Из опыта работы

Малащук Светлана Валентиновна

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА   САМОРАЗВИТИЯ

 воспитателя МАДОУ

МБДОУ «Детский сад №137»

Светланы Валентиновны Малащук

Тема по самообразованию: «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка»

ЦЕЛЬ: Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств необходимых в профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • выявить исходный уровень педагогического мастерства;
  • формировать умение анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности;
  • развивать экспертно-аналитические и прогностические умения;
  • выработать потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
  • развивать способность реализовывать свой творческий потенциал;
  • изучение и внедрение современных форм работы, технологий воспитательно- образовательной  работы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. расширение образованности;
  2. повышение педагогической и психологической компетентности;
  3. самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков);
  4. развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
  • адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);
  • способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
  • умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;
  • умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;
  • создание мини-сайтов в сети Интернет для поиска единомышленников;
  • создание «копилки» своих методических разработок.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Этапы изучения темы:

Информационный блок:

  • переработка теоретических материалов,
  • изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике;
  • -посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы.

Технологический блок:

  • разработка конспектов;
  • работа с вычислительной и оргтехникой в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации в системе Интернет.

Организационный блок:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • посещение театров, выставок с целью саморазвития и расширения кругозора.

Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.

На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМОРАЗВИТИЯ:

Направления профессионально-личностного саморазвития

Основные мероприятия программы

Срок исполнения

Расширение образованности

  1. Изучение нормативно-правовой базы по дошкольному образованию.
  2. Курсы повышения квалификации на базе НИРО

Постоянно

 Март 2015

Повышение педагогической и психологической компетентности.

  1. Индивидуальные консультации с психологом.
  2. Участие в ММО по ФЭМП в старшей группе «Проделки Бабы Яги» в качестве героя.
  3. Участие в ММО воспитателей групп среднего возраста.

По мере необходимости

 Февраль 2014г.

2015-2016г.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности

  1. Создание мини сайтов в сети Интернет.
  2. Публикация методических разработок в сети Интернет.
  3. Кружок по театрализованной деятельности «Барбарики» во 2 младшей группе.
  4. Показ открытого мероприятия «Как уточка лису вылечила» во 2 младшей группе.
  5. Показ открытого мероприятия «Огонь- наш друг и враг».
  6. Участие в конкурсе «Калейдоскоп педагогических идей» .
  7. Показ открытого мероприятия «Курочка Ряба» во 2 младшей группе.
  8. Семинар – практикум для педагогов «Построение предметно – развивающей среды в группе по образовательной области «Художественное творчество»
  9. Фольклорный кружок в старшей группе «Посиделки»
  10. Показ открытого мероприятия «Широкая масленица» в старшей группе.
  11. Показ открытого мероприятия «Три поросенка» во 2 младшей группе.
  12. Показ открытого мероприятия «В гостях у бабушки Забавушки»  во2 младшей группе
  13. Показ открытого мероприятия «Репка» во 2 младшей группе.
  14. Выступление на педагогическом совете с докладом «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности ребенка»

2013-2014г

2014-2015г.

2012-2013г.

Декабрь 2012г.

 Март 2013г.

Апрель 2013г.

Май 2013г.

2013г.

2013-2014г.

Февраль 2014г.

Июнь 2015г.

Июль 2015г.

Август 2015г.

2015г.

Планирование.

План работы по самообразованию на 2015-2016 учебный год

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей 4-5 лет

1 год обучения.

Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим я начала вести театральный кружок «В гости к сказке».

Благодаря этому у детей развивается интуиция, умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Актуальность программы.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира - людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Цель театрального кружка «В гости к сказке» выражается в том, чтобы дать воспитанникам максимальный объём творческих знаний и навыков в исполнительском искусстве, осуществлять программу развития творческой интуиции воспитанников, способствовать реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Задачи театрального кружка «В гости к сказке»:

  • воспитание в детях потребности постоянного совершенствования путем индивидуального и коллективного театрализованного действа;
  • помочь детям приобрести навыки актерского мастерства через культуру звучащего слова, умение свободно двигаться в сценическом пространстве;
  • развитие внимания и памяти, художественного восприятия, мышления и воображения.

Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.

Приёмы, методы и технологии:

  • словесные: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов;
  • наглядные: рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ;
  • практические: игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам.

Этапы работы театрального кружка «В гости к сказке».

1 этап: Предварительный. 

Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.

2 этап: Овладение творческими действиями.

Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.

3 этап: Постановка сказок и спектаклей.

Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

Перспективно-тематический план кружка «В гости к сказке».

Месяц

п/п

Тема занятия

Программное содержание

Методы и приемы

Сентябрь

1.

Вводное

1. Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году.

2. Игра «Назови свое имя».

3. Игра «Радио».

Знакомство с театральной студией детского сада. Игры на развитие памяти, внимания.

2.

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

1. Беседа с детьми.

2. Ряжение в костюмы.

3. Имитационные этюды.

Знакомство с русскими народными костюмами.

Игра «Измени голос». (Дети приветствуют друг друга от имени любого сказочного персонажа, которого они придумают: от имени лисы, зайца, волка и т.д.)

3.

«Пойми меня»

1.Отгадывание загадок.

2.Беседа.

Игровые упражнения.

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

4.

«Язык жестов»

1. Игра «Где мы были, мы не скажем».

2.Беседа с детьми.

3.Подвижная игра «Смелые мышки».

Игры на формирование умения находить наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передавать.

Октябрь

1.

Игры с бабушкой Забавой.

1. Создание игровой мотивации.

2. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

2.

«Колобок –колючий бок».

1. Слушание сказки В. Бианки «Колобок - колючий бок».

2. Вопросы по содержанию.

3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Знакомство со сказкой с рассматриванием иллюстраций.

Беседа по содержанию.

3.

«Колобок, да не тот»

1.Отгадывание загадок с изображением их героев.

2.Показ настольного театра.

3.Вопросы по содержанию.

Показ настольного театра и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей).

4.

«Вот это Колобок - хитрый маленький зверек».

1. Создание игровой мотивации.

2. Ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок - колючий бок».

Привлечение детей к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями.

Ноябрь

1.

«Колобок - наш Колобок, Колобок - колючий бок».

1. Рассматривание костюмов и ряжение.

2.Драматизация сказки «Колобок - колючий бок».

 Распределение игрового пространства, распределение ролей (по желанию). Дети делятся на две подгруппы и показывают сказку по очереди.

2.

«Очень жить на свете туго без подруги или друга».

1. Чтение стихотворения, беседа о друзьях.

2. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

3. Беседа по содержанию.

4.Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Вопросы к детям:

 «Каким вам показался заяц?»,

«Что вы можете сказать о белочке, еже, бабочке?».

По окончании беседы предлагает игру «Скажи о друге ласковое слово». Причем игру начинает педагог, чтобы дать детям образец вежливого, нежного отношения к другу.

3.

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался».

1. Слушание музыки к  песне «Если с другом вышел в путь» (муз В.Шаинского) .

2 .Отгадывание загадки по содержанию сказки.

3. Этюды на выразительность передачи образа.

Вопросы к детям по содержанию сказки. Показ у зеркала, как можно передать страх с помощью мимики, жестов, движений.

4.

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

1. Беседа с детьми.

 2.Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».

 3.Общий танец.

Слушание песни «Если с другом вышел в путь», вопросы по тексту. Помощь при рассказе сказки детьми, как интонационно

голосом изобразить настроение героев.

Декабрь

1.

«Лучшие друзья».

1.Подготовка к драматизации сказки.

2.Драматизация сказки «Лучшие друзья».

Педагог встречает детей и показывает им игрушки (зайца, ежа, бабочку, белку, лису). Просит вспомнить, герои какой сказки сегодня пришли к ребятам. Дети вместе с педагогом еще раз разбирают характерные особенности каждого героя, потом показывают сказку по подгруппам.

2.

«Вот как я умею»

1.Игра «Что я умею».

2.Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». 3.Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

4.Отгадывание загадок по сказке.

Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). Игра «Я умею…» (веселиться. прыгать, играть и т.д.)

Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец.

3.

«Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась.»

1. Упражнение на выразительность движений и мимики.

2.Чтение сказки «Как утка лису вылечила»

3.Упражнение на интонационную выразительность

4.Повторное чтение сказки.

Педагог предлагает детям вспомнить характерные особенности движений, голоса, мимики лисы и утки и изобразить этих героев, побуждая показать наиболее выразительный образ.

Январь

1.

«Хитрая уточка.»

1. Упражнение на выразительность движений.

2. Мимические этюды у зеркала.

Педагог предлагает кому-нибудь самостоятельно изобразить любого персонажа сказки, а остальные попробуют догадаться, что это за герой.

Этюды на выразительность основных эмоций.

2.

«Как утка лису вылечила.»

1. Распределение ролей.

2. Определение игрового пространства.

3. Драматизация сказки «Как утка лису вылечила».

Так как персонажей в сказке мало, драматизация проводится несколько раз, чтобы все дети могли себя попробовать в разных ролях.

Февраль

1.

Этюды на выразительность движений и основных эмоций

1. Этюды на выразительность движений «Изобрази жестом».

2. Этюды на выражение основных эмоций «Глухая бабушка».

Педагог, начиная занятие кружка, предлагает детям поиграть в разнообразные игры на выразительность жестов (движений и мимики).

Разыгрывание этюдов.

2.

«Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «мяу»!»

1. Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал “мяу”?»

2.Пантомимические этюды.

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

3.

«Только «мяу» где сыскать?»

1.Рассказывание сказки «Кто сказал “мяу”?» детьми с помощью воспитателя.

2.Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

Пересказ сказки по очереди, в  ходе пересказа побуждать детей  выразительно передавать диалоги между героями.

4.

«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»

1. Упражнения в интонировании диалогов.

2. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»

1. Упражнения в интонировании диалогов.

2. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»

Март

1.

«Кто сказал «мяу»?»

1. Подготовка к драматизации.

2. Драматизация сказки «Кто сказал “мяу”?»

Педагог побуждает детей назвать последовательность появления героев, вносит маски-шапочки и предлагает поиграть в сказку «Кто сказал «мяу»?». Проводится драматизация сказки (дважды).Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выражения эмоций грусти и радости)

2.

«Упрямые ежата»

1.Сюрпризный момент.

2. Рассказывание истории про двух ежей.

3. Беседа.

Придумывание окончания истории детьми и показ сказки с использованием ширмы и пальчикового театра. Дети делятся на пары и каждая пара, по желанию, показывает свой вариант сказки.

3.

«Вот так яблоко!»

1. Игра на выразительность мимики.

2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко».

3. Беседа по содержанию.

4. Слушание музыкальных фрагментов.

5. Имитационные упражнения.

Игра «Покажи вкус яблока». Отгадывание персонажей по слушанию музыкальных фрагментов. Дети изображают пантомимой героев сказки: зайца, ворону, ежа, медведя, каждый по своему находя образные движения, мимику, жесты.

4.

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить.»

1. Музыкальная загадка.

2. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко».

3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Педагог встречает детей под музыку («Пляска», муз. В Тиличеевой). Просит догадаться, какую сказку эта музыка напоминает и кто ее герои. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. Определение игрового пространства и драматизация сказки.

Апрель

1.

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил.»

1. Подвижная игра «Дождь».

2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом» .

3. Беседа по содержанию.

Воспитатель встречает детей и заводит разговор о дожде. Просит показать, как капли стучат по крыше. Затем предлагает изобразить, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши, веселятся после дождя. Чтение сказки.

2.

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком».

1. Сюрпризный момент - загадка.

2.Рассказывание сказки «Под грибом» В. Сутеева.

3.Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Вопросы к детям о последовательности появления героев. Далее педагог предлагает детям самим рассказать сказку по очереди. После этого проводится игра «Попросись под грибок». Детям предлагается попроситься под грибок, сначала как бабочка, затем как мышка и т.д.

3.

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет!»

1. Загадывание загадок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним.

3.Игра-имитация «Угадай, кто попросился под грибок».

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации к сказке В. Сутеева «Под грибом», рассказывая о характерных особенностях героев. Затем воспитатель предлагает детям изобразить каждого героя так, как они его представляют, подсказывая, по необходимости, наиболее характерные средства выразительности.

4.

«Вот так гриб-великан, всем хватило места там!»

1. Игра-имитация «Пойми меня».

2. Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

3. Заключительная пляска.

Педагог распределяет роли между детьми  и просит сохранить это в секрете. Проводится игра «Пойми меня». После этого дети вместе с педагогом выбирают лучшего воробья, муравья и др., и победители разыгрывают сказку В. Сутеева «Под грибом». Перед драматизацией все дети принимают участие в расстановке декораций и атрибутов: елок, кустов, гриба, плоскостных цветов и т.д.

Май

1.

«Если добрый ты -это хорошо, а когда наоборот - плохо!»

1. Чтение стихотворения «Добрые слова»

2. Игра «Назови вежливое слово».

3. Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке», беседа по содержанию.

 4. Проблемная ситуация «Как открыть дверь».

Прочитав стихотворение, воспитатель просит детей сказать, какие добрые слова они запомнили. Затем предлагает детям поиграть в игру «Назови вежливое слово». Далее проводится беседа о том, нужны ли вежливые слова и что было, если бы никто не знал таких слов и т.д.

2.

Итоговое

1. Вступительное слово педагога.

2.Отгадывание загадок.

3.Драматизация сказок детьми и родителями (по желанию).

Дети, по желанию, разыгрывают сказки или отрывки, предварительно наряжаясь в костюмы или элементы костюмов, которых должно быть достатке. Воспитатель с родителями помогают ребятам в расстановке декораций, атрибутов, в разыгрывании отдельных сказок (по желанию детей).

Список используемой литературы:

1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.

2. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

3. Н.Ф.Губанова «развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада», Москва, «Мозаика-СИНТЕЗ», 2012г.

4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8, 9, 11/96г., № 2, 5, 6, 7, 9, 11/98г., №5, 6, 10, 12/97г., № 10, 11/99г., № 11/2000г., № 1, 2, 4/2001г.

5. М. Д. Маханева “Занятия по театрализованной деятельности в д/с”  Москва, Творческий центр “Сфера”, 2007 г.

6. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000г.

8. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.

9. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок». Сценарии для утренников и развлечений в детском саду, «Аркти», Москва, 2010г.



Предварительный просмотр:

         

                    Совместный проект педагога с детьми

                                 средней группы

              «Комнатные растения – наши друзья!»

Автор проекта:

 воспитатель I категории

Светлана Валентиновна Малащук

г.Дзержинск 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ:

        

№ раздела

Наименование раздела

№ страницы

1.

 Постановка проблемы

3

2.

 Цель и задачи проекта

5

3.

 Методы реализации проекта

6

4.

 Ожидаемые результаты

8

5.

 Оценка качества реализации проекта

9

6.

 Ресурсное обеспечение проекта

10

7.

 Практическая значимость результатов

11

8.

 Литература

12


  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа – могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение и практическими действиями. Например, недостаточно дать знания о том, какие комнатные растения есть в группе; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространённые из них по характерным признакам.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний.

Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание. В нашем детском саду, в каждой группе, очень много комнатных растений. Они подобраны в соответствии с возрастом детей. Имея такое разнообразие комнатных растений, в ознакомлении с ними мы решили применить метод проекта. Так и был разработан проект «Комнатные растения – наши друзья!».

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о комнатных растениях.

Задачи:

  1. обобщение и расширение знаний детей о комнатных растениях;
  2. формирование сознательного отношения к комнатным растениям;
  3. укрепление и развитие материально-технической базы для работы;
  4. по данному направлению;
  5. выработка системы воспитательно-образовательной работы.

III. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о комнатных растениях, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
  3. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с комнатными растениями.

Проект реализуется по двум направлениям:

  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.

Для знакомства дошколят с комнатными растениями в группе проводились наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры и другое. Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с родителями по формированию у детей знаний о комнатных растениях включает следующие мероприятия:

  • - оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;
  • - участие родителей в оформлении уголка природы с комнатными растениями;
  • - тематическое родительское собрание;
  • - заочные и очные консультации;
  • - анкетирование.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Беседа «Комнатные растеия в нашей группе».
  2. Наблюдение за бегоние (строение, способы ухода и полива).
  3. Дидактическая игра «Узнай и назови».

Беседа «Значение знакомст дошкольников с комнатными растениями».

Октябрь

  1. Наблюдение за фуксией (строение, способы ухода и полива).
  2. Дидактическая игра «Найди такой же».
  3. Рисование на тему «Комнатные растения».

Консультация «Знакомим детей с комнатными растениями».

Ноябрь

  1. Беседа «Что нужно растению для роста?».
  2. Наблюдение за аспарагусом (строение, способы ухода и полива).
  3. Дидактическая игра «Найди цветок».

Анкетирование «Комнатные растения дома».

Декабрь

  1. Рассказ о бальзамине и наблюдение за ним (строение,способы ухода и полива).
  2. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
  3. Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонёк».

Родительское собрание «Уголок природы в средней группе».

Январь

  1. Рассказ об алоэ и наблюдение за ним (строение, способы ухода и полива).
  2. Дидактическая игра «Найди картинку».
  3. Рисование на тему «Комнатные растения».

Фотобуклет «Дети наблюдают за процессом ухода за комнатными растениями в нашей группе».

Февраль

  1. Наблюдение за душистой геранью (строение, способы ухода и полива).
  2. Организация наблюдения способов ухода за знакомыми комнатными растениями.
  3. Дидактическая игра «Части растения».

Памятка для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями дома с ребёнком».

Март

  1. Эксперимент «Может ли растение дышать?».
  2. Наблюдение за китайским розаном (строение, способы ухода и полива).
  3. Дидактическая игра «Найди картинку».

Изготовление дидактических игр по знакомству детей с комнатными растениями.

Апрель

  1. Наблюдение за азалией (строение, способы ухода и полива).
  2. Организация наблюдения способов ухода за знакомыми комнатными растениями.
  3. Дидактическая игра «Найди такой же».

Консультация «Развиваем наблюдательность у детей».

Май

  1. Беседа «Комнатные растения в нашей группе».
  2. Дидактическая игра «Узнай и назови».
  3. Коллективная работа по аппликации «Комнатные растения».

День открытых дверей «Наш уголок природы».

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Создание коллекции комнатных растений в группе.
  2. Создание модели строения и функций частей комнатных растений.
  3. Создание модели потребностей комнатных растений для роста.
  4. Составление картотеки комнатных растений.
  5. Разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с комнатными растениями.
  6. Обогащение словарного запаса детей.
  7. Разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с комнатными растениями.


V. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

           

Для того, чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:

  1. Уровень сформированности представлений:

- о комнатных растениях в группе;

- о комнатных растениях дома.

         2. Знание комнатных растений:

              - названия;

              - строение;

              - способы ухода и полива.


VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

Нормативно-правовое: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Информационное:

  • информация для родителей;
  • информация для педагогов структурного подразделения.

Организационное: работа по управлению деятельностью участников проекта.

Материально-техническое:

  • уголок природы в группе;
  • зимний сад в структурном подразделении;
  • методические и дидактические пособия.

Методическое:

  • теоретическая и методическая литература;
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

Кадровое:

  • дети средней группы;
  • родители воспитанников;
  • старший воспитатель и воспитатель группы.


VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ.

   

Реализация проекта на базе структурного подразделения.

Сроки реализации проекта: 2014-2015,  2015-2016 учебные годы.

Результаты реализации проекта:

  • создана коллекция комнатных растений;
  • созданы модели строения и функций частей комнатных растений;
  • созданы модели потребностей комнатных растений для роста;
  • создана картотека комнатных растений в группе;
  • разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с комнатными растениями;
  • обогатился словарный запас детей;
  • разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с комнатными растениями.

 


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. «Ознакомление дошкольников с комнатными растениями» (Система работы). М.: Скрипторий, 2010.
  2. Дуброва В.А. «Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями» //Дошкольное воспитание, 1985. - №9. – с. 14-16.
  3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». М.: Педагогическое общество России, 2008.
  4. Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. «Малыш в мире природы». М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. «Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 2009.
  6. Николаева С.Н. «Юный эколог». М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Николаева С.Н. «Система экологического воспитания дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010.
  11. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010.
  12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербоывой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  13. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Филимонова О.Ю. «Развитие словаря в играх». М.: Детство- Пресс, 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 «Детский сад №137»

banner bezop rebenka

Конспект совместного родительского собрания

(дети и родители)

«Безопасность ребенка – наша главная цель»

Воспитатель старшей группы:

Малащук С.В.

г. Дзержинск 2020г.

Цель: повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса. Формирование у детей и взрослых знаний и навыков безопасного поведения, опыта, учить применять правила в различных жизненных ситуациях.

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка. Правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Главной задачей педагогов и родителей является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение. В период дошкольного детства ребенок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Нередко в силу различных  причин, их выполнение, оказывается мало эффективным. Определяя основное содержание и направление развития детей, мы с Вами, должны выделить такие правила поведения, которые должны выполнять дети неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила нам с Вами следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.

Тема детской безопасности актуальна в любой день и час. Ведущие специалисты насчитали около ста шестидесяти ситуаций, в которых ребенок может пострадать. Например: с дорожно

-транспортными происшествиями связано 17 ситуаций, с качелями – 5, с ожогами 5 ситуаций.

Самый пик травматизма связан с сезонными изменениями и приходится он на май, средняя степень на – конец августа, начало сентября, затем – январь, а самый низкий пик травматизма на ноябрь. Также травматизм соотносится между мальчиками и девочками 4:1. В травматизме ведущую роль играют эмоции, необдуманный риск. Вот так и получается, что мальчики чаще попадают в больницы. Большой процент травматизма дают дорожно- транспортные

происшествия, затем ушибы и черепно-мозговые травмы, которые происходят в быту, очень много отравлений, укусов собак и других несчастных случаев, которые происходят дома.    Безопасный образ жизни – понятие емкое. В рамках дошкольного возраста мы включаем в него, как минимум два компонента:

-знание различных правил безопасности;

-умение их применять в различных жизненных ситуациях

Учитывая особенности  познавательного  развития детей 5 – 6 лет, выражающееся в стремлении находить новые сведения о мире, в старшей  группе, мы больше изучаем с детьми различные правила безопасности. С какими же правилами безопасности можно знакомить детей 5 - 6 лет? эти правила делятся на 2 группы:

1. правила, которые необходимо знать всем детям;

2. правила, определяются особенностями места проживания детей.

К первой группе правил безопасности относятся следующие:

  • Ребенок потерялся или заблудился. Выход: так как большинство из них знают домашний адрес, как зовут родителей, домашний телефон, нужно обратиться за помощью к взрослым.

А сейчас мы с детьми покажем Вам фрагмент беседы, которые мы проводим в детском саду (воспитатель приглашает детей, дети рассаживаются на заранее приготовленные места)

Воспитатель: Очень давно, люди научились добывать огонь. Огонь, верно, служит человеку.

И сегодня без огня не обойтись, он согревает и кормит нас. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит ни кого и ничего, возникает пожар. Пожар не случайность, а результат не правильного поведения.

  • Скажите мне, можно ли оставлять включенным телевизор? - (ответы детей).
  • Почему детям не разрешается включать газовую плиту? - (ответы детей)
  • Как вызвать пожарную машину, если случился пожар? - (ответы детей)
  • Что нужно сообщить, набрав номер пожарной службы? - (ответы детей)

А сейчас поиграем в игру «Если возник пожар»

(Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя, воздушный шар, играющий должен быстро сказать последнее слово и передать шар другому).

Воспитатель:

Этот шар в руках не даром, раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Звал пожарных в бой с пожаром

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар, там всегда грозить нам будет Злой.....

Ребенок: Пожар!

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре

У кого пожар.........?

Ребенок: В квартире

Воспитатель:

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил ......?

Ребенок: Утюг.

Воспитатель:

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками...........?

Ребенок: Играл.

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом не знакомые ...........?

Ребенок: предметы.

Воспитатель: помни каждый гражданин этот номер.......

Все дети вместе: ноль один

Воспитатель: дым увидел не зевай и пожарных .......

Дети: вызывай.

Воспитатель: спасибо, ребята вы свободны.

Таким образом, дети должны знать следующие правила безопасности:

  • -нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
  • -нельзя трогать газовые краны, баллоны;
  • -нельзя трогать и включать в сеть электроприборы;
  • -если увидишь пожар, беги и позови людей;
  • -если пожар возник по твоей вине то самый правильный выход это немедленно покинуть помещение, а не прятаться, позвать помощь и вызвать пожарную службу 01.

Следующие правила, которые относятся к первой группе – это правила безопасности в природе. Природа – основа нашей жизни, но беспечных и беззаботных она наказывает.

Детям следует знать следующие правила:

  • -не бросайся камнем и твердыми снежками;
  • -во время снеготаяния, не ходи возле высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега;
  • -не дразни животных;
  • -не рви и не бери в рот плоды, растений, которые ты не знаешь
  • -не лезь в воду, если не видишь мелкого дна;
  • -если промокнешь, немедленно переоденься и переобуйся;
  • -не поджигай в лесу сухую траву;

А сейчас немного отдохнем и узнаем, какие же правила знают родители.

(Воспитатель приглашает детей).

1. ребенок: представьте уважаемые родители, вам 6 лет, нужно перейти улицу, как вы это сделаете? (ответы родителей).

- Извините, но одному в 6 лет гулять не рекомендуется.

2. ребёнок: Выберите, пожалуйста, из этих зубных щеток себе самую лучшую. 

(ответы родителей).

Извините, этими щетками пользоваться нельзя, они чужие.

3. ребёнок: светофор не работает на перекрестке улиц Циолковского и Гайдара, ваши действия? (ответы родителей).

Найти другой переход, как бы далеко он не находился.

Воспитатель: (отпускает детей)

Как вы уже поняли к правилам безопасности первой  группы относятся и правила пешехода. Правила пешехода необходимо знать всем, даже тем, кто живет в отдалении от оживленных дорог. Рано или поздно, мы все оказываемся в роли пешеходов. Без знаний элементарных правил дорожного движения жизнь ребенка будет подвергнута опасности. Чтобы избежать их ему нужно уже в пять знать следующие правила:

(выставляет сопровождающие картинки на мольберт).

  • -переходить улицу можно только на зеленый свет;
  • -переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода (зебра, подземный переход, светофор);
  • -на шоссе ходи только по краю, предназначенному для пешеходов, на улице только по тротуару.

К наиболее частым относятся так называемые механические травмы: ушибы, ссадины порезы. Электротравмы связаны с любознательностью детей, когда они шпилькой или гвоздем пытаются ковырять в розетке.

Воспитатель приглашает детей и предлагает им сыграть в д/игру «Знайки».

Воспитатель заранее прячет опасные предметы: таблетки, иголки, ящик на краю стола, стеклянная бутылка, кнопки и тд.

Воспитатель: дети найдите предметы, которые опасны для жизни (если дети находят не все предметы, то обращаемся за помощью к родителям).

Воспитатель благодарить детей.

Воспитатель: таким образом, оставаясь одни дома, детям следует знать такие правила:

  • -не подходить к розетке, не включать телевизор;
  • -не брать в рот таблетки и другие медикаменты;
  • -не подходить к плите и не включать её;
  • -остерегаться колющих и режущих предметов;
  • -не открывать дверь незнакомым людям.

Воспитатель: уважаемые родители вторая группа правил, как я уже говорила выше, связана с

особенностями места жительства детей. Отбирать и формулировать конкретные правила безопасности, связанные с вашим районом вам необходимо самостоятельно. Все вводимые правила следует обязательно обосновывать своим детям, давать элементарные объяснения: почему то или иное им запрещают делать. Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего он сам! Понять - это значить сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Мы взрослые должны быть главными помощниками на этом пути. Должны научить детей,  предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми. Я надеюсь, что своим личным примером Вы научите детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!

Доброго безопасного пути Вам и вашим детям! До новых встреч!

Индивидуальная работа: разучивание с детьми стихов.

Наглядная информация: плакаты с изображением различных опасных ситуаций в быту, в лесу, с огнем, на дороге

Предварительная работа: беседы с детьми, анкетирование родителей, рассматривание с детьми альбомов «Опасные ситуации», дидактические игры: «Правила для пешехода», «Пожароопасные предметы», «Будем беречь и охранять природу», «Если ты заблудился».

Литература:

  1. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей.
  2. М.: Вентона Граф, 1996.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992.
  4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Просвещение, 2001.
  5. Васильева И. Учим правила безопасности. М.: Дошкольное воспитание, No2 1980.
  6. Гаврина С.Е. Безопасность вашего ребенка. Ярославль, Академия развития, 1998.
  7. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. Ростов на Дону Феникс, 2004.



Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы по теме

«Моделирование развивающейпредметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФГОС ДО в старшей-подготовительной группе»

Автор: Малащук Светлана Валентиновна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №137» г.Дзержинск

I.        Вводная часть

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

  1. Актуальность

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос моделирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Моделируя развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2. Цель и задачи

Цель проекта:создание условий для моделированияразвивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и пополнением.

Задачи:

•        Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

•        смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

•        создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

•        содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;

•        приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

  1. Ожидаемые результаты

Изучая новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников, создать РППС, согласно требований ФГОС, которая будет способствовать полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов, с учетом гендерных особенностей воспитанников.

II. Основная часть

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1.        содержательно-насыщенной;

2.        полифункциональной;

3.        трансформируемой;

4.        вариативной;

5.        доступной;

6.        безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

1.        разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

2.        должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1.        социально-коммуникативное развитие;

2.        познавательное развитие;

3.        речевое развитие;

4.        художественно-эстетическое развитие;

5.        физическое развитие.

При моделировании ППРС учитывались следующие принципы:

1.        принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.        принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.        принцип стабильности, динамичности;

4.        принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.        принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.        принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.        принцип открытости – закрытости;

8.        принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Умелые руки» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Направление: Речевое развитие.

Центр «Книжкин дом» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В Центре «Грамотейка» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Направление: Познавательное развитие.

Центры смоделированы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.

Центр «Юный эколог» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Наши маленькие «Почемучки» имеют возможность превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Центр «Волшебная лаборатория» опытно-экспериментальной деятельности представлен коллекциями ( камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Центр математики (игротека) «Любознайки» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

В нравственно-патриотическом центре «Юные патриоты» помещена государственная символика родного города, Нижегородской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Нижегородской губернии.

Конструктивный центр «Самоделки», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Музыкально — театрализованный центр «Веселые нотки» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.

Направление: Социально-коммуникативное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Центр «Спортсменов» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок релаксации». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

III. Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.



Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей

ребенка младшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности».

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передаче своих чувств.Значение этой сферы детской деятельности для творческого развития ребенка столь велико, что она должна иметь достойное место в системе воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Прежде, чем начать работу по этой теме я занялась поиском научных исследований и методических разработок, участвовала в городских методических объединениях по теме, а также общалась с коллегами, как в своем городе, так и в сети интернет.

        Творческой деятельности дошкольников, в том числе и театрализованным играм, уделяли свое внимание многие педагоги и психологи: Лев Семенович Выготский, Василий Александрович Сухомлинский, Борис Михайлович Теплов, Сергей Леонидович Рубинштейн, Леонид Абрамович Венгер и др. Они раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Один из первых педагогов, К.Д. Ушинский, обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни.

