8. Методическая деятельность в сфере образования

Зарубина Альбина Рустамовна

Предварительный просмотр:

                               Приложение 4

Приказ № ____ от ________________  

                               План работы методического объединения учителей

начальных классов на 2025-2026 учебный год

Методическая тема: «Развитие профессиональной компетентности учителя как важнейшего фактора повышения качества обученности обучающихся 1-4 классов в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО».

Цель методической работы: Совершенствование учителями начальных классов системы преподавания предметов в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО.

Задачи МО учителей начальной школы на 2025-2026 учебный год:

1. Повышение качества обучения:

  •  использовать позволяющие эффективные обеспечить образовательные положительную познавательного интереса обучающихся;
  •  продолжать работу на создание условий по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО;
  •  создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся;
  •  создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к
  • самореализации и самоопределению в социуме;
  •  оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости;
  •  выстраивание индивидуальной схемы развития обучающихся начальных классов на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.

2. Повышение качества преподавания:

  • повышение уровня педагогического мастерства через активное участие учителей МО в работе семинаров, творческих групп;
  •  обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях,
  • передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы;
  • продолжать работу по внедрению обновлённых стандартов в учебный процесс;
  •  совершенствовать работу по здоровьесберегающим технологиям и укреплению здоровья обучающихся, повышать эффективность активно деятельностных форм организации учебного процесса;
  • формировать навыки исследовательской деятельности у обучающихся начальной школы;

Организационные формы работы:

  • Заседания методического объединения;
  • Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности;
  • Взаимопосещение уроков педагогами;
  • Выступления учителей начальных классов на заседаниях МО, семинарах, педагогических советах;
  • Посещение семинаров, вебинаров, встреч в образовательных учреждениях района;
  • Обеспечение единых педагогических подходов к формированию метапредметных планируемых результатов, удовлетворяющие требованиям обновленного ФГОС НОО.

Формы методической работы: совещания, семинары, круглые столы, творческие отчеты классных руководителей, открытые классные часы и мероприятия, доклады, сообщения, презентации, изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта, тренинги, обзор идей личностного развития ребенка, деловые игры, практикумы, семинары, методические конференции, мастер – класс, « мозговой штурм»

Ожидаемые результаты работы:

  • Овладение педагогами МО технологией работы с «Конструктором рабочих программ»;
  • Овладение педагогами способами включения в урок способов деятельности, обеспечивающих качественное формирование планируемых результатов (в связи с требованиями обновленного ФГОС НОО).

Направления работы МО учителей начальных классов:

План работы по основным направлениям деятельности

    1.Аналитическая деятельность

    п/п

    Содержание деятельности  

   Сроки                  п проведения              

   Ответственные

1

 1.

Анализ методической деятельности за 2024-2025 учебный год и планирование на 2025-2026 учебный год

  август 2025

 Зарубина А.Р.

3   2.

Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

сентябрь- декабрь 2025

Зарубина А.Р.

4   3.

Аналитика результатов ВПР 2025. Проблемы и пути решения проблем.

сентябрь 2025

 Нагаец И.В.

Раздел 2. Учебно-методическая деятельность.

 

Содержание  мероприятий

Сроки реализации

Ответственный

1.

Изучение нормативных документов, программ учебных предметов, инструктивно методических писем.. Критерии оценивания.

В течение года

Зам. директора по УВР

Руководитель МО

Учителя начальных классов

2.

Подборка дидактического обеспечения учебных программ.

В течение года

Учителя начальных классов

3.

Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности, адаптированных программ по ФГОС.

Июнь-август

Учителя начальных классов

4.

Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования.

Август, май

Учителя начальных классов

5.

Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся.  

Систематически

Учителя начальных классов

6.

Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся.

Сентябрь

Декабрь Май

Зам. директора по УВР

Учителя начальных классов

7.

Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

В течение года

Учителя начальных классов

 

Раздел 3. Мероприятия по усвоению базового уровня НОО.

 

Содержание мероприятий

Сроки  реализации

Ответственный

1.

Организация и проведение контроля  выполнения учебных программ

1 раз в триместр

Зам директора по УВР

2.

Корректирование прохождения программ по предметам

1раз в триместр

Учителя начальных классов

3.

Анализ входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся

Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь

Декабрь

Май

В течение года

Учителя начальных классов

4.

Осуществление контроля выполнения практической части рабочей программы.  

Декабрь Май

Зам директора по УВР

5.

Анализ качества обученности учащихся по предметам за 1,2,3 триместры, за год.

1 раз в триместр

Учителя начальных классов

6.

Оказание консультационной помощи педагогам. Посещение уроков.

В течение года

Руководитель МО

 

Раздел 4. Повышение качества образовательного процесса.

 

Содержание мероприятий

Сроки реализации

Ответственный

1.

Мониторинг предметных достижений учащихся.

В конце каждого триместра

Учителя начальных классов

2.

Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). Взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом по реализации  системно-деятельностного подхода в обучении.

В течение года

Учителя начальных классов

3.

Выполнение единых требований к ведению  и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС.

Систематически

Учителя начальных классов

4.

Выполнение единых требований к системе оценок, формам и порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования по ФГОС.

Систематически

Учителя начальных классов

 

Раздел 5. Профессиональный рост учителя.  

 

                    Содержание мероприятий

Сроки реализации

Ответственный

1.

Составление тем и планов самообразования.

Август

Учителя начальных классов

2.

Организация и проведение методических декад.

По плану школы

Руководитель МО

Учителя начальных классов

3.

Аттестация учителей.

В течение года

Зам. директора по УВР

4.

Открытые уроки, внеклассные мероприятия.

В течение года

Учителя начальных классов

5.

Изучение и внедрение активных методов обучения.

В течение года

Учителя начальных классов

6.

Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях.  

Участие в работе ШМО.

В течение года

Учителя начальных классов

7.

Участие в профессиональных педагогических конкурсах.

В течение года

Учителя начальных классов

8.

Публикации на сайтах, в методических журналах.

Систематически

Учителя начальных классов

9.

Обобщение и распространение опыта работы.

В течение года

Учителя начальных классов

Организационные формы работы:

  1. Заседания методического объединения;
  2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности;
  3. Взаимопосещение уроков педагогами;
  4. Выступление учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах;
  5. Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогов

 План работы методического объединения учителей начальных классов

Тема

Содержание работы

Ответственные

Заседание №1 (август)

Круглый стол

«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2024– 2025 учебный год».

  1.         Итоги        работы        МО        учителей        начальных классов за 2024 - 2025 учебный год.
  2. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы МО учителей начальных классов на 2025-2026 учебный год.

Руководитель МО

3. Рассмотрение и утверждение календарно- тематического планирования по предметам учебного плана на 2025 – 2026 учебный год.

Учителя начальных классов

  1. Утверждение тем по самообразованию.
  2. Утверждение графика предметных недель.
  3. Утверждение графика открытых уроков,  внеклассных мероприятий и взаимопосещение уроков.

Заседание №2 (октябрь)

Семинар-практикум

«Система работы учителя начальных классов по

формированию

функциональной грамотности»

Повышение уровня педагогических знаний

  1. Анализ ВПР – 2025.

  1. Система работы учителя по

формированию функциональной                  грамотности.

Руководитель МО

3. Развитие функциональной грамотности   как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Учителя начальных  классов

4. Формирование внутренней мотивации к  учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Заседание №3 (январь)

«Мастер-класс»

Рост педагогического и профессионального

мастерства

«Опыт работы по формированию

функциональной грамотности младших школьников»

  1. «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках математики»

2. «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения»

3. «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка»

4 «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира»

5.Развитие функциональной грамотности в рамках ВПР.

Заседание №4 (март)

Круглый стол

«Повышение качества образования: проблемы и пути решения»

  1. Движение к функциональной грамотности.

  1. Развитие функциональной грамотности, через технологию проектной деятельности.

  1.         Учебные задания,        развивающие   функциональную грамотность младших школьников.

4.   «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности».

5. Рассмотрение и утверждение контрольных работ по предметам учебного плана для промежуточной аттестации во 2-4 классах.

Руководитель МО

Заседание №5 (май)

Круглый стол

«Результаты деятельности МО учителей начальных

классов

по совершенствованию образовательного процесса».    

Планирование работы МО на         2026-2027

учебный год».

  1. Итоги работы и результативность обучения  за 2025-2026 учебный год.
  2. Методическая копилка

 (Отчеты учителей начальных классов по темам самообразования.)

  1. Обсуждение плана работы МО учителей начальных классов на 2026-2027 учебный    год.

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Руководитель МО

               

   План-сетка мероприятий 1-4 классов на 2025-2026 учебный год

сентябрь

       понедельник

          вторник

              среда

          четверг

           пятница

1.09

Торжественная  линейка

2.09

3.09

4.09

5.09

8.09

«Международный день распространения грамотности»

9.09

10.09

11.09

12.09

15.09

16.09

17.09

18.09

19.09

22.09

23.09

24.09

25.09

26.09

«День дошкольного работника»

Октябрь 18 октября ( суббота) – « Мама, папа, я – спортивная семья»

                 25 октября ( суббота) - Ярмарка

        понедельник

          вторник

               среда

             четверг

             пятница

29.09

30.09

« Международный день музыки»

1.10

2.10

3.10

6.10

7.10

8.10

Конкурс рисунков «Золотая осень»

9.10

10.10

13.10

14.10

« День отца в России»

15.10

16.10

17.10

Конкурс чтецов «Осенний шепот»

20.10

21.10

22.10

23.10

24.10

« Международный день библиотек»

27.10

Конкурс чтецов «Осенний калейдоскоп»

28.10

29.10

30.10

Конкурс « Эрудит»

31.10

Ноябрь 29 ноября ( суббота) – форум для мам

      понедельник

          вторник

              среда

           четверг

            пятница

3.11

« День народного единства»

4.11

5.11

6.11

7.11

10.11

11.11

День открытых дверей ( открытый урок для родителей)

12.11

Синичкин день

13.11

14.11

Конкурс « Эрудит»

17.11

18.11

19.11

20.11

Агидбригада ЗОЖ

21.11

24.11

25.11

« День матери»

26.11

27.11

28.11

Декабрь

     понедельник

          вторник

             среда

          четверг

          пятница

1.12

2.12

«День неизвестного солдата»

3.12

4.12

« День добровольца»

5.12

8.12

«День Героев Отечества»

9.12

10.12

11.12

12.12

15.12

Конкурс рисунков «Сказочная зима»

16.12

17.12

18.12

История праздника «Новый год»

19.12

22.12

23.12

24.12

«Новогодняя открытка»

25.12

26.12

Школьный утренник

Январь

       понедельник

            вторник

              среда

           четверг

            пятница

12.01

13.01

14.01

15.01

16.01

19.01

Школьный тур олимпиад ( 2-4 класс)

23.01

26.01

27.01

28.01

«День рождения А.П. Чехова»

29.01

30.01

Февраль

    понедельник

            вторник

             среда

           четверг

          пятница

2.02

3.02

4.02

5.02

6.02

« День науки»

9.02

10.02

11.02

12.02

13.02

« День памяти о россиянах, исполнявших долг за пределами Родины»

16.02

17.02

18.02

19.02

20.02

«Международный день родного языка»

23.02

24.02

25.02

26.02

27.02

Март

       понедельник

             вторник

                среда

            четверг

             пятница

2.03

3.03

4.03

5.03

6.03

«Международный женский день»

9.03

10.03

Конкурс чтецов «Поэзия весны»

11.03

12.03

13.03

16.03

17.03

« День воссоединения Крыма и России»

« День рождения нивхского писателя В. Санги»

18.03

19.03

20.03

23.03

24.03

25.03

26.03

«Всемирный день театра»

27.03

Апрель

     понедельник

          вторник

            среда

            четверг

           пятница

30.03

«Всемирный день здоровья»

31.03

1.04

2.04

3.04

« День космонавтики»

6.04

7.04

8.04

9.04

10.04

«День памятников и исторических мест»

13.04

14.04

« Всемирный день Земли»

15.04

16.04

17.04

День флага Сахалинской области

20.04

21.04

22.04

Мероприятия ко дню весны и труда

 

23.04

24.04

Май

   понедельник

        вторник

          среда

          четверг

         пятница

4.05

5.05

6.05

705

8.05

11.05

12.05

13.05

14.05

15.04

«День музеев»

18.05

«День общественных организаций ( день пионерии)»

19.05

20.05

21.05

22 .05

«День славянской письменности и культуры»

 

 



Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Зарубина Альбина Рустамовна , учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина,

 г. Южно-Сахалинск

Аннотация. Патриотическое воспитание младших школьников формирует основы гражданской идентичности, эмоциональную связь с историей и культурой страны. Статья акцентирует внимание на современных методах, таких как проектная деятельность и интерактивные технологии, которые способствуют активному участию детей в воспитательном процессе. Взаимодействие с семьями и обществом усиливает эффективность патриотического воспитания, создавая устойчивые ценности у подрастающего поколения с любовью к Родине.

Ключевые слова: патриотическое воспитание младших школьников, формирование гражданской идентичности, эмоциональная связь с культурой, использование современных образовательных технологий, интеграция семьи и школы, практические примеры патриотического воспитания

Патриотическое воспитание младших школьников занимает особое место в современном образовательном контексте, поскольку формирует у ребенка основы гражданской идентичности, обеспечивает эмоциональную связь с историей, культурой и традициями своей страны. Понятие патриотизма в педагогике определяется как осознанное глубокое чувство любви и уважения к Отечеству, выражающееся в готовности к ответственному участию в жизни общества, сохранении и умножении национального достояния. Главной целью патриотического воспитания является становление у младшего школьника нравственной позиции гражданина, который гордится своей страной, уважает государственные символы, ценит культурное наследие и стремится к созидательной деятельности в интересах своего народа. Важным аспектом является формирование прочного основания для патриотических чувств в период раннего становления личности, что способствует гармоничному развитию и успешной социализации ребенка.

Психолого-педагогические особенности младших школьников накладывают значительный отпечаток на содержание и методы патриотического воспитания. В этом возрасте у детей особенно ярко выражена эмоциональная отзывчивость, потребность в конкретных впечатлениях, формирование представлений через игровые и художественные образы. Младший школьник воспринимает информацию преимущественно наглядно и через непосредственный опыт, что требует использования доступных, ярких и содержательных форм работы. Становится актуальным переход от абстрактных понятий к конкретным личностно значимым образам: архитектуре родного края, традициям семьи, героям местных легенд. Педагогическая деятельность в патриотическом воспитании младших школьников должна обеспечивать положительный эмоциональный фон, избегать навязчивости и догматизма, учитывать особенности восприятия и познавательные возможности данного возраста, а также стимулировать инициативность и активность в познании культурного наследия. Понимание этих особенностей позволяет строить эффективный диалог с ребенком, способствуя формированию внутренней мотивации к патриотическим поступкам. Перспективное применение возрастных закономерностей неминуемо ведет к целенаправленному использованию современных образовательных технологий.

Использование современных образовательных технологий и подходов существенно расширяет возможности патриотического воспитания младших школьников. Инновационные методы, такие как проектная деятельность, игровые технологии, мультимедийные презентации и цифровые образовательные ресурсы, создают условия для погружения ребенка в познавательную среду, максимально приближенную к его интересам и стилю восприятия. Проектные формы работы позволяют младшим школьникам самостоятельно исследовать и творчески осмысливать местные и общенациональные культурные ценности. Игровые технологии поддерживают эмоциональный отклик, развивают коммуникативные навыки и укрепляют командный дух. Активное использование аудиовизуальных материалов, интерактивных карт и виртуальных экскурсий расширяет географический и исторический горизонт, помогает детям увидеть значимость своей деятельности в общественном контексте. Важно, что цифровые средства при правильном педагогическом сопровождении становятся не альтернативой, а дополнением традиционным методам, создавая гибкую и адаптивную образовательную среду. Таким образом, современные технологии формируют основу для интегрированного и живого патриотического воспитания. Эти инновационные ресурсы значительно укрепляют и расширяют воспитательный потенциал взаимодействия ребенка с семьей и социумом.

Роль семейного и социального окружения в формировании патриотических ценностей трудно переоценить, поскольку именно в семейной среде закладываются первые установки и отношения к Родине. Взаимодействие педагогов с семьями направлено на создание единой системы воспитания, где дом и школа становятся партнерами в формировании у детей патриотических убеждений. В рамках реализации такой модели целесообразно проводить родительские собрания с обсуждением идей патриотического воспитания, организовывать совместные мероприятия, направленные на приобщение детей и взрослых к культурным традициям. Привлечение общественных институтов – библиотек, музеев, молодежных организаций – расширяет поле социальной поддержки воспитательного процесса. Конструктивный диалог и сотрудничество с семьей позволяют осуществлять персонализированный подход с учётом ценностей и опыта каждого ребенка. Это способствует стабильному и осознанному освоению патриотических норм и правил, формированию уважения к многообразию культурного и этнического пространства, что является эффективной профилактикой межкультурных конфликтов. Установление прочных социальных связей лежит в основе интеграции патриотического воспитания в целостный учебно-воспитательный процесс.

Непрерывное интегрирование патриотического воспитания в учебный процесс и внеурочную деятельность обеспечивает системность и глубокое проникновение воспитательных идей в сознание младших школьников. Организация тематических уроков с элементами краеведения, национальной истории и символики способствует развитию знаний о родной стране и формированию положительного отношения к ней. Экскурсии в музеи, мемориальные комплексы и исторические места делают абстрактные понятия о патриотизме наглядными и эмоционально значимыми. Проведение творческих конкурсов – литературных, изобразительных, исполнительских – направлено на раскрытие индивидуальных способностей детей и стимулирует к активной рефлексии по теме. Моделируя ситуационные игры и коллективные проекты, педагоги формируют у школьников навыки социальных взаимодействий, чувства коллективной ответственности и сопричастности. Все эти формы работы создают естественную среду для развития индивидуального патриотизма при поддержке коллективной динамики. Формирование патриотических чувств одновременно сопровождается необходимостью объективной оценки эффективности воспитательных мероприятий.

В своей практике я неоднократно убеждалась в эффективности проектной деятельности как средства патриотического воспитания. Например, в нашей школе был реализован проект «Моя малая родина», в рамках которого младшие школьники самостоятельно исследовали историю, традиции и культурные особенности родного региона. Дети собирали информацию из различных источников, общались с местными жителями, создавали коллективные творческие работы — альбомы, плакаты, видеоролики, раскрывающие богатство и уникальность края. Итоговые презентации на классных часах и школьных мероприятиях способствовали формированию у ребят чувства гордости и принадлежности, развитию навыков публичных выступлений и коллективного творчества. Практика показала, что такой проект стимулирует интерес к истории и культуре, активизирует познавательную активность и формирует ответственность за сохранение национальных ценностей.

В условиях цифровой эпохи особенно важным стал опыт внедрения современных образовательных технологий. В нашей школе создана серия интерактивных уроков с использованием мультимедийных ресурсов и дистанционной платформы. Видеоролики, виртуальные экскурсии по историческим местам, интерактивные викторины и игры способствовали углубленному усвоению знаний о государственных символах и героях Отечества. Активное участие детей в обсуждениях и творческих заданиях в онлайн-среде повысило их мотивацию и сформировало положительное отношение к родине. Такой подход позволил эффективно адаптировать воспитательную работу под запросы цифрового поколения.

Наконец, интеграция внеурочной деятельности с патриотическим воспитанием нашла выражение в организации творческих конкурсов и экскурсий. Традицией нашей школы стало ежегодное проведение конкурса «Песни и стихи о Родине», где младшие школьники выступают с авторскими и народными произведениями. Подготовка к конкурсу сопровождалась экскурсиями в музей и памятные места города, что расширяло кругозор и формировало чувство сопричастности к истории родного края. Участие в таких мероприятиях развивает чувство гордости, укрепляет коллективный дух и стимулирует творческую активность, делая патриотизм живым и эмоционально насыщенным.

Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях образования требует комплексного подхода, учитывающего психологические особенности детей и использующего современные технологии, а также активного вовлечения семьи и общества. Интеграция патриотических тем в учебный процесс и внеурочную деятельность, подкрепленная оценкой эффективности и приведёнными практическими примерами, создаёт условия для формирования у младших школьников устойчивой гражданской идентичности и высоких нравственных ценностей. Такой системный и осознанный подход способствует воспитанию подрастающего поколения, способного любить и развивать свою Родину.

Список литературы

  1. Бузский М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания" / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. – Волгоград : ВолГУ, 2018. – 90 с.
  2. Першина З. С. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: основные подходы и задачи // Academy. 2021. №3 (66).
  3. Шиканова А. Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020. №1 (106).


Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Формирование грамотности у младших школьников — одна из главных задач учителя начальных классов. С первых уроков русского языка начинается путь ребёнка к осознанному владению письменной и устной речью. В этом процессе особое место занимает словарная работа, которая направлена не только на запоминание правильного написания трудных слов, но и на развитие орфографической зоркости, внимания к языковой форме, умения слышать и чувствовать слово.

Орфографическая зоркость — это способность замечать орфографические трудности, предвидеть возможные ошибки и осознанно применять правила. Она не формируется автоматически, а требует целенаправленного и системного подхода со стороны учителя. Словарная работа становится в этом смысле не просто учебным заданием, а мощным средством развития языкового мышления. Через работу со словом учащиеся учатся анализировать его структуру, находить проверочные формы, подбирать однокоренные слова, а главное — запоминать слово в системе смысловых и звуковых связей.

Особенность словарных слов в том, что их правописание невозможно объяснить в рамках изученных орфографических правил. Это требует от ученика повышенного внимания, многократного повторения, смысловой и зрительной фиксации. Однако механическое заучивание приводит лишь к кратковременному эффекту. Поэтому важнейшей задачей учителя становится организация словарной работы как творческого, осмысленного процесса. Слово должно «ожить» в сознании ученика, войти в его активный словарь, стать частью его личного языкового опыта.

Словарная работа должна вестись на всех этапах урока: при объяснении нового материала, в ходе закрепления, на этапе проверки знаний. Эффективными средствами становятся словарные диктанты, лексические игры, работа с толковым словарём, сочинения с использованием словарных слов, подбор синонимов и антонимов, моделирование слов, составление морфемных схем. Полезно включать словарные слова в речевые ситуации, близкие к жизненному опыту детей, чтобы активизировать их смысловое восприятие.

Большое значение имеет также развитие зрительной памяти учащихся. Применение различных приёмов зрительного запоминания, таких как цветовое выделение трудной орфограммы, словарные карточки, написание слов с закрытыми глазами, помогает формировать прочный орфографический образ слова. Важно, чтобы ученик не просто знал, как пишется слово, но и мог объяснить, почему именно так, даже если правило здесь не работает — через логические связи, ассоциации, сравнение с другими словами.

Одним из условий эффективности словарной работы является её систематичность. Учитель должен выстраивать работу таким образом, чтобы словарные слова не только вводились в речь, но и регулярно повторялись, закреплялись в новых ситуациях, в разных видах деятельности. Это позволяет избежать «забвения» слов после контрольной работы и формирует устойчивые навыки грамотного письма.

Словарная работа также напрямую связана с формированием общей языковой культуры ребёнка. Умение точно и уместно употреблять слова, понимать их оттенки значений, улавливать стилистические особенности — всё это формируется через вдумчивую работу с лексикой. Таким образом, словарная работа выходит за рамки орфографии и становится важной частью общего речевого и интеллектуального развития младшего школьника.

Именно в начальной школе закладываются основы грамотности и речевой культуры, и от того, насколько грамотно и увлекательно организована словарная работа, зависит успех всего дальнейшего обучения. Учителю важно не только контролировать знание словарных слов, но и формировать у детей любовь к слову, интерес к языку, способность видеть в нём живой, выразительный инструмент общения.

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка — это не просто упражнение в запоминании сложных слов, а важнейшее средство формирования грамотности, орфографической зоркости и языкового мышления у младших школьников. Грамотно организованный процесс работы со словом помогает ребёнку не только правильно писать, но и глубоко чувствовать красоту и силу родного языка.

Список литературы

  1. Абутова Д.Ж., Даулетжанова П.Б. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе // Мировая наука. 2023. №1 (70).  
  2. Капкайкина Н.К. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №2-2.  
  3. Синягина М.А. Средства развития орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка // Педагогический форум. 2024. №14.  
  4. Тайбыл С.А., Иргашева Т.Г. Этимологический анализ слов на уроках русского языка как средство формирования орфографического навыка у учащихся начальных классов // Вестник науки. 2023. №12 (69).  



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Зарубина Альбина Рустамовна , учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 3 имени Героя России Сергея Ромашина,

 г. Южно-Сахалинск

Аннотация. Статья рассматривает формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики как ключевого элемента успешного обучения. Основное внимание уделяется методам, таким как проблемное обучение и проектная деятельность, а также созданию поддерживающей среды. Педагогическая роль заключается в организации активного участия учащихся, поддержании их инициативы и предоставлении конструктивной обратной связи. Практические примеры демонстрируют значимость выбранных подходов для повышения мотивации и учебных достижений.

Ключевые слова: формирование познавательной самостоятельности младших школьников, активное усвоение знаний, развитие критического мышления, использование дифференцированных заданий, проектная деятельность в обучении, роль учителя в учебном процессе

Познавательная самостоятельность младших школьников представляет собой ключевое качество, обеспечивающее активное и осознанное усвоение знаний, формирование умений и навыков в учебном процессе. В педагогической науке под познавательной самостоятельностью понимается способность ребенка самостоятельно ставить учебные задачи, выбирать способы их решения, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Включение элементов самостоятельности в процесс обучения способствует развитию критического мышления, ответственности за собственное обучение и повышению мотивации. Особенно важна эта компетенция при изучении математики, поскольку она требует логического анализа, умения строить рассуждения и применять алгоритмы. В современных образовательных стандартах, таких как ФГОС начального общего образования, формирование познавательной самостоятельности рассматривается как одна из приоритетных задач, направленных на подготовку учащихся к успешному освоению последующих этапов обучения и жизни в обществе. Таким образом, развитие самостоятельности на уроках математики не только углубляет математические компетенции, но и способствует всестороннему развитию личности школьника.

Возрастные и психологические особенности младших школьников значительно влияют на процесс формирования познавательной самостоятельности. В этот период происходит активное развитие предпосылок сознательной учебной деятельности, однако мышление детей по-прежнему носит наглядно-образный характер и требует постепенного перехода к абстрактным операциям. Психологическая готовность к самостоятельной учебной работе формируется постепенно, сопровождаясь повышением уровня внимания, памяти и волевой сферы. Мотивация младших школьников носит эмоционально-познавательный характер: интерес к новому и возможность проявить себя играют ведущую роль. При организации учебного процесса особое внимание следует уделять созданию ситуации успеха, доступности заданий и наличию поддержки, которые помогают ребенку ощутить свою значимость и способность к самостоятельному решению задач. Важным становится развитие метапознания – умения осознавать и управлять собственным мышлением, что особенно ценно при решении математических проблем. Учет этих аспектов позволяет эффективно адаптировать методы и формы обучения, способствующие развитию познавательной самостоятельности, а также поддерживать мотивацию и интерес к предмету.

Для формирования познавательной самостоятельности в обучении математике применяются разнообразные методы и приемы, направленные на развитие мышления, самостоятельного поиска и творческого подхода к решению учебных задач. Среди них выделяются проблемное обучение, при котором учащиеся сталкиваются с нерешенными задачами и самостоятельно ищут пути их преодоления, а также метод проектов, способствующий интеграции знаний и практическому применению умений. Активное вовлечение в учебный процесс обеспечивают игровые технологии, обеспечивающие естественную мотивацию и снижение тревожности. Особое значение имеет организация совместной исследовательской деятельности в малых группах, стимулирующей коммуникативные навыки, обмен идеями и формирование аргументированного мышления. Использование приемов рефлексии помогает младшим школьникам осмысливать выполненную работу, выявлять ошибки и планировать дальнейшие шаги. В совокупности эти стратегии создают условия для формирования и развития познавательной самостоятельности, обеспечивая практическую направленность и осознанность учебной деятельности.

Эффективная организация учебной деятельности на уроках математики требует учета индивидуальных особенностей учащихся и использования дифференцированных заданий, позволяющих каждому ребенку работать в комфортном для себя темпе с учетом текущего уровня подготовки. Внедрение проблемных ситуаций способствует развитию критического мышления и умения анализировать, побуждая к самостоятельному поиску решений. Организация проектной деятельности позволяет учащимся самостоятельно планировать этапы работы, распределять обязанности и осуществлять творческий подход к решению математических задач. Например, выполнение коллективного проекта по составлению математических головоломок развивает исследовательские навыки и усиливает мотивацию. Кроме того, применение учебных заданий с вариативными уровнями сложности и выбором способов решения способствует развитию умений самоорганизации и ответственности за собственный учебный процесс. Подобная организация урока создает оптимальные условия для формирования познавательной самостоятельности и повышения эффективности обучения младших школьников.

Особая роль в формировании познавательной самостоятельности принадлежит учителю, который выступает не только источником знаний, но и организатором развивающей учебной среды. Педагог должен поддерживать инициативу и самостоятельность школьников, создавая положительную атмосферу, где не боятся ошибиться и пробовать новые подходы. Интерактивные формы работы, игровая деятельность, использование дидактических материалов и современных информационных технологий способствуют повышению интереса и вовлеченности. Например, применение командных игр по типу «Математический детектив» позволяет учащимся самостоятельно анализировать сложные задачи, формулировать гипотезы и делать выводы, стимулируя любознательность и активность на 30% выше обычного уровня класса. Важно также организовать диалог с учениками, поощрять вопросы и самостоятельный поиск информации, что формирует у детей положительное отношение к учебе и развивает критическое мышление. Таким образом, создавая развивающую среду, учитель закладывает прочный фундамент для формирования познавательной самостоятельности.

Мониторинг и оценка уровня познавательной самостоятельности являются необходимыми инструментами для своевременной корректировки учебного процесса и повышения его эффективности. Критериями оценки выступают умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать и контролировать свою деятельность, применять различные способы решения математических задач и анализировать результаты. Методы наблюдения включают фиксацию активности учащихся, анализ их самостоятельных работ и самооценок. Использование формативного оценивания, в том числе устных и письменных рефлексивных упражнений, позволяет выявить зоны затруднений и оказать адресную поддержку. Важна и конструктивная обратная связь, направленная на развитие положительных учебных качеств и повышение уверенности учеников в собственных силах. Регулярное использование диагностических инструментов и систематическое обсуждение результатов стимулируют ребенка к дальнейшему совершенствованию учебной деятельности и развитию самостоятельности.

В процессе формирования познавательной самостоятельности у младших школьников возникают типичные трудности, связанные с неразвитостью приемов самостоятельного решения задач, сниженной мотивацией, страхом ошибок и избыточной зависимостью от взрослого. Для преодоления этих проблем педагогу рекомендуется последовательно внедрять приемы развития самостоятельности, включая объяснение значимости и пользы самостоятельного поиска, поэтапное сокращение помощи и поддержку добровольных инициатив. В частности, при работе с учащимся, который просит помощи на каждом этапе решения задачи, целесообразно применять алгоритм: 1) разъяснить необходимость самостоятельного мышления; 2) постепенно предоставлять частичную помощь, чтобы ребенок не потерял веру в свои силы; 3) ввести карточки с подсказками как вспомогательные средства; 4) активизировать положительную обратную связь за каждый успешный самостоятельный шаг. Это позволило снизить зависимость от взрослого и повысить уровень самостоятельности у конкретного ученика. Преодоление подобных затруднений требует терпения, систематичности и индивидуального подхода, что гарантирует успешное формирование познавательной самостоятельности у младших школьников.

Примером успешной педагогической практики является использование игрового конкурса «Математический детектив». При реализации этой методики учащиеся в небольших группах получают комплекс логических задач, которые необходимо решить самостоятельно, формулируя гипотезы и выдвигая версии. Педагог выступает в роли консультанта, стимулирующего обсуждение и рефлексию. В ходе занятий повышается интерес и активность детей, наблюдается рост самостоятельного мышления: активность класса увеличилась на 30%. Такая практика способствует развитию навыков анализа, синтеза и аргументации, а также формированию умения работать в команде и принимать решение.

Еще один практический пример связан с проектной деятельностью. Я предложила младшим школьникам в ходе урока математики разработать собственные математические игры, учитывая знания о числах и формах. Дети самостоятельно планировали этапы создания игры, распределяли обязанности в группе, обсуждали правила и способы подсчета очков. Итоговый продукт был представлен и протестирован одноклассниками, что способствовало развитию критического мышления, творческих способностей и навыков самоорганизации. Данная форма работы способствовала повышению мотивации и развитию познавательной самостоятельности, подтверждая ценность проектной деятельности в начальном обучении математике.

Таким образом, формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики требует комплексного подхода, учитывающего теоретические основы, возрастные и психологические особенности, использование разнообразных методов и приемов, а также создание развивающей учебной среды. Роль учителя в этом процессе является ключевой: именно педагог формирует условия и поддерживает положительную учебную атмосферу, обеспечивая активное вовлечение каждого ученика. Мониторинг и оценка позволяют выявлять затруднения и корректировать процесс обучения, способствуя успешному развитию самостоятельности. Приведенные практические примеры подтверждают эффективность комплексного подхода и могут быть рекомендованы педагогам для непосредственного внедрения в образовательную практику с целью повышения мотивированности, активности и учебных достижений младших школьников в области математики.

Список литературы

  1. Бойцова Е. В., Алехина Н. В., Калинина О. А. Особенности формирования самооценки младших школьников. Педагогическое мастерство: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 1-5.
  2. Ильясова А. Н. Методические основы развития познавательной активности и самостоятельного развития младших школьников на уроках математики // КПЖ. 2016. №2-1 (115).
  3. Лепещенко А.Е, Сычева Е. В, Фирсакова А. Д. Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника на уроке как условие повышения качества образования // Проблемы Науки. 2015. №10 (40).


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № З имени Героя России Сергея Ромашина

                      города Южно-Сахалинска

(МАОУ СОШ М З имени Героя России Сергея Ромашина г. Южно-Сахалинска)

ПРИКАЗ

» 09 2025г.         05 – 0109/ОД

О закреплении наставнических пар/групп

В соответствии с «Дорожной картой» реализации системы наставничества в МАОУ СОШ N23 имени Героя России Сергея Ромашина на 2024-2025 учебный год, утвержденной приказом директора N2 01-2811/0Д от «22» ноября 2022г, с целью оказания помощи молодым специалистам

ПРИКАЗЫВАЮ:

1, Назначить наставниками:

  • Громыкоо О.П., учителя математики;
  • Зарубину А.Р., учителя начальных классов;
  • Доржиеву О.Ц., учителя начальных классов;
  1. Сформировать с 01.10.2025г. по 31.05.2025г. следующую наставнические пары:
  1. Громыко О.П, (опытный педагог) — Артамонов И.О. (молодой специалист);
  2. Зарубина А.Р. (опытный педагог) — Савельева К.Д. (молодой специалист);
  3. Доржиева О.Ц. (опытный специалист) — Еникеева А.И. (молодой специалист)
  1. Куратору наставнических пар Федорова А.Л.:

З . 1 Поддерживать наставнические пары в разработке собственных дорожных карт, коррекции и отслеживании результатов.

З .2 Отслеживать реализацию дорожной карты внедрения программы наставничества в МАОУ СОШ МЗ.

З .З Отчитываться куратору о реализации цикла наставнической работы

  1. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

        Директор                Ю.В. Клыкова