педагог-психолог трудится )

Москвитина Любовь Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Слайд 3

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 4

ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна . В нашем учреждении есть: дети с нарушениями речи. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Слайд 5

Что значит сопровождать? создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Слайд 6

Задачи психологического сопровождения: . предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Слайд 7

Основным критерием эффективности психологического сопровождения будет являться готовность ребенка к школьному обучению, в соответствии своим личностным особенностям.

Слайд 8

КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЮТСЯ Профилактика

Слайд 9

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Слайд 10

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - формирование адекватной самооценки; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья; - профилактика неврозов; - предупреждение изоляции детей в группе сверстников;

Слайд 11

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций ; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации .

Слайд 13

КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ разработка рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей организация мероприятий, способствующих повышению профессиональной компетенции педагогов включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач

Слайд 14

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Беседы: коллективные индивидуальные Консультации: коллективные индивидуальные по заявке тематические оперативные Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол «родительская гостиная» Лекция-диалог

Слайд 15

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ Практикумы: Игры на развитие коммуникативных умений у детей Игры на развитие психических процессов Консультации: Коллективные и индивидуальные Тематические и оперативные Рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка Ознакомление с результатами диагностик Лекции-диалоги Тренинги Артерапевические встречи

Слайд 16

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Слайд 17

Модель взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы эффективного взаимодействия педагога с тревожным ребёнком Педагог-психолог: Москвитина Л.Ю МАДОУ №482

Слайд 2

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения, проявляется учащенным сердцебиением, поверхностным дыханием, сухостью во рту, комом в горле, слабостью в ногах и т.д. Мобилизирующая Расслабляющая (даёт импульс) (парализует) стиль воспитания в детском возрасте Родители настраивают ребёнка Родители убеждают ребёнка на достижение успеха через в беспомощности преодоление препятствий Частые проявления тревоги перерастают в устойчивое состояние– «тревожность»

Слайд 3

Тревога Эмоции Печаль Вина Страх Стыд возрастные Конкретные Символические Наличие страхов норма, но если страхов много - то это говорит о тревожности в характере. Чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов.

Слайд 4

Причины тревожности Повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Способов общения родителей с ребенком. -Завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. -Частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. -Сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений – «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось». По мнению психолога М. Кузьминой причины тревожности, кроющихся в семье: -Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». -Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я...». -Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить. -Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. - Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь. -Негативное отношение к престарелым. В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.

Слайд 5

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта . Чем может быть вызван внутренний конфликт: 1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; 2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями; 3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или детский сад. Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях: 1. обучать умению снимать мышечное напряжение; 2. повышать самооценку; 3. отрабатывать навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Слайд 6

Портрет тревожного ребёнка: Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. Во время выполнения задания очень напряжен, скован. Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему сняться страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. У него нередко бывает расстройство стула. Сильно потеет, когда волнуется Не обладает хорошим аппетитом. Спит беспокойно, засыпает с трудом. Пуглив, многое вызывает у него страх Обычно беспокоен, легко расстраивается. Часто не может сдерживать слезы. Плохо переносит ожидание. Не любит браться за новое дело. Не уверен в себе, в своих силах. Боится сталкиваться с трудностями.

Слайд 7

Диагностические критерии тревожности: 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). 4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении .

Слайд 8

Правила взаимодействия с тревожным ребёнком Если взрослый обращается к тревожному ребенку, установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка. Не сравнивать ребёнка с другими детьми, лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске). Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей желательно спрашивать в середине занятия, не торопить и не подгонять с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул. Чаще использовать в работе такие игры в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей". Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, в группе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Слайд 9

Избегать публичных порицаний и замечаний! Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы. Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку. Использовать наказание лишь в крайних случаях. Не унижать ребенка, наказывая его. Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности. Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю)… Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться…А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал ) Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. ) Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…). Когда торопится, останавливать, успокаивать. При необходимости повторить и уточнить инструкцию. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Чаще используйте телесный контакт. Упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Слайд 10

Как играть с тревожными детьми На начальных этапах работы с тревожным ре бенком следует руководствоваться следующими правилами: Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?". Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: "Воздушный шарик", "Корабль и ветер", "Дудочка", "Штанга", "Винт", "Водопад". Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: "Подарок под елкой", "Драка", "Сосулька", "Шалтай-Болтай", "Танцующие руки". В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры "Дракон", "Слепой танец", "Насос и мяч", "Головомяч", "Гусеница", "Бумажные мячики". Игры "Зайки и слоны", "Волшебный стул", «Похвалилки», «Недотроги», «За что меня любит мама» и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Слайд 11

Правила работы с тревожными детьми, для родителей Избегать публичных порицаний и замечаний! Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше). Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина). Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения. Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы. Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку. Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной. Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»). Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру. Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективная коммуникация Материал подготовила педагог-психолог МАДОУ детский сад №482 Москвитина Л.Ю.

Слайд 2

Эффективная коммуникация Безоценочное поведение Признание того, что ребенок чувствует Предоставление выбора

Слайд 3

Безоценочное поведение

Слайд 4

Слова, которые оценив ают- ограничивают развитие. Слова, которые описывают- дают свободу, предлагают выработать свое собственное решение проблемы.

Слайд 5

«Оцените» рисунок ребенка

Слайд 7

Признание того, что ребенок чувствует

Слайд 9

Алгоритм «убрать «ХОЧУ»

Слайд 10

Представьте ситуацию Вы на работе, ваш начальник просил сделать срочную работу. Но все складывается так , что вы не успеваете это сделать. Вы уже собираетесь домой, приходит начальник и просит работу. Вы начинаете объяснять, что был необычайно загруженный день и вы не успели. Но начальник громко кричит на вас и уходит. Вы в расстроенных чувствах уходите с работы и встречаете друзей. Вы так расстроены, что невольно начинаете рассказывать о происшедшем. Разные друзья пытаются помочь вам разными способами. Прислушайтесь к реакции на каждый вариант ответа:

Слайд 11

Прислушайтесь к своей реакции на каждый вариант ответа Отрицает чувств а - «Нет ни каких причин, чтобы так расстраиваться .Это глупо. Ты просто переутомилась и раздуваешь проблему из-за ерунды. Все не так плохо, как ты воображаешь. Давай-ка приди в себя, улыбнись.» Дает совет - «Если ты что-то соображаешь и не хочешь потерять работу, ты сделаешь все, чтобы подобная ситуация больше не повторялась.» Жалеет - « бедняжка! Какой ужас! Я просто готова расплакаться» Защищает другую сторону - «Я могу понять реакцию твоего начальника. Не исключено, что на него самого давят. Тебе еще повезло, что он выходит из себя так редко.» Задает вопросы - «Что это были за обстоятельства, которые заставили тебя забыть о спец. задании босса? Разве ты не понимала, что он разозлится, если ты не сделаешь это дело немедленно? Почему ты не пошла за ним и не попыталась объяснить все словами?»

Слайд 12

Что Вы почувствуете, когда вам скажут так? Пытается настроиться на ваши чувства - « Похоже для тебя это жестокое испытание. Выдержать такую атаку, да еще при всех, особенно в конце тяжелого дня, - это, верно, чертовски трудно!»

Слайд 13

- Я хочу пить. - Мы сегодня строили дом, а у меня не получилось. - Сегодня Лены не было в садике, она моя лучшая подруга. - Сегодня Петя сломал домик, который я построил (ребенок ударил Петю) - мне не нравится мой брат Признайте чувство ребенка

Слайд 14

-Ребенок переживает -мы называем это чувство словом -ребенок справляется с чувством -ребенок доверяет себе Признание чувств ребенка оборачивается воспитанием его чувств .

Слайд 15

Предоставление выбора: воздержаться от советов, вместо это принимать и отображать чувства ребенка.

Слайд 16

Благодарю за внимание. Желаю успехов, творчества и гармонии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии социально-коммуникативного развития воспитанников ДОУ Материал подготовила: Педагог-психолог МАДОУ Детский сад№482 Москвитина Л.Ю.

Слайд 2

Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Слайд 3

Задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Слайд 4

Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач: Формировать положительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родины. 2 . Формировать основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». 3. Овладеть элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 4. Овладеть элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 5. Развивать эмоционально – ценностное восприятие произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Слайд 5

Основная цель социально-коммуникативного развития – социализация и индивидуализация ребенка

Слайд 6

Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Слайд 7

Индивидуализация - процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели и ответственный за результат.

Слайд 8

Первичная социализация- ригидное восприятие норм и правил вторичная социализация- рефлексивная позиция, активный поиск, готовность к трансформации завершающий уровень социализации - реализация уникальной индивидуальности личности в обществе.

Слайд 9

Основные механизмы социализации: идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения. ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. социальные ритуалы и социальные образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.

Слайд 10

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Поддержка индивидуальности и инициативы детей ; Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях; Построение вариативного развивающего образования…; Взаимодействие с родителями по вопросам образования, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Слайд 11

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве» Методика – как? Технология - как это сделать оптимально?

Слайд 12

современные образовательные технологии технология личностно ориентированного обучения и воспитания, технология проблемного обучения и воспитания, технология обучения и воспитания без насилия, технология эффективной речевой деятельности, технология диалогового обучения и воспитания, технология рефлексивного обучения и воспитания.

Слайд 13

Формы работы: Культурная практика Проблемные ситуации Поисково – творческие задания Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры. Познавательные беседы. Просмотр видеофильмов. Театрализованные постановки. Музыкальные досуги, развлечения. Интерактивные игры, презентации и др.

Слайд 14

Социально-коммуникативное развитие Я САМ ОБЖ Правовое воспитание Человек в истории и культуре Предмет-ный мир Труд взрослых Я и другие Моя Родина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра, как один из методов активного социально-психологического обучения Материал подготовила Москвитина Любовь Юрьевна педагог-психолог МАДОУ ДС №482

Слайд 2

Одна из классификаций методов активного социально-психологического обучения (автор Ю.Н.Емельянов ) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Слайд 3

Человек существует в трех парадигмах Человек болеет Лечение (терапия ) Человек имеет ресурсы, которые надо развивать Человек может не знать что развивать Учение Отражение (консультирование)

Слайд 4

Значение игры Является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Действенная форма самопомощи ребенка. Способствует развитию интеллекта, мышления, логики, способов коммуникации, воображения и способности выражать свои эмоции. Это способ активного получения знания о чем-либо. В игре развиваются лидерские качества, которые нужны в повседневной жизни. В процессе игры снимается напряжение и человек становится менее скованным, что позволяет ему раскрыться в широком смысле. Он получает свободу для самовыражения, по сути, становится тем, кто он есть, не боясь пересудов, стремясь к своему самосовершенствованию.

Слайд 5

Ролевая игра - это не инсценирование ( отигрывание прописанных ролей), в ней только задаются, обозначаются роли. В ней осуществляется спонтанное поведение участников так, как они захотят. Посредством ролевой игры можно: 1. Развить способность самопонимания и осознания своих чувств. 2. Реализовать чувства "без вреда". 3. Развить способность понимания других людей, сочувствия. 4. Найти новое поведение и испытать себя в другой роли. 5. Научиться практически искусству общения. 6. Развить способности группового решения проблемы. 7. Воспитывать в себе творческое отношение и развить образное представление.

Слайд 6

Бюрократы (развитие коммуникативных способностей) Один из воспитателей – просящий, он должен получить подпись на документе. Остальные –бюрократы-отказывают. Цель просящего –получить подпись, цель бюрократов – аргументировать отказ.

Слайд 7

Царь горы Психолог предлагает вытащить из шляпы свернутые бумажки, на одной из них написано «царь горы». «Повелителю» в течении 5 минут «подданные» сочиняют хвалебную оду.

Слайд 8

Организационно-деятельные игры считаются играми на развитие, на методологизацию мышления, на выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. цель ОДИ – решение проблемной задачи теоретического уровня, четкого и однозначного ответа на которую еще не достигла даже наука. Вторая цель – развитие рефлексивного компонента творческого мышления. В группе играющих должен был определен свой игротехник , который в процессе решения поставленной проблемы аккумулирует выдвигаемые научные идеи, определяет логику решения проблемы, руководит обсуждением, обосновывает решения.

Слайд 9

Решение проблемы Участники делятся на несколько групп (количество в группе не менее 6). Каждый из участников на отдельном листочке пишет свою проблему, далее передает листочек по кругу. Все должны написать собственное решение данной проблемы. В итоге каждый получает листочек с несколькими решениями.

Слайд 10

Деловая игра – средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; это имитации конкретных экономических объектов и процессов; это имитация деятельности руководителей, специалистов, работников и потребителей; это достижение игровой и познавательной цели; это выполнение правил и взаимодействие в рамках отведенной игровой роли. 1. Наличие модели социально-экономической системы 2. Реализация «цепочки решений».. Наличие и распределение ролей. 4. Различие ролевых целей при выработке решений. 5. Взаимодействие игроков выполняет функцию общения. Наличие общей цели у всего коллектива. 7. Коллективная выработка решений участниками игры. Многоальтернативность решений. 9. Наличие управляемого эмоционального решения. 10. Наличие системы

Слайд 11

Идеальный детский сад Психолог распределяет роли: архитектор, заведующий, озеленитель, врач, музыкальный работник, методист… и др работники д/с. Через 10-15 минут каждый , примерив на себя ту или иную роль рассказывает, что мог бы в этой роли сделать, чтобы д/с стал идеальным.

Слайд 12

К имитационным играм относятся игры, где отсутствуют один или несколько признаков ролевой или деловой игры . Наличие только модели среды, в которой действует игрок 2. Наличие только одной роли, которая бывает тиражирована 3. Отсутствие взаимодействия ролей 4. Общая цель игрового коллектива 5. Многоальтернативность решений. 6. Наличие системы оценивания деятельности игроков.

Слайд 13

5 главных качеств хорошего специалиста Участники делятся на группы 2, 3, 4, 5, 6 человек. И разрабатывают список из пяти качеств хорошего специалиста, затем ранжируют его. Психолог отслеживает и проговаривает различия в принятии решения в разных группах.

Слайд 14

Спасибо за внимание 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерные особенности детей дошкольного возраста Семинар – практикум Подготовила педагог –психолог Москвитина Любовь Юрьевна

Слайд 2

Два мира – мальчики и девочки

Слайд 3

Диагностика « два вольера для животных «Вольеры в зоопарке» Два ваших «Я» Место действия – зоопарк. Перед вами – два пустых вольера, в которые нужно посадить зверей (или птиц, если вам так хочется!). что это будут за животные, решать вам. Единственное условие: на вольерах вам надо написать, как называются сидящие в них существа, а также дать каждому три подходящих эпитета.

Слайд 4

Пол (от латинского слова « secare » - разделять, делиться) первоначально относиться ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы - женщины и мужчины. Каждый индивидуум принадлежит к одной из этих групп. Человек является существом либо женского, либо мужского пола. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Слайд 5

Участники формирования гендерных различий Родители Педагоги Окружающая среда

Слайд 6

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол. Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его констанстность.

Слайд 7

Стереотипы воспитания

Слайд 8

Особенности развития мальчиков и девочек: Критерии развития Мальчики Девочки Познавательная сфера Менее развит вербальный интеллект. Опережают в интеллектуальном развитии, лучше развит вербальный интеллект. Слух, речь Более острый слух, речь развита хуже Менее острый слух, речь развита лучше Зрение Преобладает дальнее зрение Преобладает ближнее зрение Восприятие пространства Требуется большой простор Достаточно небольшого пространства Оценка деятельности Воспринимают оценку конкретных действий Важнее, какое впечатление произвели на окружающих Игры Чем больше народу- тем лучше Предпочитают маленькие группы Мышление Нестандартные идеи, ассоциативное и пространственное мышление Мыслят шаблонами Взаимоотношения между людьми Получение информации и освоение новых территорий Копирование взрослых в своих играх Архетипы Символы свободы и путешествий, силы и борьбы Символы материнства, женственности, дома Мотивационная сфера Ориентированы на успех Ориентированы на избегание неудач

Слайд 9

Различия в психике и поведении детей

Слайд 10

Задание Вспомните сказки, где раскрываются женские и мужские черты

Слайд 11

Выработайте рекомендации по взаимодействию с девочками и мальчиками, в зависимости от предложенных особенностей.

Слайд 12

Особенности развития мальчиков и девочек: Критерии развития Мальчики Девочки Познавательная сфера Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Используйте чаще различные головоломки для девочек. Слух, речь Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Моторика Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры. Восприятие пространства Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством, используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

Слайд 13

Особенности развития мальчиков и девочек: Критерии развития Мальчики Девочки Мышление Старайтесь, давая задания, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.. Надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Оценка деятельности Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. Мотивационная сфера Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами. Разбирайте её ошибки и подчеркивайте её качества Оценка деятельности (похвала) Делаем акцент на успехах, оцениваем действия мальчика. «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку» «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня научился рисовать домик» Акцент на том, ка хорошо она выполнила работу, оцениваем качества девочки. «Умница, Настя, красиво нарисовала домик», «Кристина, изящно станцеала польку»

Слайд 14

Особенности развития мальчиков и девочек: Критерии развития Мальчики Девочки Игры мы должны учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не надо прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло. Это могут быть такие игры, как дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков»… .Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам тоже необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Взаимоотношения между людьми Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. В играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверчивости.

Слайд 15

Женский словаpь. Да = Hет. Hет = Да. Может быть = Hет. Я виновата = Ты еще пожалеешь. Hам нyжно = Я хочy. Решай сам = Веpное pешение тепеpь очевидно. Делай что хочешь = Позже ты за это поплатишься. Hам нyжно поговоpить = Мне нyжно пожаловаться. Конечно, пpодолжай = Я не хочy, чтобы ты это делал. Я не pасстpоена = Конечно я pасстpоена, идиот! Ты такой мyжественный = Тебе надо побpиться и ты очень потный. Конечно, ты очень заботлив = Ты можешь дyмать о чем-нибyдь, сегодня вечеpом кpоме секса? Бyдь pомантичнее, потyши свет = У меня дpяблые бедpа. Эта кyхня такая неyдобная = Я хочy новый дом. Я хочy новые занавески = и ковpы, и мебель, и обои... Повесь каpтинy здесь = HЕТ, я имела в видy вот здесь! Я слышала какой-то шyм = Я заметила, что ты почти yснyл. Ты меня любишь? = Я собиpаюсь попpосить что-то доpогое. Как сильно ты меня любишь? = Я сегодня сделала что-то, что тебе совсем не понpавится. Я бyдy готова чеpез минyтy = Снимай ботинки и поищи интеpеснyю игpy по телевизоpy. У меня толстый зад? = Скажи мне, что я кpасавица. Тебе надо наyчиться общаться = Пpосто согласись со мной. Ты меня слyшаешь?! = [Слишком поздно, вы yмеpли] Я не кpичy! = Да, я кpичy, потомy что я дyмаю, что это важно!

Слайд 16

МYЖСКОЙ СЛОВАPЬ Да= Да Нет = Нет Я голоден = Я голоден Я хочy спать = Я хочy спать Я yстал = Я yстал Ты не хочешь сходить в кино? = А потом я собиpаюсь заняться с тобой сексом. Могy я пpигласить тебя на = А потом я собиpаюсь заняться с тобой сексом Могy я тебе позвонить? = А потом я собиpаюсь заняться с тобой сексом Можно пpигласить Вас на танец? = А потом я собиpаюсь заняться с тобой сексом В чем дело? = И какой бессмысленной психологической тpавмой ты теpзаешь себя сейчас? В чем дело? = Полагаю, на секс сегодня ночью можно не pассчитывать? Я соскyчился = Ты не хочешь заняться сексом? Я тебя люблю = Давай займемся сексом пpямо сейчас. Я тоже тебя люблю = OK, я это сказал, и лyчше бы начать секс немедленно! Да, мне нpавится твоя стpижка = Пpежняя мне нpавилась больше. Да, мне нpавится твоя стpижка = 50 доллаpов, а выглядит почти как стаpая. Давай поговоpим = Я хочy потpясти тебя глyбиной своих мыслей и может тогда ты захочешь заняться со мной сексом. Ты выйдешь за меня замyж? = Я хочy, чтобы y тебя не было возможности заниматься сексом с дpyгими паpнями. Пpедыдyщее мне больше понpавилось = Беpи любое из этих дypацких платьев и пошли домой

Слайд 17

Признаки несформированности гендерной идентичности Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению Активно выраженное желание изменить свой пол и имя Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола

Слайд 18

Благодарю за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал подготовила педагог-психолог МАДОУ Детский сад №482 Москвитина Любовь Юрьевна Адаптация детей к детскому саду

Слайд 2

В силах родителей и педагогов сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной! АДАПТАЦИЯ от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров­нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Слайд 3

Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов: особенностей высшей нервной деятельности (темперамента); возраста ребенка; состояния здоровья; разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома, и той, в которой находится в детском саду; условий в дошкольном учреждении; поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…).

Слайд 4

Как подготовить ребенка к посещению детского сада Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания

Слайд 5

Как подготовить ребенка к посещению детского сада Рассказывайте родным и знакомым в присутствии ребенка о своей удачи, что вы идете в детский сад Проходя мимо детского сада напоминайте, как ему повезло, что он будет ходить сюда. Подробно рассказывайте о режиме детского сада, что как и в какой последовательности он будет делать Спрашивайте у него, что он будет делать после прогулки, кто ему будет помогать раздеваться и т.п.

Слайд 6

Помните Детей пугает неизвестность , но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее

Слайд 7

Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима близкого к режиму в детском саду. Примерный режим дня Прием детей до 8.00 Завтрак 8.30–9.00 Игры, занятия, прогулка 9.00–11.45 Подготовка к обеду, обед 11.45–12.20 Подготовка ко сну, сон 12.20–15.00 Подъем, оздоровление, гигиенические процедуры, полдник 15.00–16.00 Активное бодрствование 16.00–17.00 Прогулка 17.00–17.30 Игры, уход домой 17.30–19.00

Слайд 8

Приблизьте домашний режим питания к детсадовскому. Переходите на новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы. Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа.

Слайд 9

Заранее подготовьте детский гардероб Старайтесь общаться с воспитателями доброжелательно, избегайте конфликтов по пустякам Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка Уходя – уходите! Старайтесь избегать перерывов в посещении Эмоционально поддерживайте малыша, чаще обнимайте ребенка, говорите что вы им гордитесь, озвучивайте его чувства Поведение родителей в период адаптации детей к саду

Слайд 10

Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром Выберите в семье гаранта позитивного расставания Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь С ребенком обязательно надо попрощаться Разработайте ритуал прощания Если необходимо, найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой. И улыбнитесь друг другу! ТЕХНИКА ПОЗИТИВНОГО РАССТАВАНИЯ

Слайд 11

Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для вашего малыша!

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Желаем успешной адаптации к детскому саду



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ -ИГРАЯ"

Цель: Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  • Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в домашних условиях.
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.
  • Развивать у родителей навыки рефлексии.

Предварительная работа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Подбор игр и игровых упражнений.

Раздаточный материал:

  • Лист для рисования.
  • Лист с фигурами для шуточного теста
  • Таблица с буквами
  • Цветные карандаши.
  • Салфетки.

Материально-техническое обеспечение:

  • стулья по количеству участников;
  • письменные столы;
  • бумага, цветные карандаши;
  • картинки

Ход семинара-практикума:

Педагог-психолог:

Я рада, что наша встреча состоялась, благодарю за доверие, надеюсь сегодня вы наиграетесь сами и захотите использовать эти игры в своем взаимодействии с ребенком.  с вашими детьми. По плану педагога-психолога была проведена диагностика психологической готовности к школе. Вы получили заключения, в которых прописаны все критерии и видно над какими нужно потрудиться нам вместе, чтобы ребенок в школу пришел подготовленным.

Упражнение «Снежинка»

Предлагаю сделать интересное упражнение. Важное условие: слушать мою инструкцию и не смотреть к соседу.  Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки). Сложите салфетку пополам, оторвите левый угол, сложите еще пополам, оторвите правый угол. Продолжите складывать пополам и отрывать правый угол до момента, пока это возможно. Разверните и попробуйте найти такую же как у вас. Нашли? (ответы родителей) как вы думаете почему? можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из вас индивидуален. Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему.

 Роль семьи в процессе формирования психологической базы значительна. Я думаю, что у каждого из вас есть желание, чтобы ваш ребенок четко и правильно понимал инструкции учителя, слушал внимательно, мог переработать полученную информацию и запомнить ее, смог проанализировать и сделать самостоятельно правильные выводы…. И я думаю, что вы согласитесь со мной: эти желания не могут сбываться по щучьем велению. А вот если каждый день, пусть меленькими шажочками, но конкретными делами мы сможем приблизится к намеченным целям. Сегодня мы будем приближаться через обучение играм. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь.С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Сейчас я попрошу вас выйти в центр зала и встать в круг. Игра «Действуй по инструкции» сначала послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Поднимите правую руку вверх, дотроньтесь левой рукой до носа, повернитесь направо, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!»

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.) В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Еще одно задание. Инструкция: нарисуйте 5 квадратов разной величины так, чтобы самый большой был в правом верхнем углу.

Вам нужно будет придумать 4-5 условий, проговорить их 2 раза и сказать: приступай к выполнению, если ребенок переспрашивает- скажите, что задание дано для того, чтобы тренировать самостоятельность. После того как задание сделано- проверьте, если есть ошибки, не акцентируйте внимание, лучше подбодрите- в следующий раз получится лучше!

Педагог-психолог: придумайте что можно попросить нарисовать ребенка? (формы, тучки, карандаши, птички, смайлики) придумайте задания для этого упражнения, используя пять условий (заслушивается 4-5 образца родителей)

Игра «Пчелка» Родителям раздается таблица 5*6 ячеек с буквами. Начинать игру можно с любой буквы. Заранее придумайте слово и составьте «пространственную инструкцию». За каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку. Следить за ее перелетами можно только глазами. На остановках можно записывать букву. Вариант игры: «Пчелка села на букву Г, запиши ее, дальше полетела так: влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка. Налево, налево, налево, остановка. Какое слово получилось? (ГРОМ)»

Педагог-психолог: как вы считаете что развивается в этой игре? (внимание, ориентировка в пространстве)

Игра «Логический поезд».

В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. Посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие.  Или может что – то другое их объединяет, даже то, чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. Как вы думаете, что развивается в этой игре? (речь, воображение, умение сравнивать, использовать логическую связь) Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на еле. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому что он живет дома, рядом с человеком, как кошка.  Солнышко, потому что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.) 

 Игра «Аукцион» Вы все знаете, что такое аукцион? (Ответы). Называйте, пожалуйста, предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, педагог считает и стучит игрушкой- молотком (с пищалкой) по столу: «Круглый - раз, круглый — два, круглый — три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет и награждается наклейкой. «Аукцион продолжается, назовите, пожалуйста, объекты, которые имеют один признак кудрявый и т.д.»  Далее родителям предлагается придумать признаки предметов, которые можно использовать в игре «Аукцион»

Игра Словесные аналогии

Предлагаю подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем прошу объяснить, чем похожи эти пары.

Окно — дом, Телефон — ухо, Шапка — голова, Шерсть — овца, Ручка — пенал,  Кошка — котенок.  Родителям предлагается самостоятельно придумать похожие смысловые пары.

Игра «Как мне повезло»: родителям раздаются карточки с изображение различных предметов. Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. «Как мне повезло», - говорит подсолнух, - «я похож на солнце». «Как мне повезло», - говорит картошка, - «я кормлю людей».
Педагог-психолог: как вы думаете что развивает эта игра? (умение видеть различные свойства предметов, развивает речь ребенка)

 Игра «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...) и т.п. 

Игра «Вычеркушки» - развивает концентрацию внимания, распределение внимания, умение сосредоточиваться. Родителям предлагается газетная вырезка, в которой нужно зачеркнуть букву А, обвести в кружок букву О.  Время выполнения задания 2 минуты. Важно не торопить детей, а учить концентрации на определенное время.

Педагог-психолог: придумайте  задания к «вычеркушкам» ( отыскать трёхбуквенные слова, зачеркнуть только заглавные буквы, найти сова, в которых есть слог «СА»)

Игра  «Колечко»

Педагог-психолог: Конечно  не стоит забывать и о важности развития мелкой моторики, и графомоторных навыков, подготовке руки к письму.  По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Родителям так же предлагаются игры : «Кулак, ребро, ладонь» , «Ухо-нос», «Голова-живот», «Лезгинка», «Коза и заяц»

Игра «Да и нет не говори, черный с белым не носи» - формирование самоконтроля. Родители предлагают варианты вопросов, каких можно задать детям в этой игре.

Игра «Пиктограммы» - эта игра развивает у детей опосредованное запоминание. Она облегчает процесс запоминания и увеличивает объём памяти.  

Инструкция : запомни слова, их будет много. Но их легче будет запомнить, если рисовать слова-подсказки на  листочках.  Давайте все вместе подумаем над первым заданием. Нужно будет запомнить слово «Веселый праздник».  Можно  нарисовать  свой рисунок,  с чем ассоциируется это словосочетание. Можно нарисовать елку, торт или фейерверк.  Но, когда я вас попрошу вспомнить слова, нужно будет вспомнить, что это «Весёлый праздник».  Вы просто что-то рисуете, чтобы запомнить нужные слова. Какие пиктограммы предлагаю:

1. Веселый праздник,

2. Холодный день,

3. Вкусный ужин,

4. Тяжелая работа ,

5. Интересная игра,

6. Дружба,

7. Добрая учительница,

8. Победа,

9. Тёмная ночь.

 Затем родителям предлагается вспомнить эти слова. Можно  самостоятельно попробовать  придумывать слова для пиктограмм.  Родители активно вовлекаются в работу, обсуждая насколько слова походят для пиктограмм.  

Игра «Я положил в мешок» так же развивает память. Взрослый начинает игру «Я положил в мешок яблоки», следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь из фруктов: «Я положил в мешок яблоко, банан». Третий повторяет предыдущую фразу и добавляет что-то от себя. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от игры.

Родители предлагают варианты игры: кладем в мешок одежду, ягоды, школьные принадлежности и т.п.

Игра на воображение «Дорисуй». Родителям предлагается дорисовать до образа шесть фигур, далее дается расшифровка шуточного теста. (я думаю о себе, думают обо мне, я дома, я на работе, я в данный момент, я в будущем)

Педагог-психолог: в домашних условиях можно предложить детям превратить разные фигуры в образы, дорисовывая их. Предложите свои варианты фигур.

Рефлексия «Все у меня в руках»

Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Педагог-психолог: не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Литература:

  1. Гуткина Н., Психологическая готовность к школе С –П, «Питер», 2007 г.
  2. Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе, М., «Владос» 2001 г.


Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ь

К

Л

Э

М

Н

А

О

П

Ъ

Р

С

Т

У

Ф

Я

Х

Ц

Ч

Ш

Ю

Щ