Творческие способности человека – далеко не новый предмет исследования. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в творческих личностях. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем.

Сегодня перед педагогами поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Театрализованная деятельность в нашей работе пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в деятельность детей в свободное время (инсценировки, драматизации, концерты и т.д.).

В образовательной деятельности - это игровые приемы и сюрпризные моменты. Сказочные персонажи помогают детям лучше усвоить знания, умения и навыки. Игровые приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, нет излишней сухости в изложении материала.

Самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Чтобы возникала и развивалась полноценная игровая деятельность, необходимо питать впечатления детей. Поэтому здесь большую роль играет чтение рассказов, разных историй, сказок. Важно заинтересовать детей настолько, чтобы им захотелось воплотить их в самостоятельной игре.

В совместной свободной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Уже с первых игр малыши учатся создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал, принимают непосредственное посильное участие в оборудовании места для игры.

В театрализованной деятельности   используются традиционные, прошедшие проверку временем методы образования, так и новые технологии. Например,

  • метод игрового проблемного обучения;
  • использование ширм-трансформеров и крупных маркеров игрового пространства;
  • мнемотехники

Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения, я изготовила разные виды театров: 

  • пальчиковый вязаный театр;
  • кукольный театр;
  • плоскостной театр;
  • настольный театр;
  • магнитный театр;
  • театр на фланелеграфе;
  • театр теней;
  • театр на палочках;
  • театр – книжка;
  • театр игрушек;
  • варежковый театр;
  • театр масок;
  • театр «Би-ба-бо».

В театральном уголке размещены маски, театральный реквизит, куклы, декорации, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра, настольные ширмы и макеты. Родители активно помогали шить костюмы, готовить атрибуты и реквизит.

Было создано ресурсное обеспечение: создана большая картотека аудиозаписей сказок, песен, подобраны дидактические игры, оформлены картотеки пальчиковых игр, физкультминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, этюдов и упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Проведенная мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность», принесла свои результаты:

  • дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность;
  • малыши овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра;
  • через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения;
  • дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
  • у детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории;
  • дети стали более эмоциональными, более мобильными.

Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить ее взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.



Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Наши пернатые друзья»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель Малащук С.В. МБДОУ «Детский сад № 137».

Цель: создание условий для экологического, нравственного, эстетического воспитания и развития детей, сотрудничества ДОУ с семьёй.

Задачи: продолжать знакомить с особенностями существования, внешнего вида, повадок представителей животного мира – птиц; воспитывать чувство сострадания к представителям фауны; создавать у детей положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий; повышать творческую активность воспитанников и родителей.

Перечень мероприятий для работы с воспитанниками старшей группы (5 - 6 лет).

1. Составление плана работы.

2. Беседы с детьми «Птицы перелётные и зимующие», «Птицы леса», «Как помочь птицам» - повторение названий птиц, знакомство с простейшей классификацией; воспитание бережного, трепетного отношения к пернатым представителям животного мира.

3. Оформление тематических выставок совместно с педагогом - закрепление полученных знаний о птицах; создание положительного эмоционального настроя у детей.

4. Практическая деятельность воспитанников.

Оригами «Птицы» - совершенствование умения владения техникой оригами, воспитание аккуратности и самостоятельности.

Аппликация «Покормите птиц весной!» - совершенствование умения аккуратного вырезания и наклеивания деталей; воспитание нравственных качеств.

Изготовление масок птиц, книжек – малышек и закладок по теме недели - развитие творческих способностей, воспитание чувства коллективизма.

5. Проведение дидактических игр «Домашние птицы», «Перелётные птицы» и других – закрепление полученных знаний.

6. Использование медиа-ресурсов (видео, презентации, мультфильмы о птицах).

7. Знакомство с природоведческими писателями – расширение кругозора детей; воспитание интереса к художественной литературе.

8. Выставки книг в «Речевом уголке» - формирование интереса к книге, как к будущему источнику информации.

9. Чтение художественных произведений «Кукушка» (ненецкая народная сказка), «Растрёпанный воробей» (К.Паустовский), «Жёлтый аист» (китайская народная сказка), «Птицы» – прививать любовь к художественному слову, воспитывать любовь и сострадательное отношение к живой природе.

10. Работа с родителями.

Изготовление масок птиц, скворечников, кормушек – укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

11. КВН «Птицы» - итоговое мероприятие недели Книги – закрепление полученных знаний и умений по теме недели; расширение кругозора; развитие коммуникативных качеств; создание атмосферы праздника.

12. Составление творческого отчёта о проделанной работе.

Итог: в рамках Недели птиц проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно-речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников; у детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий; проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родительской общественности.