Технология: "Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности."

Высоцкая Лариса Анатольевна

Цель:

Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

    -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

Актуальность темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Творчество увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОСУГ  « ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСОК»

для старшего возраста.

Цель:

Через разные вид деятельности воспитывать любовь к изобразительной деятельности, к изобразительному искусству.

Программное содержание:        

Образовательные задачи:

  • Закреплять знания и умения детей в области изобразительного искусства.
  • Закреплять умение называть основные и составные цвета и оттенки.
  • Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).

Развивающие задачи:

  • Развивать эстетический вкус, творческое мышление.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
  • Развивать умение отгадывать загадки о цветах.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание помочь другому человеку, оказать ему помощь.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства.
  • Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

Материал: «облако» из картона, макеты кистей, красок, цветов, шаров, сундучки из картона разного цвета, разноцветные лепестки.

Для игры «Радужные рыбки» на теплохолодность –  набор силуэтов разноцветных рыбок главных и составных цветов и оттенков.

Для игры «Цветные капельки» - разноцветные карточки в форме капельки.

Для игры «Наведем порядок в музее» - картинки с изображением разных жанров живописи.

Для игры «Встань на свое место» - цветные ленточки (по цветам радуги»).

Для игры «Выложи цветы на лугу» - пазлы «цветы», обручи.

Организация

Дети свободно передвигаются по залу в зависимости от задания воспитателя.

Предварительная работа:

Чтение стихов, сказок, загадок об основных и составных цветах и их оттенках; о цветах теплых и холодных; настольные игры «Узнай по цвету», «Цвет и форма», «Составь радугу»; дидактическая игра «Собери цветы» (пазлы); пальчиковые игры, физминутки.

Ход развлечения

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну красок на «облаке».

Дети: Берутся руками за «облако», сделанное из картона, звучит песня «Облака». Входят в зал.

В: Ребята, посмотрите, куда мы попали, да это же волшебная страна красок.

Д: Рассматривают макеты кистей, красок, цветов, шаров.

В: Дети, вы слышите, кто-то зовет нас? (Из-за ширмы появляется Фея Цветов).

- Девочка, ты кто такая?

Фея: Я - Фея Цветов.

В. Здравствуй, Фея, дорогая! Что ты грустная такая?

Фея. Словно радуга цветной

Был мой плащик расписной.

Дождь осенний вдруг полил

Краски яркие он смыл.

Ветер дунул с высоты

И унес мои цветы.

Что же делать, как мне быть?

Надо краски возвратить.

В. Ну что, ребята, поможем Фее? Соберем краски на палитру и вернем цветы Фее. Краски живут в волшебных сундучках, а сундучок стоит на своей полянке. Вы готовы отправиться на первую полянку? Тогда наше путешествие начинается...

д. Подходят к полянке красного цвета.

В. Какой красивый сундучок, яркий. Какого цвета?

Д. Красный.

В. Сейчас откроем сундучок (пытается открыть). Не открывается. Вот что здесь написано: сундучок откроется, если дети выполнят задание, которое называется «Разноцветные стихи». Я вам раздам разноцветные лепестки и буду читать стихотворение. После того, как я закончу читать, вы поднимите лепесток такого цвета, который прозвучит в стихотворении.

 

 

Д. По окончании выкладывают из лепестков цветок.

В. Чтобы сундучок открылся произнесем волшебные слова. Повторяйте за мной:

Сундучок, сундучок,

Открывай-ка свой бочок.

Д. Достают краску, помещают на палитру.

В. Идем дальше, к следующей полянке. Этот сундучок с «радужными» рыбками. Красавица Радуга раскрасила рыбки в разные цвета:

Рыбки разные бывают

Рыбки воду выбирают

Угадай, в какой водице

Могут рыбки здесь водиться?

Вспомните, какие цвета в радуге теплые, а какие холодные. Поместите рыбок, окрашенных в теплые краски в пруд с теплой водой, а холодных – с холодной водой.

Д. Берут рыбок, выполняют задание. Затем подходят к сундучку,

Произносят волшебные слова, открывают, помещают краску на палитру.

В. Отправляемся дальше... Полянка «Поиграй-ка».

К детям Радуга сгустилась

Сразу в капли превратилась

Посмотри, они цветные-

Красные, желтые и голубые.

Игра называется «Цветные капельки». Радуга появилась на небе после дождя и окрасила наши капельки в разные цвета.

Д. Раздаются детям капельки.

Под музыку капельки кружатся, бегают. Когда музыка закончится, все капельки собираются в свой кружок по цвету. Открывают сундучок, достают краску.

В. Следующая полянка «Загадочная». Слушаем загадки-добавлялки.

Если видишь на картинке

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это.. .натюрморт.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…пейзаж.

Eсли видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется…портрет.

В одном музее картины были развешены в строго заведенном порядке: пейзажи в одном зале, натюрморты – в другом, портреты – в третьем. Но во время реставрации все картины перепутались, и, прежде чем их повесить на место, необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам.

Д. Выполняют, помещают краску на мольберт.

В. А сейчас поиграем в игру «Встань на свое место», (раздать цветные ленточки). Дети свободно бегают по залу, по сигналу «Краски разбежались». А по сигналу «На небе появилась радуга» дети должны построиться, имитируя радугу.

В. Последняя полянка «Цветочная». На ней растут луговые цветы. А вы знаете названия луговых цветов? Послушайте загадки:

Синий цветок луговой

Покачает головой

И рассыплет перезвон:

Дили-дон, дили-дон.  

(колокольчик)

Цветок красивый на лугу

Порозовел и ждет к столу.

Для пчел, шмелей и комаров

Он к завтраку всегда готов.

 (клевер)

        В поле пшеничном

Искорки синие

Будто бы поле

Поутру все как в инее.

                                (василек)

Белый цветок отыщу на лугу

И погадать на цветке там смогу.

                                (ромашка)

Красный цветок,

Внутри черненький глазок.

Отцветет цветок, отлетят косыночки

И останутся в коробочке зернышки-крупиночки.

                                (мак)

В. Молодцы, все загадки отгадали. Но что это с ними случилось? Видимо, прилетал озорной ветерок, и все лепестки с цветов облетели. Давайте мы с вами поможем цветам.

Игра «Выложи цветы на лугу».

Дети выкладывают цветы из пазлов (ромашки, колокольчики, маки, васильки, незабудки, клевер, астры и др. цветы.) в обручах, которые разложены по кругу. В середине круга рисунки цветов, которые предварительно разрезали на пазлы.

Выполняют задания под музыку.

В. Вот и ожили цветы.

Д. Вынимают краску из сундучка.

В. Вот какие молодцы, все краски освободили, а сейчас давайте раскрасим цветы для нашей Феи Цветов и украсим ее наряд.

Д. Выполняют задание: готовят цветы на плащ и ободок на голову. Зовут Фею, украшают ее наряд.

Ф. Благодарит детей и угощает конфетами, собранными в цветок, прощается и уходит.

В. Вы, ребята, молодцы, все постарались, правильно выполнили задание и помогли Фее Цветов. Наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в группу.

Развлечение с элементами нетрадиционного рисования для детей средней группы: «В поисках Кисточки» совместно с родителями.


«В поисках Кисточки»

развлечение с элементами нетрадиционного рисования

для детей средней группы

Цель:

- упражнять детей в применении знакомых техник рисования в нестандартных ситуациях.

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоуважения при коллективном рисовании.

Предварительная работа: ряд занятий по нетрадиционной технике рисования

Оборудование: гуашь синего, желтого и красного цвета, влажные салфетки, цветные восковые карандаши, поролоновые губки, нарисованная тарелочка и куст малины.

Ход:

В. - Я вам кое-что расскажу. В одной сказке жила кукла Аня, которая очень любила рисовать. И был у нее брат Ваня. Он был еще маленьким, и не умел пользоваться кистью. Он рисовал пальчиками. Но однажды Аня пообещала, что когда вернется из детского садика, то научит его правильно обращаться с кисточкой. Ваня не стал ждать, и когда Аня с мамой пошли в детсад, без разрешения взял в руки ее кисти. Он стучал ими, сильно нажимал, но кисточки или совсем не рисовали, или оставляли слабый, нечеткий след. Ване надоело это занятие, он рассердился и бросил кисточки за шкаф. Аня очень расстроилась, но не стала ругать брата, а решила вместе с ним поискать свои любимые кисточки. Давайте поможем куклам в их поиске!

В. - Как вы думаете, откуда нужно начать поиск? Конечно, со шкафа! Ведь именно туда Ваня забросил кисти. (Дети заглядывают под шкаф, находят там Ежика).

В. - Добрый день, Ежик! Не подскажешь нам, где кисточки искать?

Е. - А вы угостите меня яблочками, тогда скажу! (Дает детям лист бумаги круглой формы, в виде тарелочки).

В. - Давайте подумаем, как можно нарисовать яблочки без кисти? Действительно, можно сделать отпечатки цилиндром, или поролоновыми губками. Возьмем такие вещи, погрузим в краску и нарисуем на тарелочке большие и маленькие яблоки красного и желтого цвета.

Дети рисуют коллективный рисунок губкой

Д. - Угощайся, Ежик!

Е. - Спасибо! Понесу детям своим, и мы вместе полакомимся! А вы идите по тропинке к Мишке, он поможет!

В. - Медвежонок! Не знаешь ли ты, как нам кисточки найти?

М. - А вы угостите меня малинкой, тогда скажу!

В. - Дети, как можно нарисовать ягодки, если у нас нет кисточки? Надо это сделать хорошо и быстро! Да, правильно, нарисуйте пальчиками! (Дети рисуют пальчиками ягодки в корзине).

Рисование пальчиками

В. - Вот, тебе Медвежонок, полная корзина малины, угощайся!

М. - Благодарю вас! Идите по этой тропинке к Зайке, он все знает и обязательно вам поможет! (Дети проходят по ребристой дорожке).

В. - Здравствуй, Зайчик! Подскажи, пожалуйста, где найти Анины кисточки!

З. - А зачем вам кисточки? Ведь мир давно уже раскрашен, и все вокруг темное и тусклое! Таким я вижу все вокруг ночью, так как днем я боюсь выходить, чтобы меня не поймала Лиса!

В. - Нет, Зайка, ты ошибаешься! Мир - яркий, цветной, радостный! Дети, расскажите Зайке, какие цвета вы знаете! (Дети называют цвета).

В. - А мы нарисуем тебе фейерверк! Он цветной, радостный, и его хорошо видно на ночном небе! (На листах дети цветными восковыми мелками рисуют звездочки фейерверка).

   

З. - Но небо светлое, я ничего не вижу! Но я вам помогу, вы ребята дружные и я вам подарю кисточки. (дети закрашивают голубой краской фон)

З. - Спасибо вам, ребята! Как я счастлив, что увидел так много ярких цветов! На самом деле я следил за вашим путешествием и понял, что вы дружные, трудолюбивые дети! Умеете находить выход из сложного положения, умеете работать вместе, помогать друзьям. Надеюсь, вы поможете Ане научить ее братика правильно обращаться с кисточкой: не нажимать на нее сильно, рисовать аккуратно, мыть и вытирать кисть после работы. Тогда он не будет обижаться, а станет вам хорошим помощником. Выходите, кисточки! В этом детском саду вас не обидят ни дети, ни куклы!.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие творческой активности.

1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции  появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

           2. Игровое упражнение «Простые рисунки".

       Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого    определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

3. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

4. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

5. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

6. «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные. 
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

7.«Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

8. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. 
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

9. Панно «Осень праздничная» 
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. 
Игровые задания: 

  1. Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
  2. На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
  3. «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
  4. После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

10. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге. 


Игровые задания: 


1. Построение с ленточками: 
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ; 
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; 
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др. 
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). 
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).




Предварительный просмотр:

НОД с использованием нетрадиционных техник рисования

Тема «Зайчик»

Цель: закрепление знаний и представлений детей об изменении окраса зайца в весенний период, освоение техники рисования тычком полужесткой кистью

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью
  • Закреплять  знания детей о жизни диких животных зимой

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук и пальцев, через пальчиковую гимнастику и рисование способом тычка.
  • Обогащать словарь детей и развивать умение описывать животного используя прилагательные .
  • Умение пользоваться кисточкой, рисовать способам тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
  • Воспитывать доброе отношение к лесным жителям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, уверенности, аккуратности в работе с красками.
  • Воспитывать чувство радости к результату своего труда.

Материалы и оборудование:

  • слайдовая презентация «Зайчик» 
  • краски (гуашь)
  • кисти с жесткой щетиной
  • бумага тонированная с силуэтом зайца
  • шапочки для зайцев
  • тарелочки под краску

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
  • Игры с игрушками животных
  • Загадывание и разгадывание загадок.
  • Беседы о диких животных.
  • Д/игра «Кто, как зимует?», «Кто, где живет?»
  • П/игра «Зайка беленький сидит».

Ход НОД:

Дети входят, садятся на стульчики.

В: Добрый день, ребята! А у нас сегодня гость из леса, отгадайте кто это:

Летом шубку серую,
А зимой белую
Носит попрыгайчик —
Боязливый…

- Зайчик

В: Правильно, молодцы (Появляется зайчик, дети рассматривают его, радуются, здороваются). Но какой-то он грустный. Давайте спросим, почему?

- Зайчик, почему ты грустишь?

В: (прикладывает игрушку к уху) Зайчик говорит,  грустит он из-за того, что его нарядная белая  шубка  вдруг стала серой.

В: Ребята, а вы  знаете, почему изменился цвет шубки?

- Нет, не знаем.

В: Предлагаю вам, ребята, совершить увлекательное путешествие в мир леса и познакомиться с одним из его обитателей, будьте внимательны.

Презентация «Зайчик»

  • Это зайчик.
  • Зайчик живет в лесу.
  • Летом заяц ест разную травку, очень любит морковку и капусту.
  • Зимой заяц грызет кору деревьев.
  • Зайчика называют «трусишкой», он очень быстро бегает.
  • Потому что и лиса, и волк  охотятся на него, чтобы съесть.
  • Чтобы быть незаметным, заяц осенью и весной линяет- меняет  цвет своей шкурки.
  • Летом он серенький и его трудно увидеть в лесу.
  • А зимой он белый и его совсем не видно на снегу.

В: Теперь мне все понятно! Зима закончилась, наступила ВЕСНА. Ребята, а какие признаки весны вы знаете?

-становится теплее;

-солнце светит ярче;

-небо стало голубым, высокое, чистое;

-бегут ручьи, звенит капель;

- появляется трава, цветы, распускаются листья.

В: Какие вы умницы, все о весне знаете. А зайчику все равно не весело! Давайте с ним немножко поиграем?

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Скачет зайка маленький - показываем зайку

Около завалинки. - Показываем «лавочку» складывая руки перед собой

Быстро скачет зайка - показываем зайку

Ты его поймай-ка - покрутить кистями рук

Мчится без оглядки -  хлопаем в ладоши

Лишь сверкают пятки - ударяем кулачками друг о  друга

Мчится что есть духу - руки сцепляем в замок и шевелим пальцами

Хвост короче уха - ударяем кулачками друг о  друга

Живо угадай-ка: -  хлопаем в ладоши

Кто же это? Зайка. -  показываем зайку

Зайчик прыг, зайчик скок, -  показываем зайку. Сгибаем и разгибаем пальчики.

Спрятался он под кусток -  Кулачок обнимаем ладошкой. Прячем.

Под кусточком – молчком - , грозим пальчиком

Только ушки торчком. -  показываем зайку

В: Дети, посмотрите, а зайчик все равно грустит. Я   знаю, как поднять ему настроение. Предлагаю нарисовать зайчат – друзей, предлагаю нарисовать шубку методом тычка.

Дети сначала обводят  контур зайчика пальцем, затем выполняют тычки  кисточкой с жесткой щетиной без краски по контуру. Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части, кисточка ставится вертикально листу бумаги и  сверху опускается вниз, ритмично повторяются движения. Предложит детям начать самостоятельно рисовать тычками. Сначала по контуру, делая тычки рядом друг с другом, не оставляя промежутка между тычками.  Затем произвольными тычками  закрашивать поверхность внутри контура зайца. Теперь, немножко подождем, когда высохнет шубка, что бы нарисовать глазки и носик зайке. А пока краска сохнет, мы поиграем.

      Выходите из-за своих столов - физминутка.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелим)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.

А теперь садитесь на свои места, мы дорисуем зайке глазки и носик.

В: Посмотрите, ребята, наш зайчишка не грустит, а весело смеется (раздается смех). Какие вы молодцы. Теперь у нашего зайчика много друзей.

НОД с использованием нетрадиционных техник рисования

«Овечки и колечки»

Ход занятия: 

В:Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение - загадку, и отгадайте, о ком в нем говорится.
Среди березок стройных - зеленая опушка.
В густой траве пасутся кудряшки - завитушки.
У них крутые рожки и бархатные ушки.
Между собой бодаются кудряшки - завитушки.
Играют в догонялки, копытцем мнут ромашки.
И белые и черные веселые кудряшки.
 

(Барашки, овечки)

 

Дети отгадывают. 
В:Правильно. 
(Появляется герой-игрушка).
Ягненок:Ребята, как вы думаете, почему у нас в стихотворении - загадке назвали кудряшками - завитушками. 
(Ответы детей).Конечно, у нас кудрявая, кучерявая шерстка. Посмотрите, какие мы забавные. 
(Демонстрирует иллюстративный материал).
В: Ребята, что вы видите на картине?
Д: Барашек, овечек и их детей - ягнят. Как резвятся в траве маленькие ягнята, как смешно тянутся к веткам деревьев овечки, как весело бьют копытцами барашки. 
В: У них не только шерстка кудрявая, обратите внимание, как красиво закручены рожки.Скажите, а как можно изобразить такую шерстку?
Д: Закрутить линии в кудряшки, спирали, колечки.Ягненок: Давайте нарисуем на доске. 
(Ребята пробуют).
Как у нашей овечки 
Закрутилась шерсть в колечки.
Шерстку надо причесать,
Чтоб красавицею стать.
Принесите-ка расческу,
Чтобы сделать ей прическу.
В: Дети, а что еще может быть кудрявым?
Д: Собачки пудели, шуба, березки, волосы.
Ягненок: А давайте обернемся три раза и превратимся в овечек?(
Дети имитируют этих животных).
В: Давайте сядем за столы. Ребята, а какого цвета барашки?
Д: Белые, черные.
В:Ребята, наш гость Ягненок хочет, чтобы вы нарисовали картинку с его семьей. Как вы думаете, сможете ли вы исполнить желание нашего гостя?
Д: Да.
В: Тогда закройте глаза и представьте, что вы на опушке леса, а я вам прочитаю еще раз стихотворение. 
(Воспитатель читает стихотворение)

У реки, у речки
Белые овечки
Щиплют травку на лужку,
Травушку-муравушку.
Шерстка будет мягкой, гладкой,
Свяжем варежки ребяткам

В: Давайте нарисуем овечек нетрадиционным способом: оттиском пробок. Макнем пробку в краску и сделаем отпечаток, в середине наклеим мордочку и внизу ножки. Глазки нарисуем ватными палочками. Девочкам-овечкам можно нарисовать бантики..
(Пока дети рисуют, гость Ягненок подходит к детям, хвалит их, дает свои советы. Когда дети завершают свои работы, воспитатель читает стихотворение - загадку, а дети отгадывают.

Сбились тесно, дружно в кучки
На лугу живые тучки.
Ждут – хозяева придут,
Их кудряшки остригут.
Шерсть сбивается в колечки,
Блеют на лугу (...
Овечки
Ягненок: А давайте сделаем картинную галерею овечек?
(Дети кладут рисунки в галерею и вместе с воспитателем и гостем делают анализ своих работ).
В: Найдите черного барашка, светлого. В какой картине нарисованы животные в движении? Какая картина понравилась, почему?
Гость Ягненок хвалит детей. Прощаются.

Конспект  занятия   по  рисованию   в  старшей  группе

на  тему:  «Чудесные  превращения  кляксы»

(кляксография)

 

Задачи.  Создать  условия  для  свободного  экспериментирования  с  разными  материалами  и  инструментами  (художественными  и  бытовыми).  Показать  новые  способы  получения  абстрактных  изображений  (клякс).  Вызвать  интерес  к  опредмечиванию  и  «оживлению»  необычных  форм  (клякс).

Развивать  творческое  воображение.

 

Предварительная  работа.

Наблюдения  на  прогулке  и  беседа  о  том,  на  что  похожи  облака,  на  что  похожи  лужи?

Воспитатель  читает  детям  отрывок  из  «Истории  про  Мальчика,  который  хотел  стать  художником»  (книга  И.А.Лыковой  «Цветные  ладошки»).

 

Материалы.

Краски – акварельные,  гуашевые;  цветная  тушь,  мягкие  кисточки  разных  размеров,  старые  зубные  щетки,  срезы  овощей  (картофель,  свёкла),  тряпочки,  губки,  газеты  для  сминания  и  штамповки;  баночки  с  водой,  трубочки  для  коктейля  (соломинки).

 

Ход  занятия.

Воспитатель  читает  детям  стихотворение  Д. Чиарди  «О   том,  кто  получился  из  кляксы».

 

Вчера  принесла  мне   в  подарок  сестра

Бутылочку  чёрных – чёрных  чернил.

Я  стал  рисовать,  но  сразу  с  пера

Кляксу  огромную  уронил.

И  расплылось  на   листе  пятно, 

Стало  помалу  расти  оно:

Слева – хобот,  а  справа – хвост, 

Ноги – как  тумбы,  высокий  рост…

Я  немедленно  к  чёрной  туши

Пририсовал  огромные  уши,

И  получился,  конечно,  он, -

Вы  угадали – индийский  слон.

 

-  Ребята,  а  что  такое  клякса?

-  Да,  клякса – это  пятно неопределённой  формы,  которое  получается,  если  нечаянно  разлить  цветную  жидкость – краску  или  тушь.  Из – за  того,  что  пятно  не  имеет  точной  формы,  его  можно  превратить  во  что  угодно  или  в  кого  угодно.

- Давайте  и  мы  сегодня  сначала  нарисуем  кляксы,  а  потом  превратим  их  в  кого  захотим  или  в  того,  на  кого  они  будут  похожи.

-  Как  вы  думаете, как  можно  поставить  или  получить,  или  нарисовать кляксу?

- Верно:  можно  ставить  отпечаток  губкой,  тряпочкой,  комком  бумаги.

- Штамповать  срезом  свёклы,  которая  оставляет  следы  своего  сока.

- Рисовать  лужицу  мягкой  кисточкой,  зубной  щёткой.

-  Нанести  на  лист  бумаги  немного  туши  и  раздуть  её  из  трубочки  или  соломинки  в  разные  стороны.

-  Давайте  мы  с  вами  изобразим  разные  кляксы  на  отдельных листочках  разными  способами.  Дети  экспериментируют.  Воспитатель  напоминает,  что  главное  в  кляксе – неопределенность,  неожиданность,  необычность  формы.

 

Физкультминутка 

После  того,  как  дети  освоят  несколько  способов  и  создадут  по  нескольку  клякс,  предлагаю  оживить  кляксы – превратить  их  в  живых  существ  или  в  предметы.

- Дети,  внимательно  рассмотрите  свои  кляксы,  поворачивайте листы  бумаги  в  разные  стороны.   Вот,  например,  моя  клякса:  если  неё  посмотреть  так,  она  похожа  на  человечка,  только  нужно  дорисовать  глазки  и  ротик; а  если  кляксу  перевернуть,  она  напоминает  цветочек,  только  пририсую  стебель  и  листочки.

- А  в  кого  превратятся  ваши  кляксы?  (Тихо  спрашиваю  у  каждого  ребенка  о  его  ассоциациях,  замыслах,  помогаю  нерешительным  детям)

 Дети  выполняют  работы.  Устраивается  общая  выставка  «живых»  клякс.

 

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Подводный мир».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Цель: развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.

Задачи:

-систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира;

-развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза);

-совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

-осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая. 

Материалы и оборудование: фото с изображением обитателей подводного мира, картинка «Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Посмотрите внимательно на фотографию. Что на ней изображено? (Ответы детей). Предлагаю превратиться в рыбок и очутиться на дне морском. (Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»).

-Вам понравилось быть рыбками? Какие вам представились рыбки, веселые или грустные? (Высказывания детей)

 -Сейчас посмотрите внимательно на картинку. Какое настроение у рыбок? Что могло их расстроить? (Высказывания детей)

Давайте вместе вспомним правила поведения у водоема. (Дети рассказывают, как нужно вести себя вблизи водоема)

-Кроме рыбок, в море мы можем встретить морскую звезду, медузу, осьминога.

(Воспитатель показывает фото с их изображением)    

-Посмотрите, ребята, какие они красивые! Таких интересных жителей мы на суше не встретим. Это обитатели морских глубин.

Загадка-для ума зарядка.

-Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадки найти на нашей морской картинке.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

-Ребята, мир морских глубин богат, красив и разнообразен. Сегодня я предлагаю изобразить с помощью восковых мелков и акварельных красок свой подводный мир.

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Левая и правая, (Показывают одну, потом другую руку)

Воду моря и реки (Делают волнообразные движения кистями рук)

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Самостоятельная деятельность детей.

Этапы работы:

1.Нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…

2.Раскрасить весь лист бумаги голубой краской.

3.Анализ работ.

Итог занятия.

-Ребята, давайте покажем друг другу, какие замечательные рисунки у нас получились. У каждого из вас свой неповторимый подводный мир. Все ребята старались, проявили фантазию и показали свои знания о морских обитателях. Все сегодня молодцы!