ПРОЕКТЫ

Назарова Лариса Сергеевна
Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Проект

«МОЯ ЮГРА»

( в рамках ежегодного проекта ДОУ «Югра – мой край родной»

с детьми подготовительной группы)

https://vibirai.ru/image/983641.jpg

 Авторы проекта:

Назарова Л.С.,

Слюкова Е.А.

гп. Пойковский, 2018г

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Джордж Байрон

Проект с детьми подготовительной группы.

Руководители проекта:  Назарова Лариса Сергеевна,

                                           Слюкова Елена Александровна

Место работы, должность: НРМ ДОБУ  Детский сад комбинированного вида «Капелька», воспитатели.   

Тема  проекта: «МОЯ ЮГРА»

Участники проекта: воспитатели, руководитель кружка «Лего конструирования» - Туйкина Лилия Макмуновна, психолог -Андросенко Елена Викторовна, учитель - логопед Имашева Айгуль Жумабековна,  дети подготовительной  группы, родители.

Тип проекта: краткосрочный (10.12.18 – 14.12.18), групповой, творческий, познавательно - исследовательский.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае.

Задачи:

  • Познакомить  с символикой Югры, историей, культурой  и традициями нашего края.
  • Дать представление о растительном и животном мире Югры.
  •  Воспитывать любовь к малой родине, интерес и уважения к родному краю и искусству народов севера.
  • Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину

Продукты проекта: выставка кукол в национальной одежде ханты и манси; выставка работ, выполненных совместно с родителями «Мой любимый край»

тематические альбомы и презентации «Наш поселок», «Природа Югры» 

«В гости к Хантам»

картотека подвижных национальных игр народов Севера

совместный праздник «Путешествие по Югре».

Актуальность:

 «Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека» - говорил Наполеон. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя стать полноценным человеком, любящим своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Чтобы стать патриотом своего края, надо знать его историю.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием.

История Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая  знаниями по истории и географии родного края.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит:  «Мира не узнаешь, не зная края своего!». 

1 этап -  подготовительный

  • выявить уровень знаний детей о родном округе
  • подбор специальной тематической и художественной литературы  о родном крае, систематизация материала;
  • составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;

2 этап - основной

  • Беседы.
  • НОД  Познавательное  развитие.
  • Практические работы:  аппликация, рисование, конструирование.
  • Подвижные игры коренных народов Севера.
  • Дидактические игры.
  • Консультация для родителей. Привлечение родителей к обогащению центра краеведения: сбор материалов.

3 этап – заключительный

  •  Викторина
  • Изготовление макета
  • Оформление выставки «Югра - мой край родной»

План реализации проекта

Месяц

Мероприятие

Цель

декабрь

Чтение художественной литературы

Т. Царенко «Обь – река»

Хантыйские сказки «Мышка» «Идэ»

Е. Пермяк    «Смородинка»

Стихотворение « Югорский край»

Познакомить с произведениями народов севера.

Беседы:  «Символика родного края»

«Кто на севере живет? Что на севере растет?»

«В гости в хантыйский чум»

«Путешествие по городам Югры»

«Профессии Югры»

Познакомить с символикой округа и  городов ХМАО.

Познакомить с бытом и традициями северных народов.

Уточнять знания  о растительном и животном мире Севера.

Познавательное  развитие

«Наш дом Югра»

«Путешествие по  Югре»

Закрепить представления детей о географическом положении ХМАО, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Просмотр презентации  

«В гости к Хантам» «Природа Югры»

Рисование  

«Украшение хантыйской утвари орнаментом» «Природа родного края»

Раскраски о хантах.

Учить детей выделять элементы орнамента, украшать силуэты посуды прямыми линиями, видеть и называть цвета, используемые в орнаменте.

Аппликации  

«Девочка в малице и кисах»

Конструирование.

«Лего. Хантыйское стойбище» (Туйкина Лилия Макмуновна)

Подвижные игры коренных народов Севера

«Важенки и оленята»

«Рыбаки и рыбки»

«Олени и пастухи»

«Ловля оленей»  

«Куропатки и охотники»

«Полярная сова и евражки»

«Солнце» (Хейро)

«Солнце»

Развивать зрительное и слуховое внимание. Продолжать учить детей слушать сигнал воспитателя, выполнять правила игры.

Дидактические игры 

«Выбери северные ягоды»,

«Деревья нашего леса».

Загадки народов севера.

Консультация для родителей: «Праздники народов ханты и манси»

Оформление выставки

Викторина: «Что мы знаем о Югре»



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад комбинированного вида «Капелька»http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/23/12276273.png

Проект

«НАША АРМИЯ СИЛЬНА»

(в рамках проекта ДОУ «Юный патриот»

с детьми подготовительной группы)

Авторы проекта:

Назарова Л.С.

Туйкина Л.М.

гп. Пойковский 2019 г.

Проект с детьми подготовительной группы

Руководители проекта:      Назарова Лариса Сергеевна,

                                     Туйкина Лилия Макмуновна

Тема  проекта: «Наша Армия сильна»

Участники проекта:

  • воспитатели,
  • педагог-психолог,
  • учитель - логопед,
  • музыкальный руководитель,
  • дети подготовительной  группы,
  • родители.

Тип проекта: краткосрочный ( месяц ), групповой, творческий, познавательно - исследовательский.

Срок реализации: с 01 по 22 февраля 2019 г.

Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формировать социально — нравственное воспитание, уважительное отношение    к защитникам Отечества, ветеранам войны.
  2. Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике.
  3. Формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы.
  4. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Актуальность

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный

  • Подбор специальной тематической и художественной литературы  о вооруженных силах страны, систематизация материала.
  • Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.

2 этап - основной

  • Беседы
  • НОД  Познавательное  развитие
  • Практические работы:  аппликация, рисование, конструирование
  • Подвижные, сюжетно - ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Консультация для родителей
  • Праздник правильной речи

3 этап – заключительный

  •  Викторина
  • Спортивные соревнования

План реализации проекта

Мероприятия

приложения

1. Чтение художественной литературы:

  • О. Высотская «Мой брат уехал на границу»
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран» 
  • Л. Кассиль «Твои защитники»
  • З.  Александрова  «Родина»
  • Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»

2. Беседы:

  • «Есть такая профессия – Родину защищать»
  • «Наша армия родная»

Приложение 1

3.  ООД Познавательное  развитие

  • «Сталинградская битва. Город герой – Волгоград» Презентация.
  • «Военная техника» Презентация.
  • «День защитника Отечества»

Приложение 2

4. ООД Рисование

  • «Военная техника»
  • «Наши защитники»

5. ООД Аппликации

  • «Самолет»
  • «Танк»
  • «Открытка папе»

6. Конструирование

Лего. «Военная база»

7. Подвижные игры

  • «Самолеты»
  • «Меткие стрелки»
  • «Сапер»

Приложение 3

8. Сюжетно – ролевые игры

  • «Моряки»
  • «Летчики»

Приложение 4

9. Дидактические игры 

  • «Узнай род войск»,
  • «Военные профессии»,
  • «Собери картинку»,

Приложение 5

10. Конкурсы

  • «Смотр строя и песни»
  • «Слава тебе – Россия»

11. Консультация для родителей

  «История праздника 23 февраля»

Приложение 8

12. Музыкальная гостиная

 «Защитникам Отечества – славу поем»

Приложение 6

13. Праздник правильной речи

 «Русский солдат умом и силой богат»

Приложение 7

14. Зарница

Приложение 9



Предварительный просмотр:

E:\рамка.png

НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Проект

«ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»

(в рамках реализации проекта «Югра мой край родной»)

E:\рамка.png

Хантыйские орнаменты красивы –

Хантыйские орнаменты красивы

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Проект с детьми и родителями группы компенсирующей направленности со сложным дефектом развития

Руководители проекта:        Кырлан Татьяна Павловна

Назарова Лариса Сергеевна

Туйкина Лилия Макмуновна

Тема  проекта: «Орнаменты народов ханты и манси»

Участники проекта:

  • воспитатели,
  • дети  группы,
  • родители.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий, познавательно - исследовательский.

Срок реализации: с 18.11.19  по 29.11.19

Цель проекта:  изучить культуру, традиции и значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задачи:

  • Изучить представление о художественном разнообразии и красоте орнаментов ханты и манси
  • Изучить значение узоров на одежде народов ханты и манси
  • Формировать умение составлять узор на изделиях, используя орнамент
  • Развивать мышление творческую способность
  • Воспитывать интерес к искусству коренных народов.

Ожидаемый результат:

  • дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно ханты и манси
  • получат представление о жизни и быте коренных народов
  • узнают значение узоров на одежде ханты и манси
  • научатся составлять узор из деталей орнамента
  • расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лабаз, люлька

Актуальность:

Культура каждого народа значима для наследия. Сохранение этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности.

В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного общества.

В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов одежды, посуды, оружия, мебели.

  В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей.

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, с того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живётродного города, края, страны. 

Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края.

Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.

Продукты проекта: дидактическая игра «Пальчики шагают», альбомы: «Орнаменты народов ханты», «Узор по клеточкам»,  вышитые бисером узоры, презентация: «Узоры северных народов», оформление на участке снежного городка хантыйскими узорами, оформление уголка «Моя Югра»

Этапы работы:

1этап: подготовительный

Подбор литературы, иллюстраций, дидактических игр.

Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Моя Югра».

Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

Сбор и оформление наглядного материала.

2этап: основной

Мероприятия

Цель

Работа с детьми

  • Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»
  • Рассматривание  альбома «Национальная одежда народов ханты и манси»
  • Просмотр мультимедийной презентации «Узоры северных народов »
  • Экскурсия  в мини  музей детского сада
  • Творческая мастерская  «Украсим одежду» (рукавички)
  • Рисование «Орнамент ханты и манси»
  • Чтение стихотворения   «Хантыйские узоры» 
  • Рассматривание узоров вышитых биссером

Познакомить с бытом и традициями северных народов.

Привлечение родителей совместно с детьми к сбору материала   и иллюстраций

Работа с родителями

  • Изготовление альбома «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Консультация «Орнаменты народов ханты»
  • Изготовление дидактической игры «Пальчики шагают»

Работа с педагогами

  • Консультация «Орнаменты хантов и манси: древние традиции и мудрость народов»
  • Конспект НОД «Кукла Акань ищет друзей».

3этап: заключительный

Оформление в группе уголка «Моя ЮГРА» с элементами орнамента народов ханты и манси.

Приложение

Непосредственно-образовательная деятельность

«Кукла Акань ищет друзей».

Цель:

  • формировать у детей уважительное отношение к культуре разных

народов;

  • приобщать детей к традиционной культуре коренного населения

Югры – народа ханты-манси;

  • продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;
  • познакомить детей с хантыйскими словами: названия животных

(заяц – Шовр, птиц (коршун – Курык, кукла – Акань;

Словарная работа: чум, берестяной короб, малица, Шовр, Курык, Акань,

нагрудное украшение, лобное украшение.

Ход занятия.

- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?

- Мудрая Сова.

- Здравствуй, Мудрая Сова! Что необычного и интересного ты нам в своем

волшебном мешочке принесла?

Воспитатель достает из мешка куклу Акань.

- Ребята, кто это?

Кукла.

- Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно

играем? Что в ней необычного?

Ответы детей.

- Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?

Чем занимаются? Что такое тайга?

Ответы детей.

- Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас

Знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут?

Акань.

Акань, а как ты попала в волшебный мешочек Мудрой Совы?

Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.

- Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу,

Что с ней случилось.

Дети садятся на стульчики; рядом – Сова и куклаКукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.

- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама шкурки

мягкими делала. Из них одежду и обувь шила. Сама рыбачила и рыбу впрок

сушила.

Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу, одежду, обувь.

- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!

Показ украшений народа ханты-манси.

- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.

Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать. «Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц-Шовр. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.

- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?

- Понравился кукле приветливый Заяц-Шовр. «Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».

- А что далеко ходить? – говорит Заяц-Шовр, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть.

- И научил куклу играть в очень интересную игру. Давайте вместе с куклой Акань тоже в нее поиграем.

Игра - физминутка «Зайка».

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки, Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «шевелят ушами».

И помчался скок, скок, скок

Белый маленький зверек. Легкий бег на мессе, «лапки» сложены перед грудью.

Вот запрыгал он проворно

По тропинкам по зеленым. Легкие прыжки с продвижением вперед и вокруг себя.

Ветер у березок кружит,

Шевелит зайчишке уши. Маховые движения руками- «ветками» перед собой, поднимая их вверх.

Ветер-ветер, поиграй-ка, Хлопки в ладоши.

Не догнать лихого зайку! Бег на места.

- Понравилась игра? А теперь слушайте, что было дальше. «Заяц-Шовр, спой мне песенку свою, а я тебе зимнюю малицу узором вышью», - сказала кукла.

- Я песен не пою, я их – пугаю. Вот так, - ответил Заяц-Шовр. Скакнул он под куст – там птичка щебетала. Испугалась птичка, упорхнула и унесла свою песенку на восход солнца. А Шовр, не простившись, туда же запрыгал.

- Обиделась кукла Акань, сложила рукодельный мешок в кузовок и пошла в другую сторону. Перешла лужок и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то сверху ее спрашивает: «Чья будешь, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?

- Поглядела кукла Акань, а это Коршун-Курык ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Коршун-Курык слетел вниз и давай ее сговаривать«Что далеко ходить? Я могу быть верным другом».

Кукла Акань согласилась. Посадил ее Коршун-Курык в гнездо, сам на охоту улетел. Прибралась кукла Акань. Собралась вечернюю еду готовить. А у Курыка амбаров нет, припасов нет, - надо самой добывать. Спустилась кукла Акань с дерева искать молодые кедровые шишки.

- Ребята, а давайте поиграем с шишками в игру.

Игра «Найди шишку».

(Шишки заранее разложены в групповой комнате. Дети зрительно находят их и приносят воспитателю).

- Молодцы, ребята, все шишки собрали. А теперь слушайте дальше.

- Сварила кукла Акань шишку, стала Коршуна-Курыка ждать. Поужинал Курык. «А теперь,- говорит кукла Акань, - я сяду рукодельничать, а ты песню мне спой».

- Я песни не пою, я их – съедаю, - ответил Коршун-Курык и улетел.

- Осталась кукла Акань опять одна. Пошла дальше друга искать. Тут издалека послышалась чья-то песенка. (Звучит хантыйская песня). Это пела девочка.

- Вот кто может стать мне настоящим другом! – воскликнула кукла Акань. И пока стояла, слушала песенку, девочка ушла и унесла песенку с собой.

- Как быть? Как девочку найти? – заплакала кукла Акань. Но мимо пролетала Мудрая Сова. Увидела она, что Акань плачет и говорит ей: 2Садись в мой волшебный мешочек, отнесу я тебя в детский сад, к детям. Там много мальчиков и девочек. Может, там ты себе друга найдешь. Так и попала к нам кукла Акань. Ребята, как вы думаете,чнужно делать? Можем мы помочь ей?

Ответы детей.

Кукла Акань, слышишь, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать.

- А сейчас, ребята, давайте познакомим Мудрую Сову и куклу Акань с нашей группой (экскурсия, беседа).