Мои проекты

Исрафилова  Регина   Исрафиловна

1.Проект Знакомим детей с музеями

2.Проект Знакомимся с городами России

3.проект Мои игрушки
 
4.Проект Народы России

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомимся с городами России. Калуга».

                     Подготовительная группа.

  1. Тема проекта: «Знакомимся с городами России».
  2. Воспитатель: Абдулазизова Регина Исрафиловна.
  3. Тип проекта: творческо-познавательный.
  4. Сроки проекта: краткосрочный (январь 2017г.)
  5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
  6. Цель проекта: расширить представления детей старшего дошкольного возраста о городах России, в частности, о г.Калуге; его достопримечательностях, улицах, знаменитых жителях. Воспитание гражданина, любящего и знающего свою Родину.
  7. Задачи проекта: познакомить детей с городом Калугой, его достопримечательностями; формировать представление о том, что Калуга – Родина космонавтики; дать представление о Калуге современной, об архитектуре края; познакомить детей с промыслом – изготовлением калужского теста; познакомить детей с калужским промыслом – Хлудневская игрушка; развивать эстетическое восприятие; воспитывать чувство уважения к культуре русского народа, бережное отношение к калужской истории и культурному наследству.
  8. Актуальность темы «Знакомимся с городами России».

Почему я выбрала эту тему? Краеведение является одной из форм активности, действенного познания своего края, его истории, культуры, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданских качеств личности, имеет эстетическое значение, воспитывая чувство красоты через искусство слова.

Многие впечатления, не осознанные глубоко ребенком, но пропущенные через детское сердце, играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Поэтому очень важно сохранить свою духовность, помочь детям выбрать нужные ориентиры, научить их любить не придуманную Родину, а такую, как она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.

  1. Практическая значимость проекта.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с городом в разных аспектах: Калуга историческая, Калуга современная, Калуга космическая, Калуга промысловая. Работа над проектом предполагает прослеживать связь времен, используя мультимедийную установку и просмотр слайдов. В процессе интегрированных занятий, которые включают в себя познавательную, продуктивную, игровую деятельность, решаются обучающие, воспитательные и развивающие задачи

  1.  Формы работы с детьми:

1.        Непосредственно – образовательная деятельность: «Знакомство с Калугой», «Калуга космическая», «Путешествие к Хлудневским мастерам», «Калужское тесто».

2.        Творческие рассказы: «Знаменитые люди Калуги», «Памятные места Калуги».

3.        Заучивание стихотворений о Калуге. Чтение произведений калужских авторов.

4.        Рисование: «Ока – судоходная река», «Калуга космическая», «Космические спутники Земли».

5.        Дидактические игры: «Найди флаг Калуги», «История калужского герба»,  разрезные картинки «Собери достопримечательность».

6.        Подвижные, речевые игры Калуги.

C:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\DSC01514.JPG

C:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\IMG_20170125_134715.jpgC:\Users\777\Desktop\моя калуга\фото к проекту\IMG_20170127_073153.jpg

     

  Конспект занятия по ФЦКМ

        «Знакомство с Калугой».

Цель занятия: познакомить детей с городами России, в частности, с Калугой; ее местоположение на карте, с гербом Калуги; с достопримечательностями города; знакомство со знаменитыми жителями Калуги; развивать познавательный интерес, любознательность у детей старшего возраста.

Ход занятия: Дети стоят около воспитателя.

-Ребята, в каком городе мы с вами живем? ( в Химках).

-Как называется наша страна? (Россия).

-Какие города России вы знаете? (Дети перечисляют)

А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по просторам нашей бескрайней Родины, в город Калугу. Где же находится этот город? Давайте посмотрим на карте.

Дети подходят к карте, показывают сначала Россию, потом воспитатель говорит о наличии областей (Московская область, Рязанская, Тульская, Орловская и т.д.). Воспитатель показывает Калужскую область и  главный город этой области – Калугу).

-Занимайте места в вагонах, наш поезд отправляется.

Дети строятся друг за другом.

Стихотворение: (Читает воспитатель) 
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как   домой приедем.      
(Звучит музыка, далее дети садятся на места).

-Давайте познакомимся с этим удивительным городом –Калугой.

                                  Фото «Старая Калуга».

Когда-то давным-давно Калуга была вот такой: с маленькими одно и двухэтажными деревянными домами, с повозками лошадей. На улицах стояли старинные фонари. Город старинный, основан в 1371году. Совсем скоро городу исполнится 650 лет. Сейчас это большой современный город.

