Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства

Слайд 2

Практический метод проектной технологии

Слайд 3

Продукт проектной деятельности – справочник дорожных знаков

Слайд 4

Метод иллюстрирования произведений

Слайд 5

Методический прием кластер

Слайд 6

Из личного опыта:

Слайд 7

Из личного опыта:

Слайд 9

Мои средства обучения

Слайд 11

Целесообразность и основные принципы отбора методов, приемов, форм и средств обучения Цель обучения Материаль ное оснащение кабинета Возраст учащихся Уровень подготовлен ности учащихся Время, отведенное на изучение материала Подготовленность педагога

Слайд 12

«Уважай, твори, доверяй и развивайся!»



Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся

начальной школы и средства.

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС НОО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям. В организации педагогической деятельности использую такие формы, как индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей. При фронтальной форме организации обучения - работа со всем классом – это единое содержание, четкая инструкция. Но и здесь есть индивидуальный подход к ребёнку, если таковой необходим. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

В своей работе использую различные методы:

  1.  Наглядные
  2.  Практические
  3.  Словесные

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он должен достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

от цели урока;

от этапа урока;

от содержания обучения;

от наличия учебных пособий;

от личности учителя;

Функции методов, приемов и средств обучения:

Обучающая;

Мотивационная;

Развивающая;

Воспитательная;

Организационная.

Описывать каждый метод считаю нецелесообразным. В работе так или иначе приходится пользоваться разными методами, в зависимости от классификации по источнику получения знаний. Будь то это рассказ или беседа, демонстрация или иллюстрация, упражнения или практические работы.

Хочу поделиться опытом использования одного замечательного метода, который универсален на любом этапе урока.

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Кластер - это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». А самое главное, его можно использовать на любом уроке. Для этого не всегда обязательно иметь оборудование, оснащение, достаточно раздать каждому ребенку по несколько чистых небольших листочков, но это при самом его простом использовании.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока, то есть на любом этапе. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе - подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос. Это ни что иное как схема.

C:\Users\user\Desktop\имя сущ..jpeg

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях, обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. У детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ОУ.

Средства, которыми пользуюсь я в своей работе.

 печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

 электронные образовательные ресурсы (учи.ру, Яндекс учебник.)

 аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);

  наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные);

 демонстрационные (гербарии, муляжи,стенды, модели демонстрационные);

 печатные пособия (картины, плакаты, таблицы, учебники)

 проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

Сегодня информационные коммуникационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует федеральному стандарту.

ИКТ в работе современного педагога – это:

 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы и т.д.

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

 3. Обмен опытом.

4. Создание презентаций в программе Power Point.

Особенность средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя - отобрать наиболее эффективные (с его точки зрения) средства обучения для активного учебного процесса.