Учебно-методический комплекс

Аверьянова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             

Бурятский респотребсоюз

ПОЧУ

«Улан-Удэнский  торгово-экономический техникум»

Описание: Описание: log_wb

Улаан-Yдын худалдаа наймаанай-кономическа техникум

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»

для студентов специальности среднего профессионального образования

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2020

Рассмотрен на заседании ЦК

Протокол №____  «__»________2020г.

Председатель ПЦК _______/А.Л. Францева/

Разработчик: Аверьянова М.В. – преподаватель специальных дисциплин  

 ПОЧУ «Улан-Удэнский торгово-экономический техникум»

Рецензент:

                

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»  предназначены для студентов  специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения» .

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, общими компетенциями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Перечень  видов самостоятельной работы……………………………………...6

Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………....7

Методические рекомендации по работе  с литературой……………………....7

Методические   рекомендации  по составлению конспекта………………….10

Методические рекомендации по подготовке сообщения..………..………......10

Методические рекомендации по выполнению реферата…………………......15

Методические рекомендации по подготовке презентации……………….…..19

Список рекомендуемой литературы  и интернет- источников………………25

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения» предназначены для студентов  специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения».

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, общими компетенциями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

        В результате выполнения самостоятельных работ по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения» студенты должны:

уметь:

  • применять методы товароведения;
  • формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
  • оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
  • рассчитывать товарные потери и списывать их;
  • идентифицировать товары;
  • соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним.

 знать:

  • теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
  • виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
  • классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;
  • условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
  • особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.

Перечень  видов самостоятельной работы представлен в таблице

№п/п

Вид внеаудиторной СРС

Тема

Место в рабочей программе

Форма контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

1

Подготовка реферата

 «Этапы становления товароведения как научной дисциплины»

Раздел 1

Тема 1.1

выступление с сообщением

2

2

Составление конспекта

«Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации»

Раздел 1

Тема 1.2

проверка выполнения конспекта

2

3

Разработка тестового задания

Определение кодов товарных позиций по ТН ВЭД

Раздел 1

Тема 1.3

проверка выполнения тестового задания

2

4

Составление конспекта

Записать суть, цель, формы, значение сертификации продукции и услуг в деле повышения качества

Раздел 2

Тема 2.2

проверка выполнения конспекта

2

5

Составление конспекта

Изучить ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» и выписать какие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи ему товаров ненадлежащего качества

Раздел 2

Тема 2.4

проверка выполнения конспекта

3

6

Подготовка реферата

Подготовить реферат или презентацию «10 лучших товаров Бурятии»

Раздел 2

Тема 2.4

выступление с рефератом

3

7

Составление конспекта

Органы, контролирующие качество товаров

Раздел 2

Тема 2.2

проверка выполнения конспекта

2

8

Составление конспекта

Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия

Раздел 3

Тема 3.1

проверка выполнения конспекта

4

9

Составление конспекта

Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества

Раздел 3

Тема 3.2

проверка выполнения конспекта

3

10

Подготовка презентаций

Меры по предупреждению и снижению товарных потерь

Раздел 3

Тема 3.3

проверка выполнения презентации

3

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной  самостоятельной   работы.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы  используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита презентаций.

В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации.

Методические рекомендации по работе  с литературой

 Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

     Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует  на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и  закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные  сведения с ранее известными.

 Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

 Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План  - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых,  план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике  нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы , а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала.  Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К  написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.  Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Методические   рекомендации  по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 3-5 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в выступлении занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

12-15

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн- эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИНТЕРНЕТ- ИСТОЧНИКОВ

Нормативные документы: 

Закон РФ «О защите прав потребителей»

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

Закон РФ «О потребительской кооперации»

Правила продажи отдельных видов (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998г №55)

Основная:

  1. Илларионова К. В., Асфондьярова И. В. Теоретические основы товароведения и экспертизы потребительских товаров. - Издательство: Троицкий мост, 2019 г; 
  2. Власова Е. Н., Михайлова Л. В., Зонова Л. Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы.Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 г. 
  3. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 г; 
  4. Райкова Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 г. 
  5. Страхова С. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 г; 
  6. Косарева О. А.Теоретические основы товароведения. Университет «Синергия», 2017 г. 
  7. Таловикова Л. В., Славнова Т. П., Еремеева Н. В., Голубенко О. А., Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 г. 
  8. Гончаренко О. А., Коснырева Л. М., Белкин Ю. Д., Положишникова М. А., Иванова Т. Н., Елисеев М. Н., Рыжакова А. В., Родина Т. Г., Елисеева Л. Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров.

Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 г.

  1. Снитко А. П., Волошко Н. И., Ходыкин А., Ляшко А. А. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 г.
  2. Мельникова Т., Калиева О., Кащенко Е. Товароведение галантерейных товаров

Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 г.

  1. Ибрагимова Н. А., Фукина О. В., Райкова Е. Ю., Пехташева Е. Л., Чалых Т. И. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров.

     Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017  г. 

  1. Таловикова Л. В., Славнова Т. П., Еремеева Н. В., Голубенко О. А., Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. Издательство: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 г. 
  2. Мельникова Т. Ф., Калиева О. М., Кащенко Е. Г. Товароведение однородных групп. Издательство: ГОУ ОГУ , 2015 г.

Дополнительная:

Лифиц, И.М. Теоретические основы товароведения : учебник / Лифиц И.М. — Москва : КноРус, 2021. — 219 с. — ISBN 978-5-406-02951-0. — URL: https://book.ru/book/936296 (дата обращения: 09.01.2021). — Текст : электронный.

Интернет-ресурсы:

  1. Консультант Плюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. РОСКОДЕКС: российское законодательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskodeks.ru/
  3. Гарант:  информационно-правовой  портал   [Электронный  ресурс].   -  Режим  доступа: http://www.garant.ru/
  4. Кодексы и законы РФ: правовая навигационная система [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zakonrf.info/



Предварительный просмотр:

Бурятский  респотребсоюз

 ПОЧУ  «Улан - Удэнский

торгово-экономический

техникум»

log_wb

Улаан-Удын

худалдаа наймаанай

Экономическэ           техникум

Комплект оценочных средств

по профессиональному модулю 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

МДК 03. 01 «Теоретические основы товароведения»

специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2020

Рассмотрено                                                                                    Утверждаю

на заседании цикловой комиссии                                                Зам. директора по УМР

профессионального цикла                                                              _______Д.Ц. Цыденжапова

Протокол № 2 от « 16 » декабря 2020 г.

Председатель ЦК ____________А.Л. Францева


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений  обучающихся, освоивших программу  МДК 03.01. ПМ 03.

2. КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена.

  1. КОС разработаны на основании положений:

- ФГОС СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям);

- программы по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

- программы  МДК 03.01. ПМ 03.

2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

Применять методы товароведения

-использование методов товароведения при классификации товаров

Тестирование

Экзамен

Формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент

-верность и точность в формировании торгового ассортимента

Практическая работа

Экзамен

Оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества

-точность оценивания качества товаров и верность установки их градации качества

Тестирование

Экзамен

Рассчитывать товарные потери и списывать их

-точность расчетов товарных потерь и правильность их списывания

Тестирование

Экзамен

Идентифицировать товары

-правильность идентифицирования товара

Тестирование

Экзамен

Соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним

-соблюдение требований условий и сроков хранения товаров и их транспортировки;

Тестирование

Экзамен

Знать теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них

- точность изложения цели, задач, принципов, функций и методы товароведения;

- точность определения основополагающих

товароведных характеристик товара

Тестирование

Экзамен

Знать виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;

-определять виды товарных потерь,

Тестирование

Экзамен

Знать классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;

систематизированность ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров в соответствии с классификацией;

- точность оценки качества в соответствии с госстандартами

Тестирование

Экзамен

Знать условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;

- правильность выполнения условий транспортирования, точность соблюдения сроков хранения и правильность использования эпидемиологических требований к товарам.

Тестирование

Экзамен

2. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения экзамена

ЗАДАНИЕ (теоретическое) № 1

Текст задания:

Вариант №1

1. Какие основные понятия применяются в курсе товароведение потребительских товаров?

а) предмет дисциплины;

б) цели курса;

в) продукция, товар, товароведение;

г) задачи товароведения;

д) структура предмета.

2. Как именуется материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей?

а) продукт;

б) товар;

в) предмет;

г) потребительская стоимость;

д) продукт.

3. Показатель «устойчивость ассортимента» характеризуется товарами:

а) удовлетворяющими изменившиеся потребности за счет новых товаров

б) имеющими устойчивый спрос

в) включенными в ассортиментный перечень

г) имеющимися в наличии

4. Когда продукция становится товаром?

а) когда она потребляется;

б) когда имеет цену;

в) когда становится потребительной стоимостью;

г) когда она становится объектом купли-продажи;

д) когда предлагается на рынке.

5. Чем обладает товар как сложное понятие и не менее сложный материальный объект?

а) физическими свойствами;

б) определенными потребительными свойствами;

в) индивидуальными качествами;

г) материальной структурой;

д) сортностью.

 6. Кто дал одно из первых определений товароведения?

а) Варрон;

б) Вавилов И.;

в) Колумелла;

г) Себициус М.;

д) Линней.

7. В каком году зафиксировано определение: «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров»?

а) 1960 г.;

б) 1961 г.;

в) 1962 г.;

г) 1963 г.;

д) 1964 г.

8. Из каких разделов состоит товароведение потребительских товаров?

а) общей и особенной частей;

б) вступительного и главного разделов;

в) теоретического и практического разделов;

г) общей части и частного товароведения;

д) вступительного, основного и заключительного разделов.

9. Какая часть товароведения анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы?

а) частное товароведение;

б) теоретическая;

в) практическая;

г) специальная;

д) основная.

10. Назовите принцип товароведения, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг:

а) систематизация;

б) синтегрированность;

в) совокупность;

г) совместимость;

д) взаимозаменяемость.

11. С какого года в Российских коммерческих учебных заведениях товароведение начали изучать как самостоятельную учебную дисциплину?

а) с 1838 г.;

б) с 1839 г.;

в) с 1840 г.;

г) с 1841 г.;

д) с 1842 г.

12. На что направлена товароведная деятельность, как составляющая часть коммерческой?

а)    на товары и сопутствующие им торговые услуги;

б)    на контроль качества;

в)    на подготовку к продаже;

г)    на соблюдение условий хранения;

д)    на контроль потребительских свойств.

13. Сколько основополагающих характеристик имеют товары как объекты товароведной деятельности?

а)    одну;

б)    две;

в)    три;

г)    четыре;

д)    пять.

14. Назовите товароведные характеристики товаров:

а)   потребительские, физические;

б)   ассортиментные, качественные, количественные;

в)   технические, структурные;

г)    внешние, внутренние;

д)   функциональные, стоимостные.

15. Благодаря каким характеристикам продукция приобретает полезность для потребителей и становится товаром?

а)    потребительским, стоимостным;

б)    ассортиментным, качественным и количественным;

в).  техническим, структурным;

г)    внешним, внутренним;

д)    функциональным, экономическим.

16. Как называется совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение?

а)    качественная характеристика;

б)    потребительские свойства;

в)    номенклатура товаров;

г)    ассортиментная характеристика товаров;

д)    количественная характеристика.

17. Какая характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений?

а)    количественная;

б)    ассортиментная;

в)    качественная;

г)  субъективная;

д)    объективная.

 

18. На сколько групп подразделяются субъекты товароведной деятельности?

а)    на одну;

б)    на две;

в)   на три;

г)    на четыре;

д)    на пять.

19. Во взаимодействии с какими специалистами осуществляют свою деятельность товароведы?

а)    с технологами и маркетологами;

б)    с экономистами;

в)    с менеджерами;

г)    с дистрибьюторами;

д)    с продавцами.

20. Какой характер носит взаимодействие товароведа с потребителем?

а) прямой; +

б)    косвенный;

в)    непосредственный;

г)    регулярный;

д)    опосредованный.

21. Как реализуются теоретические знания товароведа?

а)    через определение ассортимента;

б)    через оценку качества товаров;

в)    посредством диагностики дефектов;

г)    при идентификации товарных партий;

д)    через определенные товароведные навыки и конкретные решения проблем.

22. Назовите методы, применяемые в товароведении:

а)    технологические;

б)    аналитические;

в)    эмпирические;

г)    научного познания и практической товароведной деятельности;

д)    физико-химические.

23. Как называется метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств?

а)    физический;

б)    биологический;

в)    диагностический;

г)    психологический;

д)    органолептический. +

24. На каких данных базируется анализ товаров?

а)    аналитических;

б)    системных;

в)    экспериментальных;

г)    характерных;

д)    частных.

25. Назовите систему знаков, принятых для образования кода.

а)    буквы;

б)    цифры;

в)    штрихи;

г)    алфавит кода;

д)    символы.

26. Распределение множества объектов на подмножества по общим признакам – это:

а)   кодирование

б)   идентификация

в) классификация

г) ранжирование

27. Как называется набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности?

а)    сорт товаров;

б)    класс товаров;

в)    ассортимент товаров;

г)    назначение товаров;

д)    номенклатура товаров.

28. Назовите классификацию ассортимента потребительских товаров:

а)   классы;

б) группы, подгруппы, виды, разновидности;

в)    сорта;

г)    типы;

д)    ряды.

29. Как называется способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности?

1.    полнота ассортимента;

2.    реальный ассортимент;

3.    широта ассортимента;

4.    удовлетворительный ассортимент;

5.    действительный ассортимент.

30. Как могут быть охарактеризованы потребители товаров устойчивого ассортимента?

1.    постоянные потребители;

2.    устойчивый сегмент рынка;

3.    «консерваторы во вкусах и привычках»;

4.    потребители с постоянными предпочтениями;

5.    надежные покупатели.

Вариант №2

1. Предметом товароведения являются …

а) потребительные стоимости товаров

б) сами товары

в) сырье для изготовления товаров

2. Цель товароведения - изучение ….

а) основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость

б) их изменений на всех этапах товародвижения

в) все вышеперечисленное

3. Как именуется материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей?

а)    продукция;

б)    товар;

в)    предмет;

г)    потребительная стоимость;

д)    продукт.

4. Из следующих товаров выберите те, которые относятся к группе товаров кратковременного пользования:

а) холодильники, одежда;

б) пиво, мыло;

в) стрижки, ремонтные работы.

5. Чем является материальная продукция, предназначенная для купли-продажи?

а) потребительной стоимостью;

б)    продуктом;

в)    объектом купли;

г)    объектом продажи;

д)    товаром.

6. Кто дал определение товароведения: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения»?

а) Вавилов И.;

б)   Себициус М.;

в)   Линней;

г)   Маркс К.;

д)   Бургаве.

7. Кому принадлежит высказывание: «Есть наука со скучным названием – товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении»?

а) Паустовскому К.;

б)    Болотову А.;

в)    Толстому Л.;

г)   Менделееву Д.;

д)    Пастеру Л.

8. Что является предметом товароведения?

а) качество товаров;

б)  свойства товаров;

в)  знания о товарах;

г)  характеристика товаров;

д) потребительные стоимости товаров.

9. Рассмотрению каких основ посвящена общая часть товароведения?

а) практических;

б)   теоретических;

в)    частных;

г)    специфических;

д)    характерных.

10. Назовите принцип товароведения, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий:

а) эффективность;

б)   безопасность;

в)    взаимозаменяемость;

г)    интегрированность;

д)    совместимость.

11. Назовите принцип товароведения, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги, в целях выполнения одних и тех же требований:

а) эффективность;

б)  интегрированность;

в)  взаимозаменяемость;

г)  сопряженность;

д)  совместимость.

12. Назовите дату публикации книги И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы»:

а) 1754 г.;

б)  1755 г.;

в)  1756 г.;

г)  1757 г.;

д)  1758 г.

13. Различают два метода классификации:

а) иерархический и фасетный

б) дифференциальный и комплексный

в) иерархический и комплексный

г) фасетный и комплексный

14. Назовите объекты товароведной и коммерческой деятельности:

а) продукты;

б)  вещи;

в)  товары;

г) сырье;

д)  полуфабрикаты.

15. Назовите основополагающие характеристики товаров как объектов товароведной деятельности:

а) органолептические, функциональные;

б)  физические, потребительские;

в)    химические, технические;

г)    внешние, внутренние;

д)   ассортиментные, качественные, количественные, стоимостные.

16. Как называется совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления?

а) характеристика;

б)    ассортимент;

в)    качество;

г)    количество;

д)    свойства.

17. Назовите определение совокупности внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности:

а) потребительские свойства;

б)  номенклатура товаров;

в)  ассортимент товаров;

г)  количественная характеристика;

д)  качественная характеристика товаров.

18. Назовите определение совокупности определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения:

а) качественная характеристика;

б)  количественная характеристика товаров;

в)  ассортиментная характеристика;

г)  потребительские свойства;

д)  стоимостная характеристика.

19. Назовите субъектов товароведной деятельности:

а) специалисты, маркетологи;

б)  руководители, коммерсанты;

в)  эксперты, предприниматели;

г)  товароведы-специалисты и потребители товаров;

д)  технологи, организаторы.

20. Безопасность - …

а) основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей

б) принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров

в) все ответы верны

 21. В каком федеральном законе России дано определение термина «потребитель»?

а) Конституция РФ;

б)  Гражданский кодекс РФ;

в)   «О сертификации продукции и услуг»;

г)    «О защите прав потребителей»;

д)    «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

22. На что направлена товароведная деятельность?

а) на реализацию товаров;

б)  на контроль качества;

в)    на изучение товарных характеристик;

г)    на удовлетворение запросов потребителей;

д)    на реализацию товарной номенклатуры.

23. Сколько групп методов применяется в товароведении?

а) одна;

б)  две;

в)  три;

г)  четыре;

д)  пять.

24. Как называется метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений?

а) измерительный;

б)  технический;

в)    эмпирический;

г)    аналитический;

д)    органолептический.

25. Как называются методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части?

а) эмпирические;

б)  органолептические;

в)    аналитические;

г)    физические;

д)    математические.

 26. Как называется минимально доступное количество видов товаров повседневного спроса, определяющий профиль розничной торговли организации?

а)   ассортимент;

б) ассортиментный минимум (перечень) ;

в) товары повседневного спроса;

г) реальный рациональный ассортимент;

д) структура ассортимента.

27. Из каких элементов состоит структура кода:

а) букв;

б)  цифр;

в)  штрихов;

г)    символов;

д)    алфавита, основания, разряда, длины.

28. Наиболее объективный метод определения показателей качества из приведенных:

а) экспертный

б) органолептический

в) расчетный

д) измерительный

29. Назовите ступени классификации, на которые была распределена вся продукция в классификационной части ОКП:

а) класс, подкласс, группа, подгруппа, вид;

б)  сорт;

в)   разряд;

г)   степень;

д)   раздел.

30. Какие товары выделяют из множества всех товаров по признаку назначения?

а) потребительские, промышленные и товары для управленческой деятельности;

б)  одежда;

в)   обувь;

г)   ткани;

д)   меха.

Эталон ответов

Вариант №1

Вариант №2

1 - В

16 – Г

1 – А

16 – А

2 - Д

17 – В

2 – А

17 – Д

3 - Б

18 –Б

3 – Д

18 – Б

4 – Г

19 – А

4 – Б

19 – Г

5 – Б

20 – А

5 –Д

20 – А

6 – Б

21 – Д

6 – Г

21 – Г

7 – В

22 – Г

7 – А

22 – Г

8 – А

23 – Д

8 – Д

23 – Б

9 – А

24 – В

9 – Б

24 – А

10 – А

25 - Г

10 – Д

25 – В

11 – Д

26 – В

11 – В

26 – Б

12 – А

27 -

12 – В

27 – Д

13 - Г

28 – Б

13 – А

28 – Д

14 – Б

29 -

14 – В

29 – А

15 – А

30 -

15 – Д

30 - А

Критерии оценки

 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания – учебная аудитория или компьютерный класс

2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин.

3. Вы можете воспользоваться бумагой, ручкой, компьютерами с внутритехникумовской базой данных «Алиса»

ЗАДАНИЕ (практическая работа) № 2

Текст задания:

Задание 1

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента.
Рассчитать коэффициент полноты ассортимента по следующим данным:
а) В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20,

б) в стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как 100 тысяч наименований

в) в продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как

ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте в таблице 1

Таблица 1 «Коэффициенты полноты ассортимента»

Вид товара

Фактическая полнота (число разновидности)

Базовая полнота

Коэффициент полноты

телевизоры

игрушки

обувь

Задание 2

Рассчитать структуру ассортимента тканей.

Таблица 2

Вид тканей

Количество тканей, м

Цена тканей, руб. за 1 м

Общая сумма, руб.

Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении

натуральном

денежном

Хлопчатобумажные

400

15

Шерстяные

300

25

Льняные

200

35

Синтетические

500

15

Итого

Задание 3.

Необходимо определить новизну (обновление) ассортимента в салоне-магазине, если известно общее количество продукции (150 моделей), а поступление новых моделей составляет 66.

Задание 4.

Необходимо определить коэффициент оптимального ассортимента, если известно, что затраты на проектировку, разработку, производство, доведения ассортимента до потребителя составляют 318 тис. грн.., а полезный эффект по назначению – 157 тис. грн.

Критерии оценки:

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.


Предварительный просмотр: