Из опыта работы

Гилёва Анна Валерьевна

Мои консультации по  разным темам, в том числе по теме самообразования "Игровые методы и приемы по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка «Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, в том числе к их математическому развитию.

На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями.

Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста, что поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

А вы считаете «Математика - это интересно или трудно?».

Математика – это особый мир: мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, в том числе привить детям любознательность, стремление к получению знаний. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнения, абстрагирования, символизации, внимания, памяти).

Я задалась вопросом «Как же открыть детям этот необыкновенный, может быть в чем- то и сложный, но волшебный мир математики, чтобы они свободно могли в нем ориентироваться?».

Находясь в поиске, я постоянно думала о  ом, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Игровое обучение – это форма образовательного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально оценочной деятельности.

Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, то есть интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими всегда с желанием и интересом.

Моей педагогической находкой является использование игры с математическим содержанием и включение ее в другие виды игр, применение игровых приемов в непосредственной образовательной деятельности, органичное сочетание игрового и дидактического начала.

 Всем этим требованиям отвечает, прежде всего, дидактическая игра, которая обладает большой вариативностью условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности. Благодаря этой особенности многократное повторение дидактической игры одной и той же серий включает определенные элементы новых знаний, которые приобретаются детьми. Кроме того, и это тоже немаловажно, постоянное обновление при повторении игр одной серии поддерживает интерес детей к игре.

Дидактические игры мной используются в процессе непосредственной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности.

Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, я стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру комментариями, вопросами, незаметно поддерживаю инициативу детей, поощряю успехи более слабых, создаю условия для проявления самостоятельности.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу в процессе непосредственной образовательной деятельности отводится большая роль.

На занятиях я использую те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Ведь любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нудно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить детям не учиться, а играть. Во время игры ввожу новые термины и понятия, отображая их действием.

Кроме того в коллективных играх формируются качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности.

А так же можно подобрать дидактические игры, которые будут учитывать умственные возможности каждого ребенка.

А еще непосредственную образовательную деятельность можно строить в виде игры с использованием сказки. К нам приходят на занятия любимые сказочные персонажи, которым мы помогаем решить разные проблемные ситуации (Иван Царевич спасает Василису, Лунтик помогает бабушке Капе…). Благодаря игре, занятия можно проводить в форме КВН, квест, соревнования, используя: игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведенные часы игр в совместной и самостоятельной деятельности, здесь дети вправе выбирать не только правила и действия, но и осуществлять выбор игры, партнера, водящего, создавать новые игровые варианты.

В сотрудничестве с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, математическое содержание я легко включаю в игру-драматизацию. И мы вместе с детьми помогает Айболиту посчитать или отмерить лекарство, помочь девочке Жене купить баранки, Козленку сосчитать пассажиров на кораблике.

Математический счет помогает в проведении подвижных игр, ориентировка в пространстве в проведении игр-соревнований.

Сюжетно-ролевая игра помогает закрепить математические представления детям, если вплести в основу сюжета дидактическую игру, например, отправить моряков на учение в «Морскую школу», пойти в «Магазин». Приготовить билеты для игр «Зоопарк», «Театр» и прочее.

Я подобрала игры по разделам программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» по всем возрастным группам с учетом знаний и способностей детей.

Родители не были сторонними наблюдателями, напротив, они активно включались в совместную работу: оказывали помощь в подборе и изготовлении наглядных материалов и использовали данные игры со своими детьми дома.

Разработанный материал помог через игровые действия активизировать родителей на участие в образовательном процессе и создать единое образовательное пространство детского сада и семьи, сформировать новые игровые традиции в семье.

Взаимодействие через мастер-классы, творческие мастерские, консультации очные и дистанционные позволило достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Помимо настольно-печатных игр я предлагаю детям (и родителям для домашнего использования) компьютерные дидактические игры, сделанные мной с помощью компьютерных программ (Фастон Каптур), использую инновационные идеи СТЕМ – технологий, для обогащения игровых методов и приемов работы.

Среди несомненных достоинств игры является возможность использовать ее не только с группой детей, но и индивидуально. Я отметила, что игра дает возможность индивидуализации нагрузки, подбора материала под конкретного ребенка.

Особенно это важно для детей с ОВЗ, в тандеме со специалистами детского сада, можно подобрать игровые задания, которые помогут скорректировать нарушения развития у таких детей.

Мой опыт работы востребован в детском саду и городе. Я неоднократно выступала на педагогических советах, участвовала в работе августовской конференции, региональной научно-практической конференции «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности».

Проводила на городских методических объединениях для коллег открытые занятия по ФЭМП.

Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что благодаря системному подходу, у детей были сформированы математические представления, это подтверждает ежегодно проводимый мониторинг по познавательному развитию.

Благодаря сформированным качествам нестандартного мышления, сообразительности, самостоятельности, быстрота реакций дети принимают участие в конкурсах, в интеллектуальном турнире в школе №12 и показывают хорошие результаты.

Математика – одна из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители и учителя и сами ученики. А дошкольники? Мои дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. И не узнают об этом никогда. Потому что я учу детей постигать математику с интересом и удовольствием играть и всегда верить в свои силы!

Организованная мной работа по формированию элементарных математических представлений помогла детям успешно адаптироваться в условиях школы. По отзывам учителей, многие воспитанники успешно осваивают программу начальной школы.



Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей дошкольников

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Большуновой), которые рассматривали математическое развитие детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления.

Педагоги - исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит.

Возможности сказок

в формировании математических представлений дошкольников

Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается много эпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка, как уже было  отмечено, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось  Иванушке-дурачку и т.п.;

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;

- сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;

- с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка.

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В.Ф.Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:

- введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты;

- разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами;

восстановление этих отношений, связей и т.д.

В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников - детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду.  Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.



Предварительный просмотр:


Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

(методическая разработка)

 Аннотация

       Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал Леонардо да Винчи.

Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции.

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.

Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит, в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).

Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений. Умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Значение математических сказок

 для развития математических способностей

Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Исходя из этого, считаю, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. В связи с этим, мною была составлена картотека математических сказок и серия конспектов  по формированию математических представлений у детей.

Методическое обеспечение работы

по  развитию математических способностей детей

Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.

Уголок занимательной математики

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокого познавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики должен представлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Создание уголка занимательно математики решает перед собой следующие задачи:

  • Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
  • Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
  • Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
  • Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.

Содержание уголка занимательной математики

  • Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
  • Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
  • Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
  • Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
  • Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
  • Шашки, шахматы и другие настольные игры.
  • Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

Основные требования к уголку занимательной математики

  • Уголок должен представлять собой специально отведенную зону.
  • Необходимо обеспечить для него свободный доступ детей.
  • Содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
  • Все материалы должны быть красочно оформлены.

Зоны оформления

  • Стена, где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания.
  • Полки и шкафчики, где будет храниться весь дидактический материал, который должен быть доступным для детей.
  • Стол, где ребенок один, вместе со взрослым или со сверстниками сможет работать.

В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:

  • Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);
  • Родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);
  • Дети (изготовление самостоятельно или с помощью взрослых пособий и игр);
  • Руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).

Правила работы в уголке занимательной математики

  • Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.
  • Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.
  • Отношение к уголку занимательной математики должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результатах работы).
  • В уголке одновременно могут работать не более двух детей; это могут быть взрослый и ребенок.
  • Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.
  • Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).

Математические сказки

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.

Вживаясь в события сказки, ребенок как быть становиться ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение  целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Читая сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо сделать паузу в чтении. Воспитатель или родители, которые занимаются с детьми, направляют их поисковую деятельность. Целесообразно по ходу чтения сказки дать ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.

Можно оформить познавательный материал к каждой сказке, который будет содержать задание по темам (например, «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве»). Желательно также с помощью специалистов по изобразительной деятельности и ручному труду красочно оформить наглядный материал к каждой из используемых сказок.

Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач.

Познавательный материал включается в ситуации из повседневной жизни, что делает его восприятие непринужденным и доступным для детей.