ФГОС в школе

Черменева Галина Георгиевна

Работа над  программой  5 - 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

1.3.1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных[1] результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

1.3.2. Сочетание внутренней и внешней оценки

как механизма обеспечения качества образования

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

  • внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе  службами);
  • внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).

            Внешняя  оценка планируемых результатов

               Внешняя оценка образовательных  результатов может  проводиться:

              1.  На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества  образования. Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

             2. В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.            Цель оценочных процедур – определить возможности образовательного учреждения выполнить взятые на себя обязательства в рамках  созданной основной  образовательной  программы основного  общего  образования и дать оценку достижений запланированных образовательных результатов всеми субъектами ООП.

                 3. В рамках государственной  итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация по результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включает три составляющие:

- результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние  три года (7-9 классы), отражающие, прежде всего, динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-  итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются  в специальное  индивидуальное портфолио  учащихся;

- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения  основной образовательной программы основного общего образования.

    Оценка  внеучебных  достижений  выпускников  основной  школы:

        Внеучебные  достижения  школьников  связаны не только  с освоением предметных областей  учебного  плана  школы, но и с участием  детей в разнообразных видах  образовательной  деятельности. Во внеучебной  деятельности  дети также имеют  свои образовательные  результаты, в которых можно выделить три уровня:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной и др.

Внутренняя оценка  достижения планируемых результатов силами образовательного учреждения

Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения  включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.

Предметом  стартового оценивания, которое проводится в начале  каждого учебного года педагогом, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно  прошедшего  учебного года, позволяющего  учителю  организовать эффективно процесс повторения и  определить эффекты от  своего обучения за прошлый учебный год.

Предметом  текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится  как самим  обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель  такого  оценивания увидеть проблемы и трудности в освоении  предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших  проблем и трудностей. Формирующая оценка образовательных результатов детей проводится педагогом в соответствии с согласованным подходом к планированию и реализации  образовательного процесса для всех учащихся на протяжении  всего периода обучения. Цель  такого  оценивания выявлять сильные и слабые стороны каждого  ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно  сложиться четкое понимание того, в каких  разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.

         В целях эффективности,  внутренняя оценка образовательных  результатов учащихся включает в себя:

  • указание технологии  оценивания, которая будет использоваться в ходе  образовательного процесса.
  • краткие сведения о способах  оценивания, которые будут использоваться, а также указание на то, когда и каким образом будет происходить (включая все элементы процесса оценивания);
  • сведения о том, каким образом предполагается обеспечить дифференцированный подход к обучению, т.е. каким образом будут варьироваться организация класса/ методики обучения, учебные ресурсы и оценка знаний учащихся с целью развития всего  спектра способностей учащихся;
  • сведения о том, каким образом предполагается производить анализ полученных результатов.

В соответствии со ст. 15 п.3 Закона РФ «Об образовании» все аспекты стартового и текущего внутреннего контроля и оценки результатов образования учащихся оформляются в рабочих программах педагогов.

Контрольно-оценочные  действия в ходе образовательного процесса осуществляют как педагоги, так и учащиеся.

При организации  контрольно-оценочных  действий со стороны педагогов основной  школы преследуются следующие педагогические задачи:

1) создать условия для полноценной  оценки самим учащимся своих результатов. К этим условиям  можно отнести:

  • требования к  результату  изучения темы  (оценочный  лист);
  • задания для  самоконтроля  учащихся своих действий в ходе изучения темы;
  • задания для  расширения, углубления  отдельных вопросов темы;
  • содержание  проверочных, стартовых и итоговых  работ (проектных задач);
  • место и время, где можно предъявить результаты («продукты»)  деятельности учащихся;
  • способы  перевода  качественных характеристик  учения в количественные.
  1. обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных  выше условий.

Собственно контрольно-оценочная деятельность учителя на данном этапе образования  сосредоточена, прежде всего, на:

  • выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой;
  • определении сроков выполнения заданий и предъявлении результатов самостоятельной работы на оценку;
  • способах планирования учащимися самостоятельной работы;
  • сформированности  различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и прогностической)
  • способах работы учащихся с различными источниками информации; использовании ими всевозможных  графико-знаковых моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи;
  • выборе «пространства» действия (мастерские, творческие лаборатории и т.п.);
  • на выполнении контрольных заданий по ведущим умениям и знаниям темы;
  • оценке готовности к сдаче зачетов по теме и определение сроков их сдачи;
  • оценке индивидуального прогресса  в обучении и учении.

Контрольно-оценочная деятельность учителя основной школы по отношению к классу, к конкретному  ученику   носит в основном экспертный характер и направлена на  коррекцию и совершенствование действий школьников.

         Учителю основной  школы предоставляются  возможности:

–  иметь свое  оценочное суждение по поводу работы учащихся;

– оценивать самостоятельную работу учащихся только по их запросу; самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;

– оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений;

– оценивать деятельность учащихся только по совместно выработанным критериям оценки данной работы.

Ведущей формой  освоения текущих  учебных тем (7-9 классах) является  зачет.   Зачет по теме  состоит из:

-  результатов работы учащегося в ходе учебной темы (блока);

-  результатов проверочной работы по освоению отдельных знаний и умений по теме;

-  результатов  выполнения и предъявления заданий для самоконтроля  в период  между  учебными темами (блоками);

- результатов выполнения  и предъявления  творческих заданий  в период между  учебными темами (блоками).

  Зачет считается сданным учащимся, если:

- выполнена проверочная работа по теме на уровне более 50%;

- представлены  результаты выполнения  заданий для самоконтроля на уровне более 50% от общего количества баллов;

- публично представлены результаты выполнения творческих  заданий.

 Качество сдачи зачетов по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося.

 По каждому из изучаемых предметов (по итогам  стартовой диагностики) педагогу необходимо  ставить перед учащимися  индивидуальные учебные цели. Учебные цели соотносятся с одним из уровней  обучения. Они  служат учителям и учащимся ориентиром при отслеживании прогресса  обучения  учащихся. Учебные цели также вовлекают учащихся в процесс  оценивания и позволяют им стать активными участниками этого процесса. Учебные цели способствуют повышению уровня достижений  учащихся и росту их самооценки, мотивации, наглядно  демонстрируют учащимся их прогресс. Постановка учебных целей является успешной в том случае, если цели основываются на данных, полученных в результате обратной связи. Они напрямую связаны с индивидуальными потребностями учащихся.

         Контрольно-оценочная  деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель контрольно-оценочной деятельности учащихся заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю  самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

                 Учащиеся используют следующие формы фиксации результатов учения и обучения в ходе учебной темы (блока):

–  рабочую  тетрадь  для выполнения всех задач и работ в ходе учебной темы (блока);

– тетрадь для самостоятельной работы (выполнение заданий для самоконтроля и творческих заданий);

–  папку - «портфолио» ученика с набором творческих, исследовательских и других работ.

В ходе изучения учебной темы (блока)  учащимся может быть предоставлена возможность:

–  переопределить (скорректировать)  учебную цель;

– предъявлять на оценку  результаты освоения изученной темы в указанном учителем интервале времени (до 3-х недель со дня окончания изучения данной темы);

– самостоятельно оценивать свои достижения и трудности;

– самому вырабатывать критерии оценивания своей работы;

– самостоятельно выбирать уровень сложности и количество проверочных заданий;

– оценивать свое творчество и инициативность во всех  сферах школьной жизни, так же как и навыковую сторону обучения;

– представлять результаты своей деятельности в различных формах (реферат, проект, «портфолио» и т.п.) и публично их защищать;

– ошибаться и располагать необходимым временем для ликвидации своих ошибок;

– отказаться от выполнения домашнего задания, если оно не вызывает интереса или его выполнение затруднительно.

Для формирования контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса подростковой школы педагогам рекомендуется использовать:

        1) Оценочные  листы и задания для самоконтроля        

                 Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем, а также крайний срок сдачи зачета по данной теме.

                  Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет учащимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы, но и самостоятельно определить качество их освоения. Вместе с этим, оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся, оказывают помощь в организации своей учебной деятельности по предмету. Возможно,  что содержание оценочных листов будет определяться самими учащимися или совместно с ними.

          Оценочные листы являются весьма удобным средством для подготовки учащихся к тематическим проверочным работам.

Задания для самоконтроля помогают самим учащимся  оценить каждое необходимое умение или знание темы  и  обоснованно заполнить оценочный лист темы. Задания для самоконтроля выполняются в специальной тетради для самостоятельных работ. Учащиеся сами определяют, сколько и какие задания  им необходимо выполнить, чтобы освоить ту или другую тему. Если у учащихся появляются трудности и  проблемы с выполнением заданий для самоконтроля, то для этого между учебными блоками  проводится мастерская на которой учитель помогает отдельным учащимся решить их проблемы.

Учащийся готов к сдаче очередного зачета тогда, когда им выполнен весь «пакет» необходимых заданий, полностью заполнен оценочный лист текущей темы. Таким образом, ученики сами определяют свою готовность к  предъявлению своих результатов по изученной теме. Результаты сданных зачетов могут отображаться в разных формах (зачетная книжка, специальный дневник, тетрадь достижений, на школьном сайте и т.п.)

2) Творческие задания по теме

Творческие задания являются второй составляющей самостоятельной работы  подростков и выполняются  исключительно по желанию школьников. Как правило, авторами УМК предусмотрены разные творческие задания с целью привлечения к их выполнению большей части детей. Результаты творческих работ рассматриваются как непосредственно на следующем учебном блоке, так и в других местах и формах (учебно-практические конференции, выставки, «портфолио» и т.п.)

3) Проверочные работы  разного характера (стартовая, итоговая и текущие тематические работы)  ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок.

Предметом  промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного  года или полугодия  является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Проводит такое оценивания внешняя относительно  учителя школьная  служба оценки  качества образования. 

1.3.3. Накопительная система оценивания индивидуальных достижений (портфолио)

Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика, который является формой накопления как учебных, так и внеучебных результатов и  достижений школьников  может быть портфолио. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его способностей, культурных  практик, интересов, склонностей. Таким образом, портфолио ученика -  это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки.

                Однако в рамках  государственной  итоговой аттестации на основе  портфолио должны фиксироваться только итоговые результаты внеучебных достижений, которые наравне с учебными отражаются  в  итоговом документе (аттестате)  выпускника. Здесь портфолио выступает только средством накопления  своих достижений на основе которых и подводятся итоги.

                Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы  могут быть:

  • участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;
  • победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;
  • участие в научно-практических конференциях, форумах;
  • авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;
  • авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;
  • успешное прохождение социальной и профессиональной практики;
  • плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;
  • получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;
  • лидирование в общепризнанных рейтингах.

               

Особое место в образовательном процессе  отводится технологии портфолио, как одному из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует  проявлению индивидуально-личностных  особенностей школьников.

Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика. Основными целями такого включения могут служить:

• педагогические показания, связанные с необходимостью стимулировать и/или поддер-живать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);

• соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования.

Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, как показывает опыт, он может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио («портфель» ученика) – это прежде всего коллекция детских работ за определенный период времени (обычно за учебный год). Форма «портфеля» может быть разной («учебник», «атлас гипотетической территории», «справочник» и т.п.). Созданная коллекция работ, «учебник», «справочник» и т.п. рассматривается учителем либо с точки зрения прогресса ученика, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. В портфолио могут входить одноплановые (проверочные работы, тесты), либо разноплановые материалы (сочинения, лабораторные работы, самостоятельная работа школьника, презентации ученика, доклады, эссе, компьютерные программы и т.п.). Правильное оценивание портфолио гарантируется только в том случае, если точно определены: цель оценки, критерии и методы отбора материала для портфолио, даты и сроки выполнения работ, критерии оценки либо портфолио в целом, либо каждой индивидуальной работы.

Портфолио – нечто большее, чем просто папка детских работ. Это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Портфолио может быть полезно:

  • как инструмент, используемый  при обсуждении результатов обучения со школьниками, педагогами и родителями;
  • как возможность для рефлексии школьниками собственной работы;

Учитывая основные педагогические задачи основного общего образования[2] и основную область использования портфеля достижений подростков, в его состав целесообразно включать работы, демонстрирующие динамику:

• становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах;

• формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

1.3.4. Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

1.3.5. Особенности оценки предметных

 и метапредметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Общая система внутреннего  оценивания носит уровневый характер и состоит  из следующих элементов:

  1. оценка предметных и метапредметных результатов по итогам  учебного года, полугодия:

1  – базовый уровень – способность учащегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся;

2 – продвинутый уровень – способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;

 3  – рефлексивно-творческий уровень – способность учащегося  обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.

