ПРОЕКТЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Знакомый незнакомец - апельсин | 2.38 МБ |
Проект Моя югра 2018 год | 121.41 КБ |
Проект Наша армия 2019 год | 443.16 КБ |
Проект Орнаменты народа ханты | 629.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Проект
«МОЯ ЮГРА»
( в рамках ежегодного проекта ДОУ «Югра – мой край родной»
с детьми подготовительной группы)
Авторы проекта:
Назарова Л.С.,
Слюкова Е.А.
гп. Пойковский, 2018г
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».
Джордж Байрон
Проект с детьми подготовительной группы.
Руководители проекта: Назарова Лариса Сергеевна,
Слюкова Елена Александровна
Место работы, должность: НРМ ДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька», воспитатели.
Тема проекта: «МОЯ ЮГРА»
Участники проекта: воспитатели, руководитель кружка «Лего конструирования» - Туйкина Лилия Макмуновна, психолог -Андросенко Елена Викторовна, учитель - логопед Имашева Айгуль Жумабековна, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта: краткосрочный (10.12.18 – 14.12.18), групповой, творческий, познавательно - исследовательский.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.
Задачи:
- Познакомить с символикой Югры, историей, культурой и традициями нашего края.
- Дать представление о растительном и животном мире Югры.
- Воспитывать любовь к малой родине, интерес и уважения к родному краю и искусству народов севера.
- Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину
Продукты проекта: выставка кукол в национальной одежде ханты и манси; выставка работ, выполненных совместно с родителями «Мой любимый край»
тематические альбомы и презентации «Наш поселок», «Природа Югры»
«В гости к Хантам»
картотека подвижных национальных игр народов Севера
совместный праздник «Путешествие по Югре».
Актуальность:
«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека» - говорил Наполеон. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя стать полноценным человеком, любящим своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Чтобы стать патриотом своего края, надо знать его историю.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием.
История Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая знаниями по истории и географии родного края.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
1 этап - подготовительный
- выявить уровень знаний детей о родном округе
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
2 этап - основной
- Беседы.
- НОД Познавательное развитие.
- Практические работы: аппликация, рисование, конструирование.
- Подвижные игры коренных народов Севера.
- Дидактические игры.
- Консультация для родителей. Привлечение родителей к обогащению центра краеведения: сбор материалов.
3 этап – заключительный
- Викторина
- Изготовление макета
- Оформление выставки «Югра - мой край родной»
План реализации проекта
Месяц | Мероприятие | Цель |
декабрь | Чтение художественной литературы Т. Царенко «Обь – река» Хантыйские сказки «Мышка» «Идэ» Е. Пермяк «Смородинка» Стихотворение « Югорский край» | Познакомить с произведениями народов севера. |
Беседы: «Символика родного края» «Кто на севере живет? Что на севере растет?» «В гости в хантыйский чум» «Путешествие по городам Югры» «Профессии Югры» | Познакомить с символикой округа и городов ХМАО. Познакомить с бытом и традициями северных народов. Уточнять знания о растительном и животном мире Севера. | |
Познавательное развитие «Наш дом Югра» «Путешествие по Югре» | Закрепить представления детей о географическом положении ХМАО, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. | |
Просмотр презентации «В гости к Хантам» «Природа Югры» | ||
Рисование «Украшение хантыйской утвари орнаментом» «Природа родного края» Раскраски о хантах. | Учить детей выделять элементы орнамента, украшать силуэты посуды прямыми линиями, видеть и называть цвета, используемые в орнаменте. | |
Аппликации «Девочка в малице и кисах» | ||
Конструирование. «Лего. Хантыйское стойбище» (Туйкина Лилия Макмуновна) | ||
Подвижные игры коренных народов Севера «Важенки и оленята» «Рыбаки и рыбки» «Олени и пастухи» «Ловля оленей» «Куропатки и охотники» «Полярная сова и евражки» «Солнце» (Хейро) «Солнце» | ||
Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры. | ||
Дидактические игры «Выбери северные ягоды», «Деревья нашего леса». | ||
Загадки народов севера. | ||
Консультация для родителей: «Праздники народов ханты и манси» | ||
Оформление выставки | ||
Викторина: «Что мы знаем о Югре» |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Проект
«НАША АРМИЯ СИЛЬНА»
(в рамках проекта ДОУ «Юный патриот»
с детьми подготовительной группы)
Авторы проекта:
Назарова Л.С.
Туйкина Л.М.
гп. Пойковский 2019 г.
Проект с детьми подготовительной группы
Руководители проекта: Назарова Лариса Сергеевна,
Туйкина Лилия Макмуновна
Тема проекта: «Наша Армия сильна»
Участники проекта:
- воспитатели,
- педагог-психолог,
- учитель - логопед,
- музыкальный руководитель,
- дети подготовительной группы,
- родители.
Тип проекта: краткосрочный ( месяц ), групповой, творческий, познавательно - исследовательский.
Срок реализации: с 01 по 22 февраля 2019 г.
Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать социально — нравственное воспитание, уважительное отношение к защитникам Отечества, ветеранам войны.
- Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике.
- Формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы.
- Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
Актуальность
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Подбор специальной тематической и художественной литературы о вооруженных силах страны, систематизация материала.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.
2 этап - основной
- Беседы
- НОД Познавательное развитие
- Практические работы: аппликация, рисование, конструирование
- Подвижные, сюжетно - ролевые игры
- Дидактические игры
- Консультация для родителей
- Праздник правильной речи
3 этап – заключительный
- Викторина
- Спортивные соревнования
План реализации проекта
Мероприятия | приложения |
1. Чтение художественной литературы:
| |
2. Беседы:
| Приложение 1 |
3. ООД Познавательное развитие
| Приложение 2 |
4. ООД Рисование
| |
5. ООД Аппликации
| |
6. Конструирование Лего. «Военная база» | |
7. Подвижные игры
| Приложение 3 |
8. Сюжетно – ролевые игры
| Приложение 4 |
9. Дидактические игры
| Приложение 5 |
10. Конкурсы
| |
11. Консультация для родителей «История праздника 23 февраля» | Приложение 8 |
12. Музыкальная гостиная «Защитникам Отечества – славу поем» | Приложение 6 |
13. Праздник правильной речи «Русский солдат умом и силой богат» | Приложение 7 |
14. Зарница | Приложение 9 |
Предварительный просмотр:
НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Проект
«ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»
(в рамках реализации проекта «Югра мой край родной»)
Хантыйские орнаменты красивы –
Хантыйские орнаменты красивы
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Проект с детьми и родителями группы компенсирующей направленности со сложным дефектом развития
Руководители проекта: Кырлан Татьяна Павловна
Назарова Лариса Сергеевна
Туйкина Лилия Макмуновна
Тема проекта: «Орнаменты народов ханты и манси»
Участники проекта:
- воспитатели,
- дети группы,
- родители.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий, познавательно - исследовательский.
Срок реализации: с 18.11.19 по 29.11.19
Цель проекта: изучить культуру, традиции и значение узоров на одежде народа ханты и манси.
Задачи:
- Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов ханты и манси
- Изучить значение узоров на одежде народов ханты и манси
- Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент
- Развивать мышление творческую способность
- Воспитывать интерес к искусству коренных народов.
Ожидаемый результат:
- дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно ханты и манси
- получат представление о жизни и быте коренных народов
- узнают значение узоров на одежде ханты и манси
- научатся составлять узор из деталей орнамента
- расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лабаз, люлька
Актуальность:
Культура каждого народа значима для наследия. Сохранение этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности.
В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного общества.
В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов одежды, посуды, оружия, мебели.
В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей.
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, с того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родного города, края, страны.
Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края.
Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.
Продукты проекта: дидактическая игра «Пальчики шагают», альбомы: «Орнаменты народов ханты», «Узор по клеточкам», вышитые бисером узоры, презентация: «Узоры северных народов», оформление на участке снежного городка хантыйскими узорами, оформление уголка «Моя Югра»
Этапы работы:
1этап: подготовительный
Подбор литературы, иллюстраций, дидактических игр.
Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Моя Югра».
Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.
Сбор и оформление наглядного материала.
2этап: основной
Мероприятия | Цель | |
Работа с детьми |
| Познакомить с бытом и традициями северных народов. Привлечение родителей совместно с детьми к сбору материала и иллюстраций |
Работа с родителями |
| |
Работа с педагогами |
| |
3этап: заключительный
Оформление в группе уголка «Моя ЮГРА» с элементами орнамента народов ханты и манси.
Приложение
Непосредственно-образовательная деятельность
«Кукла Акань ищет друзей».
Цель:
- формировать у детей уважительное отношение к культуре разных
народов;
- приобщать детей к традиционной культуре коренного населения
Югры – народа ханты-манси;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;
- познакомить детей с хантыйскими словами: названия животных
(заяц – Шовр, птиц (коршун – Курык, кукла – Акань;
Словарная работа: чум, берестяной короб, малица, Шовр, Курык, Акань,
нагрудное украшение, лобное украшение.
Ход занятия.
- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?
- Мудрая Сова.
- Здравствуй, Мудрая Сова! Что необычного и интересного ты нам в своем
волшебном мешочке принесла?
Воспитатель достает из мешка куклу Акань.
- Ребята, кто это?
- Кукла.
- Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно
играем? Что в ней необычного?
Ответы детей.
- Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?
Чем занимаются? Что такое тайга?
Ответы детей.
- Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас
Знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут?
- Акань.
- Акань, а как ты попала в волшебный мешочек Мудрой Совы?
Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.
- Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу,
Что с ней случилось.
Дети садятся на стульчики; рядом – Сова и кукла. Кукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.
- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама шкурки
мягкими делала. Из них одежду и обувь шила. Сама рыбачила и рыбу впрок
сушила.
Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу, одежду, обувь.
- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!
Показ украшений народа ханты-манси.
- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.
Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать. «Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц-Шовр. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.
- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?
- Понравился кукле приветливый Заяц-Шовр. «Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».
- А что далеко ходить? – говорит Заяц-Шовр, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть.
- И научил куклу играть в очень интересную игру. Давайте вместе с куклой Акань тоже в нее поиграем.
Игра - физминутка «Зайка».
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки, Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «шевелят ушами».
И помчался скок, скок, скок
Белый маленький зверек. Легкий бег на мессе, «лапки» сложены перед грудью.
Вот запрыгал он проворно
По тропинкам по зеленым. Легкие прыжки с продвижением вперед и вокруг себя.
Ветер у березок кружит,
Шевелит зайчишке уши. Маховые движения руками- «ветками» перед собой, поднимая их вверх.
Ветер-ветер, поиграй-ка, Хлопки в ладоши.
Не догнать лихого зайку! Бег на места.
- Понравилась игра? А теперь слушайте, что было дальше. «Заяц-Шовр, спой мне песенку свою, а я тебе зимнюю малицу узором вышью», - сказала кукла.
- Я песен не пою, я их – пугаю. Вот так, - ответил Заяц-Шовр. Скакнул он под куст – там птичка щебетала. Испугалась птичка, упорхнула и унесла свою песенку на восход солнца. А Шовр, не простившись, туда же запрыгал.
- Обиделась кукла Акань, сложила рукодельный мешок в кузовок и пошла в другую сторону. Перешла лужок и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то сверху ее спрашивает: «Чья будешь, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?
- Поглядела кукла Акань, а это Коршун-Курык ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Коршун-Курык слетел вниз и давай ее сговаривать: «Что далеко ходить? Я могу быть верным другом».
- Кукла Акань согласилась. Посадил ее Коршун-Курык в гнездо, сам на охоту улетел. Прибралась кукла Акань. Собралась вечернюю еду готовить. А у Курыка амбаров нет, припасов нет, - надо самой добывать. Спустилась кукла Акань с дерева искать молодые кедровые шишки.
- Ребята, а давайте поиграем с шишками в игру.
Игра «Найди шишку».
(Шишки заранее разложены в групповой комнате. Дети зрительно находят их и приносят воспитателю).
- Молодцы, ребята, все шишки собрали. А теперь слушайте дальше.
- Сварила кукла Акань шишку, стала Коршуна-Курыка ждать. Поужинал Курык. «А теперь,- говорит кукла Акань, - я сяду рукодельничать, а ты песню мне спой».
- Я песни не пою, я их – съедаю, - ответил Коршун-Курык и улетел.
- Осталась кукла Акань опять одна. Пошла дальше друга искать. Тут издалека послышалась чья-то песенка. (Звучит хантыйская песня). Это пела девочка.
- Вот кто может стать мне настоящим другом! – воскликнула кукла Акань. И пока стояла, слушала песенку, девочка ушла и унесла песенку с собой.
- Как быть? Как девочку найти? – заплакала кукла Акань. Но мимо пролетала Мудрая Сова. Увидела она, что Акань плачет и говорит ей: 2Садись в мой волшебный мешочек, отнесу я тебя в детский сад, к детям. Там много мальчиков и девочек. Может, там ты себе друга найдешь. Так и попала к нам кукла Акань. Ребята, как вы думаете,чнужно делать? Можем мы помочь ей?
Ответы детей.
- Кукла Акань, слышишь, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать.
- А сейчас, ребята, давайте познакомим Мудрую Сову и куклу Акань с нашей группой (экскурсия, беседа).