Методические материалы

Ковалевская Кристина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

«Приёмы обучения смысловому чтению на уроках при формировании познавательных учебных действий»

                                       

Актуальность

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области языкового образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

В концепции универсальных учебных действий  наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:

  • Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
  • Слабость анализа и синтеза прочитанного;
  • Зависимость от небольшого жизненного опыта;
  • Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
  • Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
  • Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
  • Преобладание репродуктивного уровня восприятия.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

                       Виды чтения:

1. Просмотровое,

2. Ознакомительное - поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со

сжатием информации),

3. Смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и

точное понимание содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе

чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения

смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.                                                                                  

Современная методика предполагает такую читательскую деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, приобщает ребёнка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития и познания собственной личности. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все эти качества взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому подготовка чтеца должна строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения, который реализуется уже в период обучения грамоте. Ещё важнее иметь такую систему при изучении любых художественных произведений. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:

  • Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.
  • Синтетический этап предполагает, что все три компонента происходят одновременно. На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования. Интонация появляется лишь тогда, когда ребёнок удерживает в сознании общий смысл читаемого. Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.
  • Этап автоматизации -  техника чтения доведена до автоматизма. Все интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идея произведения, его композиция, художественные средства. На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.

Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации ребёнок начальной школы пройдёт успешно при условии создания учителем следующего режима работы (приёмов, способов реализации озвученных методик)

  • Обязательные ежедневные упражнения в чтении;
  • Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов;
  • Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления;
  • Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.

Мы часто говорим, что он читать не хочет. Нет, он просто не может! Только к 9 – 10 годам сформировываются механизмы произвольной саморегуляции деятельности, организации внимания. Ведь, чтобы сосредоточиться, нужно сконцентрировать своё внимание произвольно.

Работа над правильностью и беглостью чтения.

           Вести речь о правильности и беглости чтения имеет смысл лишь тогда, когда чтец понимает текст. Для отработки такого навыка существуют следующие приёмы, представляющие собой два направления:

  • Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания. Они помогают предотвращать типичные ошибки при чтении (пропуски букв, слогов, строчек, их перестановка; вставка произвольных элементов в единицы чтения; повторы при чтении ребёнку необходимы для поддержания смысла прочитанного и учитель не должен резко пресекать эту ошибку, иначе это помешает ребёнку перейти на синтетический этап чтения)
  • Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения. Принцип состоит в постоянном обращении внимания ребёнка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении и таким образом проникать в суть произведения, а также добиваться правильного беглого чтения. Беглость зависит от поля чтения и длительности остановок. Опытный чтец делает на строке от 3 до 5 остановок, поле чтения неопытного чтеца очень мало и он может останавливаться на каждой букве. Неумение удержать в памяти схваченный отрезок и заставляет возвращаться к прочитанному. Поэтому, тренируя зрительное восприятие, учитель работает и над беглостью чтения.

Работа над сознательностью чтения

 В этом смысле предполагается понимание ребёнком большей части слов, употребляемых в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание отдельных частей текста, их внутренней связи и, наконец, понимание смысла всего текста. Приёмы реализации этой методики могут быть различны:

  • Приём зеркального чтения: кот – ток, рот – тор, мама – амам; приём устраняет привычные штампы, формирует произвольность регуляции движения глаз, ребёнок не замечает логической ошибки, так как слово может и не иметь смысла;
  •  Придумай продолжение. Чтение только одинаковой части слов части слов: рыболов, птицелов, мухолов, бобров, комаров; мыслительная линия проходит посередине слова, точность произнесения первой половины необязательна. Приём призван акцентировать внимание ребёнка на окончаниях слов, что часто многие не делают (срабатывает момент угадывания и смысл фраз теряется вовсе)
  • Приём пропуска буквы (чтение пунктирно написанных букв), не обязательно орфографического содержания. Пропуски можно увеличивать, тогда в памяти ребёнка будут закрепляться целостные образы букв и их сочетаний, что совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария, нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
  • Чтение строчек с прикрытой основой. Это создаёт игровую мотивацию и развивает творческое мышление, тренируя зрительную и кратковременную память. Расширяется объём памяти, так как необходимо удерживать в памяти сразу несколько слов.
  • Коллективное прочтение повторяющихся лёгких слов или фраз: мяу-мяу, баю-баю, мы хотим, как поросята – хрюкать. Такой приём раскрепощает сознание ребёнка и позволяет ощутить себя участником процесса.
  • Поиск в тексте заданных слов. Часто это пословицы, потешки, загадки. Такие слова повторяются без изменений, но искать их в тексте придётся, прочитывая его по нескольку раз. Это даст возможность уловить мысль, изложенную в тексте.
  • Восполнение пропуска слов в предложениях с подсказкой их некоторых букв. Подсказка производится несколькими буквами, однозначно их определяющими: где ты была с.г…я, киска? У к.р.л..ы у английской! Такой приём помогает сочетать совершенствование техники чтения с развитием гипотетических навыков.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

      Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

      Стратегия  смыслового чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа  текста.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.     Постановка  целей  урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текстаСамостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

2. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4. Выразительное чтение.

       III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

      Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. Ребята отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям , энциклопедиям, справочной литературе.  Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. При чтении можно использовать заметки как акт мышления. Процесс чтения завершается формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие, оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Смысловое чтение

представляет собой комплексное УУД, состоящее из:

  • осмысления цели чтения (для чего?),
  • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
  • умения определять основную и второстепенную информацию.
  • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
  • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

Методические приемы развития смыслового чтения

ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи

для эффективного чтения и размышления с использованием условных

обозначений:

«!» - помечается то, что уже известно,

«-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,

«+» - помечается то, что является для учащегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше,

А затем учащийся систематизирует материал в таблицу.

  • Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
  • На каждом из шести лепестков записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
  • При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

 Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

  • Практические вопросы.

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

    Как бы я поступил на месте героя?

Классификация вопросов Б.Блума

  • Простые вопросы.

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. 

Как звали главного героя? Куда впадает Волга? 

  • Уточняющие вопросы.

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... 

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии.

Важно научить задавать их без негативной окраски.

Классификация вопросов Б.Блума:

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. 

Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? 

  • Оценочные вопросы.

 Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ?

 Что лучше? Правильно ли поступил ...? 

Чтение с остановками и вопросами Блума 

текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов,

стимулирующих развитие мышления:

- на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и

определение связи между событиями, фактами, идеями,

- на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации,

- на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную

информацию с последующим формированием суждений и мнений,

- на аналитическую деятельность,

- на применение – использование информации как средства для решения

проблем в сюжетном контексте или вне его.

Технологии  развития критического мышления

КЛАСТЕРЫ – это способ графической организации материала,

позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые

происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).

Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

СИНКВЕЙН используется как способ синтеза материала. Стихотворение,

состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам

написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать

информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и

кратких выражениях.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете…?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Тонкие вопросы

  • Кто…?
  • Что…?
  • Когда…?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Согласны ли Вы…?

Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы  во   время чтения,       критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

    1.Учитель просит учащихся разделить тетрадь на две части.

    2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Чтение с остановками

1 стадия - вызов.

 Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. 

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Составление  вопросного плана

  • Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
  • В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося:

  • внимательно прочитать текст;
  • выделить главные мысли текста;
  • проверить, как они соотносятся между собой;
  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
  • сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

Приём таблица «ЗХУ»

Дерево предсказаний

Информационные ресурсы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. 

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Программа должна содержать:

  • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
  • перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
  • планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
  • методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 
Прежде всего, необходимо рассмотреть  
этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала
  2. Тип дидактической цели темы
  3. Тип дидактической цели урока
  4. Определение типа урока
  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
  1. Продумывание структуры урока
  2. Обеспеченность урока *
  3. Отбор содержания учебного материала
  4. Выбор методов обучения
  5. Выбор форм организации педагогической деятельности
  6. Оценка ЗУН
  7. Рефлексия урока

 

* Карта обеспеченности урока

№ п.п

раздел

материально-техническое
оснащение

учитель

ученики

время

 

учебный элемент

количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО

бумажные

электронные

бумажные

электронные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная дидактическая структура отображается  в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

  1. Организационный момент
  • тема,
  • цель,
  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  • мотивация их принятия
  • планируемые  результаты: знания, умения, навыки
  • личностноформирующая направленность урока
  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
  • постановка учебной задачи
  • актуализация знаний
  1. Сообщение нового материала
  • Решение учебной задачи
  • Усвоение новых знаний
  • Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
  1. Закрепление изученного материала
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
  1. Подведение итогов
  • диагностика результатов урока
  • рефлексия достижения цели
  1. Домашнее задание
  • инструктаж по его выполнению

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.  
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока
  • путями реализации этого плана

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. 

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. 

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр. 

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности. 
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. 

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:


Технологическая карта урока 
Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс: 
Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:  
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

 

 

.

 

 

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока
Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
  • Результативность решения дидактической задачи
  1. Содержание урока
  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
  1. Методы и средства обучения
  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
  1. Формы обучения
  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
  • Целесообразность использования предложенных заданий
  1. Результативность урока
  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
  1. Практическая направленность урока
  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
  • Взаимопомощь
  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
  1. Формирование ИКТ-компетентности
  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
  1. Структура урока
  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
  1. Контрольно-оценочная деятельность
  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
  1. Педагогический стиль
  • Соблюдение норм педагогической этики
  1. Гигиенические требования
  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
  • Соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ

 

Список литературы

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.
  2. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  3. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  4. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  5. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
  7. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
  8. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  9. Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
  10. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
  11. Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
  12. Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
  13. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.