Семинары

Исрафилова  Регина   Исрафиловна

Семинар Повышаем психологическую устойчивость работоспособность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10«Колобок»

Семинар - практикум для педагогов по профилактике психоэмоционального напряжения

Тема: «Повышение работоспособности и эмоциональной устойчивости»

 

Воспитатель: 1 кв. категории

Регина Исрафиловна.

Городской округ г. Химки

Московская область 22 сентябрь 2017г.

Воспитатель: Абдулазизова Р.И.

 (Слайд №1)

Тема: «Повышение работоспособности педагогов ДОУ»

Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов. Восстановление психического равновесия.

Снятие нервного напряжения.

Задачи:1. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;  

             2. Дать возможность применить полученные знания на практике.

Педагог:  Регина Исрафиловна.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем наш семинар с элементами тренинга.

 Все вы знаете что Тренинг – это обучение опытом. Он предусматривает то, что присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения.

Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики напряжения и переутомления.

.

(Слайд №2 Упражнение «Имя – ассоциации»)

Цель: развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера друг друга, подчеркивание индивидуальности каждого, сплочение коллектива.

 И первое что мы сделаем -это попробуем снять напряжение.

Сейчас я раздам всем вам листочки, на которых вы напишите свое имя и ассоциацию к имени с определением качеств характера. Определенное качество характера должно начинаться с буквы с которой начинается Ваше имя.

(каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой)

Например: Женя – жизнерадостная, Лена – ласковая и т. д.

 А теперь я попрошу вас озвучить то, что вы написали.

(слад №3 Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения.

Для следующего упражнения вам необходимо выйти в цент зала.

У вас получилась одна команда.

Инструкция: ваша задача построить заданную фигуру, используя всех участников команды.

 (см. слайд №4 показ фигур) • квадрат; • треугольник; • круг; • ромб; • угол; • букву.

 

Вы отлично справились с упражнением. Вы молодцы! Можете пройти на свои места.

Психолог: И так мы свами знаем что в последнее время проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:

 Выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуя творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

 Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться не профессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».

(слайд №5)

 Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключений эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие.

 Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание:

высокая эмоциональная загруженность,

          ежедневная и ежечасная необходимость сопереживать,

          сочувствовать, нести ответственность за жизнь и здоровье чужих детей.)

Диагностика эмоционального состояния (автор Люшер) 

(слайд№2 результаты диагностики)

Цель: определение эмоционального состояния.

Психолог: следующее упражнение поможет вам, немного разобраться в себе, задуматься над тем, какое место в вашей жизни занимает работа, личная жизнь.

(Слайд №6). Упражнение «Лестница» цель: осознание себя как личности, находящееся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. (По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы):

- подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Что мешает находиться наверху:

- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

Обсуждение по кругу.

Психолог: Наша профессия одна из самых энергоемких профессий.

В этой профессии мы отдаем очень много энергии, которую необходимо восполнять.

 (слайд №7) Упражнение «Волшебный магазин».

Цель: умение договариваться и идти на компромисс.

Каждый из вас выставляет на продажу свой товар. В данном упражнении товар – это качество вашего характера, которым вы может поделиться, а взамен заказать себе что-нибудь другое.

Например: меняю 500граммов уравновешенности на 100 граммов общительности. Если у кого-то из присутствующих есть желание отдать 100 граммов своей общительности и получить за это 500 граммов моей уравновешенности, то это значит, что сделка состоялась. Если ваш товар не продается, то Вам необходимо сделать рекламу, предлагаемому качеству (чем оно замечательно, полезно, в чем может помочь).

 Важно, чтобы каждый из вас предложил свой товар.

Обсуждение:

- какие чувства вызвало у вас это упражнение? (часто это ощущение потерянности в момент, когда не находится человек, который мог бы совершить с вами обмен так?)

Психолог: теперь Вы знаете, какие у Вас есть качества, которые помогают вам в профессии и, которыми Вы можете поделиться.

 Вы осознаете, чего Вам не хватает и понимаете, что над этим нужно и можно работать.

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникнуть в процессе работы.

Это необходимо для сохранения здоровья не только педагогов, но и детей.

 Мы с вами знаем, что существует много способов снятия стресса.

 (слайд №3 способы саморегуляции)

Самой быстрый и эффективный способ – это саморегуляция.

 Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия).

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Обычно, когда мы бываем чем – то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание.                                                                                     Высвобождение дыхания – один из способов расслабления.

А сейчас я вас попрошу закрыть глаза и по возможности расслабьте  мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании, в течении 1 минутки дышите медленно, спокойно и глубоко. Я засекаю время.

 (слайд. Упражнение «Передышка». Цель: регуляция дыхания. (музык. сопровождение)

                                                                                                                                          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель: установление обратной связи.

В заключение мне хотелось бы узнать, что было для вас самым трудным (неприятным, что больше всего понравилось (запомнилось? Начните со слов, «Мне сегодня…»