Муниципальный семинар "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку", 2019г.

Нестеренко Ирина Алексеевна

26 ноября 2019г. на базе МАДОУ ЦРР - д/с № 21 "Надежда" г.о. Ступино Московской области прошел муниципальный семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку". На семинаре был представлен видео-ролик "Формиование духовно-нравственного воспитания у детей с ТНР с испоьлзованием ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_skazka-sredstvo_duhovno.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доклад подготовила:

учитель-логопед

Нестеренко И.А.

МАДОУ «ЦРР – д/с №21 «Надежда»

2019 г.

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках!

Ганс К. Андерсен

          Духовно-нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе духовно-нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

          В решении задач духовно-нравственного воспитания нам помогают сказки. В младшем дошкольном возрасте мы учим детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки и давать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Очень важно после чтения сказки правильно формулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

         Если в младшем дошкольном возрасте для чтения детям используются народные сказки, то дети старшего дошкольного возраста способны глубоко осмысливать содержание не только народных, но и авторских, литературных сказок А.С. Пушкина, А.Н. Толстова, Н. Носова, П. Ершова, В. Сутеева и других авторов. В этом возрасте важно побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

      Самыми целесообразными методами в плане формирования духовно-нравственных качеств у детей, являются те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, организовывая различные виды театров: стендовые, настольные, пальчиковые, перчаточные, театр живой куклы, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения.

      Театр живой куклы или игра-драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную, четкую речь, произвольное внимание, воображение. Игра-драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Значение игры-драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и его воспроизведению. Использование игры-драматизации, как приема в непосредственной образовательной деятельности и во время самостоятельной игровой деятельность, позволяет активизировать менее активных и самых молчаливых детей.

         Рассматривая теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания и формирования нравственной культуры в сказках, можно сделать вывод, что проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс духовно-нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью формируются черты характера, нравственные качества.

          На протяжении всего дошкольного детства(возраста) мы стараемся учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку. Работа будет эффективной, если при использовании сказки в духовно-нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия педагогов должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственных чувств, сознания, привычек, духовно-нравственного воспитания.