Инновационная/экспериментальная деятельность

Ванданова Светлана Александровна

Инновационная деятельность учителя — это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса. Её цель — достижение более высоких результатов, получение нового знания, внедрение новой педагогической практики. Мною создана и успешно используется наглядно-дидактическая игра «Мемо». Игра «Мемо» - это игра из серии «Найди пару». К игре предлагается справочник, открыв который можно получить информацию по изображенному на картинке сюжету. На основе этой игры мною были составлены игровые пособия на тему «Правители Древней Руси», «Памятники культуры». В комплекте пособия «Правители Древней Руси» 24 карточки, то есть 12 пар. В справочнике к игре дана основная информация о правителях: имя правителя, дата правления, основные направления деятельности. В комплект «Памятники культуры» вошли 50 карточек. На уроках истории использую технологию «Кроссенс», как средство развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ванданова Светлана Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ «Боргойская СОШ»

РБ, Джидинский район, у.Боргой

Использование наглядно-дидактической игры «Мемо» на уроке истории

Актуальность

Основной частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории является Историко-культурный стандарт (ИКС) с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают определенные сложности у учителей в преподавании. Одной из проблем на уроках истории является усвоение дат правления князей, царей, дат важных исторических событий, с запоминанием памятников культуры. Ученики после механического заучивания через определенное время забывают и не могут вспомнить материал. У детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы вызвать интерес к истории у детей и превратить запоминание дат и событий, памятников культуры в интересное и увлекательное занятие мною успешно используется наглядно-дидактическая игра «Мемо».

Краткое описание инновационного продукта

Игра «Мемо» - это игра из серии «Найди пару». К игре предлагается справочник, открыв который можно получить информацию по изображенному на картинке сюжету. На основе этой игры мною были составлены игровые пособия на тему «Правители Древней Руси», «Памятники культуры». В комплекте пособия «Правители Древней Руси» 24 карточки, то есть 12 пар. В справочнике к игре дана основная информация о правителях: имя правителя, дата правления, основные направления деятельности. В комплект «Памятники культуры» вошли 50 карточек.

Цель - внедрение в образовательный процесс серии авторских наглядно-дидактических игр «Мемо».

Задачи:

1. Разработать игровое пособие «Мемо» по истории России для 6 класса по темам «Правители Древней Руси», «Памятники культуры».

2. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игры «Мемо» на уроке истории.

Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей России, поэтому необходимо побудить интерес к истории. История России богата на исторические имена, богата культурными традициями. Ученики данного возраста лучше воспринимают материал, если он сопровождается наглядными образами, когда в урок вводятся игровые моменты. Дидактическая игра «Мемо» полностью соответствует данным требованиям. В непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал.

Игра состоит из трех уровней сложности:

1 этап – дети находят пару и забирают карточку, назвав имя правителя или название памятника культуры. Если не запомнили имя правителя или название объекта, то можно посмотреть подсказку. Водящий или учитель читает основную информацию о князе или памятнике культуры.

2 этап - дети должны не только назвать правителя, но и дату правления, не только памятник культуры, но время и место постройки, автора.

3 этап - самый сложный уровень, нужно найдя пару, назвать основную информацию по данному правителю или объекту культуры.

Побеждает игрок, собравший больше всех карточек.

Результаты использования

Использование игрового пособия «Мемо» на уроках истории помогает решить следующие задачи: развитие познавательного интереса к истории, глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учениками, активизация познавательной деятельности. Использовать игровой комплект учитель может как на уроке, так и во внеурочное время, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории. В перспективе данное пособие может применяться учителями истории. Мною также будут составлены карточки на другие темы истории России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование наглядно-дидактической игры «Мемо» на уроке истории Ванданова Светлана Александровна МБОУ «Боргойская СОШ» Джидинского района

Слайд 2

Актуальность Основной частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории является Историко-культурный стандарт (ИКС) с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают определенные сложности у учителей в преподавании. Одной из проблем на уроках истории является усвоение дат правления князей, царей, дат важных исторических событий, с запоминанием памятников культуры. Ученики после механического заучивания через определенное время забывают и не могут вспомнить материал. У детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы вызвать интерес к истории у детей и превратить запоминание дат и событий, памятников культуры в интересное и увлекательное занятие мною успешно используется наглядно-дидактическая игра «Мемо».

Слайд 3

Цель - внедрение в образовательный процесс серии авторских наглядно-дидактических игр «Мемо». Задачи: 1. Разработать игровое пособие «Мемо» по истории России для 6 класса по темам «Правители Древней Руси», «Памятники культуры». 2. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игры «Мемо» на уроке истории.

Слайд 7

Игра «Мемо» - это игра из серии «Найди пару». К игре предлагается справочник, открыв который можно получить информацию по изображенному на картинке сюжету. На основе этой игры мною были составлены игровые пособия на тему «Правители Древней Руси», «Памятники культуры». В комплекте пособия «Правители Древней Руси» 24 карточки, то есть 12 пар. В справочнике к игре дана основная информация о правителях: имя правителя, дата правления, основные направления деятельности. В комплект «Памятники культуры» вошли 50 карточек. Краткое описание инновационного продукта

Слайд 8

Игра состоит из трех уровней сложности: 1 этап – дети находят пару и забирают карточку, назвав имя правителя или название памятника культуры. Если не запомнили имя правителя или название объекта, то можно посмотреть подсказку. Водящий или учитель читает основную информацию о князе или памятнике культуры. 2 этап - дети должны не только назвать правителя, но и дату правления, не только памятник культуры, но время и место постройки, автора. 3 этап - самый сложный уровень, нужно найдя пару, назвать основную информацию по данному правителю или объекту культуры.

Слайд 9

Результаты использования Использование игрового пособия «Мемо» на уроках истории помогает решить следующие задачи: развитие познавательного интереса к истории, глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учениками, активизация познавательной деятельности. Использовать игровой комплект учитель может как на уроке, так и во внеурочное время, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории. В перспективе данное пособие может применяться учителями истории. Мною также будут составлены карточки на другие темы истории России.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

;n=13

Князь Олег Вещий (882—912)

Первый князь Древней Руси.

882 – объединение Киева и Новгорода, создание единого Древнерусского государства; (Киев объявил столицей своих земель)

907, 911 – успешные походы на Византию, подписание выгодных для Руси торговых договоров.

Итоги: увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией.

C:\Users\Светлана\Desktop\Ярмарка\карточки\игорь.jpg

Князь Игорь Старый (912-945)

Сын Рюрика.

941 – неудачный поход на Византию.

944 – поход на Византию, подписание торгового договора.

945 – убит древлянами.

Итоги: заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян, увеличил территорию Руси.

Княгиня Ольга Святая (945-957)

Жена князя Игоря.

Провела первую государственную реформу: установила точный размер дани – уроки и места ее сбора – погосты.

957 – приняла христианство.

Итоги: наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси.

Князь Святослав Храбрый (957-972)

Сын князя Игоря и княгини Ольги. Выдающийся полководец своего времени.

Присоединил последний восточно-славянский союз племен – вятичей.

Совершил поход на Волжскую Булгарию.

965 – разгромил Хазарский каганат.

968 – поход на Византию.

972 – убит печенегами.

Итоги: упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

Князь Ярополк Святославович (972-978/980)

Старший сын князя Святослава.

При нем началась междоусобица. В битве с Ярополком был убит его брат Олег.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Князь Владимир Красное Солнышко

(978/980-1015)

Младший сын князя Святослава.

Совершил поход на Волжскую Булгарию, заключил мир на выгодных для Руси условиях.

Произошло первое столкновение с Польшей, 981 – завоевал Червень, Перемышль.

Построил оборонительные рубежа от нападения печенегов.

988 – Крещение Руси.

Итоги: Древняя Русь усилилась и окрепла, объединил восточнославянские племена в границах Древней Руси. Принятие христианства укрепило государство, повысило международное положение Руси, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры.

Князь Святополк Окаянный

(1015–1016, 1018–1019)

Сын князя Владимира.

По его вине были убиты три брата Святополка — Борис, князь Глеб и Святослав.

1019 - потерпел поражение на реке Альте в битве с Ярославом, и бежал к печенегам

Князь Ярослав Мудрый

(1016–1018, 1019–1054)

1015 (1016) — начало составления свода законов Древнерусского государства — «Русской Правды»

1030 –утверждение власти на западном берегу Чудского озера и построил город Юрьев.

1036 — окончательный разгром печенегов под Киевом.

1041 – союзный договор с Польшей.

1043 – последнее военное столкновение с Византией.

1046 – мирный договор с Византией.

Итоги: укрепил международный авторитет Руси, положилначало русскому письменному законодательству, положил конец набегам печенегов.

C:\Users\Светлана\Desktop\Ярмарка\карточки\

Князь Изяслав Ярославович

(1054–1068, 1069–1073, 1077–1078)

Старший сын Ярослава Мудрого.

1068 – поражение от половцев, киевское восстание.

1078 - погиб в битве на р.Сожице против своих племянников.

C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\вс.jpg

Всеволод Ярославович Миролюбивый

(1076–1077, 1078–1093)

Участвовал в борьбе с половцами. Принимал участие в составлении Правды Ярославичей

Владимир Мономах (1113–1125)

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода и дочери Византийского императора Константина IX Мономаха.

1113г. — введение в действие «Устав Владимира Мономаха»: ограничивались проценты по займам и запрещалось обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

1116 – организация большого похода против половцев.

Итоги: восстановление единства Древней Руси.

Мстислав Великий (1125-1132)

Сын Владимира Мономаха.

1129 — присоедининие к Киеву Полоцкого и Минского удельных княжеств.

Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославича.

Итоги: продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единство Древнерусского государства.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Кроссенс как современное средство обучения в условиях ФГОС»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Ожидаемые результаты мастер-класса: принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Александровна, я учитель истории и обществознания. Рада всех приветствовать на моем мастер-классе.

Коллеги, вам вопрос? Что лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта? (системно-деятельностный подход).

Верно. Системно-деятельностный подход предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. Перед нами, учителями стоят непростые задачи – как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать, чтобы на уроке создать такую атмосферу, где ученики стремились бы стать мыслителями?

Одним из приемов формирования логического, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучения учащихся в контексте ФГОС является прием, о котором я сегодня хочу вам рассказать. А чтобы узнать название этого приема, давайте разгадаем кроссворд.

к

о

н

к

у

р

с

р

е

ч

ь

о

п

ы

т

с

е

м

ь

я

с

в

я

т

о

с

л

а

в

е

р

ш

о

в

н

а

у

к

а

с

а

м

о

а

н

а

л

и

з

1. Соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) претендента на победу.

2. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций

3. Сын ошибок трудных и гений, парадоксов друг. Что приходит с годами

4. Ячейка общества

5. Великий князь киевский. Сын Игоря Рюриковича. Прозвище храбрый. Иду на Вы.

6. Автор сказки «Конек-горбунок»

7. Что такое педагогика?

8. Что проводит педагог после открытого занятия?

По первым буквам слова появилось слово кроссенс.

Итак, тема моего мастер-класса «Кроссенс как современное средство обучения в условиях ФГОС»

- Кто-нибудь слышал это слово? Знаете этот прием?

(Хорошо, вы будете моими помощниками)

- Я начала с кроссворда не только, чтобы подвести к теме моего мастер-класса, но и потому что слово кроссенс означает "пересечение смыслов" и придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

Что же представляет собой кроссенс?

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Разгадывать кроссенс нужно, читая слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса - по периметру, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Чем 100 раз услышать, лучше 1 раз увидеть. Покажу на простых примерах. Итак посмотрите на 1 кроссенс и ответьте, что загадано.

(Фрукты, школа)

Кроссенс на уроках истории.

Великая Китайская стена.

В Древнем Китае изобрели бумагу.

Еще в древности китайцы научились выращивать чайные кусты.

Глиняные воины. Часть раскопанной гробницы Цинь Шихуана.

Конфуций.

Китайцы верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов.

В Китае научились изготавливать тонкие и воздушные шелковые ткани. Гусеницы шелкопряда, поедая листья шелковицы, выпускают тонкую нить, образующую коконы. Из коконов нить разматывают и делают из нее пряжу. (Великий шелковый путь)

Древнейший компас изобретен в Китае.

Цинь Шихуан - «Первый властелин Цинь».

Применение кроссенса в курсах истории или обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах); - обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). На слайде охарактеризовать природные условия и занятия древних греков;

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине)

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); «Родовые общины охотников и собирателей»

Перед вами ещё один кроссенс на тему «Эпоха дворцовых переворотов». Прямые изображения государственных деятелей заменили те или иные символы, олицетворяющие их или черты их правления. Прежний кроссенс не исчез, он ушёл на нижний план, являясь примером первого уровня понимания – буквального восприятия изображения. Данный кроссенс требует второго уровня – символической трактовки. Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: 8 марта – Марта Скавронская (настоящее имя Екатерины I); охота – любимое занятие Петра II (собаки и лошади); Ледяной дом – самая эксцентричная постройка Анны Иоановны; карта Архангельской области (Холмогоры) – место ссылки и смерти Анны Леопольдовны;орех – Шлиссельбургская крепость (Орешек), место заключения Ивана VI; гардемарины – опора Елизаветы Петровны (в фильме её эпоха); солдатики – хобби Петра III, прусские порядки и дисциплина в армии; двуглавый орёл – герб времён Екатерины II, фавориты братья Орловы. Центр – новая столица Петербург и окно в Европу, открытое Петром I и впустившее новую эпоху и новые традиции.

А теперь, перейдем к практике. На экране вы видите алгоритм создания кроссенса, зачитывать мы его не будем, так как у всех он есть на ваших рабочих листах. Вам нужно сейчас составить кроссенс из готовых картинок, определить его тему и объяснить его. (ПРАКТИКА, У ДОСКИ ОБЪЯСНЕНИЯ, МАГНИТЫ)

Ну а пока, работают в группах давайте мы с вами разгадаем несколько кроссенсов.

1. Русские народные сказки

2. Олимпийские игры

3. Разделительный мягкий язык

4. Пушкин

5. Обыкновенные дроби

6. Земная кора

7. Носители информации

8. СССР

9. Автсралия

10. Конфеты . Ответы: 1. Буревестник. 2. Трюфели. 3. Рачки. 4. Золушка. 5. Аленка. 6. Барбарис. 7. Гулливер. 8. Ирис.

11. ВИА. Ответы: 1. Красный мак. 2. Надежда. 3. Синяя птица. 4. Пламя. 5. Цветы. 6. Ариель. 7. Самоцветы. 8. Зодиак

Данные кроссенсы демонстрируют, что их можно применять на любых уроках. Что еще важно и во внеурочной деятельности

А теперь выступление групп.

Спасибо за ваши ответы, все молодцы, скажите на каких предметах и на каких этапах урока можно использовать кроссенс? Теперь, исходя их только что сказанного вами, давайте выделим, пожалуй, главное преимущество данного метода, кто может его сформулировать.

А теперь, возьмите пожалуйста ваши рабочие листы, на которых мы сейчас составим синквейн по теме нашего мастер-класса. Синквейн состоит из пяти строчек, на первой мы пишем тему нашего мастер-класса Кроссенс. … Прошу вас зачитать у кого что получилось. Спасибо

Ну и закончить свое выступление я бы хотела словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей размышлять логично и творчески.

Спасибо за внимание!

Вывод

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

· Научность: имеет научное обоснование;

· Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

· Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

· Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

· Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

1. Составить кроссенс из готовых картинок, определить его тему и объяснить его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составить синквейн по теме «Кроссенс»

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

1. _____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

______________________________________________________________



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

НА ТЕМУ

«Применение игровых технологий на уроках истории»

Коллеги! В рамках методического семинара разрешите представить на ваш суд обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому я начала работу над темой: "Применение игровых технологий на уроках истории".

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Классификация игровых технологий:

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

• деловые;

• организационно-деятельностные;

• ролевые;

• инновационные игры;

• дидактические.

Классификация исторических игр:

I. Деловые:

1. Обсуждение.

2. Исследование.

3. С элементами ретроспективы

II. Ретроспективные:

1 .Ролевые (театрализованные представления, театрализованные игры, проблемно-дискуссионные игры).

#1053;еролевые (конкурсные игры).

III. Тренинговые:

1. Настольные.

2. На основе заданного алгоритма.

3. Сюжетные.

В своей преподавательской деятельности применяю различные виды игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В игровой форме провожу изучение нового материала по темам «Великие географические открытия» и «Эпоха петровских преобразований» в 7 классе.

Для закрепления и проверки знаний я использую разного рода викторины: чаще - командные, реже - индивидуальные. Традиционно провожу игры-викторины для закрепления или проверки знаний по темам: «Эпоха Петра I», игра -викторина "Картинная галерея", "Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации" (7 класс), «Арабы в 6-9 веках», «Католическая церковь в 9-11 вв.», «Завоевание турками - османами Балканского полуострова» , «Культура Западной Европы в Средние века» (6 класс),. Чаще всего эти викторины проходят у меня в форме игр «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером» "Угадай героя" и т.д. и занимают около 15-20 минут. Использую также суд над исторической личностью: «Николай 2: святой или кровавый», «Петр 1: тиран или реформатор», «Сталин: вождь народов или тиран»

Основной частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории является Историко-культурный стандарт (ИКС) с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают определенные сложности у учителей в преподавании. Одной из проблем на уроках истории является усвоение дат правления князей, царей, дат важных исторических событий, с запоминанием памятников культуры. Ученики после механического заучивания через определенное время забывают и не могут вспомнить материал. У детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы вызвать интерес к истории у детей и превратить запоминание дат и событий, памятников культуры в интересное и увлекательное занятие мною успешно используется наглядно-дидактическая игра «Мемо».

Игра «Мемо» - это игра из серии «Найди пару». К игре предлагается справочник, открыв который можно получить информацию по изображенному на картинке сюжету. На основе этой игры мною были составлены игровые пособия на тему «Правители Древней Руси», «Памятники культуры», «Эпоха дворцовых переворотов», «Смута». В комплекте пособия «Правители Древней Руси» 24 карточки, то есть 12 пар. В справочнике к игре дана основная информация о правителях: имя правителя, дата правления, основные направления деятельности. В комплект «Памятники культуры» вошли 50 карточек.

Цель - внедрение в образовательный процесс серии авторских наглядно-дидактических игр «Мемо».

Задачи:

1. Разработать игровое пособие «Мемо» по истории России для 6 класса по темам «Правители Древней Руси», «Памятники культуры».

2. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игры «Мемо» на уроке истории.

Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей России, поэтому необходимо побудить интерес к истории. История России богата на исторические имена, богата культурными традициями. Ученики данного возраста лучше воспринимают материал, если он сопровождается наглядными образами, когда в урок вводятся игровые моменты. Дидактическая игра «Мемо» полностью соответствует данным требованиям. В непринужденной игровой обстановке происходит активизация познавательной деятельности учащихся, они более прочно усваивают и закрепляют учебный материал.

Игра состоит из трех уровней сложности:

1 этап – дети находят пару и забирают карточку, назвав имя правителя или название памятника культуры. Если не запомнили имя правителя или название объекта, то можно посмотреть подсказку. Водящий или учитель читает основную информацию о князе или памятнике культуры.

2 этап - дети должны не только назвать правителя, но и дату правления, не только памятник культуры, но время и место постройки, автора.

3 этап - самый сложный уровень, нужно найдя пару, назвать основную информацию по данному правителю или объекту культуры.

Побеждает игрок, собравший больше всех карточек.

Результаты использования

Использование игрового пособия «Мемо» на уроках истории помогает решить следующие задачи: развитие познавательного интереса к истории, глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учениками, активизация познавательной деятельности. Использовать игровой комплект учитель может как на уроке, так и во внеурочное время, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории. В перспективе данное пособие может применяться учителями истории. Мною также будут составлены карточки на другие темы истории России.