Проект 4 "Откуда пришел вулкан"

Дудяк Юлия Владимировна

Проект для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_vospitannikami.docx16.73 КБ
Файл konspekt_ood_v_starshey_gruppe.docx20.67 КБ
Файл vyvod.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Как образуются вулканы?

       Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма.

     Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.

      Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

Что происходит при извержении?

         Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.

     Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

     Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.

      Вулканические газы - это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.

Какие бывают вулканы?

         Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин — в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.

       Есть вулканы — их называют Щитовыми — они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.

       Другие вулканы — Стратовулканы - самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.

        Самые страшные вулканы Кальдеры — эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Какой вред приносят вулканы?

         На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

        Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.

       В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.

      Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Есть ли польза от вулканов?

        Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД  в старшей группе

Тема: "Вулканы "

Цели и задачи:

- Формировать знания о происхождении, строении, типах вулканов. Отрабатывать умение детей анализировать полученные данные, делать выводы.

- Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение. Воспитывать умение работать в паре, группе, уважать ответы друг друга.

- Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-эксперементальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

- Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, экспериментальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, алгоритмический, статистический.

Средства обучения: в/ф презентация "Извержение вулкана", проведение опыта.

Содержание:

I. Организационный момент: взаимопроверка готовности к занятию, приветствие.

II. Целеполагание и мотивация.

ХОД

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Ребята, а вы знаете, что такое — вулкан?

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

(показывает картинки)

Вулканы начали «вулканить» —

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать —

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно?!

Демонстрация в/ф "Извержение вулкана".

Рассказ легенды древних народов о вулканах.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. — Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Слайд № 1, 2, 3

III. Изучение нового материала.

Строение вулкана. Слайд № 4

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

(Звучит громкая музыка – Звуки вылкана).

Что извергают вулканы?

Выводы: Слайд №5

Лава-магма, излившаяся на поверхность Земли, потерявшая газы, температура лавы до 1000. * С, скорость течения 50 км/час. Слайд №6.

Вулканические бомбы и глыбы — обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика.

Вулканический пепел — осколки вулканического стекла в форме мельчайших треугольников. Слайд №7.

Вулканические газы — горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час. Слайд №8.

3. Виды вулканов. Слайд № 9.

Действующие вулканы — извержение помнит человечество.

Потухшие вулканы — извержение не помнит человечество.

А как догадаться, что это вулкан?

Как отличить вулканическую гору от обычной горы? Элемент исследования. Слайд №10, 11.

Вывод: у горы вулканического происхождения:

конусовидная форма;

на вершине горы чашеобразное углубление;

на склонах застывшая лава;

вулканические горы как правило одиночные. Слайд №12.

Уснувший вулкан — потухший вулкан, снова начавший действовать.

4. Где образуются вулканы? Анализ карты. Слайд №13.

Вывод: вулканы образуются на стыке литосферных пород, чаще всего на дне океана, т.к. океаническая земная кора тоньше материковой.

5. Работа с репродукцией картины "Последний день Помпеи", чтение стихотворения А.С. Пушкина об извержении Везувия.

Слайд №14, 15.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом пламя -

Широко разверзлось, как боевое знамя.

Земля волнуется с шатнувшихся колонн

Кумиры подают! Народ гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей. Слайд №16, 17, 18, 19, 20.

Вулкан Год извержения Число жертв

Везувий (Италия) 79 Около 2000

Тамбора (Индонезия) 1815 82 000

Кракатау (Индонезия) 1883 36 000

Мон-Пеле (Карибское море) 1902 30 000

Почему извержение вулканов называют катастрофическим, стихийным явлением?

6. Созидательная роль вулкана.

Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.

Вулканы — " созидатели" новых земель, чудесные земледельцы.

Поставщики минералов, строительных материалов.

Создатели многочисленных месторождений руд.

Источники геотермальной энергии. (Универсальные "чайники" и паровые " котлы" природы).

Объясните, почему? Слайд № 21- 26

7. Можно ли предсказать извержение вулкана? Что для этого необходимо делать?

Вулканологи — ученые, изучающие вулканы. Знакомство с профессией вулканолога. Какими качествами должен обладать вулканолог? Почему? Слайд № 29.

       Предсказание извержений. Животные и растения — верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Слайд №30.

      Чутко реагируют на приближение подземных грёз многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.

      Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тогда нам надо обязательно туда попасть! Для этого нам нужно немного потренироваться, ведь путешествие предстоит долгое)

ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим:

— Из чего сделаем основание вулкана? (из стаканчиков из-под йогурта)

— Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую бутылочку. Все это ставим на подносы.

— Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Берем нужные бутылочки и баночки из лаборатории и проходим за наши столы.

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.

ВОСПИТАТЕЛЬ Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Проведение опыта – дети при помощи пластилина обмазывают стаканчики из-под йогурта. Далее под наблюдением воспитателя посыпают пищевой содой, добавляют несколько капель пищевого красителя. Воспитатель поливает импровизированный «вулкан» уксусом. Наблюдение за «извержением».



Предварительный просмотр:

ВЫВОД

       В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление познавать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. В результате дети отметили, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и завораживающее.

      Проведение таких краткосрочных проектов, созданных на основе познавательных интересов детей, вызывает у детей много позитивных эмоций, формирует стремление узнавать новое, быть инициаторами идеи проекта.

       В результате проекта дети узнали, что вулкан – природное явление (разлом в земной коре, через которую на поверхность земли выходит магма). Узнали, как выглядит вулкан в разрезе, изучили виды и типы вулканов. Узнали название вулканов в России и в мире, опасность, которая может возникнуть в результате извержения. Словарь детей пополнился новыми словами: лава, магма, жерло, кратер, щитовидный, конусообразный, действующий, спящий, потухший и т.д.

    Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.

       Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. Гипотеза подтвердилась у детей сформировались теоретические знания о природном явлении «вулкан». В ходе исследовательской деятельности 2 гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.