Педагогическая мастерская

Глазкова Жанна Васильевна

В этом разделе помещены педагогические разработки с педагогами детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей детей на музыкальном занятии»

   Цель:

представить коллегам систему работы музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях,  для развития музыкально-творческих способностей детей; научить педагогов практическим приёмам организации и проведения музыкальных занятий. 

Оборудование:

Тексты «Подговорок», музыкальная шкатулка, бубенчики, атрибуты к инсценированию р.н.песен, ширма, р.н. инструменты, ложки, самоклеющаяся бумага,  ножницы.

1 Музыкальный руководитель:

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию Практикум на тему «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии музыкально-творческих способностей детей на музыкальном занятии»

На данном мероприятии будет показано взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.

2 Музыкальный руководитель:

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.

Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю– оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, качеством выполнения всего программного материала.

Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

1 Музыкальный руководитель: 

Уважаемые коллеги! Любое занятие начинается с приветствия. Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения. И сегодня мы вам предлагаем проявить творчество в музыкальном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Вам нужно пропеть это слово протяжно, отрывисто, высоко, низко, в оперном или джазовом стиле.

(Выбор воспитателей пропевания слова «Здравствуйте! или «Добрый день!»)

2  Музыкальный руководитель:

Первый этап занятия включает в себя музыкально – ритмические движения. Они:

обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

развивают познавательные способности;

воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

развивают чувства ритма, координацию движений.

  • 1 Музыкальный руководитель

При обучении детей музыкально – ритмическим движениям во всех группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя детей.

Показывает какое – либо движение, напоминает  то или иное построение или дает детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

Для разучивания или закрепления движений используем небольшие четверостишия, через которые ребенок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности

(Предложить задание  произнести «подговорку»  без музыкального сопровождения, упираясь на ритмический рисунок стиха)

ПОДГОВОРКИ для музыкально-ритмических движений:

1 Ходьба с высоким подниманием колен

Ходит по двору петух, разговаривает вслух:

Я хозяин во дворе и бужу всех на заре

2 Пружинка с поворотом

Ножки рядышком стоят, танцевать они хотят

Влево-вправо повернись, всем друзьям ты улыбнись

Раз два три четыре пять, повернусь к тебе опять

Не ленись, улыбнись и со мною подружись.

3 Присядка (для мальчика)

Сяду-встану, сяду-встану и как мячик поскачу!

Приседать я не устану-я танцором стать хочу

4 Козлик (для мальчика)

Вышел козлик погулять, стал он прыгать и скакать

Козлик ножками стучит, по-козлиному кричит БЭ…

 5 Гармошка

Ты, гармошечка моя, говорушечка

Ты раскрой свои меха, да найди мне жениха.

Музыкальный руководитель

Следующее задание- «Сочини танец»

1 ПОЛЬКА («Детская полька»Глинка)

2 ВАЛЬС  («Вальс» Глиер)

3 Русский народный танец  (« Я на горку шла» р.н.м)

  • Музыкальный руководитель.

Следующий раздел «Слушание».

Задачи: формирование музыкального вкуса, развитие способности различать характер инструментальной и вокальной  музыки, средства их выразительности; развивать способности эмоционально воспринимать инструментальную и вокальную музыку.

Поэтому важно выразительно прослушать произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера

Личным примером воспитываем у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность; следим за дисциплиной; знакомим с народной, вокальной и композиторской музыкой, обогащаем словарный запас детей.

М.Р.

Этапы работы по слушанию:

1. Установка на слушание музыки.(садимся удобно, при желании закройте глаза и т.д.)

2. Озвучить автора и название произведения.

3. Вопросы по содержанию

1)Какая по характеру музыка? (светлая, спокойная, таинственная, торжественная, радостная, праздничная и т. д)

2)Какое настроение передает музыка?

3) Какие вы испытываете эмоции?(

 страх, радость, желание танцевать, маршировать и др.)

При повторном прослушивании  привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности.

1. Вспомнить название произведения и автора

2. Выделить средства муз. выразительности:

Темп (быстрый, медленный)

Регистр (высокий, низкий)

Динамические оттенки (громко, тихо)

3. Определить жанр произведения (марш, песня, танец)

4. Можно выделить звучание отдельных инструментов в мелодии.

5. Отметить форму произведения (одночастная, двучастная, трехчастная)

Скажите, а как называются те люди, которые сочиняют музыку?

Воспитатели: Композиторы.

Музыкальный руководитель: Правильно! А те, кто исполняют музыку?

Воспитатели:

Музыканты! Исполнители!

Музыкальный руководитель: Правильно! А те, кто слушают музыку?

Воспитатели: Слушатели!

М.Р. Сейчас вы послушаете 1 произведение и  выберете из написанных на листах 3-х одно, которое подходит:

1 Болезнь куклы

2 Камаринская

3 Жаворонок

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная шкатулка» ( «положить» в шкатулочку слово, характеризующее произведение)

  • Музыкальный руководитель:

Учить детей  выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно; приучать  брать дыхание между музыкальными фразами; продолжать учить отчетливо произносить слова,  одновременно начинать и заканчивать песню, выразительно передавать характер мелодии.

Поём вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

Для развития певческих навыков используем распевку «Бубенчики». Такие небольшие песенки помогают детям расширить певческий диапазон, учат петь, чисто интонируя звуки. Петь  без напряжения, развивать певческое дыхание, распределять его на длинные и короткие музыкальные фразы.

1 Музыкальное задание:

Предлагаем поделиться на 3 команды

1 команда поет «Динь-динь»

2 команда «Дан-дан»

3 команда «Дон-дон»

В руках у воспитателей неозвученные бубенчики Исполнить соответствующую команде фразу без музыкального сопровождения. Дирижер- руководит направлением «бубенчиков».

2 Задание

1)Спеть песню «Улыбка» Шаинского по музыкальным фразам, пение с «плошками», на припев песни ритмическое прохлопывание

Музыкальный руководитель:

2)Давайте споем эту песню. Подумайте о содержании, характере песни и споем мы ее в соответствии с характером

Творческое задание:

Инсценирование Русских народных песен  (выдать текст песен)

1 Калинка

2 В деревне то было в Ольховке

3 «Я на камушка сижу»

( предложить соответствующие атрибуты)

  • Игра на русских народных музыкальных инструментах

1 Угадать звучание инструментов (за ширмой звучит 2 инструмента одновременно, воспитатели угадывают: трещетки-коробока, бич-рубель, ложки-колотушка, свистулька-балалайка)

2 Сыграй в оркестре «Во саду ли в огороде», «Ой да головушка моя болела»

Музыкальный руководитель

А теперь предлагаем вам оценить мероприятие при помощи музыкальных ладов мажор-минор, изготовлением музыкальной нотки на деревянной ложке

(на столах 5 отрезков самоклеющейся бумаги, деревянная ложка, ножницы)

Благодарим за активное и творческое участие в нашем практикуме.



Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА С ПЕДАГОГАМИ

21.03.2019 МУЗ. ЗАЛ

«МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

По технологии  М.Ю. Картушиной

Музыкальные руководители

Глазкова Ж.В., Чудинова К.Б

М.Ю. Картушина - создатель авторской технологии «Логоритмика для детей дошкольного возраста»,

девиз которой: через синтез музыки, движения и слова – к правильной речи.

Логоритмика
– система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоро
 Цель
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения, слова. вительных задач.

Цель
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения, слова.

Особенности организации занятий
Основные направления, задачи:

развитие сенсорных и моторных функций,
формирование основы артикуляционных движений,
развитие мимической мускулатуры,
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве),
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности,
формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности)

Логоритмическая работа в течении дня
1. Утреняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов-умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использование речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Музыкально-логоритмические досуги.

Логоритмическая работа в течении дня
1. Утреняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов-умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использование речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Музыкально-логоритмические досуги.

3. Упражнение для регуляции мышечного тонуса и развития чувства ритма и темпа.
В доме сегодня большая стирка (дети имитируют стирку, полоскание, выжимание белья) МР3 «стирка»
4. Ритмическая игра с шумовыми инструментами «Кузнец»
Дети поют на любую мелодию, придуманную муз. руководителем, отстукивая ритм музыкальными молоточками или ложками.
Я – кузнец весёлый,
Отдыха не знаю,
Молотком тяжёлым
Искры высекаю.
5. Упражнение для развития координации слова с движением.
Педагог:
Мы весной сажали сад. -
наклоны
А Семён лежал у гряд… -
ладони под щеку
Вот мы яблоки едим  -
кусают
А Семёну не дадим  - головой вправо-влево
Нам лениться здесь не надо  -  
грозят пальцем
Выходи Семён из сада  --
махнуть рукой
Дети имитируют все движения по тексту

6. Слушание  
Дети слушают песню «Люди работают» мордовская .н. мелодия. Обсуждают содержание и характер песенки.
7. Песенное творчество
детям предлагается пропеть окончание различных музыкальных фраз, используются знакомые детские стихи: «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок»
8. Упражнение для развития речевых и мимических движений лица.
Дети зевают, потягиваются, гримасничают,  затем улыбаются, они готовы выполнять любую работу.
10. Упражнение  игровые массажи для тела, пальцев рук, с использованием голоса
«Массаж»
Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу, начинают делать массаж на плечах с пропеванием : У-А, У-А и т.д; затем пощипать спину с пропеванием : Ы-О,Ы – О, погладить спину : И-А, И-А и т.д. (вариантов может быть множество)
9.
Игра «Как у наших у ворот»
Детям одеть атрибуты на голову: муравей, стрекоз, муха.

1. Как у наших у ворот, муха песенку поёт
Ай люли вот поёт -2 раза
2 Комар музыку ведёт, стрекоза плясать идёт
Ай люли вот ведёт – 2 раза
3 Стрекоза плясать пощла, муравья с собой взяла
Ай люли вот взяла -2 раза
4 Муравей-ка милый  мой., попляши ка ты со мной
Ай люли ты со мной -2 раза
5. Уж я рад ли поплясать, да уж очень я устал
Ай люли я устал -2 раза
11. Упражнения на релаксацию

«Комочек»
Первый комочек-
ловят у рта зевоту
На потолочек –
бросают  её на потолок
Другой комочек –
Ловят опят зевоту
На стенку – бросают
на стенку
Третий комочех –
ловят зевоту
В постельку –
бросают её вниз
Дети ложатся на пол, закрывают глаза и отдыхают под спокойную музыку Галянт «Земля спит»
12.Занятие закончено
Итог подводит педагог.



Предварительный просмотр:

 ПРАКТИКУМ  С ПЕДАГОГАМИ

«МУЗЫКАЛЬНО-ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

По технологии  М.Ю. Картушиной

Дата проведения 03.04.2019

Музыкальный зал

Музыкальные руководители

Глазкова Ж.В., Чудинова К.Б

Картушина Марина Юрьевна - создатель авторской технологии «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой: через синтез музыки, движения и слова – к правильной речи.

Логоритмика -система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения, слова.


Основные направления, задачи:
- развитие сенсорных и моторных функций,
- формирование основы артикуляционных движений,
- развитие мимической мускулатуры,
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве),
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности,
- формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности).

Особенности занятий логоритмикой:
1. Ведутся с 1-ой младшей группы
2. Вариативность.
3. Не являются строго регламентированы по времени.
4. Включают в себя различные виды музыкальной    деятельности.
5. Интегральной основой всего курса является музыка.
6. Развитие чувства ритма.
7. Использование малых форм народного фольклора


Логоритмическая работа в течении дня:
1. Утреняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов-умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использование речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Музыкально-логоритмические досуги.

Логоритмическое занятие  «Ленивые и трудолюбивые»
Дети строятся на занятие муз. руководитель проговаривает
- «Слаще мёда, мягче пуха.
«Отдохни!» – мне шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить» (Лень)
1 Вводное упражнение.
Дети изображают, как ведут себя трудолюбивые (идут бодрым шагом) музыка «Марш» Чичков
и ленивые (приседают на корточки и гладят себя по коленям) р.н. мелодия  «Во поле берёза стояла»

2 Упражнение на развитие внимания
Под р.н. мелодию «Пойду ль я выйду ль я» Ленивцы ходят без дела (идут простым шагом, не торопясь)
Трудолюбивые делают вращательные движения руками перед грудью
3. Упражнение для регуляции мышечного тонуса и развития чувства ритма и темпа.
В доме сегодня большая стирка (дети имитируют стирку, полоскание, выжимание белья) МР3 «стирка»
4. Ритмическая игра с шумовыми инструментами «Кузнец»
Дети поют на любую мелодию, придуманную муз. руководителем, отстукивая ритм музыкальными молоточками или ложками.
Я – кузнец весёлый,
Отдыха не знаю,
Молотком тяжёлым
Искры высекаю.
5. Упражнение для развития координации слова с движением.
Педагог:
Мы весной сажали сад. -
наклоны
А Семён лежал у гряд… -
ладони под щеку
Вот мы яблоки едим  -
кусают
А Семёну не дадим  - головой вправо-влево
Нам лениться здесь не надо  -  
грозят пальцем
Выходи Семён из сада  --
махнуть рукой
Дети имитируют все движения по тексту

6. Слушание 
Дети слушают песню «Люди работают» мордовская .н. мелодия. Обсуждают содержание и характер песенки.
7. Песенное творчество
детям предлагается пропеть окончание различных музыкальных фраз, используются знакомые детские стихи: «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок»
8. Упражнение для развития речевых и мимических движений лица.
Дети зевают, потягиваются, гримасничают,  затем улыбаются, они готовы выполнять любую работу.
9. Игра «Как у наших у ворот»
Детям одеть атрибуты на голову: муравей, стрекоз, муха.

Слова песни:

1. Как у наших у ворот, муха песенку поёт
Ай люли вот поёт -2 раза
2 Комар музыку ведёт, стрекоза плясать идёт
Ай люли вот ведёт – 2 раза
3 Стрекоза плясать пощла, муравья с собой взяла
Ай люли вот взяла -2 раза
4 Муравей-ка милый  мой., попляши ка ты со мной
Ай люли ты со мной -2 раза
5. Уж я рад ли поплясать, да уж очень я устал
Ай люли я устал -2 раза

10. Упражнение  игровые массажи для тела, пальцев рук, с использованием голоса
«Массаж»
Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу, начинают делать массаж на плечах с пропеванием : У-А, У-А и т.д; затем пощипать спину с пропеванием : Ы-О,Ы – О, погладить спину : И-А, И-А и т.д. (вариантов может быть множество)

11. Упражнения на релаксацию
«Комочек»
Первый комочек-
ловят у рта зевоту
На потолочек –
бросают  её на потолок
Другой комочек –
Ловят опят зевоту
На стенку – бросают
на стенку
Третий комочех –
ловят зевоту
В постельку –
бросают её вниз
Дети ложатся на пол, закрывают глаза и отдыхают под спокойную музыку Галянт «Земля спит»
12.Занятие закончено
Итог подводит педагог.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Музыка и цвет»

(04.03.2017г)

Цели и задачи семинара:

1. Углубить представление о взаимосвязи цвета и музыки.

2. Развить воображение ассоциативного мышления, творческой фантазии.

3.Формировать эстетический вкус на улучшение достижения классической мировой культуры.

4.Обогатить положительным эмоциональным опытом.

5. Развивать душевно-духовные качества личности.

6.Обогатить языковой словарь интеллектуально0творческим развитием личности.

7. Создать целостный образ, при помощи отображения настроения музыкального произведения  совместной творческой работе.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

1. Наглядно-слуховой (восприятие музыки с помощью ТСО)

2. Метод обобщения (создания целостного представления о времени года «весна» с помощью различных изобразительных средств: цвета, музыки, слова)

3. Наглядно-зрительный метод (показ детских работ, изготовленных заранее)

4. Использование наглядно-слухового метода для побуждения к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1 Магнитофон с аудиозаписями музыкальных произведений:

А) «Фантазия ре-минор» В.А. Моцарт

Б) «Маленькая ночная серенада. Рондо» В.А. Моцарт

В) «Весенние голоса. Вальс» И. Штраус

Г) «Песня жаворонка. Март» П.И. Чайковский

Д) «Капель. Апрель» П.И. Чайковский

Е) «Сияющие ночи. Май» П.И. Чайковский

2. Цветная бумага, белые листы, краски, карандаши, фломастеры, клей, линейки, салфетки.

3. Фланелеграф, с изображением детских творческих работ по соответствующей теме.

4. Столики для творческих работ.

5. Выписки из книг о цвете, для оформления зала (размещены сбоку на стенах)

6.Цветные картины с изображением ранней весны для ассоциативного рассматривания  и сравнения

7. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы»

8. Компьютер, музыкальные файлы.

1 ЧАСТЬ

   Современные тенденции развития педагогической науки направлены на целостное саморазвитие личности. Современное дошкольное образование указывает на создание в сознании детей объемного представления о мире и осознание своего места в этом мире.

Дошкольный период детства- это начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирование общечеловеческих ценностей. Музыка и искусство выступают универальными средствами воспитания чувств, дают ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.

   Музыкально-художественное освоение мира происходит разнообразными формами. Одни творения являются словестными, другие-бессловестными, одни звучащими, другие безмолвными, одни произведения обращаются к нашему зрению, другие к слуху, третьи к слуху и зрению одновременно.

   Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например музыка, живопись и литература, отражают и изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными средствами выразительности. Синтез основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

Имеет ли цвет сама музыка? У каждого цвета есть свое настроение, не так ли? Может быть, оно не настолько сильно выражено, как эмоции в музыке, но действуя вместе, музыка и цвет производят огромное впечатление.

Японские ученые решили при помощи точных измерительных приборов просветить музыку. Достали обычный МП3 носитель, установили туда компакт диск и подключили свои аппараты. Оказалось музыка, как и человек имеет свою ауру. Аура и выдает цвета композиций и песенных шедевров.

Если музыка спокойная, романтичная, то светятся ее волны розовым отливом. Нежные тона, которые радуют зрение, успокаивают нервную систему.

Если же музыка агрессивная, то и цвет у неё жесткий, насыщенный, яркий. От синего до ярко-красного.

Ученые не только пропускали музыку через электронные носители. А так же подключали аппараты к глобальной сети и проанализировали «онлайн» музыку. Те композиции, которые скачиваются с особой популярностью и постоянно в спросе, имеют оранжевый или ярко-зеленый цвет. Те же композиции, которые не востребованы, или вообще не привлекают слушателей, окрашены в агрессивно-жёлтый, коричневый или даже в черный цвет.

Композитор А.Н. Скрябин утверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. «Музыка буквально светиться различными цветами» - говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, ре-мажор золотистого, как солнечный луч цвета, а фа-диез мажор торжественно-синего цвета Разума.

Баху за его работоспособность и умение выполнять все в срок удалось достичь музыкальных вершин, не смотря на то, что он писал церковную музыку, воспевающую Бога. Для Баха его творчество было просто «делом», кропотливым трудом. И музыка его окрашена в ярко-красный цвет.

А вот Рахманинов наоборот к Богу и церкви имел отношение опосредованное, но именно он выражал через музыку самую сложную, самую высшую ступеньку-фиолетовую струну. Именно в связи с музыкой Рахманинова американские музыковеды высказали такую точку зрения, что только русские способны ощутить счастье в момент величайшей боли, горе во «вселенско охватное чувство радости». Рахманиновский аккорд- это неземное счастье, свет и полет. В отличии от Вагнеровского аккорд, который разрешается в «никуда». Даже в музыке, как5 говориться, кто гениален, тот гениален во всем!

Людвиг Ван Бетховен попал на голубую струночку или просто его музыка окрашивается в голубой цвет из-за его «9-ой симфонии»- это было первым не оперным произведением, содержащим хоровую партию, известную всем как «Ода Радости». Более того, Бетховен первым заговорил о важности слов, а не только музыки в музыкальных произведениях.

Поистине сентиментальный, ранимый, полностью живущий сердцем Чайковский писал музыку, окрашенную в зеленый цвет. Слушая его произведения мы иногда проникаемся до слез или умиляемся как дети, позволяя себе проявление наружу глубоко закрытых чувств.

Физиологи открыли, например, что при монотонных звуках наши глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается. А к красным уменьшается. Вот и получается, что по громкости и по цвету мы чаще слушаем произведения П.И. Чайковского, чем С. Рахманинова. Задумайтесь?!

2 ЧАСТЬ

  Музыкальное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития. Оно выполняет разнообразные функции: воспитательную, образовательную, эстетическую, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

  Мы начинаем приобщать ребенка к музыкальному искусству как можно раньше, причем воспитываем его не только как слушателя и созерцателя, но как и активного творца этой музыкальной красоты, ведь с каждым из нас в этот мир приходит творец!

  Вот и у нас, внедрения в практику музыкального воспитания и обучения процесс ознакомления детей с музыкой и цветом состоял из нескольких этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению строилась следующим образом;

(презентация слайдов с фотографиями музыкально - творческой деятельности детей подготовительной к школе группы)

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Слушание музыки

А) Подбор музыкальных произведений по теме «Ранняя весна»

Б)Использование различных видов художественной деятельности, различных произведений художественной литературы, изобразительного искусства. (ж-л МР2/08)

2. Беседа о том, как дети понимают цвета, для чего нужен цвет, можем ли мы чувствовать цвет, может ли у цвета быть настроение и как его понять? Есть ли у цвета характер и как его обнаружить? О чем цвет может думать, мечтать? Может ли цвет рычать, смеяться, молчать, каркать? Можем ли мы выразить своё настроение с помощью цвета?

3. Приметы весны в музыке:

А Капель (игра на металлофоне вверх-вниз)

Б Восход и заход солнца (на металлофоне вверх-вниз)

В Ручейки (горловое изображение звука с набором воды в рот)

Г Ветер (пропеть звуки а-а-а; о-о-о; у-у-у; и др. вверх-вниз)

(журнал МР 2/09, МП 4/04)

4 Игры на развитие художественного слова

(красивый, волшебный, сияющий, светящийся и дрю)

А) «Копилочка»

Б) «Волшебный сундучок»

В) «Хитря шляпа» (МП 1/04)

5. Игры на воображение

А «Зеленая тишина»

Б «Кто идет в лесу?»

В «Цветовая гамма» (МП 4/07)

6. Звучащие предметы

Бумага, карандаш, ножницы, расческа, пипетка (МП 4/08)

7. «Весенний фонтан желаний»

Пуговицы различного цвета, аквариум с влдой или тазик, придумать желание для каждой пуговицы (МР 1/04)

8. Разноцветные эмоции «Брат Мажор и брат Минор»

Выложи пиктограмму своей эмоции или прослушанного произведения

Злой-фиолетовый, добрый-розовый, зеленый –обидчивый, черный-агрессивный

Мажор - светлые тона, минор - темные тона. (МП 2/05)

9. Игры и танцы с разноцветными лентами, платками, обручами:

А) Образуй 3 и более кругов из лент соответствующего цвета

Б) нарисуй воображаемую фигуру, отображающую временную примету:

Желтой, оранжевой, красной - рисуют «солнце»

Голубой, синей, белой - рисуют «облака»

Зеленой – рисуют «траву»

Коричневой, серой, черной – рисуют «птичек»

В) «Карусель» подвижная игра

10. Нарисуй и отобрази жанровую составляющую музыки в соответствующем цвете: 

Марш - холодные тона

Танец - теплые тона

Рок - очень холодный цвет (ультра и инфра диапазон)

11. Изготовление коллективной творческой работы на полу на тему «Ранняя весна» на матерчатой основе из различных кусков ткани и лент

12. Театрализованная деятельность на тему «Ожившая картина весны» (дети в одежде соответствующего цвета оживляют и изображают задуманную картину весны)

3 ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ

Изготовление сотрудниками творческой работы на тему «Ранняя весна»

(аппликация, подрисовывание, подкрашивание, рисование, вставка шаблона и др. методы и приемы)

Предлагается после прослушивания определенного произведений выбрать соответствующий на ваш взгляд цвет бумаги, фломастеров, карандашей, и др. средств изображения.

