Для Вас педагоги.

Кононенко Галина Леонидовна

*  "Обучение  грамоте  в  ДОУ."

*  Автоматизация  звука Р. (индивидуальное занятие).

*  Звук  Р,  буква  Р. ( в подготовительной к щколе группе).

*  Речевой и неречевой  слух. Использование  игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста. (Консультация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте


Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т. д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Программные задачи на учебный год

Средний возраст

Старший возраст

Знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать.

Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ  слов.

Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими.

Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

Учиться звуковому анализу слов:

-самостоятельно произносить слова, интонационно подчёркивая в них нужные звуки;

-различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные;

-определять место звука в слове (первый, последний, в середине)

-самостоятельно выделять слова с заданным звуком.

Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Учиться анализу односложных трёхзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели».(2-ое полугодие)

Учиться анализировать 4-х, 5-ти звуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа).

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

                 Дети пятого года жизни наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада. Обучение в средней группе направленно на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов.

В средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте (II полугодие). Длительность каждого занятия-15-18минут.

                 Дети получают знания об основных законах речи:

- речь состоит из слов;

- слов много, они звучат по-разному и, похоже;

- слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

- они звучат (состоят из звуков);

- звуки в слове идут друг за другом;

- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

                 Знакомим детей с  термином «слово», с простейшим моделированием: слово можно нарисовать в виде прямоугольника, одновременно обращаем внимание на разнообразие слов.

Игра «Назови скорее»: Назови, какие ты знаешь игрушки, фрукты, овощи. Слова звучат по-разному и обозначают разные вещи. Пока мы не умеем писать, будем обозначать слова прямоугольниками. Используем игровые упражнения «Найди и обведи правильно», «Соедини правильно» «Назови слова»  «Будь внимательным» и др.

                  В младшей группе дети учились правильно  и чётко произносить звуки изолированно, в словах и во фразовой речи. В средней группе продолжаем эту работу и учим интонационно выделять звуки, что способствует не только развитию фонематического слуха, но и их правильному произношению. Чтобы сформировать у детей навык интонационного выделения звука в слове

  • звук выделяем на фоне слитного произнесения слова и сравниваем его со звуками окружающего мира;
  • после того, как звук выделен, нужно назвать его изолированно, так, как он слышится в слове (мммяч-1-ый звук мь, мммак-м);
  • на данном этапе не рекомендуется интонационное выделение гласных (почему?) при длительном произнесении гласных слово распадается на слоги и артикуляция не выполняет ф-цию обследования звукового состава слова;
  • подбираем словесный материал таким образом, чтобы заданный звук был в разных позициях. Нельзя включать такие слова, которые заканчиваются на звонкий согласный, так как он оглушается на конце слова.
  • учим определять первый звук в слове.

                   В игровой ситуации звуки в словах сравниваем со звуками окружающего мира.  Н-р: звук «р» - песенка мотора, звук «з»- песенка комара. Одновременно дети учатся различать на слух твёрдые и мягкие согласные. Парные согласные называем «братцами»- большой и маленький, а  одинаковые – товарищами. В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дети попеременно называют то твёрдый, то мягкий согласный звук. Используем игры «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»…

                   Дети уже знакомы с графическим изображением  слова, далее учим делить слова на слоги, хотя в некоторых методиках знакомство с делением на слоги начинается в старшей группе. (Многолетний опыт показывает, что эта задача не вызывает у детей трудностей, поэтому здесь  нужно исходить из потенциальных возможностей группы).

Используем игровую ситуацию «Рубим слово», «Прохлопаем слова», «Болельщики».

                  Учим составлять предложение с использованием «живой модели». Дети берут на себя роль слова. Воспитатель берёт куклу: «Какая  эта кукла по размеру (или другому признаку)?» Дети подбирают определения. «Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты, Катя, будешь словом большая, встань около Лены. Что получится, если слово кукла и слово большая произнести вместе? Кукла большая. Я поменяю слова местами. Что  получилось? Большая кукла. Слово большая сядет, а выйдет слово красивая. Встань рядом со словом кукла. Что получилось? Кукла красивая.  

Поменяйтесь местами: красивая кукла. Слово красивая сядь на стульчик, а слово кукла дай мне игрушку и тоже сядь на стульчик.

                     То же самое с игрушкой мишка. Мишка косолапый. Встаньте так, чтобы получилось: косолапый мишка.

                    Упражнение  на составление предложений о действиях детей.

Дети встают в круг. Воспитатель на ушко каждому говорит, что тот должен сделать. Дети по очереди  выполняют действия, а остальные говорят, что он сделал. (Ира  читает книгу. Саша умывается.)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

        Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

        Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза:

жжук, жуук, жуК.

        Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок — предмет, название которого ребенок должен разо-

брать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

        Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (маак — «а», киит — «и») и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — серыми.

        Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами делают это с помощью воспитателя. Для этого к доске можно вызвать одного ребенка, который найдет все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по очереди: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т.д.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками: А, О, У, Ы, Э.

Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах: мак «а», лук — «у», дом — «о», лес — «э», кит — «и», дым - «ы». Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с помощью воспитателя «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том, что «необыкновенным» звуком в слове является, например, звук «л» или «с» и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваиваются дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

        На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «м’» «мешают» губы; «с», «с’», «з», «з’» — «мешают» зубы и т.д. В форме загадок детям предлагается определять, что «мешает» произносить разные звуки. При этом воспитатель наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем мы будем называть твердый согласный звук, а маленьким — мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж», «ш» не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков «й», «ч» нет твердой пары (большого братца).

        В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, наук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка. Примерно в то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

        После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слоги ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

        Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

        Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

        Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа мишка, слива, замок. В конце  работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

        В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2—4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в  предложении.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

        В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:

- учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции;

- знакомятся со всеми буквами русского алфавита;

- усваивают некоторые правила орфографии;

- выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки;

- овладевают слоговым и слитным способами чтения.

ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА СЛОВА

        Дети учатся членить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые предложения.

        В качестве основного методического приема, как и в предыдущих группах, предлагается составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

        В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.

Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение этого требования позволяет ребенку ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нем ударение. После этого воспитатель должен произнести слово с выделением безударного гласного (книгааа). Такая работа поможет показать детям, какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

        Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребенок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка — ударный гласный звук «у»). Или воспитатель может предложить детям называть слова с определенным ударным гласным звуком.

        Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и — после мягких согласных.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «ш», «й» — мягкие согласные, не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» твердые согласные, не имеют мягкой пары.

        Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е,  в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: «йа», «йо», «йу», «йэ». Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-й звук «й» — мягкий согласный, 2-й звук «а» гласный, З-й звук «м» — твердый согласный и 4-й звук «а» — гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствуюшими  фишками (зеленой, красной, синей, красной), убеждаясь при этом, что в заданном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука «й» и «а», то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают нуждаться в этом и сразу выкладывают нужную букву. Однако и здесь необходимо использовать прием, позволяющий закреплять данные знания: детям предлагается сказать, сколько звуков в слове и сколько в нем букв. Например, дети определяют, что в слове маяк — 4 буквы, но 5 звуков («м», «а», «й», «а», «к»), так как буква я обозначает два звука («й», «а»).

Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние воспитателем и детьми звука «й».

        Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова Юра ребенок не называет вслух последовательность звуков: «й», «у», «р», «а», а молча выкладывает слово: буквы ю, р, а. На вопрос, «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ — «ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два — «й» и «у», а буква одна — ю.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

И БУКВАМИ Ъ. Ь

        В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита. Дети узнают, что буквы ъ и ь звука не имеют, а служат для смягчения или разделения звуков в слове.

Список литературы

  1. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Серия «Дошкольник»
  2. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. А.Н.Корнев.
  3. Обучение  дошкольников грамоте. Л.Е.Журова, Н.В.Дурова.
  4. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Е.В.Колесникова.
  5. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. Е.В.Колесникова.
  6. Игры и задания по развитию речи дошкольников. Т.И.Петрова.
  7. Как  хорошо уметь читать! Д.Г.Шумаева.  



Предварительный просмотр:

НОД:  Автоматизация  звука  Р.

(конспект  открытого  индивидуального  занятия).

                                                                   Логопед:  Кононенко  Г.Л.

                                                                       МАДОУ « Детский  сад  №2

                                                                        Общеразвивающего  вида»

                                                  с.Койгородок

                                с. Койгородок  2016

ТЕМА:  Автоматизация  звука  Р.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].


Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.


Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.


Оборудование:

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • магнитная  доска;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).


Ход  занятия:
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков ,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Две руки, две ноги, голова на месте

(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)

В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем \
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;


кончик языка начинает вибрировать

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.


Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того, что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

«Звуковые дорожки».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

Изолированное произнесение звука Р

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

Найди и обведи все буквы Р

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика. 
Рисунок зонтика
5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку. 
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация  звука «Р»  в  словах.

«Помоги  собрать рюкзак».


С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р]. 
Карточки

предметы со звуком Р

предметы, в названии который слышится звук [Р]

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На магнитной  доске   выставлены картинки.

На мольберте риснки со звуком

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Описание игры.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

игра логопедическая

Чистоговорки  на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра-начинается  игра (на старте).

Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).

Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).

Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса , воробей).

Финиш 
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

Карточки логопеда

логопедическая карточка


10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком.  Предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На магнитную  доску вывешивается картинка (подсказка).

Игра-загадка Подскажи словечко

Он высокий словно шкаф,

А зовут его ... (жираф).

Удивленно смотрит Люда 

На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,

мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе 

Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот 

Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,

 Но я – родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою и я хожу 

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Речевой и неречевой (фонематический) слух».

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

 Неречевой слух –это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой слух –это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, - что – то точно, а что – то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

 Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

 Фонематическое восприятие –первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного года до 4-х лет

 Звуковой анализ –это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4-х лет.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.

 Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры.

 Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 

Игры на развитие фонематического слуха.

 

Игра «Будь внимательным!»

 Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

 Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук –р - :

 Л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

 Ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

 Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

 Игра «Назови картинки».

 Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

 Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук –ш-. Например: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.

 Игра «Придумай имя»

 Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

 Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: н - Настя, Надя, Наташа; В- Ваня, Валера, Вася, Валя.

 Игра «Назови первый звук в слове»

 Задача – учить выделять первый звук в слове.

 Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – к, банка – б.

 Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я,Е,Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки. При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука –э-: не «эм»,не «мэ», чистый звук –м-, например в слове «мост».

 Игра «Назови последний звук в слове»

 Задача – учить выделять последний звук в слове.

 Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – м, дуб – п.

 Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце.

 Игра «Отгадай слово»

 Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

 Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

 Игра «Добавлялки»

 Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

 Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук –ш-:…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар).

 Игра «Определи место звука в слове»

 Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

 Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук –ш- в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 Игра «Прохлопай слова»

 Задача – учить делить слова на слоги.

 Прохлопай слова и назови количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

 Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

 Игра «Позови слово»

 Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «нооты» - ударный гласный – о-.

             

app-20

 

 «Использование игровых приёмов

 

для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток. Тогда они становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

 Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой.

 Основная цель этих игр – автоматизация поставленных звуков. В разных играх автоматизация звуков осуществляется на разных этапах: изолированно, в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

 Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития:

 

  • развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений);
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса;
  • развитие связной речи.

 

И, кроме того, достигаются и общеобразовательные цели:

 

  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения);
  • развитие высших психических функций;
  • развитие воображения, фантазии;
  • развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • развитие координации речи и движений;
  • развитие тонкой моторики рук.

 При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной форме, с азартом. Ребята с удовольствием играют и не замечают, как быстро проходит отведенное для игр время. При этом закрепление поставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определённых слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов. В игре ребёнок вынужден распределять своё внимание: контролировать правильное звукопроизношение и выполнять игровые действия и правила. Ребенок строит самостоятельно речевые высказывания, подбирает слова, грамматически оформляет речь и выполняет мыслительные операции.

 Это сказывается на результатах работы. Помимо успешного достижения основных логопедических целей, игры способствуют решению и других задач речевого развития и совершенствования разнообразных психических процессов ребёнка. Их использование повышает интерес к логопедическим занятиям, формирует положительный эмоциональный настрой.

 Эти игры могут использоваться и воспитателями детского сада и родителями для закрепления соответствующих навыков. Многие из этих игр целесообразно использовать несколько раз. Ребёнок каждый следующий раз находит новое решение задачи. Он придумывает новый сюжет или по-новому пытается составить речевое высказывание.

 Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, мною были подобраны и модифицированы игры и игровые приёмы. 

 Автоматизация  звука изолированно

 На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие игры и пособия, как:

 1. «Дорожки». Всевозможные рисунки. Детям дается инструкция: «У змейки болят зубки, и она не может шипеть. Помоги змейке доползти до домика, произнося звук «ш», «Посади жука на цветок, длительно произнося звук «ж» или «Помоги снежинкам долететь до Снегурочки, произнося звук «с» и т.д.

 2. Колючий мячик «Су-Джок» тоже может быть использован при автоматизации звуков. Нанизывая кольцо на каждый пальчик, ребенок повторяет звуки, слоги, слова. Катая мячик между ладошками, можно проговаривать предложения или стихотворения.

3. В игре участвуют от 2 до 5 человек. Игроки держатся за руки, изображая воздушный шар. Проговаривая слова, участники расходятся в разные стороны – «шар надувается».

 

         Надуваем, надуваем шар.

 

         Больше, больше, больше – «Ба-бах!».

 

         Лопнул наш воздушный шар

 

         И сдувается вот так: «ш-ш-ш».

 

 Автоматизация  звука в слогах                           1238

 Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию       («з» - комарик звенит, «р» - тигр рычит), то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

 При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие игры и игровые приёмы:

 1. «Проведи слог по звуковой дорожке»

 Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

 2. «Волшебная палочка»

 Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку. Ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой», повторяет слоги.

 Автоматизация  звука в словах

 Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

 1. «Фотограф»

Картинки, в названии которых есть закрепляемый звук, раскладываются на столе. «Фотоаппаратом» ребёнок  фотографирует (запоминает) картинки и по памяти воспроизводит. «Фотоаппарат» - это одна из плоских игрушек для проведения игр из книги Л.А.Комаровой «Автоматизация звуков в игровых упражнениях».

 2. «Какая картинка спряталась?»

 На столе картинки с искомым звуком и другими звуками. «Волшебным экраном» закрыть ту, в которой нет искомого звука. В процессе игры формируется навык образования форм единственного и множественного числа существительных в родительном падеже.

 3. «Размести пассажиров»

 Детям предлагается в грузовик поместить только тех животных, в названии которых есть звук «с», а в автобус - тех, в названии которых есть звук «ш».

 4. «Собери в школу сказочных героев»

 Буратино и Белоснежка собираются в школу. Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук «р», а Белоснежке – в названиях которых есть звук «л». Игра способствует не только закреплению звука, но и дифференциации сходных по произношению звуков.

 5. «Собери бусы»

 Нанизывая на шнурок бусы, ребенок придумывает (или повторяет за логопедом) слова, в которых есть закрепляемый звук. Если дошкольнику дается инструкция придумать слово с закрепляемым звуком, идет одновременная работа и по развитию звукового анализа и синтеза. Так как ребенок может придумывать слова, в которых искомый звук занимает определенную позицию (в начале слова, в середине или в конце).

 6. Игры «Один - много», «Большой - маленький»

 Логопед выкладывает картинки. Ребенок, касаясь «волшебной палочкой» картинки, изменяет слово по образцу. Например: стул -стулья, дерево -деревья, карандаш - карандаши, ведро-ведерко, соловей-соловушка и т.д. «Волшебная палочка» - плоскостной атрибут.

 Через несколько занятий детям становится легче произносить автоматизируемый звук правильно, если он первый в слове или последний. А вот если автоматизируемый звук стоит в середине слова, у дошкольников возникают сложности. Так как фонематический слух у детей нарушен, они не всегда точно представляют, где находится нужный звук.

 Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом. Это герой (нарисованный персонаж или игрушка), который «похищает» звук из слова, а дети должны «спасти» звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: С….М (СОМ), МА…..ИНА, (МАШИНА), Т…К (ТОК) и т.д.

 1. «Помоги цветочку вырасти»

 На листе изображен один распустившийся цветок и несколько проклюнувшихся цветов. Ребенок помогает цветам вырасти, напевая «песенку дождя» - «ш-ш-ш».

 2. «Жук»                                                                                       На листе изображение жука. Во время произношения слова, ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его.

 Инструкции: Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на крыльях кружочки.

 3. «Бабочка»                                                                        Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип тот же, что и в игре «Жук». На крыльях бабочки дети рисую узоры как самостоятельно, так и по образцу логопеда. Одновременно можно закреплять у детей знания геометрических фигур и цветов.

 4. «Ёжик»                                                                              На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки.

 Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает «ш». Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком «ш», тогда у ёжика вырастут новые иголочки.

 5.«Шарики»  

 На листе вразброс изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

 Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь слово.

 

Автоматизация звука в предложениях

 1. «Живые предложения»

 Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов. Слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными). В конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука восклицательный знак,  на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

 2. «Близнецы».

 Инструкция: «Мила и Влад - близнецы, которые всегда все делают одинаково. Подумай, что делал Влад вчера, если Мила вчера полола свёклу?». В зависимости от закрепляемого звука придумываются соответствующие имена героям: Роза и Виктор; Степан и Света и т.п. При закреплении звука [л] предложения подбираются в прошедшем времени. При закреплении остальных звуков – в настоящем или будущем. Данная игра вызывает большой интерес у детей.

 Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике нарушений письма.

 Герои сказок загадывают ребятам загадки и просят выполнить трудные задания:

 

  • закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке;
  • самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом;
  • собрать разрезанную картинку и придумать предложение;
  • выбрать из нескольких картинок одну – с автоматизируемым звуком и составить предложение;
  • составить схему предложения.

  Автоматизация звука в связной речи

 На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка. Чтобы вызвать интерес детей, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, небольшими игрушками, придумывание сказок и их разыгрывание  и др.

 Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции. Эти игры должны стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, они будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

 

 Библиографический список:

 

1. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В.И. Селиверстов.– М.: Просвещение, 1987.

 2. Комарова Л. А. - Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, 2009.

 3. Максаков А.И., Тумакова  Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

 4. Филичева. Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.

 5. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.