                        Фото «Герб Калуги».

У города имеется свой герб. На голубом фоне изображены волны (это означает, что в Калуге протекает большая, широкая река – Ока); над волнами –императорская, царская корона (символ власти, мужества, стремления к победе). Внизу расположена красная лента с девизом «Колыбель космонавтики» и с изображением первого искусственного спутника Земли. Многое в городе связано с историей космоса и с именем великого ученого К.Э.Циолковского.

                    Фото «Ока и мосты Калуги».

В городе протекает  широкая река – Ока. На вьезде в город расположен современный мост большой протяженности. Это мост автомобильный (показ). Но есть в городе и пешеходные мосты (показ). Для кого они? (для пешеходов). Мост называется каменный, он необычный, с 15-тью каменными арками.

Фото «Памятник, посвященный истории космоса на вьезде в город»

Как только мы пересечем автомобильный мост, на вьезде в город, мы увидим памятник, посвященный истории космоса. Жители называют его ласково «шарик». Впереди барельеф, на котором изображен великий ученый, который сделал много для развития космонавтики –К.Э.Циолковский. За ним –высокая стелла с изображением первого космонавта –Ю.А.Гагарина, которая символизирует первый полет человека в космос. А внизу – спускаемый космический аппарат, в котором приземлился на землю Гагарин.

         Далее подвижная игра «Ты катись, катись , клубочек…»

Дети встают в круг, передают друг другу клубочек со словами: «Ты катись, катись, клубочек, быстро-быстро по рукам; у кого сейчас клубочек – тот сейчас ответит нам» (как называют жителей Химок; жителей Калуги; жителей Москвы; жителей Тулы и т.д.)

Фото «Памятник Циолковскому», «Памятник Циолковскому и Королеву», «Памятник Гагарину».

Памятник Циолковскому –великий ученый изображен как обычный человек, который стоит на улице и мечтательно смотрит на небо, на звезды. Рядом велосипед. Циолковский часто передвигался на этом виде транспорта. На самом деле, это самый известный житель Калуги. Жил он почти 100 лет назад и был сначала простым учителем. Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.

Памятник Циолковскому и Королеву -спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Королев приезжал в Калугу, Циолковский принял его , и они долго разговаривали. Он рассказывал ему о своих планах в освоении космоса. Памятник стоит на пересечении улиц Циолковского и Королева.

Показ фото первого искусственного спутника Земли и современной орбитальной станции.

Памятник Гагарину – первый космонавт не жил в Калуге, но приезжал туда несколько раз. После своего полета Гагарин приехал в Калугу, там решено было открыть музей истории космонавтики. Гагарин заложил первый камень под строительство музея и под него бросил монетку на счастье. Теперь перед музеем стоит памятник Гагарину. Он изображен с распростертыми руками и смотрит в небо. Гагарин изображен не в скафандре, как мы привыкли, а простым человеком.

Показ фото «Памятник ветерану» и «Памятник театральному зрителю».

Есть в Калуге и необычные памятники. Например, памятник ветерану. Это тоже житель Калуги, который воевал в годы ВОВ. Был танкистом, имел много орденов и медалей. И калужане установили в честь него памятник. Он просто сидит на скамейке, опираясь на палочку. Около ног его верная собака. В День Победы, 9 Мая, в руках ветерана всегда появляются цветы.

Памятник Театральному зрителю ус тановлен около Большого Драматического Театра (показ).Около ступеней театра девушка, которая пришла в театр, в руках у нее театральный билет.

Мы познакомились с основными достопримечательностями Калуги.

Далее проводится подвижная игра «Отгадай загадку». В разных уголках групповой комнаты развешены фотографии «Аптека», «Вокзал», «Магазин» и т.д. Воспитатель загадывает загадку , например, про вокзал. Все дети должны подбежать к фотографии, изображающей вокзал и т.д.

В этот дом идут с утра

Дети нашего двора.

Он уютный и большой,

Он всем детям, как родной.

Там они гуляют, спят,

На занятиях сидят,

Сказки слушают, танцуют,

Учатся считать, рисуют. (детский сад)

-Можно здесь купить таблетки

И микстуру заказать.

Витамины выбрать можно,

По рецепту мази взять. (аптека)

-Здесь покупают и продают,

Здесь на прилавках всё люди найдут.

Могут продукты любые купить

И для детишек конфет не забыть.

Могут одежду себе присмотреть,

Обувь, посуду и ткань приглядеть. (магазин)

-Соревнования здесь проходят,

В футбол играют и хоккей,

Здесь занимаются спортсмены,

И ты спеши сюда скорей. (стадион)

-Электрички, поезда

Прибывают все сюда,

Здесь билеты продают,

Провожают тут и ждут (вокзал)

В этом доме нет дошкольников,

Но зато в нём много школьников (школа).    Дети садятся.

Оказывается, в Калуге, как и в любом другом городе, есть школы, аптеки, детские сады и магазины.

-Ой! Посмотрите, в Калуге начала портиться погода, пошел дождь, поднялся сильный ветер, и наши фотографии с достопримечательностями упали и все перемешались (воспитатель переворачивает фотографии обратной стороной). Давайте восстановим порядок.

Дети выходят по очереди, переворачивают любую фотографию и рассказывают, что на ней изображено.

-Молодцы! Вы очень много запомнили. Но нам пора возвращаться домой.

«Раз, два, три, повернись – в родных Химках очутись!».

          Конспект интегрированного занятия

                    «Ока – судоходная река».

Цель занятия: расширять представления детей о г.Калуге и реке Оке ( о водном транспорте и рыбах, живущих в ней); воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине; закреплять основные навыки рисования при изображении водного транспорта.

Ход занятия:

Мы с вами уже побывали в городе, который находится на берегу Оки. Как он называется? (Калуга).

Сегодня мы отправимся на берег Оки и посмотрим, что же там интересного?

                                          Показ фото «Река Ока».

-Это большая и очень глубокая река. По ней плывут лодки, пароходы, груженные баржи. Зимой Ока замерзает. Но как только пригреет весеннее солнце, она снова становится судоходной. Река Ока впадает в другую большую русскую реку – Волгу. На берегу реки Оки стоит главный город Калужской области – Калуга.

-Как вы думаете, есть ли рыба в Оке? Да, в реке Оке  водится много разной речной рыбы: щука, лещ, плотва, судак, сом, ёрш, стерлядь.

Далее показать детям фотографии катеров, прогулочных кораблей, барж, идущих по Оке.

Показ фото рыб, живущих в Оке.

-Жители Калуги очень любят свою реку, заботятся о ней, стараются, чтобы она оставалась чистой.

Поэты даже слагают стихи о природе и Оке.

1.-«Над рекой Окой

В небе облака

Голубой покой

Льётся свысока.

Над рекой Окой

Рощи и луга,

Хорошо с тобой,

Милая река».

2.«Сквозь толщу льда тепло проходит.

С полей, лесов вода подходит

И поднимает лёд,- вот – вот

Начнется вешний ледоход.

 

Эх, уловить бы тот момент,

Когда воздвигнув монумент,

Ока из плена вновь прорвётся

И с шумом дальше понесётся.

 

И, унося осколки льда,

Под небом побежит вода».

Воспитатель:

-Сейчас мы с вами представим, что наступила весна и Ока растаяла. Поплыли по Оке корабли. Давайте пустим наши корабли по реке, но сначала поиграем с пальчиками.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

«Водный транспорт-

Все плоты, катера, и корабли,

Яхты, лодки - по волнам

Груз легко доставят вам».

Воспитатель

-Берите кисточки, « пускайте корабли в Оку».

Далее дети рисуют р.Оку и катера, корабли, баржи, плывущие по ней.

          Конспект занятия по аппликации

                      «Освоение космоса»

Цель занятия: закрепить знания детей о г. Калуге,  как «колыбели космонавтики» (расширить знания детей о космическом пространстве, о великом ученом К.Э.Циолковском, познакомить с историей возникновения космического корабля); развивать память, внимание, логическое и образное мышление; закреплять навыки и приемы аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, каждый год 12 апреля в стране отмечают  день космонавтики.
Воспитатель:  а кто из вас знает, кто такие космонавты?

Дети: космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях.

Воспитатель: правильно, 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полёт.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как звали этого космонавта?

Дети: да. Ю.А. Гагарин.

Воспитатель: всё верно, молодцы! Когда Ю. Гагарин полетел в космос, вся страна следила за его полётом, все люди сначала очень волновались, а затем радовались, когда он успешно приземлился, облетев вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Они выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.


Воспитатель: правильно, а вы знаете, когда впервые был изобретён космический корабль?

Дети: нет.

Воспитатель: а вам интересно узнать? 
Дети: да.

Воспитатель: очень давно, почти 100 лет назад, в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показ портрета). Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты.

  Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.

Спустя много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.

Позже ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. И потом ученые решили осуществить свою мечту – послать в космос человека. 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась.

Показ фото, как выглядел первый искусственный спутник Земли.

Воспитатель предлагает детям сделать аппликацию «Первый искусственный спутник Земли».

-Что же мы изобразим на нашей картине? Чтобы понять, отгадайте космические загадки:

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.        ( космонавт)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.    ( луноход)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.       ( луна, месяц)

По тёмному небу рассыпан горошек 
Цветной карамели из сахарной крошки, 
И только тогда, когда утро настанет, 
Вся карамель та внезапно растает.         ( звёзды)

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?                     (Большая Медведица или Малая Медведица).

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.         ( солнце)

Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали и можем приступить к работе. На нашей картине будут изображены Земля, Солнце, первый искусственный спутник и звезды.

                               Далее дети делают аппликацию.

       Конспект занятия по ФЦКМ «Калуга космическая».

Цель занятия: закрепить знания детей о г.Калуге, как «колыбели космонавтики», о великом ученом К.Э.Циолковском; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей возникновения космического корабля. Развивать память, творческое воображение, находчивость.

  • Ход занятия:

-Спросить у детей, что они запомнили о Калуге, как о космическом городе и о великом ученом К.Э.Циолковском. (Дети рассказывают).

Ну а у нас с вами есть свой волшебный космический корабль.

(На ковре стоят полукругом стульчики.)

Я вам предлагаю занять всем свои места на нашем корабле.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
И к ракете мы пришли
Раз, два, три!

По ходу выполнения физминутки дети проходят на ковёр к «космическому кораблю».

И так все сели, приготовились, начинаем запуск.

Все вместе: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Воспитатель: ребята мы с вами летим в космосе, посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета Земля? 
Дети; она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).

Воспитатель: дети, а что ещё мы видим в космосе?

Дети: солнце (показ фото).

Воспитатель: правильно, в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите. Дети, а вы знаете, сколько всего планет в нашей солнечной системе?

Дети: да.

Воспитатель: перечислите их (показ  в книге «Космос»)

Дети: самая близко расположенная к солнцу планета – Меркурий, затем – Венера, на третьем месте от солнца находится наша планета Земля, затем – Марс, потом – Юпитер, следующая планета – Сатурн, потом – Уран, Нептун и самая дальняя от солнца планета – Плутон.

Воспитатель: дети, на каких планетах существует жизнь?

Дети: только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь.

Воспитатель: молодцы, вы совершенно правы. И так, первая остановка в нашем космическом путешествие на планете - Меркурий. Воспитатель достаёт конверт с письмом. Дети, посмотрите, я нашла письмо, которое нам оставили инопланетяне.

«Дорогие дети, если вы хотите продолжить своё путешествие по космосу вам нужно выполнить наше задание».

Игра «Третий лишний».

1. Марс, Юпитер, космонавт.

2. Космический корабль, космонавт, солнце.

3. Уран, Нептун, солнце.

4. Ракета, спутник, мотоцикл.

5. Солнце, звёзды, Африка.

6. Луноход, космическая станция, лодка.

7. Комета, метеорит, глобус.

Воспитатель: мы справились с этим заданием и отправляемся дальше.

Следующую остановку мы с вами делаем на планете – Венера. И так выходим из нашего корабля.

Физминутка.

На луне жил звездочёт —                      («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                   (Описать круг руками)

Венера-два-с,                                        (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,               (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,          (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,            (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,         (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                     (Развести руки в стороны)

Ну что, готовы к полёту?

Дети: да.

Воспитатель: тогда летим с вами на следующую планету – Марс. А вот и она и здесь нам с вами инопланетяне тоже оставили письмо с заданием.

«Ребята помогите нам отгадать загадки».

            Цепочка загадок о космосе для детей.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

-Молодцы! Сегодня мы путешествовали на необычном, придуманном космическом корабле, а ученые давно уже изобрели и придумали современные орбитальные станции.

Я предлагаю вам нарисовать такую космическую станцию.

Далее дети рисуют.

Итог:-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Народы России».

Старшая группа.

  1. Тема проекта: «Республика Дагестан»
  2. Воспитатель: Абдулазизова Регина Исрафиловна
  3. Сроки проведения проекта: январь – февраль 2020г.
  4. Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
  5. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, 

  1. Цель проекта:
  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями,
    песнями и танцами.
  • Создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.
  1. Задачи:
  •   углублять и уточнять представления о Родине — России;
  •  формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  •  закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  •  о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России, в частности Республики Дагестан.
  •  познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную   связь окружающего мира с жизнью человека;
  •  воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать интерес к страноведческим знаниям.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

  1. Актуальность проекта:
  • В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
  •  Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
  •  В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
  1. Предполагаемый результат:
  • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Пополнение знаний о народах России.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с народными играми Дагестана, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
  1. План мероприятий:
  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Развлечение «Народы России».
  • Спортивное развлечение «Игры народов России республики Дагестан».
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Создание дидактических игр-пазлы «Народы России».
  • Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России республики Дагестан.
  • Работа с родителями «Национальные блюда»
  • Подборка «Игры народов России республики Дагестан».
  • Подборка «Сказки народов России республики Дагестан».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Презентация проекта.
  1. Итог проекта:
  • Открытие мини-музея «Народы России».
  • Приглашение воспитателей  на открытое занятие.
  • Презентация проекта.

 

  1. Работа над проектом проводится в несколько этапов:
  1. Информационно-накопительный:
  • Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДОУ для определения целей проекта.
  • Провести    опрос детей на знание о многонациональности  народов проживающих на территории России;
  • Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
  • Обращение к специалистам.
  • Чтение методической и художественной литературы;
  •  Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Проведение цикла тематических  занятий;
  •  Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народов России республики Дагестан;
  • Чтение сказок народов России республики Дагестан.
  1. Презентационно – завершающий:
  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • подборка « Игры народов России Республики Дагестан»;
  • подборка пословицы, поговорки, загадки народов России Республики Дагестан;
  • подборка «Сказки народов России Республики Дагестан»;
  • подборка «Иллюстративный материал»;
  • подборка «Методические разработки»;
  • презентация проекта «Народы России Республики Дагестан»;

1. Образовательная область «Познавательное развитие»
•    Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта России, указка, флажок с изображением герба Москвы и  флаг России.

•    Тема 2. «Какие народы живут в России»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.

 Игровая деятельность детей:

•    Дидактические игры:

- «Чей костюм?»;

- «Пазлы народы России»;

-«Узнай наш флаг (герб)».

 

         2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование на темы:

          - В гостях у сказки.

         - Роспись предметов одежды народов России Республики Дагестан

  • Аппликация:

         - Орнаменты для национальных костюмов

         - Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):

3.Образовательная область «Физическое развитие»

•    Подвижные игры:

- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки».

4.Образовательная область «Речевое развитие»

         1.Составление рассказов по картинам:

- «Ярмарка. Русские»,

- «Пчеловодство. Марийцы».

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление Загадок о семье, о Родине, о России.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Составление рассказов по пословицам:

        - «Родина краше солнца, дороже золота».

       - «Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».

       - «На чужбине и собака тоскует».

       - «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

       - «Смело иди в бой, Родина за тобой».

 Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».

Чтение стихов о Родине, России, гербе.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

 Чтение художественной литературы:
•    Сказки народов России: -

-«Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка;

            -«Аций-Баций»- дагестанская сказка;

            - «Синяя птица»- дагестанская сказка;

            -«Секрет Молодости» - дагестанская сказка;

- «Матти – весельчак» - карельская сказка

- «Перя-богатырь» - Коми;

-  «Как я пчел караулил» - марийская сказка;

- «Тюляк, сын  Сари - Маркаса» - башкирская сказка;

- «Девушка - хвощина» - якутская сказка;

- «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка;

5. Взаимодействие детского сада с семьей.

          - Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов.

- участие в организации мини-музея «Народы России».

- Информация для родителей, оформление уголка в раздевалке.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.)

          Тема: «Республика Дагестан» 

Воспитатель: Абдулазизова Регина Исрафиловна.

Дата поведения: январь 2020г

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Познание», «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Здоровье»

Планируемые результаты: дети имеют представление о родине, о больной стране и народах живущих в ней в частности о Республике Дагестан как части России; знают понятие «символика», формулируют ответы на вопросы педагога.


Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, герб, флаг, р.  Дагестан, столицы Дагестана, достопримечательности республики и природы Дагестана, запись гимна России, гимна Дагестана, слайды символики.

Цель:

  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • знакомить с народами Республики Дагестан, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, народными поэтами,  играми,  песнями и танцами и кухней

Задачи:

  •  формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
  •  закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России, в частности Республики Дагестан.

развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

IMG_20210103_174213IMG_20210103_174331
1. Организационный момент.

Звучит песня: «С чего начинается Родина?» (1. Слайд приветствие)

 (дети в след за воспитателем заходят в муз. зал и становятся в круг на приветствие).

 ( 2. Слайд муз.Родина)

«Дружба начинается с улыбки»

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

И здравствуйте уважаемые гости. Ребята поздоровайтесь с гостями.

Дети: Здравствуйте!
Воспитатель – Ребята скажите о чем поется в песне которая звучала когда мы с вами зашли муз. зал? 
Дети - о Родине
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины
Воспитатель - Скажите, что такое Родина?
Дети - Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Дети - Это леса, поля, реки. Это наш город.
Дети - Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Дети - Это место, где стоит наш детский сад.
Дети - Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.

Воспитатель – верно ребята.

Ребенок1.

 «Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.


Ребенок2.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Воспит- Родина – это страна, в которой мы живем.  Как называется эта страна?

Дети – страна называется Россия.  

Ребёнок:
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!

Воспит. Ребята посмотрите – флаг и герб нашей страны.

Воспитатель: Ребята кто помнит, где на карте расположена наша страна? (2.слайд карта рос.)


Воспитатель - Расскажите, что мы еще знаем о России?
Дети - Россия – это большая многонациональная страна.

 В ней живет много народов, так же много республик, городов, рек и лесов.


Воспитатель -Как называется главный город нашей страны?
Дети - Москва– столица нашей Родины.

Восп. Мы гордимся нашей страной.
Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве народов сила России.

 (ребята садитесь на стульчики)


Воспитатель – Как мы сказали в России много республик, вы помните с какой республикой России мы с вами познакомились?
Дети – республика Дагестан.

Воспитатель:  Кто может показать на карте России, где находится р. Дагестан

Воспитатель – давайте вспомним  символику р. Дагестан  – это герб Республики Дагестан. Что изображено на нем? (3 слайд герб)
Дети – на нем изображен золотой орел, солнце, горные вершины, рукопожатие.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает изображение орла?
Дети - Орел олицетворяет независимость и свободу, мужественность и храбрость,
Дети - стойкость и гордость за республику и страну.


Воспитатель –что означает солнце?
Дети - Солнце означает жизнь, ее силу,  свет.


Воспитатель - Второй символ Р.Д. – это флаг. (4 Слайд флаг)


Воспитатель – из каких цветов состоит флаг?
Дети – зеленый, синий, красный.


Воспитатель – давайте вспомним, что обозначают эти цвета?
Дети: Зелёный - олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли.
Синий — цвет моря и мирное небо над головой.
Красный - мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана).

Воспитатель - Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн?
Дети - Гимн – это торжественная песня.


Воспитатель - Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: - Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников,

Воспитатель - При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение.


Воспитатель -  музыка гимна написана дагестанским композитором Кажлаевым а слова написаны дагестанским известным поэтом Расулом Гамзатовым.

Я предлагаю вам встать и  послушать гимн Дагестана. (5. Слайд звучит гимн РД)

Воспитатель: В Дагестане принято особым образом приветствовать друг друга при встрече или расставании.  Кто помнит как?

Дети: Ассаляму Алейкум ва Рахматуллагьи ва Баракяту что в переводе означает – Мира и благополучия вам и вашей семье.  Ребята давайте скажем так  нашим гостями.

Воспитатель:   Республика России Дагестан большая или маленькая?
Дети – Республика большая, в ней много городов, сел, полей, лесов, рек, лугов.

Воспитатель - Какие города Дагестана вы знаете, назовите?
Дети – Каспийск, Махачкала, Дербент, Дагестанские огни. (6 слайд фото городов)


Воспитатель - Как называется главный город Дагестана?
Дети – столица республики Дагестан город Махачкала (7 слайд Фото мах)


Воспитатель - Ребята, вы помните, что в республике Дагестан живут разные народности. Дагестан это самый многонациональный регион Р.Ф.
В ней проживает более 60 народностей, (аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, цахуры и многие др.).

Трудно, и даже невозможно найти на земном шаре место, где на такой небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками и диалектами, культурными традициями и обыденными особенностями и живущими в мире и согласии.  

Не случайно еще в древности Дагестан называли «страной гор»

Красивы и неповторимы горы Кавказа. ( 8 слайд фото гор)

Одни из них покрыты веселой яркой зеленой шапкой, а другие -высокие и неприступные - одеты холодным снегом. Здесь даже жарким летом очень холодно.

Восп: Очень много в горах Кавказа селений, в которых живут добродушные и приветливые люди. (9 слайд фото селений)

А дети  этих горных селений тоже так же как вы любят играть в разные интересные игры и придумывают их сами.

В одну такую игру сейчас мы поиграем.

 1.«Джигитовка» - дагестанская народная игра.

Играет вся группа.

Содержание игры:

Участники разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, а третий – стоящий в центре – закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша.

Правила игры:

  1. Начинать игру вместе только по команде воспитателя.
  2. Выигрывает тройка, пришедшая к финишу первой.
  3. На каждом этапе бегуны в тройке меняются местами.

2. «Игра в альчики» - Дагестанская - даргинская игра.

Играют 10-20 человек.

Инвентарь: кубики равные кол-ву играющих и мячи.

Содержание игры:

На линии против обеих команд, расстояние 8-10м., ставится по количеству играющих кубики, каждый игрок выполняет по одному броску мячом, стараясь выбить кубик. Побеждает команда, выбившая наибольшее количество кубиков.

3. Надень папаху (Тlагъур лъе) – аварская игра.

Играет вся группа.

Содержание игры:

Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры:

Водящий не должен подсматривать.

Воспитатель: Ребята у народов Дагестана много своих национальных праздников,  но общими Дагестанскими народными праздниками являются - Ураза Байрам, Курбан Байрам.

Восп. Кто знает, что такое Курбан Байрам?

            -это жертвоприношение барашка.  Мясо барашка сначала раздают бедным людям, потом соседям и родственникам, и немного оставляют своей семье.  Верующие люди в Дагестане, в этот праздник делают добрые дела, стараются помочь бедным людям, раздают продукты: хлеб, фрукты, зерно разных видов,  помогают друг другу.  

 Восп.: А что за праздник Ураза байрам?

 – к этому празднику «Ураза байрам» люди готовятся целый месяц - 30 дней держат пост – ничего едят и не пьют даже воду. А как вы думаете целый месяц без еды можно прожить? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно, и поэтому  с наступлением вечера разрешается пить воду и есть только полезную еду это финики, фрукты и немного мяса). (10 слайд)

 Так они очищают свой организм от вредных веществ.

  Восп.: Так же перед праздником Ураза- Байрам все прощают друг другу обиды, стараются навестить своих родственников и знакомых и просят у них прощения.  

Так люди настраиваются на что бы встретить праздник в мире и согласии.  

Восп.: А за 4 дня до праздника  «Ураза Байрам» девушки и женины в каждой семье проводят в порядок свой дом, делают генеральную уборку в каждом уголке дома.

Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Наведи порядок»

Ребята, еще на кануне праздника в Дагестане люди покупают друг для друга подарки, хозяйки дома готовят сладкие угощения и традиционные блюда восточной кухни.

 А дети разносят их своим  родственникам.

И что б наши гости не скучали давайте и мы их угостим восточным угощением, которое я приготовила для них .

А пока наши воспитатели угощаются давайте продолжим дальше …..

В день праздника Ураза байрам принято вставать рано утром и надевать праздничную одежду. (11 слайд).  

Любые праздники в Дагестане не обходятся без танцев. (12. Слайд)


Ребёнок:
Мелодия звучит так страстно
И зажигает вновь и вновь!
И ритму танца все подвластно,
В нем мужество и любовь!
Он символ гордого Кавказа,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор
!

«Танец лезгинка» (дети садятся на свои места)

 Ребята на этом наше путешествие заканчивается.  Скажите, что вам больше всего понравилось?  

Ребята я приготовила угощения сегодня не только для гостей, но и для вас. Мы с вами попробуем его в группе.

 Сейчас можно попрощаться с  гостями по Дагестанскому.


Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.)

Тема: «Народы России»

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; национальные костюмы нородов России; куклы в костюмах народов России; книги со сказками народов России; головные уборы народов России; дети и воспитатели одеты в костюмы народов России.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.

Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, татары по праздникам готовят чак-чак — жареную лапшу с медом, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

     У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов России»

В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.

Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.