РМО учителей физической культуры и ОБЖ

Другов Сергей Борисович

Методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей физической культуры и преподавателей – организаторов ОБЖ.

10.01.2014г.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации общества, так и для становления гражданина новой России, повышения обороноспособности и престижа страны на международной арене.

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Россия не исключение. В нашей стране проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.  

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников. Поскольку школа по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на  педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

          Цель данной работы – формирование и внедрение системы (ее элементов) патриотического воспитания старших школьников для формирования социально-активной личности гражданина и патриота.

         Задачи:

- разработать модель (систему) патриотического воспитания учащихся в школе;

- выявить технологии, методы, приемы  эффективные для организации патриотического воспитания;

- формировать активную жизненную позицию учащихся через вовлечение школьников в мероприятия патриотического значения.

        Результатом апробации элементов своей педагогической системы планирую видеть:

Для педагога:

Для обучающихся:

  1. Апробированная система патриотического воспитания адекватная для работы со старшеклассниками в условиях школы старшей ступени
  1. Повышение  уровня  саморазвития обучающегося, его учебной мотивации и активной гражданско-патриотической жизненной позиции
  1. Комплекс эффективных технологий, форм и методов для дальнейшего применения в УВП
  1. Формирование у школьников достаточной компетентности для активного сознательного участия в социальной, политической и идеологической жизни территории и страны, в которой проживает

В данной работе  я представляю описание собственного педагогического опыта, направленного на становление патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность.

Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания в системе преподавания ОБЖ.

      Формирование патриотического сознания российских граждан является одним из приоритетных  факторов единения нации. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье и в школе, в связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе, начиная с первого и заканчивая выпускным классом, обозначено гражданско-патриотическое воспитание.

Концепция государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»,  определяет  цель развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов. Опираясь на данный государственный документ, школа в своей программе развития  уделяет особое внимание патриотическому воспитанию старшеклассников, основные концепции которого прописаны в модели выпускника школы.

Рассматривая патриотическое воспитание как «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», я педагог-организатор ОБЖ  организую  учебно-воспитательную деятельность в урочной и внеурочной системе  следующим образом:

- соответствие КТП  учебной программе;

- применение  современных образовательных технологий личностно-ориентированного обучения;

- составление плана-программы по патриотическому направлению во внеклассной деятельности.

        Тематика уроков ОБЖ дает широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации Ч/С и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС проектируются мною как  практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носят не только теоретический характер.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на  широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.

Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.

Конечно же, образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья  и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

     Внеурочная деятельность как один из двух основных компонентов системы патриотического воспитания и обучения, которая на данный момент моей профессиональной деятельности находится на этапе апробации  и становления,  является логическим продолжением урочной деятельности.

Заключение

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой, педагоги обеспечиваю эффективное выполнение целей и задач воспитания и воплощают в педагогическую практику содержание  образования.

Работая над данной проблемой, я могу говорить о промежуточных результатах своей деятельности по созданию системы патриотического воспитания в школе мне удалось:

  1. Подобрать эффективные  технологии, методы, приемы  для организации теоритических и практических занятий по предмету (технологии проблемного обучения, критического мышления, проектные  и ИКТ технологии).
  2. Составить рабочий план-программу мероприятий патриотического значения для организации учебной и досуговой деятельности.

При анализе полученных результатов работы над проблемой патриотического воспитания, я увидел некоторые недостатки, над которыми планирую продолжить работу в текущем аттестационном периоде.

Литература

  1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001.
  2.  2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
  4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
  7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий
  8. В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:     Дрофа, 2001
  9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.



Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении учителей физической культуры и ОБЖ

«Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках ОБЖ».

 

                                 Подготовил

                                                                     преподаватель – организатор ОБЖ

                                                         МБОУ Кочуновской ООШ

                                  Другов С. Б.

    В условиях реализации стандартов нового поколения проблема самостоятельности учащихся при обучении является основополагающей.

   Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

    Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя в этом мире.

   Проектно – исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы.

   Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные знания по предметам, приобретают ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать

   Проекты могут быть индивидуальными, коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Выделим возможные типы учебных проектов:

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико - ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

По продолжительности: от кратковременных, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением обязательным представлением.

Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект информации;

 б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата.

   Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией.

    Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных

по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

    Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания ОБЖ позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

    Практико - ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку лекарственных растений для кабинета ОБЖ).

    Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату.

   Например, проект «Временные жилища» может носить исследовательский характер, а может — практико - ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме, буклет, памятку, макет.

К практико-ориентированным проектам по ОБЖ можно отнести:

• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека;

• проекты освоения территорий;

• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.;

• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

    Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5 – 7 классах.

Основные требования к использованию метода проекта:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:  

 владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением

 организовать исследовательскую работу учащихся;  уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

 направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

 уметь

интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

 приобретает коммуникативные навыки и умения;

 Овладевает

 практическими умениями исследовательской работы:

 Собирает

необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

    Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

    Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

   В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности,

последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

    Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; разными по форме проведения, привлекательными для учащихся; исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

   За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

   В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей.

    Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

    Проектный метод имеет еще одну особенность – он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями.

    Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.

Временной график работы над исследовательским проектом:

сентябрь – поиск темы, объединение в группы, согласование этапов работы с научным руководителем;

октябрь – заявление темы на Ярмарке проектов в виде пресс-релизов, детальная разработка темы;

октябрь-январь – работа над проектом, оформление теоретической и проведение практической части исследования, оформление проектной папки;

февраль - март – защита работ на научно-практической конференции учащихся в два этапа: публичная защита и защита с мультимедийной презентацией;

в течение всего года – участие в разнообразных внешкольных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.

Примерная тематика информационных проектов.

Нетрадиционные виды пищи.

История светофора.

История пожарного автомобиля.

Табачный дым и его составные части.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека.

Боевые традиции и символы воинской чести.

Дни воинской славы России.

Примерная тематика исследовательских проектов.

Влияние закаливания на здоровье подростка.

Воздействие музыки на организм человека.

Компьютерные игры и их влияние на здоровье подростка.

Стресс и его влияние на организм человека.

Глобальное потепление и природные чрезвычайные ситуации.

Генетически модифицированные продукты и угрозы, связанные с их

употреблением.