Педагогический проект

Южанин Дмитрий Петрович

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное творчество на уроках технологии в основной школе как средство развития метапредметных умений обучающихся

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения

Метапредметная связь на уроке

– это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

- это способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в

реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися

на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

- это конкретные действия и универсальные понятия,

освоенные при совокупном изучении нескольких предметов.

Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.

Технология – урок, на котором прослеживаются метапредметные связи.

Технология - осмысление, повторение, соединение изученного, возможность узнать в непринужденной обстановке.

Занятия декоративным искусством на уроках технологии формируют такие личностные качества, как мотивация к обучению, саморазвитие, учат понимать и ценить произведения искусства, работать с информацией, воспитывают уважение и любовь к труду, чувства национальной гордости и патриотизма, формируют коммуникативные умения, развивают критическое и системное мышление. Помогают приобрести определенные специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов, развивают личную ответственность.

Подготовка детей осуществляется на базе изучения различных видов декоративного искусства. Таким образом, ставятся следующие цели и задачи:

  • Научить учащихся понимать ценность материальной культуры как формы выражения внутреннего переживания через внешние формы, как диалога традиций и современности;
  • Дать базовые знания по художественной обработке различных материалов; научить детей практическим навыкам художественной обработки различных материалов;
  • Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав условия для свободного выбора с углублением практических навыков в каком-либо виде художественной обработки материалов;

     Народная пословица гласит: «Без ремесла- без рук». Ремесло- это широкое понятие. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю. Учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Уважать труд взрослых, а также приобщать детей к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. А.В. Луначарский назвал народные ремёсла «искусством создания радостных вещей».  

     Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Если ребёнок был ещё мал, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, попутно наблюдая за их работой. Постепенно он привлекался для посильных дел. Искусство своей семьи деревни, посёлка, города, дети впитывали с детства. Было принято приучать к своему ремеслу с детских лет.

Предметы, окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были выполнены с большим вкусом и мастерством.

    Изучая замечательные образцы народного творчества: росписи и резьбы по дереву, ткачества, кружевоплетения являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий.

За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и быт предметами художественного творчества. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства- резьба по дереву.

   Резьба по дереву - яркое и неповторимое явление национальной культуры.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое.

В настоящее время резьба находит свое применение в украшении дач, коттеджей, беседок, детских площадок; для изготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, вазочек, солонок, сухарниц, кубков, подставок, а также подсвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры или строения.

На основе изучения народного искусства и творчества резьбы по дереву, дети показывают свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям, эстетическое и патриотическое воспитание школьников.

Поэтому, основной целью проекта является развитие метапредметных умений школьников средствами декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в основной школе.
Основными
задачами являются: 
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам; 
- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира; 
- формирование представлений о красоте и гармонии; 
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению; 
- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества; 
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа; 
- развитие у школьников базовых способностей, таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения и т.д 

- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. 

Можно выделить этапы работы над проектом.

Этапы

Содержание работы

1. Диагностический

1. Выбор темы.

2. Постановка проблемы.

3. Поиск информации по теме в различных источниках: работа в библиотеке, обзор литературы в интернете. Поиск альтернативных точек зрения по теме. Аналитический обзор.

2.Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

3. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

  1. Оформление материалов.
  2. Представление материалов, публикация

статьи.

  1. Определение перспектив дальнейшего

развития и совершенствования.

5. Внедрение

1. Использование полученного опыта в дальнейшей работе.

Ожидаемы результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Механизм реализации

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут детям не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, мотивацию к обучению, развивать личную ответственность, где важная роль отводится урокам технологии.

Декоративно-прикладное творчество даёт возможность развития у учащихся метапредметных способностей, а так же развивает эстетический вкус, совершенствует их умения и навыки.

 Проводя уроки по декоративно-прикладному творчеству, я стараюсь воспитывать трудолюбие, волю, пытаюсь формировать представление о красоте, гармонии, прививать любовь к родному краю. Хочется, чтобы уроки помогали ребятам раскрыть многогранный духовный мир человека, а благодаря тому, что уроки сопровождаются народной музыкой, лучше усваивается музыкально-поэтический язык народа и его творчество. Я ориентирую обучение на национальные традиции, на занятиях использую произведения музыкального фольклорного искусства.

1. Начиная уроки технологии в пятом классе, совместно с психологом школы, проводим ряд тестов на выявление способностей учащихся, их трудолюбия, настойчивости, воли, уверенности, сформированности ууд.

2. На каждом следующем уроке цели курса «Резьба по дереву» - это усовершенствование навыков художественной обработки материалов, стремление воспитать у ребят творческий подход к выполнению домашних заданий, развивать их воображение, творческое  и критическое мышление, прививать эстетический вкус.

3. Одной из основных задач является овладение и усовершенствование мастерства в выполнении основных видов резьбы по дереву, а так же повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений, навыков в переносе выбранного рисунка на изделие.

4. Продолжая показ возможностей декоративно-художественного вида творчества, не прекращать прививать интерес к резьбе по дереву, рассказывать историю ее происхождения, стремиться расширить кругозор учащихся, дать понять, что резьба по дереву - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Многие мальчики посещают ансамбль «Ладушки» при нашей школе, где продолжают совершенствовать мастерство резьбы по дереву, играя на ложках, узнают народные песни, частушки. Это помогает проводить уроки, интегрированные с музыкальным искусством.

5. Дальше перед учащимися ставится цель в умении составлять эскизы будущего изделия, используя знания о композиции и цвете. Начинается работа над запуском проекта.

6. Продолжаем формировать у ребят умение оценивать свой труд с экологической и экономической стороны, самостоятельно разрабатывать эскиз будущего изделия, придумывать узоры и их расположение исходя из области применения выбранного изделия: вазы, сувениры, предметы быта, декорирование интерьера.

Особое место в развитии метапредметных способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

На уроках технологии существуют различные формы работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития декоративно-прикладного творчества, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам.

Кроме того, в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования личностных результатов, творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие личностных результатов направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для формирования метапредметных результатов детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

  • Во – первых, привлекательность для детей и учителя участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
  • Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
  • В-третьих, внутришкольные мероприятия (выставки КТД «Театральная весна», оформление школьного музея) – это совместная деятельность педагога и учащихся, это творческий процесс, увлекающий всех.

Развитие личностных результатов необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Эти слова Л.Н. Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Основой обучения является развитие метапредметных способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своими детьми, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно -технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

ВЫВОДЫ
В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.

Если ребятам на уроке интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск: и рассказ, и демонстрация слайдов, дидактический и раздаточный материал, фольклорная музыка и др. Только тогда достигаются хорошие результаты.

Для выполнения поставленных задач использовался анализ существующих учебных программ, изучалась научно-методическая литература, а так же систематический анализ наблюдений, проверка полученных знаний (чтобы заинтересовать ребят при помощи кроссвордов
Участие ребят в школьных, городских Олимпиадах по предмету, а также занятие ими призовых мест на региональных, городских  выставках творчества учащихся, подтверждает, что у ребят повышается интерес к фольклорному искусству, национальным традициям, к декоративно-прикладному творчеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников /М.Е. Кузнецов — Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.
  2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина- М.: «Дело», 1994. - 216с. 16.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
  3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152с.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  5. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
  6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
  7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1997. 230 с.