После прослушивания всех произведений приступить к творческому процессу изготовления собственной картины по задуманному образцу, возникшему в процессе прослушивания музыкальных произведений

4 ИТОГ

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

1. Музыкальные инструменты звучат намного громче и отчетливей в хорошо освещенном помещении, чем в затемненном. Поэтому при исполнении серьёзной музыки свет в зале обычно не гасят.

2. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается, а к красным уменьшается.

3. При монотонных звуках глаза лучше видят зелёно-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже.

4. Соответствие цвета уровню звука:

Красные лампы-низкие частоты (до 200Гц)

Желтые лампы-средне-низкие частоты (от 200 до 800Гц)

Зеленые лампы- средние частоты (от 800 до 3500Гц)

Синие лампы – высокие частоты (от 3500Гц и выше)

 




Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия музыкального  руководителя

и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает:

  • ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
  • разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
  • обсуждение сценариев праздников и развлечений;
  • участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
  • участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды;
  • оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
  • участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают:

1.        Индивидуальные и групповые (по 2-4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, использование музыкального репертуара в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

1.Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей.

2.        Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;

3.Практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах.

  1. Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей.
  2. Проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим, их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.



Предварительный просмотр:

Фотообзор меропрятий с педагогами на 2017учебный год

День пожилого человека                                                   Викторина «По песням Шаинского»

C:\Documents and Settings\Глазкова Жанна\Рабочий стол\IMG_29092017_104650.jpg  C:\Documents and Settings\Глазкова Жанна\Рабочий стол\IMG_17082017_140431.jpg 

Викторина для педагогов «Знатоки  мультфильмов»

   

C:\Documents and Settings\Глазкова Жанна\Рабочий стол\IMG_25012017_141122.jpg     C:\Documents and Settings\Глазкова Жанна\Рабочий стол\IMG_17082017_140010.jpg

C:\Documents and Settings\Глазкова Жанна\Рабочий стол\IMG_25012017_141723.jpg



Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

Снятие психоэмоционального напряжения с использованием музыкотерапии.

Подготовили: музыкальные руководители Чудинова К.Б, Глазкова Ж.В.

                                                               

21.03.2018.  

Музыка-это лекарство, которое слушают.

О том, что музыка способна изменить

душевное и физическое состояние человека,

знали ещё в древней Греции и других странах.

Термин "Музыкотерапия имеет греко-латинское

происхождение и в переводе означает "исцеление музыкой".

                        

Цель:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии и научить применять их на практике.

Введение.

1. Теоретическая часть. 

1.1. История вопроса.

1.2. Метод Рушеля Блаво.

1.3  Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние человека.

1.4 Влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека.

1.5 Виды музыкотерапии.

1.6 Три этапа музыкотерапии.

1.7 Композиторы и музыкотерапия. Эффект Моцарта.

2. Практическая часть.

2.1. Практические сеансы музыкотерапии для педагогов:

Шарль-Камиль Сен-Санс «Лебедь» - для снятия эмоционального напряжения,

 П.И. Чайковский «Весеннее очарование» - музыка для души (звучание скрипки),

   А.Вивальди в современной обработке «Музыка счастья»  - для поднятия настроения, 

«Исцеляющая музыка»  Рушеля Блаво, Шопен «Вальс» - для снятия усталости.

 

2.2. Практические советы педагогам.

«Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния взрослого человека».

 «Музыкотерапия в домашних условиях».

(Материал предоставлен в распечатанном виде для всех педагогов ДОУ).

Музыкотерапия - видео сеансы.

Заключение.

Ход раздела семинара – практикума «Музыкотерапия».

Введение.

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. 

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в древней Греции и других странах. Термин «Музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».

1.Теоретическая часть.

1.1. История вопроса

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Теория пяти элементов (У-СИН) или теория пяти стихий (огня, воды, дерева, земли и металла) начала разрабатываться в период правления династии Чжоу (1666-266 г.г. до н. э.). Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял каждую ноту с одним из пяти элементов.

На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов, пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства.

Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в IX- начало XX в.в. но еще в 1804 году Эдвин Этли, основываясь на работах философа Жан-Жака Руссо и других мыслителей эпохи просвещения, написал книгу «Вступительный обзор о влиянии музыки на лечение болезней». В ней он показал какое «колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело».

За последние полвека музыкальная терапия сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В настоящее время более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, восстановительных и образовательных учреждениях, детских домах, школах и т.д.

 

Метод Рушеля Блаво.


Это один из методов лечения без лекарств, который активно используется в традиционной медицине и в клинике Рушеля Блаво.

Ученый с мировым именем, доктор медицинских наук Рушель Блаво также - автор уникальной методики музыкотерапии и непосредственный создатель лечебной музыки. Из-под его пера вышли многочисленные книги по традиционным системам оздоровления и первое методическое пособие по музыкотерапии. Работы Рушеля Блаво пользуются высоким спросом у врачей и психологов (лекции читаются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России), организатор многочисленных экспедиций и мастер-классов в городах России и в странах Юго-Восточной Азии.
Метод музыкального воздействия и лечения Рушеля Блаво, который успешно используется уже много лет, позволяет регулярно получать положительные

результаты при работе с самыми разными болезнями и недомоганиями. 

1.3 Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние человека.


Музыка оказывает влияние на наши эмоции, и с помощью музыкальной терапии можно задать необходимое настроение, чтобы избавиться от всего лишнего и негативного, что давит на нас психологически и ослабляет наш иммунитет. Часто именно внутренние конфликты порождают плохое самочувствие. 
Лечение музыкой позволяет бороться с первопричинами заболевания как эмоционального, так и физического характера. Главное – правильно подобрать мелодии для лечения, чтобы они совпадали с внутренними ритмами и оказывали воздействие на проблемные участки. И самое главное, у музыкотерапии нет ограничений или противопоказаний: музыкотерапия полезна и для детей, и для взрослых.

 


Музыкотерапия применяется для расслабления и повышения настроения, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности, и даже для снятия головной боли.


Музыка может вызвать различные состояния — от ностальгии, печали или жалости к себе до необыкновенной концентрации сознания, транса и вдохновения. 
То, что музыка — это не просто набор звуков, пусть даже подчас весьма приятных, подметил еще Платон в IV веке до н. э. Он твердил своим ученикам: «Музыка — самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. 
Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.
Японский исследователь Масару Эмото автор нашумевшей книги «Послание воды» доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды (которые и принесли ему всемирную популярность). Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или звукоряд агрессивных криков, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, вид, словно хрупкую тончайшую форму грубо смяли в кулаке. Почему речь зашла о воде? Но ведь клетки человеческого организма, как известно, на 60-80% состоят из молекул воды.
Интересно, что именно нервные клетки первыми реагируют на звуки, которые мы слышим. Поэтому, например, медленная, плавная мелодия помогает нам быстро успокоиться и даже уснуть, а ритмичная и бодрая композиция незаменима по утрам, когда необходимо прийти в тонус.
Музыка способна активизировать мозговую деятельность, улучшать память и воображение, повышать концентрацию внимания.

В качестве дополнительных средств, усиливающих эффект музыкотерапии, психотерапевты применяют такие методы, как аутотренинг, гипноз, различные виды арт-терапии, например живопись или танец.

.

1.4. Влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека.

Также ученые заметили, что улучшить самочувствие человека могут не только конкретные мелодии, но и конкретные инструменты.

Скрипка – лечит душу, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов.

Фортепиано – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.

Барабан - восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему.

Флейта -  помогает работе лёгких, снимает раздражённость, озлобленность.

Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.

Арфа, струнные инструменты – стабилизируют работу сердца, кровяное давление.

Балалайка – лечит органы пищеварения.

Контробас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце, тонкую кишку, лечат почки.

Труба – лечит радикулит.

Цимбалы – уравновешивают печень.

Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение

Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему.

Орган - король музыкальных инструментов – помогает навести порядок в мыслях и способствует правильной работе позвоночника. Не зря, наверное, этот благородный инструмент играл преимущественно в храмах и церквях, и это помогало людям прояснить и очистить сознание и мысли.

 1.5 Виды музыкотерапии.

Музыкотерапия подразделяется на два вида воздействия – психологическое и физиологическое.

 В первом музыка способна вызвать положительные эмоции, так как вызывает приятные ассоциации, воспоминания и может существенно улучшить настроение. Во втором случае некоторые участки мозга начинают активную работу, так как ритм и мотивы музыки начинают воздействовать на мозговые структуры. 

Музыкотерапия может быть: индивидуальная и групповая.

Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя -  используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.

 Три вида музыкотерапии.

Музыкотерапия бывает трёх видов: рецептивная (пассивная), активная, интегративная.

Пассивная (рецептивная) музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью. Дополнительно к пассивной музыкотерапии нередко используют движения, в том числе – дыхательные упражнения, гипноз, аутотренинг, живопись или танец.

Активная музыкотерапия включает в себя вокалотерапию, которая помогает работе сердечно - сосудистой системе, танец, игру на музыкальных инструментах и фольклоротерапию, которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики:

Музыкоцветотерапия – синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом).

Музыкоизотерапия- основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает выйти из конфликтных ситуаций, углубляет внимание, пробуждает чувство любви к себе, жизни. Перенесенная на бумагу (в рисунок) музыка дарит уверенность в себе.

  1. Три этапа музыкотерапии.

Учёными установлено, что только классическая музыка не вызывает побочный эффект - эффект эмоционального пресыщения. Поэтому её и используют в психотерапии. Никогда не пытайтесь взбодрить человека (или взбодриться сами) весёленькой музыкой при депрессии.


 Основной принцип всей музыкотерапии - для того, чтобы выйти из того или иного негативного эмоционального состояния, нужно слушать мелодии идентичные этому настроению. 

 Лечение музыкой идёт в три этапа - в три мелодии.

Музыкотерапия. Этап первый
Первая мелодия должна соответствовать настроению человека. Это соответствует понятию «подстройка».

Музыкотерапия. Этап второй
Вторая мелодия должна быть: светлой, воздушной, вселяющей надежду и дарующей утешение. То есть она должна быть мягкой попыткой нейтрализации чувств, заложенных в первой мелодии. Это соответствует понятию «ведение».


Музыкотерапия. Этап третий
Последняя (третья) мелодия должна вселять уверенность в своих силах, укреплять твёрдость духа. 

1.7 Композиторы и здоровье человека.


Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться и повысить настроение музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен. 

Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 концерт Рахманинова изменяют структуру воды и она приобретает целебные свойства.

Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния взрослого человека.

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

 Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

Штраус "Вальсы",

 Рубинштейн "Мелодии".

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".

3. Для  общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония 6", часть 2,

 Брамс "Колыбельная",

 Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

 Дебюсси "Свет луны".

4. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

 Моцарт "Дон Жуан",

Лист "Венгерская рапсодия" 1,

 Хачатурян "Сюита Маскарад",

Огинский «Полонез».

5. Для расслабления и уменьшения раздражительности помогают произведения Бетховена и Баха.

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

 Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд",

 Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

 Лист "Венгерская рапсодия" 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

 Бах "Итальянский концерт",

 Гайдн "Симфония»
8.Успокаивают нервы, снимают стресс:

Соната  соль минор Баха,

1 концерт 1 ч. Рахманинова,

Вальс №2 Шопена,

«Времена года Чайковского,

«Ноктюрн №3 Листа.

9. Нормализует сон и работу мозга:

Сюита «Пер Гюнт» Грига;

Пьесы Чайковского;

10. Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность

Бах «Кантата № 21»,

 «Концерт ре-минор» для скрипки;

Мендельсон «Свадебный марш»;

Шопен «Ноктюрн ре-минор»;

11. Для лечения алкогольной зависимости и курения вместе с гипнозом и иглоукалыванием рекомендуют:

Шуберт «Аве Мария»;

Бетховен «Лунная соната»;

Свиридов «Метель»;

Сен-Санс «Лебедь».

12. При гастрите рекомендуют слушать

 Бетховена - «Соната № 7».

11. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки рекомендуют:

Чайковский «Вальс цветов»;

Музыку Моцарта.

12. Для профилактики утомляемости рекомендуют:

«Времена года» Чайковского,

«Утро» Грига,

Романс «Вечерний звон».

13. Творческий импульс стимулируют:

«Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского,

«Танец с саблями» Хачатуряна,

«Болеро» Равеля.

Эффект Моцарта.

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Музыкальные произведения Моцарта вообще считаются особыми. По утверждениям нейробиологов, они мобилизуют возможности мозга, облегчают его работу.

Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке этого композитора, соответствует характеру биотоков головного мозга.

По утверждению ученых, музыка Моцарта полезна всем. Она оказывает успокаивающее действие на беременных женщин и грудных детей. Также доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений композитора, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.

Бесспорно, музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями.


2. Практикум.

2.1 Практические сеансы музыкотерапии для педагогов (видео):

  • Шарль-Камиль Сен-Санс «Лебедь» - для снятия эмоционального напряжения.
  • «Исцеляющая музыка» Рушеля Блаво .
  • П.И. Чайковский «Весеннее очарование» - музыка для души (звучание скрипки).
  • «Нежный аромат весны» Шопен вальс.
  • А.Вивальди в современной обработке «Музыка счастья»  - для поднятия

настроения, эмоционального тонуса.

2.2 Практические советы педагогам.

Музыкотерапия в домашних условиях.

Помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

  • Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

  • При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.
  • Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.
  • Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.
  • Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Практическое задание: «Танец пяти движений»:

Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.

Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.

Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений».

Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?

Заключение

Практическое задание: исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения).

Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать

чувство коллективизма.

 Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог). Гладя себя, он

поет: Я, я, я – хороший.

 Я, я, я – спокойный.

 Я, я, я – здоровый. И веселый я!

Остальные дети (педагоги), держатся за руки.

Следующий куплет поют все дети (педагоги), а солист (педагог) молчит.

Ты, ты, ты – хороший.

Ты, ты, ты – спокойный.

Ты, ты, ты – здоровый. И веселый ты!

И так далее (по очереди)

Я, я, я – очень добрый. Я, я, я – очень нежный.

Я, я, я – самый лучший.

Я просто чудо!

Ты, ты, ты – очень добрый.

 Ты, ты, ты – очень нежный.

Ты, ты, ты – самый лучший.

Ты просто чудо!

В конце песенки дети (педагоги) под музыку подходят к солисту и гладят его по спине.

Музыкотерапия -  лечение музыкой.
У каждого человека есть своя любимая музыка, от которой «мурашки бегают по коже». Когда мы ее включаем, мы полностью расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем  прилив энергии и сил. Положительный эффект музыки каждый может испытать, поэтому в современном мире все большую популярность завоевывает музыкотерапия – метод лечения музыкой.

Прислушивайтесь к голосу своей интуиции, окружайте себя хорошей качественной музыкой, радуйтесь жизни и будьте всегда здоровы!

Спасибо за внимание!

Будьте здоровы, уважаемые коллеги!



Предварительный просмотр:

Страна Весёлых песен

Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, педагогов детского сада.


Цель: Узнавание педагогами знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. 
Задачи:
1. Создать педагогам праздничную атмосферу-побуждать педагогов к активному участию в музыкальных играх. 
2. Привлечь воспитателей к выполнению упражнений на развитие дыхания, гимнастика для глаз, массаж рук и ног «Черепаха», выполнения динамического упражнение «Черепаха», использование здоровье сберегающие технологии. 
3. Показать влияние музыки на развитие сторон личности педагога: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы),эмоциональную (восприимчивость к миру природы, к песням,) эмоциональное положительное отношение и практически-действенную (желание и готовность участвовать в развлечении, умение правильно вести себя в стране песен). 
Персонажи:
Красная Шапочка, Медведь, Черепаха, Львёнок, Кузнечик, Лягушка 
Оборудование: музыкальный центр диск с песнями, компьютер, атрибуты на голову для всех героев.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие воспитатели, педагоги и гости нашего мероприятия! Лето - время весёлых игр и развлечений. Предлагаю поиграть, пошутить, весело провести это время.

А вы любите сказки?  Да. 
А петь песенки сказочных персонажей?  Да. 
Так скорее собирайтесь в путь
Со мною отправляйтесь,
Песню дружно запеваем
И в колонне мы шагаем.


Исполняя песню «Вместе весело шагать по просторам» Шаинского,

идут по  музыкальному залу.

Ведущий: Вот мы и пришли в Страну Весёлых песен. Все жители этой страны любят петь,
играть, танцевать, учат нас улучшать своё настроение, укреплять свой иммунитет и здоровье.
Вперёд, нас музыкальная сказочная викторина ждёт под названием

 «В стране весёлых песен». 


1. Взяв корзинку с пирожками,  
По тропинке, и в припрыжку 
В красной шапочке малышка
В гости к бабушке спешит. 
По дорожке выбегает педагог в костюме Красной Шапочки с цветами в руке и поёт

Песенку Красной шапочки. 

Красная шапочка: Всем привет! А вот и я! Сколько лет мне друзья?

Сейчас мы с вами познакомимся с гимнастикой для оздоровления обменных процессов, которые играют главную роль в кровоснабжении, включая органы дыхания, улучшения дренажной функции легких, профилактики нарушения носового дыхания. Благодаря упражнениям повышается общая сопротивляемость организма, улучшаются иммунные механизмы, происходит оздоровление нервно – психического состояния ребенка. А это является приоритетной задачей дошкольного воспитания в целом и нашего дошкольного учреждения в частности.

Дыхательная гимнастика проводится в форме веселой разминки под музыку перед непосредственной музыкальной деятельностью. Основная цель таких разминок – приучить ребенка к правильному дыханию.

Такие занятия полезны для профилактики и лечения всякого рода патологических образований в бронхолегочной системе; благодаря данным дыхательным упражнениям постепенно рассасываются воспалительные образования, нормализуется крово- и лимфо обращение; различные деформации грудной клетки и позвоночника постепенно исправляются, повышается общая сопротивляемость организма.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, мы знакомимся с основными правилами:

1. Думать только о вдохе носом (тренировать только вдох – шумный, резкий и короткий)

2. Выдох – самостоятельно после каждого вдоха (желательно через рот, не выталкивать)

3. Вдох делать одновременно с движениями (нет вдоха без движения).

