Публикации моих учеников

Шупегин Андрей Александрович

Статьи, рефераты, презентации, эссе, конкурсые работы моих учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проза про Монголо-татар

  1. 10Б послушай Никиту и Егора
  2. О давнем и страшном бое
  3. На Куликовом поле
  4. Тысяча трехста восьмидесятого года
  5. Схлестнулись в бою Донской и Мамай
  6. На Куликовом поле
  7. Схватка прошла на юго-востоке
  8. На гордой Нарядве реке
  9. Там были страсти
  10. Таких не видали
  11. Все жители Тульской земли
  12. Которую люди боготворили
  13. Любили и счастливо жили
  14. Битва закрылась победой Донского
  15. Но проза Никиты и Егора
  16. Несет рассказ о бое
  17. На Куликовом поле
  18. Утро восьмого было туманным
  19. Войска стояли готовыми к бою
  20. Но вот показались Монголо-татары
  21. После последовал бой
  22. Ордынцы начали строить свой фронт
  23. Бой проходил очень страшный
  24. Пустили две стороны первых бойцов
  25. И началась первая битва
  26. Битва двух атаманов
  27. Челубея и Пересвета
  28. Сильны были два человека
  29. Провели они равный бой
  30. В этом бою всё было страшно
  31. Сентябрь восьмое
  32. Поехала битва
  33. Как вечный бой
  34. Не закончится битва
  35. Жалко двух атаманов
  36. Не выдержали сильных ударов
  37. Пали они в равном бою
  38. На Куликовом поле
  39. Но битва была
  40. В самом разгаре
  41. Жаркая битва была
  42. Многие пали
  43. Сто тысяч пало
  44. Со стороны Мамая
  45. Не ожидали ордынцы
  46. Такого расклада
  47. Татарские всадники атаковали
  48. Они разнесли русский полк
  49. А Дмитрий сражался
  50. В обычных доспехах
  51. Обычным бойцом
  52. В обычном полку
  53. И сеча началась
  54. Рубились насмерть войны
  55. В центре и на левом фланге
  56. Были на грани прорыва
  57. Своих условий борьбы
  58. Но помог частный контрудар
  59. Мамай с кургана наблюдал
  60. За битвой на Куликовом поле
  61. Он ликовал что сдастся враг
  62. Победа уж близка была
  63. Но вдруг ударом из засад
  64. Князь одолел врага
  65. Не ожидал поворота
  66. Такого Мамай
  67. Бежал он с малыми силами
  68. Как только вступил в бой засадный полк
  69. Не хватало бойцов
  70. Подумал Мамай
  71. Решил отступить
  72. С этого боя Мамай
  73. Засадный полк преследовал долго
  74. Пятьдесят верст до реки Красивой мечи
  75. Вроде бы всё хорошо
  76. Но не могут князя найти
  77. Контужен он был и сбит с коня
  78. Но смог добраться до леса
  79. Где найден он был после боя
  80. Так и закончилась Куликовская битва!!!

Авторы: Васильев Никита и Гудков Егор,

Ученики 10Б класса



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С. А. Лавочкина»

города Смоленска

III городской конкурс исследовательских работ обучающихся

«Свет познания»

Номинация: «История»

Исследовательская работа на тему:

«Философские взгляды людей отраженные в «эпосе о Гильгамеше»

                                                                                                     

                                                                                                Выполнила: Емельянова Дарья Дмитриевна,                                                                                                                                    ученица 9 класса «В»  

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Руководитель:

  Шупегин Андрей Александрович,
                                                              учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

                                         

Смоленск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …..…………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Представления шумеров о борьбе добра и зла……….………..…...6

1.1. Тема добра и зла в «эпосе о Гильгамеше»..………………………………..6

1.2. Основополагающие взгляды на жизнь человека в «эпосе о Гильгамеше»……………………………………………………………….……10

ГЛАВА II. Вопрос жизни и смерти в мировоззрении шумерского народа...12

2.1. Главные жизненные приоритеты древнего человека в «эпосе о Гильгамеше»…………………………………………………………………….12

2.2. Представление о загробной жизни в «эпосе о Гильгамеше»…………....13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....18

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………........19

                           

Введение

Шумеры – древнейшие обитатели Передней Азии (IV—III тысячелетия до н. э.), первыми освоившие Южное Междуречье (или, как его называют, Месопотамию - пространство между берегами рек Тигр и Евфрат), создавшие там очаг высокоразвитой цивилизации. Почти всеми изобретениями, без которых и ныне трудно представить нашу современную жизнь, мы обязаны этому народу: от изготовления колеса и освоения ирригационного земледелия до создания первой в мире письменности – клинописи. 
Именно благодаря клинописи, этому неоценимому по своей значимости явлению, до нас дошли замечательные памятники древневосточной художественной литературы, самым знаменитым из которых является «Эпос о всё видавшем» (далее позволю себе называть произведение просто – эпос о Гильгамеше), анализу которого и будет посвящена данная работа.  

Сохранилось три версии поэмы: «старовавилонская», «периферийная» и «ниневийская». От каждой остались отрывки различной длины, что позволило, совместив эти три версии, рассматривать эпос в целом. 
Эпос повествует о царе шумерского города Урука Гильгамеше, о его правлении и о встрече с Энкиду, «созданием великой Аруру», посланного Гильгамешу по просьбе жителей города для усмирения царских «буйств плоти». Энкиду становится другом Гильгамеша, вместе они совершают несколько подвигов. Далее эпос рассказывает о печальной смерти Энкиду и о последующих путешествиях Гильгамеша в поисках вечной жизни. 

Эпос знаменателен не только тем, что является единственным более-менее полным примером шумерской художественной литературы. В нём ясно проглядывает и новый для того времени философский аспект - поиск не только духовного, но и телесного бессмертия, т.е. желание отречения от человеческой природы, презрение к законам обычного быта, однако с последующим принятием того, что смерть всё-таки неизбежна. 
То, что подобный вопрос поднимается в древнем эпосе, кажется удивительным и невероятным: несмотря на колоссальное развитие шумеров, общество их было архаичным, с присущим древнему человеку страхом перед необъяснимым, т.е. с неоспоримым в таких условиях признанием многобожия и человеческого бессилия. Шумеры жили в мире абсолютных истин – в то время, когда религиозные воззрения были равны воззрениям научным, и сомнению не подвергались. Герои эпоса же в своих разбойничьих подвигах практически без раздумий бросают вызов как верховным богам, так и «местным» божествам второго ряда, например, владыке кедровых лесов Ливана - Хумбабе. 

В связи с этим стоит заметить, что каждое природное явление в жизни шумеров имело своего «ответственного» бога-создателя, бога-покровителя. Однако древний житель Месопотамии обожествлял не только природные процессы, но и личные события, вещи. Быт человека того времени был скуден, и зачастую такие предметы, как воинское снаряжение или бытовая утварь могли передаваться из поколения в поколение, не только воплощая качества своих обладателей, но и приобретая собственный дух, даже судьбу. Именно это, как мне кажется, и породило представление о мелких, «бытовых» божках и различных демонах, вобравших в себя повседневные образы человеческой жизни. Эти духи, демоны и божества были неравны по величию верховным шумерским богам, но непременно сопровождали человека от рождения до самой смерти или символизировали отдельные аспекты существования, главенствовали над определенной областью и т.д. 

В эпосе о Гильгамеше мы можем увидеть несколько примеров таких божеств, которые выглядят невзрачными и, в общем-то, никак не выраженными семиотически, однако их роль и образ при более подробном анализе (попытку коего я и предприму в этой работе) гораздо важнее для полного, детального понимания эпоса, чем кажется на первый взгляд. Это такие герои, как вышеназванный Хумбаба, «хозяйка богов» Сидури и царственный герой потопа Утнапишти. Все они являются своеобразными точками развития главного героя – Гильгамеша, и без них эпос не мог бы претендовать на тот философский подтекст, который мы можем видеть ныне.

Цель работы: изучение информации и ее поиск в «эпосе о Гильгамеше».

Задачи исследования:

  • Понять каким раньше виделся мир древним людям
  • Кем они себя считали в этом мире?

Объект исследования: мировоззрение шумерского народа, заложенного в произведении «эпос о Гильгамеше»

Методы исследования: изучение исторических источников, периодической

печати, исторической литературы; работа с историческими документами.

Гипотеза: отсутствие точных знаний у людей о происходящем восполнялось активным выдумыванием логичных для них на тот момент объяснений.

ГЛАВА I. Представления шумеров о борьбе добра и зла

1.1. Тема добра и зла в «эпосе о Гильгамеше»

Мыслители Шумера, в соответствии с их мировоззрением, не слишком верили в человека и его предназначение. Они были твердо убеждены, что человек вылеплен из глины и вообще создан богами только для того, чтобы приносить им еду и питье, строить для них святилища и всячески прислуживать им, дабы боги могли, ни о чем не заботясь, заниматься своими божественными делами. Жизнь, согласно такому мировоззрению, полна неопределенности и неожиданных опасностей, ибо человек не может знать заранее свою судьбу, которой распорядились боги в своей непостижимой премудрости. А когда человек умирает, его бесплотный дух спускается в темное и мрачное подземное царство, где влачит жалкое существование, являющееся лишь бледным отражением земной жизни[1]. Шумеров никогда не волновала сложная проблема свободы воли, одна из тех основных моральных проблем, которые больше всего занимают философов Запада. Совершенно убежденные в том, что боги создали человека только для собственного удовольствия, мыслители Шумера признавали подчиненную роль человека так же слепо, как и божественное предначертание, определившее, что конечным уделом людей является смерть, а уделом богов — бессмертие. Именно такую мысль можно проследить в «Эпосе о Гильгамеше».

Гильгамеш, ты ходил, уставал и трудился,-
Что ж мне дать тебе, в свою страну да вернешься?
Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
И тайну цветка тебе расскажу я:
Этот цветок - как терн на дне моря,
Шипы его, как у розы, твою руку уколют.
Если этот цветок твоя рука достанет, -
Будешь всегда ты молод.
Когда Гильгамеш услышал это,
Открыл он крышку колодца,
Привязал к ногам тяжелые камни,
Утянули они его вглубь Океана.
Он схватил цветок, уколов свою руку;
От ног отрезал тяжелые камни,
Вынесло море его на берег.

Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби:
"Уршанаби, цветок тот - цветок знаменитый,
Ибо им человек достигает жизни.
Принесу, его я в Урук огражденный,
Накормлю народ мой, цветок испытаю:
Если старый от него человек молодеет,
Я поем от него - возвратится моя юность"
[2].

Таким образом можно предположить, что Шумеры считали все те высокие моральные качества и добродетели, которые, возникли в результате долгой и упорной эволюции на основе общественного опыта и культурного развития, были дарованы богами. По их мнению, всё предрешали боги, а человек лишь следовал божественным предначертаниям. Согласно сохранившимся записям, шумеры высоко ценили истину и доброту, закон и порядок, справедливость и свободу, добродетель и откровенность, сочувствие и милосердие. Цари и правители гордились тем, что им удавалось установить в стране закон и порядок. Защита населения и устранение классового неравенства были их главной задачей. Итак, шумеры считали, что великие боги по природе своей добродетельны.

Данное произведение по своей сути отображает всю преданность и верность дружбе. Несмотря на многое именно дружба способна преодолеть все препятствия, и облагородить человека. В эпосе о Гильгамеше также уделяется огромное значение мировоззрению того времени, обычаям, философии и значимости человеческой жизни. По своей сути данное произведение чем-то напоминает известные творения Гомера. Главным действующим лицом в эпосе является на половину божественное создание Гильгамеш, обладающий огромной силой и не дающий спокойно жить людям, к тому же тот является царём Урука. Люди жалуются богам о строгом царе. На, что бог Ну создаёт существо Энкиду, которое по силам и по качествам очень похоже с Гильгамешем. Это существо подобное зверь, всё покрытое шерстью и обитает в пещере. Жрица Шамхат, решает соблазнить его и тем самым заставить его прийти в цивилизацию. После того, как Энкиду прибыл к людям и обучился всем навыкам, он узнаёт о зверствах царя Гильгамеша и решает во, чтобы то не стало проучить его. И в ходе драки Энкиду признаёт его превосходство, однако им удаётся подружиться. Далее друзья решают пойти в кедровый лес и убить там Хумбабу, дабы получит всеобщее признание и славу на веки. Главным испытанием для Гильгамеша оказывается не столкновение с хранителем дикого, не тронутого топором кедрового леса Хумбабой, а преодоление искушений богини любви и цивилизации Иштар. Могущественная богиня предлагает герою все, о чем он мог только мечтать до встречи с Энкиду, - власть не в одном городе, а во всем мире, богатство, бессмертие. Но Гильгамеш, облагороженный дружбой с человеком природы, отвергает дары Иштар и мотивирует свой отказ доводами, которые мог бы выдвинуть Энкиду: порабощение ею свободных животных - обуздание свободолюбивого коня, изобретение ловушек для царя зверей льва, превращение слуги-садовника в паука, уделом которого становится беспросветный труд. Таким образом, впервые уже на заре цивилизации была выдвинута идея, которую затем на протяжении веков и тысячелетий будут открывать заново поэты и мыслители, - идея враждебности цивилизации и природы, несправедливости освященных богами отношений собственности и власти, превращающих человека в раба страстей, самыми опасными из которых были нажива и честолюбие. Данный эпос, безусловно, учит простой, но великой дружбе способной пережить многое:

«…слева – пустошь... справа – брешь –

что творишь ты, Гильгамеш?

небо криками – не режь –  

боги глохнут, Гильгамеш!

раз! – наотмашь! два – промеж!

сгубишь душу, Гильгамеш!

тесен... низок зиккурат

мелок Тигр и мал Евфрат!

очи смежил – душу смежь! –

ты и не жил, Гильгамеш!

дом закрыл – пути открой! –

да ведь ты не жил, герой!

пока молод – пей и ешь

женихайся, Гильгамеш!

звонкопесен пока... юн –

рви же тугость дев и струн!

другу кров и жизнь отдай –

имя дружбой добывай![3]

1.2. Основополагающие взгляды на жизнь человека в «эпосе о Гильгамеше»

Как мы помним, с точки зрения месопотамца, конечные, разумные существа Вселенной (будь то люди или боги), обуреваемые желаниями, боящиеся боли, тянущиеся к радостям и обреченные на множество страданий, предоставлены сами себе в не особенно благоприятном окружении и совершенно одиноки. Над ними нет ни абсолюта, ни промысла, ни благодати; в мире, где они живут, все относительно, уязвимо и конечно во времени и пространстве. Загробная жизнь одинаково безрадостна и постыла для всех. Человеку в таком мире остается в собственных интересах распорядиться тем, что ему отпущено, пока его не настигла неизбежная, одинаковая для людей и не зависящая от его поведения гибель. В результате проблема выбора системы ценностей и поведения стоит перед людьми Ближнего Востока (субъективно суверенными личностями) особенно остро. Как с наибольшим толком воспользоваться оказавшимся в твоих руках достоянием: собственным телом и душой, долей времени и пространства? И решение, и результат, и оценка этого результата — всё зависит здесь только от самого человека. В месопотамских представлениях можно, в общем, выделить три-четыре традиционных выбора «смысла жизни», т. е. наилучшего для человека жизненного пути. Согласно первому пути, человеку следует сосредоточиться на своих отношениях с богами: упорное и непрерывное исполнение их предписаний должно обеспечить «богобоязненному» человеку (аккад. пэлих-или) всевозможные житейские блага как награду со стороны богов. Напротив, уклонение от их воли рано или поздно непременно повлечет тяжкую кару от этих мстительных, могущественных и не терпящих непокорства существ. Отвлекаться от выполнения божественной воли, таким образом, чрезвычайно опасно и безрассудно, даже если это выполнение на первый взгляд остается без ожидаемой награды. Эта концепция представлена во многих произведениях «литературы мудрости», но в «Эпосе о Гильгамеше» последовательно отводится: Гильгамеш периодически оказывается в конфликте с богами и демонами, не боится их гнева и в итоге остается победителем. Между прочим, на обращение богини Иштар, обещающей ему свое покровительство в обмен на любовь, Гильгамеш прямо отвечает отказом, объясняя его тем, что на Иштар невозможно положиться[4]. «Ты, — заявляет он, — жаровня, что гаснет в холод, черная дверь, что не держит ветра и бури, дворец, обвалившийся на голову героя, слон, растоптавший свою попону, смола, которой обварен носильщик, мех, из которого облит носильщик, плита, не сдержавшая каменную стену, таран, предавший жителей во вражью землю, сандалия, жмущая ногу господину! Какого мужа ты любила вечно?»[5].

 Итак, путь «богобоязненного» человека составители и аудитория «Эпоса» отвергают. Другая точка зрения в какой-то мере восходит к шумерской аристократии и почерпнута из прославляющих ее былин. Согласно ей, смысл жизни заключается в совершении самоценных героических подвигов, установлении своего рода спортивных рекордов и завоевании соответствующей славы. Логика здесь примерно такова: если все равно неизбежна смерть, то мерилом человека надо считать не результат — успех и благополучие (все равно они эфемерны и обречены на распад), а степень проявленной им доблести, независимо от последствий. Именно поэтому в центре шумерской былины оказывается герой-сверхчеловек, резко выделяющийся на фоне толпы; сам смертный, он совершает бессмертные подвиги. Люди, не желающие или не способные так жить, рассматриваются как фон, восхищенная аудитория и «кормовая база» героев, предназначенная им служить. Эта концепция также не разделяется в «Эпосе». В начале поэмы Гильгамеш и впрямь идет на подвиг — убийство демона Хумбабы, главным образом для того, чтобы создать себе «вечное имя», невзирая на смерть: «Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек — сочтены его годы, что б он ни делал — все ветер!.. Если паду я — оставлю имя… вечное имя себе создам я!»[6]. В этом монологе точно выражена парадоксальная логика героического идеала. Однако, увидев смерть друга, Гильгамеш думает только об избавлении от собственной гибели второй свой главный подвиг, поход за бессмертием, Гильгамеш совершает уже исключительно из-за этого страха.

ГЛАВА II. Вопрос жизни и смерти в мировоззрении шумерского народа

2.1. Главные жизненные приоритеты древнего человека в «эпосе о Гильгамеше»

Соответственно, от начала до конца его волнует только практический результат своего небывалого предприятия, а вовсе не его героический масштаб, так что утрату цветка бессмертия он встречает горючими слезами, даже не пытаясь утешиться размахом и славой своего деяния (по-прежнему не зависящими от его исхода). Для «Эпоса» это путь не деградации, а постижения и очеловечивания. «Герой-сверхчеловек», узнав истинную цену жизни и смерти и осознав, что никакое «вечное имя» не способно утешить смертного, перестает быть прежним «героем», но превращается в нечто большее — человека, который, раз и навсегда познав смертный страх, продолжает жить, несмотря на него. Вообще, согласно «Эпосу», любой силач в сущности достаточно слаб, и сам Гильгамеш, при всем своем мужестве и силе, добывает цветок бессмертия не благодаря этим качествам, а только по совету сжалившегося над его трудами бессмертного Утнапиштима (который тоже не добывал своего бессмертия сам, а получил его произвольной милостью богов).

Третий (и, пожалуй, основной) выбор месопотамца — это собственно гедонистический выбор, в рамках которого смыслом всякого индивидуального существования является достижение обычных личных житейских радостей. В наиболее яркой форме эту концепцию «Эпос» вкладывает в уста Сидури, доброй демоницы, держащей за краем света трактир для богов. Обращаясь к Гильгамешу, Сидури говорит: «Гильгамеш! Куда ты стремишься? Вечной жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека, смерть они определили человеку, вечную жизнь в своих руках удержали. Ты ж, Гильгамеш, насыщай желудок, днем и ночью да будешь ты весел; праздник справляй ежедневно; днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, волосы чисты, водой омывайся, гляди, как дитя твою руку держит, своими объятьями радуй подругу — только в этом дело человека!». Этот монолог можно считать кульминацией «Эпоса», все содержание которого подтверждает правоту Сидури (ведь бессмертие, даже попав в руки Гильгамешу, действительно не досталось ему), ее речь находит множество параллелей в месопотамской и всей переднеазиатской литературе от процитированных выше месопотамских пословиц до позитивной программы библейской «Книги Экклесиаст», почти тождественной программе Сидури. Именно к этому выбору подводят авторы «Эпоса»[7].

2.2. Представление о загробной жизни в «эпосе о Гильгамеше»

Еще одна важная проблема «Эпоса о Гильгамеше»-бунт против смерти. Мы встречаем его как тлеющее недовольство, как глубинное ощущение несправедливости; это скорее чувство, чем мысль. Однако вряд ли можно сомневаться, что это чувство имеет основу в новом понимании человеческих прав, в требовании справедливости во вселенной. Смерть — зло. Она суровее всякого наказания; она, по существу, есть высшее наказание. Почему человек должен быть наказан смертью, если он не совершил ничего дурного? В старом мире, основанном на произволе, этот вопрос не стоял остро, ибо и добро, и зло были делом произвола. В новом мире, с его правом на справедливость, этот вопрос приобрел жгучую неотложность. Мы находим его трактовку в эпосе о Гильгамеше, который, по-видимому, был составлен примерно в начале II тысячелетия. Этот эпос составлен на более старом материале, но старые сказания были сплетены в новое целое, были сгруппированы вокруг новой темы, темы смерти.Полный юношеской энергии Гильгамеш, правитель Урука в Южной Вавилонии слишком сурово правит своим народом. Народ взывает к богам, умоляя сотворить ему партнера, чтобы они начали состязаться и оставили народ в покое. Боги соглашаются и создают Энкиду, который становится товарищем и другом Гильгамеша. Друзья вместе отправляются на поиски опасных приключений. Они проникают в кедровый лес на западе, где вдвоем убивают страшное чудовище Хумбабу, которое охраняет лес Энлиля. По их возвращении богиня Инанна влюбляется в Гильгамеша, а когда он отвергает ее, она насылает на него страшного «небесного быка». Здесь, однако, снова оба героя оказываются победителями. Они сражаются с быком и убивают его. Их сила и власть, по-видимому, не имеют пределов. Даже самые ужасные противники не могут устоять перед их оружием. Они могут себе позволить обращаться с могучей богиней самым дерзким образом. Тогда Энлиль решает, что Энкиду должен умереть в наказание за убийство Хумбабы. И вот непобедимый Энкиду заболевает и умирает. До сих пор смерть значила мало для Гильгамеша. Он усвоил обычные стандарты бесстрашного героя и обычные стандарты своей цивилизации: что смерть неизбежна и незачем о ней беспокоиться. Если суждено умереть, пусть его смерть будет славной, встреченной в бою с достойным противником, так чтобы его слава продолжала жить. Но тогда Гильгамеш имел лишь отвлеченное понятие о смерти. Она никогда не задевала его непосредственно, во всей ее суровой реальности. Это происходит, когда умирает Энкиду[8]:

«Младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!

Энкиду, младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!

С кем мы, встретившись вместе, поднимались в горы,

Вместе схвативши, быка убили, —

Что за сон теперь овладел тобою?

Стал ты темен и меня не слышишь!»

А тот головы поднять не может.

Тронул он сердце — оно не бьется.

Закрыл он другу лицо как невесте,

Сам, как орел, над ним кружит он,

Точно львица, чьи львята — в ловушке,

Мечется грозно взад и вперед он,

Словно кудель, раздирает власы он,

Словно скверну, срывает одежду.

Потеря, постигшая его, слишком непереносима.

Он всей своей душой отказывается смириться с ней.

Друг мой, которого так любил я,

С которым мы все труды делили, —

Его постигла судьба человека!

Шесть дней, семь ночей над ним я плакал,

Не предавая его могиле, —

Не встанет ли друг мой в ответ на мой голос?

Пока в его нос не проникли черви!

Устрашился я смерти, не найти мне жизни!

Словно разбойник, брожу в пустыне.[9]

Мысли о смерти продолжают угнетать Гильгамеша. Он одержим лишь одной мечтой— найти вечную жизнь; вот он отправляется на ее поиски. На краю света живет его предок, достигший вечной жизни. Он должен знать секрет. К нему и направится Гильгамеш. В одиночестве проделывает этот длинный и сложный путь. Всех, кто попадается Гильгамешу навстречу во время его странствия, он спрашивает о пути к Утнапишти и о бессмертии. Все отвечают ему, что поиски безнадежны.

Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, —

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

Праздник справляй ежедневно,

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды,

Волосы чисты, водой омывайся,

Гляди, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу —

Только в этом дело человека![10]

Но Гильгамеш не может сдаться, не может обречь себя на общую участь. Жажда бессмертия снедает его и влечет его вперед. На берегу моря он встречает лодочника Утнапишти и добивается, чтобы его перевезли через воды смерти. Таким образом он в конце концов находит Утнапишти и получает возможность спросить его, как достигнуть бессмертия; но Утнапишти не может ему помочь. Тот факт, что сам он живет вечно, обязан исключительному стечению обстоятельств, которое никогда не повторится. Когда боги во время оно решили уничтожить человечество и, предводительствуемые Энлилем, наслали потоп, спаслись лишь Утнапишти и его жена. Утнапишти был предупрежден; он построил большой корабль и в нем спас себя, свою жену и по паре всех живых существ. Впоследствии Энлиль раскаялся в том, что он необдуманно наслал потоп, и наградил Утнапишти бессмертием за спасение жизни на земле. Ясно, что такие обстоятельства больше не повторятся.

Впрочем, Гильгамеш может попробовать победить смерть. Утнапишти предлагает ему побороться со сном, с магическим сном, который представляет собой лишь иную форму смерти. И Гильгамеш почти тотчас же сражен. Он уже почти погиб, когда жена Утнапишти, испытывающая к нему жалость, пробуждает его в последний момент. Но желанная цель поиска упущена. Сокрушенный Гильгамеш собирается возвращаться в Урук. В этот момент жена Утнапишти уговаривает своего мужа сделать ему прощальный подарок, и Утнапишти рассказывает Гильгамешу о растении, которое находится на дне моря и которое возвращает юность тому, кто поест его. Упавший было духом, Гильгамеш снова обретает бодрость. В сопровождении лодочника Утнапишти, Уршанаби, он находит нужное место, ныряет и возвращается с драгоценным растением в руках. Они плывут назад в Урук, достигают берегов Персидского залива и продолжают свой путь пешком по суше. День, однако, жаркий, и путешествие утомительно. Завидев манящий прохладный пруд, Гильгамеш сбрасывает свои одежды и идет купаться. Растение он оставляет на берегу. Его чует змея; она выползает из своей норы и крадет растение.

По этой-то причине — потому, что они поели этого растения, — змеи не умирают. Когда к ним приходит старость, они сбрасывают свои старые тела и возрождаются юными и сильными. Человечество, у которого выкрали растение Гильгамеша, не может поэтому вечно обретать юность, а Гильгамеш, полный горечи, размышляет о том, как нелепо закончился его поход.

 «Для кого же, Уршанаби, трудились руки?

Для кого же кровью истекает сердце?

Себе самому не принес я блага,

Доставил благо льву земляному!».[11]

Эпос о Гильгамеше не приходит к гармоническому завершению; чувства, бушующие в нем, остаются безутешными; нет здесь и никакого чувства катарсиса, характерного для трагедии, никакого фундаментального приятия рокового. Это — насмешливая, несчастливая и неудовлетворительная концовка. Буря внутреннего смятения осталась бушевать, жизненно важный вопрос не нашел ответа[12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Шумерские сказания (или песни-былины) о Гильгамеше - еще не развернутая законченная эпопея, и вообще не эпос, а гораздо более разнородное произведение, в конечном счете и составившее тот подготовительный материал, который был основой для разработки эпоса аккадского[13]. Шумерские песни значительно архаичнее аккадского эпоса, гораздо более неразвиты в художественном отношении как композиционно, так и стилистически, тесно связаны с мифологической сказкой, а главные герои еще очень похожи на сказочные персонажи. Корни эпических сюжетов уходят в глубокую древность и питаются не только мифологическими представлениями, на и тесно связаны с культом предков, с верой в загробную жизнь, с обрядами.[14]

Я считаю данную работу достаточно интересной. На основе анализа эпоса я могу для себя сделать выводы об умственном развитие людей той эпохи, об их видении мира и того насколько сильно они чувствовали себя частью этого мира. Задачу, поставленную перед собой, считаю выполненной. Цель, узнать о мировоззрении предков, была достигнута.

Список информационных источников

1. Дьяконов И. М. Эпос о Гильгамеше. Перевод с аккадского \ статья и комментарии Дьяконова М-Л Изд. Академия наук СССР 1961г.

2. Кикнадзе З. Эпос о Гильгамеше (Трансляция, перевод, комментарии, исследование). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тбилиси 1965г.

3. Клима Иозеф Общество и культура древнего Двуречья Прага 1967г.

4. epos…gilgameshe-filosofskie…nravstvennye

5. public/Gilgamesh/

6. Dukhovnye…drevnego-cheloveka.53.html

7. pervoistochniki/epos…gilgameshe.html

8. wiki/Epic_of_Gilgamesh

9. nashaucheba.ru›v2015/?cc=1&page=53

10. litresp.ru›chitat/ru/Ф/frankfort-genri…preddverii…

11. Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. Н. В. Александрова, И. А. Ладынин, В. М. Яковлев

12. История древнего мира: Восток, Греция, Рим. — М.: Филологическое общество «Слово»;, 2004. И. А. Ладынин, С. В. Новиков, В. О. Никитин

13. Г.А.Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. В преддверии философии,2016


[1] Сэмюэл Н. Крамер. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мендельсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве. — М.: Издательство "Наука", 1965. — 256 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 16 000 экз.

[2] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. — СПб.: Наука, 2006. — 221 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027018-0. (Репр. изд. 1961 года)

[3] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. — СПб.: Наука, 2006. — 221 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027018-0. (Репр. изд. 1961 года)

[4] Древний Восток: Учебное пособие для вузов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6. — (Соавторы: Н. В. Александрова, И. А. Ладынин, В. М. Яковлев)

[5] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. — СПб.: Наука, 2006. — 221 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027018-0. (Репр. изд. 1961 года)

[6] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. — СПб.: Наука, 2006. — 221 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027018-0. (Репр. изд. 1961 года)

[7] История древнего мира: Восток, Греция, Рим. — М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2004. — 576 с. — (Серия «Высшее образование»). — ISBN 5-8123-0254-5, ISBN 5-699-08311-1. — (Соавторы: И. А. Ладынин, С. В. Новиков, В. О. Никитин)

[8] Г.А.Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. В преддверии философии. М., "Наука", 1984; 2-е изд., М., "Амфора", 2016 (под названием "Духовные искания древнего человека")

[9]Эпос о Гильгамеше. О все видавшем. — М.: Эксмо, 2005. — 544 с. — (Антология мудрости). — ISBN 978-5-699-10874-9.

[10] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Перевод с аккадского И. М. Дьяконова. — СПб.: Наука, 2006. — 221 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027018-0. (Репр. изд. 1961 года)

[11] Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») // Библиотека всемирной литературы. Том 1. Поэзия и проза Древнего Востока. — М.: Художественная Литература, 1973. — С. 166—220.

[12] Г. Франкфорт, Г.А.Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. В преддверии философии. М., "Наука", 1984; 2-е изд., М., "Амфора", 2016 (под названием "Духовные искания древнего человека")

[13] Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. — М.: Наука, 1979.

[14] От начала начал. Антология шумерской поэзии. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. — (Мифы, эпос, религии Востока. Bibliotheca Universalia) — ISBN 5-85803-060-2


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школы № 32 им. С.А. Лавочкина»

города Смоленска

Проект по обществознанию

«Несовершеннолетние и уголовная ответственность»

Подготовила: Золотухина Алина, ученица 9Б

Руководитель: Шупегин Андрей Александрович,

учитель истории и обществознания

Смоленск

2019

Цель:

Определить понятие «несовершеннолетние» и меру наказания за правонарушения

Задачи:

  1. Узнать, кто такие несовершеннолетние, и с какого возраста наступает уголовная ответственность
  2. Рассмотреть какие бывают правонарушения
  3. Представить сведения о видах наказания,  назначаемых несовершеннолетним

План:

  1. Кто такие несовершеннолетние
  2. Уголовная ответственность
  3.  Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
  4. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
  5. Назначение наказания несовершеннолетнему
  6. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
  7. Освобождение от наказания несовершеннолетних
  8. Вывод
  9. Источники

Несовершеннолетние и уголовная ответственность

Кто такие несовершеннолетние?

Несовершеннолетний— в праве РФ лицо, не достигшее 18 лет. Данное понятие используется в разных отраслях права применительно к лицам в возрасте от 14 до 18 лет.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием  которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Преступление — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

  • Убийство
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
  • похищение человека
  • изнасилование, насильственные действия сексуального характера
  • кражу, грабеж, разбой, вымогательство  
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах
  • террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств,
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф может быть назначен несовершеннолетнему осужденному в качестве основного либо в качестве дополнительного наказания, как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается несовершеннолетним в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.

Обязательные работы назначаются несовершеннолетним с учетом их физической возможности исполнения и отбываются только в свободное от основной учебы или работы время. Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Закон ограничивает продолжительность исполнения обязательных работ двумя часами в день лицами в возрасте до 15 лет, тремя часами в день лицами в возрасте от 15 до 16 полных лет. При определении указанной продолжительности исполнения обязательных работ учитывается возраст лица на момент исполнения приговора.

Исправительные работы несовершеннолетним назначаются на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним с единственным изъятием: ограничение свободы назначается вне зависимости от категории совершенного преступления только в качестве основного наказания и на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях, обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного. Лишение свободы ни при каких обстоятельствах не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В случае неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.

4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания  по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры.  

Вывод:

Чертами современной подростковой преступности являются повышенная криминальная активность, изменение криминальной мотивации в сторону получения материальной выгоды от преступления, постепенно продолжающееся омоложение представителей несовершеннолетней преступности.

Несовершеннолетние преступники все больше «осваивают» новые виды преступлений, которые раньше для них были не характерны, вместе с этим меняются формы и методы совершения общественно опасных деяний. Продолжается оставаться на высоком уровне применение изощренных средств совершения несовершеннолетними преступлений.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном воспитании молодого поколения. А успех нравственного воспитания зависит от создания здоровой моральной атмосферы, как в масштабах общества, так и в отдельных коллективах, а также в семье.

Источники:

https://27.мвд.рф/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/UGOLOVNAJA_OTVETSTVENNOST_NESOVERSHENNOL

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уголовная_ответственность



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина»

города Смоленска

Проект по Всеобщей истории

«Фарадей – повелитель молний»

Выполнила:

                                                                                Золотухина Алина, ученица 8Б

Проверил:

Шупегин Андрей Александрович,

учитель истории и обществознания

Смоленск

2018

Цель:

Объяснить значимость открытий Фарадея

Задачи:

  • Представить сведения о биографии Майкла Фарадея
  • Узнать об опытах и открытиях ученого
  • Интересные факты из жизни Майкла Фарадея

План:

  1. Биография
  2. Детство и юность
  3. Научная деятельность
  4. Опыты
  5. Открытия и труды
  6. Последние годы жизни
  7. Интересные факты
  8. Вывод
  9. Источники

Майкл Фарадей – повелитель молний

Биография

«До тех пор, пока люди пользуются благами электричества, они всегда будут с благодарностью вспоминать имя Фарадея», — сказал Герман Гельмгольц.

Майкл Фарадей — английский физик-экспериментатор, химик, создатель учения об электромагнитном поле. Он открыл электромагнитную индукцию, являющуюся основой промышленного производства электричества и применения в современных условиях.

Детство и юность

Майкл Фарадей родился 22 сентября 1791 года в Ньюингтон-Баттс, недалеко от Лондона. Отец — Джеймс Фарадей был  кузнецом. Кроме Майкла, в семье росли брат Роберт и сестры Элизабет и Маргарет. Жили бедно, поэтому Майкл не доучился в школе и в 13 лет пошел работать в книжный магазин рассыльным.

Образование закончить не удалось. Тягу к знаниям удовлетворяло чтение книг по физике и химии — в книжной лавке таких было в избытке. Юноша осваивал первые эксперименты. Соорудил источник тока — «Лейденскую банку». Отец и брат поддерживали Майкла в тяге к экспериментам.

В 1810 году 19-летний юноша стал членом философского клуба, в котором читали лекции по физике и астрономии. Майкл участвовал в научной полемике. Одаренный молодой человек привлекал внимание ученого сообщества. Покупатель книжного магазина Уильям Денс вручил Майклу подарок — билет на посещение ряда лекций по химии и физике Гемфри Дэви (основателя электрохимии, первооткрывателя химических элементов Калия, Кальция, Натрия, Бария, Бора).

Будущий ученый, записав лекции Гемфри Дэви, сделал переплет и отправил профессору, сопроводив письмом с просьбой найти какую-нибудь работу в Королевском институте. Дэви принял участие в судьбе юноши, и через некоторое время 22-летний Фарадей получил работу лаборанта в химической лаборатории.

Наука

Выполняя обязанности лаборанта, Фарадей не упускал возможности прослушивать лекции, в подготовке которых участвовал. Также с благословения профессора Дэви молодой человек проводил свои химические опыты. Добросовестность и искусность выполнения работы лаборантом сделала его неизменным помощником Дэви.

Опыты Майкла Фарадея

В 1813 году Дэви взял Фарадея секретарем в двухлетнее европейское путешествие. Во время поездки молодой ученый познакомился с многими известными учеными: Андре-Мари Ампером, Жозефом Луи Гей-Люссаком, Алессандро Вольта.

По возвращении в Лондон в 1815 году Фарадей получил должность ассистента. Параллельно продолжал любимое дело — ставил собственные опыты. За жизнь Фарадей провел 30 000 экспериментов. В научных кругах за педантичность и трудолюбие получил звание «короля экспериментаторов». Описание каждого опыта аккуратно заносил в дневники. Позже эти дневники были изданы.

Первое печатное издание Фарадея вышло в 1816 году. Эти труды были  посвящены химии. В 1820 году из ряда экспериментов со сплавами, молодой ученый обнаружил, что сплав стали с добавлением никеля не дает окисления. Но результаты опытов прошли мимо металлургов. Открытие нержавеющей стали было запатентовано гораздо позже.

 К 1821 году от химии он перешел к физике. Фарадей выступал как сложившийся ученый, приобрел вес в научном сообществе. Вышла статья о принципе работы электродвигателя, положившая начало промышленной электротехники.

В 1820 году Фарадей увлекся опытами по взаимодействию электричества и магнитного поля.  В 1821 году была издана его работа «О некоторых новых электромагнитных движениях и о теории магнетизма». В ней ученый представил опыты с магнитной стрелкой, вращающейся вокруг одного полюса, т. е. осуществил превращение электрической энергии в механическую. Фактически он представил первый в мире, пусть и примитивный, электрический двигатель.

Радость открытия испортила жалоба Уильяма Волластона (открыл Палладий, Родий, сконструировал рефрактометр и гониометр). В жалобе к профессору Дэви ученый обвинял Фарадея в краже идеи с вращающейся магнитной стрелкой. История приняла скандальный характер. Дэви принял позицию Волластона. Только личная встреча двух ученых и разъяснение своей позиции Фарадеем смогла уладить конфликт. Волластон отказался от притязаний. Отношения Дэви и Фарадея утратили прежнюю доверительность. Хотя первый до последних дней не уставал повторять, что Фарадей — главное сделанное им открытие.

Также Майкл Фарадей предположил, что магнетизм может быть причиной возникновения электрического тока. Первое упоминание теории появилось в дневнике ученого в 1822 году. Десять лет опытов ушло на разгадку тайны электромагнитной индукции.

Явление «возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него» было названо электромагнитной индукцией. Обнаружение электромагнитной индукции открыло дорогу созданию источника тока — электрогенератора.

Открытие положило начало новому плодотворному витку экспериментов ученого, давших миру «Экспериментальные исследования по электричеству». Фарадей опытным путем доказал единую природу возникновения электрической энергии, независимую от способа, при помощи которого вызван электрический ток.

Открытия Майкла Фарадея: трансформатор

Фарадей стал автором первого трансформатора. Ему принадлежит понятие «диэлектрической проницаемости». В 1836 году путем ряда экспериментов он доказал, что заряд тока оказывает воздействие только на оболочку проводника, оставляя объекты внутри нее нетронутыми. В прикладной науке устройство, сделанное на принципе этого явления, называется «клетка Фарадея».

Открытия и труды

Открытия Майкла Фарадея посвящены не только физике. В 1824 году им открыт бензол и изобутилен. Ученый вывел жидкую форму хлора, сероводорода, диоксида углерода, аммиака, этилена, диоксида азота, получил синтез гексахлорана.

Открытия Майкла Фарадея: униполярный генератор (диск Фарадея)

В 1845 году великому ученому удалось привлечь внимание мировой общественности еще некоторыми открытиями: открытие изменения плоскости поляризованного света в магнитном поле («эффект Фарадея») и диамагнетизма (намагничивания вещества к внешнему магнитному полю, действующему на него).

Правительство Англии не единожды просило Майкла Фарадея о помощи в решении проблем, связанных с техническими вопросами. Ученый разрабатывал программу оснащения маяков, методы борьбы с коррозией кораблей, выступал судебным экспертом. Будучи по природе человеком добродушным и миролюбивым, наотрез отказался участвовать в создании химического оружия для войны с Россией в Крымской войне.

Последние годы жизни

Майкл Фарадей болел. В краткие моменты, когда болезнь отступала, он работал. В 1862 году выдвинул гипотезу о движении спектральных линий в магнитном поле. Подтвердить теорию смог в 1897 году Питер Зееман, за что в 1902 году получил «Нобелевскую премию». Фарадея Зееман назвал автором идеи.

Майкл Фарадей скончался за рабочим столом 25 августа 1867 года в возрасте 75 лет. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне. Ученый просил перед смертью о скромных похоронах, поэтому пришли только родственники. На могильной плите высечено имя ученого и годы жизни.

Интересные факты

У Фарадея был особый талисман, который он постоянно носил в кармане – это магнит.

В работе ученый-физик не забывал о детях. Лекции для детей «История свечи» (1961 год) переиздают по сей день.

Портрет Фарадея помещен на английскую купюру в 20 фунтов выпуска 1991—1999 годов.

Ходили слухи, что Дэви не отвечал Фарадею на просьбу о работе. Однажды, временно потеряв зрение во время химического эксперимента, профессор вспомнил о настойчивом юноше. Поработав секретарем ученого, юноша так потряс Дэви своей эрудицией, что тот предложил Майклу работу в лаборатории.

После возвращения из Европейского турне с семьей Дэви Фарадей в ожидании места ассистента в Королевском институте поработал там посудомойщиком.

Вывод

Майкл Фарадей – великий английский ученый. Он внес огромный вклад в развитие химии и физики. Он открыл явление электромагнитной индукции, опытным путем доказал единую природу возникновения электрической энергии. Ученый проводил большое количество экспериментов с электрическим током, и поэтому современники назвали его «повелителем молний».

Источники

https://24smi.org/celebrity/5038-maikl-faradei.html

http://the-biografii.ru/uchenye/127-biografiya-maykla-faradeya.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права ребенка Мир моих прав Выполнили ученики 10 класса А: Бекишев Матвей, Астахов Дмитрий, Пятыгин Федор, Иванов Никита

Слайд 3

Какими законами регулируются наши права "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Конституция РФ ; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Слайд 5

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье . Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка. Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

Слайд 7

Ребенок имеет право на доступ к информации. Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Слайд 8

Конвенция о правах ребенка

Слайд 9

Ребенок имеет право на образование. Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно. Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

Слайд 10

Ребенок имеет право на образование. Ребенок имеет право на образование.

Слайд 11

Подведем итоги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модернизм в искусстве ( XXв )

Слайд 3

В понятие модернизма входят различные направления : экспрессионизм ; неоимпрессионизм; импрессионизм; постимпрессионизм ; фовизм; футуризм; кубизм .

Слайд 5

Ха́им Сýтин — белорусско- французский живописец еврейского происхождения . Художник «Парижской школы ». Умер в гробу, который должен был его спасти. Когда он был маленьким, он увидел, как соседский мясник отрубает голову гусю. Помнил, что хотел закричать, но не мог. Позже он рассказывал, что пишет свои работы потому, что пытается выпустить наружу тот крик, застрявший сгустком ужаса в его горле.

Слайд 6

Portrait of a Woman Portrait of the Sculptor, Oscar Miestchaninoff

Слайд 7

Насильственная смерть во многих его картинах – это отголоски его детских психологических травм. Он рисовал мёртвых животных – освежёванные бычьи туши и кроликов, ощипанных птиц, – чтобы освободиться от воспоминания об убийстве, свидетелем которого он стал. The Table Still Life with Herring

Слайд 10

В молодые годы у Мунка был роман с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен. Эта история, полная ревности, разрывов и возвращений, закончилась печально: во время выяснения отношений прозвучал выстрел. Пуля покалечила левую руку художника »

Слайд 11

Однажды Мунк вместе со своими друзьями прогуливался по смотровой площадке с видом на фьорд. Внезапно небо перед ним стало кроваво-красным, и ему показалось, что он слышит истошный крик.

Слайд 12

Люди печатают её изображение на носках и трусах, делая на этом деньги, даже не думая о том, что рядом с тем местом, где он тогда стоял, находилась скотобойня и дом для душевнобольных. Что крики умирающих животных, которых буквально забивали до смерти, и вопли сумасшедших смешивались друг с другом и были невыносимыми. Этот крик преследовал Мунка всю его жизнь . Это доказывает, как минимум, то, что он постоянно копировал свою картину.

Слайд 14

«Я не верю в искусство, что не рождено человеческой потребностью открыть своё сердце . Всё искусство — литература, музыка — пишется кровью сердца — Искусство и есть кровь сердца художника».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир п рав и обязанностей

Слайд 2

Презентацию подготовили ученики 10 «Б» класса Тремполец Елизавета, Гудков Егор, Васильев Никита, Хритоненкова Анастасия

Слайд 3

Вступила в силу 25 декабря 1993 года Состоит из 8 глав 9 разделов 146 статей

Слайд 4

Принята 10 декабря 1948 года Состоит из 66630 статей

Слайд 5

Вступила в силу 20 ноября 1989 года Состоит из 54 статей

Слайд 7

Юридическая консультация

Слайд 8

Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Слайд 9

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.

Слайд 10

Гадкий утёнок Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Слайд 11

Право на получение медицинской помощи и лечения.

Слайд 12

Сказочные герои Право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.

Слайд 13

Право на Неприкосновенность жилища .

Слайд 14

учеба имя отдых семья мед . помощь жизнь труд мы имем право на...

Слайд 15

«Если у тебя есть право - это значит, что у кого-то должна быть обязанность. Если мы говорим «право», то подразумеваем «обязанность».

Слайд 17

НАШИ ОБЯЗАННОСТИ - Следить за собой - Беречь имущество - Соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены - Ходить в школу и выполнять домашние задания - Охранять природу - Уважать старших - Выполнять поручения

Слайд 18

Живи по закону, п оступай по совести .