Количественная характеристика планируемых результатов определяется по итогам учебного года на основе  итоговой проверочной работы по предмету, которая проводится школьной службой оценки качества образования. 

Качественная характеристика  планируемых результатов составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

  1. Прогресс  в учебе относительно индивидуальных целей образования оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию.

1 -  ставится в том случае, если учащийся не демонстрирует необходимого прогресса для достижения поставленной перед ним цели. Сюда относятся также учащиеся, которые демонстрируют недостаточный прогресс, вследствие нерегулярной учебы из-за болезни, пропуска занятий и т.п.

2 -  ставится учащимся, которые демонстрируют хороший прогресс  в обучении и достижении поставленной перед ними цели.

3  - это самая  высокая оценка, которую могут  получить  учащиеся. Она ставится в случае, если они демонстрируют такой значительный прогресс в обучении, что появляется вероятность, что они добьются лучших результатов, чем предусмотрено их индивидуальными учебными целями. Если  учащийся снова получит данную оценку за прогресс, то его учебная цель должна быть пересмотрена.

  1. Самостоятельность  в изучении  предмета оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию.

        1 -  ставится тем учащимся, которые никогда не выполняют заданий по самостоятельному изучению предмета. Сюда относятся учащиеся, которые не посещают занятий и не выполняют самостоятельную работу дома. Не могут отобрать для такой работы учебный материал исходя реального уровня освоение темы, спланировать путь выполнения данной работы, проконтролировать и оценить свою работу;

2 -  ставится тем учащимся, которые не выполняют заданий по самостоятельному изучению предмета надлежащим образом. Они регулярно забывают о них или сдают их с опозданием;

3 -  ставится только тем учащимся, которые  постоянно выполняют самостоятельные задания настолько хорошо, насколько способны, и всегда их вовремя их сдают.

 

Общий итог работы учащихся и его общая оценка  за учебный год  складывается:

1)из  выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем (блоков) – это демонстрация базового  уровня знаний, умений (применение в стандартных ситуациях)  и может оцениваться 1 баллом;

2)из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях. Этот уровень  освоения программы может быть оценен как 2 балла (продвинутый  уровень обучения).

3)из представленного «портфеля» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все  учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.). Такой «продукт» по предмету может быть оценен как высший -  3 балла (рефлексивно-творческий уровень обучения).  

Таким образом, обучающимся по итогам года должны как минимум быть освоены все предметы на базовом уровне (1), максимум – на  продвинутом уровне (2), отдельные предметы учащимися  могут быть освоены по выбору на  рефлексивно - творческом уровне (3).

Детские образовательные продукты, способы их сохранения и публичного предъявления

 Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно-аналитические продукты.

Для сохранения результатов учебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) могут использоваться:

  • общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
  • презентации  (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения  результатов практических работ учащихся используются:

  • творческие работы (графические, живописные, литературные, научные – описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так  и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);
  • презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);  
  • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

1.3.7. Оценка достижения

 метапредметных результатов через защиту итогового  индивидуального проекта

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта[3]; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.

В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев[4].

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структури-рованы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргумен-тированно. Работа/сообщение вызы-вает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самосто-ятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предмет-ных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание.

1.3.7. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

1.3.8. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

• условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.


[1] В соответствии с ФГОС ООО к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур.

[2] И, в частности, такую ведущую педагогическую задачу основного общего образования, как предоставление подросткам возможностей для пробы ими своих сил в различных предметах и/или видах деятельности.

[3] Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

[4] Образовательное учреждение может уточнить, дополнить и/или изменить предложенные критерии с учётом особенностей используемой в данном образовательном учреждении системы оценки, а также с учётом предметной направленности осуществляемых проектов.



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к приложению

о мониторинге оценки качества

муниципальной системы образования  города Югорска

Сводный перечень показателей мониторинга оценки качества

муниципальной системы образования  города Югорска

( для общеобразовательных учреждений)

Группа

показателей

Показатель (доля)

Методика расчета

Критерий оценивания (плановое значение)

Дата предоставления данных.

Лицо, ответственное за согласование

информации в Управлении образования

Примечание

Максимальный балл

1. Учебные достижения

1. Итоговые результаты выпускников

1.1.Доля выпускников, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ по русскому языку

К1/К2 X 100

К1-количество выпускников, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ  по русскому языку

К2- общее количество выпускников, сдававших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ по русскому языку

100%

30.06.

Главный специалист отдела оценки качества образования

Протоколы ГЭК

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл. Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

1.2.Доля выпускников, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ по математике  

К1/К2 X 100

К1-количество выпускников, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ  по математике  

К2- общее количество выпускников, сдававших государственную (итоговую) аттестацию  в форме ЕГЭ по математике

100%

30.06.

Главный специалист отдела оценки качества образования

1

 1.3.Доля выпускников 9 классов, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в новой форме*

К1/К2 X 100

К1-количество выпускников 9 классов, успешно сдавших государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в новой и традиционной форме

К2 - общее количество выпускников, сдававших государственную (итоговую) аттестацию

100%

20.06.

Ведущий специалист отдела оценки качества образования

Протоколы РЭК

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл. Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Черменева

Цветкова

1.4.Средний тестовый балл  государственной (итоговой) аттестации  выпускников 9 классов по   русскому языку и математике в новой форме*

Среднеарифметическое значение балла  государственной (итоговой) аттестации  выпускников 9 классов

Не ниже  среднего тестового балла по ХМАО-Югре

август

Ведущий специалист отдела оценки качества образования

Статистика основных результатов  по  ХМАО-Югре

- если фактическое значение ниже  среднего значения по ХМАО - Югре, то 0 баллов;

- если выше  среднего значения по ХМАО- 2 балла;

- если на уровне среднего значения по ХМАО - Югре - 1  балл

Черменева

Цветкова

1.5. Средний тестовый балл  государственной (итоговой) аттестации  выпускников 11 классов  по   русскому языку и математике

Среднеарифметическое значение балла  государственной (итоговой) аттестации  выпускников 11 классов

Не ниже  среднего тестового балла по ХМАО-Югре

август

Главный специалист отдела оценки качества образования

Статистика основных результатов  по  ХМАО-Югре

- если фактическое значение ниже  среднего значения по ХМАО - Югре, то 0 баллов;

- если выше  среднего значения по ХМАО- 2 балла;

-  если на уровне среднего значения по ХМАО - Югре - 1  балл

2

1.6.Доля выпускников 4 классов, успешно выполнивших итоговые  контрольные работы по русскому языку и математике не ниже оценки «удовлетворительно» *

К1/К2 X 100

К1 – количество выпускников начальной школы, выполнивших итоговые  контрольные работы по русскому языку и математике не ниже оценки «удовлетворительно»

К2 – общее количество выпускников начальной школы, участвующих в городских контрольных работах

Средний процентный балл общеобразовательного учреждения:

66 (для общеобразовательных учреждений)

78 (для лицея)

15.05.

Начальник отдела оценки качества образования

Результаты городских

контрольных работ

для выпускников 4 классов

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

 Колтунчик

2. Всероссийская олимпиада школьников

2.Поддержка талантливых детей

2.1. Доля учащихся 7-11 классов, ставших победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников*

К1/К2 X 100

К1 – количество победителей и призеров в олимпиаде муниципального этапа ВОШ

К2 – общее количество  учащихся 7-11 классов образовательного учреждения

наличие положительной динамики по сравнению с предыдущим отчетным периодом

01.03.

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Наличие- 1 балл

Отсутствие- 0 баллов

Аксенова

предметники

2.2. Наличие  учащихся 9-11 классов, ставших победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников*

К1/К2 X 100

К1 – количество победителей и призеров в олимпиаде регионального этапа ВОШ

К2 – общее количество  учащихся 9-11 классов образовательного учреждения

Наличие

01.03.

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Наличие- 1 балл

Отсутствие- 0 баллов

Аксенова

предметники

2.3. Доля победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников выполнивших задания на 75 % и выше*

К1/К2 X 100

К1 – количество победителей и призеров в олимпиаде муниципального этапа ВОШ выполнивших задания на 75 % и выше

К2 – общее количество  победителей и призеров в олимпиаде муниципального этапа ВОШ

наличие положительной динамики по сравнению с предыдущим отчетным периодом

01.03.

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Наличие- 1 балл

Отсутствие- 0 баллов

Аксенова

предметники

3. Спортивные конкурсы

Внеучебные достижения

3.Спортивные конкурсы

3.1 Учреждение - победитель или призер

Спартакиады по физической культуре на муниципальной уровне*:

- кросс «Золотая осень»

-  Губернаторские состязания 5 класс

-  Губернаторские состязания 6 класс

-  Губернаторские состязания 7 класс

-  Губернаторские состязания 8 класс

-   Губернаторские состязания 9 класс

- Лыжные гонки

- Легкая атлетика

Наличие/отсутствие по каждому виду

Наличие/отсутствие

15.05.

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

Оценивается результативность по каждому виду  Спартакиады по физической культуре:

2балла - за наличие победителя

1 балл - за наличие призера

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

Зотова

Туманова

3.2 Учреждение - победителей или призер

Спартакиады по ОБЖ на муниципальной уровне*:

- Школа безопасности

-Пожарно-спасательный спорт

- Военно-спортивные состязания

- Конкурс строя и песни 3-4 класс

- Конкурс строя и песни 9-11 класс

- Стрельба

- Безопасное колесо

Наличие/отсутствие по каждому виду

Наличие/отсутствие

15.05.

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

Оценивается результативность по каждому виду  Спартакиады по физической культуре:

2балла - за наличие победителя

1 балл - за наличие призера

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

Садыкова

Туманова

Зотова

Гриценкова

3.3.Учреждение - победителей или призер

Спартакиады комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав**

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

15.05.

Эксперт  отдела

ДО и ДО детей

2балла - за наличие победителя

1 балл - за наличие призера

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

Зотова

3.4.  Учреждение - победителей или призер - победителей и призеров соревнований «Губернаторские состязания» на региональном и всероссийском  уровне*

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

15.05.

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

2балла - за наличие победителя

1 балл - за наличие призера

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

Зотова

4.Творческие конкурсы

4. Творческие конкурсы

4.1.Наличие учащихся - победителей и призеров  творческих конкурсов  на муниципальном уровне:

- Городской фестиваль детско-юношеского творчества «Одаренные дети - будущее России»

- Подросток и закон

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Эксперт отдела

ДО и ДО детей

Оценивается результативность в целом по конкурсу:

2балла – победителей

1балл – за призеров

 Туманова

4.2. Наличие учащихся - победителей и призеров  иных муниципальных творческих конкурсов:

- фестиваль художественного чтения «Живое слово»

- фестиваль «Театр детской и юношеской книги»

- Кирилло-мефодиевские чтения

- фестиваль «Димиртиевская суббота»

-фестиваль «Пасха красная»

- конкурс плакатов и видеороликов «Мы за здоровый образ жизни»

Городской фестиваль - конкурс «Живая классика»*

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Основанием подтвержденных результатов является сводная таблица, с указанием реквизитов документов, подтверждающих результативность, заверенная руководителем образовательного учреждения

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителей

1 балл - за наличие призеров

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

 21

Румянцева

Румянцева

Цветкова – Светлакова

Туманова

4.3.Наличие учащихся - победителей и призеров  творческих конкурсов  на региональном и всероссийском  уровне в соответствии с перечнем

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителей

1 балл - за наличие призеров

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

24

Туманова

5.Интеллектуальные конкурсы

5. Интеллектуальные конкурсы

5.1.Наличие обучающихся победителей и призеров  интеллектуальных  конкурсов  на муниципальном уровне:*

- Природная лаборатория (1-4 классы)

- Эрудит (2-4 классы)

-  научно-практическая конференция «Наука. Человек. Природа. Общество»

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителей

1 балл - за наличие призеров

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

9

                   

                  Колтунчик

Начальная школа

Мельник

Афанасьева

Кулаева

Садыкова

Гриценкова

Власовец

5.2.Наличие обучающихся - победителей и призеров  интеллектуальных конкурсов  на региональном  и  всероссийском  уровне в соответствии с перечнем*

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителей

1 балл - за наличие призеров

0 баллов - за отсутствие победителей и призеров

18

Черменева

Власовец

Предметники

Начальная школа

5.3.Наличие обучающихся - победителей и призеров  очных и заочных олимпиад, за исключением ВОШ, на региональном уровне   в соответствии с перечнем*

Наличие/отсутствие

Наличие/отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника отдела ОД и ДО детей

Оценивается результативность по каждой очной и заочной олимпиаде:

2 балла - за наличие победителей в каждой олимпиаде

1 балла - за наличие призера в каждой олимпиаде

0 баллов - за отсутствие победителей и призеров

6

Светлакова

Цветкова

Черменева

Власовец

Афанасьева

Кулаева

Аксенова

6. Воспитательная работа

6. Воспитательная работа

6.1. Доля учащихся в возрасте до 18 лет, состоящих на учете (КДНиЗП, ОДН)

К1/К2  X 100

К1 – количество обучающихся, состоящих на учетах

К2 – общее количество обучающихся

Снижение доли в сравнении с предыдущим отчетным периодом

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Эксперт отдела

ДО и ДО детей

2 балла – если по факту снижение доли по сравнению с предыдущим годом

1 балл -  если по факту значение показателя на уровне предыдущего годом

0 балл -   если по факту увеличение доли по сравнению с предыдущим годом

2

6.2. Доля учащихся в возрасте до 18 лет, совершивших преступления

К1/К2  X 100

К1 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, совершивших преступления

К2 – общее кол-во обучающихся

Снижение доли в сравнении с предыдущим отчетным периодом

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

2

6.3. Доля учащихся в возрасте до 18 лет, совершивших правонарушения

К1/К2  X 100

К1 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, совершивших правонарушения

К2 – общее количество обучающихся

Снижение доли в сравнении с предыдущим отчетным периодом

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

2

6.4. Доля учащихся «группы риска» охваченных дополнительным образованием

К1/К2  X 100

К1 – Количество обучающихся «группы риска» охваченных дополнительным образованием

К2 – общее количество обучающихся «группы риска»

Увеличение доли в сравнении с предыдущим отчетным периодом

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Ведущий специалист отдела

ДО и ДО детей

2

6.5. Доля учащихся в возрасте до 18 лет, снятых с профилактического учета (КДНиЗП, ОДН).

К1/К2  X 100

К1 – Количество обучающихся снятых с учета

К2 – общее количество учащихся  состоящих на учете КДНиЗП, ОДН

Увеличение доли

в сравнении с предыдущим отчетным периодом

2 балла – если по факту увеличение доли по сравнению с предыдущим годом

1 балл -  если по факту значение показателя на уровне предыдущего годом

0 балл -   если по факту снижение доли по сравнению с предыдущим годом

2

 7. Финансово-экономическая деятельность

7. Финансово-экономическая деятельность , в том числе и

в части реализации основных

общеобразовательных программ

7.1. Освоение целевых средств, выделенных на реализацию  основных

общеобразовательных программ

Освоение

100%

01.03.

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования»

По итогам календарного года

Освоение в полном объеме- 1 балл

Не освоение в полном объеме -0 баллов

1

7.2.Прирост средств от приносящей доход деятельности в части организации платных дополнительных образовательных услуг

К2/К инф. – К1)/К1 *100

К2 – фактический объем средств от платных дополнительных образовательных услуг за отчетный календарный год,

К1 – фактический объем средств от платных дополнительных образовательных услуг за предыдущий календарный год

К инф. – коэффициент инфляции

Не менее 5%

15.05.

Руководитель образовательного учреждения

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования»

По итогам календарного года

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

2

7.3. Прирост средств от приносящей доход деятельности в части грантов, премий, добровольных пожертвований (целевые средства)

(К2 - К1)/К1 *100

К 2 – фактический объем средств от приносящей доход деятельности в части грантов, премий, добровольных пожертвований (целевые средства) за отчетный календарный год

К1 – фактический объем средств от  приносящей доход деятельности в части грантов, премий, добровольных пожертвований (целевые средства) за предыдущий календарный год

Не менее 5%

15.05.

Руководитель образовательного учреждения

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования»

По итогам календарного года

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

2

8. Кадровое обеспечение

8.Кадровое обеспечение

8.1. Доля   штатных педагогических  работников имеющих первую и высшую квалификационные категории

К1/К2  X 100

К1 – Количество педагогических работников   с высшей и первой квалификационных категорий

К2  Общее количество педагогических работников в учреждении

60

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Ведущий специалист отдела ОКО

Протоколы заседаний аттестационной комиссии ДОиМП

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

2

8.2 Наличие участников  среди педагогических работников  в конкурсах профессионального мастерства, в соответствии с перечнем определенном п.8.3.