4. Вдыхать столько воздуха, сколько вдыхается само собой.

5. Все вдохи – движения в ритме строевого шага.

6. Счет делается только на 8 («восьмерка, нагрузки увеличиваются постепенно.

7. Упражнения делаются стоя, сидя или лежа.

Дыхательныеупражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны-(вдох, а затем хлопнуть

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

Ведущий: Красная шапочка мы видим, что ты собрала по дороге цветы, красивые они.
Красная шапочка: вы друзья тут не зевайте и за мною повторяйте.

 
Упражнение на развитие дыхания «Аромат цветов». 
Педагоги  делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!» «Одуванчик» 
на выдохе произносят звук «ф-ф…»,поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.


Ведущий: Спасибо, Красная Шапочка, при пении важно правильно брать дыхание перед каждой фразой. 

(Красная шапочка переодевается)

Ведущий: 

Вы, конечно, догадались, 
И совсем не сомневались. 
Очень рада детвора, продолжается игра. 

2.Выходит медведь (заранее выбранный участник)

Ведущий:

Мы с медведем точно в раз,

Проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Сел медведь на брёвнышко, Сидят, поднимают голову 
Стал глядеть на солнышко, вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения. 
Не гляди на свет, медведь! 
Глазки могут заболеть! Прикрывают глаза ладонями.

Игра «Узнай на ощупь»

 (после игры медведь уходит, переодевается) 


3. Двое не разлей друзей, 
Загорают на жёлтом песке. 
И смотрят на солнышко,
Когда рядом плывёт крокодил. 

Выходят Черепаха и Львенок (заранее подготовленные педагоги)

Львёнок: Проведём дружно массаж рук и ног «Черепаха». 
Шла купаться черепаха Пощипывают руки
И кусала всех от страхаот кисти к плечу.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Черепаха–дом ходячий! Поглаживают руки ладонями
Голову под панцирь прячетот кисти к плечу. 
Крепкий панцирь у неёПри повторении стиха 
И защита и жильё! Массируют ноги–от щиколоток вверх. 
Динамическое упражнение «Черепаха» проводит сама черепаха
(для улучшения осанки)
Живёт спокойно, не спешит, Ходят на коленях, положив 
На всякий случай носит щит. руки за голову, стараясь 
Под ним, не зная страха, держать корпус прямо.
Гуляет черепаха.
Черепаха, не скучая, Сидят на пятах, руки на поясе, корпус 
Час сидит за чашкой чая. прямой, наклоны головы вправо-влево.

Все поют песенку «Песенка львёнка и черепахи» Шаинского. 

Релаксация на полу

 Черепаха и львёнок перодеваются.


Ведущий: Молодцы! А мы продолжаем. 

 
Наша викторина продолжается летним танцем называется песенка?


4. Этот народ, живёт на острове 
Чунга-чанга песенку поёт.» 

Воспитатели исполняют танец «Чунга-чанга» в парах с движениями. 


Ведущий: Весело плясали, стоит отдохнуть 
Ну, хотя бы пять минут. 
Все садятся.
5.Он зелёный и живёт в траве, 
Прыгает, стрекочет, удивить нас хочет. 

Песенка «Кузнечик» Шаинский поют все

Заранее выбранные кузнечик и лягушка, имитируют движения песни


Ведущий: Какое любимое время года у тебя? 
Скажу я лето.
Отдыхай, загорай, иммунитет свой укрепляй. 

Ведущий: Без страны весёлых песен,
Мир совсем не интересен. 
Очень скучно нам, друзья 
Жить без песен, правда? Все: Да! 

Ведущий: Как хорошо что мы Стране Весёлых песен и мы недаром провели время, набрались сил, здоровья, веселья, хорошего настроения, вспомнили лучшие летние песенки, что их нужно петь некрикливо, правильно брать дыхание перед каждой фразой, вместе вступать и заканчивать, слушать аккомпанемент и пение товарища. До свидания, до новых встреч с весёлыми, летними песнями.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и педагогов детского сада

15.04.2017

«Использование  ИКТ  в деятельности музыкального руководителя.»

            В настоящее время в нашей стране реализуется  стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуальна на данный момент.

          Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. 

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в:

 - выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;

-  адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;

- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;

- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

Практическая значимость.                                                  

       В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

      Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача:       

         сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. 

        Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно   образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. 
     Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

      Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает:                                                                                                                        

-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные; 

существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям; 

- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС; 

- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре; 

-развить интегративные качества дошкольника. 

         Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.                                               

       Мультимедиа презентации (видео — слайд шоу) позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

      Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

       Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. 

     Используя презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка. 

       Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий..

       Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр видеороликов, скачанных в Интернете. 

      Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ.

     Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: 

-психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; 

-возбуждает живой интерес к предмету познания; 

-расширяет общий кругозор детей; 

-возрастает уровень использования наглядности на занятиях; 

       Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.



Предварительный просмотр:

Музыкальный практикум с педагогами

 «Нетрадиционные способы звукоизвлечения

для детей дошкольного возраста»

Для педагогов детского сада Родничок был проведен музыкальный практикум  «Нетрадиционные способы звукоизвлечения для детей дошкольного возраста».

На нём педагоги смогли познакомиться с новыми нетрадиционными музыкальными инструментами и сами смогли попробовать извлечь музыкальные звуки.

Педагоги познакомились с такими инструментами как глокеншпиль, чайм-бары, клаксоны, бамвокерсы.

Все эти инструменты составляют систему музицирования по цветам "Цветные ноты" с использованием трубок, пластиковых, металических, резиновых.

В  основе цветовой гаммы - классическая "радуга"

Система "Цветные ноты" будет полезна и интересна: - детям - родителям - педагогам - руководителям музыкальных, танцевальных, ритмических групп - каждому, кто хочет быстро и просто начать музицировать и творить что-то необычное.

Музыкальный руководитель

Глазкова Ж.В.