для будущих первоклассников

Москвитина Любовь Юрьевна

Ваш ребенок посещает подготовительную к школе группу, значит вам сюда. Психологическая готовность к школе подразумевает, что  будующий первоклассник умеет внимательно слушать задание, умеет думать, получая информацию и хорошо запоминает. На этой страничке вы найдете практические задания, игры и упражнения для развития психических процессов. Успехов! 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Популярные ошибки при подготовке к школе

 

Вы думаете, что если ребенок умеет читать и считать до 10, то он готов для занятий в первом классе? Вы ошибаетесь.

Готовность к обучению в школе объективно может оценить только профессиональный педагог, который оценивает ребенка по его нравственным и физическим качествам, мыслительным способностям и психологической подготовке.

 

Так что же делать, чтобы, готовя малыша к обучению в первом классе, не потратить на это все имеющиеся силы и нервы, а также время, и не нанести ребёнку вред? Ответ прост. Нужно заниматься регулярно. А для достижения хороших результатов подготовки ребёнка к школе выбирать интересные ему игры и упражнения, которые помогут развить предпосылки для успешной учёбы – мышление, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику, память, речь, внимание и другие важные вещи. Успешность обучения детей в школе зависит от хорошей подготовки, которая сводится к обучению их письму, чтению и счёту. Однако, из многолетнего опыта педагогов-практиков оказывается, что наибольшие трудности обучения в школе испытывают дети, для которых новая социальная роль ученика чужда. 

Не хватает таких качеств, как умение слушать и слышать, работать коллективно и самостоятельно, желание и привычка размышлять, стремление узнавать новое. Развитие этих навыков следует начинать с раннего возраста, но обычно ребенок готов к восприятию таких навыков лишь к 5-6 годам. Для овладения письменной речи у детей изначально должна быть хорошо развита устная речь. 

1.     Запугивание школой                 

Очень часто родители, уставшие от круглосуточного воспитания дошкольника, прибегают к приёму «запугивание». Например: «вот пойдёшь в школу, там тебя научат», «в школе так не забалуешь». Понятно, что такие "увещевания", кроме негатива, ничего в себе не несут.

Школу не нужно описывать ребенку как райский уголок, где всегда всё хорошо и безоблачно, но и приписывать школе псевдо негативные свойства не нужно

2.     Жизнь до школы – праздник

Подарить ребенку максимум удовольствий, праздника и вседозволенности перед школой вы можете. Но нужно ли это? Готовясь к школе, заранее переводите дочку или сына на режим раннего подъема, завтрака в определенное время, усидчивости, учитесь заниматься. Родители обязательно должны рассказывать своему ребенку обо всем, что его интересует, читать с ним книги, объяснять ему различные явления природы, спокойно, без раздражения отвечать на все вопросы ребенка. Все это будет способствовать расширению кругозора, развитию любознательности, а все это так необходимо при обучении в школе.

3.     Моя школа – мои правила

Перед попаданием в неизвестную среду, каковой является школа, научите своего ребенка азам правил поведения в учебном учреждении. Ребенок должен понимать, что такое урок, что такое перемена, что такое задание, что такое «подготовиться к уроку», что такое «правильное поведение на уроке». Необходимо задолго до школы учить ребенка реагировать на замечания, считаться с желаниями окружающих, учить управлять своими эмоциями. Этого хорошо добиться, если в семье все благополучно, и ребенок все это видит на правильном примере родителей, родственников

4.     Ты учись, а всё остальное сделает мама

Своего ребенка нужно научить не только ходить в школу, учиться и делать уроки. Понимать, что такое порядок. Собирать портфель в школу, готовить учебники и тетрадки, которые понадобятся завтра на уроках

5.      Все вокруг неправы, если прав ты

Научите ребенка понятию «авторитет». Если раньше авторитетом были для ребенка только взрослые члены семьи, то теперь появляются новые – учителя. Уважение и такт – такие чувства изначально должен питать ребенок к своему педагогу.

Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка. Иначе он будет копировать вас. А авторитетность педагога будет угасать, и, соответственно, дальнейшее обучение крохи в принципе будет под вопросом.

6.     Учись, учись, не отставай

Не стоит гнаться за всеми, если ваш ребенок отстает. Частые болезни, психологические травмы, иные неблагополучные события могут отражаться на успеваемости ребенка в школе. Не стоит требовать от своего ребенка быть марафонцем в учёбе.

7.     Ты гений                  

Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до школы, лихорадочно выполняя разнообразные задания  -  по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка. 

 Важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий. Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения.

 

Надеюсь, мои рекомендации Вам помогут!



Предварительный просмотр:

Школьные программы.

 Какое образование лучше выбрать?

В современной школе существует несколько принципиально разных программ, по которым обучаются дети. И, наверное, проблема выбора для некоторых родителей может стоять особо остро. Куда же отдать ребенка? Где ему будет лучше? Давайте попытаемся разобраться в основных направлениях программ (мы говорим «направлениях», так как даже личность педагога накладывает огромный отпечаток на методику преподавания в рамках той или иной программы, и поэтому в одной школе одна программа может быть замечательной, а в другой, извините, не очень).

Традиционная программа — «Школа России». Она, наверное, больше всех схожа с той, по которой наверняка учились многие из родителей. Сначала новая тема — потом опрос, все усвоили — молодцы, идем дальше. Да, есть различные методы, приемы, новаторские подходы, а в современной школе еще и возможность использования мультимедиа и прочей техники, но принцип один и тот же. Объяснили (разжевали) — закрепили (натаскали) — проверили (получили оценки, кто что заслужил) — новая тема и так далее. Периодически появляются различные разнообразящие школьную жизнь приемы, веяния, нестандартные уроки, задания, но принцип остается прежним.

Однозначно сказать, что программа замечательная или, напротив, не очень хорошая, невозможно. Есть свои плюсы и минусы — многое зависит и от учителя, и от самих родителей, их ожиданий и готовности сотрудничать в вопросах обучения ребенка. Кроме того, зачастую в рамках традиционной программы возможны варианты — это углубленное изучение той или иной области знаний: языков, математики, спорта и т. д.

Отдавая предпочтение этой программе, вероятно, стоит обратить внимание на те вопросы, о которых говорилось чуть выше, определиться с приоритетами — что для вас наиболее важно в обучении ребенка, внимательно отнестись к выбору учителя (хотя это не менее важно и при выборе других программ).

Система Л.В. Занкова работает в обратном направлении — от практики (или частного случая) к теории (нахождению закономерности). Темп преподавания высокий, изучается много всего сразу, проверка знаний стандартная — «опрос — оценка». Достоинство налицо: школьник учится самостоятельно делать выводы, развивается его мышление, но скорее всего слабому, часто болеющему ребенку будет сложно справляться со столь высоким темпом обучения. Кроме того, пропущенный материал ученику придется усваивать самостоятельно или при помощи родителей, которые, как показывает практика, не всегда к этому готовы. Система Занкова может неплохо подойти ребенку-кинестетику, который в силу своих психофизиологических особенностей усваивает большую часть информации из собственного практического опыта, которому наиболее важно телесное «проживание» той или иной информации.

Есть еще одно обстоятельство: как правило, система Л.В. Занкова не имеет продолжения в старших классах, а значит, ребенку придется вернуться к традиционному обучению. Соответственно, возникает опасение, насколько легко и просто школьник сможет перестроиться с одного вида обучения на другой.

Система Эльконина — Давыдова заставляет ребенка очень много думать. Зачем нужны буквы, зачем нужны цифры, зачем мы ходим по планете и т. д. Оценки не ставятся — идет накопление творческих работ, сбор так называемого «портфолио». В этой системе на первом месте не результат, а процесс постижения, получения знаний. Явное достоинство — ребенок всегда будет знать, где добыть нужную ему информацию. Эта программа, как и предыдущая, реализуется в начальной школе, и тут же возникает вопрос: всегда ли нужна младшему школьнику такая неимоверная глубина, тем более что дальше он это не развивает, а возвращается к обычной программе, где спрашивают и ставят оценки?

Как мы можем видеть, системы Занкова и Эльконина — Давыдова имеют явные плюсы и направлены на развитие ребенка, его мышления, личности, но, к сожалению, отсутствие продолжения на последующих этапах обучения и необходимость существенного участия родителей в обучении ребенка могут для многих стать весомыми доводами против выбора данных программ. Кроме того, школ, реализующих данные программы, не так много: готовы ли вы ради них возить своего ребенка в школу в соседний район или на другой конец города? И не день, не два, а несколько лет? Подумайте...

В наши дни существует множество частных школ, имеющих свои особенности, которые далеко не всегда связаны с особенностями самой учебной программы. В плане программ, конечно, также возможны различные варианты, но все они должны соответствовать государственному стандарту образования. А все остальные привлекательные моменты — это уже дело родителя решать и выбирать, что ему нужно: индивидуальный подход и класс 5 человек, погружение в иностранный язык, пансион или полупансион и т. д. Ситуации и требования бывают разные, в соответствии со своим запросом родители отправляются искать частную школу.

И здесь хочется отметить вот что. Плата за обучение не гарантирует стопроцентный результат и не освобождает родителей от участия в процессе учебы ребенка. А то некоторое время назад от родителей нередко можно было услышать фразы типа «Я заплатил, остальное — ваша проблема». Важно, чтобы даже мысли такой не возникало в голове родителя, отдающего ребенка в частную школу (впрочем, и в любую другую тоже). Обучение — это дело не только школы, а совместный труд педагогов и родителей. И даже если ребенок может полностью учиться без помощи родителей, так или иначе им необходимо участвовать в процессе в качестве контролирующей, мотивирующей и, безусловно, поддерживающей стороны.

Кроме перечисленных выше, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя. Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

  1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида,
  2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.
  3. Наполняемость классов 7—12 человек.
  4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.
  5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).
  6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».
  1. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  2. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

  1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.
  2. Наполняемость классов 7-12 человек.
  3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).
  4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.
  1. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения па основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  2. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).
  3. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

 центр развития ребенка детский сад №482 города Челябинска

Рекомендации для родителей

по развитию

психических процессов у детей «Играем вместе с детьми»

Подготовила

педагог-психолог

 Москвитина Любовь Юрьевна  

г. Челябинск

 2014


ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Общие рекомендации:

  • Проявляйте сами интерес к занятиям.

  • Повторяйте упражнения через некоторое время, если что-то не

получается – сделайте перерыв и вернитесь к нему позже.

  • Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание .

  • Не допускайте, чтобы во время ваших занятий ребенок скучал.

  • Пусть у Вас и у ребенка войдет в привычку заниматься каждый день,  по  15-20 минут. Так будет эффективнее, чем 1,5 часа в неделю.

  • Если ребенок неусидчив, постепенно  увеличивайте длительность занятий.

  • Старайтесь не сравнивать его с другими детьми. Лучше сказать: «Сегодня ты выполнил задание быстрее, чем вчера».

  • Формируйте у ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность.    Уверенность в себе поможет в будущем многого добиться в жизни. Самое главное – не акцентировать внимание на недостатках детей, лучше отмечать их достижения, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ

  1.  Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, книга и т.д. Ребенок должен по договоренности отреагировать на определенные слова. Например: он внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово обозначающее животное. Если ребенок сбивается - повторите задание снова.

         Варианты: - вставать, когда услышит растение.

                   -хлопать, когда услышит животное и вставать, когда услышит

                       мебель.

  1.  В газетном тексте предложите отыскать и подчеркнуть слова 3-х, 4-х,    5-ти буквенные, начиная с первой строки.

         Варианты: - подчеркнуть букву А   и зачеркнуть букву  К.

                     - подчеркнуть букву  А, если перед ней стоит буква Н    

                         и зачеркнуть букву  А, если перед ней стоит буква  Л.

 

  1.  Предложите ребенку нарисовать 10 треугольников (кругов, квадратов и т. д.). Когда работа прекращена, предупредите ребенка о том, чтобы он внимательно прослушал инструкцию, которая произносится только 1 раз.

Например: «Заштрихуй красным карандашом  третий, седьмой и девятый треугольник».  Если ребенок спрашивает: «Что делать дальше?»

Ответьте: «Делай, как понял».

  1. Придумайте инструкцию из 4-5 условий, которые ребенок должен запомнить и нарисовать, проговорите её 2 раза и предложите нарисовать услышанное.

Например: «Нарисуй пять карандашей разного цвета и разной величины, так чтобы первый карандаш был зеленого цвета, третий карандаш красного, а последний самый длинный».  

РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ

  1. Игра «Слова».  Вы говорите слово, например «молоко»,  ребенок  

называет слово, которое оканчивается на последний звук Вашего слова – «окно» и т.д.  

  1. Называем слова, начинающиеся на один звук.

  1. Предложите ребенку поиграть в игру: « Внимательно осмотри комнату   и  найди предметы, в которых есть круг, окружность, квадрат и т.п.»  

  1.  Предложите ребенку нарисовать узор: в центре  - треугольник, а в

          углах  листа - круг. Задания усложняйте: по правому краю –  

         квадраты, а по левому – ромб.

  1.  Предложите ребенку простучать, повторить ритм, который Вы  

          прохлопали или простучали.

  1.  Поиграйте с ребенком в «Морской бой».

РАЗВИВАЕМ

ПАМЯТЬ

  1. Попросите пересказать небольшой отрывок из прочитанной книги.

  1.  Разложите перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите его внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 секунд, затем закройте фигуру и пусть ребенок сложит ее точно также.

         Варианты: - разложите узор из палочек разного цвета.

       - предложите посчитать количество палочек и затем  

          сложить из этого же количества другую фигуру.

  1. Игра «Я положил в мешок ... ». Взрослый начинает игру: « Я положил в мешок яблоки », следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы ». Третий повторяет предыдущую фразу и добавляет что – то от себя и т.д.  

Важно, чтобы ребенок развивал способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Варианты: кладем в мешок только фрукты, только одежду, только ягоды.

  1. Игра «Я – фотоаппарат».  Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет,

         ситуацию, человека и т.д. Ребенок в течение нескольких минут    

         смотрит,  а потом закрывает глаза и перечисляет все, что ему    

         удалось запомнить. Всегда лучше запоминается то, что интересно.

 

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

  1.  Игра «Угадай-ка». Ребенок угадывает, что вы изобразили жестами,

         мимикой,  звуками какой-либо предмет (поезд, машина, чайник,    

         самолет) или какое-либо действие (умывание, плавание,            

          расчесывание,  и т.п.). А затем наоборот – Вы должны догадаться,

         что изображают жесты и мимика ребенка. Старайтесь придумать

          смешные варианты.

  1.  Предложите ребенку дорисовать до какого-нибудь предмета различные фигуры, например: круг – это солнце, яблоко, лицо, ваза и т. д.

  1.  Разгадывайте загадки из любой имеющейся у Вас литературы.

  1. Придумывание загадок. Например: Вы говорите ребенку о том, что Вы загадали какое – то  животное и начинаете его описывать, а ребенок должен угадать, что Вы загадали. Затем ребенок загадывает Вам свою загадку. Учите ребенка начинать загадку с обобщающего понятия и свойств, а затем уже конкретизируя частные качества предмета.

РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ

  1. Игра  «ПАЗЛ», конструирование и т.п. Разрезные картинки, открытки.

  1.  Для сравнения предложите пары слов.

   Например: муха и бабочка

  • найдите сходства
  • найдите сходства, сравнивая с каким-нибудь непохожим предметом (лошадь)
  • найдите различия между парой предметов

  1.  Предложите ребенку поиграть в игру: « Отгадай, что Я хочу сказать».   Вы начинаете слово, произнеся первый слог, а ребенок его заканчивает. Варианты слогов : на- , по- , за- , ми- , му - , до- , пры-   и т.д.

  1. Используйте различные головоломки.
  2. Тренируйте в устном счете.
  3.  Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие. Например: транспорт, водный транспорт, спорт, деревья  и т. п.

  1.  Игра «Наоборот». Вы предлагаете ребенку называть слова противоположные по смыслу – слова «наоборот».

 Например: Вы говорите – «маленький», а ребенок – «большой»  и т. д. Это могут быть прилагательные (белый – черный), глаголы (кричать – молчать), существительные (ребенок – взрослый).

  1.  Игра «Четвертый  лишний». Называете ребенку три слова соединенные в классификации (например, животные жарких стран) и одно слово, не соответствующее этой классификации. Желательно, чтобы лишнее слово не звучало последним. Ребенок выбирает лишнее слово и аргументирует свой ответ. Важно, что ребенок выделял существенные признаки предметов.


Список используемой литературы:



Предварительный просмотр:

«Умные пальчики» (Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей 5—7 лет). При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя. Благодаря двигательных упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/h5f9z7jnC0aGHsWQtlgYcLmMSy2ZABdJquiX16/slide-11.jpg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/h5f9z7jnC0aGHsWQtlgYcLmMSy2ZABdJquiX16/slide-13.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0122/00002831-62737405/img42.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/h5f9z7jnC0aGHsWQtlgYcLmMSy2ZABdJquiX16/slide-5.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/h5f9z7jnC0aGHsWQtlgYcLmMSy2ZABdJquiX16/slide-7.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/h/h5f9z7jnC0aGHsWQtlgYcLmMSy2ZABdJquiX16/slide-10.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0122/00002831-62737405/img21.jpg



Предварительный просмотр:

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

  1. Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:


б) елочку из треугольников:




в) узор из геометрических фигур:




г) композицию:






д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:





2. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

  1. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
  2. нельзя повторять названия животных;
  3. нельзя повторять имена девочек;
  4. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
  1. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
    Например:
  1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
  2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.


Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

3. Как превратить "о" в "и".

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].

Столбики со слогами:




Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

  1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";
  2. менять в слогах звук [п] на звук [с];
  3. слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

    4. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.



Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.



Примечание для родителей.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.

Направо, направо, направо, вверх, остановка.

Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?


5. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказик про себя, но каждое второе слово произноси громко.




Сказка об умном мышонке.
самоконтроль, саморегуляция

В это время по дорожке

Шел зверёк страшнее кошки,

Был на щётку он похож.

Это был, конечно, ёж.

А навстречу шла ежиха,

Вся в иголках, как портниха.

Закричал мышонку ёж:

- От ежей ты не уйдёшь!

Вот идет моя хозяйка,

С ней в пятнашки поиграй-ка,

А со мною - в чехарду.

Выходи скорей - я жду.

А мышонок это слышал,

Да подумал и не вышел

- Не хочу я в чехарду, -

На иголки попаду.

Долго ждали ёж с ежихой,

А мышонок тихо-тихо

По тропинке меж кустов,

Прошмыгнул - и был таков.

С. Маршак


Примечание для родителей.

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №3, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

  1. называть вслух каждое 3 слово;
  2. произносить вслух последнее слово в предложении;
  3. произносить вслух все имена собственные;
  4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

6. Как сказать слово, не произнося ни звука.

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.



Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть.

Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА".

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание для родителей.

Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:



Предварительный просмотр:

  • Саша ел яблоко большое и кислое.  Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаково и что разное?
  • Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
  • Мама купила 4 шара синего и красного цвета. Синих шаров больше, чем красных. Сколько   шаров каждого цвета купила мама?
  • Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша  не рассматривала картинки в журнале?
  • Петя и Саша носят фамилии Иванов и Петров. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша и Петров живут в соседних домах?
  • Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше Оля или Наташа?
  • Меня зовут Люба. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
  • Коля выше Васи, на ниже Сережи. Кто выше Вася или Сережа?
  • Бревно распилили на 4 части.  Сколько распилов сделали?
  • Двое пошли 5 гвоздей нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?
  • Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на две ноги?
  • Сережа от дома до школы тратит 10 минут, сколько времени он потратит, если пойдет с сестрой?
  • Сколько ягод в пустом стакане?
  • Из какой посуды ничего нельзя съесть?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Алеша съел 2 стакана вишни и поставил стаканы на стол. Сколько стаканов на столе?
  • Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик?
  • Две девочки сажали деревья, а одна цветы. Что сажала Таня, если света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?
  • Вера и Катя пекли пирожки. Кто-то с капустой, кто-то с картошкой. У Кати не было пирожков с картошкой. Кто пек с капустой?
  • Черепаха медлительнее лисы. Олень быстрее, чем лиса. Кто самый быстрый?
  • Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то забивал маленькие гвозди, кто-то большие. Гриша забивал большие гвозди. Какие гвозди забивал Егор?
  • Коля выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше Вася или Сережа?
  • Чтобы сварить 1 кг мяса потребуется 1 час. Чтобы сварить 2 кг такого же мяса, сколько нужно времени?
  • Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем пчела. Кто летит выше всех?
  • Когда об воду можно порезать руку?
  • Можно ли бросит мяч, так чтобы он пролетел некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
  • У одного мужчины спросили: сколько у него детей. Он ответил: « У меня 4 сына и у каждого из них есть  родная сестра». Сколько детей у мужчины?

  • Лиса имеет такую же массу как два зайца, заяц имеет такую же массу как две белки, белка имеет такую же массу как две мышки. Сколько мышек имеют такую же массу как лиса?
  • Лягушка - мама и лягушка-дочка ловят комаров по очереди: мама комара, дочка комара, мама комара, дочка комара и т.д. кто поймает больше комаров:
  • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
  • В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки, чтобы каждая девочка получила по яблоку и одно осталось в корзине?
  • В комнате зажгли 5 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
  • Катя выше Люды. Люда выше Светы. Кто выше всех?
  • Три мальчика Коля, Петя и Ваня  на дороге нашли 3 рубля. Сколько денег нашел бы Коля, если бы шел один.
  • Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у каждого по 2 мешка, в каждом мешке по коту. Сколько человек шло в Москву?
  • Батон разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
  • Вася и Слава имеют фамилии Сидоров и Петров. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Вася на 2 года старше Петрова?
  • Заяц сильнее, чем стрекоза. Заяц слабее, чем медведь. Кто самый слабый?
  • Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Алеша. Кто младше всех?
  • Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 2 легковые машины, 1 грузовик, 2 велосипедиста. Сколько машин ехало в деревню?
  • На древе сидели 3 птички, к ним прилетели еще 2 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось на дереве?
  • На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
  • Во дворе гуляли собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 8 лап. Сколько собак во дворе?
  • Над горой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  • На столе стояло 5 стаканов с ягодами. Митя съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?
  • Яйцо вариться 3 минуты. Сколько времени понадобиться, чтобы сварить 5 яиц в одной кастрюле одновременно?
  • Толик немного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
  • Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто самый сильный?
  • На веревке завязали 6 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?
  • Оля выше Светы. Света выше Иры. Кто выше всех?
  • Игорь купил 4 карандаша зеленого и желтого цвета. Зеленых карандашей было больше. Сколько карандашей каждого цвета купил Игорь?
  • Две девочки сажали деревья, а одна – цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?
  • Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Он заметил, что из-за перегородки виднеются 10 ног. Сколько детей за перегородкой?
  • На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько плодов на яблоне?
  • У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
  • Два мальчика играли на баянах, а один на пианино. На чем играл Семен, если Сережа с Антоном и Антон с Семеном играли на разных инструментах?
  • Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
  • Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по одному животному. Что нарисовала Аня, если Катя с Аней и Лена с Аней нарисовали разных животных?
  • Раскрась 7 кружков красным и зеленым цветом поровну.
  • Слон тяжелее лошади, лошадь тяжелее собаки. Кто легче всех?
  • Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один мальчик читал о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
  • Вова улыбается чаще, чем Юра. Кто из них улыбается реже?
  • На столе 3 стакана с молоком. Костя выпил 1 стакан молока и поставил на стол. Сколько стаканов на столе?
  • В комнате 4 угла. В каждый угол Наташа посадила по кукле. Напротив каждой куклы сидят еще 3 куклы. Сколько кукол у Наташи?
  • На подоконнике лежало 9 зеленых помидоров. Два из них покраснели. Сколько помидоров на подоконнике?
  • Ребенок моего отца, а мне не брат. Кто он мне?
  • Росло 2 яблони, на каждой яблони по 2 большой  ветки, на каждой большой ветке по 2 маленькой. На каждой маленькой  ветке по две сливы.  Сколько слив на яблонях?
  • Представь, что ты водитель трамвая. На первой остановке вошли 2 человека, на второй остановке вошло 3 пассажира и вышло 2 пассажира. На третьей остановке зашли еще 5 человек. Сколько лет водителю трамвая?
  • В семье 4 братьев и сестер. Братьев и сестер поровну. Сколько братьев и сколько сестер?
  • Какая средняя ступенька у лестницы в 7 ступенек?
  • Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько машин ехало в село?
  • Двое договорились сесть в пятый вагон поезда. Один сел в пятый вагон поезда с начала, а другой сел в пятый вагон с конца. Встретятся ли они, если в поезде 9 вагонов?
  • Какая средняя ступенька у лестницы в 9 ступенек?
  • В парке стояло 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стояло в парке?
  • За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков?
  • За забором 8 птичьих лапок. Сколько птиц?
  • Тройка лошадей пробежала 3 км пути. Сколько пробежала каждая лошадь?
  • Лена и Света одинакового роста. Света выше Таня, а Юля выше Лены. Кто выше Таня или Юля?
  • Вера и Галя пекли пирожки. Кто то с капустой кто- то с картошкой. Вера не пекла с картошкой. Кто пёк с капустой?
  • Галя веселее Оли, Оля веселее Иры. Кто самый весёлый?
  • У Инны волосы темнее, чем у Ани, у Ани волосы темнее, чем у Светы. У кого волосы светлее всех?
  • Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?
  • Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?
  • Стас, Глеб и Антон пришли на праздник в пиджаках разного цвета: черном, красном и сером. Стас был не в черном, Глеб был не в черном и не в красном. В каких пиджаках были мальчики?
  • У мальчика был пятиугольник. Он отрезал ножницами один угол. Какая фигура получилась?
  • Маша, Даша, Сережа играли на пляже. Кто-то строил дом из песка, а кто-то делал куличики. Маша не строила дом, Даша работала вместе с Машей, а Сережа работал отдельно. Что делала Даша?
  • Миша, Петя и Коля рисовали. Два мальчика рисовали деревья, а один - дом. Петя и Коля рисовали одинаковые картинки. Что рисовал каждый из мальчиков?
  • Лиза – внучка Насти, Галя – подруга Лизы, Клава – подруга Насти. Кто бабушка Лизы?
  • Оля, Таня, Юля, Ира варили варенье. Две девочки варили из смородины, две из крыжовника. Таня и Ира варили из разных ягод. Ира и Оля  варили из разных ягод. Ира варила из крыжовника. Из каких ягод варила каждая девочка?
  • Галя, Маша, Даша и лена вышивали. Три девочки вышивали листочки, одна – цветочки. Маша и Галя вышивали разное, Галя и Лена – тоже разное. Что вышивала каждая девочка.
  • Два мальчика купили марки, один – значок, и один - открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок.
  • Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна – варежки. Алла и Вера вязали разные вещи, Вера и Галя тоже. Что вязала каждая девочка?
  • Два мальчика жили на одной улице, а два – на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
  • Две девочки играли в куклы, а две - в мяч. Во что играла Катя, если Алена с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч?

  • Ира, Наташа, Оля и Таня вышивали разные картинки. Две девочки вышивали цветок, две – домик. Что вышивала Наташа, если Ира с Наташей и Наташа с Олей вышивали разные картинки, а Таня вышивала домик.
  • Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то  груши, кто-то сливы, кто-то вишни.  Что сажал каждый из мальчиков, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони.
  • Вера дочь Ани. Кто из них старше?
  • Вова улыбается чаще, чем Юра. Кто из них улыбается реже?
  • Поля и Таня отправляли письма. Кто-то в Киев, кто- то в Минск. Таня послала письма в Киев. Кто не послал письма в Минск?
  • Зайчонок пересёк полянку за 5 одинаковых прыжков, а лягушонок за 4. У кого прыжок длиннее?
  • Зина, Лиза и Катя вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птички, а Зина не вышивала листочки?
  • Саша ссыпал песок из 3 кучек в одну, Наташа ссыпала песок из 4 кучек, Алеша ссыпал песок из 5 кучек. Сколько кучек песка получилось?
  • Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Петя на 2 года старше Белова.
  • Поля плавает больше  времени, чем Ульяна. Ира плавает хорошо. Вера – плохо. Надя – в группе. Света – одна. Кто плавает меньше времени, чем Поля?
  • Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то в шахматы, кто-то бегал, кто-то плавал. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
  • Длина бревна 5 метров, за одну минуту от бревна отпиливают 1 метр, за сколько минут будет распилено всё бревно?
  • Два друга договорились сесть в пятый вагон, один от начала поезда, а другой от конца. Сколько вагонов должно быть в поезде, чтобы друзья оказались в одном вагоне?
  • Три рыбака съедят за три дня три щуки. За сколько дней съедят десять рыбаков десять щук?
  • Сколько грибов нашли девочки?
  • Ваня нашел 3 рыжика и 2 подберёзовика, а груздей столько, сколько рыжиков и подберёзовиков вместе. Сколько груздей нашел Ваня?
  • Под ёлкой три пары опят. Белка сорвала один гриб. Сколько грибов осталось под ёлкой?
  • Ане 12 лет, а Пете 7 лет, сколько лет они живут вместе?
  • Две белки делили орешки. Если они возьмут по три орешка, то один останется лишним, если по четыре то одного не хватит. Сколько орешков?
  • Два года назад Маше было 5 лет, сколько ей будет через три года?
  • Во дворе гуляли гуси и собаки, Ваня посчитал их лапы и у него получилось 8 лап. Сколько гусей и собак во дворе?  
  • На столе лежали 3 зефира в шоколаде, 4 конфеты и 8 слив. Сколько фруктов?
  • Сапожник решил починить две пары ботинок, на каждый ботинок он прибьет набойку, каждую набойку прибьет двумя гвоздями. Сколько набоек он прибьет? Сколько гвоздей использует?
  • Миша живет в доме № 6, напиши номера домов-соседей  слева и справа?
  • В куске материи было 8 метров ситца, портниха отрезала несколько метров, и в нем осталось 2 метра. Сколько метров отрезала портниха.
  • Едет всадник на коне, сколько ног  у них вместе?
  • Апельсин разделили пополам, потом каждую часть еще пополам. Сколько частей получилось?
  • Начерти два отрезка разной длины, так чтобы они пересекались посередине.
  • У Миши две груши и две половинки груш. Сколько груш у Миши?
  • Ленту разрезали в трех частях. Сколько частей получилось?
  • Один нехороший человек всегда говорит неправду. Что он ответит на вопрос: «У Вас два носа?»
  • Температура тела человека меньше температуры тела голубя, но выше, чем у слона.  У кого из них термометр покажет самую низкую температуру?
  • На тарелке лежали булочки, когда дети съели половину булочек, там осталось три булочки. Сколько булочек было?
  • Ольга – мать Елены, а Елена мать Веры. Кем приходится Ольга Вере?
  • Одно авокадо весит как 3 сливы. На правой чаше весов 2 авокадо, а на левой 1 авокадо и 4 сливы.  Равны ли весы?
  • Петя на 6 лет моложе Кати, но на 3 года старше Кирилла. Кто младше всех?
  • Галя живет в доме № 16. Напиши номера домов-соседей этого дома
  • Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько кучек песка получилось?
  • У семи гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? сколько братиков у одного гномика?
  • Вовина парта вторая спереди и четвертая с конца. Сколько парт в ряду?
  • На одной чаше весов 12 апельсинов. На другой чаше весов сидит Чебурашка и 3 апельсина. Весы находятся в равновесии. Сколько апельсинов уравновесят Чебурашку?
  • На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковых груши. А на другой чаше весов 4 таких же яблока и 4 таких же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче яблоко или груша?
  • Бабушка связала 8 носков своим внукам. Сколько у бабушки внуков?
  • Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?



Предварительный просмотр:

Противоположности:

 Покупать – продавать

 Помнить –  забыть

      Подниматься – опускаться

      Молчать – кричать

 Открывать – закрывать

 Грязно – чисто

 Молодой – старый                                    

 Новый – старый

      Помогать – мешать

      Смеяться – плакать

Противоположности:

      Полезный – вредный

  Мокрый – сухой

Ясный – пасмурный

Редко - часто

восток- запад

север-юг

грязь – чистота

свет-тьма

день-ночь

жара-холод

Противоположности:

правда-ложь

грусть-радость

трудный – легкий

белый – черный

новый – старый

быстрый – медленный

горький – сладкий

    широкий – узкий

    говорить – молчать

    смеяться – плакать

Противоположности:

    полезный – вредный

    близкий – далекий

    восход - закат  

    высокий – низкий

Помнить-забыть

Подниматься - спускаться

Молчать - говорить

Открывать - закрывать

Грязно - чисто

Молодой - старый

Противоположности:

Помогать - мешать

Смеяться - плакать

Полезный - вредный

Мокрый - сухой

  Редко - часто

Противоположности:

Слабый мороз – сильная жара

Яркий рассвет – тусклый закат

Низкий спуск – высокий подъем

Короткий день – длинная ночь

Открытый вход – закрытый выход

Грустная старость – веселая молодость

Трусливый богач – храбрый бедняк

Долгожданная находка – неожиданная потеря

Противоположности:

Тихий плач – громкий смех

Узкий выезд – широкий заезд

Знаменитый смельчак – неизвестный трус

Добрый друг – злой враг

Радостная встреча – грустное прощание

Плавный вдох – прерывистый выдох

Вспомнить радость – забыть грусть

Светлый верх – темный низ

Противоположности:

Мелкий недостаток – крупное достоинство

Отдать много – взять мало

Темное прошлое – светлое будущее

Неожиданный отъезд – ожидаемый приезд


Аналогии:

Стрелка – часы, а колесо -…

Колесо – круг, ковер …

Белка – дупло, медведь…

Кофта – шерсть, шуба …

Магазин – продавец, больница…

     Рыба – река, птица…

Ваза – стекло, кастрюля …

Молоко – масло, мясо …

Коза – капуста, белка…

Лошадь – сено, кошка…

Аналогии:

Чай – печенье, суп …

Стул – спинка, корабль…

Самолет – аэропорт, корабль…

День – обед, вечер…

Инструмент – работа, кукла…

Охотник – ружье, рыбак…

Слово – буква, дом…

Ногти – ножницы, борода …

Дождь – сырость, жара…

    Лес – деревья, поле…

 Аналогии:

Лиса – хитрость, заяц…

Палец – кольцо, ухо…

Лимон – кислота, конфета…

Школа – ученик, больница…

Вулкан – извержение, река …

Писатель – книга, художник…

Море – капля, толпа…

Автомобиль – дорога, поезд…

Поезд – станция, самолет…

Цветок – бутон, листок…

Аналогии:

Кровать – лежать, а стул…

Воробей – птица, окунь …

Малина – ягода, девять …

Волк – пасть, птица…

День – ночь, смелый …

Растение – семя, птицы …

Человек – ребенок, собака …

Колесо – круг, ковер…  

Белка – дупло, медведь…

День –обед, утро…

Аналогии:

Лошадь – жеребенок, а корова…

Гнездо – птица, а нора…

Ложка – каша, а вилка…

Ухо – слышать, а зубы…

Собака- шерсть, а щука…

Чай – сахар, а суп…

Дождь – лето, а мороз…

Школа – обучение, а больница...

Птица – гнездо, а человек…

Нога – сапог, а рука…

Аналогии:

Яйцо – скорлупа, картофель…(шелуха)

Пробка – плавать, камень (тонуть)

Хлеб – пекарь, дом (строитель)

Нож – сталь, стол (дерево)

Пуговица – пальто, ботинок (шнурок)

Трава – коса, борода (бритва)

Вода – жажда, пища (голод)

Часы – время, градусник (температура)

Аналогии:

Врач – больной, учитель (ученик)

Роза – цветок, бабочка (насекомое)  

Школа – учиться, завод (работать)

Стул – деревянный, свитер (шерстяной)

Колесо – круг, ковер…

Белка – дупло, медведь…

Кофта – шерсть, шуба…

Магазин – продавец, больница…

Коза – капуста, белка …

Аналогии:

Чай – печенье, суп…

День – обед, вечер…

Инструмент – работа, кукла…

Охотник – ружье, рыбак…

Палец – кольцо, ухо…

Лимон – кислота, конфета…

Школа – ученик, больница…

Цветок – бутон, лист…

Самолет – аэропорт, корабль…

Что было сначала?

Лягушка – головастик, икринка

Крокодил –   яйцо

Взрослый – ребенок

Платье – ткань

Вязаная шапочка – шерстяные нитки

Сыр – молоко

Колбаса – мясо

Во что превратиться:  

 Стул без спинки

  Чашка без ручки

  Мороженное без холодильника

  Всадник без лошади

  Дерево без веток

  Диван без спинки

Книга без страниц

Подушка без перьев

Окно без стекол

Кофта без рукавов

Снеговик без холода

Спички без серы

Кем (чем) был раньше?

Цыпленок – яйцом

Лошадь – жеребенком

Овца – ягненком

Рыба – икринкой

Яблоня – семечком

Бабочка – гусеницей

Хлеб – мукой, тестом

Шкаф – доской

Кем (чем) был раньше?

