Конспекты уроков 5 класс по ОДНКНР

Андреева Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Источники, создающие нравственные установки “Там, где невелик нравственный облик, нет великого человека”.

Слайд 2

Задания: Записать тему урока в тетрадь. Познакомиться с информацией презентации, прочитать легенду о Ное и Моисее. Выполнить задания в тетради №1 (слайд 3 – 4), №2 (слайд 9), №3 (слайд 10). Выполнить в тетради домашнюю работу на слайдах № 11 – 12 . Написать мини – сочинение на тему « Почему моральные нормы нигде не записаны ?». 10 полных предложений по теме – оценка «5».

Слайд 3

№1 Недавно Кит и Норма посмотрели мультфильм « Маугли ». Киту очень понравились джунгли, и поэтому он представлял себя то Шерханом , то Балу, а то даже Ка . А вот Норма утверждала, что отношения между животными в настоящих джунглях сильно отличаются от жизни людей, потому что законы джунглей бесчеловечны. Кит начал спорить с Нормой, и тогда она предложила ему мысленно переместиться в джунгли. Норма вдруг заговорила таинственным голосом: Представь, что ты попал в джунгли. Посмотри, какие растения тебя окружают. Увидь недалеко от себя дикое животное, рассмотри его. Почувствуй себя этим животным. Ощути свой хвост, выпусти несколько раз и спрячь когти, если они у тебя есть. Выгни спину, потянись. Носом втяни приятный воздух. Посмотри вверх, на небо. Почувствуй свободу. Что тебе захотелось сделать? Исполни свое желание. А теперь почувствуй себя снова человеком. Животное осталось вдалеке. Поблагодари его, джунгли, мир, который ты представлял. Возвращайся в мир людей.

Слайд 4

Ответь на вопрос : “Какими главными качествами наделено твое животное?” В жизни эти качества встречаются у людей? Приведи примеры из жизни. Не кажется ли тебе, что люди, в отличие от животных, живут по определенным нравственным правилам? А откуда берутся эти нравственные правила? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 5

НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА происходят из заветов предков. По библейской традиции предком человечества явился Ной, который оставил после себя семь заповедей. Однако самыми известными заповедями человечества являются заповеди Моисея, в которых говорится о том, что нужно и чего нельзя делать человеку. Кит очень заинтересовался заповедями, но больше его заинтересовали Ной и Моисей. А ты знаешь легенду о Ное и Моисее? Если нет, то потрать несколько минут на то, чтобы прочесть этот текст, и поблагодари Клио.

Слайд 6

Ной ввел в ковчег по одной паре всех наземных животных, а затем вошел в него сам с женой, сыновьями и жёнами сыновей (всего восемь человек). Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, высокие горы покрылись водой, и всё живущее на земле погибло. Вода прибывала 150 дней, затем стала убывать, и ковчег остановился «на горах Араратских». Ещё через 40 дней Ной выпустил в окно ковчега ворона, но тот не нашел себе места и возвратился; так же неудачно вылетал и возвращался голубь. Но семью днями спустя, голубь вернулся со свежим листом маслины в клюкве – знаком того, что Ной – спаситель мира зверей и птиц, родоначальник всего послепотопного человечества. Бог, решивший наказать людей за их непослушание потопом, предупредил Ноя, праведного человека, о предстоящей катастрофе и велел ему построить ковчег. Дал ему точные предписания относительно материала, устройства и размеров (ковчег состоял из трёх ярусов, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний— люди, верхний— птицы) . вода уже сошла; еще через семь дней голубь уже не вернулся; земля постепенно обсыхала, и через 365 дней от начала потопа люди и звери смогли выйти из ковчега. Затем бог Ягве заключил с Ноем и его семьёй «завет». Бог определил правильное круговращение времён года: «во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратится». Ной получил благословение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», но и запрет на убиение человека под страхом смертной казни.

Слайд 7

Моисей Моисей родился в знатной семье. Фараон Египта Рамзес II видел угрозу своей власти в еврейском народе. Поэтому он повелел уничтожать всех рождавшихся еврейских детей мужского пола. Амарам обратился к Богу и тот, явившись ему во сне, пообещал, что ребенок избежит преследования фараона и выведет из Египта свой народ. После рождения до трех месяцев ребенка воспитывали тайно, а затем мать вынесла его на реку и положила в осмоленной корзине в тростник у берега реки Нил, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона Фермуфис пошла на реку купаться, увидела корзинку и, услыхав плач ребенка, сжалилась над ним и решила сохранить его жизнь. Ребенок был взят во дворец. Его воспитали с большой заботой. Иудейская традиция сохранила сведения о том, что Моисей получил хорошее образование. Однако Моисей не мог чувствовать себя в безопасности, ибо сам фараон завидовал военным удачам Моисея. Моисей тайно бежал в страну Мадиам ( Мадиан ) на побережье Красного моря и стал пастухом. Однажды Моисей погнал скот на гору Хорив. Там он встретил Бога, который велел ему вернуться в Египет, возглавить народ и вывести его из Египта. Моисей отправился в Египет подготовить Исход (освобождение) еврейского народа. Однако для Исхода необходимо согласие фараона. Но фараон не освободил евреев от рабства. Тогда Бог пришел на помощь Моисею, и на Египет обрушиваются одно за другим бедствия – десять «казней египетских»: вода в реке обращается в кровь; страну наводняет несчетное множество лягушек; затем египтян и их скот поразили неведомые ранее болезни; потом страну наводнило множество различных раньше никем не виданных животных, от которых погибла масса народа;

Слайд 8

далее тела египтян покрылись страшными гнойными язвами; вслед за этим на страну обрушился страшный град; затем оставшиеся посевы уничтожила саранча; потом Египет был окутан непроницаемой мглой («тьма египетская»); и, наконец, Бог поразил египтян болезнью. Только после этого фараон согласился отпустить евреев. После выхода из Египта Моисей повел евреев на глазах у египтян к морю и, вознеся молитвы, ударил посохом по морю, которое от этого удара раздвинулось и, отступив перед евреями, дало им возможность удалиться по сухому пути. Бросившиеся же за ними враги – египтяне были поглощены сомкнувшимся морем и обрушившимися на них потоками дождя. Несмотря на то, что евреи были спасены чудесным образом, они вскоре опять сильно пали духом во время своего путешествия к горе Синайской . Так происходило неоднократно, и каждый раз Моисею приходилось изыскивать способы решения возникших проблем: то он опреснял воду в заброшенном колодце, то испрашивал у Бога пищу в виде перепелок и «манны небесной», то, предвидя очередной взрыв негодования, исторгал воду из скалы, ударив по ней посохом. Когда Моисей и его спутники подошли к горе Синай , Моисей получил от Ягве главные заповеди человечества, которые Бог собственноручно записал на двух каменных плитах – «скрижалях». Однако заповеди давали дважды. Это было связано с поклонением евреев «золотому тельцу» - материальному благополучию. Долгие годы Моисей водил свой народ по пустыне и однажды вывел свое войско к Иордану и Ханаану – «земле обетованной». Самому Моисею Бог не позволил вступить на эту землю. С тех давних пор люди живут по законам, полученным от него через Моисея.

Слайд 9

№2 Сравни некоторые заповеди Моисея с заветами великих мыслителей. Что ты замечаешь? В чем сходства и различия? Как ты думаешь, важны ли эти заповеди для тебя? Необходимо ли им следовать сегодня и почему? «Почитай отца своего и матерь твою...» «Не убивай». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». «Не желай ничего, что есть у ближнего твоего» «Не следует пренебрегать четырьмя вещами: огнем, болезнью, врагом, долгом» (Иоанн Дамаскин ). «Живи так, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок» (Марк Аврелий ). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 10

№3 Прочитай афоризмы о нравственности. Попробуй составить свой собственный афоризм. Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства его личностей (Д.С. Милль). Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений (П.А. Гольбах). Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека). О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни (Б. Паскаль). ______________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 11

Домашнее задание Спроси человека, являющегося для тебя авторитетом, что для него является источником нравственности, и запиши ответ в тетради. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 12

Самоанализ: В каких случаях ты придерживаешься нравственных заветов? Поставь себе «+» или «-»: Только тогда, когда боюсь наказания Только тогда, когда я чувствую, что не могу поступить по другому Никогда не задумывался Всегда