Копилка учителя биологии

Галактионова Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов (3 мин.)

– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)?
– Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует деятельность учеников через стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: 
– Скажите, чем вас привлекает помойка? 
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения. 
И Муха ответила –  честно, открыто: 
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: 
Это моя среда обитания.

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему «Какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред  жизни на Земле?». (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Определение понятия среда жизни

Учащиеся работают в парах под руководством учителя и выполняют задание 1 рабочей тетради: формулируют и записывают определение понятия «среда жизни».
Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм.

2. Водная среда жизни

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 64 «Среды жизни» на с. 76, слайд презентации с изображением обитателей водной среды и назвать их. Затем учащиеся анализируют текст слайда об условиях жизни организмов в воде.
 Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25оС). [4]

Затем учащиеся анализируют ЭОР «Жук-плавунец», «Приспособления для плавания у животных», «Приспособления животных к водной среде обитания», «Рыбы, не требующие избытка кислорода», «Рыбы, чувствительные к нехватке кислорода», «Водные плавающие растения».
3. Наземно-воздушная среда

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в наземно-воздушной среде.
Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. [4]
Учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания», «Конечности наземных животных», «Наземные растения».
4. Почвенная среда жизни

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называют представителей почвенной среды, анализируют текст презентации об условиях жизни в почвенной среде.
Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков).
 Почва как среда обитания представляет собой не простое твёрдое тело, как большинство пород литосферы, а сложную систему, состоящую из твёрдых частиц, окружённых воздухом и водой. Она пронизана полостями, заполненными смесью газов и водными растворами, в ней складываются разнообразные условия, благоприятные для жизни множества организмов. [4]

Учащиеся анализируют ЭОР «Приспособления животных к почвенной среде обитания».
5. Организм как среда жизни

Учащиеся продолжают анализировать рис.64 «Среды жизни» на с. 76, называть представителей наземно-воздушной среды, анализировать текст презентации об условиях жизни в организменной среде.
Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами. Эта среда характеризуется относительной стабильностью условий, защищённостью от внешних врагов, обилием легкоусвояемой пищи. Все это достаточно часто приводит к вторичным упрощениям строения, вплоть до потери целых систем органов. [4]

Учащиеся анализируют ЭОР «Особенности организменной среды обитания».
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

V. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (5 мин.)

Учащиеся работают в парах и выполняют задание 2 по заполнению таблицы «Обитатели разных сред жизни» в рабочей тетради. [2] 

VI. Контролирующее задание (8 мин.)

Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

Вариант I

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак.
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука.
11. Клубеньковые бактерии.         

Вариант II

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Дополните «Облако тегов»:

Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…

VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Изучить текст § 17 и выполнить задания в конце параграфа.
Выполнить задания 3-6 в рабочей тетради.
Творческое задание: подготовить сообщение об экологических факторах среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение по материалам Интернета и дополнительной литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среды жизни планеты Земля

Слайд 2

Спросили у Мухи – глазастой и бойкой: – Скажите, чем вас привлекает помойка? Не всякий пойдёт на такое сближение – Отходы кругом и следы разложения. И Муха ответила – честно, открыто: – Кому-то – помойка, кому-то – корыто. Легко здесь живётся, и просто – с питанием: Это моя среда обитания. Леонид Олюнин Прочитайте стихотворение Подумайте: какое значение для живых организмов имеет наличие разных сред жизни на Земле?

Слайд 3

Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм. Среды жизни Среда жизни Водная Организменная Почвенная Наземно-воздушная

Слайд 4

Вода как среда обитания имеет ряд свойств, таких как большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Водоёмы и отдельные их участки различаются солевым режимом, скоростью течений, содержанием взвешенных частиц. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причём она всегда плюсовая (+4…+25 о С).[4] Водная среда жизни

Слайд 5

Обитатели водной среды Беззубка Дельфин Окунь Кувшинка белая Лотос орехоносный Ламинария

Слайд 6

Обитатели наземно-воздушной среды Бабочка ленточник тополевый Белые медведи Прыткая ящерица Лисичка настоящая Ландыш майский Сова неясыть

Слайд 7

Обитатели почвенной среды Дождевой червь Крот Медведка Личинка майского жука Почвенные клещи Слепыш

Слайд 8

Обитатели организменной среды Аскарида Петров крест Повилика Трутовик чешуйчатый Дизентерийная амёба Печёночный сосальщик

Слайд 9

Все ребята дружно встали И на месте зашагали, На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись, Как пружинки мы присели И тихонько вместе сели. Физкульминутка

Слайд 10

Обитатели разных сред жизни Среда жизни Обитатели Водная Моллюски, лягушки, раки, водоросли, кувшинка , лотос, чилим и др. Наземно-воздушная Бабочки, пауки, лягушки, ящерицы, змеи, птицы, волки, лисы, человек, тополь, ива и др. Почвенная Дождевой червь, крот, корни растений, личинки жуков, разнообразные простейшие, грибы, бактерии и др. Организменная Полезные симбионты: клубеньковые бактерии и др.; паразиты: холерный вибрион, бычий цепень, гриб-трутовик, заразиха и др.

Слайд 11

Дополните «Облако тегов»: Сегодня я узнал (узнала) … Было интересно узнать, что … Было трудно … Теперь я могу… Я научился (научилась) … У меня получилось … Я смог (смогла)… Меня удивило… Рефлексия

Слайд 12

Изучить текст § 17 и выполнить задания в конце параграфа.[1] Выполнить задания 4-6 в рабочей тетради.[2] Творческое задание: подготовить сообщение об экологических факторах среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение по материалам Интернета и дополнительной литературы.[3] Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема: «Лишайники»

Цель урока: Познакомить учащихся  с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: 

  1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.
  2. Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гетеротрофное и автотрофное типы питания, гифы гриба, фотосинтез.
  3. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  4. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные: Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы  (показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека).

Личностные:

  1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.
  2. Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника,  анализируют и оценивают информацию.
  3. Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз, лихенология, лихеноиндикация.

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследовательской   деятельности.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с научным текстом и материалом учебника, с  раздаточным материалом, моделирование.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

II. Формулировка темы урока, постановка цели (5 мин)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Кроссворд

в

о

д

о

р

о

с

л

и

х

л

о

р

о

ф

и

л

л

ш

л

я

п

к

а

н

о

ж

к

а

м

и

ц

е

л

и

й

г

р

и

б

н

и

ц

а

с

и

м

б

и

о

з

м

и

к

о

р

и

з

а

  1. Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.
  2. Пигмент зеленого цвета.
  3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.
  4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.
  5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.
  6. Другое название мицелия.
  7. Взаимовыгодные отношения.
  8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Итак, тема нашего урока: «Лишайники».

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

Задачи:

  1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
  2. Узнать о многообразии лишайников.
  3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека.

III. Изучение нового

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растений, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

Создание проблемной ситуации.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники – растений или грибов?

Внимательно рассмотрите раздаточный материал.

                                    Что такое лишайник?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

                                            Лишайник

         растение                           гриб                             ?

Опыт: Увлажним тело лишайника и поместим его в стакан. Через 10 дней можно наблюдать разросшиеся белые тонкие нити – это гифы гриба. Увлажненный и измельченный лишайник поместим в другой стакан, поставим его на свет. Через 10 дней наблюдаем зеленый налет на стенках стакана. Рассмотрим налет под микроскопом. Как вы думаете, что это? (водоросли)

В теле лишайника совмещены два организма - гриб и водоросль.

Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом?

             СИМБИОЗ           ------------------------       ПАРАЗИТИЗМ

                      ?                                                                      ?

Какие взаимоотношения между грибом и водорослью

 в лишайнике?

Первичное осмысление учебного материала

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников.

Откройте учебник на с. 69, внимательно прочитайте "Строение и питание лишайников".

Моделирование. Изготовьте модель внутреннего строения лишайников пользуясь рис. 43. Вам понадобится пластилин и картон.

Глубокое осмысление учебного материала

Вопросы:

1. Что на вашей модели показано белыми тонкими нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему вы взяли именно зеленый пластилин? (водоросль содержит хлорофилл, она фотосинтезирует)

4. Как называется такой способ питания? (автотрофное)

5. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

6. А какую еще функцию выполняют гифы гриба? (поглощают воду и минеральные вещества)

7. А как питаются грибы? (гетеротрофно, готовыми органическими веществами)

8. А где они их берут? (у водоросли)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

- Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из автотрофного компонента - водоросли и гетеротрофного компонента - гриба. (записать в рабочий лист)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

Задание № 1 (в рабочих листах). Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей.

Физкультминутка.

Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо.

Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (записать в рабочий лист)

Я просила Ксению узнать, откуда произошло название лишайник.

Сообщение:  В 1860 г русский ученый Андрей Николаевич Бекетов предложил термин "лишайник". Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Тело лишайников называется таллом или слоевище.

(Слайд №5) 3 группы лишайников.

- Чем отличаются эти лишайники по внешнему виду? (формой слоевища)

- На что похожи слоевища каждой группы? (накипь, листики, кустики)

                                           Лишайники  

      накипные                      листоватые                   кустистые

Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией в рабочих листах и заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала. (работа в парах)

   Тип слоевища

        Особенности строения

      Примеры

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

   Тип слоевища

        Особенности строения

      Примеры

Накипные

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, ризокарпон, бацидия.

Листоватые

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Пармелия, гипогимния, ксантория.

Кустистые

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Кладония ( ягель), уснея.

Проверка

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. (слайд №7)  Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

Размножение лишайников 

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Значение:

        1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

       2. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления.

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация.

4. Лишайники употребляют в пищу.

Легенда о «Манне небесной»

Ребята, вы часто слышали выражение «что ты ждешь успехов, как «манны небесной!» Оказывается это выражение напрямую связано с темой урока. Послушайте строки из Библии: « И сказал Господь Моисею:- Вот, я пошлю вам хлеба с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день»

        В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

        «Подождите до утра» - просил их Моисей. На следующий день, как только рассвело, появившийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба.

«Манна! – кричали они радостно – манна небесная!» Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки. (Манна в переводе на русский – «что это»).

5. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Получают краску и лакмус.

IV. Первичное закрепление.

Задание № 4. Выбери номера правильных суждений (в нужную клетку поставь знак «+»)

1. Лишайники – это организмы-симбионты.

2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый.

5. Лишайники размножаются только половым путём.

6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

1

2

3

4

5

6

Да

+

+

+

Нет

+

+

+

V. Рефлексия.

  • Над какой темой работали?                                                                    
  • Удалось ли выполнить поставленные задачи?
  • Узнали ли вы на уроке что-то новое?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание  

& 13 (пересказ).

  1. Сообщение: «Лишайники, занесенные в Красную книгу»
  2. Проблемная задача: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами». Объясните почему?

Наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Мне было очень приятно сегодня работать с вами, и я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.

На доске я нарисовала дерево, а вы, если довольны уроком прикрепите к нему цветочки, если не очень – листочки.

Рабочий лист к уроку по теме «Лишайники».

Лишайники - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наука, изучающая лишайники -  ----------------------------------------------

Тело лишайников называется _________________________________________________________

Задание № 1. Строение лишайников:

 

                                              images (1)

Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала.

Тип слоевища

              Особенности строения

         Примеры

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек.

                                                                   

Задание № 3. Заполните схему «Значение лишайников».

                                                                                   

Лишайники

  Задание № 4. Выбери номера правильных суждений (в нужную клетку поставь знак «+»)

1. Лишайники – это организмы-симбионты.

2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый.

5. Лишайники размножаются только половым путём.

6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

1

2

3

4

5

6

Да

Нет

Домашнее задание  

& 13 (пересказ).

  1. Сообщение: «Лишайники, занесенные в Красную книгу»

  1. Проблемная задача: Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами». Объясните почему?



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1.  Наука о живой природе носит название

а) физика   б) химия  в) биология   г) география

А2.  Клетку окружает и отделяет от внешней среды

  а) клеточная мембрана     б) ядро       в) цитоплазма           г) вакуоль

А3.  Гемоглобин   -  это

  а ) углевод              б) витамин         в) белок крови         г) жир

А4.  Зелёные клетки растений содержат

  а) хромосомы        б) хлоропласты           в) лейкопласты       г) хромопласты

А5.  У животных  есть

 а) проводящая ткань    б) покровная ткань

 в) нервная ткань      г) механическая ткань

А6.  В клубне картофеля много органического вещества

  а) углеводов         б) жиров          в) солей             г) витаминов

А7. При дыхании клетка поглощает

а) кислород      б) водород                 в) азот          г) углекислый газ

А8. Размножение клетки идет путем

а) почкования          б) деления            в) разрыва               г) роста

А9.  Найди лишнее понятие среди предложенных

а) ядро       б)  цитоплазма      в)  лупа        г)  клеточная оболочка
А10. Укажите объект живой природы:

а) камень                  б) планета        в) человек        г) Луна

А11. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
а) наблюдением        б) рассматриванием         в) экспериментированием      г) измерением

А12. Стекло, которым накрывают каплю воды с помещенным туда препаратом, чтобы он не высох, называется:

а) увеличительное             б) покровное             в) предметное          г) защитное

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения.

  1. Первобытных людей называют собирателями.
  2. Развитие – это увеличение размеров тела.
  3. Ручная лупа увеличивает в 100-300 раз.
  4. Карл Линней создал эволюционное учение.
  5. Ботаника изучает растения.
  6. К органическим веществам клетки относят белки, жиры и углеводы.

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

ВИД ТКАНИ

ОРГАНИЗМ

А)   покровная

Б)    механическая
В)   мышечная                                    

Г)   соединительная

Д)   образовательная

Е)   эпителиальная

1) Растение

2) Животное

Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Допишите понятие, о котором идет речь.

  1. Резервуары, в которых накапливается клеточный сок.
  2. Свойство живого, которое проявляется в способности реагировать на изменения окружающей среды.
  3. Естествоиспытатель, создатель учения о биосфере.
  4. Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация.
  5. Основная часть микроскопа, зрительная трубка.
  6. В тканях промежутки между клетками заполнены … …

Вариант 2.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. Биология – это наука:

а) о веществах          б) о явлениях природы         в) о живых организмах             г) о звёздах.

А2. Основная часть микроскопа

а) тубус         б) штатив          в) предметный столик         г) зеркало  

А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

а) разглядывание  б) наблюдение   в) измерение      г) экспериментирование

А4. Укажите объект живой природы:

1) гора             2) спутник           3) ветер          4) растение

А5. Биосфера — это...

а) водная оболочка Земли                                      б) воздушная оболочка Земли

в) оболочка Земли, заселенная организмами      г)  твердая оболочка Земли

А6. Найди лишнее понятие среди предложенных

а)  клеточная стенка      б) ткань         в) вакуоль       г) хлоропласт

А7. Стекло, на которое помещают микропрепарат, называется

а) покровное        б) предметное             в) увеличительное         г) плоское

А8. Клетка увеличивается в размерах – это

а) развитие        б) рост       в) размножение     г) деление

А9. У растений есть ткань

а) мышечная            б) образовательная            в) эпителиальная           г) соединительная

А10. Отличительной чертой растительной клетки от животной является:

а) наличие плотной клеточной стенки      б) наличие ядра       в) цитоплазма       г) хромосомы

А11. Благодаря развитию компьютерных технологий широко используется метод:

а) сравнения          б) описания        в) эксперимента        г) моделирования

А12. Какая цифра должна быть на окуляре, чтобы микроскоп, на объективе которого обозначена цифра 15 давал увеличение в 120 раз:

а) 10                     б) 8                        в) 6                      г) 12

Часть В.

В1. Выбери три правильных утверждения.

  1. Клетка – основная структурная единица живого.
  2. Все части микроскопа крепятся на штативе.
  3. Все организмы способны к раздражимости, то есть к воспроизведению себе подобных.
  4. В. И. Вернадский – русский ученый, создатель учения о биосфере.
  5. Хлоропласты содержат все  клетки животных.
  6. Зоология изучает грибы.

В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

ВИД ТКАНИ

ОРГАНИЗМ

А)   нервная

Б)   основная
В)   мышечная                                    

Г)   проводящая

Д)  эпителиальная

Е)   механическая

1) Животное

2) Растение

Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С. Допишите понятие, о котором идет речь.

  1. Покрывает клетку снаружи, защищая внутреннее содержимое.
  2. Увеличение размеров тела.
  3. Ученый, который создал классификацию организмов, предложил использовать латинский язык.
  4. Самый простой увеличительный прибор.
  5. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
  6. Вязкое полужидкое содержимое клетки, которое постоянно движется.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа   Водоросли. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники.   6 класс

Вариант - 1

1.Спорофит плауна представлен: А) заростком  Б) зеленым растением  В) спороносным колоском  Г) пластинкой

2.К низшим растениям относят:   А)Голосеменные растения. Б)Покрытосеменные растения В)Водоросли. Г)Папоротники Д)Плауны

3.Там, где растёт сфагнум: А).Деревья развиваются хорошо. Б).Деревья расти не могут. В).Деревья становятся угнетёнными. Г).Лес заболачивается.

4. Торф образуется из  А).Водорослей . Б).Моховидных В).Папоротников  Г).Плаунов

5.Морской капустой называют:  А).Ламинарию. Б).Маршанцию  В).Риччию                               Г) Сфагнум

6.Хроматофор – это: А).Название многоклеточной водоросли. Б).Название пигмента. В).Один крупный хлоропласт. Г).Чашеобразная пластида в клетке водоросли.

7.Мужские и женские клетки  папоротников А) Тычинки и пестики Б)Гаметы В)Споры Г)Хромопласты

8.Половое поколение хвощей называют А) Гаметофит Б)Зигота В) Спорофит Г)Ризоид  Д)Спорангий

9.Становятся редкими и нуждаются в охране: А).Адиантум. В).Маршанция. Б).Риччия Г).Спирогира  Д)Ламинария

10. Рассмотрите рисунок хвоща полевого. Назовите обозначенные цифрами органы

Equisetum_arvense171111.png

1)______________________________________

2)______________________________________

 3)______________________________________

4)______________________________________

5)______________________________________

6)______________________________________

Укажите значение хвощей в природе

_______________________________________

_______________________________________

11.Верны ли следующие утверждения?  А. Для плаунов характерно вегетативное размножение участками побегов. Б. Споры формируются на заростках хвощей.

1)Верно только А  2)Верно только Б  3)Верны оба суждения 4)Неверны оба суждения

12. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротников, начиная со взрослого растения.

  1. взрослое растение (спорофит)  
  2. заросток (гаметофит)
  3. яйцеклетка и сперматозоид (гаметы)
  4. споры
  5. оплодотворение
  6. молодое растение            ОТВЕТ_________________________________________
  7. зигота                                          __________________________________________

13. Какие ткани развиты у плаунов, хвощей, папоротников? А)основные и покровные Б)механические и проводящие В)Покровные и образующие

14. В чём проявляется зависимость папоротников от водной среды? А) отсутствие устьиц в листьях  Б) созревание спор в воде В) необходимость воды для оплодотворения  Г) отсутствие корня

15. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

 ОТДЕЛ

 

ПРИЗНАК

1) Моховидные

2)Папоротниковидные

 

               А) отсутствие корней

                Б) развитая проводящая система

                В) наличие водоносных клеток

                Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

               Д) спорофит преобладает над гаметофитом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

16.Какое из растений является злостным сорняком: А) папоротник-орляк Б) хвощ полевой  В) плаун обыкновенный Г) щитовник

17.  На заростке папоротника образуются: А) зооспоры      Б) гаметы      В) семена     Г) споры    Д) корни
 

18. Коробочка на ножке у моховидных – это: А) гаметофит  Б) спорангионосец  В) спорофилл  Г) спорофит  Д) спорангий
 

 Контрольная работа   Водоросли. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники.   6 класс

Вариант - 2

1. Преобладание спорофита в жизненном цикле наблюдается у: А) плаунов, хвощей, мхов; Б) плаунов;  В) плаунов, хвощей;  Г) мхов.

