Педагогические технологии

Зосина Ольга Александровна

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии 19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические/образовательные технологии.

В практике педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии проблемного обучения: групповые, игровые формы работы, «критического мышления», методы интерактивного обучения, и конечно в век информационных технологий обязательным элементом является ИКТ.

1) Информационно-коммуникативная технология.

На уроках истории и обществознания, обучающиеся не только познают  новые знания, но и учатся строить диалог, формулировать и отстаивать свою точку зрения, уважать  и принимать во внимание мнение другой стороны. На уроках провожу работу  с различными носителями информации: историческими документами, картами, дополнительной литературой, интернет - ресурсами, законами и различными нормативными документами. Без использования ИКТ сегодня просто не обойтись, сейчас на первом месте находятся знания, информация и современные технологии. Обучающиеся школьники  учатся самостоятельно находить нужную информацию  в интернете, выделять, обобщать и анализировать её, а также передавать её другим, что способствует более успешному и качественному образовательному процессу. Использование ИКТ на уроке увеличивает наглядность, образность, повышает качество обучения, позволяет использовать новые формы и методы обучении. 
Применяя ИКТ, я использую презентации, видеофрагменты, анимационные карты и  учебные диски. Обучение c использованием Интернет-ресурсов становится намного привлекательнее для учеников на современном уровне, они тесно связаны с этим процессом сейчас, даже подготовку сообщений они порой не видят без видео ряда- презентации, фильма.
 Данная технология позволяет развивать у ученика логическое, нестандартное мышление, формирует собственное отношение, свой взгляд на исторические события и эпохи. Выступления учащихся становятся  яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

2) Коммуникативная компетенция.

Мы живём среди людей, поэтому обучать правильно общаться в группе, классе на  уроках истории и обществознания – это необходимо, это является личностно-ориентированной деятельностью. Правильно сформулировать свою точку зрения, выслушать оппонента, понять его точку зрения  и, не рассмеяться ему в лицо, этому тоже надо учить.
Ограничиваться только материалом учебника -  мало, поэтому в своей работе  использую материалы из современных политических передач, СМИ, где содержится новизна и актуальность проблемных вопросов,  различные подходы и точки зрения.  Ученик учится слушать и слышать, начинает анализировать, сам начинает  формировать мнение: согласиться или нет  с тем или иным подходом к освещаемому вопросу. Если ученики видят, что педагог эмоционально переживает воспроизводимые факты и события, проявляет интерес к преподаваемому предмету, уважение к прошлому и современному своей страны, убеждается в том, что учитель владеет глубокими и разносторонними знаниями по преподаваемому предмету или по конкретной изучаемой теме, возрастает эффективность урока, как учебно-познавательная, так и воспитательная. Таким образом, коммуникативный метод помогает учить общению в процессе общения.

3) Учебно-познавательная компетенция.

Эта компетенция очень важна, она представляет собой совокупность методологических знаний и умений ученика в области самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция направлена на самостоятельную познавательную деятельность самим учеником, в неё включена логическая, общеучебная и методологическая деятельность, сопоставленная с настоящими предметами, на которые направлено познание. Она включает в себя знания и умения организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки и взаимооценки. Учебно-познавательная компетенция помогает учащимся самостоятельно  ставить цели, определять пути ее достижения, планировать, анализировать, т.е. делать то, что уже закладывалось в начальной школе, а в среднем звене – продолжать и совершенствовать  эти компетенции.  
В этом направление я использую различные приемы и формы.

 Формы:

-исследовательская деятельность (проектные работы для участия в конференциях);
- коллективные творческие дела (создание тематических видео-уроков и репортажей – поисковая работа и проектная деятельность);
- издательская деятельность (выставки, стенгазеты, выпуск буклетов, ЗОЖ). 
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, вот некоторые из них:
- игра «Домино» (например, по терминам, в виде командной игры, причем само домино, готовят обучающиеся, Приём заключается в том, чтобы каждый ученик получил как можно больше очков путём совпадений пар «термин – определение»). Результатом игры является систематизация и обобщение знаний. Использую такую форму и во время Декады истории.
- игра «Вопрос – ответ» (каждый ученик задает несколько вопросов, от легкого к сложному и один из них обязательно должен быть каверзным или вопросом на внимательность, для этого необходимо хорошо знать изученный материал). В итоге ученики развивают навыки умения четко, понятно сформулировать свои мысли и сроить ответы на вопросы);
-игра «Крестики – нолики» (рисуется поле для крестиков и ноликов, учитель формулируют вопросы, а отвечающим в это поле нужно поставить либо крестик, если ответ положительный, либо нолик, если ответ отрицательный). Этот метод можно использовать на разных этапах урока или в качестве рефлексии. Также, школьники с удовольствием составляют свои «Крестики-нолики» и работают с классом.
- игра «Аукцион» (по определенной теме объявляется аукцион терминов или исторических фактов, обществоведческих явлений. Побеждают ученики, которые последними назовут факт, явление или термин по данной теме) Данный прим уместен для систематизации знаний.
- работа с карточками (на карточках могут быть для слабых, либо очень скромных  учащихся индивидуальные задания, а также -  портреты исторических деятелей, термины, элементы исторической карты, даты и т.д.);
-синквейн (пятистишие по изучаемой теме, составленное по общим правилам);
-кластер (объединение существенных признаков, элементов одной темы);
- составление рассказа, или схемы, по опорным словам, (составление такого рассказа очень хорошо использовать при работе со слабоуспевающими учениками или теми, кто испытывает затруднения  быстро и грамотно построить рассказ);
- работа с кроссвордами, ребусами, шарадами (ученикам можно предложить составить кроссворд самим или дать разгадать уже готовый, при этом можно использовать как групповую, так и индивидуальную работу); 
Фишбоун –рыбий скелет -  (составление графической схемы – структуры, состоящей из блоков: голова, хвост, верхние и нижние кости, существуют общие правила составления схемы, которым должны следовать ученики). В результате у обучающихся развивается критическое мышление и способность к исследовательской деятельности.
- восстановление логической цепочки событий; интеллект –карты, красочность последней должна способствовать развитию обоих полушарий мозга;
- анализ текста с ошибками; историческая цепочка: понятие – определение, графическое изображение понятия;
- работа с иллюстрациями или историческими картами (составить рассказ, найти ошибки и т.д.).

4) Личностно ориентированное обучение.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. В условиях ХХI века перед образовательной школой ставится задача, чтобы научить учащихся находить знания и получить к ним доступ, а также применять их в решении поставленных проблем. Обучение учащихся способам как преобразовывать информацию в новые знания, как применять новые знания, становится более важным, чем запоминание конкретной информации- «знания - умения - навыки - опыт деятельности - компетентность», те здесь   взаимосвязанные\ компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Познание способностей и возможностей каждого ученика – сложный процесс, но узнать о них  по более возможно на педсоветах 5-х классов – адаптационный период, где классные руководители и психолог дают характеристику классу  и отдельным учащимся. 

Для развития ключевых компетенций учащихся приоритетной можно назвать групповую форму работы. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, у них возникает желание быть не хуже других. Эффективность групповой формы деятельности обуславливается возможностью удовлетворения социальной потребности принадлежать к группе. В группе должны быть и  «трудяги», «рабочие лошадки»; и – «мозговые центры», «генераторы идей». А в задания постараться привнести некий элемент загадочности, интриги, зацепки, чтобы у каждой группы возникла своя версия ответа, отличная от других.

 Значимую роль в осуществлении этого принципа играет технология учебного проектирования.  Одна из наиболее продуктивных и эффективных форм работы с детьми по предмету – это проектно-исследовательская деятельность, которая помогает активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, обучает их различным компетентностям, например: основным видам работы с различными источниками информаций; основным видам публичных выступлений (логически проработанный монолог, дискуссия, ответы на вопросы и т.д.); познавательным умениям: понимать, сравнивать, прогнозировать ситуации, обобщать и делать выводы.

 Учащиеся самостоятельно выбирают себе тему для проектной деятельности. Чем разнообразнее и неожиданно  будут проявляться эмоции детей, тем эффективнее будет складываться их личностное отношение к происходящему и, как следствие, усиливаться внутренняя мотивация учения. Акцент необходимо делать на личностный смысл обучения каждого ребенка. Цель проектно-деятельностного  обучения – создание образовательного продукта , развитие всех компетенций.

Использую в своей работе и технологию проблемного обучения, цель – научить разрешать проблемы через использование  мыслительных умений, творческих способностей с последующим выходом на моделирование собственных проблемных ситуаций и их разрешение.

Диагностические работы по истории я стараюсь делать двух  уровней  сложности. Учащиеся, успешно прошедшие первый уровень, могут приступать ко второму. А ученики, не справившиеся с первым уровнем, сначала выявляют ошибки, затем восполняют пробелы. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность продвигаться в своем темпе. Учащиеся, имеющие высокий уровень способностей, быстро проходят два уровня.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении направлено на формирование ключевых компетенций учащихся:

  • Коммуникативные
    Учащиеся будут свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Исчезнет страх выступления перед аудиторией. Расширится лексикон, улучшиться аргументированность решений. Дети научаться слушать и слышать других людей.
  • •Умение сотрудничать
    У детей появится ярко выраженное умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом. Обозначится желание работать в группах для решения проблем, причем распределение функционала в группе будет более адекватным поставленным целям учебного задания.
  • Умение решать реальные задачи
    Ученики смогут быстрее определять проблемное поле, формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и впоследствии ее оценивать. Будут развиваться творческие способности детей, они станут находить оптимальные пути и предлагать несколько решений одной задачи. Уйдет страх перед нестандартными заданиями.
  • Способность к самообучению
    В результате у учащихся сформируется высокий уровень самостоятельности. Они смогут осуществлять свободный выбор уровня сложности обучения и необходимых действий. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность даст возможность управлять своим поведением, строить путь саморазвития. «Успех рождает успех»!

Таким образом, личностно ориентированный подход в образовании становится фактором не только успешного обучения детей, их личностного развития, но и профессионального, личностного роста учителя, поскольку обращен к полноценному взаимодействию и взаимообогащению всех субъектов образования.