Олимпиады

Галактионова Анна Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задания по биологии для 7 класса

на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Растворы минеральных веществ передвигаются:

а) по сосудам сверху вниз; б) по ситовидным трубкам сверху вниз; в) по сосудам снизу вверх; г) по ситовидным трубкам и сосудам в любом направлении.

2. К низшим растениям относят:
      а) Мхи б) Водоросли в) Мхи и водоросли г) Папоротникообразные

3.  У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
      а) Сперматозоиды б) Яйцеклетки в) Коробочки на длинных ножках г) Листья

4. Выберите правильное определение:  Зигота – это:
      а) Оплодотворенная яйцеклетка б) Женская половая клетка в) Мужская половая клетка
      г) Спора

5. Растительная клетка в отличие от животной имеет:

А) ядро; Б) цитоплазму; В) клеточную стенку; Г) цитоплазматическую мембрану.

6. Двойное оплодотворение у цветковых растений это:

А) слияние двух спермиев с двумя яйцеклетками

Б) слияние двух пар диплоидных клеток

В) слияние двух пар клеток – спермия с яйцеклеткой и спермия с диплоидной клеткой

Г) слияние двух пар клеток – спермия с яйцеклеткой и двух пар диплоидных клеток

7. Образовательной тканью является:

А) луб Б) пробка В) камбий Г) паренхима

8. Наука, объектом изучения которой являются мхи:

а) альгология; б) микология; в) бриология; г) зоология.

9. В основе классификации организмов на два надцарства ядерные и доядерные лежат особенности их:

а) клеточного строения; б) среды обитания; в) формы тела; г) образа жизни.

10. Бактерии, способные связывать в результате своей жизнедеятельности неорганический атмосферный азот и продуцировать органические азотсодержащие вещества:

а) гниения; б) цианобактерии; в) болезнетворные; г) клубеньковые.

11. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:

а) спиртовое; б) маслянокислое; в) молочнокислое; г) уксуснокислое.

12. Из ниже перечисленных функций, стержневая корневая система выполняет лучше мочковатой корневой системой:

а) всасывание; б) транспорт веществ; в) вегетативное размножение; г) закрепление в грунте.

13. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

а) наличие цветка; б) развитие из спор; в) развитие из семени; г) редукция спорофита.

14. Транспирация позволяет растению:

а) регулировать температуру и постоянно получать минеральные вещества; б) иметь запас питательных веществ в разных органах; в) осуществлять вегетативное размножение; г) поглощать энергию солнца.

15. В отличие от бесполого размножения при половом потомство наследует признаки:

А) материнского и отцовского организма;

Б) только материнского организма;

В) только отцовского организма;

Г) в большей степени признаки отцовского организма.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов

1. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:

I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара

IV. образование семян

V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V; 
г) II, III, IV.

2.Растения семейства капустных( крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырёхчленного типа

2) соцветие кисть

3) цветок пятичленного типа

4) соцветие корзинка

5) плод стручок или стручочек

6) плод боб

а) 1,4,6

б) 1,2,5

в) 2,3,5

г) 2,3,6

3. В чём проявляется сходство растений и грибов?

1) растут в течение всей жизни

2) всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

3) растут только в начале своего индивидуального развития

4) питаются готовыми органическими веществами

5) образуют органические вещества

6) имеют клеточное строение

а) 1,2,5

б) 1,3,4,

в) 2,4,6

г) 1,2,6

4. Выберите растения, у которых сложные листья:

I. береза
II. дуб
III. желтая акация

IV. земляника лесная

V. шиповник
а) II, V;
б) III, IV.
в) II, III, V; 
г) III, IV; V.

5. К животным подцарства Простейшие относятся:

I. амеба протей
II. хламидомонада
III. инфузория-туфелька

IV. радиолярия

V. ряска
а) I, II, V;
б) I, III, IV.
в) II, III, V; 
г) III, IV; V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Злаки – систематическая группа растений, объединяющая растения одного рода.

2. Как и у всех червей у гусениц бабочек отсутствуют ходильные конечности.

3. У термитов стерильные рабочие особи могут быть представлены не только самками, но и самцами.

4. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что там загрязнен воздух.

5. У различных сумчатых животных выводковая сумка может располагаться как на животе, так и на спине, и открываться или вперед или назад.

Часть 4.  Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5   Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.


 Установите соответствие между признаками и тканью растений.
ПРИЗНАК                                                                                             ТКАНЬ

А)   составляет большую часть стебля дерева                                  1) Древесина
Б)   обеспечивает транспорт органических веществ                        2) Луб
В)   ее проводящие элементы представляют собой живые клетки
Г)   переносит вещества от корня в стебель
Д)   обычно расположена ближе к поверхности стебля



Предварительный просмотр:

Задания I (школьного) этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

8 класс.

   

Часть 1.

Вам предлагаются 15 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=194

  1. Определите по внешнему виду клюва птицы, чем

она питается в естественной среде.

 1) летающими насекомыми

2) рыбой

3) сочными плодами 

4) мелкими млекопитающими

2. Какая часть органа слуха, характерная для позвоночных животных, есть у рыб?

1) наружная ушная раковина        3) барабанная перепонка

2) внутреннее ухо        4) слуховые косточки

3. К отряду чешуйчатых относится

1) плащеносная ящерица        3) древесная игуана

2) гадюка обыкновенная        4) все перечисленные

4. Вилочка у птиц – это сросшиеся

1) грудные кости        3) ребра первой пары

2) ключицы        4) вороньи кости

5. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1) собака      2) человек       3) корова        4) малый прудовик

6. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

1) комнатная муха;          2) постельный клоп;             3) медведка;         4) рыжий муравей.

7. Жить под водой способен

1) паук - крестовик        3) паук – птицеед

2) паук - серебрянка        4) каракурт

8. К органоидам движения простейших не относятся

1) реснички        2) жгутики             3) псевдоподии        4) параподии

9. Мальпигиевы сосуды являются органами выделения у

1) нереиса        3) речного рака

2) большого прудовика        4) паука-крестовика

10. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость

4) обеспечивает его рост

11. Из животных, обитающих в водной среде, к млекопитающим относят

1) крокодила          2) акулу         3) ихтиозавра         4) кита

12. При прорастании семени редиса вначале наблюдается появление:

1) главного корня;   2) боковых корней; 3) главного и боковых корней;   4) придаточных корней.

13. Птиц от перегревания во время полёта предохраняют

1) сердце и аорта                  

2) лёгкие и трахея

3) воздушные мешки            

4) грудные мышцы

14. К какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3754

 1) Многоножки

2) Ракообразные

3) Паукообразные

4) Насекомые

15. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1) моховидные        2) папоротниковидные     3) цветковые          4) древние водоросли

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания, с выбором трех верных ответов из шести. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Донашивают детеныша в сумке

1) ехидна

2) кенгуру

3) опоссум

4) песец

5) горностай

6) ондатра

2. Многоклеточной водорослью является

1) хламидомонада        

2) хлорелла

3) спирогира                  

4) вольвокс

5) кладофора                

6) ламинария

3. У птиц, как и у пресмыкающихся,

1) кожа сухая, лишённая желёз

2) отсутствуют зубы

3) покровы состоят из рогового вещества

4) сердце четырёхкамерное

5) артериальная кровь не смешивается с венозной

6) кишечник, мочеточники, органы размножения открываются в клоаку

4. Какие животные имеют лучевую симметрию тела?

1) пресноводная гидра

2) майский жук

3) белая планария

4) медуза корнерот

5) красный коралл

6) бычий цепень

 

5. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?

1) почвенные зелёные водоросли     2) гадюка обыкновенная            3) мох сфагнум

4) подрост сосны                                  5) тетерев                                   6) лесная мышь

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты «да»  или  «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Тело насекомых снаружи покрыто кутикулой
  2. Острицы не имеют пищеварительной системы и всасывают готовую пищу всей поверхностью тела
  3. Личинки чешуекрылых питаются нектаром цветов
  4. У сосны мужские половые клетки неподвижные
  5. Клетки насекомоядных растений не содержат хлоропласты
  6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
  7. У всех водных покрытосеменных растений устьица расположены на нижней стороне листа
  8. Все виды клещей ведут паразитический образ жизни
  9. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
  10. Выделение пота обеспечивает охлаждение организма

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 2,5 балла за каждое задание). Заполните матрицу ответов в соответствии с требованием задания.

1. Установите соответствие между особенностью жизненного цикла организма и видом паразита, для которого она характерна.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА                             ВИД ПАРАЗИТА

А) развитие без смены хозяина                                                    1) человеческая аскарида

Б) промежуточный хозяин – крупный рогатый скот                  2) бычий цепень

В) промежуточный хозяин – малый прудовик                            3) печеночный сосальщик

Г) основной хозяин – крупный рогатый скот

Д) личинка с ресничками плавает в воде

2. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ                                                                         КЛАСС

А) плавательный пузырь отсутствует                                         1) Хрящевые рыбы

Б) жабры открываются наружу жаберными щелями                 2) Костные рыбы

В) для ряда видов характерны миграции во время нереста

Г) жабры прикрыты жаберными крышками

Д) как правило, есть плавательный пузырь



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по биологии  2019/2020 учебный год

9 класс.

Задания I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.

  1. Жизненные функции целого организма, его органов и их систем изучает наука

а) гигиена;        в) анатомия;

б) физиология;        г) генетика.

  1. Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка, образуются из:

а) камбия;
б) прокамбия;
в) перицикла;
г) феллогена.

  1.         Учёный-миколог изучает
  1. строение и процессы жизнедеятельности грибов
  2. закономерности наследственности и изменчивости
  3. строение и процессы жизнедеятельности микроорганизмов
  4. строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки
  1. Метод, применяемый для того, чтобы искусственно создать ситуацию,
    позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, — это
  1. описание;        в) эксперимент;
  2. наблюдение;        г) сравнение.
  1. Основной метод исследования клеток — это

а) эксперимент;        в) измерение;

б) исторический метод;        г) микроскопия.

  1.  Половой процесс (конъюгация) характерен для:
    а) хламидомонады;                       в) спирогиры;
    б) эвглены;                               г) улотрикса.
  2. Признак, который позволили бы вам отнести организм, найденный на морском побережье, к иглокожим животным:
    а) взрослые особи с радиальной симметрией и присутствием игл и трубчатых ножек;
    б) радиально-симметричные взрослые особи со спинной полой хордой;
    в) экзоскелет с глоточными жаберными щелями и трубчатые ножки;
    г) радиально-симметричные взрослые особи с мантийной полостью.
  3. Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных насекомых: 
    а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
    б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
    в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
    г) азот, который необходим для синтеза белка.
  4. Фотосинтез происходит
  1. в митохондриях;
  2. в хромосомах;
  3. в хлоропластах;
  4. в рибосомах.
  1. Свойства живого вирусы проявляют
  1. паразитируя в живых организмах;
  2. обитая в пресных водоёмах;
  3. поселяясь в телах погибших организмов;
  4. обитая в почве.
  1. В клетках дрожжей не обнаружены:

а) митохондрии;                            в) лейкопласты;

б) аппарат Гольджи;                  г) лизосомы

  1. В клетках бактерий отсутствует
  1. цитоплазма;
  2. оформленное ядро;

  1. плазматическая мембрана;
  2. рибосома.

  1. Клетки растений, в отличие от клеток животных, не содержат:

а) центриоли;  

б) центральную вакуоль;

в) митохондрии;

г) рибосомы.

  1. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
    а) большим запасом питательного вещества в яйце;
    б) распространением в тропической зоне;
    в) преимущественно наземным образом жизни;

г) строением половых желёз.

  1. Щеки млекопитающих образовались как:
    а) приспособление для собирания большого количества пищи;
    б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
    в) приспособление для сосания;
    г) приспособление для дыхания.
  2. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:
    а) миофибрилла;
    б) мышечное волокно;
    в) сарколемма;
    г) саркомер.
  3. Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%. Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в гипертоническом растворе:
    а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы;
    б) их объем останется неизменным, а  содержание в них гемоглобина уменьшится;
    в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму;
    г) эритроциты лопнут.
  4. Гликоген запасается человеком в:

а) красном костном мозге;                        б) печени;

в) селезенке;                                               г) крови.

  1. Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей:

а) чихание;                                              б) кашель;  

в) зевота;                                                 г) смех.

  1. У яйцекладущих млекопитающих млечные железы:

а) отсутствуют совсем;

б) не имеют сосков;  

в) имеют одну пару сосков;

г) имеют несколько пар сосков.

  1. Вкусовая зона, наиболее чувствительная к сладкому:

а) кончик языка;

б) корень языка;

в) боковые края языка;

г) края и корень языка.

  1. Мальпигиевы сосуды представляют собой:

а) органы выделения у насекомых и паукообразных;

б) совокупность кровеносных сосудов в плавательном пузыре костистых рыб;

в) органы дыхания у насекомых;

г) органы выделительной системы у плоских червей.

23.   У наркоманов в первую очередь наблюдаются нарушения в

а) выделительной системе

б) дыхательной системе

в) кровеносной системе

г) нервной системе

24.

Описание: https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=416&png=1

Рассмотрите рисунок. Что на нем обозначено под цифрой 1?

 

а) извитой каналец

б) собирательная трубка

в) почечная артерия

г) капсула нефрона

25.  Что расположено в средней части уха?

 

а) слуховой проход

б) улитка

в) вестибулярный аппарат

г) молоточек

26.  Выберите эволюционно наиболее древнее из приведённых ниже животных.

 

Описание: https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6773&png=1

а) 1                      б) 2               в) 3                   г) 4

27.  В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

а) почва                                   б) растения

в) ареал                                   г) биосфера

28.  Какая последовательность из предложенных правильно отражает схему классификации растений?

а - вид → род → семейство → класс → отдел

б - вид → отдел → класс → род → семейство

в - вид → семейство → род → класс → отдел

г - вид → класс → отдел → род → семейство

29.  Центры жажды, голода находятся в:

а)  продолговатом мозге                           б)  промежуточном мозга

в)  среднем мозге                                       г)   мозжечке

30.  При пониженной кислотности желудка может быть нарушено расщепление:

а) белков;                                                    в) углеводов;

б) жиров;                                                     г) нуклеиновых кислот.

Задание II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

  1. Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов. 
    I. Крупные воздухоносные полости.
    II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
    III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
    IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
    V. Слабо развитую ксилему.

а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV, V.

  1. Выберите несколько вариантов ответов.                            Признаками, характерными для моховидных, являются:
    а) наличие корня

б) размножение семенами

в) наличие стебля

г) размножение спорами

д) обитание на суше вдали от источников влаги

е) наличие листьев

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?

I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.

а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.

  1. Характерные признаки животных типа Кишечнополостные — наличие
  1. первичной полости тела
  2. стрекательных клеток
  3. выделительной системы
  4. радиальной симметрии тела
  5. вторичной полости тела
  6. двух слоев клеток — эктодермы и энтодермы.
  1. Для царства Грибов характерны признаки:

1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;  2) структурный компонент

клеточной стенки – целлюлоза; 3) запасной продукт – гликоген;  4) запасной про-

дукт – багрянковый крахмал; 5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий  

а) 1, 4, 5;

б) 2, 3, 4;  

в) 1, 3, 4;  

г) 1, 3, 5;  

д) 2, 3, 5.

  1. Бактерии вызывают заболевания:

1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия;  4) туляремия;  5) гепатит.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 5;

в) 1, 2, 4;

г) 2, 4, 5;  

д) 2, 3, 4, 5.

  1. Для земноводных характерны следующие признаки –

1) имеется только легочное дыхание,

2) наличие мочевого пузыря,  

3) продуктом выделения является мочевая кислота,

4) для взрослых особей характерна линька,

5) отсутствие грудной клетки:

а) 1, 2, 5;

б) 2, 3, 4;

в) только 2, 5;  

г) только 3, 4;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

  1. Для безусловных рефлексов характерно то, что они –  

1) врожденны,  2) стереотипны,  3) исчезают и возникают в течение онтогенеза, 4) возникают на основе условных, 5) индивидуальны.

а) только 1, 2;  

б) только 2, 3;

в) только 1, 3, 4;

г) только 3, 4, 5;

д) 1, 2, 4, 5.

Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В ответе укажите вариант ответа «да» «+» или «нет» «-». Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

  1. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  2. В отряде Китообразных (Cetacea) нет видов, обитающих в пресных водоемах.
  3. Органы боковой линии имеются только у рыб.
  4. Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
  5. Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов.
  6. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  7. Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты.
  8. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.
  9. Нервная трубка у хордовых всегда расположена над хордой.  
  10. Крокодилы и черепахи не линяют.

Задание IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. За каждый правильный ответ - 0,5 баллов.

1. Установите соответствие между животными и типами симметрии, которые для них характерны.

Типы симметрии:

А) радиальная;

Б) двусторонняя.

Животные:

1) гидра;

  1.  планария;
  2.  медуза;
  3.  актиния;
  1.  дождевой червь;
  2.  бычий цепень.

Животные:

1

2

3

4

5

6

Типы симметрии:

Максимальное количество баллов – 3.

2. Установите соответствие между признаками и органами растений, для которых характерны эти признаки.

Признаки:        Органы:

  1.  выполняет транспортную функцию;        А) стебель;
  2.  осуществляет воздушное питание;        Б) лист растения.
  3.  может выполнять запасающую функцию;
  4.  функция — газообмен;
  5.  выполняет опорную функцию;
  6.  имеет сердцевину;
  7.  выполняет функцию транспирации.

Признаки:

1

2

3

4

5

6

7

Органы:

Максимальное количество баллов – 3,5.

3. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАК

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

А) не имеют постоянной формы тела

Б) в их состав входит гемоглобин

В) переносят кислород от органов дыхания

ко всем клеткам тела

Г) обеспечивают иммунитет

Д) в зрелом состоянии имеют ядро

 

1) эритроциты

2) лейкоциты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Максимальное количество баллов – 2,5.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за олимпиаду – 65.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2020–2021 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно  набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Малярию вызывают: http://s018.radikal.ru/i516/1301/7f/d532367f6016.jpg

а) амёбы; б) трипаносомы; в) плазмодии; г) инфузории.

2. Когда корабли ремонтируют, на днище можно видеть морские организмы, которые называют «морскими желудями». Их приходится счищать. «Морские жёлуди» относятся к царству:

а) Растения;   б) Грибы;  в) Животные;  г) Бактерии. 

3.Незамкнутая кровеносная система имеется у: 

а) аскариды; б) дождевого червя; в) ланцетника; г) виноградной улитки.

4.Челюсти отсутствуют у: 

а) миноги; б) рыбы-пилы; в) черепахи; г) рыбы-молота.

5. К насекомым с полным превращением относится

 а) кузнечик; б) тля; в) саранча; г) бабочка-капустница.

6.У какого из приведенных типов беспозвоночных впервые в ходе эволюции появилась кровеносная система?

 а)  членистоногие         б)   кольчатые черви      в)  моллюски            г)  круглые черви

7.Для чего служит киль у птиц? 

а) для рассекания воздуха;         б) для защиты внутренних органов;

 в) для устойчивости в полёте;   г) для прикрепления мышц.

8.У кишечнополостных животных (тип Coelenterata) отсутствую(е)т:

 а) сократительные клетки; б) эктодерма; в) мезодерма; г) энтодерма.

9. К насекомым с неполным превращением относятся:

а) прямокрылые, двукрылые;                         б) стрекозы, равнокрылые;                                           в) перепончатокрылые, чешуекрылые;         г) перепончатокрылые, равнокрылые.

10.Мухи и комары относятся к: 

а) разным семействам одного отряда;  б) разным отрядам одного класса;

в) разным классам одного типа;            г) разным родам одного семейства.

11. Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?

а) обладает большой прочностью;

б) предохраняет тело от потери воды;

в) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц;

г) защищает тело от механических и химических воздействий.

12. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?

 а) минога; б) окунь; в) аксолотль; г) прыткая ящерица.

13. Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?

 а) китовый ус; б) рог носорога; в) чешуя панголина; г) вибриссы кошки.

14. Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?

а) только из рёбер;                                                            б) только из рёбер и грудины;                                          в) из рёбер, грудины и туловищных позвонков;           г) грудной клетки нет.

15. Определите по внешнему виду клюва птицы, чем она питается в естественной среде.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=203

а) бесхвостыми земноводными

б) мелкими млекопитающими

в) летающими насекомыми

г) молодыми побегами

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Орган слуха представлен только внутренним ухом у:

I. речного окуня;                                                                                                                            II. травяной лягушки;                                                                                                                   III. акулы;                                                                                                                                              IV. прыткой ящерицы;                                                                                                                  V. гребенчатого тритона.  

а) I, II, V;      б) I, II, IV;         в) II, IV, V;         г) I, III.

2. Со сменой хозяина проходит развитие:

1) свиного цепня;                                                                                                                                     2) человеческой аскариды;                                                                                                            3) дизентерийной амёбы;                                                                                                                4) кошачьей двуустки;                                                                                                                         5) малярийного плазмодия.

а)1,4,5;    б)1,2,4;    в)1,2,5;    г)1,2

3. Один круг кровообращения имеется у:

1) удава;                                                                                                                                               2) ланцетника;                                                                                                                                         3) сельдевой акулы;                                                                                                                           4) тритона;                                                                                                                                                    5) утконоса.

а)2,4;   б)3,4;    в) 2,3,4;    г)4,3,5

4. К биологическим наукам могут относиться

1) орфография;                                                                                                                             2) геология;                                                                                                                                         3) биоинформатика;                                                                                                                        4) анатомия;                                                                                                                                             5) зоология. 

а) 1, 3, 4     б) 3, 4, 5      в) 2, 3, 5       г) 1, 3, 5     д) 2, 4, 5

5. Пищевая цепь – это понятие, которое позволяет оценить, какой организм чем питается. Например, курица питается зерном, а в дальнейшем её съедает человек. Это означает, что есть такая пищевая цепь: пшеница (зерно) → курица → человек. Ниже приведены организмы (в разном масштабе). Составьте из них самую длинную пищевую цепь.

1) планктонные ракообразные;                                                                                                                                        2) тюлени;                                                                                                                                                                           3) планктонные водоросли                                                                                                                                                     4) белый медведь;                                                                                                                                                                  5) рыбы (в разном масштабе);

 а) 3 → 4 → 2 → 1 → 5;   б) 1 → 3 → 2 → 4 → 5

 в) 1 → 5 → 3 → 2 → 4    г) 3 → 1 → 5 → 2 → 4        

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Для ракообразных характерно жаберное дыхание.

2. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

3. У представителей отряда Прямокрылые сосущий ротовой аппарат.

4. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.

5. Протонефридии не встречаются у пресноводных беспозвоночных.

6. Блохи и вши обладают колюще-сосущим ротовым аппаратом и развиваются с полным превращением.

7. Голубой цвет крови некоторых беспозвоночных обусловлен дыхательным пигментом, содержащим медь.

8. У всех наземных позвоночных (амниот) имеется грудная клетка.

9. Пингвины для размножения выбирают места с пониженной температурой.

10. При фокусировке зрения на удалённом объекте хрусталик уплощается, а зрачок расширяется.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между представителями и классами, к которым они относятся

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ:

http://cliparts.co/cliparts/kTM/n8A/kTMn8AX8c.gif

https://studfile.net/html/2706/1054/html_LybqX8iq07.uWKb/img-9_I06v.png

А.

Б.

https://coollib.net/i/58/395558/image41.pnghttps://happinesswomen.ru/wp-content/uploads/2019/09/1iqkh2yh.jpg

В.

Г.

https://iknigi.net/books_files/online_html/174813/i_002.png

Д.

КЛАСС:

1) Саркодовые

2) Жгутиковые

А

Б

В

Г

Д

2. Перед Вами схема строения тела пресноводной гидры. Соотнесите основные структуры (А–З) с их обозначениями на рисунке (1–7).

А)Мезоглеяhttps://fs00.infourok.ru/images/doc/123/143810/img21.jpg

Б)Щупальца

В)Эктодерма

Г)Подошва

Д)Энтодерма

Е)Кишечная полость

Ж)Почка

З) Рот

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2020–2021 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

ОТВЕТЫ:

Часть 1. Максимальное количество баллов, которое можно  набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в

в

г

а

г

б

г

в

б

а

в

г

а

б

а

Часть 2. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

г

а

в

б

г

Часть 3. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

Часть 4. Максимум 6,5 (0,5 –за каждый верный ответ)

1.Максимум 2,5 балла

А

Б

В

Г

Д

2

1

2

1

2

2.Максимум 4 балла

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3

7

1

4

2

5

6

8

Всего:41,5



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2021–2022 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно  набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). голуби выкармливают голубят

1. Известно, что некоторые птицы (голуби, фламинго) вырабатывают так называемое птичье молоко – особый творожистый секрет, которым вскармливают птенцов.   Какой орган вырабатывает   птичье   молоко у голубей?

а) слюнные железы

б) зоб

в) особая кожная железа

г) тимус (вилочковая железа)

2. Когда корабли ремонтируют, на днище можно видеть морские организмы, которые называют «морскими желудями». Их приходится счищать. «Морские жёлуди» относятся к царству:

а) Растения;   б) Грибы;  в) Животные;  г) Бактерии. 

3.Незамкнутая кровеносная система имеется у: 

а) аскариды; б) дождевого червя; в) ланцетника; г) виноградной улитки.

4.Челюсти отсутствуют у: 

а) миноги; б) рыбы-пилы; в) черепахи; г) рыбы-молота.C:\Users\AdmiN\Desktop\16.jpg

5. Отметь раздел зоологии, изучающий объект, изображённый на рисунке

А) Гельминтология

Б) Орнитология

В) Териология

Г) Энтомология

6. Дышать через рот не может:

а) крот        б) бегемот        в) енот        г) кашалот

7.Для чего служит киль у птиц? 

а) для рассекания воздуха;         б) для защиты внутренних органов;

 в) для устойчивости в полёте;   г) для прикрепления мышц.

8. При сравнении анатомии окуня, галки, тритона и хомяка можно заметить, что наиболее похожим у всех объектов является строение:

 а) головного мозга                    б) пищеварительной системы

в) дыхательной системы        г) выделительной системы

9. Сумчатые, в отличие от плацентарных:

а) зигота начинает своё развитие в сумке

б) имеют только одну слуховую косточку в среднем ухе

в) могут иметь до 5 пар резцов на верхней челюсти

г) лишены сосков млечных желёз

10. Хрящевые рыбы, в отличие от костных:

а) имеют плавательный пузырь б) не имеют чешуи

в) способны к внутреннему оплодотворению г) обладают боковой линией.Беззубка — моллюск с хрупкой раковиной - Животные

11. Органами выделения беззубки служат:

а) обладает большой прочностью;

б) предохраняет тело от потери воды;

в) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц;

г) защищает тело от механических и химических воздействий.

12. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?

 а) минога; б) окунь; в) аксолотль; г) прыткая ящерица.

13. Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?

 а) китовый ус; б) рог носорога; в) чешуя панголина; г) вибриссы кошки.

14. Что из перечисленного является общей чертой широкого лентеца и луковой нематоды?

а) одна и та же среда обитания

б) способность размножаться половым путём в) наличие целома

г) три слоя мышц в кожно-мускульном мешке.

15. На фотографии ниже представлен ротовой аппарат многоножки, ширина тела которой составляет 1 см. Чем, вероятнее всего, питается данная многоножка?Giant centipede mouth parts : natureismetal | Centipede, Weird ...

а) растительными остатками

б) почвенными нематодами

в) другими членистоногими

г) мицелием грибов

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Орган слуха представлен только внутренним ухом у:

I. речного окуня;                                                                                                                            II. травяной лягушки;                                                                                                                   III. акулы;                                                                                                                                              IV. прыткой ящерицы;                                                                                                                  V. гребенчатого тритона.  

а) I, II, V;      б) I, II, IV;         в) II, IV, V;         г) I, III.

2. Выберите        верную комбинацию, в которой все перечисленные насекомые обладают        полным        превращением:        

1) клоп-солдатик, 2) медведка, 3) ручейник, 4) слепень, 5) муха-осовидка,  

6) уховёртка, 7) скарабей.

а) 1, 2, 5        б) 1, 5, 6        в) 2, 3, 6        г) 3, 4, 7

3. Один круг кровообращения имеется у:

1) удава;                                                                                                                                               2) ланцетника;                                                                                                                                         3) сельдевой акулы;                                                                                                                           4) тритона;                                                                                                                                                    5) утконоса.

а)2,4;   б)3,4;    в) 2,3,4;    г)4,3,5

4. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:
1) костные рыбы    2) земноводные   3) пресмыкающиеся   4) птицы    5) млекопитающие

а) только 2, 3,4        б) только 1, 2, 5          в) только 3, 4,5           г) только 1, 3, 4

5. Пищевая цепь – это понятие, которое позволяет оценить, какой организм чем питается. Например, курица питается зерном, а в дальнейшем её съедает человек. Это означает, что есть такая пищевая цепь: пшеница (зерно) → курица → человек. Ниже приведены организмы (в разном масштабе). Составьте из них самую длинную пищевую цепь.

1) планктонные ракообразные;                                                                                                                                        2) тюлени;                                                                                                                                                                           3) планктонные водоросли                                                                                                                                                     4) белый медведь;                                                                                                                                                                  5) рыбы (в разном масштабе);

 а) 3 → 4 → 2 → 1 → 5;   б) 1 → 3 → 2 → 4 → 5

 в) 1 → 5 → 3 → 2 → 4    г) 3 → 1 → 5 → 2 → 4        

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Крот, выхухоль, землеройка и ёж принадлежат к одному отряду.

2. Кровь дождевого червя голубого цвета.

3. У представителей отряда Прямокрылые сосущий ротовой аппарат.

4. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.

5. Протонефридии не встречаются у пресноводных беспозвоночных.

6. Блохи и вши обладают колюще-сосущим ротовым аппаратом и развиваются с полным превращением.

7. Голубой цвет крови некоторых беспозвоночных обусловлен дыхательным пигментом, содержащим медь.

8. У всех наземных позвоночных (амниот) имеется грудная клетка.

9. Пингвины для размножения выбирают места с пониженной температурой.

10. При фокусировке зрения на удалённом объекте хрусталик уплощается, а зрачок расширяется.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Соотнесите насекомых с изображениями типичных для них ротовых аппаратов (А–Д).

Насекомые: 1) жук-навозник, 2) комар-звонец, 3) шершень, 4) капустница,

5) слепень

Ротовые аппараты:

А

Б

В

Г

Д

2. Перед Вами схема строения тела речного рака. Соотнесите основные структуры (А–З) с их обозначениями на рисунке (1–7).

А)АнтенныC:\Users\Анна\Desktop\рак.jpg

Б)Антеннулы

В)Клешни

Г)Головогрудь

Д)Брюшко

Е)Глаза

Ж)Ходильные ноги

З) Хвостовой плавник

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2021–2022 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС

ОТВЕТЫ:

Часть 1. Максимальное количество баллов, которое можно  набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

в

г

а

в

г

г

б

в

в

а

г

а

б

в

Часть 2. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

г

г

в

А

г

Часть 3. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

Часть 4. Максимум 6,5 (0,5 –за каждый верный ответ)

1.Максимум 2,5 балла

А

Б

В

Г

Д

1

3

4

2

5

2.Максимум 4 балла

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

1

4

5

8

3

6

7

Всего:41,5