Педагогическая копилка

Жеребцова Валентина Романовна

Слово «копилка» означает «собрание чего-нибудь … ценного». Следовательно, педагогическая копилка – это сбор, накопление ценного опыта отдельного педагога с целью совершенствования педагогического мастерства, повышения уровня квалификации педагога. Творчески-работающий педагог постоянно пополняет, умножает свои знания, умения и навыки, чтобы всегда шагать в ногу со временем, что особенно актуально и востребовано в меняющейся социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности по методике К. Орфа.

Методика К. Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте  и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками. У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.  Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии. Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.

Виды музыкально-речевых игр: 

Звучащие жесты, 

Речевые игры, 

Ритмическая разминка, 

Речевая диалогическая игра,

Игровая песня,  

Двигательно-активная игра,

 Инструментально-исполнительская игра и др.

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ — это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, «Веселые палочки».

 Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям,

 кулачками, щелчками, берут палочки, ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.

  Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: воспитателя и детей с увеличением и замедлением темпа.

– воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.

РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА –

для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.

 Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.

ИГРОВАЯ ПЕСНЯ:

 воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.

Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа.

Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.

ДВИГАТЕЛЬНО-АКТИВНАЯ ИГРА:

учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик»

 Описание игры:

 Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик»-обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют и аккомпанируют себе звучащими жестами.

Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное мышление.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА: сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов согласно поднятой карточке с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.

 Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.

Игры с инструментами: Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты, бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностейно и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления. По принципам К.Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствоведения Т.Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К.Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый), треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также шумовые инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых.

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!  Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также использую и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда»: прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств: способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира. Таким образом: подборка игр по методике К.Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.



Предварительный просмотр:

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского

Дошкольный возраст 6 - 7 лет.

Задачи.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Знакомим с историческими событиями через музыку. Обогащать представление, связанные с произведением

Музыкальные термины (обогащать словарный запас терминами).

http://newsforward.ru/wp-content/uploads/2021/03/ch_t_1.jpg

Пётр Ильич Чайковский за свою жизнь написал много музыкальных произведений – это оперы, балеты, симфонии, концерты, романсы для голоса и пьесы для самых разных музыкальных инструментов и конечно же произведения, адресованные детям. Это сборник из 24 пьес по названием «Детский альбом». Но прежде я вам расскажу о детстве Петра Ильича. Давайте мы с вами ребята одним глазком заглянем в Воткинск, где 182 года назад родился будущий композитор.

Его отец, Илья Петрович, был очень талантливым инженером. Он работал на заводе. Илья Петрович, очень любил музыку несмотря на свою «немузыкальную» профессию. Он играл на флейте, по праздникам приглашал в гости настоящий большой оркестр и хор певчих. Мама, Александра Андреевна, чудно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю, а вторым учителем стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной. Самоиграющий инструмент, который сам заменят звучание оркестра.

Вскоре в доме Чайковских появилась гувернантка – воспитательница, звали её Фанни Дюрбах. Она преподавала иностранные языки и обучала детей музыке. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, так как на тот момент Пете было всего четыре года. Желание заниматься музыкой у Пети было настолько велико, что никто не смог устоять и он тоже стал посещать занятия по музыке. Композиторские способности проявились очень рано, они не давали покоя Пете, он даже плакал от того, что в его голове звучало много музыке, но он не мог её записать, потому что на тот момент ещё не освоил нотную грамоту. Петя готов был проводить и день и ночь за инструментом, и мама была вынуждена закрывать рояль на ключ, чтобы Петя во время кушал и отдыхал, одним словом соблюдал режим. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало, даже на стекле окна. Однажды он барабанил своими музыкальными пальчиками так, что стекло разбилось.

Гувернантка называла Петю стеклянным мальчиком. Как вы думаете, почему она так его называла? (ответы детей)

Петя был очень ранимым, чувствительным ребёнком, который всё принимал близко к сердцу. Даже замечание становилось трагедией.

В 11 лет Петю отправили в город Санкт – Петербург, в училище правоведения. Наука о правах не очень устраивала Петю, но была такая возможность выбрать урок по желанию. И как вы думаете, какой это был урок? (ответы детей)

Совершенно верно – это была музыка. Именно в училище правоведения будущий композитор начал серьёзна ею заниматься.

После окончания училища, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции, но там он долго не задержался, так как музыка ему опять не давала покоя, и он ушёл из министерства и поступил в музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт – Петербургскую консерваторию. Закончил консерваторию с высшей большой серебряной медалью.  

Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. В те времена считалось, что музыка – серьёзное взрослое искусство. Детские произведения можно было пересчитать, но они всё же были. Вот, например, немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах сочинил сборник пьес для собственных детей, у него их было тринадцать. Композитор Роберт Шуман выпустил в свет «Альбом для юношества». Чайковский последовал его примеру. Мысль сочинить произведения для детей Петра Ильича не покидала, хотя у него не было своих детей и несмотря ни на что, он сочиняет «Детский альбом» и посвятил его своему любимому племяннику Володе Давыдову. Сборник Чайковского был очень увлекательным, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. Его можно было сравнить с увлекательной детской книжкой: есть в нем и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки…

Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги и познакомиться со стихами, написанными поэтом Виктором Луниным?

1. Утренняя молитва.

Первая пьеса «Детского альбома» называется «Утренняя молитва»

Господи Боже!

Грешных спаси:

Сделай, чтоб лучше

Жилось на Руси…

(слушание)

В прежние времена и взрослые и дети, проснувшись поутру, обязательно молились. В утренней молитве благодарили за то, что наступил новый день и просили, чтобы этот день был радостным и удачным.

2. Зимнее утро.

Вторая пьеса называется «Зимнее утро». Это настоящая картина, только нарисованная не красками или карандашами, а звуками. Послушайте музыку и придумайте, что вы сами изобразили бы на бумаге, чтобы передать содержание пьесы. (слушание)

Какой характер у этой музыки – тревожный или спокойный? Как вы думаете, какая погода зимнего утра в данной пьесе?  Что мы видим за окном? Какой небо хмурое или солнечное?

Вот какие стихи сочинил Виктор Лунин к этой музыке.

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому

По небу низкому.

Тропки скрыло, побелело

Кружево нежное,

Лёгкое, снежное…

3 Мама.

А следующая пьеса противоположного характера. Называется «Мама».

(слушание)

Какие чувства передаёт эта музыка? Слышится ли в ней доброта, ласка, от которой становится тепло на сердце? Как вы думаете, когда П.И. Чайковский сочинял эту пьесу, вспоминал ли он свою маму?

 Да, действительно вспоминал. Что вы ребята можете рассказать о Александре Андреевне? (ответы детей)

В 14 лет Пётр Ильич потерял маму, именно тогда он стал ещё больше заботиться о своих младших братьях. Композитор в юности постарался заменить маленьким братьям маму, у него и получилось сочинить такую трогательную, ласковую, добрую музыку.

4. Игра в лошадки.

Кто из вас представлял себя всадником, который мчится быстрее ветра на резвом коне? Послушайте, как композитор изобразил эту игру. (слушание)

Как вы думаете, где можно весело скакать, представляя себе, что несёшься верхом? Да где угодно, правда? Можно мчатся но коне по полям, по лесам и т.д..

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по саду заросшему

Мимо малины и мимо смородины,

Мимо рябины и вишни, и яблони.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по дому, по комнатам

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

5. Марш деревянных солдатиков

Ать – два, левой – правой, ать – два, левой – правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать – два, левой – правой, ать – два, левой – правой,

Марширует бравый наш отряд.

(слушание)

Что это за жанр в музыке? Совершенно верно – марш.

А маршируют под эту музыку, всеми мальчиками любимые игрушки солдатики.

А подскажите пожалуйста, а какие любимые игрушки у девочек? Правильно, куклы. И следующие три пьесы «Детского альбома», посвящены куклам.

Я вам назову названия этих трёх пьес – это:

1.Болезнь куклы

2. Похороны куклы

3. Новая кукла.

А теперь прослушаем три произведения и определим, в каком порядке они прозвучали?

(слушание, дети очень точно определяют данные пьесы, и здесь очень интересно с ними беседовать про кукол, у них интересные истории).

Возвращаемся в эпоху П.И. Чайковского, девятая пьеса альбома «Вальс».

Занятия танцами считались не менее важными, чем изучение иностранных языков. На праздничных балах тех времён, дети исполняли танцы не уступая взрослым.

(слушание)

В России вальс стал одним из любимых бальных танцев.  Но когда он только появился, мастера танцевального искусства, которые обучали танцам детей, и взрослых, очень забеспокоились, так как вальс можно было выучить самостоятельно без учителя. Также учителя танцев боялись, что вальс вытеснит более трудные бальные танцы со сложными фигурами, которые требовали долгого изучения.

10. Мазурка

В репертуаре «Детского альбома» есть сложный танец мазурка.

(слушание)

Мазурка – польский танец. Называется он так, потому что придумали его мазуры, жители Мазовии, которые находится в стране Польше. Сперва мазурку танцевали простые люди – крестьяне. Потом этот танец пришёлся по вкусу богатым людям: графам, князьям и даже королям. И мазурка стала главным танцем бала. С неё начиналась танцевальная часть каждого праздника. В мазурке нет строгого порядка движений, но обязательно нужно мастерство исполнения. Особенно сложные фигуры должен был исполнять кавалер; к примеру, антраша – высокий прыжок, во время которого надо успеть трижды ударить одной ногой о другую; а в некоторые моменты танца кавалеру требовалось громко пристукивать каблуком о каблук, точно попадая в такт музыки. Именно кавалеру принадлежит главная роль в мазурке: он на ходу решает, в каком порядке выполнять танцевальные фигуры, а дама лишь следует за ним.

И так, мы с вами побывали на балу, станцевали вальс и мазурку. А теперь композитор приглашает в путешествие. В карете, запряженной лошадьми (ведь машин в ту пору не было), мы посетим разные страны. Но для начала прокатимся по России, услышим песни и увидим танцы, которые во времена Чайковского пели и танцевали крестьяне.

Это будет другая беседа!!!

  • Создать на компьютере образ новой куклы.
  • Прослушать музыку и нарисовать то, о чём она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передаёт музыка, как она звучит? Какие краски могут передавать это настроение?»
  • Совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыки? Какое она передаёт настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»



Предварительный просмотр:

«Музыка в красках»

Дошкольный возраст 5 – 6 лет

Задача.

Активизировать у детей восприятие музыки, закрепить знания о композиторах, художниках. Расширять представления о связи разных видов искусств, их взаимопроникновении. Расширить словарный запас.

Музыкальный руководитель.

Сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы будем говорить о музыке и постараемся её увидеть так, как видят её художники. Вы можете меня спросить: а как же можно увидеть музыку? Давайте проведём эксперимент – превратимся в творцов, которые способны увидеть звучащую музыку в своём воображении. Закройте глаза, пока будет звучать музыка. Интересно, какую картину каждый из вас себе представит?

Звучит «Декабрь» Святки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

(выслушать по возможности максимум мнений, впечатлений детей)https://i.pinimg.com/originals/8f/06/7c/8f067cb8ea1f3b12554cd76efdae49e5.jpg

Музыкальный руководитель.

А какие краски вы бы использовали, если бы рисовали эту музыку? Как бы вы назвали это произведение, если были бы композиторами? (ответы детей)

Русский композитор Пётр Ильич Чайковский, который сочинил это произведение, назвал его «Декабрь» Святки – это 12 по счёту произведение из цикла «Времена года». Как вы думаете, как пишет музыку композитор и как пишет картины художник? (ответы детей)http://newsforward.ru/wp-content/uploads/2021/03/ch_t_1.jpg

Композитор пишет музыку звуками, а художник красками.

Каждый художник по-разному пишет картину, так как все индивидуальны, то есть не похожи друг на друга. Посмотрите как зима написана художником И.И. Левитаном «Лес зимой».

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5227903/img_id3668209393500280865.jpeg/orig

Рассматривая картины можно сделать движения падающих снежинок, вьюги и т.д.

Кстати, некоторые композиторы обладают особенным даром – «цветным слухом», при котором каждый звук видится в своём цвете. Этим даром обладали русские композиторы Николай Андреевич Римский – Корсаков и Александр Николаевич Скрябин.

Звук «до» представлялся композитору белым. Звук «ре» они видели ярко – жёлтым. Звук «ми» имел синий цвет, а звук «фа» - красный, «соль» оранжевый, «ля» - зелёный, звук «си» - голубым. Вот такая получилась палитра красок, но мы с вами знаем, что музыка многозвучна, значит наши краски сливались и перемешивались.

Я вам предлагаю придумать свою палитру красок и передать своими красками произведение «Декабрь» Святки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

  • Дети проходят к мольбертам и рисуют под звучание музыки.
  • Можно еще на сравнение рассмотреть картины других времён года и прослушать из цикла другие произведения П.И. Чайковского.
  • Краски звуков передать диатоническими колокольчиками.



Предварительный просмотр:

«Симфонический оркестр и его инструменты»

Дошкольный возраст 4 - 5 лет.

Задачи.

Развивать музыкально – эстетическое воспитание.

Познакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Обращать внимание на музыкальный инструмент, на котором играет исполнитель, назвать его.

Наиболее богатый по составу инструментов – симфонический оркестр. Самую разную музыку может исполнять он, языком музыки передавать тончайшие настроения человека. Симфонический оркестр умеет раскрывать всё, что способна передавать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, уподобляясь птичке. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество порой достигает 100.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. (иллюстрация схемы симфонического оркестра).

Каких только инструментов здесь нет!

Ребята, наверное, показалось вам, что расположились они на сцене как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, кто – то в сторонке. Но вглядитесь повнимательнее и ты увидишь, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены скрипки и их родственники – альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы. Все эти инструменты составляют одно семейство Струнных смычковых. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились ближайшие их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов, относящихся к семейству Ударных.

А ещё внимание привлекают два инструмента. Один имеет форму огромного треугольника с натянутыми струнами, а другой – небольшого ящичка с клавишами. Это арфа и челеста. О всех этих инструментах и каждом в отдельности я расскажу вам позднее. А сейчас ещё несколько слов об оркестре.

Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижёром. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимает её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и… в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воли, играют согласно и дружно.

  • Использование музыкально – дидактических игр: «Кто в домике живёт?», «Найди и покажи», «Музыкальные домики», «Узнай какой инструмент звучит».

  • Игра «Дирижёр».

  • Игра «Весёлый паровоз».



Предварительный просмотр:

Камиль Сен – Санс сюита «Карнавал животных»

(«Королевский марш львов», «Слон»)

Дошкольный возраст 3 – 4 года.

Задачи.

Подвести детей к умению сравнивать характеры образов из произведений        К. Сен – Санса «Слон» и «Королевский марш льва», различать средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движениях и в рисунках.

Педагог. Я хочу вам рассказать о великом французском композиторе известного во всём мире - Камиле Сен-Сансе. Он был он был универсально одарённым и талантливым, и создавал свои произведения без особого труда. Камиль Сен-Санс, был разносторонним человеком. Он увлекался разными видами искусства, сочинял пьесы, стихи и прекрасно рисовал. В пять лет он уже выступал на сцене, а в шесть лет появились первые музыкальные произведения. Музыка у маэстро сочинялась очень быстро. Свою сюиту «Карнавал животных», он написал, когда отдыхал в Австралии. Сюита состоит из четырнадцати пьес (перечисляются по порядку произведения) королевский марш львов, курица и петухи, антилопы, черепахи, слон, кенгуру, аквариум, персонажи с длинными ушами, кукушка в глубине леса, птичник, пианисты, ископаемые, лебедь, финал. По жанру «Карнавал животных» - сюита. Сюита – это музыкальное произведение, из самостоятельных пьес, объединённых общей темой, то есть карнавал животных. Сейчас мы с вами устроим карнавал, а в этом нам поможет волшебный сундучок (обыгрывается сюрпризный момент, после из сундучка выставляются игрушки «Карнавал животных», вновь обыгрываем сюжет и плавно переходим на слушание).

 Дети слушают произведение К. Сен – Санса «Слон» из цикла «Карнавал животных»

Педагог. У вас такие интересные ответы, вы так точно подобрали под музыку игрушку – слона, действительно слон большой, тяжёлый, но он очень добродушный. Низкий, гудящий, бархатистый звук контрабаса вам помог дать такой ответ. А к какому музыкальному жанру можно отнести это произведение? Это танец – вальс. Обычно музыка вальса звучит в довольно быстром темпе. А темп вальса, который танцует слон, - очень медленный. А почему слон медленно танцует? (ответы детей)

А какой он в произведении Сен – Санса? На карнавале он танцует перед гостями и не боится показаться неуклюжим. Как танцует слон? Какие движения он делает в танце? Он тяжело переступает с ноги на ногу, топает, кружится. Музыка не всегда звучит одинаково. Она звучит то отрывисто, то плавно. Контрабас и фортепиано как будто соперничают друг с другом: кто из них лучше подыгрывает слону? Контрабас заставляет слона кружиться, а фортепиано приказывает ему топать. А потом наоборот.https://i.ytimg.com/vi/W4zDbSz-3Oc/maxresdefault.jpg

Давайте попробуем изобразить, как танцует слон (дети танцуют).https://kjhf2012.ucoz.ru/_si/0/73182889.jpg

Подскажите мне пожалуйста, с какого животного начинается «Карнавал животных». Действительно, на карнавал пришёл царь зверей – лев. Композитор нарисовал образ льва, как большого, властного животного, как и слона. Только характеры этих животных совсем разные. Хочется спросить у вас, а какие они? (ответы детей)

Лев властный, смелый, отважный, величественный, суровый. Слон -добрый, ласковый, спокойный. Как музыка отражает особенности характера каждого животного? К. Сен -Санс для льва написал королевский марш, а характер слона передаёт вальс. Музыка показывает и различие движений животных: лев гордо шагает, а слон вальсирует, кружится. Образы наших героев мы передадим в рисунках.

Я вам подготовила контурные рисунки, посмотрите на них, рисунки скучные, не интересные, они черно – белые. Мне бы очень хотелось, чтобы вы их «оживили». Это задание я попрошу вас выполнить на следующее музыкальное занятие.

Эффективным приёмом является рассматривание обсуждение рисунков:

  • Созвучен ли рисунок музыки?
  • Какое оно передаёт настроение?
  • Удалось ли его воплотить в красках?        

Выставка детских работ.



Предварительный просмотр:

Музыкальный инструмент «Скрипка»

Дошкольный возраст 4 - 5 лет.

Задачи.

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами.

Обогащать словарный запас терминами.

Знакомим с историческими событиями через музыку.

Рассказ скрипки.

Вы узнали инструмент? СКРИПКА

Да, знаменитая СКРИПКА.

Кто из музыкальных инструментов поёт душевнее, слаще маленькой Скрипки! Будто к сердцу прикоснулось что – то ласковое, тёплое, и сердце притихло от блаженства.

- С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?! – не удержался я.

Рассмеялась скрипка, пробежалась, как ветерок, пассажем.

- Как только меня сызмальства не называли! Каждый народ по – своему звал. Скрипка – моё русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по – русски в народе и так называют. Представляете, когда – то, в далёком детстве, меня по – английски Жигой, то есть Окороком, дразнили. И вы не обижались?

- Ничуть. Нам, инструментам, по заслугам имена даются. Если назвали Жигой, значит, заслужила. Я в детстве была ужасно легкомысленная. Где я только не бывала! Меня можно было встретить в модном ресторане, в цыганском таборе, в матросском кабаке, на крестьянском празднике – где танцы, там и я. Ведь до чего я однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев. Правда, пришлось свою фигуру подогнуть под карманный размер.

- И это выто, великая артистка, искуснейший из инструментов! Вы, которой композиторы доверяют самые сокровенные мелодии!

- О, тут не обошлось без волшебства, - голос Скрипки стал еле слышны стал еле слышным, он просто таял.

- Такой, какая я сейчас, меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера – волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут: кремонские мастера. Сколько буду жить – не забуду их имена: Амати, Гварнери и волшебник из волшебников Страдивари.

- Неужели настоящие волшебники?

- Чем же они не волшебники, если дали мне голос божественной красоты?!

- Вы хотите сказать, что они заклинания знали?

- А почему же, скажите на милость, с тех пор никто ничего подобного сделать так и не смог? Почему до сих пор тайну кремонских мастеров никто не разгадал?

Скрипка заговорила так горячо, так странно, как умеет только она:

- Не хотите верить в волшебников, поверьте в необыкновенных людей. А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенным человеком. Он трудился с 12 лет, сделал тысячи проб и только в 16 лет добился своего – сотворил первый из своих чудо – инструментов. И продолжал делать их, как говорится, до последнего вздоха. Умер великий мастер в 1738 году в возрасте 92 лет. Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. И у них получалось неплохо, а всё равно не так.

- Что ж, у великих артистов должны быть великие тайны. Скажите, уважаемая Скрипка, какое у вас артистическое имя, как оно пишется в нотах?

- В нотах имя моё пишется по-итальянски Violino (ВИОЛИНО), что значит самая маленькая из Виол…  

  • Использование музыкально – дидактических игр:

«Узнай инструмент»,

«Найди отличие»

  • Рассматривание иллюстраций по теме



Предварительный просмотр:

Музыкальный инструмент «Барабан»

Дошкольный возраст 3 – 4 года.

Задачи.

Познакомить с новыми музыкальными инструментами и их способами извлечения звуков; закрепление знаний о уже изученных музыкальных инструментах.

Формировать навык реагировать на смену характера музыкального произведения.

Обогащать словарный запас терминами.

Что за грохот? Что за шум? Может быть, извержение вулкана? Может быть, землетрясение? Может быть, дом обрушился?

Нет. Грохочут музыкальные инструменты. Большие и маленькие, но по внешности явно близкие родственники – все круглые, пузатые.

- Привет, ребята! Кто вы такие?

- БАРАБАНЫ!

- Почему грохот устроили?

- Бой Барабанов отрабатываем! Бьют Барабаны, бьют Барабаны.

- С кем же вы драться собрались?

Нет, Барабаны не враждуют с другими инструментами. У часов тоже ведь есть «бой», часы ведь тоже «бьют», но не дерутся же при этом.

- Быстро заколотил колотушками один из Барабанов:

- Заклинаю тебя, дух буйвола, сидящий в моём животе, отзовись!

И послышался голос гулкий и глухой: «Я буйвол, подаривший тебе кожу. Мясом моим насытились охотники. Шкуру мою высушило солнце. Человек натянул шкуру и бил палкой. Разозлился, заворчал мой разбуженный дух. Ужас нашел из племя. И часто потом колдуны и шаманы будили палкой мой дух…»

Тут и другие барабаны стали наперебой трещать, шептать, рокотать, гудеть.

Вот какая картина вышла. В древности люди натягивали высушенные шкуру животных на всякие полые предметы: колоды, скорлупы крупных плодов, глиняные горшки.

Звук извлекали тоже всяческим образом: ударами пальцев, ладоней, палок, бронзовых пестиков.

Под звуки Барабанов устраивали ритуальные пляски, заклинали духов, молились богам, ликовали на праздниках.

В Африке хитроумно пользовались Барабанами как телеграфом,

Передавая от одного племени к другому на большие расстояния важные сообщения.

С Барабанами ходили в сражение и чеканили шаг на марше.

А барабанили Барабаны по всей земле во все времена!

А потом я познакомился с шумным семейством Барабанов ещё ближе. У каждого оказывается своё прозвище.

Вот БОЛЬШОЙ БАРАБАН ахнул с размаху войлочной колотушкой, словно доказать хотел, что не зря говорят: «как гром грянул среди ясного неба».

МАЛЫЙ БАРАБАН быстро застучал деревянными палочками, как будто листья зашелестели под каплями дождя. И ещё он показал необыкновенный талант сыпать скороговорки. «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», - застрекотал он пулемётом.

А потом показали себя несколько элегантных Барабанов китайского происхождения. Зовут их ТОМ – ТОМЫ. Ансамбль разновысоких Том – томов глуховатыми голосами ловко отговаривал свои собственные скороговорки какого – то таинственного содержания.

Для маленьких Том – томчиков, под названием БОНГИ, стоять не умели – их пришлось взять на руки. БОНГИ были подарены музыке американскими индейцами.  Когда по коже БОНГОВ ударяют ладонями, они отвечают весёлой россыпью звуков.

А вот ещё ручной инструмент из семейства Барабанов – БУБЕН. Корпуса – туловища у БУБНА нет. Как говорится, кожа да кости. Кожа натянута на обруч, а вместо костей – маленькие металлические тарелочки, вделанные в обруч. Тарелочки позвякивают при встряхивании БУБНА или ударе рукой по его коже.

Сколько же их – Барабанов, Барабанчиков, Барабашечек! И ведь у каждого свой особый талант барабанить! Но почему гордо молчат ЛИТАВРЫ – большие медные котлы, обтянуты сверху кожей? Вроде бы Барабаны как Барабаны. Но всё барабанное семейство смотрит на них с восхищением: вот, мол чего наш брат Барабан в этой жизни добиться смог. И держатся ЛИТАВРЫ чуть в стороне от других Барабанов, видно, цену себе знают. Как звучат ЛИТАВРЫ, никто из семейства Барабанов на такое не способен. Со всеми этими перечисленными инструментами можно встретиться, в симфоническом оркестре, в оркестре народных инструментов.

  • Приём оркестровки и похлопывание ритма музыкальных произведений.
  • Отстукивание не сложного ритма барабанными палочками или клавестами под музыку (по выбору музыкального руководителя).
  • Игра «Повтори за мной»



Предварительный просмотр:

С.С. Прокофьев «Марш»

Дошкольный возраст 5 – 6 лет.

Задачи.

Любовь к музыке, интерес к музыке.

Обогащать музыкальное впечатление.

Развитие музыкальный вкус, формировать музыкальную культуру.

Эмоциональная отзывчивость на музыку.

Знакомить с историческими событиями через музыку.

Обогащать представление, связанные с произведением.

 «Марш» С.С. Прокофьева

1 – е занятие.

Программное содержание. Вспомнить основные жанры (песня, танец, марш). Дать детям сведения о композиторе С.С. Прокофьеве.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, скажите пожалуйста, какие основные жанры в музыке вы знаете?

Дети. Песня, танец, марш.

Педагог. Совершенно, верно. Послушайте фрагмент музыкального произведения и постарайтесь определить жанр (марш по выбору музыкального руководителя, к примеру может быть марш Д. Шостаковича).

Дети. Жанр марш.

Педагог. Вы очень точно определили.

… Шаг левой ногой, шаг правой ногой. техника элементарная – ходьба. Слово Марш так и переводится с французского: ходьба, шествие. Один модный танец блеснул на время, вырвался вперед, но выдохся, остался позади. Другой… третий… четвёртый… А Марш шагает по дорогам истории с древних пор до наших дней, из века в век, по землям и странам. Крепче шаг – бодрее дух, вместе шаг – сильнее дух. Но Марш – всегда Марш, то есть организованная ходьба под музыку.

Поскольку марш связан с ходьбой, а ходьба имеет чётный ритм, то и ритм марша (главный его признак) всегда чётный: 2/4, 4/4 и т.д. Музыка обладает свойством облегчать человеку однообразные физические движения.

А сейчас я предлагаю вам всем встать около стульчиков и под счёт раз, два (проговаривая вслух вместе с дошкольниками) промаршировать. Замечательно, прошу занять свои места.

И так, мы с вами вспомнили характерные признаки жанра Марша, также мы знаем, жанр песня и жанр танец. (показ картинок: песня, танец, марш)

https://radiolemma.ru/uploads/news/2016/02/11/1acff91a2e28272f98dd842f85ac626f.jpg

Педагог. Дети, сейчас вы послушаете одно из произведений великого русского композитора XX века Сергея Сергеевича Прокофьева (показать портрет композитора). Его богатое творческое наследие получило всемирное призвание. Прокофьев оставил более 130 произведений, в том числе – 8 опер, 7 симфоний, а также оратории и кантаты, инструментальные концерты и ансамбли, фортепианные произведения, романсы и песни. Свой мир музыки Сергей Прокофьев, открыл в возрасте с четырёх - пяти лет. Он по возрасту был младше вас. В пять с половиной лет Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил первую пьеску, а в десять – свою первую оперу. В 13 – летнем возрасте Серёжа предстал перед приёмной комиссией Петербургской консерватории. Явился он, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых были его музыкальные сочинения, что само по себе привело в восторг принимавшего экзамен Н.А. Римского – Корсакова. Вот таким талантливым и уникальным был великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (обратить внимание на портрет композитора).

С.С. Прокофьев писал музыку и для детей. В нём много лирики, жизнерадостности, света, юмора. Послушайте одно из его произведений. Попробуйте определить, жанр, что это – песня, танец или марш (исполняется марш).

Дети. Жанр марш.

Педагог. Правильно. Прозвучал марш из цикла «Детская музыка». В сборник вошли двенадцать разнохарактерных пьес, которые рассказывают о насыщенном яркими событиями дне одного ребёнка. Марш – является одной из самых знаменитых и часто исполняемых пьес. Бодрая, приподнятая музыка с задорными игривыми форшлагами, упругими, четкими акцентами в мелодии, а также с ярким динамическим развитием мелодии делает произведение уникальным для слушателей и исполнителей. Скажите пожалуйста, а кто такие слушатели и исполнители (ответы детей)?

Педагог. Вы совершенно правильно ответили. Слушатель, тот кто слушает что – либо, а исполнитель - тот, кто участвует в исполнении произведения. Послушайте фрагмент марша С.С. Прокофьева и представьте себе картину, что бы вы делали в летний день под данную музыку, или кого бы себе представили, а может свою идею подскажите? (слушание фрагмента)

Дети. Выслушать детей.

Педагог. Мне очень понравились ваши воображаемые картины, ваши идеи, вы молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с великим русским композитором С.С. Прокофьевым и прослушали «Марш» из цикла «Детская музыка». На следующем занятии мы вновь вернёмся к маршу, и вы узнаете ещё интересные моменты музыкального произведения.

  • Просмотр мультфильма

 



Предварительный просмотр:

Танцевальный жанр «Балет»

Дошкольный возраст 6 - 7 лет.

Задачи.

Развивать музыкально – эстетическое воспитание.

Развивать представление танцевального жанра – балет.

https://cdn.culture.ru/images/b2d868bc-342e-5f50-ae44-f091dfa7b737

БАЛЕТ – это когда так танцуют. Не просто. Хотя в балете танцуют, балет и танец совсем не одно и тоже. Всякий балет – это танец. Но не всякий танец – балет. В 1581 году, это очень – очень давно, в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах. Так родился балет. Я предлагаю ребята вам послушать рассказ, как поздравляли с днём рождения - балет. И так я начинаю.

Как полагается, виновника торжества поздравляют близкие и друзья.

Первым встаёт СЦЕНАРИСТ БАЛЕТА. Его ещё называют АВТОР ЛИБРЕТТО.

- Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!

Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников и представителей животного мира.

А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхитительными зрителями.

Слово берёт КОМПОЗИТОР.

- Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут по человеческой истории.

Сколько прекрасной музыки написано композиторами для балетной сцены! Редкая опера обходится без танца. Больше скажу: любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Если быть очень внимательным, в музыке всегда можно услышать пульс вашего горячего балетного сердца. Да здравствует нерушимая дружба искусства звука и искусства танца!

Слово предоставляется БАЛЕТМЕЙСТЕРУ.

- Мой горячо любимый Балет! День вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарии Балета языком слов. Композитор пишет музыку Балета языком звуков. Я, Балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.

Наступила очередь говорить БАЛЕРИНЕ. Она не успела ещё и слова вымолвить, она только вышла – и все замерли от восторга. О, что это был за выход, то есть, говоря по балетному, антре! Лёгкий, изящный, приветливый, как улыбка!

- С тех пор как я встала на пуанты, - начала Балерина, - вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краев. Балет – это бесконечный труд. Спасибо, великий Балет и замерла в изящном, глубоком реверансе, то есть балетном поклоне.

А потом общее приветствие от КОРДЕБАЛЕТА. Да такое дружное, что всем доставило истинное удовольствие.

А потом выступил ХУДОЖНИК, человек, вовсе не посторонний балету. Каким безрадостным был бы Балет, если бы не было красочных декораций и костюмов.

А потом говорили ещё другие близкие Балету люди, без которых не обходится ни один балетный спектакль:

МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА во главе с ДИРИЖЁРОМ – это они дают музыке жизнь;

ОСВЕТИТЕЛЬ СЦЕНЫ – это он в одно мгновение может сменить на сцене солнечный день лунной ночью;

МАШИНИСТ СЦЕНЫ служит в театре волшебником, ему ничего не стоит превратить рыцарский замок в лесную поляну.

В общем, все поняли: балетный спектакль создают люди разных профессий, и только тогда у них всё получается, когда они делают общее дело в согласии и все без исключения любят Балет.

А разве мы, ЗРИТЕЛИ, не самые близкие люди? Разве Балет может обойтись без нас? Разрешите мне от имени всех зрителей сказать ему в день рождения:

- Мы любим вас, Балет!

Вот такой интересный рассказ «С Днём рождения Балет» вы прослушали

  • Использование ИКТ, составить кроссворда в режиме онлайн, например CrossMaker



Предварительный просмотр:

Что такое песня?

Дошкольный возраст 2 – 3 года.

Задачи.

Познакомить с жанром «Песня».

Любовь к музыке, интерес к музыке.

Обогащать музыкальное впечатление.

Развитие музыкальный вкус, формировать музыкальную культуру.

Обогащать словарный запас терминами.

Что такое песня, из самого слова видно. Песня – то, что поют.https://sch1770.mskobr.ru/attach_files/2021-08-0307-16.jpeg

Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.

Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и всерьёз, со слезами и со смехом – обо всём на свете и как душе угодно.

Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах, и даже в общественном транспорте. Поют под оркестры, под гитары, под гармошку, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже.

Поют во всех уголках земли, на всех языках, громко и тихо, весело, яростно, грустно.

Потому что песня – это очень просто. Просто, как дважды два – четыре, один плюс один – два и т.д...

А в песне припев плюс запев равняется куплет, а два куплета – это уже песня. Главное в песне, чтобы на слух и на язык легко ложилось, чтобы по нраву пришлось.

Интересно, какие песни тебе нравятся?.. я не сомневаюсь, что слова любимых песен вы знаете наизусть. Про что песня – слова её расскажут.

А если музыка без слов? Про что музыка, в которой ни про что не поётся? Вот в чём вопрос. Но на любой вопрос можно найти ответ.

  • Использую при объяснении темы картинки, подкрепляющие главные слова, что такое песня, где звучит и т.д.
  • При закреплении темы, играем в дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию»