Мои выступления


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Нижнесаянтуйская СОШ»

C:\Users\user\Desktop\.22.png

Образовательный проект «Педагог и наставник»

«Эстафета знаний и опыта»

2023г.

Пояснительная записка

Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся педагог. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Поэтому педагог должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.

Сегодня в образовании остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Подготовка педагога к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.

В решении этой стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления и развития педагога и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Наставничество является одной из самых актуальных тем современного образования РФ, потому что в условиях модернизации российской системы образования возникает необходимость в создании такого социального института и значительно возрастает роль наставника для молодых и опытных специалистов. Молодые учителя сталкиваются с наставничеством при трудоустройстве, выстраивая взаимоотношения «опытный наставник и наставляемый». Опытные педагоги, приобщаясь к современным информационным технологиям, обращаются за помощью, наоборот, к молодым специалистам. Из чего очевидно, что данная тема будет актуальна всегда для любого образовательного учреждения, в котором имеются сотрудники. Актуальность проекта может быть вызвана еще и необходимостью поиска новых путей к рассмотрению и осмыслению нововведений в теме наставничества, стремлением перебороть устоявшие негативные стандарты и закоренелые стереотипы. Степень адекватности проекта соответствует логике развития системы российского образования.

Цель проекта. Исходя из вышесказанного, целью проекта является создание условий для формирования профессиональных  знаний и умений, раскрытия и развития педагогического потенциала, успешная профессиональная самореализация молодого педагога в современных условиях модернизации системы российского образования на базе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ».

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач:

- раскрыть понятие и модель системы наставничества.

- исследовать функции наставника и наставляемого, их формы взаимодействия;

- обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;

- повышать продуктивность работы педагогов и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- выявить рекомендации для дальнейшего развития системы наставничества на базе школы в условиях модернизации системы российского образования.

Сроки реализации программы: учебный год.

Организационные основы наставничества:

  1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы
  2. Руководство        деятельностью        наставников        осуществляют заместитель директора по методической работе, методист.
  3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.

Организация наставничества.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

  • адаптация        (освоение        норм        профессии,        её        ценностей,        приобретение автономности);
  • стабилизация        (приобретение        профессиональной        компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
  • преобразование        (достижение        целостности,        самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Этап 1 (первый год). Адаптация молодого специалиста.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ» и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.

Этап 2 (первый - второй год). Профессиональное развитие молодого специалиста.

Цель этапа – проанализировать компетенцию молодого и вновь прибывшего педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий и работ, обеспечивающих изучение молодым и вновь прибывшим педагогом основ педагогики, психологии и методики обучения, а также приобретение им необходимых навыков проведения занятий с учащимися по определенному направлению, оказать помощь в разработке плана профессионального становления молодого и вновь прибывшего педагога

Этап 3 (второй - третий год). Развитие потенциала молодого специалиста

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала. В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого специалиста.

Ожидаемые результаты:

  • адаптация        начинающих        педагогов        в        учреждении        и как результат, закрепление молодых специалистов в школе;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышению        профессиональной        компетентности        молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствованию        методов        работы        по        развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

Заключение.

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методических пособий, интернета и других источников, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опята, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов - единомышленников разных поколений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК». «ЭСТАФЕТА ЗНАНИЙ И ОПЫТА» МБОУ «НИЖНЕСАЯНТУЙСКАЯ СОШ»

Слайд 2

в первоначальном значении слова – мудрый советчик , пользующийся доверием подопечного. У истоков успешной деятельности любого человека рядом с ним обязательно находился кто-то, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком был его наставник. Он представляет ролевую модель для подопечного в профессиональном поведении. Наставничество требует психологической подготовки к открытому, равноправному сотрудничеству. Придется научиться «отодвигать в сторону» различия в статусе, чтобы вести себя доверительно и на равных с подопечным. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТАВНИК?

Слайд 3

«НАСТАВНИК И МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ» НАСТАВНИК ЧЕРНИГОВА САНЖИДМА ЦЫРЕНДОРЖИЕВНА НАСТАВЛЯЕМЫЙ ЕШИЕВА ЮЛИЯ ЧИМИТДОРЖИЕВНА

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, РАСКРЫТИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА.

Слайд 5

НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Положение о наставничестве в ОУ 2. Приказ заведующего образовательным учреждением об организации наставничества 3. Приказ о закреплении наставника 4. План взаимодействия наставника и наставляемого 5. План работы с молодыми специалистами в ОУ

Слайд 6

ЗАДАЧИ ДЛЯ НАСТАВНИКА 1. Повышение своего профессионального уровня в процессе взаимообучения. 2. Развитие своих деловых качеств . ЗАДАЧИ ДЛЯ НАСТАВЛЯЕМОГО 1. Повышение уровня профессиональных компетенций. 2. Развитие позитивного отношения к педагогической деятельности, потребности к постоянному самообразованию. 3. Выстраивание конструктивного взаимодействия с наставником и педагогическим коллективом ОУ. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами. Восточная мудрость .

Слайд 7

ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА Добровольность Искреннее желание помочь в преодолении трудностей Гуманность Соблюдение прав молодого специалиста Взаимопонимание Способность видеть личность Конфиденциальность Ответственность

Слайд 8

СПОСОБЫ НАСТАВНИЧЕСТВА Инструктаж - это способ, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. При этом он не объясняет, почему необходимо делать именно так, а не иначе - у наставника есть готовый правильный ответ. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому. Вспомним, например, фильм «Бриллиантовая рука»: инструкция «Дитям - мороженое, его бабе - цветы!» без разъяснения привела к возникновению комичной ситуации.

Слайд 9

СПОСОБЫ НАСТАВНИЧЕСТВА Объяснение - способ, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему. Если вернуться к примеру из фильма «Бриллиантовая рука» и пофантазировать, можно было бы вложить в уста героя следующую реплику: «Дитям - мороженое, потому что они любят сладкое. Его бабе - цветы: женщины любят знаки внимания». Осознанность и обоснованность действий гарантируют наставнику успех.

Слайд 10

СПОСОБЫ НАСТАВНИЧЕСТВА Развитие - это способ, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Обратимся к сюжету из того же фильма. Можно представить себе, что если бы время позволяло, то герой построил бы специальную беседу с напарником, используя развивающие вопросы.

Слайд 11

Как ты думаешь, что подарить детям, чтобы произвести хорошее впечатление? Что любят есть дети? Как ты считаешь, какие подарки нравятся женщинам?

Слайд 12

СЕГОДНЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И НА РЕГИОНАЛЬНЫХ УРОВНЯХ АКТИВНО ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ТРЕНД НА НАСТАВНИЧЕСТВО. КАКИЕ БЫ НИ БЫЛИ ТЕХНОЛОГИИ, КАК БЫ ДАЛЕКО НЕ ПРОНИКЛА В ЖИЗНЬ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕРЕДАЮТСЯ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ДАЖЕ САМЫЙ КРУТОЙ «АЙТИШНИК» УЧИЛСЯ НЕ У ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, А У ЖИВОГО УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ ДАЛ ЕМУ «ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОГРАНКУ», ПОЗВОЛИЛ РАСКРЫТЬСЯ ВСЕМ ЕГО ДАРОВАНИЯМ И ТАЛАНТАМ .

Слайд 13

СПАСИБО МОЕМУ НАСТАВНИКУ ЗА НАУКУ, ЗА СОВЕТ! СПАСИБО МОИМ ДЕТЯМ, ЗА ИХ ИСКРЯЩИЕСЯ ГЛАЗА, ЗА ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС И УЧАСТИЕ В МОИХ ИДЕЯХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ, ВОВЛЕЧЕННОСТЬ И РАДОСТЬ НАШЕГО ОБЩЕНИЯ.

Слайд 14

ВЫВОДЫ Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.



Предварительный просмотр:

Эссе «Создаем настоящее, думаем о будущем»

«Будущее начинается сегодня,

если не откладывать его на завтра»

Б.Ю. Крутиер

Мне выпала огромная честь и ответственность быть причастной к творению будущего. Будущее – это путь, который нужно именно созидать, создавать, но не искать. В процессе этого труда мы многое приобретаем, становимся мудрее, мы открываем глаза, тем самым мы уже вершим свое завтра, свою судьбу. Без капли сомнения мы можем утверждать, что будущее - это наши дети. Как сказал великий советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши будущие слезы…».

Все мы родом из детства, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери. И, сколько бы времени не прошло с той поры, в памяти свежи воспоминания счастливой, беззаботной поры. Бесценны детские воспоминания, связанные с семьёй и отчим домом. Но, также никогда не забудутся впечатления, когда мы впервые переступили порог волшебного Дома, под названием школа, полный доброты, любви, поддержки, труда и творчества. Для всех первоклашек ШКОЛЬНЫЙ ДОМ начинается с первой ступеньки, он таит в себе что-то неизведанное, неопознанное, загадочное. И, многое зависит в дальнейшей социализации ребёнка от того, какие люди встретят его на пороге школьной жизни. Во все времена ценились порядочность, честность, доброта, милосердие, гуманность, чувство собственного достоинства, благородство, и, конечно же, знания! Кто может воспитать в молодой и неокрепшей душе все это? Безусловно, родители! А еще тот, кто носит гордое звание Учитель, мы - учителя!

Мы вечные капитаны корабля, с маленькими, беззащитными и любопытными пассажирами на борту, которые находятся в начале своего жизненного путешествия. Наша задача обучить, направить, вооружить знаниями для дальнейшего самостоятельного плавания.

Придя в школу, ребенок является чистым листом бумаги, он смотрит на тебя пытливыми, искрящимися глазами. И очень важно, помочь разжечь эту искорку, вызвать «аппетит» на знания, жажду познания чего-то нового.

Свои фундаментальные знания и качества личности дети получают в детстве. Детство- это «настоящее», а без «настоящего» не может быть будущего. Поэтому роль педагога очень значима, от его  профессионализма и компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и их успешность в жизни, какими людьми они вырастут и какое общество создадут. Мы безусловные патриоты своей страны, и поэтому  она доверяет нам самое дорогое - свое будущее. И важно понимание, что ты принимаешь непосредственное участие в его создании. А будущее начинается сегодня, сейчас, в эту минуту. И прекрасный новый человек воспитывается нами! И так актуальны слова гениального русского писателя, прозаика Антона Павловича Чехова: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее». Да, великая ответственность ложится на наши плечи – на плечи педагогов. Но не надо забывать и о том, что педагогу необходима  поддержка и сознательность родителей. Духовные качества личности формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Воспитать успешную всесторонне развитую личность можно только совместными усилиями, работая в тендеме.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» - Джон Дьюи, философ и педагог. И это неоспоримая истина. Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Учитель должен шагать в ногу со временем, постоянно развиваться, заниматься самообразованием, периодически сам садиться  за ученическую скамью. Ведь «совершенству нет предела». Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.

       Л.Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главная задача   учителя в настоящее время - помогать детям в получении новых знаний, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь формировать у ученика информационную компетентность, развивать  любознательность, познавательный и творческий  интерес. Говоря другими словами,  учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И, конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Настоящее - это причина будущего. Какие деревья мы посадим сегодня и насколько осознанно и серьезно будет осуществлен уход, зависит то, насколько комфортно нам будет в будущем в тени этих деревьев.

Учителем начальных классов я работаю только второй год. Не буду хвастать тем, что мечтала об этом еще со школьной скамьи (тогда я грезила о профессии воспитателя в детском саду, в общем, все равно связано с работой с детьми, только совсем маленькими). Огромное и осознанное желание появилось тогда, когда увидела блеск в глазах сына при прочтении своего первого слова по слогам.

Сейчас могу сказать - горжусь, что я учитель, и с уверенностью могу заявить, я люблю свою профессию!

Закончить свое эссе мне хочется словами великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»