люди веселятся, играют. Про какую-то Масленицу говорят. А я хочу узнать, что такое Масленица.

Воспитатель: Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.( Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).

Воспитательница: Масленица- это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю-семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу-Масленицу. Вокруг куклы -Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санях.

Мишка: А почему праздник так называется?

Воспитатель:  Потому что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом куклу-Масленицу сжигают на костре.( Можно показать картину «Масленицу»). Я думаю, что все любят веселиться и играть. Предлагаю поиграть в игру «Блинчик шел по лесу».

Цель игры: Создать хорошее настроение детей.

Описание игры: участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает блинчик (становится в центр круга). Дети, двигаясь, по кругу, поют:

Блинчик шел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе бублик, бублик (все поют эти строки и ходят хороводом по кругу)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,( все прыгают)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,( все дрыгают ножками)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, ( все хлопают в ладошки)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем, ( все топают)

Головкой покачаем, качаем, качаем, (Качают головой в стороны)

И снова начинаем! (Далее: Бублик шел по лесу…… нашел себе баранку (сушку, тортинку, пышку, пряник, пончик, пирожок, оладушек и т.п……. по тексту)

Мишка: Какая интересная игра. Я медвежат научу играть в такую игру, расскажу про Масленицу. А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?

Воспитатель: Ребята, как можно помочь Мишке? ( Ответы детей: можно нарисовать).

Воспитатель: Да. Нарисуем куклу-Масленицу. Расскажу, как будем рисовать по порядку. Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин ( или солнце). На голове рисуем лучики треугольные. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное , рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания.

Воспитатель: (Используется метод «пяти пальцев» по методике программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»).

Кулачек-разгибаем мизинец( Что задумали сделать?)

Дети: Нарисовать куклу-Масленицу

Разгибаем безымянный палец(На чем будем рисовать?)

Дети: На бумаге.

Разгибаем средний палец (Чем будем рисовать? Что нам нужно для работы?)

Дети: Краски цветные, кисточка, «непроливайка» с водой, салфетки для промакивания.

Разгибаем указательный палец (Как будем рисовать?)

Дети: По порядку.

Разгибаем большой палец ( Что у вас получится?)

Дети: То, что задумали: кукла-Масленица.

Воспитатель: Приступаем к работе. Мишка ждет ваших картинок, чтоб отнести их медвежатам.

Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились. Я отнесу их медвежатам.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: