Работа со слабоуспевающими учащимися

Ковалевская Кристина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

МОУ «Азейская средняя общеобразовательная школа»

План работы классного руководителя

с «трудными» детьми,

с детьми «группы риска»

Подготовила

классный руководитель 4 класса

Ковалевская Кристина Евгеньевна

2020-2021 уч.год

ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА КЛАССНЫЙ УЧЁТ:

Неадекватность поведения, невыполнение норм поведения учащихся, агрессивность, сквернословие; конфликты с одноклассниками, с учителями; проблемы в обучении; попустительское отношение родителей к воспитанию данных учащихся.

Цель работы с детьми «группы риска»:  

снять  настрой  на  ситуацию  конфликта в отношениях с учителями,  со сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,    включение "трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности.

             Задачи:

1. Вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе с одноклассниками.

 

2. Воспитывать у "трудных" добросовестность,  способность к сотрудничеству, бережливости, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность.

3.Вовлекать  "трудных"  в КТД, классное соуправление.

4. Коррекция форм общения, поведения,  формирование культуры поведения, борьба с вредными привычками.

5.Совместная работа с семьёй ученика, со  специалистами: психоневрологом, психологом, логопедом.

Прогнозированный результатдобиться положительного результата через реализацию поставленных задач.

Направления работы классного руководителя.

1.Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к детям, находящимся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

3.Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

4.Просветительская работа. Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся.

5.Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".

6.Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

- взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

- взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

- самоотношение, самопонимание;

- формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

- внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

- поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

- обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

- неорганизованность;

- зависимость от других, низкая сила своего «я»;

- трудности в обучении;

- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

- трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

- чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

5. Педагогически запущенные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

- негативное отношение к учёбе и воспитанию;

- нарушение отношений с родителями;

- подверженность частым перепадам настроения;

- дух противоречия;

- депрессия;

-низкая самооценка;

- высокая тревожность;

- чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

- тенденция к самооправданию;

- перекладывание вины на других;

- недостаток настойчивости;

- неприятие руководства;

- скука;

- неприятие состязаний;

- чувствительность к критике при любви покритиковать других;

- некоторая надменность;

- склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии). 

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. 

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

К основным причинам асоциального поведения детей можно отнести следующие:

1. Отсутствие четких социально-экономических перспектив развития, низкий прожиточный минимум в семье. Эта проблема не только невротизирует взрослых, не исполняющих свой родительский долг перед детьми, но и отрицательно сказывается на физическом и душевном здоровье самих детей, чье детство проходит на фоне болезненных переживаний за своих родных.

2. Попустительское отношение родителей к воспитанию детей приводит к отсутствию у них сформированных представлений о нормах поведения.

3. Жестокое отношение к детям (насилие) или пренебрежение их нуждами в семье и школе формирует у ребенка отрицательное отношение к окружающим.

4.Определяющую роль играет психогенный фактор (наличие психопатологической симптоматики, поведенческих расстройств), который имеет различную природу и степень выраженности у разных детей. Для детей с подобными проблемами обязательно медицинское сопровождение, согласованное с психолого-педагогической поддержкой.

5. Индивидуальные психосоматические особенности, затрудняющие социальную адаптацию подростков (акцентуации характера, неадекватные проявления самооценки, нарушения в эмоционально-волевой сфере, фобии, повышенная тревожность, агрессивность). Чаще всего нарушения поведения у подростков связаны не с одним из факторов (биологическим, психологическим или социальным), а с комплексом «внутреннего хода самого развития».

Таким образом, психологическое неблагополучие детей в условиях социальной нестабильности, отсутствие сформированных представлений об основах и способах человеческого поведения в обществе, наличие психиатрической симптоматики и индивидуальных психологических особенностей, затрудняющих социальную адаптацию, и есть те основные факторы, которые влияют на воспитание и изменяют траекторию развития ребенка.

План мероприятий по работе с детьми группы риска

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2


3

4

5

6

7

8

Составление социального паспорта группы

Составление характеристик на детей группы риска

Составление плана работы с детьми  группы риска .

Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность, организация летнего отдыха детей группы риска.

Организация встреч педагогов и специалистов с родителями, индивидуальные беседы с учащимися.

Организация взаимодействия со специалистами социальных служб, КДН, ОДН, органами опеки и попечительства.

Организация медицинской помощи.

Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование родителей о результатах работы.

Август-сентябрь

По мере необходимости

1 четверть

В течение уч. года

По мере необходимости

По мере необходимости

По мере возникновения проблем

В конце учебного года

Классный руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл. руководитель

Кл.

руководитель

Кл.

руководитель

Соц.педагог

Представители ОДН,КДН, опеки

Кл. руководитель

Психоневролог

Кл. руководитель

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Контроль посещаемости занятий.

Оказание педагогической помощи в ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей.

Вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций.

Направление на консультацию к психологу или к врачам.

Посещение семей группы «риска».

в теч.года

в теч. года

в теч.года

в теч.года

по мере возникновения проблем

по мере возникновения проблем

Кл. рук

Род. комитет

Кл. рук

Кл.рук

Кл.рук

родители

Кл.рук

родители

Кл.рук

Работа с педагогическим коллективом

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами

Консультации по результатам диагностики

Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»

Выступление на педагогических советах и ШМО

Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

в теч.года

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

в теч.года

по мере необходимости

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.руковод.

В теч.года

Кл.рук

Специалисты школы

Работа с родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

5

6

7

8

Посещение семей детей группы риска .

Проведение консультаций для родителей.

Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения.

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

Организация отдыха школьников в летний период

Направление на консультацию к психологу или к врачам

Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

По мере необходимости

в теч.года

в теч.года

по мере необходимости

летний период

по мере необходимости

по мере возникновения проблем

в теч.года

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Кл.рук

Кл.рук

Специалисты школы

Родители

Кл.рук

Кл.рук

Родители

Родители,соц.педагог

Кл.рук

Список использованной литературы

1.Степанова Е.Н. Методическое пособие классного руководителя о воспитательной системе класса. М.: Сфера, 2000.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. М.: Педагогическое сообщество России. Издательский Дом « Ноосфера», 1999.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное   учреждение

Азейская средняя общеобразовательная школа

(ФИО учащегося)

Классный руководитель ______________________________________________________

с.Азей


Содержание

.

Раздел I. « Общие сведения об учащемся »

Социальная карта на учащегося.

Заявление о постановке на внутришкольный учет.

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося.

Характеристика на учащегося составленная учителем.

Раздел II. «Общие сведения о семье учащегося»

АНКЕТА «Первое знакомство с семьей ученика»

Карта обследования семьи учащегося.

Раздел II I. «Учебная деятельность»

Учебная карта.

Текущий контроль за поведением учащегося.

Табель успеваемости по четвертям.  

Табель посещаемости по четвертям.

Педагогические наблюдения и выводы администрации об индивидуальной работе с учащимся.

Раздел I V. «Индивидуальная работа»

План индивидуальной работы с учащимся.

План работы с семьей.

Акты обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи учащегося.

Раздел I.

 

                                     

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ФИО учащегося

Число, месяц, год рождения

______________________________

Дата поступления в школу

______________________________

В каком кружке, секции занимается

______________________________

Дата постановки на дисциплинарный учет

ФИО. Место работы и занимаемая должность отца

______________________________

ФИО. Место работы и занимаемая должность матери

______________________________

Адрес места жительства, домашний телефон

______________________________

СОЦИАЛЬНАЯ  КАРТА

1. ЖИЛИЩНЫЕ  УСЛОВИЯ

Ребёнок проживает с матерью____________________________________________

        с отцом ______________________________________

        с бабушкой___________________________________

        с дедушкой ___________________________________

С другими ближайшими родственниками

        (указать родство)____________________________________

        с сёстрами____________________________________

        с братьями____________________________________        

Количество  членов  в семье________________________

Ребёнок  проживает: отдельная квартира______________

(квартирные условия) коммунальная квартира_____________(кол-во соседей)______

Отношения с соседями___________________

        Квартира снимается_____________________

        Комната снимается______________________

        Нет жилья______________________________

2. УЧЕБНОЕ МЕСТО УЧАЩЕГОСЯ

Своя комната_____________________________________

Свой детский уголок_______________________________

Свой письменный стол_____________________________

Условия для занятий _______________________________

3.МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ

                                   (наименование образовательного учреждения)

      В школьный Совет по профилактике

       безнадзорности  и правонарушений

заявление

о постановке на внутришкольный учет.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

           Прошу поставить на внутришкольный учет ученика ______ класса «_____»

_______________________________________________________________________

                                                                                 (ФИО)

_______________________________________________________________________

                                                                           (число, месяц, год рождения)

проживающего  по  адресу   _______________________________________________________________________

                                             (почтовый адрес, домашний телефон)

с семьёй

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                               (указать состав семьи, ФИО)

в связи с

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать причину постановки на учет)

       Классный руководитель ___________/

______________________________/

              (расшифровка подписи)

___________________                                                                      _________________

           (дата)                                                                                                                                        (подпись)

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося

  1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

  1. Как  относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим  

     замечаниям?

     (благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

  1. Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный;  

          агрессивный; неустойчивый; обособленный)

  1. Пользуется ли авторитетом в коллективе?

    (у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не  

    пользуется авторитетом)

  1. Имеет ли друзей?

(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,  сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

  1. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?

(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

     7. Как выполняет общественные поручения?

(с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

  1. С кем чаще всего бывают конфликты?

(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)

Раздел II.

                       

АНКЕТА  «Первое знакомство с семьей ученика»

1.ФИО матери и отца (лиц,  их заменяющих) ____________________________________

____________________________________________________________________________

2.Образование матери и отца   (лиц,  их заменяющих)  _____________________________      ____________________________________________________________________________

3.Место работы, должность, контактный телефон матери и отца  (лиц,  их заменяющих) ____________________________________________________________________________

4.Члены семьи, живущие вместе с учеником ____________________________________________________________________________

5. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка, наличие рабочего места  и т.д.) ________________________________________________

____________________________________________________________________________

6.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра, школьные и другие праздники)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование, уход за домашними животными, искусство и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Увлечения  ребенка, кружки, секции. _________________________________________

____________________________________________________________________________

9.Обязанности ребенка по дому. _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Кто в основном занимается  воспитанием ребенка. _____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания, поощрения, дружеский контакт и т. д.) __________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Друзья ребенка, ходят в гости. ______________________________________________

____________________________________________________________________________

13.Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

14. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы. __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.

____________________________________________________________________________

16. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з, культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Как часто посещаете родительские собрания. _________________________________

____________________________________________________________________________

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Ф.И.О. ребенка, проживающего в неблагополучной семье, дата его рождения
  2. Адрес проживания семьи, телефон        _____________________
  3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон)________________________________________________________
  4. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата,
    рабочий телефон)____________________________________________________
  5. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) ______________________

______________________________________________________________________________________

  1. Сведения о других проживающих вместе с ребенком ________________________        ____________________________________________________________________
  2. Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Даты обследования семьи ________________________________________________________
  4. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологическая) _________________________________________________________

10.        Формы работы с семьей (посещения, беседы, приглашение на совет профилактики, КДН, привлечение к работе в классе, в школе и др.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел III.

УЧЕБНАЯ  КАРТА

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы,

изучаемый с

удовольствием

Предметы,

вызывающие

трудности

Предметы,

которые

хотели бы  изучать

дополнительно

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ  РОДИТЕЛЕЙ

Параметры

Мнение

ученика

Мнение родителей

Полностью

самостоятелен

Оказывается

эпизодическая

помощь

(указать, по каким)

Оказывается

постоянная

 помощь

КАРТА НА  УЧАЩЕГОСЯ

__________________________________________ г.

1. ФИО ученика (цы) ____________________________________________________

2. Класс _______________________________________________________________

3. Дата (число, месяц, год) и место рождения_____________________________ _______________________________________________________________________

4. Домашний адрес, домашний  телефон, код подъезда ________________________

 ______________________________________________________________________

5. Семья ребенка:

Мать __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

                                               (ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Отец  __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

                                       (ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: ______________________

Состав семьи, её структура:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия ______________________________________________

_______________________________________________________________________ Взаимоотношения в семье ________________________________________________

_______________________________________________________________________ Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________

_______________________________________________________________________

Культурный уровень семьи _______________________________________________

_______________________________________________________________________ Воспитательный потенциал семьи _________________________________________

_______________________________________________________________________

6.Группа здоровья ребенка, заболевания: ___________________________________

_______________________________________________________________________

7. Характер ребёнка _____________________________________________________

8. Качества личности ребенка (положительные, отрицательные) ________________

       

9. Положение ребенка в коллективе. _________________________________________

10. Учебная деятельность:

успеваемость ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

уровень знаний _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

мотивация обучения _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

посещаемость уроков ____________________________________________________

_______________________________________________________________________

способности к обучению _________________________________________________

_______________________________________________________________________ познавательный интерес _________________________________________________

_______________________________________________________________________

11. Трудовая деятельность:

 наличие трудовых навыков _______________________________________________

_______________________________________________________________________

предпочитаемые виды труда ______________________________________________

_______________________________________________________________________

участие в трудовых делах  ________________________________________________

_______________________________________________________________________

12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ____________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

13.Круг общения (ФИ друзей):

 в школе _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

вне  школы _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Относится ли к «группе риска» (с какого года)? ___________________________

_______________________________________________________________________

15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ____

_______________________________________________________________________

16.Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) _________________

_______________________________________________________________________

17.Состоит ли в районной  Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)  ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета)  _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

19. Вызов на Совет  по профилактике правонарушений (дата, причина)__________

_______________________________________________________________________    

20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних  (дата, причина)__________

_______________________________________________________________________  

______________________

(год оформления карты)

______________________________                                   _________________

  (ФИО классного руководителя)                                                                              (подпись)

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

за поведением учащегося  в 2_______- 20______ учебном году.

ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Предмет

I с. 201  

II с. 201

III с. 20  

Год. 20        

Русский язык

Изобразительное искусство

Иностранный язык (Английский)

Литературное чтение

Математика

Музыка

Окружающий мир

Технология

Физическая культура

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ

        

Класс

Всего

пропусков

за год

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

по болезни

без причины

по болезни

без причины

по болезни

без

причины

по

болезни

без причины

Раздел IV.

                       

ПЛАН

индивидуальной работы с учащимся

на 1 полугодие

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

Отметка о проведении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

        

10.

ПЛАН

индивидуальной работы с учащимся

на 2 полугодие

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

Отметка о проведении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

ПЛАН

работы с семьей учащегося

Дата

Проблема семьи

Что сделано

подпись

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ

Какие изменения личностных качеств учащегося произошли за период обучения.

___класс _________________________________________________________                __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                 __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                 __________________________________________________________________                __________________________________________________________________

___класс__________________________________________________________        __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                  __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                 __________________________________________________________________                __________________________________________________________________

___класс _________________________________________________________                __________________________________________________________________                __________________________________________________________________               __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                __________________________________________________________________                __________________________________________________________________

АКТ

обследования жилищно-бытовых и семейных условий

от "____"   _____________       20 _   года.

несовершеннолетней ________________________________________________

дата рождения ______________________________________________________

проживающего по адресу__________________________________________________

В присутствии  ___________________________________________________________

Проведено  обследование   жилищно- бытовых и  семейных условий подростка .

Время проведения обследования: с    час.    мин. до __ час.  _мин Обследованием установлено, что семья состоит из      ___________ человек

Мать____________________________________________________________________

Отец____________________________________________________________________

Общая  площадь квартиры _____________

Санитарное состояние ___________________________________________________

Имеется ли необходимая мебель___________________________________________

Общий заработок семьи _________________________________________________

Взаимоотношение в семье ________________________________________________

Характеристика родителей________________________________________________

В связи с чем производилось обследование__________________________________

Во время обследования подросток находился (лась)___________________________

и занимался_____________________________________________________________

Во время обследования проведена беседа____________________________________

Заключение _____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Обследование произведено в присутствии:

_____________________________________ /ФИО/

_____________________________________ /ФИО

 (наименование образовательного учреждения)

              В школьный Совет по профилактике

       безнадзорности  и правонарушений

заявление

о снятии с внутришкольного профилактического учета.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

              Считаю необходимым снять с внутришкольного учета ученика (цу) ____ класса «____»

_______________________________________________________________________

                                                         (ФИО)

_______________________________________________________________________

                                                       (число, месяц, год рождения)

в связи с   _______________________________________________________________________

                                                        (указать причину)

Дата постановки на учет  _________________________________________________

Характеристика ученика, справка о проведенной с ним профилактической работе, достигнутых результатах и личных достижениях учащегося прилагаются.

       Классный руководитель ___________/

______________________________/

(расшифровка подписи)

___________________                                                             _________________

   (число, месяц, год)                                                                                                                  (подпись)



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция :

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств «трудного»

Поэтому первый этап диагностики «трудного» - это общее  изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». В этом необходима помощь специалиста-психолога.

          Анкета содержит 45 вопросов, разделенных по 3 поданкетам. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

         При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

Анкета № 1

  1. интересно ли тебе на уроках?
  2. стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. пытаешься ли найти ответ, если тебе что-то непонятно?
  4. пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. стремишься ли вести себя так, чтобы не получать замечания?
  6. переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. сам ли стираешь себе белье (носки, майки)?
  8. принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. куришь ли ты?
  15. приходилось ли тебе убегать из дома?

Анкета № 2

  1. приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. приходилось ли в кабинете директора или завуча держать ответ за плохое поведение?
  5. случалось ли быть участником драки в школе?
  6. доводилось ли помогать проводить классные часы или школьные мероприятия?
  7. бывали ли случаи, что ты убегал с классных мероприятий?
  8. пытался ли избегать общественных поручений?
  9. пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
  13. старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
  14. можешь ли устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета № 3

  1. с полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. выполняешь ли ты домашние задания?
  3. связываешь ли ты получение знаний в школе со своим будущим?
  4. вежлив ли с взрослыми вне школы?
  5. вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. считаешься ли с мнением родителей?
  7. проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. выбирали ли тебя в актив класса?
  9. делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине твоего плохого поведения на улице?
  15. встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Обработка результатов

На каждый вопрос могут быть три варианта ответов: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом  

+1, - 1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N больше 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.