Наличие/Отсутствие

Наличие/

Отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по инновационной деятельности

Оценивается по каждому конкурсу:

1 балл - за наличие участника

0 баллов - за отсутствие участника

6

8.3. Наличие победителей и призеров среди педагогических работников  в конкурсах профессионального мастерства:

На муниципальном уровне:

- Конкурс педагогических инициатив  

- Конкурс «Лучший WEB-сайт педагога г. Югорска»

- «Педагог года города Югорска»

-  Конкурсный отбор молодых педагогов на получение премии главы города Югорска «Признание»

-  учебно-методических материалов

- Самый современный классный руководитель

На региональном уровне:

 конкурсы  в сфере образования ХМАО-Югры:

- Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения

Наличие/Отсутствие

Наличие/

Отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по инновационной деятельности

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителя

1 балл - за наличие призера

0 баллов - за отсутствие победителя и призера

18

Афанасьева

-

-

Иванова, Евдокимова

Гриценкова

                      Колтунчик

8.4.  Отношение среднемесячной заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений 100 % к средней заработной платы по региону

Соответствие/ не соответствие

%

25.05

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования»

1 балл - за достижение соответствия

0 баллов - за недостижение соответствия

1

9. Инновационная деятельность

9. Инновационная деятельность

9.1.Наличие у образовательного учреждения  статуса (на всех уровнях):

- опорная площадка

- стажерская площадке;

- пилотная площадке;

- ресурсный центр

Да/нет

Да/нет

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по инновационной деятельности

1 балл – наличие

0 баллов - отсутствие

Аксенова

9.2.Организация на базе образовательных учреждений новых форм методической работы

Да/нет

Да/нет

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по инновационной деятельности

1 балл – наличие

0 баллов - отсутствие

 Аксенова

9.3. Достижение плановых значений результатов инновационной деятельности учреждения

Да/нет

100

25.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по инновационной деятельности

1 балл – достижение по всем показателям

0 баллов – не достижение по всем показателям

1

9.4.Образовательное учреждение - победитель

  муниципальных конкурсов:

- «Лучший лагерь с дневным пребыванием детей»*

  -  инновационных проектов

региональных конкурсов:

- - конкурсного отбора образовательных учреждений

Да/нет

Да/нет

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Начальник отдела

Д ДОД

Оценивается результативность по каждому конкурсу:

2балла - за наличие победителя

0 баллов - за отсутствие победителя

 Садыкова

Мельник,  Туманова

Аксенова

10.   Материально-техническое и информационное обеспечение

10. Оснащенность учебных помещений и информационная открытость  

 10.1.Доля учебных помещений образовательных учреждений, оснащенных современным учебным оборудованием.

К1/К2  X 100

К 1 – Количество учебных помещений, оснащенных современным учебным оборудованием

К2 – Количество учебных помещений, всего

80

01.04.

Руководитель образовательного учреждения

Ведущий специалист отдела ОКО

В соответствии с картой минимальной оснащенности

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

2

10.2. Отсутствие замечаний  по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети  Интернет

Отсутствие / наличие

Отсутствие

01.05.

Начальник отдела оценки качества

По результатам плановых проверок Управления образования, замечаний надзорных органов

0 баллов – наличие

1 балл - отсутствие

1

11.  Создание условий безопасности при организации образовательного процесса

11.Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса

11.1.Предписания надзорных органов режимного характера

Наличие/ отсутствие

отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по функционированию

0 баллов – наличие

1 балл - отсутствие

1

11.2.Случаи травматизма во время образовательного процесса (за учебный год)

Отсутствие / наличие случаев травматизма с учащимися

отсутствие

01.05.

Руководитель образовательного учреждения

Заместитель начальника Управления образования по функционированию

0 баллов – наличие

1 балл - отсутствие

1

12. Удовлетворенность качеством предоставляемых муниципальных услуг

12. Удовлетворенность качеством предоставляемых муниципальных услуг

12.1.Доля потребителей, удовлетворенных качеством предоставляемых муниципальных услуг

К1/К2  X 100

К 1 – количество ответов – «удовлетворен»

К2 – общее количество

ответов

90%

01.03.

Руководитель образовательного учреждения

Начальник отдела ОКО

По итогам календарного года

Соответствие фактического значения плановому значению -  1  балл.

Если фактическое значение показателя ниже планового значения показателя мониторинга- 0 баллов.

Фактическое значение показателя выше планового значения - 2 балла.

2

Максимальное количество баллов для общеобразовательных учреждений

187

Максимальное количество баллов для МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Югорска»

112

*за исключением  МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Югорска»