2.Ризоиды – это: А).Вид корня. Б).Один крупный хлоропласт. В).Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату.

3.Залежи каменного угля образовались: А).Из отмерших древовидных папоротников. Б).Из отмерших частей мхов. В).Из большого скопления остатков отмерших водорослей

4.Сфагнум в отличии от кукушкина льна: А).Быстро всасывает и проводит воду. Б.) Не имеет ризоидов. В)Размножается спорами. Г).Не имеет стебля и листьев.

5.Появление хвощей на полях свидетельствует о том, что почва  А)Кислая  Б)Сухая В)Плодородная  Г)Щелочная

6. Папоротники размножаются А) Спорами Б)Клубеньками В) Семенами Г)Заростками

7. Бесполое поколение плаунов называют А)Гаметофит Б)Зигота В) Спорофит Г)Заросток Д)Хроматофор

8.Папоротники относятся к высшим споровым растениям, так как: А).Широко расселились по Земле. Б) .Имеют корень. В).Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами. Г).Размножаются спорами.

9. Рассмотрите рисунок мха. Назовите обозначенные цифрами органы  

1)__________________________moss_structure22.png

 2)__________________________

3)__________________________

4)__________________________

  5)___________________________

6)___________________________

Укажите роль мхов в природе

_____________________________

______________________________

 _______________________________

10. Установите последовательность этапов жизненного цикла плауна, начиная со взрослого растения.

  1. взрослое растение (спорофит)  
  2. заросток (гаметофит)
  3. яйцеклетка и сперматозоид (гаметы)
  4. споры
  5. оплодотворение
  6. молодое растение                ОТВЕТ_____________________________________
  7. зигота                                                ______________________________________

11. Гаметы папоротника образуются в А)спорангиях на листьях Б)на придаточных корнях  В)на заростке  Г)на молодом растении

12. Выберите несколько споровых растений  А) плаун булавовидный Б) Папоротник - орляк В)Сосна крымская  Г)Укроп обыкновенный  Д) Маршанция

13. Гаметофитом папоротника является А) заросток  Б) спора В) зелёное растение                      Г) зигота

14. Древние древовидные папоротники способствовали  А)образованию болот Б) созданию первичной атмосферы  В) формированию современного ландшафта Г) образованию залежей каменного угля

15.Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

ОСОБЕННОСТИ

1) Мхи

2) Папоротники

 

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

16.У кукушкина льна водоносные клетки:      А) отсутствуют   Б) имеются в большом количестве   В) имеются в небольшом количестве.

17.Оплодотворение у плауна происходит на: А) листьях Б) спорангиях В) корневищах

Г) заростке

18. Заросток папоротника – это:  А) первичный корень      Б) стебель      В) длинная нить     Г) зеленая пластинка    Д) корневище
 



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Корень. Внешнее строение. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие.

Тип урока: усвоение новых знаний.

  1. Цель урока:   сформировать у учащихся  знания о корне как главном вегетативном органе растения, его   строении, значении и разнообразии .

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент,

.

                                         

 Вступительное слово учителя:

  - Здравствуйте ребята, я приветствую вас на уроке биологии

  - .Что мы изучаем на наших уроках?

  - А зачем мы изучаем ботанику?

  Мотивация

- Где мы можем применить знания, полученные на уроках?

- Сегодня чем мы будем заниматься?

- Результатом нашей работы будут полученные вами знания и умения, а в журнале и дневниках появятся новые оценки. Что нужно, для того чтобы получить хорошие оценки?

2.

Проверка домашнего задания

 

Учитель задает вопросы ученикам, своевременно демонстрируя на каждый вопрос соответствующий слайд презентации (1- 6).

  1. Что такое семя?
  2. Есть ли различия в строении семян?
  3. В чем заключаются различия в строении семян одно и двудольных растений?
  4. Какое значении играют растения в жизни человека?

3.

Изучение нового учебного материала. 

 

Информативное объяснение с демонстрацией компьютерной презентации.

Объяснение нового материала. 

1.Создание проблемной ситуации.

Послушайте стихотворение и подумайте над вопросами, прозвучавшими в нем.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

В. Жак

 Вопрос: « Почему растения не могут жить без корня?» (выслушиваем ответы детей)

А еще ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив ее целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? (выслушиваем ответы детей)

 Так чем же является корень для растения? А это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке.  

 Вы когда-нибудь пробовали удержать в руках зонтик, когда  дует сильный ветер? Трудно, правда! А тогда какая же сила нужна раскидистому дубу, стройной берёзке или высокому тополю с их стволами и ветками, чтобы удержаться на месте при ветре или урагане?  Наверное, это должна быть сила могучего великана или былинного богатыря! Этой силой у растений обладают корни. Словно стальные канаты тянутся они во все стороны и удерживают растение в зеле. Корни очень крепки. Вы пытались когда-нибудь выдернуть растение из почвы. Это сделать очень нелегко.

И корней у каждого растения очень много и все они  разные и идут далеко и в глубь, и в ширь. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корни,  образующие корневую систему: главный – развивается из зародышевого корня, боковые – возникают на корнях всех видов и располагаются по бокам и придаточные – развиваются на стеблевой части побега, могут вырастать на листьях. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. В чем состоит эти различия?

Если в корневой системе хорошо выделяется центральный корень, а от него отходят более мелкие – это стержневая корневая система. (Фасоль, горох, дуб, березе, подсолнечник и др.)

Если центральный корень в корневой системе незаметен среди других – это мочковатая корневая система. (Пшеница, рожь, полынь, лук, тюльпан и др.)

Рассмотрите экземпляры предложенных вам растений с различными типами корневых систем.   Распределите эти растения по типу корневых систем. Приведите свои примеры.

В зависимости от местных условий (климат, почва и др.) корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины и разрушают скалы. В песчаной пустыни вместо почвы песок, но и к этим условиям приспособились растения. У некоторых кустарников он тянется вдоль поверхности песков на десятки метров и как бы ни бушевала буря, такой «якорь» держит растение очень крепко.

А еще корень ищет в почве и доставляет необходимые растению минеральные вещества и воду. У верблюжьей колючки, обитающей в пустыне, корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 метров.

  Известны случаи, когда стебли растений прорастаю сквозь асфальт, а ведь это по силам не каждому человеку с ломом в руках. Корни у растений тоже очень сильные, даже самая твердая почва для них не преграда. Рассмотрим внутреннее строение корня (слайды 11-13).

Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Он, как колпачок, защищает верхушку корня от повреждений (слайды 13-14). Здесь находится зона деления - это участок на кончике корня, толщиной всего около 1 мм, где находятся клетки образовательной ткани, которые активно делятся (слайд 15).

Растет корень прямо вниз. Участок верхушки корня, за счет которой он растет, называется зоной роста или растяжения. Она располагается выше зоны деления, где находится гладкий участок корня. В этой части (длиной около 3-9 мм) клетки уже не делятся, а растут и сильно вытягиваются, увеличивая длину корня (слайды 13 и 16).

Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется за счет деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Если удалить верхушку, то рост корня в длину прекратится, но зато образуется много боковых корней. Эта особенность корней широко используется человеком при выращивании рассады культурных растений (пикировка).

Самая важная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрация живого объекта), можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы почвы. Эти тоненькие корневые волоски – мощное орудие всасывания. Корневой волосок имеет длину обычно 1-2 мм, но иногда  достигают 10 мм, продолжительность его жизни 1-4 суток. Они увеличивают площадь поверхности корня в несколько раз. Ученые измерили длину всех корней у растения ржи. Она равна 623 км., а с корневыми волосками – 11 тыс. км. (слайд 17).

 Зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения.

Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками, передвигаются к стеблю. Эта зона самая длинная и прочная часть корня. Здесь уже имеется хорошо сформированная проводящая ткань (слайд 18)

Роль корня в жизни растения нельзя переоценить. Значение легко определить по выполняемым им функциям (слайды 19-20).

Функция корня – укрепление растения в почве. Прочность и гибкость корня достигается тем, что проводящие сосуды, направляющие воду с растворенными веществами вверх к стеблю, вместе с механической тканью, сосредоточены в центре корня (слайд 21).

 Главная функция корней – минеральное питание, т.е. всасывание воды и минеральных веществ (слайд 22).

Запасающая функция корня. Некоторые растения откладывают в видоизмененных корнях – корнеплодах – часть созданных питательных веществ, про запас. (Демонстрация корнеплодов – свеклы, моркови и др.). Толстые придаточные корни в мочковатой корневой системе называют корневыми шишками (Демонстрация живых объектов: георгины) (слайд 23).

Еще одна функция корня – вегетативное размножение. На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги. (Осина, сирень, слива малина и др.) (слайд 24)

А у плюща развиваются корни – присоски  - с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев или стенам домов (слайд 25).

 У некоторых тропических растений, например фикусов, корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева (столбовидные корни) (слайд 26).

У мангровых деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха (слайд 27).

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей у некоторых папоротников и др.

        

4.

Закрепление учебного материала.

Учитель на закрепление нового материала  предлагает обучающимся ответить  на вопросы теста, который перед ними на экране (слайд 29).

Правильность ответов на вопросы фиксируется и выводится на экран.

Учитель для устранения пробелов и систематизации полученных знаний  предлагает учащимся выполнить задания в рабочей тетради по данной теме.

Учитель при необходимости корректирует работу обучающихся.

5.

Итог урока. Рефлексия. Задание на дом.

Оценивание обучающихся: оценка активной работы, ответов на вопросы теста.

Учитель спрашивает обучающихся:

  • Интересно ли Вам было на уроке?
  • Получили ли Вы новую, полезную информацию?
  • Где Вы сможете применить полученные на уроке знания?

 

Учитель  дает рекомендации по выполнению домашнего задания.

Порядок работы с учебником: 

•   попытаться вспомнить то, что осталось  в  памяти  от  урока;

•  вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в  нем  важнейшие  положения,  правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и  усвоению;

•  применить приемы воспроизведения и самоконтроля:  пересказ  материала  вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы  учебника;

• если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще  раз поработать с учебником  и  добиться  свободного  и  полного  воспроизведения изучаемого  материала. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Слайд 2

1. Среда обитания Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная

Слайд 3

2. Образ жизни Свободноживущие и паразиты

Слайд 4

3. Симметрия тела

Слайд 5

4. Размеры тела От 0,1 мм до 1 метра Японский краб-паук

Слайд 6

5. Отделы тела Тело сегментировано Отделы тела - голова, грудь и брюшко.

Слайд 7

6. Покровы тела Наружный скелет из хитина. Рост происходит в периоды линьки.

Слайд 8

7. Органы движения Членистые конечности, подвижные рычаги

Слайд 9

8. Полость тела Смешанная, заполнена гемолимфой 9. Пищеварительная система Имеет 3 отдела. Ротовой аппарат специализирован в зависимости от типа пищи.

Слайд 10

10. Кровеносная система Незамкнутая Центральный пульсирующий орган - сердце

Слайд 11

11. Дыхательная система У первично-водных – жабры У наземных – легочные мешки и трахеи 12. Выделительная система Мальпигиевы сосуды Зеленые железы

Слайд 12

13. Нервная система Головной ганглий («мозг») Окологлоточное нервное кольцо Брюшная нервная цепочка 14. Органы чувств Зрение Вкус Осязание Обоняние Слух Равновесие

Слайд 13

15. Половая система Большинство видов раздельнополые Хорошо выражен половой диморфизм

Слайд 14

16. Размножение Только половое, встречается партеногенез и живорождение 17. Развитие Прямое С полным метаморфозом С неполным метаморфозом



Предварительный просмотр:

Тема: Класс Брюхоногие моллюски.

Ход урока.

Организационный момент (1 -3 минуты). (Проверить готовность учащихся к уроку. Самоопределение к деятельности.).

 Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами начали изучение  следующего  типа из царства Животные – Моллюски.  И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

3.Этап изучения нового материала: (слайд 1 и 2)

      Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками: на озерах, прудах, заводях – большой прудовик, в  лесной подстилке, лугах, садах  и огородах – голый слизень. Но, не смотря на большое разнообразие, можно выделить общие черты: (слайд 3)

(Учащиеся смотрят на плакат и рисунок в учебнике называют общие признаки класса Брюхоногих и  отвечают на вопросы.

Возможные ответы учащихся:

  • Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже.
  • Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? (ассиметричное строение.).
  • Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий - устье.
  • Отделы тела такие же, как у всех моллюсков, какие? (голова, нога и мешковидное туловище)
  • Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи - мантией.  Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать? (Внутреннее строение)

Учитель: Сейчас мы рассмотрим внутреннее строение брюхоногого моллюска,  и дополним наш рисунок строением систем органов. (слайд 4)

а) Пищеварительная система (рис 73 стр. 100) -  учащиеся читают самостоятельно органы пищеварительной системы: Растение -   рот -  глотка -язык-терка(радула) – пищевод – желудок – кишечник - анальное отверстие. Учитель дополняет, что в желудок впадают протоки печени. Секрет печени растворяет углеводы.

Вопрос: почему язык прудовика сравнивают с напильником или теркой? Где находится этот орган? Какое значение имеет это приспособление в жизни моллюска? (Примерный ответ: на языке прудовика располагается огромное количество роговых зубчиков, которые по внешнему виду напоминают терку или напильник. Радула располагается в глотке. С помощью радулы моллюск добывает себе пищу, поесть соскабливает её с поверхности водорослей, подводных предметов. Учащиеся заполняют задание №3 в тетради на  печатной основе.)

Мини доклад ученика: «Зубастый рекордсмен». (слайд 5)

б) Дыхательная система. (слайд 6)

Учитель: Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость = мантийная полость + сеть капилляров). В течение 1 часа  улитка поднимается на поверхность из воды 6-7 раз. У всех улиток 1 легкое, вдыхают атмосферный О2, обмен газов происходит также в легком.

в) Кровеносная система (стр.101 рис.74) незамкнутая. А что это означает?

(Ответ учащихся: это означает, что кровь из сосудов поступает в полость тела)

Сердце

(20-40 сокращений в минуту)

                                                                              Кровеносные сосуды

2 камеры: 1 предсердие и 1 желудочек                                                  

Аорта, артерии, вены

 (рассказ о движении крови по сосудам Рис.74) Незамкнутая, 2-х камерное сердце и сосуды, кровь   –  бесцветная.  

г) Выделительная система.

Зачем нужна такая система?

(ответ детей: Для выведения «удаления» вредных веществ  «продуктов обмена» из организма), как называется орган выделения? (ответ: Почки)

А если тело ассиметричное, то сколько их? (ответ: Одна)

Рассказ учителя о работе почек: В связи с ассиметрией тела у Брюхоногих только одна левая почка. Одним концом эта почка сообщается с околосердечной сумкой, где собираются продукты обмена веществ, а другим открывается в мантийную полость сбоку от анального отверстия.

Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?

(Ответ детей : моллюски берут начало от предков, общих с кольчатыми червями)

д) Нервная система. (Работа в парах. Задание на отдельном листке)

Учитель: Вставьте пропущенные слова в тексте и вы узнаете строение нервной системы:

«Не имеет принципиальных отличий, то есть состоит из……,……, имеет органы чувств:  ……..

(вставить: из нескольких (3 парных) крупных нервных узлов, соединенных между собой нервными перемычками и многочисленных нервов; осязания, обоняния, равновесия) 

е) Размножение и развитие (слайд 7)

Учитель: Эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка (парусник)- взрослое).

  Учитель: Посмотрите на улиток и скажите:  Какое значение они могут иметь в природе и в жизни человека? (слайд № 8)

(ответ детей: Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет), по раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека.

      Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система?

 (ответ детей: дыхательная, выделительная, пищеварительная системы).

 Какая система регулирует деятельность всего организма?

( ответ детей: нервная система)

Почему улитка является промежуточным хозяином для паразитов человека?

(ответ: в теле прудовика происходит бесполое размножение личинок печеночного сосальщика)

5.Этап закрепления:

Задание №4 в тетради на печатной основе

Выделить характерные особенности класса Брюхоногих (слайд 9)

  • Если остается время  - ознакомится с некоторыми представителями класса Брюхоногих. (слайд 10-12)

4.Этап домашнего задания: (слайд 13)

Учитель: Хочу задать на дом задачу:  « Бабушка улитки живет в домике, построенном на вершине столба. Высота столба - 10 метров. Улитка собралась в гости к бабушке. Скорость улитки такова, что за день она проползает вверх 2 метра. Вечером улитка засыпает и во сне за ночь сползает на 1 метр вниз.

Вопрос. За сколько дней улитка доползет до вершины столба?

(ответ: В итоге 8,5)

Домашнее задание: параграф 21 и вопросы к нему. Задание №1, 2, 5 в тетради на печатной основе.

6.Рефлексивный этап: Я благодарю вас за  урок.



Предварительный просмотр:

Урок по теме: Тип Моллюски. Общая характеристика

Ход урока.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты.

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

- Про каких животных говорится?

(Моллюски)

Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология.

Изучение новой темы.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Моллюски – трёхслойные двустороннесимметричные животные. Однако у некоторых моллюсков, например, у катушки, прудовика, в связи со смещением внутренних органов, тело асимметрично.

Тело моллюсков подразделяется на голову, туловище и ногу. У некоторых моллюсков отсутствуют голова или нога. Нога представляет собой непарный вырост брюшной стенки тела. У некоторых двустворчатых моллюсков нога отсутствует, например у мидий.

У головоногих моллюсков нога преобразована в щупальца.

Кожная складка вокруг туловища образует мантию. Между мантией и туловищем имеется пространство – мантийная полость.

Тело большинства моллюсков прикрыто раковиной.

Снаружи раковина покрыта рогоподобным веществом, а изнутри перламутром и состоит из углекислого кальция.

Наука, изучающая раковины моллюсков — конхиология.

У таких моллюсков как кальмары, осьминоги, корабельный червь раковина отсутствует.

Внутреннее строение моллюсков сходно с другими изученными беспозвоночными животными, но имеет и свои особенности.

Например, в процессе индивидуального развития у моллюсков вторичная полость тела, подвергается редукции, образуя остатки целома, окружая сердце и половые железы.

Пищеварительная система моллюсков состоит из передней, средней и задней кишки.

У многих моллюсков в глотке имеется радула или тёрка с зубчиками, с помощью которой измельчается пища.

Глотка переходит в пищевод, который переходит в желудок. Далее расположен кишечник. В пищеварительной системе имеются пищеварительные железы – слюнные, печень. У моллюсков, питающихся взвешенными частицами, например у мидии, в пищеварительной системе отсутствуют глотка, тёрка и слюнные железы.

Кровеносная система у представителей типа незамкнутая. Кровь незамкнутой кровеносной системы движется между внутренними органами. Сердце моллюсков состоит из предсердия и желудочков.

Дыхательная система беззубки состоит из жабр, а виноградной улитки из лёгкого.

Почему у этих моллюсков разные органы дыхания? Различие в органах дыхания зависит от среды обитания моллюска. Виноградная улитка обитает в наземно-воздушной среде, а беззубка – в водной.

Нервная система у моллюсков узловая: три пары нервных узлов с отходящими нервами. Наиболее сложное строение нервной системы у Головоногих моллюсков.

Выделительная система усложняется по сравнению с кольчатыми червями.

Она образована парными почками, соединенными с околосердечной сумкой.

Развитие органов чувств связано с образом жизни моллюска. У быстро плавающих моллюсков хорошо развиты глаза.

У кальмаров и осьминогов строение глаза схоже с глазом млекопитающего животного.

У моллюсков развиты органы химического чувства, равновесия и осязания.

Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Первичное закрепление знаний.

Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины;

г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Форма.

Окраска.

Наличие годичных колец на раковине.

Наличие оборотов на раковине.

Прочность раковины.

Значение раковины.

 Блиц- опрос. (слайд 14,15,16)

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.

5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

Итоги урока. Рефлексия.

• Что нового сегодня узнали на уроке.

• Как оцениваете свою работу на уроке

Домашнее задание.

§11, сообщение о любом представителе типа