Рубашка – тканью

Ботинки – кожей

Дом – кирпичами

Мастер – учеником

Листок – почкой

Свитер – шерстью

Шуба – мехом

Мужчина – мальчиком

Назови возможные следствия событий:

засуха

молния

осень

болезнь

переедание

Закончи предложение:

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем…

Трава зеленая, а небо…

Зимой холодно, а летом…

Ты  ешь ртом, а слушаешь…

Утром мы завтракаем, а днем…

Птица летает, а змея…

Лодка плывет, а машина…

Закончи предложение:

Ты смотришь глазами, а дышишь…

У человека две ноги, а у собаки...

Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом…

Ты читаешь глазами, а пишешь…

В России говорят по–русски, а в Англии…

Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист…

В Польше говорят по-польски, а в Германии …

Закончи предложение:

    Певец поет, а строитель…    

     Песок сыплют, а воду …

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь …  

Стол можно сломать, а стакан…    

   Воду можно разлить, а горох…

Сено  косят, а волосы…

 Платье шьют, а шарф…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

Что из чего делают?

Что делают из муки?

Из молока?

Из шерсти овец, коз?

Из шерстяных ниток?

Из глины?

Из металла?

Из нефти?

Из хлопка?

Из древесины?

Из семян подсолнуха?

Скажи, в какое время года бывает явление природы:

Снегопад

Листопад

Ледоход

Половодье

Идет дождь

Появляются листья на деревьях

День равен ночи

Бывает иней

Появляются подснежники

Птицы улетают на юг

     Прополка

Скажи, в какое время года бывает явление природы:

Бегут ручьи

Река покрывается льдом

Желтеют листья

Бывает сенокос

Собирают урожай пшеницы

Сажают семена

Ливень

Вьюга

Цветение

Скажи, в какое время года бывает явление природы:

Слякоть

Листопад

Мороз

Капель

Иней

Проталины

Урожай

Каток

Скажи, в какое время года бывает явление природы:

Пасмурно

Жара

Купание

Снеговик

Ручейки

Сосульки

Ледоход

Снежки

Одуванчики

Почки

Укажи целое, частью которого является:

Карман

Окно

Ноготь

Крыло

Ствол

Кабина

Дверца

Подошва

Лепесток

Ступенька

Циферблат

Придумай возможные причины названому явлению:

Насморк

Образование льда

Синяк

Наводнение

Опоздание в школу

Дым на лестнице

Вода на полу в ванне

Разбитое окно

Ожег на руке

Пустая лодка посередине озера

Осколки стекла на ковре

Сломанный замок

Найди ошибки и исправь:  

Мама посолила суп солью.

В деревне жили старые старики.

К весне зелень зазеленилась.

               У Юры жил молодой котенок.

Ковер запылился пылью.

Девочка стала надевать одежду на куклу.

Толя спросил вопрос у учителя.

Я видел эту картину своими глазами.

Я люблю соленые соленья.

Какая красивая красота.

Я люблю встречать утренний восход солнца.

У кота голубоглазые глаза.

Закончи предложение:

Мама заругала сына, потому что…

Мальчик решил переодеться, потому что…

Девочка поднялась с сидения автобуса, потому что…

Мальчик быстро бежал, потому что…

У Саши заболели глаза, потому что…

Бабушка выключила телевизор, потому что…

Мама заплакала, потому что…

Лена налила суп в миску, чтобы…

Марина открыла окно, чтобы…

Закончи предложение:

Мама открыла окно, потому что…

Машина резко затормозила, потому что…

Мама обрадовалась, потому что…

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Лена размахивала руками, чтобы…

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 5 цветков разного цвета и размера, так чтобы четвертый цветок был желтого цвета и самый высокий.
  2. Нарисуй 6  птиц, так чтобы 3 маленькие птицы летели направо, а 3 большие птицы летели налево.

 Закончи предложение:

Катя подняла с земли птенчика, чтобы…

Вова взял собаку за поводок, чтобы…

Дедушка поставил в огород пугало, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 4 квадрата разной величины и цвета, так чтобы последний квадрат был желтого цвета, а первый квадрат был самый большой.
  2. Нарисуй 5 треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был желтого цвета, а средний самый маленький.

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 6 облаков разного размера и разной величины, так чтобы четвертое облако было синего цвета, последнее самое маленькое, а из второго шел дождь.
  2. Нарисуй 5 бусинок  разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была желтого цвета и самая большая.

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 5 карандашей разного цвета и размера, так чтобы предпоследний карандаш был синего цвета, средний карандаш – самый короткий, а второй самый длинный.
  2. Нарисуй 5 цветочков разного цвета и размера, так чтобы четвертый цветок был желтого цвета, а предпоследний – самый высокий.

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 7 птиц разного цвета и размера так, чтобы третья птица была серого цвета, средняя самая большая, а седьмая держала в клюве червяка.
  2. Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний гриб был самым маленьким.

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй семь бабочек разного цвета и размера так, чтобы третья бабочка была синего цвета, средняя  - самая крупная, а у второй на крылышках были пятнышки.
  2. Нарисуй: семь яблок разного цвета и размера так, чтобы шестое яблоко было красно-желтого цвета, среднее – самое большое, а второе с листиком.

«Запомни и нарисуй»

  1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и  

       размера, чтобы средняя бусинка  

      была красного цвета и посередине.



Предварительный просмотр:

Укажи лишнее:

Муравейник, нора, скворечник, дупло

Снежинка, мороженное, горячий чай, сосулька, снеговик

Велосипед, коньки, лыжи, санки, снегокат

Расческа, зубная щетка, бант, зубная паста, мочалка

Сарделька, сосиска, сыр, колбаса, ветчина

Ложка, вилка, нож, ножницы, половник

Стол, стул, кровать, чайник

Лошадь, кошка, собака, щука

Елка, береза, дуб, земляника

Укажи лишнее:

Огурец, репа, морковь, заяц

Волк, лиса, медведь, кошка

Фиалка, ромашка, морковь, василек

Кукла, машинка, скакалка, книга

Поезд, самолет, самокат, пароход

Воробей, орел, оса, ласточка

Лыжи, коньки, лодка, санки

Стул, молоток, рубанок, пила

Снег, мороз, жара, лед

Вишня, виноград, картофель, слива

Укажи лишнее:

Автобус, трамвай, самолет

Река, лес, асфальт, поле

Молоко, чай, лимонад, хлеб

Нога, рука, голова, ботинок

Блокнот, газета, тетрадь, портфель

Змея, улитка, бабочка, черепаха

Парта, доска, ученик, ежик

Бумага, линейка, карандаш, стекло, тетрадь

Горячий, горький, кислый, соленый, сладкий

Мальчик, мама, сын, отец, сестра

Укажи лишнее:

Глаза, уши, сердце, нос, язык

Липа, ель, береза, дуб, клен

Часы, очки, весы, термометр, линейка

Иней, пыль, дождь, роса, снег

Яблоко, сливки, сметана, сыр, кефир

Андрей, Володя, Алеша, Иванов

Глаза, уши, сердце, нос, язык

Липа, ель, береза, дуб, клен

Укажи лишнее:

Часы, очки, весы, термометр, линейка

Иней, пыль, дождь, роса, снег

Яблоко, сливки, сметана, сыр, кефир

Андрей, Володя, Алеша, Иванов

Корова, овца, коза, кролик

Ягненок, теленок, осел, поросенок

Кошка, баран, бык, верблюд

Волк, лиса, медведь, кролик

Корова, коза, лось, носорог

Уж, удав, кобра, гадюка

Укажи лишнее:

Воробей, сорока, дятел, курица

Шуба, пальто, майка, дубленка

     Волк, ежик, пантера, лиса

    Макака, антилопа, горилла,  

       шимпанзе

    Уж, крот, землеройка, пантера

   Воробей сорока, трясогузка, курица

   Чайка, утка, лебедь, дятел

     Воробей, голубь, синица, стриж

Корова, кролик, дикобраз, осел

Укажи лишнее:

Овца, коза, собака, саранча

Цыпленок, гусенок, индюшонок, утка

Индюк, курица, петух, дятел

Корова, коза, лось, носорог

Волк, ежик, пантера, лиса

Ондатра, нутрия, бобр, хомяк

Лошадь, косуля, лань, летучая мышь

Еж, крот, землеройка, пантера

Кит, морж, тюлень, крот

Клюква, малина, груша, рябина

Укажи лишнее:

Редька, лук, баклажан, облепиха

Коровник, курятник, берлога

Клен, дуб, тополь, ель

Воробей, сорока, трясогузка, курица

Чайка, утка, лебедь, ворона

Попугай, колибри, кукушка, фламинго

Гуппи, лещ, осетр, судак

Укажи лишнее:

Хек, лещ, форель, медуза

Пальто, платье, свитер, валенки

Брюки, шорты, кофта, джинсы

Ботинки, кроссовки, носки, туфли

Фрак, смокинг, платье, пижама

Бушлат, сарафан, шинель, тельняшка

Кеды, туфли, кроссовки, чешки

Помидор, редька, лук, апельсин

Картофель, морковь, яблоко, перец

Клюква, малина, груша, рябина

Укажи лишнее:

Киви, хурма, банан, брусника

Сосна, кедр, ель, лиственница

Ива, яблоня, осина, липа

Малина, крыжовник, сирень

Рис, рожь, василек, гречиха

Кувшинка, лотос, лилия, георгин

Лебеда, подорожник, мак, крапива

Сыроежка, подберезовик, мухомор

Груздь, опенок, подосиновик, поганка

Укажи лишнее:

Кресло, стул, шкаф, диван

Шкаф, буфет, табурет, сервант

Нож, блюдце, миска, тарелка

Дуршлаг, сито, тарелка, решето

Овощерезка, кастрюля, мясорубка

Карандаш, тетрадь, машинка, линейка

Пенал, кукла, ранец, учебник

Портфель, мешок, сумка, ранец

Молоток, удочка, пила, клещи

Укажи лишнее:

Рубанок, гвоздь, топор, дрель

Шахматы, шашки, волейбол

Бокс, каратэ, лыжи, дзюдо

Хоккей, бег, футбол, баскетбол

Гиря, каратэ, канат, мяч

Штанга, ядро, обруч, гиря

Кекс, батон, сыр, кулич

Молоко, булка, сливки, сметана

Чай, сок, квас, мороженое

Укажи лишнее:

Котлеты, масло, колбаса, шашлык

Масло, ветчина, творог, сметана

Яичница, омлет, пельмени

Повидло, варенье, ждем, шоколад

Скрипка, виолончель, гитара, труба

Барабан, бубен, тарелки, горн

Гусли, гармонь, балалайка, гитара

Троллейбус, автобус, трамвай

Мотоцикл, самокат, мопед

Комбайн, трактор, легковая машина

Укажи лишнее:

Яхта, корабль, подводная лодка

Муравейник, гнездо, коровник

Коровник, курятник, берлога

Берлога, нора, будка, логово

Пещера, дом, изба

Муравейник, гнездо, коровник

Радостный, веселый, грустный

Смелый, трусливый, отважный

Холод, жара, мороз

Укажи лишнее:

Лето, весна, вторник, зима

Декабрь, июль, январь, февраль

Утро, день, вечер, темно, ночь

Квакать, кукарекать, молчать

Говорить, рассказывать, квакать

Киев, Минск, Москва, Россия

Россия, Волга, Германия, Англия

Волга, Ростов, Ока, Нева

Индия, Австралия, Рига, Китай

Скажи целое, зная часть его:

Панцирь – черепаха

Хобот – слон

Страница – книга

Клавиши – рояль

Усы – кошка

Книга – библиотека

Ноготь – палец

Жало – пчела

Стрелка – часы

Палец – рука

Назови обобщающее слово:

Стол,  стул, диван

Творог, сыр, масло

Врач, повар, летчик

Сок, кефир, компот

 Корабль, лодка, яхта

Сосиски, колбаса, котлета

Земляника, клюква, малина

Сосна, береза, липа

Дождь, ветер, иней

Петух, гусь, курица

Волейбол, баскетбол, футбол

Глина, шерсть, пластмасса

Назови обобщающее слово:

Кисель, кефир, сок, чай – напитки

Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка – бытовые приборы

Муравейник, нора, логово, берлога – жилище животных

Самолет, корабль, лодка, мотоцикл – транспорт

Глина, шерсть, дерево, пластмасса – материал

Назови обобщающее слово:

Дирижер, шофер, воспитатель, портниха – профессии

Топор, лопата, пила, отвертка - инструменты

Серь, браслет, цепочка, кулон - украшения

Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло – спортивные игры

Есть, спать, учиться, гулять – действия


Предварительный просмотр: