Программы внеурочной деятельности

Кукс Ирина Владимировна

В данном разделе представлены программы внеурочной деятельности, реализуемые в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя   школа № 1»

Седельниковского муниципального района Омской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УМКА»

Направление: общеинтеллектуальное, общекультурное

Возраст учащихся:  8-10  лет

Срок реализации: 2019-2020 год (35  часов)

                                                                           Автор/составитель:

                                                                          ФИО: Кукс Ирина Владимировна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Кв. категория: первая

с. Седельниково

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса  внеурочной деятельности «Умка» (Умеет Мыслить Каждый Активно) составлена на основании:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской

Федерации»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);

    Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

         ООПНОО МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Авторской программы с использованием примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся  начальных  классов: общеинтеллектуальное и духовно-нравственное направление в воспитании и развитии детей. Автор: И.В. Карпеева - Омск: БОУДПО «ИРООО» и адаптирована во внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ № 1».

       Цель: создание условий для формирования интеллектуальной активности.

       Задачи:

- способствовать расширению кругозора;

- развивать мотивацию к познанию и творчеству;

- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;

- обучать младших школьников работе с различными источниками информации;

- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

           Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

          В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

          В основе заданий,  которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

     Сроки реализации программы: программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

     Контроль:

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
  • участие в интеллектуальных играх;
  • литературные игры;
  • конкурсы-кроссворды;
  • библиотечные уроки;
  • путешествия по страницам книг;
  • проекты;
  • экскурсии.

I. Результаты освоения   курса ВУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

— умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

— развитие морально-этического сознания;

— формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

— решать проблемы творческого характера;

— адекватно воспринимать оценку;

— давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

— овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Познавательные УУД

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

— умение добывать новые знания.

Коммуникативные УУД

— умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— умение договариваться;

— умение работать в паре, группе, коллективе;

— умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

— умение адекватно использовать речевые средства;

— умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы.

II.  Содержание   курса ВУД с указанием форм организации и видов деятельности

В мире русского языка (11 ч.).

Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Занимательная математика (6 ч.).

Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого. Вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды). Составление симметричных картинок, узоров. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Литературные странички (8 ч.).

Изучение отдельных литературных произведений. Составление композиций, рисунков по стихам. Беседы на тему нравственности, честности. Значения и истории происхождения фразеологизмов, отдельных выражений.

Мир вокруг нас (10 ч.).

Что такое зоология. Чем интересны разные животные. Группы овощей, значение овощей в жизни человека. Знакомство с представителями морской фауны. Легенды о цветах. Метеоры и метеориты, понятие космоса.

   III. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

                                           В мире русского языка (11 часов)

1

Вводное занятие. Снова в школу

1

2

Кое-что о школе

1

3

Поиграем в слова

1

4

Словарный запас слов

1

5

Курам на смех

1

6

Открываем занимательный ящик

1

7

Засучив рукава

1

8

Сундучок занимательных заданий

1

9

Пятое колесо в телеге

1

10

На загадочной волне

1

11

Загадочки -загадки для умственной зарядки

1

                         Занимательная математика (6 часов)

12

По тропинкам математики.

1

13

Занимательная геометрия

1

14

Математика в ребусах и загадках

1

15

Веселая арифметика

1

16

Логические задачки

1

17

Страничка для любознательных. Хочу все знать

1

               Литературные странички (8 часов)

18

Развиваем воображение и фантазию.

1

19

Бьем баклуши.

1

20

Клуб юных живописцев.

1

21

Учимся быть внимательными и заботливыми.

1

22

Учимся быть честными.

1

23

Здравствуй, сказка!

1

24

Согласись или поспорь со мной.

1

25

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

1

                                       Мир вокруг нас (10 часов)

26

Морские обитатели.

1

27

Зоологическое ассорти.

1

28

Цветочная угадай-ка.

1

29

Звездный дождь.

1

30

Ёлочка с волшебными шишками.

1

31

Любопытные факты из жизни животных.

1

32

О водных судах.

1

33

Звездное небо

1

34

Цветочная поляна

1

35

Что узнали. Чему научились. Обобщающий урок

1

Итого: 35 часов 

   IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения

Учебно-методическая литература:

  1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 кл. Г.А. Бакулина. – М.: Гумманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
  2. Лютова О.А. «Литературные игры и праздники в начальной школе» (игровые методы обучения) изд. Творческий  центр Сфера, Москва- 96 с.
  3. Зверев А.Т. «Экологические игры», изд. Дом педагогики, Москва – 56 с.
  4. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир» (олимпиадные задания), изд. «Учитель», Волгоград-138 с.
  5. Архипова Е.В. «Русский язык и развитие речи», изд. Издательский дом «Литература», Санкт-Петербург-96 с.

     Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3.  Экран

    Оборудование:

1. Ученический стол

2. Стул

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.



Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя   школа № 1»

Седельниковского муниципального района Омской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Как много интересного в книге»

Направление: общекультурное, духовно-нравственное

Возраст учащихся:  9-10  лет

Срок реализации: 2020-2021 год (17 часов)

                                                                           Автор/составитель:

                                                                          ФИО: Кукс Ирина Владимировна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Кв. категория: первая

с. Седельниково

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса  внеурочной деятельности «Как много интересного в книге»  составлена на основании:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации";

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);

    Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

         ООПНОО МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Авторской программы с использованием примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся  начальных  классов: общекультурное  и духовно-нравственное направление в воспитании и развитии детей. Автор: И.В. Карпеева - Омск: БОУДПО «ИРООО» и адаптирована во внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ № 1». 

       Цель: расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов

       Задачи:

-расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

-знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

-выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

-формировать потребность в самообразовании;

-прививать любовь к книге и чтению.

           Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Преемственность программы с курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

          В основе заданий,  которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

     Сроки реализации программы: программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, 1 полугодие).

     Контроль:

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
  • участие в интеллектуальных играх;
  • литературные игры;
  • конкурсы-кроссворды;
  • библиотечные уроки;
  • путешествия по страницам книг;
  • проекты;
  • экскурсии.

I. Результаты освоения   курса ВУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

— умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

— развитие морально-этического сознания;

— формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

— решать проблемы творческого характера;

— адекватно воспринимать оценку;

— давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

— овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Познавательные УУД

— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

— умение добывать новые знания.

Коммуникативные УУД

— умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— умение договариваться;

— умение работать в паре, группе, коллективе;

— умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

— умение адекватно использовать речевые средства;

— умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы.

II.  Содержание   курса ВУД с указанием форм организации и видов деятельности

История книги. Библиотеки.  (1ч)    

Сказки народов мира.

Профессиональная проба «Система библиотечного  обслуживания: запись в библиотеку абонемент и читальный зал. Культура читателя».

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги о родной природе. (3ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Создание проекта  «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Животные — герои детской литературы. (3ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Художники-оформители книг о животных.

Конкурс рисунков.

Дети — герои книг. (2ч)

Книги о детях

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Создание проекта  «Расскажи о любимом писателе».

Газеты  и журналы для детей. (3ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

           «Как много интересного в книге (1ч)

Создание сборника «Как много интересного в книге

             Презентация сборника «Как много интересного в книге (1ч)

III. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

                                      История книги. Библиотеки.  (1ч)       

1

История книги

1

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3ч)

2

По дорогам сказок

1

3

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

1

4

«Сказка ложь, да в ней намек…» Сочиняем сказку

1

Книги о родной природе. (3ч)

5

Книги о родной природе

1

6

Осень, в гости просим! Конкурс рисунков

1

7

Сочиняем стихи о природе

1

Животные — герои детской литературы. (3ч)

8

Животные — герои детской литературы

1

9

О братьях наших меньших.  Конкурс сочинений о своем любимом питомце

1

10

Мы с другом всегда вместе. Конкурс рисунков друга-питомца

1

Дети — герои книг. (2ч)

11

Дети — герои книг

1

12

«Расскажи о героях детских книг – твоих сверстниках». Литературная игра

1

Газеты  и журналы для детей. (3ч)

13

Газеты  и журналы для детей

1

14

Презентация детских журналов

1

15

Конкурс рисунков «Мой любимый детский журнал»

1

16

«Как много интересного в книге. Создание сборника

1

17

Презентация сборника «Как много интересного в книге.

1

                                                                                                                  Итого:

17 часов

 

  IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения

Учебно-методическая литература:

  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой. Книга для учителя» М.: Просвещение  2015 г. – 144 с.
  2. Лютова О.А. «Литературные игры и праздники в начальной школе» (игровые методы обучения) изд. Творческий  центр Сфера, Москва- 96 с.
  3. Нашкин Д.М. «Сказка и жизнь» М.: Просвещение 2014 г. – 108 с.

    Технические средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор.
  3.  Экран

    Оборудование:

1. Ученический стол

2. Стул

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.



Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя   школа № 1»

Седельниковского муниципального района Омской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юные хранители природы»

Направление: духовно-нравственное, социальное

Возраст учащихся:  9-10  лет

Срок реализации: 2020-2021 год (17 часов)

                                                                           Автор/составитель:

                                                                          ФИО: Кукс Ирина Владимировна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Кв. категория: первая

с. Седельниково

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса  внеурочной деятельности «Юные хранители природы»  составлена на основании:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);

    Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

         ООПНОО МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Авторской программы с использованием примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся  начальных  классов: социальное   и духовно-нравственное направление в воспитании и развитии детей.  Автор: Е.Н. Бойко - Омск: БОУДПО «ИРООО» и адаптирована во внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ № 1». 

       Цель: создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

       Задачи:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

         

            Программа  «Юные хранители природы» носит развивающий характер и формирует  поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

            Преемственность программы с курсом окружающего мира позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

          В основе заданий,  которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. 

          Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юные хранители природы» имеет отличительные особенности:

  • деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности

Формы, методы, технологии обучения: игра, экскурсия, конкурс, путешествие, проект, праздник, творческие задания, фронтальная, групповая, индивидуальная работа, проблемно-поисковый метод, словесный, наглядный, практический, ИКТ, наблюдение, измерение, моделирование. Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода.

     Сроки реализации программы: программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, 2 полугодие).

     Контроль:

  • участие в олимпиадах
  • участие в интеллектуальных играх;
  • конкурсы-кроссворды;
  • проекты;
  • экскурсии. 
  • конференции с презентацией  своей работы;
  • участие в конкурсах рисунков, фотографий, поделок, кормушек (зимой), скворечников (весной);
  •  правоохранная деятельность с изготовлением памяток, листовок.

I. Результаты освоения   курса ВУД

Личностными  результатами  освоения программы внеурочной деятельности являются:

− развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

− развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, музыка и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

− формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

− овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

− освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

− формулирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме − в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

− развитие коммуникативных и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

− в ценностно-ориентационной сфере − сформированность представлений об экономии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

− в познавательной сфере − наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

− в трудовой сфере − владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.

II.  Содержание   курса ВУД с указанием форм организации и видов деятельности

Что такое экология (3 часа)

Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Систематизировать известные учащимся экологические связи.

Растительный и животный мир родного края (4 часа)

Учимся распознавать растения и животные ближайшего природного окружения.

Знакомство с растительным и животным миром родного края. Познакомить с многообразием форм охраны природы.

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (10 ч)

Создание этикеток-символов по уходу за растениями. Подготовка семян к посеву.

Составление графика посадки и ухаживания за растениями. Подготовка почвы к посадке.

Посадка семян. Чистота спасет мир.  Разбивка грядок для овощей. Высаживание овощей.

Разбивка клумб для цветов. Высаживание цветов в грунт

III. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

                                      Что такое экология  (3ч)       

1

Природа – наш общий дом

1

2

Способы охраны природы. Изготовление памяток

1

3

Экологическая ценность лесных богатств нашего края

1

                               Растительный  и животный мир родного края (4ч)

4

Природа вокруг нас. Подготовка к проекту

1

5

Они могут исчезнуть. Подготовка к проекту

1

6

Редкие растения и животные нашего края. Подготовка к проекту

1

7

Защита проекта. Показ презентации

1

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (10 ч)

8

Создание этикеток-символов по уходу за комнатными растениями

1

9

Подготовка семян к посеву

1

10

Составление графика посадки и ухаживания за растениями

1

11

Подготовка почвы к посадке

1

12

Посадка семян

1

13

Чистота спасет мир

1

14

Разбивка грядок для овощей

1

15

Высаживание овощей

1

16

Разбивка клумб для цветов

1

17

Высаживание цветов в грунт

1

                                                                                                                Итого:

17 часов

IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения

Учебно-методическая литература:

1.Зверев А.Т. «Экологические игры» Москва, «Дом педагогики», 2012г.

2.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2006 г.

    Технические средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор.
  3.  Экран

    Оборудование:

1. Ученический стол

2. Стул

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.