Урочная деятельность

Зосина Ольга Александровна

Участие в работе методического объединения историков.

 Принимаю активное участие в работе МО историков, где рассматриваем различные вопросы, направленные на улучшение успеваемости и качества знаний, используем индивидуальный подход к учащимся.  Ежегодно провожу открытые уроки. Занимаюсь внеклассной работой по предметам истории, обществознания, права, МХК, истории Бурятии, дети участвуют в олимпиадах и конкурсах, развиваю их творческие и интеллектуальные способности, интерес к историческим и общественным дисциплинам.

Делюсь опытом своей работы с коллегами на семинарах (Городской семинар на базе МАОУ СОШ №40 "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Актуальные проблемы." 2014 г.); педагогических советах школы: "Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов -художественные и документальные" - 2015 г.; "Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания" - 2016 г.;  «Современные образовательные технологии и их эффективное использование» - 2017 г.; "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам" (из опыта работы) - 2019 г. 

 Посещаю семинары, которые помогают определиться с линией учебников, знакомлюсь  с методической литературой, совершенствую владение и использование передовых инновационных технологий.  

Тема самооброзавания над которой я работаю в течение 5 лет: «Метод проектов на уроках истории».

Скачать:


Предварительный просмотр:

История России. 11 класс

Тема урока:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е гг.

Цель урока: познакомить учащихся с  международными отношениями  в 30-е гг. XX века и  дать характеристику внешней политики СССР в этот период.

Задачи урока:

Образовательные:

- на основе текста учебника и дополнительных документов, выявить факторы, которые определяли изменения в международных отношениях в 1930-е гг.; выяснить, как они повлияли на внешнюю политику СССР.

- Выяснить причины противоречивости внешнеполитического курса СССР

- раскрыть значение понятия «коллективная безопасность», очаги военной опасности,

Воспитательные: - продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное и нравственное воспитание  учащихся

- отстаивать свою точку зрения на акции Советского Союза, оказавшие наибольшее влияние на развитие международных событий;

- выразить свою точку зрения на мотивы и значение заключения пакта о ненападении с Германией  и секретного протокола к нему.

Развивающие: продолжить развитие навыков логического и критического мышления, умения делать вывод, работать с учебником, картой, документами, дополнительными средствами массовой информации, мультимедийными средствами, составлять логические схемы и таблицы.

Основные понятия и термины: коллективная безопасность,

                                                         очаги военной опасности,                

                                                        «стальной пакт»,

                                                        «пакт Молотова - Риббентропа»

Важнейшие даты и события:

Май-сентябрь 1939 г. - конфликт в районе озера Халхин-Гол.

23 августа 1939 г. - подписание «пакта Молотова - Риббентропа» и секретных протоколов к нему.

1933 г. - приход А. Гитлера к власти в Германии.

  1. г. - одобрение партийным руководством ВКП (б) плана создания системы коллективной безопасности в Европе.
  2. г. - вступление СССР в Лигу Наций.
  3. г. - заключение СССР договоров о взаимной помощи с Францией и Чехословакией; 1935 г. - VII Конгресс Коминтерна.

1938 г. - советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан.

Исторические персонажи: Максим Максимович Литвинов;

                                                 Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин)

Оборудование: мел, доска, учебник Н.В.Загладина «История Отечества XX – начала XIX

века», компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта «Европа в1914 -1939 гг.», презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент

Проверка присутствия учеников и готовности класса к уроку

Оглашают, кого нет в классе. Дежурный готовит рабочее место

II.Вводная беседа

С  целью актуализации знаний организуется беседа по вопросу:

-Укажите главные события и процессы, определившие внешнеполитический курс Советского государства.

Слайд .

Учащиеся отвечают, опираясь на таблицу «Внешняя политика СССР в 1920 – 1930-е гг.», говорят о сохранении идеи «мировой революции», как

определяющей линии внешней политики  СССР в 1920-е гг.; о противоречивости отношений СССР с другими странами после Октября 1917 г. И Гражданской войны, о международном признании СССР. Делают вывод о том, что положение СССР на международной арене становилось прочным, успехи советской дипломатии значительными.

III.Изучение нового материала.

1.Возникновение очагов военной опасности.

Задание учащимся: самостоятельно изучить материал п.21 (с.211-212) и выяснить причины

изменений внешней политики СССР

После работы с учебником учащиеся делают вывод о том, что на рубеже 1920 – 1930-х гг. возникают два очага военной угрозы – в Азии (милитаристская Япония) и в Европе (нацистская Германия).

III.2.СССР и проблемы коллективной безопасности.

Рассказ о том, что в этой сложной ситуации СССР начинает

вести переговоры с Францией

по вопросу заключения договора о взаимопомощи. В результате этого рождается идея о создании в Европе системы коллективной безопасности.

Нарком иностранных дел М.М.Литвинов высказал свою точку зрения: «мир неделим». Это означало общую ответственность всех «неагрессивных  стран» за предотвращение угрозы мировой войны.

 

Учащиеся  самостоятельно знакомятся   с текстом п.21 «Рост военной угрозы» получают задание начать составление хронологической таблицы «Развитие международных отношений накануне Второй мировой войны».

Слайд 2.

Краткая биографическая справка о

М.М.Литвинове (предварительное задание)

Класс делится на 4 группы.

Каждой группе даётся задание: Прочтите фрагмент исторического документа и ответьте на вопросу к нему  (Раздаточный материал прилагается)

Учащиеся работают с документами

III.3.Мюнхенский договор и его последствия.

Вывод. Слайд «Последствия Мюнхенского сговора».

Ответы первой группы учащихся.

III.4. СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны.

Вопросы к классу:

1.Определите и объясните причины противоречивого отношения к СССР.

2.Назовите причины неудачи в создании системы коллективной безопасности.

 Слайд.4

1.Рассказ учащегося и работа с картой (предварительное задание).

2.Все учащиеся знакомятся с позицией У.Черчилля  (учебник,  п. 21, «Документальные материалы»).

Ответы второй группы учащихся.

III.5. Советско-германские отношения: пакт о ненападении

Кратко  излагаю информацию о советско-германских отношениях.

Слайд 7 «Таблица «Советско-германские отношения».

Вопрос к учащимся: В чем же причины сближения СССР и

Германии в августе 1939 гг.?

 

 Вопрос к ученикам: подумайте, какие цели преследовал И.В.Сталин,

согласившись на переговоры с Германией.

23 августа 1939г. В Москве был подписан советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет.

Слайд8,9

Вопросы к документу.

  • В чем суть секретного дополнительного протокола, заключенного между Германией и Советским Союзом?
  • Какие территории являлись сферой влияния интересов Советского Союза и Германии?

-  Дайте оценку секретному протоколу.

  • Какую оценку получили советско-германские переговоры в странах Западной Европы?

(см. § 21 «Документальные материалы» с.209 -210 учебника)

«из воспоминаний премьер-министра Англии в 1940 -1945гг. У.Черчилля»

 Проверка и анализ таблицы.

Ответы третьей и четвертой  групп

 учащихся

Работа учащихся с фрагментом исторического документа (см. п.21 «Документальные материалы» и отвечают на вопросы к нему)

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод.

Слайд 10.

IV.Закрепление изученного материала.

1.Тесты . 5 заданий базового уровня   6-ое – С-4 (для сдающих ЕГЭ) на дом.

Проверка задания. Ответы на доске. Слайд

Ученики выполняют задание.

V. Оценки за урок

V.Задание на дом

  § 17-18. Знать новые понятия, даты, события.

Закончить заполнение таблицы «Внешняя политика в 1933-1939 гг.».

Запись задания в дневник



Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Тема: «Общество». 

Урок №1:  «Общество как система»

Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать  информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

- Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

Развивающие:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

 -уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

Воспитательные:

-формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Оборудование: листы ватмана для каждой группы, фломастеры, карточки с информацией, графическая модель системы, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе (Приложение).

Форма работы: групповая

Технология: развитие критического мышления

Приемы: кластер, схема, синквейн, эвристическая беседа.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Ожидаемые результаты

1.Вызов

Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома

Эвристическая беседа

Ответьте на вопросы - по каким критериям ученики образовали группы;

- если группы это части, то что они вместе образуют?

Записывает тему урока на доске.

- какие ассоциации вызывает  у вас  термин «общество», изобразите их в виде кластера.

- сравните получившиеся кластеры и выявите отличия.

Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество.

Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук?

Какие еще системы вам знакомы?  Запишите по 2-3 примера на свои листы.

Докажите, что данный пример является системой.

Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение)

Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем.

Свободно перемещаясь по классу, определяют свое место в одной из 4-х групп: «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».

Отвечают.

Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску.

Отвечают.

Перечисляют общественные науки.

Отвечают.

Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску.

Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Осмысление универсальности понятий часть и целое

Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество

Умение объяснять, комбинировать известные факты

Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям

2. Осмысление

Изучите страницы учебника 8-10,  документ на стр. 16.  

Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели.

Является ли общество частью другой более крупной системы?

На основании  полученных схем дайте определение -  что же такое общество?

Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы.

Отвечают

Отвечают

 

Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.

Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о  его элементах и  их взаимосвязях

3. Рефлексия

Напишите синквейн на тему «Общество» (на доске открывает правила написания синквейна – см. Приложение)

Заполните лист самооценки работы в группе

Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают.

Заполняют, сдают

Понимание общества как целостной системы.

Умение оценивать свою деятельность

Домашнее задание

Предлагает на выбор несколько письменных заданий:

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

Умение конкретизировать полученные знания.

Умение оценивать явления социальной действительности

Приложение

  1. Раздаточный материал для деления обучающихся на группы (нарезается на отдельные карточки для жеребьевки)

Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Производство

Государственное управление

Система здравоохранения

Религия

Торговля

Выборы

Пенсионное обеспечение

Искусство

Транспорт

Референдум

Уровень жизни

Наука

Банковская деятельность

Государственное управление

Межнациональные отношения

Музей

Создание материальных благ

Принятие законов

Общественное неравенство

театр

Валютный рынок

Правоохранительные органы

Семья

Университет

  1. Графическая модель любой системы

                             

                                              Целое

Элементы                 взаимодействия (связи)                 свойства системы

                                                                                                  (отличительные

                                                                                                   особенности)

  1. Правила написания синквейна

1 строка  - существительное (предмет темы)

2 строка – 2 прилагательных (причастия), описывающих предмет

      3 строка – 3 глагола- действия предмета

      4 строка – краткое предложение, описывающее отношение автора к предмету

      5 строка -  существительное, расширяющее смысл темы.

  1. Лист самооценки обучающегося

Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы