САМООБРАЗОВАНИЕ

Солдатова Лариса Юрьевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_muz_ruk_20.docx18.99 КБ
Файл samoobrazovanie_muz_20-21_uch.g.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой отчет

                                         музыкального руководителя

Солдатовой Ларисы Юрьевны

о проделанной работе за 2019-2020 учебный год.

В 2019-2020 учебном году регулярно проводилась НОД по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах.

НОД проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени.

Каждая форма НОД включала в себя слушание музыки и все виды исполнительства: пение, музыкально - ритмические движения, игру. Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В соответствии с новыми ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Ставила перед собой такие задачи по музыкальному воспитанию:

• Воспитывать любовь и интерес к музыке,

• Обогащать музыкальные впечатления детей,

• Знакомить с простейшими музыкальными понятиями,

• Развивать сенсорные способности, чувство ритма,

• Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам,

• Обучать здоровьесберегающим технологиям.

НОД проводила согласно общеобразовательной программы ДОУ составленной на основе программы «От рождения до школы», под редакцией Вераксы, Васильевой, Комаровой и парциально использую в своей работе программу «Ладушки» Новоскольцевой, Каплуновой. Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.

В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:

А) Слушание музыкальных произведений.

Б) Пение и песенное творчество.

В) Музыкально ритмические движения.

Г) Танцы.

Д) Игры и хороводы.

Е) Игра на детских музыкальных инструментах.

В НОД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Ритмо-пластика

Фонопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речь с движением

Ритмопластика:

• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус

• развивает умение правильно и красиво двигаться

• укрепляет различные группы мышц и осанку

• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

• повышение уровня речевого развития;

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Актуальным является систематическое использование ИКТ технологий в процессе музыкальной деятельности, позволяющее конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Для дальнейшего развития данного направления педагогической деятельности: необходимо приобрести новое техническое оборудование:

- радиомикрофон;

- детские музыкальные инструменты

Продолжать пополнять костюмерную сценическими и ролевыми костюмами.

Анализ выполнения годовых задач

Итоги мониторинга освоения программного материала показали, что детьми подготовительных группы, старшей группы, средней группы, второй младшей группы, материал по образовательной области «Музыка» усвоен на высоком, среднем уровне.

Всего обследовано: 5 групп. Из них имеют

Высокий уровень – 65%.

Средний уровень – 35%.

Исходя из поставленных перед педагогическим коллективом годовых задач, я, как музыкальный руководитель, также определила для себя задачи по художественно-эстетическому развитию детей:

1. Развивать интонационную выразительность речи;

2. Развивать координацию слова и движения

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

6. Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

7. Развитие вокально-певческих умений детей.

Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:

• В совместной деятельности педагогов и детей;

• В совместной деятельности с семьей;

• В самостоятельной деятельности детей;

• При организации режимных моментов.

Для этого мною разрабатывается планирование образовательной деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей.

Все перечисленные задачи успешно решаются в различных видах деятельности:

1. Беседы

2. Вокально-певческая работа с детьми,

3. Организация культурно-досуговой деятельности детей и привлечение к ней родителей (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ).

В течении года были проведены следующие мероприятия:

  1. Осенние праздники
  2. День матери
  3. Новогодние встречи
  4. Прощание с ёлкой
  5. День 8 марта
  6. День защитников Отечества
  7. «День юмора и смеха»
  8. День космонавтики
  9. Весенние праздники.
  10. День Победы
  11. Выпускной бал

Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие.

Не могу не сказать что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – посильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.

Считаю, что привлечение родителей на утренниках – это обязательное, и очень важное требование новых стандартов ФГОС. Планирую расширить эту задачу, продолжать привлекать родителей к праздничной жизни нашего ДОУ участием на праздниках и конкурсах. Чтобы они прониклись жизнью детского сада, задать интерес к нашим мероприятиям.

Планирую на следующий учебный год, в согласовании с руководством нашего ДОУ ввести сотрудничество с детской музыкальной школой. В нашем детском саду очень много талантливых детей, и музыкальное образование многим нашим воспитанникам пойдёт только на пользу (мышление, речь, движение).

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам.

В учебном году 2019 – 2020 руководством ДОУ в музыкальным зал, для оформления методических пособий, был приобретен цветной принтер. Так же был установлен шкаф для музыкальных инструментов и пособий.

Пополняется музыкальная библиотека и фонотека.

В течении года неоднократно принимала участие в дистанционных конкурсах педагогического мастерства, в том числе 1 место лучший сценарий ко Дню Победы.

В апреля я прошла курсы дистанционного обучения по темам «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО» (72 ч),  «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО» (72ч).

В течении года работала над самообразованием по теме «Развитие творческого потенциала дошкольников, в процессе восприятия музыки».

Выводы:

Считаю работу по музыкальному воспитанию в нашем детском саду удовлетворительной:

• Созданы условия для развития музыкальных способностей детей;

• В работе используются новые современные технологии по музыкальному воспитанию детей;

• Пополняется дидактический материал по всем разделам музыкального воспитания;

• Создана фонотека и библиотека нотного и методического материала.

В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления. У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.



Предварительный просмотр:

                   

МБДОУ «Детский сад № 3 «Рябинка»

                        ПАПКА         

музыкального руководителя

по САМООБРАЗОВАНИЮ

Солдатова Лариса Юрьевна

(Ф.И.О.)

музыкальный руководитель                                  

(Должность)

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

(Название темы)

2020г

 

(Начало изучения темы)

2021г

(Окончание изучения темы)

                     

        

                                   АНАЛИЗ

                                         Обоснование выбранной темы:

«Не следует забывать, что основной закон

                                                          детского творчества заключается в том,  

                                                     что ценность его следует видеть не в

                                                       результате, не в продукте творчества,    

                                                  важно то, что они создают, творят,

         упражняются в творческом воображении

                         и его воплощении».

(Л.С.Выготский).

          Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально.
Проблемы творчества длительное время изучались в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности человека, что на долгие годы поставило знак равенства между творческостью и исключительностью. Творчество оставалось уделом немногих избранных. Однако наше динамичное, быстроменяющееся время предъявляет иные требования - творческость человека должна стать сутью, основой существования в этом мире; поэтому исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением.
Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, и реализация индивидуальности - т.е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств - уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).
Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала.
Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - развитию его творческого потенциала.
В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где даётся высокая оценка воспитательному значению творчества: Б.В. Афанасьев, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский и другие. Положения, выдвинутые ими, и, в частности, результаты исследования Н.А. Ветлугиной о способности к творчеству детей дошкольного возраста, представляются особо важными.
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" ставит задачи развития

музыкально-творческих способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности через активное восприятие музыки. Импровизируя, создавая простейшие песенки, попевки, мелодии, дошкольники через индивидуализацию процесса творчества активизируют свой творческий потенциал.
В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития в процессе музыкального восприятия приобретает особую актуальность.
Проблему развития творческого потенциала личности можно считать одной из наиболее фундаментальных проблем всей совокупности гуманитарных наук. Некоторые авторы чрезвычайно широко трактуют это понятие и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Творчество - это необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм", - пишет Я.А. Пономарев.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческий потенциал - это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
Одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Ключевой момент развития творчества ребенка дошкольника - формирование особой структуры его опыта - эвристической структуры.
Выделяются несколько условий успешного развития творческих способностей дошкольников. Первое условие - раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей состоит в том, чтобы ребенка заранее окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы

      стимулировали разнообразную творческую деятельность. Третье условие успешного развития творческих способностей детей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Максимальное проявление сил осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. В этом возрасте малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. Интенсивная умственная деятельность позволяет ребенку превратиться в почемучку. Четвертое условие предполагает свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий

      каким-либо одним делом, в выборе способов работы и т. д. Эмоциональный подъем, интерес спасет ребенка от переутомления и перенапряжения. Пятое условие успешного развития творческих способностей - умная, доброжелательная помощь взрослого. Не следует, однако, превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Попустительство и подсказка только вредит ребенку.
Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Н.А. Ветлугина в своих исследования проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие - это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Игра на музыкальных инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового - измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.
Основными направлениями развития творческого потенциала у дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Педагогическое руководство процессом музыкального творчества детей позволяет активизировать творческий потенциал дошкольников.
          В процессе развития, воспитания и обучения ребенка в ДОУ активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Важнейшим условием развития восприятия является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности.
Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика музыкальная культура. В настоящее время можно считать установленным, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания - от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия. Детское музыкальное восприятие в отличие от взрослого должно включать в себя следующие черты: преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями; синкретически нерасчлененный характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки); фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов; тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию). С этими основополагающими особенностями детского восприятия связаны некоторые психолого-педагогические проблемы формирования способности к восприятию музыки у детей. Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и                воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.
Творческое начало человека лежит в основе всей жизни человека. Первоначальные творческие проявления детей являются принципиально важными для дальнейшего формирования ребёнка. Они начало будущей творческой его деятельности. Музыкальное развитие ребёнка не может быть полноценным без развития его творческих способностей. Взрослый должен активно и целенаправленно воздействовать на развитие детского творчества.

Сегодня делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

На страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» и др. представлена панорама педагогической практики развития творческих способностей дошкольников.

Многообразие видов дошкольных образовательных учреждений, вариативность в использовании программ и педагогических технологий, открывает большие возможности перед работниками сферы дошкольного образования, родителями и воспитанниками. Ведь так важно раскрыть ребенка, создать необходимые для этого условия, подобрать нужные методы и приемы для плодотворной работы по формированию гармоничной личности во всем многообразии ее проявления.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на это развитие. 

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

             

               Для реализации творческой деятельности в рамках программы необходим творческий подход, потребность обращения, кроме основной программы, к другим методическим наработкам. Так, я использую в своей работе парциальную программу И.Н. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Ладушки». Включаю отдельные элементы, техники и методики из программы  

   О.П.Радыновой "Музыкальные шедевры", А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика", "Топ, Хлоп, малыши" (Т.Н. Сауко, А.И. Буренина), "Волшебный мир театра" С.И. Мерзляковой. Это дает возможность строить свое общение с детьми в нетрадиционной форме, интересно, познавательно и увлекательно.

Список изучаемой литературы:

  1. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1984. – С. 109 – 112.
  2. Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.
  3. Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.
  4. Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.
  5. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Искусство, 2001. – 422 с.
  6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.
  7. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: ВЛАДОС,  1997. –  С. 54 – 59.
  8. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.:  Радуга, 2008. – С. 44 – 48.
  9. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  10. Журнал «Музыкальный руководитель»
  11. Журнал «Музыкальная палитра»
  12. Интернет ресурсы
  13. Яворский Б.Л. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. – М.: Мнемозина, 2000. – С. 90 – 112.


Перспективный план работы по самообразованию2020-2021 год.

Вокальное творчество

Месяц

Форма работы

Содержание работы

Практические результаты

сентябрь

Познакомить детей с понятием «творчество»

Подбор и изучение  

литературы по теме, дидактические игры и упражнения.

Анкетирование родителей с целью выявления творческого потенциала семьи. Индивидуальная диагностика креативности детей.

октябрь

Учимся петь непринужденно и свободно

Расширить знания детей о правильном пении, правильном дыхании, использование игровых приемов и распевок.

 Праздник «Осенние мотивы». Посиделки с участием родителей. Папки-передвижки для родителей.

ноябрь

 Правильное дыхание в пении, игровые дыхательные упражнения

Выставка «Я рисую музыку»Учить детей выражать свои чувства, эмоции, с помощью красок.

Консультация для родителей, презентация для воспитателей.

декабрь

«Зима-красавица»

Сочинение своих мелодий  и песенок на зимнюю тематику.

Творческий подход, новые игры на развитие творческих способностей.

Посещение ДМШ, выступление оркестра народных инструментов. Создание  уголка «Слушаем вместе с ребенком»

январь

«Юные таланты»

Творческое выступление с элементами театрализации.

Концерт силами детей ДОУ.

февраль

«Путешествие в страну звуков»

Воспитывать дружеские отношения, повышение самооценки, своего достоинства, умение держаться на сцене.

Семинар-практикум для воспитателей.

март

Средства музыкальной выразительности.

Познакомить детей с понятиями: кульминация, динамика, темп, лад, форма построения песни. Знакомство с творчеством певцов мирового уровня.

Консультация родителям. Показ видео-презентации.

апрель

Работа над своим вокалом. Сценическая культура.

Работаем над манерой исполнения, самоконтроль. Развитие координации слуха и голоса детей.

Изготовление карточек-иллюстраций.

май

Развлечение с родителями «Веселые нотки»

Развивать у детей и их родителей чувство прекрасного, стимулировать к совместному творчеству.

Индивидуальные беседы с родителями. Привлечение родителей к совместному участию в концертной деятельности.

 Отследила эффективность методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности:

 (с муз.инструментами)