Для вас родители.

Кононенко Галина Леонидовна

*   "Тест "Когда идти к логопеду?".

*  "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?".

*  "Что такое звуки и буквы?".

*  " Пальчиковая гимнастика".

*  " Как  научить  ребёнка  читать?"

*  " Готов  ли Ваш  ребёнок  к школе?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест: Когда идти за помощью к логопеду?

 

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду. 

В 3 месяца ваш ребенок: 
• Вздрагивает при внезапном звуке? 
• Умеет издавать звуки? 
• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним? 
• Улыбается вам в ответ? 
• Узнает голос матери? 

В 6 месяцев ваш ребенок: 
• Поворачивается на звук? 
• Издает несколько разнообразных звуков? 
• Подражает и повторяет свои собственные звуки? 
• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание? 
• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица? 

В 9 месяцев ваш ребенок: 
• Тянется, чтобы его взяли на руки? 
• Откликается на свое имя? 
• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага) 
• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один? 
• Поворачивается на голос (услышанный разговор)? 
• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре? 
• Понимает, когда ему говорят «нет»? 

В 1 год ваш ребенок: 
• Показывает пальцем на предметы вокруг? 
• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими? 
• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков? 
• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли? 
• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно? 
• Понимает простые фразы? 

В 1,3 года ваш ребенок: 
• Обычно смотрит на вас во время общения? 
• Повторяет услышанные слова? 
• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим? 
• Произносит одно-два слова? 
• Понимает простые вопросы и просьбы? («А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?») 

В 1,6 года ваш ребенок: 
• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит? 
• Говорит «нет»? 
• Произносит десять и более слов? 
• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)? 
• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»? 
• В играх с партнером меняет манеру поведения? 
• Использует игрушки в ролевых играх? 

В 2 года ваш ребенок: 
• Умеет показывать части тела? 
• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)? 
• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.) 
• Задает такие вопросы, как «Что это?» 
• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы? 

В 3 года ваш ребенок: 
• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку) 
• Участвует в коротких разговорах? 
• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов? 
• Рассказывает о том, что случилось в прошлом? 
• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им? 

В 4 года ваш ребенок: 
• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения? 
• Рассказывает истории, которые легко понять? 
• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»? 
• Задает множество вопросов? 
• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»? 
• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы? 
• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им? 

В 5 лет ваш ребенок: 
• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом? 
• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»? 
• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях? 
• Участвует в длительных и подробных беседах? 
• Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?  

 

Источник: http://www.logoped.org/out.php?i



Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. 
        Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. 

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: 
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? 
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг. 

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения. 

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша. 

        Рекомендации к проведению упражнений: 

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? 
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. 
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. 
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж. 

 Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. 

Желаю успехов!

Источник: https://sites.google.com/site/blohinanatalyan/v-pomos-roditelam/dla-cego-nuzna-artikulacionnaa-gimnastika



Предварительный просмотр:

Что такое буквы и звуки?

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

   Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

       Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и).Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й'о], е - [й'э], ю - [й'у], я - [й'а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п']= (пь), [к']= (кь), [д']= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б'], [т] – [т'], [л] – [л'] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч'], [щ'], [й'];

- звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

         Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];

- всегда глухие – [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

 



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;

- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять 

- При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

     Деление упражнений на группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук:

- Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- Учат напрягать и расслаблять мышцы;

- Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические:

- Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- Учат противопоставлять большой палец остальным.

     С какого возраста можно начинать проводить эти упражнения?

Специалисты советуют начинать занятия пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны

Начинать нужно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев;

- Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

- Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперек;

- Растирать пальцы спиралевидными движениями;

Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребенка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками;

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений второй и третьей групп ребенка нужно учить:

- катать между ладонями и пальцами шарики и палочки разного размера;

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

- перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы) одной рукой или двумя одновременно;

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

 

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

 

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация для   родителей на тему:

«Как научить ребенка читать?»

С чего начать?

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 - 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.

Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. В этом вам поможет книга Л. М. Козыревой "Знакомимся с гласными звуками”. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.

Продолжить обучение можно по другой книге Л. М. Козыревой - "Как научиться читать". В этой книге ребёнок знакомится с гласными и четырьмя согласными буквами Н, Л, М,  Р, с помощью которых научиться читать свои первые слова и слоги.

А затем берите азбуку. Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут, поговорите на отвлечённую тему, поиграйте в какую-нибудь игру.

На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво - в форме игры - повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: " Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М" и т.п.

Обучающий взрослый должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

Самые распространенные ошибки, допускаемые

взрослыми при обучении детей чтению.

1. В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.

Поиграйте в игру "Слушай внимательно" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д.

Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.

3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

1.   Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева" и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

2.   Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными "конструкторами" и "строителями".

Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:

1). Взрослый пишет "трудную" букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

2). Лепка ребёнком буквы из пластилина.

3). Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

4). "Написание" широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.

5). Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква?

6). Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

7). Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

8). Заучивание стихов, посвященных образам букв.

9). Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.

10). Нахождение "правильных" и "неправильных" букв, букв, спрятанных на картинках.



Предварительный просмотр:

Готов ли Ваш ребенок к школе?"

 

Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику...

 

       На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

 

Уровень развития речи.

Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ, либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

 

Уровень развития фонематического слуха?

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой«Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

 

Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».

    В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)». Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

 

Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

 

***Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

 

Но как же помочь ребенку подготовиться к обучению в школе?

Хочется дать несколько советов родителям.

О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать...» Да как же иначе: ведь этородители рассказывали, говорили, объясняли — не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи,спрашивайте, что значит то или иное слово.

 

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

 

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

— какими словами, красками можно описать время года;

— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;

— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что онможет делать (назови как можно больше глаголов) ит.д.;

— играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Музыкой, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Дождиком, то я бы ..., потому что... .

Если бы я был Мандарином, то я бы ..., потому что... ;

— играйте в игру «Хорошо — плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

 — играйте в слова, где изменяется только один звук:

почка — дочка — точка —кочка...

 

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

 

5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении».

 (В лес растут грибы.  Шишки растут... елке.)

 

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит изначала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

 

7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и увлеченный «говорун сразу скисает».

 

 

 

Мы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука р ). Учитель-логопед Кононенко Г.Л. МАДОУ «Детский сад №2 Общеразвивающего вида» с.Койгородок 2018

Слайд 3

Такая нужная артикуляционная гимнастика . Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию ( нервную проводимость ). - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить амплитуду движений; - уменьшить спастичность ( напряжённость ) артикуляционных органов; - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Поэтому Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения могут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда сними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика полезна так же детям с правильным, но вялым произношением, про которых говорят «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение является основой при обучении письму на начальном этапе

Слайд 4

Как выполнять артикуляционную гимнастику? 1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день ( лучше, чтобы после последнего приёма пищи прошло не менее часа). 2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать. 3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого. 4. В начале занятий упражнения надо выполнять в медленном темпе. 5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Слайд 8

«Лошадка» Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх. Описание : Улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.

Слайд 9

«МАЛЯР» Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу, делая язычком движения вперёд-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Слайд 10

«ГРИБОК» Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ( уздечку ). Описание: Улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.( Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Следить чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Слайд 11

«ДЯТЕЛ» Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание: Р от широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Сначала звук (Д) произносить медленно, постепенно убыстрять темп . Язык «прыгает на бугорках». Рот должен быть всё время открыт, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Звук (Д) должен носить характер чёткого удара.

Слайд 12

«Комарик» Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 се­кунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.

Слайд 13

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд всё пеРРРетРРРут. Наберитесь терпения и идите от простого сложному, К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого – либо плавать – если держаться на воде и барахтать конечностями ещё и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Запомните одно простое правило: любое занятие , в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребёнку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьётесь – это ваша проблема, не малыша. И только если ваш ребёнок будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику ( а вы учтите, это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда – огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определённые болезненные ощущения), вы добьётесь успеха. Поскольку дети – это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребёнка – самый лучший учитель и наставник. Наклоняйтесь к нему, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребёнку терпеливым ( и при этом забавным, улыбчивым!) примером – и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения – на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Как только вы услышите, что у ребёнка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги. Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова». Когда ребёнок будет уверенно и правильно произносить слова вводите в речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика (для постановки звука «л») Учитель-логопед Кононенко Г.Л. МАДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок 2015

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Л. Дорогие родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребёнку уже 5 лет, но он неправильно произносит звук Л, заменяет другим или совсем пропускает? Артикуляционные упражнения помогут вам решить этот вопрос, но вы должны следовать рекомендациям логопеда, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звука, но не ставит их! Отрабатывайте с ребёнком 2-3 упражнения, а затем добавляйте по одному. Помните, что упражнения нужно выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию ( нервную проводимость); Улучшить подвижность артикуляционных органов; Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; Увеличить амплитуду движений; Уменьшить спастичность ( напряжённость ) артикуляционных органов; Подготовить ребёнка к правильному произношению звука. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.

Слайд 3

« ПАРУС» Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Слайд 4

« ИГОЛОЧКА» Цель: Научиться делать язык узким. И удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Слайд 5

«МАЯТНИК» Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Слайд 6

«ЗМЕЙКА» Цель: Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад ( « жало змейки» ).

Слайд 7

«ИНДЮК» Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» ( так «болбочет» индюк).

Слайд 8

«КАЧЕЛИ» Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, разрабатывать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы(с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Слайд 9

«ПАРОХОД» Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «Л» ( особенно при напряжённости языка и замене твёрдого «Л» на мягкий «ЛЬ» ). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы»: «Ы-Ы-Ы» ( «пароход гудит»).

Слайд 10

Чем раньше, родители, обратите внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы. Артикуляционная гимнастика и рекомендации логопеда помогут заботливым и терпеливым родителям избавить своих детей от недостатков произношения. Занимайтесь весело и интересно. Желаем вам успеха!